Афина Джустиниани


Афина Джустиниани или Минерва Джустиниани — римская мраморная статуя Афины Паллады , основанная на греческой бронзовой скульптуре конца V – начала IV века до нашей эры. Ранее он находился в коллекции Винченцо Джустиниани , сейчас находится в музеях Ватикана (инв. 2223).
Описание и дата
[ редактировать ]Статуя из парийского мрамора имеет высоту 2,25 метра. [ 1 ] На нем изображена стоящая Афина в тонком хитоне , покрытом более тяжелым гиматием, перекинутым через левое плечо. На груди у нее эгида с горгонионом . Ее левая рука тянется вперед, удерживая край гиматия; правая рука согнута вверх в локте, чтобы схватить копье. На ее голове коринфский шлем , а на земле справа от нее изображена свернувшаяся змея, что может отсылать к истории Эрихтония , автохтонного царя Афин. Предплечья и части пальцев представляют собой современные реставрации, как и копье, сфинкс на шлеме, а также голова и часть витков змеи. [ 2 ]
Существует общее мнение, что статуя представляет собой римскую работу, основанную на классических греческих моделях второй половины V и первой половины IV века до нашей эры, но кроме этого нет единого мнения о точной дате или авторстве статуи. Греческие скульптуры, вдохновившие его. [ 3 ]
Открытие и история владения
[ редактировать ]Статуя впервые упоминается в 17 веке в коллекции итальянского банкира и коллекционера Винченцо Джустиниани , от которого она получила свое современное прозвище. Это первая статуя, представленная в Галерее Джустиниана , роскошной серии гравюр произведений из коллекции Джустиниани, которая была опубликована в 1630-х или 1640-х годах. [ 4 ] Статуя была обнаружена в Риме, но ранние источники высказывают два разных мнения о месте ее находки. [ 5 ] Согласно одной традиции, впервые зафиксированной в 18 веке, он был извлечен из руин нимфея на Эсквилинском холме, ошибочно идентифицированного как « Храм Минервы Медики »; [ 6 ] согласно другому, записанному в 17 веке Пьетро Санти Бартоли и более широко принятому современными учеными, он был найден в Орто-ди-Минерва , примыкающем к церкви Санта-Мария-сопра-Минерва , которая, как считалось, была построена на месте храм Минервы. [ 7 ] Более поздняя семейная традиция Джустиниани гласила, что голова статуи была найдена отдельно во время строительства Римской коллегии и продана им иезуитами по непомерной цене. [ 8 ]
Статуя была куплена Люсьеном Бонапартом в 1805 году и установлена в большом зале его римской резиденции Палаццо Нуньес. В 1817 году он продал его Папе Пию VII , который в 1822 году установил его в недавно построенном Браччо Нуово Музеев Ватикана, где он находится и сегодня. [ 9 ]
Репутация и влияние
[ редактировать ]
С момента своего открытия Афина Джустиниани вызвала широкое восхищение. [ 10 ] Он был высоко оценен Гете , который видел его в Палаццо Джустиниани в январе 1787 года и записал историю, рассказанную ему женой хранителя, которая иллюстрирует его высокую репутацию, особенно среди британских посетителей: она сказала, что англичане использовали почтить фигуру, поцеловав ее руку, которая в результате стала белее остальной части статуи. [ 11 ] Его популярность и влияние в XVIII веке можно проследить по множеству мелкомасштабных копий и аллюзий в других искусствах:
- Бюст, сделанный на основе статуи, появляется в качестве настольного украшения более чем на дюжине портретов английских посетителей Рима, написанных Помпео Батони в 1730-1760-х годах. [ 12 ]
- Терракотовая статуэтка, созданная в 1766 году французским скульптором Клодом Мишелем , принявшим греческое имя «Клодион», представляет собой стилизацию нескольких древних статуй Афины, в первую очередь Афины Джустиниани. [ 13 ]
- На вазе из яшмы, спроектированной Джоном Флаксманом и произведенной компанией Веджвуд в 1780-х годах, известной как «Ваза Апофеоза Гомера» или «Ваза Пегаса», миниатюрная копия Афины Джустиниани стоит внутри ионической эдикулы . [ 14 ]
В XIX и начале XX веков, когда гипсовые слепки классической скульптуры производились в больших количествах для музеев, школ и частных коллекций в США, копии «Минерва Джустиниани» регулярно появлялись в каталогах нескольких производителей коммерческих отливок. [ 15 ] Такие слепки, представляющие великую скульптуру Европы, регулярно выставлялись на всемирных американских ярмарках и других выставках, таких как Панамериканская выставка в Буффало в 1901 году. [ 16 ] и Выставка закупок Луизианы в Сент-Луисе в 1904 году. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Афина Веллетри , очень похожий тип.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хельбиг 1963, с. 343.
- ^ Амелунг 1903, стр. 138–139; Хельбиг 1963, с. 343.
- ^ Амелунг 1903, с. 142; Хельбиг 1963, с. 344. Атрибуции широко варьируются: от Фидия (третья четверть V века) до Евфранора (середина IV века), все они основаны на иконографии и субъективных впечатлениях от стиля без объективных доказательств.
- ^ Галерея Джустиниана маркиза Винченцо Джустиниани , том. Я, пл. 3. Гравюра Афины Джустиниани была работой Анны Марии Вайани .
- ^ Амелунг 1903, стр. 142–143; Хаскелл и Пенни 1981, с. 269.
- ↑ Эта традиция, по-видимому, возникла из замечания антиквара XVI века Пирро Лигорио , который упоминает неустановленную статую Афины со змеей, найденную в этом месте; см. Амелунг 1903, с. 142; Хельбиг 1963, с. 343.
- ↑ Бартоли конкретно идентифицирует найденную там статую со статуей из коллекции Джустиниани. Ланчиани 1897, с. 1897, считает это сообщение более вероятным. 461; Амелунг 1903, с. 142; и Хельбиг 1963, с. 343 и др.
- ^ Амелунг 1903, с. 143; Хаскелл и Пенни 1981, стр. 269–270.
- ^ Хаскелл и Пенни 1981, стр. 269
- ^ Хаскелл и Пенни 1981, стр. 270.
- ^ Гете, Путешествие по Италии (Лейпциг, 1913), часть I, с. 166 (13 января 1787 г.); Хаскелл и Пенни 1981, с. 270.
- ^ Боурон и Кербер 2007, с. 79.
- ^ Нью-Йорк, Метрополитен-музей 1975.312.6 .
- ^ Хаскелл и Пенни 1981, стр. 270; Доусон 1984, стр. 107–108. Экземпляр в Британском музее (инв. 1786.0527.1) был подарком Джозайи Веджвуда в 1786 году.
- ^ Например, Каталог гипсовых репродукций античной, средневековой и современной скульптуры (PP Caproni and Brother, Бостон, 1894), стр. 22, 24; Каталог компании A. Da Prato and Co., импортеров и производителей гипсовых репродукций античной, средневековой и современной скульптуры (Бостон, 1900 г.), с. 6; Картины и пластические репродукции скульптур для школы, библиотеки и домашнего украшения (Beckley-Cardy Company, Чикаго, 1918), с. 25.
- ^ Справочник по искусству , 1901, с. 71.
- ↑ Группа слепков с экспозиции в Сент-Луисе, включая копию Афины Джустиниани, теперь является частью коллекции скульптур Луи Хоука в Университете штата Юго-Восточный Миссури ( пресс-релиз, архивировано 13 февраля 2009 г., в Wayback Machine ).
Ссылки
[ редактировать ]- Амелунг, Вальтер, 1903. Die Sculptures des Vaticanischen Museums , Берлин, стр. 138–143, вып.
- Справочник по искусству: скульптура, архитектура, живопись. Официальный справочник по архитектуре, скульптуре и художественному каталогу Панамериканской выставки , Буффало, 1901 год.
- Боурон, Эдгар Питерс и Кербер, Питер Бьерн, 2007. Помпео Батони, принц художников в Риме , Хьюстоне и Лондоне XVIII века.
- Доусон, Эйлин, 1984. Шедевры Веджвуда в Британском музее , Блумингтон, Индиана.
- Хаскелл, Фрэнсис, и Пенни, Николас, 1981. Вкус и антиквариат: соблазн античной скульптуры, 1500–1900 , Нью-Хейвен, стр. 269–271, вып. 63.
- Хельбиг, Вофганг, 1963. Путеводитель по публичным коллекциям классических древностей в Риме , 4-е издание, Тюбинген, том. 1, стр. 343–344, вып. 449 (В. Фукс).
- Ланчиани, Родольфо, 1897. Руины и раскопки Древнего Рима , Бостона и Нью-Йорка.