HMS Робак (1690)
![]() Прибытие Робака в Шарк-Бэй , с картины Джона Чарльза Олкота (1925)
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Робак |
Строитель | Снеллгроув |
Запущен | 17 апреля 1690 г. |
Судьба | Санк, февраль 1701 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Пятисортный |
Тонны нагрузки | тонов 292 бм |
Длина | 96 футов (29 м) |
Луч | 25 футов 6 дюймов (7,77 м) |
Вооружение | 26 орудий |
Послужной список | |
Командиры: | Уильям Дампьер |
ГМС [ 1 ] Робак был пятым по рангу военным кораблем Королевского флота , который под командованием Уильяма Дампира провел первую британскую научную экспедицию в Австралию в 1699 году. Он затонул в начале 1701 года. С тех пор место крушения корабля было обнаружено командой из Морской музей Западной Австралии на берегу острова Вознесения , где он затонул более 300 лет назад.
Строительство и раннее обслуживание
[ редактировать ]Робак был построен компанией Snellgrove в Уоппинге , Восточный Лондон , и спущен на воду 17 апреля 1690 года во время правления Вильгельма III и Марии II как один из 12 специально построенных боевых кораблей . Он нес 8 орудий, весил 292 тонны ( строительные меры ), длину 96 футов (29 м) и ширину 25,5 футов (8 м). В июне 1690 года Робак присутствовал в битве при Бичи-Хед . [ 2 ]
Около 1695 года корабль был модернизирован и внесен в список 26-пушечных кораблей пятого ранга . Хотя чертежи и модели подобных кораблей сохранились, поскольку на момент постройки это было относительно скромное судно, никаких современных чертежей самого Робака обнаружено не было. Отсутствие подробностей до недавнего времени приводило к значительным разногласиям по поводу внешнего вида судна. [ 3 ] В результате в произведениях искусства и на почтовых марках остались только условные изображения.
Путешествие открытий
[ редактировать ]
После периода относительной безвестности в июле 1698 года Робак был передан под командование Уильяма Дампира. Это аномальное назначение бывшего пирата командовать одним из кораблей короля Вильгельма объясняется растущей репутацией Дампира, поскольку он много путешествовал и выставлялся на выставках. знаменитый татуированный принц Чоли и его мать. Купленные во время его первого кругосветного плавания , они были описаны в рекламных проспектах с 1691 по 1692 год как «просто чудо века». [ 4 ] Эта популярность привела к большему признанию среди ученых, мореплавателей, политиков и членов королевской семьи после публикации его замечательного рассказа о путешествиях « Новое кругосветное путешествие » в 1697 году.
О его знакомстве с влиятельными людьми, такими как недавно вышедший в отставку военно-морской администратор Сэмюэл Пепис, свидетельствует следующая запись дневника Джона Эвелина от 16 августа 1698 года: «Я обедал с мистером Пеписом, где был капитан Дампьер, который был известным пиратом, привез сюда нарисованного принца Иова [Джоли] и напечатал рассказ о своем очень странном приключении ... Теперь он снова собирался за границу при поддержке царя, который предоставил корабль. 290 тонн. Он казался более скромным человеком, чем можно было бы себе представить, судя по экипажу, с которым он общался». [ 5 ] «Робак» , упомянутый здесь военный корабль, был заменой «Джолли Приз» , который Дампьер счел совершенно неподходящим для своих планов по поиску Терры Австралис и исследованию тогда еще неизведанного восточного побережья Новой Голландии (Австралия) через мыс Горн , печально известный трудный и опасный маршрут. [ 6 ]
Выход на Терру Южную
[ редактировать ]
Подготовив Робака слишком поздно в сезоне, чтобы следовать своим любимым маршрутом через мыс Горн, Дампир 14 января 1699 года отплыл из Англии к мысу Доброй Надежды . Проблемы, возникшие из-за вражды между Дампиром и его первым лейтенантом Джорджем Фишером, разделили корабль. Судя по всему, они «вели себя одинаково как хамство, без искорки достоинства и самоуважения... попеременно выпивали вместе, злословили друг друга перед своими доверенными лицами, переходили к личным оскорблениям и даже дракам в присутствии съемочной группы». [ 7 ] Последовало нарушение дисциплины, и по дороге Дампир избил Фишера тростью, заковал его в кандалы и запер в своей каюте. Мнения в команде по этому поводу разделились, и, обеспокоенный возможностью мятежа, Дампьер отправил Фишера на берег в Баии в Бразилии, где он некоторое время находился в заключении, прежде чем отправиться домой. [ 8 ]
На мысе Доброй Надежды Дампир счел изменения в показаниях компаса аномальными, заявив в своем дневнике: «Эти вещи, признаюсь, действительно озадачили меня - действительно, были для меня самым шокирующими». Адмирал Уильям Генри Смит впоследствии заметил, что «хотя местное магнитное притяжение на кораблях попало в поле зрения моряков, он [Дампир] был одним из первых, кто проложил путь к его исследованию, поскольку факты, которые «споткнулись» его на мысе Доброй Надежды, учитывая отклонения компаса, побудило [Мэтью] Флиндерса , его ярого поклонника, изучить аномалию». [ 9 ]
Продолжая путь после мыса Доброй Надежды, Дампир впервые вышел на берег в августе 1699 года на австралийском континенте в месте, которое он впоследствии назвал заливом Шарк в Западной Австралии . Там и в местах дальше на север, таких как залив Лагранж , к югу от того, что сейчас известно как Брум в заливе Робак , он описал и собрал множество образцов, включая раковины, впоследствии получив титул «первого естествоиспытателя Австралии». [ 10 ] После захода на Тимор в ноябре Дампир отплыл к северо-западному мысу Новой Гвинеи в районе современного Селата Дампира, Западное Папуа . Там он отправил своих людей на берег на «маленьком лесистом острове», который он назвал островом Кокл. Его люди привезли с собой множество гигантских раковин моллюсков. Затем они обогнули северную часть Новой Гвинеи, назвав ее Новой Британией . Пролив между этими двумя островами, пролив Дампьер , впоследствии был назван в его честь. [ 11 ]
Обратный рейс и кораблекрушение
[ редактировать ]Обеспокоенный состоянием своего судна, которое разъедали корабельные черви , Дампьер отказался от своего плана проследовать дальше на юг, чтобы исследовать восточное побережье Австралии в марте 1700 года, оставив его исследование лейтенанту Джеймсу Куку более полувека спустя. Вернувшись в Индийский океан, Дампир направился на юг в поисках неуловимых скал Триал , места гибели английской Ост-Индской компании корабля «Триалл» в 1622 году, первого известного европейского корабля, затерянного у австралийского побережья. Сильно протекая и не имея возможности продолжать поиски, Робак направился в Батавию , штаб-квартиру Голландской Ост-Индской компании и центр обширной торговой сети с Китаем, Японией, Индией и Европой. Произведя некоторый ремонт, они покинули Батавию и к концу декабря вернулись на мыс Доброй Надежды. [ 12 ]
В середине января 1701 года они ушли и, пробыв на острове Святой Елены до 13 февраля, направились к острову Вознесения , который увидели 21 февраля. Там у корабля произошла очень серьезная утечка в четвертом ряду обшивки киля , которую оказалось невозможно остановить. Когда начал дуть морской бриз , они побежали к берегу, но были вынуждены встать на якорь на глубине 7 саженей или 42 футов (13 м), когда ветер утих. Вынеся небольшой якорь на берег в ночь на 23 февраля, команда деформировала судно до тех пор, пока оно не приземлилось на глубине 3,5 сажени или 21 фут (6 м). Затем команда покинула корабль, сохранив некоторые предметы, в том числе журналы Дампира и различные образцы. Найдя источник пресной воды внутри страны, они остались живы, хотя и пережили множество лишений. [ 13 ]
8 апреля четыре корабля Ост-Индской компании вошли в бухту, в которой Робак затерялся , и взяли на борт оставшихся моряков. Одно из судов, Гастингс , решило вернуть якорь и трос, по-видимому, тот, который использовался, чтобы вывести Робака на берег. Это оказалось успешным, но якорь был утерян. Затем корабли доставили Дампира и его команду домой, где в 1703 году он опубликовал отчет о путешествии под названием « Путешествие в Новую Голландию» — снова получивший большое признание. Хотя это еще больше укрепило его репутацию исследователя, на военном трибунале за потерю своего корабля Дампьер подвергся резкой критике за обращение с Фишером, что помешало любым дальнейшим попыткам получить официальное покровительство. Позже он передал коллекции растений, спасенные им после крушения, Королевскому обществу , и в конечном итоге они попали в Оксфордский университет . [ 14 ]
Искать обломки
[ редактировать ]Хотя место крушения стало известным благодаря связи с Дампиром, со временем местонахождение затонувшего корабля было утеряно, отчасти потому, что ранние документы предоставили противоречивые сведения о его местонахождении. Сам Дампьер еще больше усугубил замешательство, когда написал графу Пембруку , лорду-президенту Совета , указав, что его корабль, возможно, уплыл обратно в море: «Мир склонен судить обо всем по успеху; и тот, кто В этом, милорд, была моя неудача в моей недавней экспедиции в Робак , которая захлебнулась в преклонном возрасте недалеко от острова Вознесения». [ 15 ] После появления подводного плавания на поиски затонувшего корабля отправилось множество экспедиций , но все они оказались безуспешными.
Место крушения расположено
[ редактировать ]
В 2000 году Морской музей Западной Австралии во Фримантле заказал поиск первоисточников в Англии. Многие источники, обнаруженные и скопированные для музея, позволяют предположить, что затонувший «Робак» находился на мелководье залива Кларенс на северо-западном побережье острова Вознесения. [ 16 ] Другие уже проводили поиски в этом месте, но их загнали в тупик размеры залива и обширный песчаный покров.
К марту 2001 года, основываясь на обширном исследовании, команда музея пришла к выводу, что у них есть четкое представление о Робака положении в феврале 1701 года, когда корабль затонул. [ 17 ] Прибыв на остров и бросив якорь примерно в том месте в бухте, где, по их мнению, находилось место посадки на мель, они почувствовали тот же необычно продолжительный морской бриз, который Дампир описал примерно 300 лет назад. Когда они исследовали морское дно, они обнаружили, что большое и совсем недавнее движение песка из залива обнажило скалы и другие образования, не замеченные местными дайверами за 40 лет с тех пор, как на острове впервые начались погружения. [ 18 ]
Проводя поиск от пляжа до глубины 3,5 сажени, описанной Дампиром, дайверы вскоре обнаружили обнаженный колокол. Затем они обнаружили большую раковину моллюска в расщелине рифа на морском дне к югу от колокола, а также прочно забетонированный якорь-кошку на мелководье примерно в 328 футах (100 м) к югу от колокола и в 26 футах (8 м) от берега. . В очень неспокойном месте были замечены два слегка сужающихся железных объекта, очень похожих на остатки сильно разрушенной пушки. Они лежали на волновой линии и прочно вклинивались среди камней. Все остались на месте . [ 19 ]
Будучи незакрепленными и потенциально находящимися под угрозой исчезновения объектами, администратор острова впоследствии потребовал, чтобы команда музея совместно с дайв-клубами острова Вознесения и Королевских ВВС удалила моллюска и колокол . При извлечении колокола было обнаружено, что на нем была широкая стрела , что подтверждает его происхождение от Королевского флота . Из всех затерянных на острове военных кораблей только «Робак» до сих пор не был найден . Оригинальные предметы, отправленные в лаборатории Мэри Роуз в Портсмуте для обработки и тиражирования, были возвращены на остров для выставки. [ 20 ] Реплики были изготовлены для выставки в Морском музее Западной Австралии.
Находки проанализированы
[ редактировать ]Вскоре после того, как были найдены колокольчик и моллюск, давний житель острова и дайвер показал команде австралийского музея богато украшенную бело-голубую керамическую крышку и неповрежденный коричневый глиняный горшок, который он нашел несколькими неделями ранее выступающим со дна моря. [ 21 ] С тех пор оказалось, что они соответствуют и путешествиям Робака времени , поскольку кувшин, вероятно, был изготовлен в печах в провинции Гуандун , Китай. Сине-белая крышка банки и осколки являются продуктами печей Цзиндэчжэнь , провинция Цзянси , Китай, причем Батавия (ныне Джакарта наиболее вероятным источником торговли является ). Моллюск принадлежал к роду Tridacna и, возможно, к виду Tridacna sqamosa из тропических и субтропических вод Индо-Тихоокеанского региона вплоть до залива Шарк. Через несколько недель после ухода команды залив Кларенс начал возвращаться к своей нормальной конфигурации, а через несколько месяцев это место снова было полностью покрыто песком. [ 22 ]
Морской историк помог музею провести подробный анализ Робака , включая чертежи и описания. Решающее значение для этого процесса имело местонахождение давно утерянного контракта на постройку корабля в Национальном архиве (Великобритания) . [ 3 ] На основе этого исследования опытный модельер построил модель в масштабе 1:24, которая была передана в дар Музею Западной Австралии и выставлена во Фримантле на фоне плана парусного судна . [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аббревиатура «HMS» в то время не применялась к Робаку , поскольку официально она не была принята до 1789 года. Здесь она используется только для обозначения официального статуса корабля.
- ^ Маккарти, Майкл (2002). Отчет № 159: Корабль Его Величества Робак (1690-1701) (PDF) . Фримантл, Вашингтон: Морской музей Западной Австралии. стр. 15–18. Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 года . Проверено 28 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Секстон, Роберт (2011). «Робак Дампира». Бюллетень Австралазийского института морской археологии . 35 (1): 28–38.
- ^ Мейсфилд, Джон, изд. (1906). Путешествия Дампьера: состоящие из нового кругосветного путешествия, дополнения к кругосветному путешествию, двух путешествий в Кампичи, беседы о ветрах, путешествия в Новую Голландию и оправдания в ответ на химерическое сообщение Уильяма Фаннелла . Том. 1. Лондон: Э. Грант Ричардс. п. 539.
- ^ Джордж, Александр С. (1999). Уильям Дампир в Новой Голландии: первый естествоиспытатель Австралии . Боярышник, Вика: Bloomings Books. стр. 135–136. ISBN 978-187-64-7312-9 .
- ^ Маккарти (2002), с. 15.
- ^ Уильямсон, Джеймс А., изд. (1939). Уильям Дампьер: Путешествие в Новую Голландию . Лондон: Аргонавт Пресс. п. xxxi.
- ^ Маккарти (2002), с. 19.
- ^ Уилкинсон, Кленнелл (1929). Уильям Дампьер . Лондон: Голова Бодли. п. 247.
- ^ Джордж (1999).
- ^ Калландер, Джон (1768). Terra Australis Cognita или Путешествие на Terra Australis Том. 3. Лондон: Голова Бодли. стр. 100-1 113–115.
- ^ Маккарти (2002), стр. 23–25.
- ^ Маккарти (2002), стр. 25–26.
- ^ Маккарти (2002), с. 26.
- ^ Уильямсон (1939), с. XXII.
- ^ Маккарти, Майкл и Годар, Филипп (2001). Отчет № 155: Корабль HM Roebuck — сведения о его местонахождении и последующей идентификации (PDF) . Фримантл, Вашингтон: Морской музей Западной Австралии. стр. 2–7.
- ^ Маккарти (2002), стр. 30–31.
- ^ Маккарти (2002), стр. 34–35, 44.
- ^ Маккарти (2002), стр. 38, 40–41.
- ^ Маккарти (2002), стр. 46, 67.
- ^ Маккарти (2002), стр. 48–49.
- ^ Маккарти (2002), стр. 56–58, 66.
- ^ «Модель косули Дампира сейчас на выставке» , Морской музей Западной Австралии (2013).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Крушение Робака, выставка 1701–2001 гг. в Морском музее Западной Австралии (2001 г.)
- «Робак Дампира — Колокол и моллюск» Яна Эндрюса и Кармело Амальфи (22 марта 2001 г.) в газете The Islander , газете острова Вознесения.