Jump to content

Площадь Накш-э Джахан

Координаты : 32 ° 39'26,82 "с.ш. 51 ° 40'40" в.д.  /  32,6574500 ° с.ш. 51,67778 ° в.д.  / 32,6574500; 51,67778
(Перенаправлено с площади Нагш-э Джахан )
Площадь Нагш-э Джахан, Исфахан
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Площадь Нагш-э Джахан
Расположение Исфахан , провинция Исфахан , Иран
Критерии Cultural: (i)(v)(vi)
Ссылка 115
Надпись 1979 г. (3-я сессия )
Координаты 32 ° 39'26,82 "с.ш. 51 ° 40'40" в.д.  /  32,6574500 ° с.ш. 51,67778 ° в.д.  / 32,6574500; 51,67778
Площадь Накш-э Джахан расположена в Иране.
Площадь Накш-э Джахан
Расположение площади Накш-э Джахан в Иране

Площадь Накш-э Джахан ( персидский : میدان نقش جهان Maidān-e Naghsh-e Jahān ; перевод: «Образ Мировой площади»), также известная как площадь Шаха (میدان شاه) до 1979 года, представляет собой площадь, расположенную на центр Исфахана , Иран . Построенный между 1598 и 1629 годами, сейчас он является важным историческим объектом и одним из ЮНЕСКО наследия объектов Всемирного . Его ширина 160 метров (520 футов), длина 560 метров (1840 футов). [1] (площадь 89 600 квадратных метров (964 000 квадратных футов)). Ее также называют площадью Шаха или площадью Имама . [2] Площадь окружена зданиями эпохи Сефевидов . Мечеть Шаха расположена на южной стороне этой площади. На западной стороне находится дворец Али Капу . Мечеть Шейха Лотф Аллаха расположена на восточной стороне этой площади, а на северной стороне ворота Кейсари выходят на Большой базар Исфахана . Сегодня Намаз-е Джоме в мечети Шаха проводится (мусульманская пятничная молитва).

Квадрат изображен на реверсе иранской банкноты номиналом 20 000 риалов . [3] Магазины принадлежат тресту Остандари Исфахан .

Лошадь и багги на площади
Большой базар Исфахана ; рисунок Г. Хофстеда ван Эссена 1703 г.; Лейденского университета Библиотека
Рисунок XIX века площади Накш-э-Джахан в Исфахане, выполненный французским архитектором Ксавье Паскалем Косте , который путешествовал по Персии в 1839 году.
Накш-э Джахан ночью

В 1598 году, когда Аббас Великий решил перенести столицу своей империи из северо-западного города Казвин в центральный город Исфахан , он инициировал то, что впоследствии стало одной из величайших программ в истории Персии; полная перестройка города. Выбрав центральный город Исфахан с Заянде-Рудом Живоносной рекой »), лежащим как оазис интенсивного земледелия посреди обширной территории засушливого ландшафта, он дистанцировал свою столицу от любых будущих нападений со стороны Османы , главные соперники Сефевидов, [4] и узбеки , и в то же время получили больший контроль над Персидским заливом , который недавно стал важным торговым маршрутом для голландской и британской Ост-Индских компаний . [5]

Главным архитектором этой колоссальной задачи городского планирования был Шейх Бахаи (Баха ад-Дин аль-Амили), [6] который сосредоточил программу на двух ключевых особенностях генерального плана Шаха Аббаса: проспекте Чахар Баг , окруженном с обеих сторон всеми выдающимися учреждениями города, такими как резиденции всех иностранных высокопоставленных лиц, и площади Накш-э Джахан (« Образец Мира »). [7] До прихода короля к власти в Иране существовала децентрализованная структура власти, в которой за власть боролись различные институты, включая как военных ( Кызылбаш ), так и губернаторов различных провинций, составляющих империю. Аббас хотел подорвать эту политическую структуру, и воссоздание Исфахана как великой столицы Ирана было важным шагом в централизации власти. [8]

Майдан – Королевская площадь

[ редактировать ]

Майдан был местом встречи короля и народа. В течение дня большая часть площади была занята палатками и ларьками торговцев, которые платили правительству еженедельную арендную плату. Были также артисты и артисты. Для голодных были готовые блюда или кусочки дыни, а стаканы с водой раздавались бесплатно водоносами, оплачиваемыми владельцами магазинов. У входа на Императорский базар располагались кофейни, где люди могли расслабиться за чашечкой свежего кофе и кальяном. [9] Эти магазины можно найти и сегодня, хотя в прошлом веке в моде был чай, а не кофе. В сумерках лавочники собирали вещи, и гул торговцев и нетерпеливых покупателей, торгующихся о ценах на товары, отдавался дервишам , ряженым, жонглерам, кукольникам, акробатам и проституткам. [10]

Время от времени площадь освобождали для проведения публичных церемоний и гуляний. Одним из таких событий может стать ежегодное мероприятие Навруз , персидский Новый год. Кроме того, на Майдане можно было играть в национальный персидский вид спорта – поло , развлекая шаха, проживающего во дворце Али Капу, и занятых покупателей. [11] [12]

При Аббасе Исфахан стал очень космополитичным городом, в котором проживало турки, грузины, армяне, индийцы, китайцы и все большее число европейцев. Аббас пригласил около 300 китайских мастеров для работы в королевских мастерских и обучения искусству изготовления фарфора. Индейцы присутствовали в очень больших количествах и разместились во многих караван-сараях . посвященных им [13] и в основном они работали торговцами и менялами. Европейцы были там как торговцы, католические миссионеры, художники и ремесленники. Даже солдаты, обычно имеющие опыт работы в артиллерии, совершали путешествие из Европы в Персию, чтобы заработать на жизнь. [14] Посол Португалии Де Гувеа однажды заявил, что:

«Жители Исфахана очень открыты в своих отношениях с иностранцами, им каждый день приходится иметь дело с людьми нескольких других национальностей». [15]

Также многих историков интересует своеобразная направленность Майдана. В отличие от большинства важных зданий, эта площадь не находилась на одной линии с Меккой , поэтому, входя во входной портал мечети Шаха, человек, почти не осознавая этого, делает полуправый поворот, который позволяет главному внутреннему двору смотреть лицом к Мекка. Наиболее правдоподобное объяснение этому дает Дональд Уилбер; Видение Шейха Бахаи заключалось в том, чтобы мечеть была видна везде, где бы на майдане ни находился человек. Если бы ось майдана совпадала с осью Мекки, купол мечети был бы скрыт от глаз высоким входным порталом, ведущим к нему. Создав угол между ними, две части здания, входной портал и купол, находятся в прекрасном обзоре, которым могут восхищаться все, кто находится на площади. [16]

Площадь Накш-э Джахан: мечеть Шейха Лотф Аллаха (слева), мечеть Имама (в центре) и Али Капу (справа)
Панорамный вид
Шаха Мечеть ночью
Мечеть Лотфолла имела секретный вход, ведущий под Майдан, из дворца на противоположной стороне площади.

Масджед-э Шах – вершина архитектуры Сефевидов

[ редактировать ]

Жемчужиной короны на площади Накш-э-Джахан была Масджед-э-Шах , которая заменит гораздо более старую мечеть Джаме при проведении пятничных молитв. Для достижения этой цели была построена не только величественная мечеть Шаха, имеющая самый большой купол в городе, но и Шейх Бахаи также запланировал строительство религиозной школы и зимней мечети, примыкающей по обе стороны от нее. [17]

Мечеть Лотфоллах

[ редактировать ]

Из четырех памятников, доминировавших по периметру площади Накш-э Джахан, мечеть Лотфоллах , расположенная напротив дворца, была построена первой. Целью этой мечети было сделать ее частной мечетью королевского двора, в отличие от Масджид-э Шаха, которая предназначалась для публики. [18]

Дворец Али Капу

[ редактировать ]
Али Капу ночью

Али Капу ( IPA: ɑliː qɑpuː) — это павильон, который отмечает вход в обширный королевский жилой квартал Сефевидов Исфахан, который простирался от Майдан Накш-е Джахан до бульвара Чахар Баг. Имя состоит из двух элементов: «Али», что по-арабски означает «возвышенный», и «Капу» по-тюркски, означающее портал или королевский порог. Комплекс означает «Возвышенная Порта». [ нужна ссылка ]

На шестом этаже проходил королевский прием и банкеты. На этом этаже расположены самые большие комнаты. Лепной декор банкетного зала изобилует мотивами различных сосудов и чаш. Шестой этаж в народе назывался (музыкальный зал), так как именно здесь исполняли музыку и пели песни различные ансамбли. С верхних галерей правитель Сефевидов наблюдал за играми в поло , маневрами и скачками внизу на площади Накш-э-Джахан. [19]

магазин Ремесленный на базаре

Императорский базар

[ редактировать ]
Вход на базар (ворота Кейсария)

Базар Исфахана — исторический рынок и один из старейших и крупнейших базаров Ближнего Востока . Хотя нынешняя структура восходит к эпохе Сефевидов, некоторым ее частям более тысячи лет, и они относятся к династии Сельджуков . Это сводчатая двухкилометровая улица, соединяющая старый город с новым. [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 июля 2009 г. Проверено 12 октября 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  2. ^ Блейк, Стивен П.; Полмира. Социальная архитектура Сефевидов Исфахана, 1590–1722, стр. 117–9.
  3. ^ Центральный банк Ирана. Архивировано 3 февраля 2021 г. в Wayback Machine . Банкноты и монеты: 20 000 риалов. Архивировано 9 апреля 2009 г. в Wayback Machine . - Проверено 24 марта 2009 г.
  4. ^ Ротман 2015 , с. 236.
  5. ^ Сэвори, Роджер; Иран при Сефевидах , с. 155.
  6. ^ Хейрабади Масуд (2000). Иранские города: формирование и развитие . Издательство Сиракузского университета. стр. 47.
  7. ^ Сэр Роджер Стивенс; Страна Великой Софии , с. 172.
  8. ^ Пикантный; глава: Империя Сефевидов на пике своего могущества при шахе Аббасе Великом (1588–1629).
  9. ^ Блоу, Дэвид; Шах Аббас. Безжалостный король, ставший иранской легендой; стр. 195–6
  10. ^ Сэвори, Роджер; Иран при Сефевидах; стр. 158–9
  11. ^ Удар; стр. 195–6
  12. ^ Пикантный; стр. 159–60
  13. ^ Блейк, Стивен П.; Полмира. Социальная архитектура Сефевидов Исфахана, 1590–1722, стр. 117–9.
  14. ^ Удар, 206
  15. ^ Удар; п. 206
  16. ^ Уилбер, Дональд; Аспекты ансамбля Сефевидов в Исфахане , в иранских исследованиях VII: Исследования Исфахана, часть II , стр. 407-408.
  17. ^ Блейк, Стивен П.; Половина мира, Социальная архитектура Сефевидов Исфахана, 1590–1722 гг. , стр. 143-144.
  18. ^ Ферье, RW; «Путешествие в Персию», «Портрет империи семнадцатого века» Жана Шардена; п. 53, стр.143
  19. ^ Оценка ЮНЕСКО
  20. ^ «Базар в Исфахане» . Archnet.org. Архивировано из оригинала 26 февраля 2006 г. Проверено 19 июля 2007 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Э. Галдиери и Р. Орази: Проект аранжировки Майдан-и Шаха (Рим, 1969)
  • Э. Галдиери: «Два этапа строительства во времена шаха «Аббас I в Майдан-и Шахе Исфахана: предварительное примечание», E. & W., ns, xx (1970), стр. 60–69.
  • Х. Лущей: «Королевские конюшни в Исфахане и планография дворцового района Энгельберта Кемпфера в 1712 году», Иран, xvii (1979), стр. 71–9.
  • Э. Галдиери: «Esfahan e la Domus Spectaculi Automatorum», Труды Первой европейской конференции иранских исследований, Societas Iranologica Europaea: Турин, 1987, ii, стр. 377–88
  • А. Джабаламели: «Мейдан Эман в Исфахане», Patrimonio Mundial, xix (2000), стр. 20–31
  • Э. Натали Ротман (2015). Посредническая империя: трансимперские субъекты между Венецией и Стамбулом . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0801463129 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0fe2a2dbe159354c1676f0dba09ff1f4__1715953440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/f4/0fe2a2dbe159354c1676f0dba09ff1f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Naqsh-e Jahan Square - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)