Гермес (Музей Пио-Климента)
Гермес Ватикана из музея Пио-Клементино — древнеримская скульптура, часть коллекций , Рим. Долгое время им восхищались как Бельведер Антиной , названный в честь его видного расположения в Кортиле дель Бельведер . Сейчас это инвентарный номер 907 в Музее Пио-Клементино .
Идентификация
[ редактировать ]Его идеализированное лицо на самом деле не лицо Антиноя , возлюбленного императора Адриана . [1] Плащ, известный как хламида , перекинутый через левое плечо и обернутый вокруг левого предплечья, и расслабленная контрапоста идентифицируют скульптуру как Гермеса , одного из известных праксителевских типов. Сегодня скульптура считается (в последнем Хельбигском [2] ) быть адриановой копией (начало второго века нашей эры) бронзовой работы Праксителя или представителя его школы.
Описание
[ редактировать ]Статуя высотой 1,95 м (6 футов 5 дюймов) изображает обнаженного молодого человека с хламидой на плече и левом предплечье. Это вариант типа Андрос; [3] в примере Андроса хламида и змея обвились вокруг опоры дерева, причем дерево и змея позволяют однозначно идентифицировать его как Гермеса и психопомпуса ; на него непосредственно влияют Гермес и Младенец Дионис Праксителя. [4]
История
[ редактировать ]Скульптура была куплена для Папы Павла III в 1543 году, когда тысяча дукатов была заплачена «Николаю де Палису за очень красивую мраморную статую... которую Его Святейшество прислал для установки в саду Бельведер». [5] Наиболее вероятное место его открытия — сад недалеко от замка Сант-Анджело . [6] где у Палисов была собственность.
Статуя сразу стала известна как Антиной Адмирандус : она упоминалась во всех отчетах о древностях, которые можно было увидеть в Риме, выгравирована во всех репертуарах классического искусства, вызывала всеобщее восхищение и копировалась из бронзы и мрамора для Фонтенбло в шестнадцатом веке. и Версаль в семнадцатом веке. Бронзовая копия Юбера Ле Сюера фигурировала в коллекциях английского короля Карла I до того, как была приобретена Оливером Кромвелем . [7] а другой слепок братьев Келлер попал в коллекцию Людовика XIV во Франции . [8] Мраморную копию купил Петр Великий. [9] слепки также можно найти в художественных академиях, например, в Милане и Берлине. [10]
Питер Пауль Рубенс изучал скульптуру во время своего пребывания в Риме в начале 17 века и высоко оценил ее красоту и пропорции. Статуя, вероятно, вдохновила его на создание фигуры Христа на центральной панели «Триптиха Рококса» (Рубенс), написанного в 1615 году. [11] Пуссен видел в этом канон идеальных пропорций. [12] а в 1683 году Жерар Одран включил его в свою коллекцию гравюр, изображающих пропорции человеческого тела, измеренные с самых красивых статуй древности , предназначенную для молодых скульпторов. [13] Винкельман признал ее статуей «первоклассного» и очень восхищался головой, «несомненно одной из самых красивых голов молодого человека античности», хотя и критиковал работу ее ступней, живота и ног. [14] Во времена Винкельмана идентификация статуи как Антиноя уже была опровергнута, и вместо этого статуя интерпретировалась как Мелеагр , герой охоты на Калидонского вепря . Наконец, ученый Эннио Квирино Висконти в своем каталоге музея Пио-Клементино (1818–1822) определил его как Гермеса. [15]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это было признано до Винкельмана ( История искусства древности , II), но идентификация как Гермеса не была предложена до Эннио Квирино Висконти в его каталоге 1818 года музея Ватикана. Дж. Дж. Поллитт, «Мастера и шедевры», в О. Палагиа и Дж. Дж. Поллитт, « Личные стили в греческой скульптуре» , издательство Cambridge University Press, стр. 8.
- ^ Вольфганг Хельбиг, Путеводитель по публичным коллекциям классических древностей в Риме, 4-е изд. (Tün) 1963-72).
- ↑ Ранее он находился в Национальном археологическом музее Афин , MNA 218, сейчас хранится в музее на Андросе под инвентарным номером MA 245.
- ^ Брунильда Сисмондо Риджуэй , Стили четвертого века в греческой скульптуре , University of Wisconsin Press, 1997, стр. 337; Клод Ролли , Греческая скульптура II: классический период , Пикард, 1999, с. 265.
- ^ Brummer 1970:212, цитируется по Haskell and Penny 1981:141.
- ↑ Адриана Замок Сант-Анджело был построен как мавзолей .
- ^ Хаскелл и Пенни, с. 41-42.
- ^ Хаскелл и Пенни, с. 54.
- ^ Хаскелл и Пенни, с. 117.
- ^ Хаскелл и Пенни, с. 109.
- ^ Пилигрим, Джеймс. «Скептицизм Рубенса». Ренессанс Ежеквартально 75, вып. 3 (2022): 917–67.
- ^ (на французском языке) Даниэла Галло, примечания к изданию Pochothèque (Livre de Poche, 2005) « Истории древнего искусства » Иоганна Иоахима Винкельмана , стр. 675, примечание 23.
- ^ Хаскелл и Пенни, с. 56.
- ^ Винкельман, История древнего искусства .
- ^ Джером Дж. Поллитт, «Введение: мастера и шедевры», в О. Палагия и Дж. Дж. Поллитт (ред.), Персональные стили в греческих скульптурах , Cambridge University Press, 1999, стр. 8.
Ссылки
[ редактировать ]- Брюммер, Ганс Хенрик, 1970. Статуя суда в Ватиканском Бельведере (Стокгольм).
- Хаскелл, Фрэнсис и Николас Пенни, 1981. Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры 1500–1900 (издательство Йельского университета), кат. нет. 4, стр. 141–43.
- Хельбиг, Вольфганг, 1963–72. Путеводитель по публичным коллекциям классических древностей в Риме , (Тюбинген) 4-е изд., I, стр. 190–91.