Камера Люцида (книга)
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Октябрь 2011 г. ) |
Автор | Ролан Барт |
---|---|
Оригинальное название | Чистая комната |
Переводчик | Ричард Ховард |
Язык | Французский |
Предмет | Фотография , Философия |
Издатель | Хилл и Ван |
Дата публикации | 1980 |
Место публикации | Франция |
Опубликовано на английском языке | 1981 |
Тип носителя | Печать ( Мягкая обложка ) |
ISBN | 0-8090-3340-2 |
ОКЛК | 7307145 |
770/.1 19 | |
Класс ЛК | ТР642 .B3713 1981 г. |
Камера Люцида: Размышления о фотографии ( фр . La Chambre claire ) — небольшая книга, опубликованная в 1980 году французским теоретиком литературы и философом Роланом Бартом . Это одновременно исследование природы и сущности фотографии и восхваление покойной матери Барта. В книге исследуется влияние фотографии на зрителя (в отличие от фотографа, а также от фотографируемого объекта, который Барт называет «спектром»).
В глубоко личном обсуждении длительного эмоционального воздействия некоторых фотографий Барт рассматривает фотографию как нечто асимволическое, несводимое к кодам языка или культуры, действующее как на тело, так и на разум. В книге развиваются две концепции studium и punctum : studium обозначает культурную, языковую и политическую интерпретацию фотографии, punctum обозначает ранящую, лично трогающую деталь, которая устанавливает прямую связь с объектом или человеком внутри нее.
Камера Lucida , получившая свое название от оптического устройства Camera Lucida , состоит из 48 глав, разделенных на две части. Книга составлена в свободной форме и не имеет особо жесткой структуры. Барт не представляет фиксированного тезиса, а вместо этого подчеркивает эволюцию своего мыслительного процесса по мере развития книги. Таким образом, он последовательно возвращается к идеям, высказанным в предыдущих главах, чтобы завершить их или даже опровергнуть. Во второй половине история становится все более личной, поскольку научная терминология, точный словарный запас и многочисленные научные и культурные ссылки уступают место все более субъективному и интимному языку. Книга иллюстрирована 25 фотографиями, старинными и современными, выбранными автором. Среди них работы известных фотографов, таких как Уильям Кляйн , Роберт Мэпплторп и Надар , а также фотография из частной коллекции Барта.
Контекст
[ редактировать ]«Камера Люцида» , наряду с Сьюзан Зонтаг « О фотографии» , была одной из самых важных ранних академических книг по критике и теоретизированию фотографии. Однако ни один из писателей не был фотографом, и обе работы подвергались резкой критике с 1990-х годов. Тем не менее, это ни в коем случае не был самый ранний подход Барта к этой теме. Барт упоминает фотографию в одной из своих «маленьких мифологий» — статьях, опубликованных в журнале Les Lettres Nouvelles , начиная с 1954 года, и собранных в журнале «Мифологии» , опубликованном в 1957 году (и в английском переводе в 1972 году). Статья «Фотография и электоральная привлекательность» носит более явно политический характер, чем Camera Lucida .
В 1960-е годы и в начале следующего десятилетия анализ фотографии Бартом становится более детальным и глубоким благодаря структуралистскому подходу; По сравнению с этим трактовка фотографии в «Мифологиях» является второстепенной и простой. На этой структурной фазе все еще существует сильный политический импульс и предпосылки для его теоретизирования фотографии; Барт связывает способность фотографии изображать без стиля («идеальный аналог»: «Фотографическое послание», 1961) с ее тенденцией натурализовать то, что на самом деле является придуманным и высокоструктурированным смыслом. Его примеры касаются фотографий и рекламы в прессе, которые хорошо используют это свойство (или плохо используют его, в зависимости от обстоятельств).
Опубликованная за два месяца до его смерти в 1980 году, «Камера Люцида» — первая и единственная книга Барта, посвященная фотографии. К этому моменту его писательская тактика, всегда изменчивая и сложная, отдающая предпочтение диалектическому морально или политически «преданному» (Сартр), снова изменилась. Если сентиментальность можно рассматривать как тактику позднего периода карьеры Ролана Барта, то «Камера Люцида» принадлежит к такому подходу. Это романизм, соответствующий развитию этого нового типа письма, которое Барт продемонстрировал в «Беседе любовника» и «Ролане Барте» Ролана Барта . Однако идеи о фотографии в Camera Lucida , безусловно, подготовлены в таких эссе, как «Фотографическое послание», « Риторика изображения» (1964) и «Третий смысл» (1971). В этих трех частях есть движение, Camera Lucida кульминацией которого можно считать . В «Третьем смысле» высказывается предположение, что реальность фотографии, помимо всех сообщений, которыми она может быть наполнена, может представлять собой авангардную ценность: не сообщение как таковое, направленное на зрителя/читателя, а другой вид. смысла, который возникает почти случайно, но не является просто «материальным» или «случайным»; это одноименное третье значение. Это эссе 1970 года, якобы о каком-то Эйзенштейн останавливается, предвосхищает многие идеи «Камеры Люцида» и связывает их с еще более ранними идеями. Можно было бы почти заменить термин «третье значение» на пунктум Камеры Люцида .
Однако личная нота боли в «Камере Люцида» отсутствует в этих более ранних произведениях и безошибочна. Написанная после смерти его матери, «Камера Люцида» представляет собой не только размышление о смерти, но и о фотографии. Барт умер после того, как его сбил фургон с прачечной вскоре после публикации « Камеры Люцида» , и многие прочитали эту книгу как восхваление Барта самому себе.
См. также
[ редактировать ]Первое издание
[ редактировать ]- Ролан Барт, «Прозрачная комната: заметки о фотографии», Париж, Сей, 1980. 193 стр.
английский перевод
[ редактировать ]- Барт, Роланд . Камера Люцида . Нью-Йорк: Хилл и Ван , 1981. 119 стр.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элкинс, Джеймс . «Камера Долорозы» в «Истории фотографии» , вып. 31, нет. 1, (весна 2007 г.), стр. 22–30.
- Хэлли, Майкл. «Argo Sum: Обзор Camera Lucida» в журнале Diacritics , vol. 12, нет. 4 (зима 1982 г.), стр. 69–79.
- Никель, Дуглас Р. История фотографии , том. 24, нет. 3, (осень 2000 г.), стр. 232–235.
- Олин, Маргарет. «Трогательные фотографии: «ошибочная» идентификация Ролана Барта». Представления 80.1 (2002): 99–118.