Старый пьяница

« Старый пьяница» — сидящая женская статуя эллинистического периода, сохранившаяся в двух римских мраморных копиях. Оригинал, вероятно, также был изготовлен из мрамора. Этот жанр скульптуры отличается суровым реализмом .
Оригинал греческой скульптуры давно утерян, но сохранились две римские копии: одна в Капитолийском музее в Риме, а другая в Глиптотеке в Мюнхене . Стипендия считает, что «Старый пьяница» — это подношение по обету богу Диониса , атрибуты которого включают как кувшин с вином, так и плющ.
Оригинальная скульптура и копии
[ редактировать ]Статуя Старого Пьяницы была создана в эллинистический период, однако точное время ее создания определить невозможно. В науке «Старый пьяница» обычно датируется концом третьего века до нашей эры на основе стилистических параллелей. Громоздкая, глыбистая композиция и пирамидальная структура сравнимы со скифами группы свежевателей Марсия , [ 1 ] который датируется первой половиной второго века до нашей эры и фигурой Душителя гуся , [ 2 ] который датируется серединой или концом третьего века до нашей эры.
Копия в Мюнхене датируется первым веком нашей эры и считается лучшей копией. Капитолийская копия датируется вторым веком нашей эры. Третья копия из терракоты хранится на вилле Романа дель Казале на площади Пьяцца Армерина , Сицилия ; он был найден в некрополе Монтанья-ди-Марцо на площади Пьяцца-Армерина, а его голова реконструирована по капитолийскому образцу. [ 3 ]
Расположение
[ редактировать ]Оригинал
[ редактировать ]По словам Плиния, первоначальная версия статуи была выставлена в Смирне в Малой Азии . В книге 36 своей «Естественной истории » он перечисляет 32 значительных произведения искусства из мрамора, которые не находились в Риме , в том числе анус ебрия (лат. «Пьяная старуха»). Говорят, что она была создана Мироном из Фив, которого он ошибочно отождествляет с одноименным скульптором Мироном , жившим в пятом веке до нашей эры. [ 4 ] Александрия была предложена в качестве второго возможного места расположения оригинала из-за лагиноса , который старуха держит перед собой. Лагинос послужил источником названия лагинофории , праздника фляг, основанного Птолемеем IV .
Мюнхенская копия
[ редактировать ]Статуя Старого Пьяницы в Мюнхенской Глиптотеке с 1700 года принадлежала кардиналу Оттобони в Риме. [ 5 ] В то время это был один из самых известных памятников старины в городе. Доменико де Росси включил его в свою Raccolta di static antiche e Moderne (Коллекцию древних и современных статуй) в 1704 году, которую он опубликовал вместе с Паоло Алессандро Маффеи . [ 6 ] Старую Пьяницу в то время уважали главным образом из-за ее экстатического выражения лица. В 1714 году Оттобони отправил статую в Дюссельдорф в подарок курфюрсту Иоганну Вильгельму . После периода пребывания в Мангейме он был переведен в мюнхенскую резиденцию курфюрстом Карлом Теодором в 1803 году. Лео фон Кленце отказался принять Старого Пьяницу в Глиптотеку , когда она была основана королем Людвигом I.
После 1865 года «Старый пьяница» был передан в новую коллекцию реплик Генриха Брунна и выставлен в галерее реплик музея. В 1895 году статуя была наконец выставлена в Мюнхенской глиптотеке Адольфом Фуртвенглером в «Римской галерее», а не вместе с греческой скульптурой. Сегодня скульптура входит в число экспонатов коллекции наряду с Фавном Барберини и Мальчиком с гусем.
Описание
[ редактировать ]
Скульптура изображает пожилую женщину, которая сидит на корточках на земле и держит на коленях открытую флягу. Статуя высотой около 92 сантиметров соответствует натуральному размеру. Женщина садится на землю, вытягивает ноги перед собой и скрещивает лодыжки так, чтобы левая нога оказалась перед правой. Она держит колбу с лагиносом на коленях, крепко обхватив ее за шею и живот. Колба, в которой предположительно хранится несмешанное вино, украшена узором в виде лозы плюща.
Женщина одета в хитон (одежду) , который скрепляется металлическими булавками и подпоясывается посередине тела поясом. Правая булавка соскользнула с ее плеча, оставив открытой верхнюю часть тела, но не обнажая грудь. Мотив булавки, соскользнувшей с плеча, традиционно имел эротический подтекст и особенно проявляется в изображениях богини любви Афродиты . Поверх хитона женщина носила тяжелый плащ, который упал на землю и свалился вокруг нее. Одежда женщины напоминает современную моду. Такая же одежда встречается и в изображениях Афродиты и Нимф , а также выдающихся женщин того времени.
выходят ключицы и ребра На обнаженной верхней части тела из зоны декольте , а также лопатки и позвоночник сзади. Кожа натянута тонким слоем на скелет, анатомически правильно изображены подлежащие мышцы, вены и сухожилия. Толстая вена проходит по ее шее прямо под кожей и исчезает в щеке под подбородком.
Проколотые уши указывают на золотые серьги, которые должны были быть вставлены. Платок удерживает волосы от лица. Голова Старой Пьяницы поднята, рот слегка приоткрыт, глаза устремлены в пространство. Кожа у нее дряблая и свисает складками на щеках и челюсти. Носогубная складка выражена, «гусиные лапки» глаза окружают . Открытый рот обнажает два оставшихся зуба. Волосы женщины тщательно уложены, завернуты по бокам и собраны резинкой над шеей. Голова ее тщательно обернута платком; из-под него, как бы случайно, выглядывают несколько замков. Она носит два кольца на левой руке: одно на указательном и одно на безымянном пальце, что означает, что она была богата и имела определенный социальный статус.
Интерпретация
[ редактировать ]Паоло Алессандро Маффеи подумал, что фляга с вином на коленях женщины была лампой, и интерпретировал поднятую голову и слегка приоткрытый рот как указание на то, что она молится богам. Он считал Старую Пьяницу жрицей Диониса . [ 6 ] Генрих Бюлле в каталоге экспонатов Мюнхенской глиптотеки утверждал, что «Старый пьяница» был задуман как художественное упражнение и создан для сада богатого и причудливого поклонника Диониса. [ 7 ]
В 1970-е годы преобладали интерпретации, подчеркивавшие социально проблемный характер фигуры. Утверждалось, что скульптор стремился подчеркнуть страдания женщины и что ему следует приписать глубокую симпатию к этой бедной, старой, отвергнутой женщине. С тех пор, с другой стороны, такие ученые, как Людгер Альшер, увидели безразличие к страданиям и смертности в крайнем акценте на возрасте фигуры.
Поль Занкер придерживается мнения, что «Старый пьяница» изображает комедийный топос вышедшей на пенсию Гетеры . Начиная с пятого века до нашей эры, старая пьяная женщина была главным персонажем греческой комедии . В комедии старуху всегда характеризуют как некрасивую, жадную, помешанную на мужиках сплетницу и пьяницу. На сцене она появлялась преимущественно в двух ролях: бывшей кормилицы и вышедшей на пенсию Гетеры или мадам. Эта фигура не является полноправным членом общества, а рабом, слугой или метиком (постоянным иностранцем), что делает ее безопасной фигурой для развлечения. [ 8 ]
Кристиан Кунце также видел образ пьяной старухи, но он не принял отождествление Занкера с пожилой гетерой. Вместо этого он указал на подобные изображения в малом искусстве и в современных литературных источниках, включая эпиграммы, сочиненные поэтами, в которых старухи описываются просто как алкоголички . Изображения в малых искусствах включают кормилиц и гетайр, а также толстых, болтливых пьяниц. Примечательно, что в малом искусстве изображения включают в себя все элементы стереотипа, а не только пьянство. Поэтому Кунце придерживается мнения, что скульптура «Старого пьяницы» отличалась от изображений второстепенных искусств и была очень необычна для эллинистического периода, поскольку фокусировалась исключительно на теме пьянства. [ 9 ] Он видит, как это пьяное поведение доходит до сверхчеловеческого уровня, так что единственным желанием женщины является ее огромная жажда вина. Таким образом, он считает скульптуру целенаправленным изображением разнузданного пьянства. Сведенный именно к этой грани и одержимый сверхъестественной силой безграничной жажды, он считает старуху смертным аналогом сатиров , мифических спутников Диониса. Таким образом, Кунце рассматривал «Старого пьяницу» как эквивалент посвящения фигуры сатира в честь Диониса. Он считал, что поддержка этой позиции была найдена в изображениях сатиров, которым, по его мнению, Старый Пьяница во многом обязан с точки зрения позы. Таким образом, по мнению Кунце, никакое отождествление Старой Пьяницы с конкретной ролью не верно - она остается анонимной фигурой, отдающей дань богу своим опьянением и таким образом входящая в слово дионисического культа. [ 10 ]
Другие исследователи предположили, что Старая Пьяница - это своего рода жрица из-за ее модной одежды и особенно ее головного платка, хотя недавние исследования показали, что платок не ограничивается этим контекстом, но на самом деле часто встречается в изображениях кормилиц. , старые женщины в религиозном контексте, старые гетераи и гражданские женщины. Элизабет Поллард утверждала, что стереотип о старом пьянице соответствует представлениям современных римлян о том, как могли бы выглядеть ведьмы и как их воспринимало бы их сообщество. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]

- ^ Группа свежевателей Марсия. Архивировано 15 января 2013 г. в archive.today Skulpturenhalle Basel.
- ^ Изображение
- ^ Катерина Греко: «Терракота из Монтанья-ди-Марцо» Александрия и эллинистически-римский мир . Рим 1992, с. 684.
- ^ skulpturhalle.ch. Архивировано 3 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Пауль Вольтерс : Описание глиптотеки короля Людвига I в Мюнхене . Мюнхен 1910.
- ^ Jump up to: а б Коллекция древних и современных статуй: обнаруженная под славным покровительством... Папы Климента XI. Рим 1704.
- ^ us.archive.org ( формат DjVu )
- ^ Пол Занкер: Пьяная старуха. Смех осмеянных. Фишер, Франкфурт-на-Майне, 1988 г.
- ↑ Хартвин Брандт : Мои волосы тоже посереют: История старости в древности . Издательство ЧБек, 2002 г., ISBN 3-406-49593-1 , с. 109
- ^ Кристиан Кунце: «Неправильно понятые друзья богов. Об интерпретации и функциях фигур эллинистического жанра». Roman Communications 106, 1999, стр. 69–80.
- ^ Элизабет А. Поллард: «Колдовство в римской литературе и искусстве: новые мысли о старом образе», Магия, ритуалы и колдовство (2008), 119-155.
Библиография
[ редактировать ]- Дитер Оли : Глиптотека Мюнхена: греческие и римские скульптуры . Путеводитель. Мюнхен 1977.
- Пол Занкер : Пьяная старуха. Смех осмеянных . Фишер, Франкфурт-на-Майне, 1988 г. ISBN 3-596-23960-5 .
- Паоло Морено: «Пьяная старуха». В: Энциклопедия древнего искусства II, Приложение. Роме 1997. Полный текст.
- Кристиан Кунце : «Неправильно понятые друзья богов. Об интерпретации и функциях фигур эллинистического жанра». В: Roman Communications 106, 1999, стр. 69–80.
- Элизабет А. Поллард: «Колдовство в римской литературе и искусстве: новые мысли о старом образе» Магия, ритуалы и колдовство (2008), 119–155.
- Раймунд Вунш : Глиптотека Мюнхена. Шедевры греческой и римской скульптуры . Мюнхен 2005. с. 114.
- Урсула Мандель : «Пространственность и опыт движения. Судьбы тела в высоком эллинизме (240–190 гг. До н.э.)» в Питере Корнелисе Боле (ред.): История древней скульптуры III. Эллинистическая скульптура. Заберн, Майнц, 2007, стр. 173–177.
- РРР Смит: Эллинистическая скульптура: Справочник . 2006, стр. 136–140.