Моисей Вильгельм Шапира
Моисей Вильгельм Шапира | |
---|---|
Рожденный | 1830 |
Умер | 9 марта 1884 г. Отель Willemsbrug в Роттердаме , Нидерланды | ( 1884-03-09 )
Гражданство | Русский прусский |
Занятие | Торговец антиквариатом |
Известный | Его роль в возможно поддельных или подлинных рукописях библейской книги Второзакония, известной как Свиток Шапира. |
Дети | 2, включая Мириам Гарри |
Моисей Вильгельм Шапира ( иврит : מוזס וילהלם שפירא ; 1830 – 9 марта 1884) был иерусалимским торговцем древностями и поставщиком как подлинных, так и поддельных семитских древностей, включая некоторые предположительно библейские артефакты , наиболее известным из которых был Свиток Шапира . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Стыд, вызванный обвинениями в том, что он был причастен к подделке именно этого якобы древнего библейского текста, и сложная ситуация, созданная скандалом, довели его до самоубийства в 1884 году. Недавнее исследование Идана Дершовица говорит, что свиток Шапира мог быть подлинным и предшественник канонической книги Второзакония. [ 4 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Моисей Шапира родился в 1830 году в семье польско-еврейских родителей в Каменце-Подольском , который в то время был частью Россией аннексированной Польши (на территории современной Украины ). Отец Шапиры эмигрировал в Османскую Палестину без Моисея. Позже, в 1856 году, в возрасте 25 лет, Моисей Шапира последовал за своим отцом в Святую Землю . [ 5 ] Его дедушка, сопровождавший его, умер в пути.
По дороге, находясь в Бухаресте , Моисей Шапира принял христианство. [ 6 ] и подал заявление на получение прусского гражданства, добавив к своему имени Вильгельм. Оказавшись в Иерусалиме, он присоединился к сообществу протестантских миссионеров и новообращенных. [ 7 ] которые встретились в Крайст-Черч , [ 6 ] а в 1869 году открыл магазин [ нужна ссылка ] на Улице Христиан, сегодняшней Христианской Квартал-Роуд. Он продавал обычные религиозные сувениры, которыми пользовались паломники, а также древние горшки, приобретенные у арабских фермеров. Будучи пациентом немецкой лютеранской общины сестер-диакониссы, Шапира встретил медсестру, диакониссу Розетту Йёкель, которая стала его женой. [ 5 ] [ 8 ]
Торговец антиквариатом и предполагаемый фальсификатор
[ редактировать ]Помимо продажи сувениров туристам, Шапира также продавал различные предметы старины , некоторые из которых были законными, а некоторые - поддельными, став выдающимся торговцем антиквариатом для европейских коллекционеров. [ 6 ]
Шапира пытался продать поддельный «гроб Самсона » в Лондоне, но он был разоблачен Адольфом Нойбауэром после того, как он понял, что в эпитафии было написано имя «Сампсон» с ошибкой. [ 9 ] [ 10 ]
После прибыльной сделки 1873 года с Моабитикой, в рамках которой он продал 1700 поддельных статуэток берлинскому музею, Шапира смог переехать со своей семьей за пределы стен Старого города Иерусалима в элегантную виллу к северу от Яффо-роуд , сегодня известную как Бейт Тихо ( Дом Тихо). ). [ 5 ]
Моавитянские подделки
[ редактировать ]Шапира заинтересовался библейскими артефактами после появления так называемого Моавитянского камня, известного также как Стела Меша . Он был свидетелем огромного интереса к этому вопросу и, возможно, приложил руку к переговорам от имени немецких представителей. Франция в конечном итоге получила фрагменты оригинального камня, оставив британцев и немцев весьма разочарованными.
Сжатие , которое помогло восстановить разрушенную стелу Меша , было предпринято от имени французского ученого и дипломата Шарля Клермон-Ганно арабским художником- христианином и драгоманом (гидом) Салимом аль-Хури , более известным как Салим аль-Кари ». чтец», прозвище, которое, по-видимому, дали ему бедуины из -за его работы с древними алфавитами. Вскоре Салим стал соратником Шапиры и установил связи с арабскими мастерами, которые вместе с самим Салимом производили для магазина Шапиры большое количество поддельных моавитянских артефактов – больших каменных человеческих голов, но в основном глиняных предметов: сосудов, статуэток и эротических предметов, щедро покрытых с надписями, основанными главным образом на знаках, скопированных Салимом со стелы Меша. Современным ученым эти изделия кажутся неуклюжими – например, надписи не переводятся во что-то разборчивое – но в то время их было мало с чем сравнивать. Шапира даже организовал для потенциальных покупателей экспедицию в Моав, на места, где у него были бедуины Салима. партнеры хоронят еще больше подделок. Некоторые учёные начали строить теории на этих предметах, и для этой совершенно новой категории «моавитянских» артефактов был придуман термин «Моавитика».
Поскольку немецкие археологи не завладели Моавитянским камнем, они поспешили купить коллекцию Шапира раньше своих конкурентов. В 1873 году Берлинский Старый музей купил 1700 экспонатов на сумму 22 000 талеров . Его примеру последовали и другие частные коллекционеры. Одним из них был Горацио Китченер , еще не знаменитый британский лейтенант, купивший восемь штук для Фонда исследования Палестины . удалось переехать в роскошный особняк Ага Рашида (современный Дом Тихо Иерусалима ), расположенный за пределами убожеского Старого города Шапире вместе со своей женой и двумя дочерьми .
Тем не менее у разных людей, в том числе у Шарля Клермон-Ганно, были сомнения. Клермон-Ганно заподозрил Салима аль-Кари, допросил его и вовремя нашел человека, снабжавшего его глиной, работавшего на него каменщика и других сообщников. Он опубликовал свои выводы в «Атенеум» газете лондонской и объявил всю «Моабитику» подделками, с этим выводом в конечном итоге согласились даже немецкие ученые (ср. Эмиль Фридрих Кауч и Альберт Социн , Die Echtheit der moabitischen Altertümer geprüft , 1876). [ нужна ссылка ] Шапира энергично защищал свою коллекцию, пока его соперники не представили против них новые доказательства. Он возложил всю вину на Салима аль-Кари, убедил почти всех, что он всего лишь невинная жертва, и продолжал вести значительную торговлю, особенно подлинными старыми еврейскими рукописями из Йемена . [ 11 ]
Рукописное дело
[ редактировать ]В 1870 году Шапира продал Эдварду Йорку Макколи пять свитков, написанных на коже ; В 1884 году было обнаружено, что они были искусственно состарены. [ 12 ] [ 13 ]
В 1883 году Шапира представил то, что сейчас известно как « Полоски Шапира» , предположительно древний свиток, написанный на кожаных полосках, который, как он утверждал, был найден недалеко от Мертвого моря . Еврейский текст намекает на другую версию Второзакония , включая удивительную альтернативную заповедь («Не ненавидь брата твоего в сердце твоем: Я Бог, Бог твой»). Шапира стремился продать их Британскому музею за миллион фунтов и разрешил выставить две из 15 полосок. Выставку посетили тысячи людей.
Однако Клермон-Ганно выставку посетил и ; Шапира отказала ему в доступе к остальным 13 полосам. После тщательного изучения Клермон-Ганно объявил их подделками. британский библеист Кристиан Дэвид Гинзбург Вскоре к такому же выводу пришел . Позже Клермон-Ганно показал, что кожа свитка Второзакония, вполне возможно, была вырезана из поля настоящего йеменского свитка, который Шапира ранее продал музею.
После того, как широкий круг ученых отвергли свиток, Панч высмеял Шапиру карикатурой, в которой использовались антисемитские стереотипы. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Шапира в отчаянии бежал из Лондона, его имя было загублено, а все его надежды рухнули. Проведя некоторое время в отеле в Блумендале (Нидерланды), в отеле «Адлер» в Роттердаме , он застрелился в отеле «Виллемсбруг» в Роттердаме 9 марта 1884 года. [ 17 ] Похоронен на бедняцкой части кладбища Крусвейк .
Полоски Шапира исчезли, а затем вновь появились через пару лет на аукционе Sotheby's , где были проданы за 10 гиней . Хотя теперь известно, что полосы не были уничтожены пожаром в 1899 году, как предполагалось ранее, тот факт, что их нынешнее местонахождение неизвестно, оставляет место для предположений. [ 18 ]
В свете открытия свитков Мертвого моря в 1947 году некоторые ученые призвали пересмотреть обвинения в подделке документов. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 2 ] [ 25 ] [ 26 ]
Наследство
[ редактировать ]Подделки Шапиры «Моабитика» до сих пор существуют в музеях и частных коллекциях по всему миру, но редко выставляются напоказ. К настоящему времени они сами по себе стали желанными предметами коллекционирования.
Теперь установлено точное местонахождение магазина Шапиры на улице Христианский квартал в Иерусалиме. [ 27 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Шапира был женат на Розетте Йокель и имел от нее двух дочерей; Мария Розетта Шапира (псевдоним: Мириам Гарри ) и Августа Луиза Вильгельмина Шапира. [ 8 ]
В литературе
[ редактировать ]Жизнь Шапиры является предметом романа «Ке-херес ха-нишбар» («Как сосуд разбитый — Кетер», Иерусалим, 1984) Шуламит Лапид , переведенного на немецкий язык как Er begab sich in die Hand des Herrn .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аллегро, Джон Марко (1965). Дело Шапиры . Даблдэй.
- ^ Jump up to: а б Вермес, Геза (2010). История свитков: чудесное открытие и истинное значение свитков Мертвого моря . Пингвин. ISBN 978-0-14-104615-0 .
- ^ Нажмите 2023 .
- ^ https://scholar.harvard.edu/sites/scholar.harvard.edu/files/dershowitz/files/the-valediction-of-moses-open-access.pdf
- ^ Jump up to: а б с Авива и Шмуэль Бар-Ам. «По следам мастера-фальсификатора» . Времена Израиля . Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «В поисках ответов Чанан Тигея о древнем наборе (возможно, поддельных) свитков» . Планшетный журнал . 11 апреля 2016 г. Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ Певец, Исидор; Джейкобс, Джозеф (1905). «ШАПИРА, МВт» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 232–233.
- ^ Jump up to: а б «Гарри, Мириам (1869–1958) | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ "Sacramento Daily Union, 10 октября 1883 г. - Коллекция цифровых газет Калифорнии" . cdnc.ucr.edu . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ «ПЯТНИЧНЫЙ ВЕЧЕР». Берроуз Вустерский журнал . 1 сентября 1883 года.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 803.
- ^ Адлер, Сайрус (1969). Я считал дни . Пресс «Горящий куст». ОСЛК 7969 .
- ^ Макдауэлл, Миссисипи Фред (23 февраля 2010 г.). «Горал ха-гра (библиомантия) профессора-протестанта-семитика XIX века; а также обнаружение поддельной еврейской рукописи Шапиры» . На Главной линии . Архивировано из оригинала 18 октября 2011 г. Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Оскар К. Рабинович (июль 1965 г.). «Свиток Шапиры: подделка девятнадцатого века». Еврейский ежеквартальный обзор . Новая серия. 56 (1): 1–21. дои : 10.2307/1453329 . JSTOR 1453329 .
- ^ «Мистер Острый Глаз-Ра (мультфильм)» . Ударить кулаком . Сентябрь 1883 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2014 г. Проверено 6 декабря 2014 г.
- ^ Пресс, Майкл (июль 1214 г.). « Ложное перо писцов»: свиток Мертвого моря девятнадцатого века» . Приложение . 2 (3) . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ↑ Газета «Het Vaderland», 12 марта 1884 г.
- ^ Джеймс Р. Давила (3 ноября 2013 г.). «Подделки Шапиры вновь поднимают свои гниющие головы» . Проверено 6 декабря 2014 г.
- ^ «Свиток Мертвого моря связан с евреем, совершившим самоубийство 70 лет назад - Еврейское телеграфное агентство» . www.jta.org . 14 августа 1956 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2021 года . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Ябин, Шмуэль (20 апреля 1956 г.). «Свитки на полках». Земля (на иврите) п. 9.
- ↑ Дж. Л. Тейчер «Подлинность рукописей Шапиры», Литературное приложение Times, 22 марта 1957 г.
- ^ Аллегро, Джон Марко (1965). Дело Шапиры . Даблдэй. ISBN 9789120009094 . OCLC 543413 .
- ^ Джефферсон, Хелен (1968). «Рукопись Шапира и Кумранские свитки». Ревю Кумрана . 6 (3): 391–399.
- ^ Гиль, Шломо (2017). «Свиток Шапиры был подлинным свитком Мертвого моря». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 149 (1): 6–27. дои : 10.1080/00310328.2016.1185895 . S2CID 165114970 .
- ^ Дершовиц, Идан (10 марта 2021 г.). «Прощание Моисея: новые данные о фрагментах Второзакония Шапира» . Журнал науки Ветхого Завета . 133 (1): 1–22. дои : 10.1515/zaw-2021-0001 . S2CID 232162477 .
- ^ Дершовиц, Идан (2021). Прощание Моисея Протобиблейская книга (PDF) . Мор Зибек Тюбинген. ISBN 978-3-16-160644-1 .
- ^ Гиль, Шломо (июнь 2012 г.). «По следам тайной лавки». Эт Мол . 223 . Интернет-ссылка https://www.academia.edu/2127379/In_Search_of_the_Shop_of_Moses_Wilhelm_Shapira_the_Leading_Figure_of_the_19TH_Century_Archaeological_Enigma
- Пресс, Майкл (2023). «Карьера Моисея Шапира, книготорговца и антиквара» . Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 155 (3): 230–253. дои : 10.1080/00310328.2022.2050075 . HDL : 11250/3015076 . ISSN 0031-0328 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Э. Ф. Кауч и А. Социн, Исследование подлинности моавитянских древностей (1876 г.)
- «Faking it» — радиосюжет о Шапире, подготовленный израильским сюжетным подкастом для журнала Tablet Magazine , 18 августа 2014 г.
- Николс, Росс К. (2021). Свиток Моисея: новое открытие самого спорного дела в истории библейских исследований , Horeb Press, Сент-Фрэнсисвилл, Луизиана. ISBN 978-1-7366134-0-5 .
- Тигай, Ханан, Потерянная книга Моисея (2016) ISBN 0062206419
- Сабо, Джорам (2014). Шапира и я Документальный фильм. По следам Шапира и его свитка.
- Сабо, Йорам (2018). Торговец свитками в поисках потерянного еврейского сокровища Моисея Вильгельма Шапиры. (иврит) Хакибуц Хамеухад.