Фотография и нелогическая форма
Автор | Ekaterina Vasileva (art historian) |
---|---|
Язык | Русский |
Жанр | Художественная литература, история искусств |
Место публикации | Россия |
Веб-сайт | Гугл Книги |
Фотография и нелогическая форма — книга и исследовательская концепция искусствоведа и искусствоведа Екатерины Васильевой . [1] В книге представлена идея, которая обращает внимание на иррациональную основу фотографии. [2] В исследовании фотография рассматривается как инструмент, раскрывающий иррациональный и архаичный принцип мышления. Считается одной из основополагающих книг в области теории фотографии. [3] [4] [5] Книга создана как сборник очерков, опубликованных в 2010-х годах в академических источниках. Тексты затрагивают аспекты одной темы и поднимают общую проблему феномена нелогического в фотографии. В 2019 году издание New Literary Review опубликовало его отдельной книгой. [6]
Общие аспекты
[ редактировать ]не только визуальная, но и смысловая составляющая. В исследовании фотография рассматривается как явление, в котором важна [7] В основе концепции — представление фотографии как иррациональной системы , использующей в качестве основного механизма нелогическую форму. [8] Концепция книги синтезирует теорию фотографии и теорию мышления, рассматривая рациональное и нелогическое как единый механизм. [9] В фотографии нелогическую форму можно рассматривать как часть цивилизационного сознания . [10] Фотосистема показывает, что формы мышления, традиционно определяемые как архаичные, являются неотъемлемым компонентом современного сознания. [11] [12] [13]
Фотография и нелогичное: общие принципы
[ редактировать ]Современная аналитическая система считает своей основой логическое мышление: на его принципах строится рациональное познание. Концепция нелогической системы связывает фотографию с пространством иррационального. [14] Фотография, как и многие другие цивилизационные формы, сохраняет элементы дологического сознания. Частично эта концепция была представлена в работах Ролана Барта . [15] Жан Бодрийяр , [16] Розалинда Краусс [17] и впоследствии сформулировано в книге «Фотография и нелогическая форма». Концепция основана на изучении принципов нелогического сознания, начатом Эрнстом Кассирером . [18] Люсьен Леви-Брюль [19] и Клод Леви-Стросс . [20] Исследования Екатерины Васильевой посвящены способности фотографии поддерживать нелогическую систему. Фотография нарушает принцип языка и смысла, меняет привычную непрерывность времени , иначе определяет систему и структуру пространства.
Идея знака и система языка.
[ редактировать ]Книга обращает внимание на то, что фотография заметно нарушает принцип языка. Фотография не может воспроизвести языковой принцип обмена между означающим и означаемым и обращает на себя внимание как явление, специфически формирующее структуру смысла. [21] Это наблюдение высказали и другие исследователи в своих исследованиях. [22] [23] Екатерина Васильева обращает внимание на то, что фотография не может выступать знаком и не может использовать систему смыслообразования, присущую языку. [24] [25] Фотография демонстрирует принцип формирования смысла, независимый от знака. В книге подчеркивается, что феномену фотографического смысла свойственна смысловая неопределенность. [26] Фотография демонстрирует возможность существования принципа, не связанного с денежной или языковой системой. Вместе с другими исследователями автор приходит к выводу, что фотография не поддерживает языковую систему. [27]
Фотография и категориальная структура мышления
[ редактировать ]Фотография ломает стандартную таксономическую модель и преодолевает систему категориального мышления . [28] Категории, обобщения и понятия в фотографии заменяются буквальными образами. На фотографии невозможно общее представление предмета. Рамка позволяет получить конкретное изображение данного предмета. В фотографии принцип системы и структуры заменяется идеей буквального списка. Это приближает фотографию как к архаическому мышлению, так и к современным принципам объектного сознания. [29]
Фотография и таксономическая модель
[ редактировать ]Фотография нарушает принципы классификации, принятые в цивилизационной системе и подчиняющиеся категориальному или иерархическому мышлению. [30] Фотографическое изображение не подтверждает корневую систему таксонов и лежащие в ее основе классифицированные объекты. Цивилизационное мышление представляет собой иерархию подчиненных понятий. [31] [32] [33] Фотография действует на принципах, не связанных обстоятельствами подчинения. [34] Фотография образует принципиально иную модель: она не использует общие или обобщающие понятия , а представляет собой буквальный перечень конкретных, часто второстепенных, объектов. [35] Это буквальное перечисление (или представление) конкретных объектов не может использоваться как элемент подчиненных категорий. принцип генерализации , на котором построена таксономическая система. Исследователи обращают внимание на то, что в фотографии невозможен [36] Фотография обращена к конкретным предметам, а не к их обобщению и систематизации. «Классификация есть... разделение главного и второстепенного. Таксономическая модель предполагает порядок старшинства, иерархию важного и второстепенного, главного и второстепенного». [37] Исследователи отмечают, что фотография фактически не допускает возможности такого разделения.
Категория фото и времени
[ редактировать ]Фотография часто считается одним из тех явлений, которые раскрывают определенное положение в системе времени. [38] Фотография не опровергает закономерность линейного времени, но и не поддерживает ее. [39] [40] Для фотографии характерно несоответствие системе времени, завязанной на непрерывности прошлого, настоящего и будущего. «Фотография рассматривает течение времени как набор изолированных «сейчас», которые нарушают идею линейности и создают хаотичную среду», — отмечает исследователь фотографии Екатерина Васильева. [41] Фотография радикально смешивает акценты между прошлым, настоящим и будущим: кадры как события могут располагаться в любой последовательности. [42] В то же время фотография всегда принадлежит настоящему и в то же время всегда связана с прошлым. . [43]
Фотография и проблема изображения пространства
[ редактировать ]Исследование основано на предположении, что фотография использует определенную модель пространства . [44] Его особенность заключается не только в способности преобразовывать трехмерный объем в двухмерное изображение, но и в способности представлять пространство как специфическую структуру. [45] Фотография не воспроизводит пространство как единый организм, а рассматривает его как совокупность фрагментов. Фотография представляет элементы пространства качественно разными, разрушая представление о мире как о единой системе . [46] Такой способ репрезентации пространства можно считать типичным для архаических систем и мифологического сознания. [47] [48] [49] «Фотография фиксирует окружающее пространство как набор фрагментов». [50] Автор книги отмечает, что живописное пространство отсылает к идее целого. Другие авторы сделали аналогичные наблюдения. [51] [52] «Фотография открывает пространство как форму оптической иллюзии, все дальше отходя от идеи, связанной со стеной картины». [53] Фотосистема сталкивается с той же системой, что и мифологическое пространство: ее части фрагментарны и не связаны друг с другом ни содержательно, ни логически. [54] Фотография делит физическое пространство на фрагменты и конструирует на их основе новую пространственную среду. Эффект «метафизической пустоты» приобрел особое значение в фотографии. [55] Примером метафизического представления пространства являются фотографии Эжена Атже . [56]
Фотография и проблема присутствия
[ редактировать ]Фотография представляет собой специфический парадокс с точки зрения обстоятельств присутствия . [57] Автор книги обращает внимание на то, что, говоря о фотографии, мы не всегда понимаем, что значит «быть», а что значит «не быть». В частности, Мартин Хайдеггер говорил о возможности определения бытия временем , а времени — бытия. [58] Когда компоненты этой связи разрываются, идея присутствия и существования в фотографии предстает парадоксом . Фотография, изначально нарушающая картину времени, демонстрирует парадоксальную ситуацию с картиной присутствия. [59] Если на фотографии сломана картина времени, трудно определить, что значит «быть» по отношению к кадру. [60] В исследовании определяется специфика фотографии как нарушение единства бытия и времени. [61]
Критика
[ редактировать ]Критики оценивают книгу как важный прецедент в области теории фотографии. [62] [63] [64] Они характеризуют книгу как исследование, пытающееся рассмотреть фотографию как часть иррациональной системы современной культуры. [65] Исследователи полагают, что книга — «одна из немногих попыток за последние годы отойти от традиционных исследовательских схем, сложившихся в области фотографии». [66] Критики считают, что исследование формирует собственную аналитическую программу и формирует новый аналитический вектор в изучении фотографии. [67]
Критики отмечают важность концепции для изучения современной культуры в целом. [68] [69] «Исследования Васильевой показывают наличие в ряде медиафеноменов современной культуры элементов, обладающих собственной активностью и логикой, не поддающихся контролю человеческого разума». [70]
Библиотеки
[ редактировать ]Книга «Фотография и нелогическая форма» представлена в фондах следующих библиотек:
- Библиотека Конгресса , Вашингтон, округ Колумбия , США
- Библиотека Варбурга , Лондон , Великобритания
- Библиотека Фонда Чини , Венеция , Италия
- Национальная библиотека Финляндии , Хельсинки , Финляндия
- Российская государственная библиотека , Москва , Россия
- , Российская национальная библиотека Санкт -Петербург , Россия
- Библиотека Российского государственного гуманитарного университета , Москва, Россия
- Библиотека Санкт-Петербургского государственного университета , Санкт-Петербург , Россия
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение, 312 с.
- ↑ Рецензия на книгу Екатерины Васильевой «Фотография и нелогическая форма» // Союз фотографов России. 2019.
- ^ Позднякова К.Г. (2023) Теория фотографии в 36 главах // Вестник культуры и искусств. 2023. № 1 (73). стр. 96-101.
- ^ Степанов М.А. (2019) Образ вне Логоса // Международный журнал культурных исследований. № 3. С. 231–235.
- ^ «Фотография и нелогическая форма» Екатерины Васильевой – логика смысла // Рецензия на сайт фотограф.ру, 2020.
- ↑ В издательстве «НЛО» вышла книга Екатерины Васильевой «Фотография и нелогическая форма» // Рецензия на сайт фотограф.ру, 2019.
- ^ «Фотография и нелогическая форма» Екатерины Васильевой – логика смысла // Рецензия на сайт фотограф.ру, 2020.
- ^ Степанов М.А. (2019) Образ вне Логоса // Международный журнал культурных исследований. № 3. С. 231–235.
- ^ Позднякова К.Г. (2023) Теория фотографии в 36 главах // Вестник культуры и искусств. 2023. № 1 (73). стр. 96-101.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение.
- ^ Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. Париж: Феликс Алькан, 1922.
- ^ Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Париж: ППУ, 1962.
- ^ Steblin-Kamensky M. Myth. Leningrad: Nauka, 1976.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение.
- ^ Барт Р. Камера Люцида. Нью-Йорк: Хилл и Ван, 1980.
- ^ Бодрийяр Ж. Фотография или письмо света: буквальность изображения // Невозможный обмен. Париж: Галилей, 1999. С. 175–184.
- ^ Краусс Р. Фотография: К теории пробелов. Париж: Макула, 1990.
- ^ Кассирер Э. Философия символических форм, Том 1-3, Берлин: Бруно Кассирер, 1923-1929.
- ^ Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. Париж: Феликс Алькан, 1922.
- ^ Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Париж: ППУ, 1962.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение.
- ^ Барт Р. Камера Люцида. Нью-Йорк: Хилл и Ван, 1980.
- ^ Петровская Е. Теория имиджа. М.: РГГУ, 2010.
- ^ Соссюр, Фердинанд де. (1916) Курс общего языкознания, под ред. Чарльз Балли и Альберт Сеше при содействии Альберта Ридлингера. Лозанна – Париж: Пайо.
- ^ Пирс, CS (около 1894 г.), «Что такое знак?». Опубликовано частично в CP 2.281, 285 и 297-302, а полностью в EP 2:4-10. Проект издания Пирса.
- ^ Васильева, Е.В. (2016). Идея знака и принцип обмена в области фотографии и в системе языка . Вестник СПбГУ. Искусств, 6(1), 4-34.
- ^ Бодрийяр Ж. Фотография или письмо света: буквальность изображения // Невозможный обмен. Париж: Галилей, 1999. С. 175–184.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение.
- ^ Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. Париж: Феликс Алькан, 1922.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение.
- ^ Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Париж: ППУ, 1962.
- ^ Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. Париж: Феликс Алькан, 1922.
- ^ Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии, Париж: Феликс Алкан, 1912.
- ^ Барт Р. Камера Люцида. Нью-Йорк: Хилл и Ван, 1980.
- ^ Бодрийяр Ж. Фотография или письмо света: буквальность изображения // Невозможный обмен. Париж: Галилей, 1999. С. 175–184.
- ^ Барт Р. Камера Люцида. Нью-Йорк: Хилл и Ван, 1980.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение, с. 19.
- ^ Барт Р. Камера Люцида. Нью-Йорк: Хилл и Ван, 1980.
- ^ Васильева, Е.В. (2018). Фотография и явления времени . Вестник СПбГУ. Искусств, 4(1), 64-79.
- ^ Петровская Е. Теория имиджа. М.: РГГУ, 2010.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение, с. 65.
- ^ Барт Р. Камера Люцида. Нью-Йорк: Хилл и Ван, 1980.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение, с. 65.
- ^ Краусс Р. (1982) Дискурсивные пространства фотографии: пейзаж/вид . Художественный журнал, Том. 42, № 4, Кризис дисциплины. стр. 311-319
- ^ Семь альбомов Несбит М. Атже. Нью-Хейвен; Лондон: Йельские публикации по истории искусства, 1993.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение.
- ^ Кассирер Э. Философия символических форм, Том 1-3, Берлин: Бруно Кассирер, 1923-1929.
- ^ Steblin-Kamensky M. Myth. Leningrad: Nauka, 1976.
- ^ Пропп В. Исторические корни Волшебной сказки. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1946.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение, с. 27.
- ^ Краусс Р. (1982) Дискурсивные пространства фотографии: пейзаж/вид . Художественный журнал, Том. 42, № 4, Кризис дисциплины. стр. 311-319
- ^ Бодрийяр Ж. Фотография или письмо света: буквальность изображения // Невозможный обмен. Париж: Галилей, 1999. С. 175–184.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение, с. 27.
- ^ Steblin-Kamensky M. Myth. Leningrad: Nauka, 1976.
- ^ Васильева Е. Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства // Международный журнал культурных исследований. 2019. № 4 (37). стр. 65-86.
- ^ Семь альбомов Несбит М. Атже. Нью-Хейвен; Лондон: Йельские публикации по истории искусства, 1993.
- ^ Петровская Е. Теория имиджа. М.: РГГУ, 2010.
- ^ Хайдеггер М. (1962). Бытие и время. Перевод Джона Маккуорри и Эдварда Робинсона. Лондон: СКМ Пресс.
- ^ Петровская Е. Теория имиджа. М.: РГГУ, 2010.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение.
- ^ Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение.
- ^ Степанов М.А. (2019) Образ вне Логоса // Международный журнал культурных исследований. № 3. С. 231–235.
- ^ Позднякова К.Г. (2023) Теория фотографии в 36 главах // Вестник культуры и искусств. 2023. № 1 (73). стр. 96-101.
- ^ «Фотография и нелогическая форма» Екатерины Васильевой – логика смысла // Рецензия на сайт фотограф.ру, 2020.
- ↑ Рецензия на книгу Екатерины Васильевой «Фотография и нелогическая форма» // Союз фотографов России. 2019.
- ^ «Фотография и нелогическая форма» Екатерины Васильевой – логика смысла // Рецензия на сайт фотограф.ру, 2020.
- ^ Степанов М.А. (2019) Образ вне Логоса // Международный журнал культурных исследований. № 3. С. 231–235.
- ^ Позднякова К.Г. (2023) Теория фотографии в 36 главах // Вестник культуры и искусств. 2023. № 1 (73). стр. 96-101
- ^ «Фотография и нелогическая форма» Екатерины Васильевой – логика смысла // Рецензия на сайт фотограф.ру, 2020.
- ^ Степанов М.А. (2019) Образ вне Логоса // Международный журнал культурных исследований. № 3. С. 231–235.
Первое издание
[ редактировать ]- Васильева Е. (2019) Фотография и нелогическая форма . М.: Новое литературное обозрение, 312 с.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Степанов М.А. (2019) Образ вне Логоса // Международный журнал культурных исследований. № 3. С. 231–235.
- Позднякова К.Г. (2023) Теория фотографии в 36 главах // Вестник культуры и искусств. 2023. № 1 (73). стр. 96-101.
- «Фотография и нелогическая форма» Екатерины Васильевой – логика смысла // Рецензия на сайт фотограф.ру, 2020.
- Рецензия на книгу Екатерины Васильевой «Фотография и нелогическая форма» // Союз фотографов России. 2019.
- В издательстве «НЛО» вышла книга Екатерины Васильевой «Фотография и нелогическая форма» // Рецензия на сайт фотограф.ру, 2019.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Книга «Фотография и нелогическая форма» в Google book
- «Фотография и нелогическая форма» Екатерины Васильевой . Обзор сайта фотограф.ру, 2020 год.