Триптих Рококса
Триптих Рококса | |
---|---|
![]() | |
Художник | Питер Пауль Рубенс |
Год | 1613–1615 |
Тип | Масло на панели |
Размеры | 146 см × 233 см (57 × 92 дюйма) |
Расположение | Королевский музей изящных искусств Антверпена , Антверпен, Бельгия |
Триптих Рококса или Эпитафия Николааса Рококса и его жены Адрианы Перес — триптих, написанный фламандским художником Питером Паулем Рубенсом между 1613 и 1615 годами. Он находится в коллекции Королевского музея изящных искусств Антверпена . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Триптих был заказан около 1613 года Николаасом Рококсом (1560–1640) и его супругой Адрианой Перес (1568–1619) для их погребального памятника в церкви Воспоминаний в Антверпене. Рококс был мэром Антверпена, близким другом и важным покровителем Рубенса. Адриана Перес была внучкой испанских конверсос , приехавших в Антверпен в начале шестнадцатого века. [ 2 ]
Работа датирована в левом верхнем углу левой панели. Год был изменен с «1613» на «1615», предположительно потому, что Рубенс начал картину в 1613 году, но закончил ее только в 1615 году, а затем повесил в часовне Леди за хором в церкви «Воспоминания» в Антверпене. В любом случае эпитафия была заказана еще до смерти меценатов. Нередко случалось, что погребальные памятники готовились до – или наоборот: лишь через некоторое время после – смерти.
Триптих был конфискован французскими оккупантами в 1794 году для Лувра в Париже. В 1815 году композиция была возвращена в Антверпен и передана в вновь созданный музей Антверпена. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]На внешних панелях изображены портреты Рококса и его жены с атрибутами их веры: Библией и четками. На внешних панелях изображены гербы двух семей покровителей.
Традиционно считалось, что центральная панель показывает неверие (или недоверие) Фомы , историю из Евангелия от Иоанна о том, как апостол Фома отказывался поверить, что воскресший Иисус явился другим апостолам, Иисуса. пока он не смог увидеть и прикоснуться к распятию раны на боку . Такая интерпретация сцены подтверждается сходством композиции Рубенса с Караваджо трактовкой истории о Фоме , где Фома наклоняется и с недоверчивым видом вставляет палец в боковую рану Иисуса, а двое мужчин позади него внимательно наблюдают за происходящим. сцена. [ 2 ]
Недавние ученые утверждают, что Рубенс изобразил не неверие апостола Фомы, а скорее сцену первого явления Христа апостолам в Иерусалиме, как описано в Евангелии от Луки 24:36-51. В этой истории 11 выживших апостолов сначала отказались поверить, что человек, появившийся среди них, был воскресшим Иисусом. Столкнувшись с этим неверием, Христос показал им раны от Распятия на Своих руках и ногах и призвал их обработать раны и увидеть доказательства своими глазами. По словам Луки, ученики так и не воспользовались этим приглашением осмотреть физические доказательства смерти Христа. Только после того, как Христос съел жареную рыбу и медовые соты, ученики признали, что этим человеком был воскресший Христос. [ 2 ]

Аргументом в пользу композиции Рубенса, изображающей сцену из «Луки», а не историю сомневающегося Фомы, является то, что Рубенс намеренно опустил рану на боку Христа, в то время как Святой Фома Караваджо полностью сосредоточен на пальце Фомы, прощупывающего боковую рану Христа. Отсутствие у Рубенса боковой раны позволяет предположить, что он намеревался строго следовать тексту Луки, в котором упоминаются только раны на руках и ногах Христа, а не боковая рана. Этим поступком он также подчеркнул противоречия между различными евангельскими рассказами о Воскресении. Это отражает скептицизм, преобладающий среди элиты Антверпена относительно возможности достижения определенности, особенно в отношении религиозных вопросов. Далее утверждалось, что Рубенс намеревался это упустить, чтобы подчеркнуть необходимость истинно верующих (таких как сами покровители) совершить решительный шаг веры при принятии истины о Воскресении Христа, а не искать подтверждения в физических доказательствах. [ 2 ]
Для изображения тела Христа Рубенс, вероятно, был вдохновлен знаменитой античной скульптурой Гермеса Бельведерского , которую он изучал и чью красоту и пропорции восхвалял во время своего пребывания в Риме. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Питер Пауль Рубенс, Эпитафия Николааса Рококса и его жены Адрианы Перес , KMSKA
- ^ Jump up to: а б с д и Пилигрим, Джеймс. «Скептицизм Рубенса». Ренессанс Ежеквартально 75, вып. 3 (2022): 917–67.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Триптихом Рококса Рубенса, на Викискладе?