Потребительский суверенитет
Суверенитет потребителя — это экономическая концепция, согласно которой потребитель имеет некоторую контрольную власть над производимыми товарами и что потребитель является лучшим судьей о своем собственном благосостоянии.
Суверенитет потребителя в производстве — это контрольная власть потребителей по сравнению с владельцами ограниченных ресурсов в отношении того, какую конечную продукцию следует производить из этих ресурсов. Иногда в качестве гипотезы используется то, что производство товаров и услуг определяется потребительским спросом (а не, скажем, владельцами капитала или производителями). [1]
Суверенитет потребителя в сфере благосостояния – это идея о том, что потребитель является лучшим судьей о своем собственном благосостоянии (а не, скажем, политики). Его используют, чтобы утверждать, что, например, правительство должно помогать бедным, предоставляя им денежные переводы, а не предоставляя им продукты, которые политики считают «необходимыми». [2]
Суверенитет потребителя в производстве
[ редактировать ]Суверенитет потребителя был впервые определен Уильямом Гарольдом Хаттом следующим образом: [3]
Потребитель суверенен, когда в своей роли гражданина он не делегировал политическим институтам для авторитарного использования власть, которую он может осуществлять в социальном плане посредством своей власти требовать (или воздерживаться от требований).
Двойное использование слова «власть» в этом определении ясно дает понять, что власть потребителей была самой важной темой во всей концепции. [4] Позже Хатт переформулировал это определение в аналогичном смысле:
...контролирующая власть, осуществляемая свободными людьми при выборе между целями над хранителями ресурсов сообщества, когда ресурсы, с помощью которых эти цели могут быть достигнуты, недостаточны. [5]
Примеры
[ редактировать ]Иногда бизнес терпит неудачу, потому что он не может предоставить продукты, необходимые для удовлетворения потребителей: [ нужна ссылка ]
- Блокбастер в конечном итоге провалился, потому что потребители начали адаптироваться к более удобным альтернативам, таким как Netflix , Redbox и видео по запросу . Blockbuster продолжал сдавать в аренду DVD- и VHS-кассеты в традиционных магазинах и медленно модернизировался, в результате чего Blockbuster терял деньги и в конечном итоге обанкротился. [ нужна ссылка ]
- Dell , когда-то крупнейший производитель компьютеров, потерпела неудачу, поскольку мобильные устройства начали вытеснять ПК, дешевые азиатские машины стали терять прибыльность, а крупные клиенты начали требовать комплексного обслуживания в дополнение к оборудованию.
- Когда другие компании (такие как Nikon и Canon) начали производить камеры, делающие цифровые фотографии, в отличие от пленочных камер Kodak, потребители переключились на эти компании, и в конечном итоге Eastman Kodak обанкротилась. [ нужна ссылка ]
Происхождение
[ редактировать ]Идею примата потребления над производством впервые высказал Адам Смит в 1776 году: [4]
Потребление — единственная цель и цель всего производства; и интересы производителя следует учитывать лишь в той мере, в какой это необходимо для содействия интересам потребителя.
Термин «суверенитет потребителя» был впервые введен Уильямом Гарольдом Хаттом в его книге «Экономисты и общественность: исследование конкуренции и общественного мнения» (1936). [5] Однако сам Хатт всегда с осторожностью относился к этому термину: [4]
Я не уверен, что я сам придумал этот термин. В литературе по маркетингу встречаются такие фразы, как « клиент всегда прав », и мне сказали, что на верхнеголландском языке есть поговорка « De klant is koning » (клиент — король). Впервые я использовал этот термин в его нынешнем смысле в неопубликованной статье, которую я распространил в 1931 году. Впервые он появился в печати, кажется, в статье, которую я опубликовал в марте 1934 года. В 1935 году доктор В. Рёпке использовал фразу «демократия». потребителей»; и в том же году профессор Ф.А. Хайек использовал фразу «суверенитет потребителя» в заголовке раздела «Коллективистского экономического планирования». С тех пор этот термин, похоже, стал использоваться довольно широко.
Хотя Хатт не собирался создавать какую-либо теорию, основанную на этой концепции, [5] некоторые экономисты утверждают, что в некоторых случаях, например, в здравоохранении, суверенитет потребителей не соблюдается. [1]
Когда этот термин впервые был использован Хаттом, он был написан как «суверенитет потребителей». В рецензии на книгу Джейкоб Винер назвал ее «суверенитетом потребителя». Позже термин «суверенитет потребителя» стал общепринятым. [ нужна ссылка ]
Потребители против поставщиков
[ редактировать ]Чтобы понять суверенитет потребителей, вы также должны понимать потребителей и их спрос. Каждый является потребителем и требует не только таких продуктов, как продукты питания, или такие товары, как нефть или газ, но также и факторы производства , такие как время, и все другие возможные вещи. Когда рабочий хочет иметь больше свободного времени, его спрос на досуг сталкивается со спросом общества на его работу. Только после того, как рабочий перебьет обществу цену за свой досуг, он сможет потреблять его по своему желанию. По словам Хатта, плохое понимание потребителей и их требований привело к некоторой ранней критике этой концепции: [5]
Мне кажется, что за всю критику профессора Фрейзера главным образом ответственно одно фундаментальное недоразумение. Он говорит, что «доктрина суверенитета потребителей подразумевает, а возможно, даже влечет за собой, что предпочтения со стороны спроса фундаментально и в принципе более важны, чем предпочтения со стороны предложения». Но все, что я сделал, — это привел эту концепцию в соответствие с различием между целями и средствами. В том смысле, в котором я использовал этот термин, он охватывает выражение всех человеческих предпочтений в отношении целей, поскольку эти цели сталкиваются с ограниченными средствами. Когда преследуются цели, нас интересует спрос; когда выбираются средства, нас интересует аспект предложения — предпринимательство.
Как также отметил Хатт, эта концепция не игнорирует поставщиков: [5]
Это не подразумевает какого-либо «поразительного пренебрежения», как описывает это профессор Фрейзер, «со стороны продюсеров». Каждый владелец ресурсов (включая его собственные физические силы) может рассматриваться как претендующий наравне с остальными потребителями за услуги своих собственных ресурсов. Мы можем рассматривать его как обычно предлагающего часть этих услуг на обмен, фактические или ожидаемые торги в целом. Его, так сказать, перекупают за такие услуги другие потребители.
Критика
[ редактировать ]Концепция суверенитета потребителя подверглась критике [ ВОЗ? ] за несоблюдение предполагаемой симметрии между свободой спроса и свободой предложения. Хотя Хатта можно обвинить в непонимании критиками, они упустили суть концепции:
Признавая, что в некоторых ситуациях производитель может выбрать менее прибыльную деятельность, которую он находит более лично удовлетворяющей, Хатт определил такое решение как решение о потреблении, а не производстве. При этом он попытался провести различие между потреблением и производством точно параллельно различию между целями и средствами. [4]
Некоторые экономисты [ ВОЗ? ] рассматривал попытку провести различие между потреблением и производством параллельно с различием между целями и средствами как неудачное упражнение в игре слов. [4]
Даже если к потребителям подходят традиционно [ нужны разъяснения ] , они в значительной степени суверенны, исходя из предположения, что, выступая в роли производителей, люди максимизируют свой доход. [4] Экономисты рассматривают эту гипотезу также как потребительский суверенитет. [ нужна ссылка ]
Этот элемент [ нужны разъяснения ] поддерживает общество , поскольку потребители имеют право решать, как будет функционировать магазин, а также увеличивать или уменьшать продажи — просто покупая вещи, потребители определяют, какие товары производятся и насколько хорошо они продаются, а также приводит ли предложение потребителей на рынок и посетят новые потребители. Это [ нужны разъяснения ] также приводит к конкуренции между другими рынками, поскольку другим рынкам, возможно, придется изменить цены на свои товары, чтобы вернуть потребителей. [ нужна ссылка ]
Взгляды на главенство потребления могут стать предметом идеологических дебатов в социалистических экономиках , как это произошло в Польше в 1940-х годах. [6]
Связанные понятия
[ редактировать ]- Потребительский кооператив — это предприятие, принадлежащее и демократически управляемое потребителями.
- Долларовое голосование — это влияние выбора потребителя на действия производителей посредством потока потребительских платежей производителям за их товары и услуги.
- Этическое потребительство — это процесс, посредством которого потребители сознательно пытаются влиять на производственный процесс в соответствии со своими моральными ценностями, например, отдавая предпочтение этическим производителям или бойкотируя неэтичных.
- Теория ресурсной зависимости — это теория, согласно которой производство зависит от ресурсов, доступных из окружающей среды, а не только от потребительского спроса.
Суверенитет потребителя в сфере благосостояния
[ редактировать ]Суверенитет потребителя определяется в Макмиллана как: словаре современной экономики [7]
Идея о том, что потребитель является лучшим судьей о своем благополучии. Это предположение лежит в основе теории потребительского поведения и, через нее, большей части экономического анализа, включая наиболее широко признанный оптимум в экономике благосостояния , оптимум Парето .
Более подробное определение дал Абба П. Лернер : [8]
Основная идея потребительского суверенитета на самом деле очень проста: сделать так, чтобы каждый имел то, что он предпочитает, если это не требует каких-либо дополнительных жертв для кого-либо еще… Один из самых глубоких шрамов моей ранней юности остался, когда мой учитель сказал мне: « Ты этого не хочешь», — после того, как я сказал ей об этом. Я бы не расстроился так, если бы она сказала, что я не могу этого получить, что бы это ни было, или что с моей стороны было очень дурно хотеть этого. Что меня раздражало, так это отрицание моей личности — своего рода изнасилование моей честности. Признаюсь, я до сих пор испытываю подобное раздражение, когда слышу, как предпочтения людей отвергаются как неискренние, потому что на них повлияла или даже создана реклама, и кто-то другой говорит им, чего они «действительно хотят».
Эмпирические данные
[ редактировать ]Возможный способ проверить предположение о суверенитете потребителей — сравнить оценки потребителей товаров, которые они покупают самостоятельно, с их оценками товаров, которые они получают в подарок от друзей и семьи. В ходе одного из таких экспериментов, проведенного во время курортного сезона, было обнаружено, что потребители ценят свои покупки примерно на 18% выше, чем подарки, которые они получают. Это подтверждает предположение о суверенитете потребителя. [9]
В другом эксперименте сравнивались эффекты двух параллельных правительственных программ в Мексике, обе из которых были направлены на помощь бедным сельским жителям: первая предусматривала денежные выплаты, а вторая – продовольственные выплаты. Эксперимент не нашел доказательств «патерналистской» точки зрения о том, что выплаты в натуральной форме лучше и что денежные выплаты стимулируют потребление нездоровых продуктов. Поскольку денежные переводы дешевле осуществлять, практический вывод из этого эксперимента заключается в том, что лучше помогать бедным, предоставляя им денежные переводы, которые они могут использовать в соответствии со своими субъективными предпочтениями. [10]
Критика
[ редактировать ]Дж. К. Гэлбрейт утверждает, что реклама искажает предпочтения потребителей. [7] таким образом, выявленные предпочтения потребителей на самом деле отражают то, что хорошо для рекламодателей, а не то, что хорошо для самих потребителей.
Лестер Туроу утверждает, что многие потребители (например, дети и наркозависимые) не способны знать, что для них полезно. [11] Более того, даже компетентные люди имеют предпочтения, которые частично зависят от общества и отражают не только их собственные потребности.
Различные исследования показывают, что предпочтения потребителей иррациональны и непоследовательны и поэтому не могут отражать то, что для них на самом деле хорошо. Это справедливо, в частности, для межвременных решений (например, решения о том, сколько откладывать на старость) и вероятностных решений (например, оценки рисков финансовых инвестиций). [9]
Практическим следствием такой критики является то, что правительства должны предоставлять блага по заслугам, а не единовременные выплаты. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сирджи, М. Джозеф; Ли, Донг-Джин; Ю, Грейс Б. (1 июля 2011 г.). «Потребительский суверенитет в здравоохранении: факт или вымысел?». Журнал деловой этики . 101 (3): 459–474. дои : 10.1007/s10551-010-0733-5 . ISSN 0167-4544 . S2CID 154693000 .
- ^ «Потребительский суверенитет» . www.tutor2u.net . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Хатт, Уильям Х. (1936). Экономисты и общественность: исследование конкуренции и мнений . Лондон: Джонатан Кейп. п. 257.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Перский, Джозеф (зима 1993 г.). «Ретроспективы: потребительский суверенитет». Журнал экономических перспектив . 7 (1): 183–191. дои : 10.1257/jep.7.1.183 . JSTOR 2138329 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хатт, Уильям Х. (март 1940 г.). «Концепция суверенитета потребителей». Экономический журнал . 50 (197): 66–77. дои : 10.2307/2225739 . JSTOR 2225739 .
- ^ Мечковский, Богдан (1975). Личное и общественное потребление в Восточной Европе: Польша, Чехословакия, Венгрия и Восточная Германия . Том 200 специальных исследований Praeger по международной экономике и развитию. Издательство Прагер. п. 9. ISBN 9780275056209 . Проверено 20 августа 2023 г.
«Суд над Центральным статистическим управлением » в Польше в феврале 1948 года, ставший предвестником сталинизации , содержал обвинения в том, что сотрудники этого управления, не принадлежащие к Коммунистической партии, признали примат потребления. Коммунистам в то время это казалось непростительным нарушением, и «суд», проведенный в форме двухдневных публичных дебатов, привел к массовой реорганизации Центрального статистического управления и увольнению провинившихся сотрудников. .
- ^ Jump up to: а б Пирс, Дэвид В. (1992). Словарь Макмиллана современной экономики .
- ^ Лернер, Абба П. (1972). «Экономика и политика потребительского суверенитета». Американский экономический обзор . 62 (1/2): 258–266. ISSN 0002-8282 . JSTOR 1821551 .
- ^ Jump up to: а б Вальдфогель, Джоэл (1 ноября 2005 г.). «Иррациональность потребителей превосходит потребительский суверенитет?». Обзор экономики и статистики . 87 (4): 691–696. CiteSeerX 10.1.1.670.827 . дои : 10.1162/003465305775098107 . ISSN 0034-6535 . S2CID 37775377 .
- ^ Кунья, Джесси М. (1 апреля 2014 г.). «Тестирование патернализма: денежные средства против трансфертов в натуральной форме». Американский экономический журнал: Прикладная экономика . 6 (2): 195–230. CiteSeerX 10.1.1.716.3321 . дои : 10.1257/app.6.2.195 . ISSN 1945-7782 . S2CID 17159709 .
- ^ Туроу, Лестер К. (1974). «Наличные и натуральные переводы». Американский экономический обзор . 64 (2): 190–195. ISSN 0002-8282 . JSTOR 1816041 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэмпбелл Р. МакКоннелл и Стэнли Л. Брю (1999), Экономика (14-е изд.). МакГроу-Хилл.
- Кенни LJ (8 марта 2019 г.). «Граждане знают свои функции полезности лучше, чем политики» . Обмен стеками по экономике . Проверено 6 июня 2019 г.