Jump to content

Франц Райхельт

Франц Райхельт
Мужчина в оправе, обтянутой материалом
Райхельт в костюме парашютиста
Рожденный
Франц Карл Райхельт

( 1878-10-16 ) 16 октября 1878 г.
Умер 4 февраля 1912 г. ) ( 1912-02-04 ) ( 33 года
Париж , Франция
Занятия

Франц Карл Райхельт [ 1 ] [ примечание 1 ] ( Немецкое произношение: [fʁants kaʁl ˈʁaɪ̯çl̩t] ; 16 октября 1878 г. [ 1 ] - 4 февраля 1912 г.), [ 3 ] также известный как Генри Франсуа Райхельт [ 3 ] после французской натурализации был Австро-Венгрии . уроженцем [ 4 ] Французский портной , изобретатель и пионер парашютного спорта , которого сейчас иногда называют Летающим портным , которого помнят за то, что он прыгнул насмерть с Эйфелевой башни во время испытаний переносного парашюта собственной конструкции. Райхельт зациклился на разработке костюма для авиаторов, который трансформировался бы в парашют и позволял бы им пережить падение, если бы им пришлось покинуть свой самолет в воздухе. Хотя на протяжении многих лет он создавал и экспериментировал с множеством прототипов крыльев и парашютных костюмов, они в целом оказались неудачными, до такой степени, что после его смерти между газетами возник спор о том, были ли когда-либо работоспособны какие-либо из его конструкций.

Полагая, что достаточно высокая испытательная платформа докажет эффективность его изобретения, Райхельт неоднократно обращался в префектуру полиции Парижа с просьбой разрешить провести испытание с Эйфелевой башни. В конце концов он получил разрешение в 1912 году, но, прибыв к башне 4   февраля, дал понять, что намерен прыгнуть лично, а не проводить эксперимент с манекенами. Несмотря на попытки его отговорить, он прыгнул с первой платформы башни, надев свое изобретение. Парашют не раскрылся, и он упал с высоты 57 метров (187 футов) насмерть. На следующий день газеты были полны иллюстрированных историй о смерти «безрассудного изобретателя», а прыжок был показан в кинохронике.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Франц Карл Райхельт родился 16 октября 1878 года в Вегштадтле , Королевство Богемия , Австро-Венгрия (сегодня Штети, Чехия) в семье Йозефа Райхельта и Катарины Райхельт ( урожденной Гогер). [ 1 ] О его молодости мало что известно. В 1898 году Франц переехал в Париж , Франция . [ 5 ] Он получил французское гражданство в 1909 году, приняв имя Франсуа (французский эквивалент немецкого «Франц»). Одна из его сестер, возможно, также приехала во Францию ​​и вышла замуж за ювелира. [ 2 ] [ 6 ] но газетные сообщения расходились в деталях его семейной жизни, причем большинство сообщало, что его сестры остались в Вене . Сам Райхельт не был женат. В 1907 году он снял квартиру на третьем этаже на улице Гайон, 8, недалеко от авеню де л'Опера , и открыл то, что впоследствии стало успешным бизнесом по пошиву одежды . [ 7 ] обслуживает в основном австрийцев во время поездок в Париж. [ 8 ]

Эксперименты

[ редактировать ]
Мужчина прыгает с башни.
Иллюстрация первого прыжка с парашютом Луи-Себастьяна Ленормана с башни обсерватории Монпелье в 1783 году.

С июля 1910 года Райхельт приступил к разработке « парашютного костюма»: [ 5 ] костюм, который был не намного более громоздким, чем тот, который обычно носит авиатор, но с добавлением нескольких стержней, шелкового купола и небольшого количества резины, что позволяло ему раскладываться и становиться тем, что, как надеялся Райхельт, будет практичным и практичным. эффективный парашют.

Наступление эпохи авиации привело к неизбежным катастрофам в сочетании с растущим интересом к мерам безопасности, особенно к разработке эффективных парашютов. Первые успехи в парашютном спорте, такие как успехи Луи-Себастьяна Ленормана и Жан-Пьера Бланшара , заключались в успешном использовании парашютов с фиксированным куполом (уже «открытых» еще до начала прыжка), а Андре-Жак Гарнерен изобрел бескаркасный парашют, пригодный для использования с парашютом. больших высотах, но к 1910 году еще не существовало парашюта, пригодного для использования при прыжках с самолета или на малой высоте.

Райхельт, похоже, заинтересовался конструкцией парашютов после того, как услышал некоторые истории о несчастных случаях со смертельным исходом среди первых воздухоплавателей и авиаторов. Неясно, удалось ли ему когда-либо заставить свои прототипы работать. По словам смотрителя здания Райхельта, цитируемого Le Petit Parisien : [ 2 ] на ранних этапах процесса он добился определенного успеха, создав манекены с шелковыми крыльями, брошенные с пятого этажа здания. Однако никаких других свидетельств, подтверждающих ее оценку, найти не удалось. Большинство газет, цитируя частых наблюдателей за его экспериментами, вместо этого утверждают, что ему так и не удалось создать работающий прототип ни для одной итерации конструкции парашюта. [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] В его оригинальной конструкции использовалось 6 м. 2 (65 квадратных футов) материала и весил около 70 кг (150 фунтов). [ 2 ] Он представил свой проект ведущей авиационной организации La Ligue Aérienne в Аэро-клубе Франции , надеясь, что они проверят его, но они отвергли его проекты на том основании, что конструкция купола была слишком слабой, и попытались отговорить его. от траты дополнительного времени на разработку. [ 11 ] Тем не менее Райхельт проявил настойчивость и провел эксперименты по сбросу манекенов со двора своего здания на улице Гайон. Ни одно из его испытаний не оказалось успешным.

В 1911 году полковник Лаланс написал в Аэроклуб Франции письмо с предложением премии в размере 10 000 франков за безопасный парашют для авиаторов — вдвое больше, чем он предлагал годом ранее. [ 13 ] [ примечание 2 ] Соревнование длилось три года и предусматривало, что парашют должен весить не более 25 кг (55 фунтов). [ 13 ] Райхельт усовершенствовал свою конструкцию, уменьшив вес и одновременно увеличив площадь поверхности материала, пока она не достигла 12 м. 2 (130 кв. футов). [ 2 ] Но его испытания по-прежнему не увенчались успехом, и его манекены неизменно тяжело падали на землю.

L'Ouest-Eclair [ фр ] сообщил в 1911 году, что Райхельт лично прыгнул с высоты от 8 до 10 метров (от 26 до 33 футов) в Жуанвиле ; попытка не удалась, но куча соломы помогла ему избежать травм. [ 12 ] Ле Матен сообщил о попытке удара Ножана с высоты 8 м (26 футов), в результате которой был сломан нога. [ 11 ] Le Petit Journal предположил, что Райхельт также провел по крайней мере два явно безрезультатных теста с манекенами с первой палубы Эйфелевой башни в 1911 году. [ 6 ] но интервью с одним из его друзей в Ла Прессе дало понять, что он безуспешно ходатайствовал о разрешении провести испытание с вышки больше года, прежде чем наконец получил разрешение на финальный прыжок. [ 7 ] Однако в 1910 и 1911 годах были и другие испытания башни; Гастон Эрвье, использовавший в своих экспериментах макет самолета и манекены , пытался усовершенствовать конструкцию парашюта, обеспечивающую безопасную посадку пилота с полностью или частично поврежденным самолетом. [ 15 ] Райхельт объяснил предыдущие неудачи своих проектов, по крайней мере частично, короткими дистанциями падения, на которых он проводил свои испытания, поэтому он очень хотел получить разрешение на эксперименты с башни. [ 8 ]

Прыжок с Эйфелевой башни

[ редактировать ]
Райхельт продемонстрировал костюм у подножия Эйфелевой башни незадолго до своего фатального падения.

В начале февраля 1912 года Райхельт объявил прессе, что он наконец получил разрешение и вскоре проведет эксперимент с Эйфелевой башни, чтобы доказать ценность своего изобретения.

В воскресенье, 4 февраля, в 7 часов утра Райхельт подъехал к башне на машине с двумя друзьями. На нем уже был костюм парашютиста. [ 7 ] На новостных кадрах его прыжка видно, как он моделирует свое изобретение в сложенном виде, которое Ле Голуа описал как «лишь немного более объемное, чем обычная одежда». [ 8 ] Костюм не ограничивал движения пользователя, когда парашют был упакован, и Le Petit Parisien описал метод раскрытия парашюта как простой, заключающийся в вытягивании рук так, чтобы образовать крест с телом. [ 2 ] , в растянутом состоянии наряд напоминал «своего рода плащ с огромным шелковым капюшоном» По словам Le Temps . [ 9 ] L'Action Française сообщила, что Райхельт заявил, что площадь окончательного проекта составит 30 м2. 2 (320 кв. футов) с высотой навеса 5 м (16 футов), [ 16 ] в то время как Le Figaro предположила, что площадь поверхности могла достигать 32 м 2 (340 кв. футов). Ла Круа утверждал, что костюм мог весить всего 9 кг (20 фунтов). [ 17 ] Погода была холодная, температура ниже 0 ° C (32 ° F). [ примечание 3 ] дул сильный ветер и над Марсовым полем . [ 6 ]

Некоторые полицейские присутствовали для поддержания порядка, поскольку префектура полиции Парижа дала Райхельту разрешение продолжить работу. После его смерти Луи Лепин , который, будучи префектом полиции, нес полную ответственность за выдачу разрешения, выступил с заявлением, в котором разъяснилось, что, хотя полиция обычно давала разрешение на проведение экспериментов с Эйфелевой башни, понималось, что в этих случаях будут использоваться манекены. В случае Райхельта они дали разрешение только на том основании, что он будет выполнять сброс манекена и что они ни при каких обстоятельствах не позволили бы ему продолжить, если бы знали, что он будет совершать прыжок сам. [ 9 ] Лепин заверил Ла Круа , что он никогда не подписывал приказ, разрешающий прыжок вживую. [ 17 ]

Однако по прибытии к башне Райхельт дал понять, что намерен прыгнуть сам. Согласно более позднему интервью одного из друзей, сопровождавших его на башню, это было неожиданностью для всех, поскольку Райхельт до последнего момента скрывал свое намерение. [ 9 ] Друзья пытались убедить его использовать в эксперименте манекены, уверяя, что у него будут другие возможности совершить прыжок самому. Когда это не произвело на него впечатления, они указали на силу ветра и сказали, что ему следует отменить испытания из соображений безопасности или, по крайней мере, отложить испытание до тех пор, пока ветер не утихнет. Они не смогли поколебать его решимость; [ 7 ] по-видимому, не испугавшись неудачи своих предыдущих испытаний, он сказал журналистам Le Petit Journal , что полностью убежден в том, что его аппарат будет работать, и работать хорошо. На вопрос, планирует ли он принять какие-либо дополнительные меры предосторожности, например использовать страховочный трос, он ответил, что не будет, поскольку намеревался полностью доверить свою жизнь своему парашюту:

Я хочу провести эксперимент сам и без обмана, так как намерен доказать ценность моего изобретения. ( Я хочу провести эксперимент сам и без суеты, потому что хочу наглядно доказать ценность своего изобретения. ) [ 6 ]

Эрвье, который присутствовал при демонстрации, также пытался отговорить Райхельта от прыжка. Он был обеспокоен тем, что парашюту требовалось больше времени, чтобы полностью раскрыться, чем те несколько секунд, которые позволяли сбросить с первой платформы, и он также представил другие технические возражения, на которые Райхельт не смог дать удовлетворительного ответа. [ 10 ] Райхельт наконец ответил, что:

Вы увидите, как мои семьдесят два килограмма и мой парашют сделают ваши аргументы самыми решительными из опровержений. ( Вы увидите, как мои семьдесят два килограмма и мой парашют дадут вашим аргументам самое решительное опровержение. ) [ 10 ]

Продолжительность: 1 минута 46 секунд.
Прыжок и падение Райхельта, удаление его тела и измерение впадины, образовавшейся в результате удара, были запечатлены на пленку.

По просьбе Райхельта полиция подвешивала между опорами башни веревки, чтобы толпа не высыпалась на зону приземления, и он провел некоторое время, обсуждая меры с маршалами и проверяя, чтобы для его приземления было достаточно места, прежде чем отправиться на посадку. к лестнице, чтобы подняться на первую платформу. [ 8 ] [ 10 ]

По данным Le Petit Parisien , первоначальная попытка Райхельта подняться на первую ступень башни была заблокирована охранником по имени Гассион, который был свидетелем предыдущих неудачных падений манекена и опасался, что попытка Райхельта закончится катастрофой, хотя Le Figaro сообщила, что он просто не получил копию приказа и был вынужден ждать телефонного подтверждения от начальства. Несмотря на сопротивление охранника, к 8 часам утра вопрос был решен: Райхельту, который был явно потрясен спором с охранником, разрешили подняться на башню вместе с двумя друзьями и оператором ( еще один находился у подножия башни). башню для записи прыжка снизу). Поднимаясь по лестнице, Райхельт остановился, повернулся обратно к толпе, поднял руку и пожелал им радостного слова: «До скорой встречи!» [ 10 ] Его друзья продолжали отговаривать его от прыжка, но он не испугался. [ 7 ]

В 8:22 под наблюдением толпы из примерно тридцати журналистов и любопытных зрителей Райхельт приготовился – лицом к Сене – на табуретке, стоящей на столике в ресторане рядом с внутренним ограждением первой палубы башни, чуть больше 57 м (187 футов) над землей. Отрегулировав свой аппарат с помощью друзей и проверив направление ветра, бросив листок бумаги, взятый из маленькой книжки, [ 16 ] он поставил одну ногу на ограждение, колебался секунд сорок, а затем прыгнул наружу. По данным Le Figaro , непосредственно перед прыжком он был спокоен и улыбался. [ 10 ] Его парашют, который, казалось, был лишь полураскрыт, почти сразу же сложился вокруг него, и он падал несколько секунд, прежде чем удариться о мерзлую почву у подножия башни.

Le Petit Parisien сообщила, что правая нога и рука Райхельта были раздроблены, череп и позвоночник сломаны, а изо рта, носа и ушей текла кровь. Le Figaro отметила, что его глаза были широко открыты и расширены. К тому времени, когда зрители бросились к его телу, он уже был мертв, но его доставили в больницу Неккера , где его официально объявили мертвым, а затем в полицейский участок на улице Амели, а затем вернули в его дом на улице Гайон. Эдуард Лоне в статье в летнем приложении к журналу Libération за 2009 год упомянул, что вскрытие показало, что Райхельт умер от сердечного приступа во время падения. [ 5 ]

Последствия

[ редактировать ]
Луи Лепин
Префект полиции Луи Лепин отрицал, что Райхельту было разрешено совершить «живой» прыжок.

Газеты на следующий день были полны рассказом о «трагическом эксперименте» Райхельта, дополненным фотографиями; [ 5 ] как минимум четыре газеты: Le Petit Parisien , Le Matin , La Croix и L'Humanité , [ примечание 4 ] показали кадры рокового прыжка. Фильм о покушении, включая кадры извлечения тела Райхельта и того, как зрители измеряют глубину кратера, оставшегося от его удара (15 см; 5,9 дюйма). [ 6 ] ), распространялся новостными организациями.

В первоначальных сообщениях высказывались предположения о душевном состоянии Райхельта: никто не предполагал, что он был склонен к самоубийству, но многие называли его безрассудным или глупым. Журналист из «Ле Голуа» предположил, что только половина термина «безумный гений» применима к Райхельту – хотя в том же отчете содержится интервью с одним из его друзей, который утверждал, что портной почувствовал давление, заставившее его устроить драматическую демонстрацию для привлечения спонсоров, не прибегая к этому. от которого он не мог ожидать получения прибыли до истечения срока действия любого патента . [ 5 ] [ 8 ] Смерть Райхельта стала первой смертью в результате несчастного случая при прыжке с парашютом с тех пор, как Шарль Леру погиб во время демонстрации в Таллинне в 1889 году. [ 18 ] Фактически, 2 февраля 1912 года, за два дня до рокового прыжка Райхельта, американский верхолаз Фредерик Р. Лоу успешно спрыгнул с парашютом со смотровой площадки факела Статуи Свободы (223 фута (68 м) над уровнем моря). и 151 фут (46 м) от основания статуи), по-видимому, по прихоти. [ 19 ] 6 февраля Ла Круа добавил сноску к отчету о смерти Райхельта: 18 или 25 февраля в Жювизи-сюр-Орж должен был состояться еще один парашютный эксперимент , в ходе которого летчик Камиль Гийом планировал прыгнуть со своего моноплана Блерио на высота 300 метров (980 футов) для проверки конструкции парашюта (самолету будет разрешено разбиться). [ 17 ]

Газетный фотомонтаж
На следующий день Le Petit Parisien и другие газеты разместили на своих первых полосах фотографии фатального падения Райхельта.

После смерти Райхельта власти стали опасаться давать разрешение на любые дальнейшие эксперименты с парашютом с использованием Эйфелевой башни. [ 20 ] Хотя они продолжали выдавать разрешения на сброс манекенов с парашютом, [ 21 ] [ 22 ] некоторым обнадеживающим изобретателям, таким как человек по имени Дамблан, который хотел опробовать свой «вертолетный парашют» со второй платформы, было отказано в разрешении на проведение испытаний. [ 20 ] и даже заявки на авиационные эксперименты, не связанные с башней, оказались под новым пристальным вниманием.

Райхельт снова приобрел известность в 1940-х годах в Соединенных Штатах, когда его изображение было заявлено в качестве модели для одной из фигур, которые были «странно неамериканскими по выражению лица и одежде» на финансируемой WPA фреске на стадионе Флойд Беннетт Филд в Бруклин , Нью-Йорк . [ 23 ] Во время инцидента, напоминающего разногласия 1933 года по поводу фрески Диего Риверы « Человек на перепутье» в Рокфеллер-центре , фурор разразился из-за изображения двух второстепенных левых авиаторов, предположительно по бокам центрального портрета Иосифа Сталина . WPA уже имела нежелательную репутацию симпатизирующей левым, и несмотря на художника Августа Хенкеля «бойкое» объяснение «случайного» включения советской красной звезды и его заявление о том, что изображение, идентифицированное как Сталин, на самом деле было изображением Райхельта. , фрески были снесены, а три из четырех панелей сожжены. [ 24 ] История злоключений Райхельта также стала предметом французского короткометражного фильма 1993 года Le Tailleur Autrichien , написанного и снятого Пабло Лопесом Паредесом, с Брюсом Майерсом в главной роли.

подал заявку на патент на складной парашют Хотя, когда Райхельт начал разработку своего костюма, не существовало жизнеспособных парашютных решений для использования в самолетах, Глеб Котельников . [ примечание 5 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Его родное имя также встречается во французских источниках с ошибкой как « Франц Райхельт». [ 2 ]
  2. В конечном итоге премия была вручена Фредерику Бонне в 1913 году. [ 14 ]
  3. ^ L'Action Française зафиксировала температуру -7 ° C (19 ° F) в 7 часов утра.
  4. Католическая газета La Croix не опубликовала выпуск по понедельникам, но сообщила об этой истории на первой странице выпуска во вторник.
  5. Котельников получил патент во Франции в марте 1912 года.
  1. ^ Перейти обратно: а б с Свидетельство о рождении из реестра Вегштедтля, 1870–1892, вид 137/328.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Изобретатель парашюта взлетает с Эйфелевой башни и падает на землю» . Le Petit Parisien (на французском языке). 5 февраля 1912 г. с. 1. Архивировано из оригинала 20 июня 2021 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Свидетельство о смерти в мэрии 7-го округа Парижа от 5 февраля 1912 г., акт № 231, вид 30/31 (на французском языке)
  4. ^ «В этот день: Франц Райхельт снял на видео прыжок насмерть с Эйфелевой башни во время первого в истории испытания парашютного костюма» . Yahoo Новости Великобритании . 3 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2021 г. Проверено 26 сентября 2016 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Le Saut du Siècle Эдуард Лоне, Летнее приложение к журналу Libération , 17 июля 2009 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «L'inventeur Reichelt s'est tué hier» . Le Petit Journal (на французском языке). 5 февраля 1912 г. с. 1. Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и «Роковой опыт парашюта» . Ла Пресс (на французском языке). 5 февраля 1912 г. с. 1. Архивировано из оригинала 29 января 2021 года . Проверено 8 декабря 2009 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Трагический опыт: изобретатель прыгает с Эйфелевой башни и убивает себя» . Галлия (на французском языке). 5 февраля 1912 г. с. 1. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 8 декабря 2009 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д «Chute mortelle d'un inventeur de parachute» . Ле Темпс (на французском языке). 5 февраля 1912 г. с. 4. Архивировано из оригинала 25 февраля 2014 года . Проверено 8 декабря 2009 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Саут данс ля Морт» . Ле Фигаро (на французском языке). 5 февраля 1912 г. с. 2. Архивировано из оригинала 29 января 2021 года . Проверено 8 декабря 2009 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с «Опыт трагедии» . Le Matin (серия 1) (на французском языке). 5 февраля 1912 г. стр. 1–2. Архивировано из оригинала 6 декабря 2019 года . Проверено 8 декабря 2009 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Изобретатель костюма-парашюта бросается с Эйфелевой башни и падает на землю» . L'Ouest-Éclair [ fr ] (на французском языке). 5 февраля 1912 г. с. 1. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 8 декабря 2009 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Приз за безопасные парашюты» . Полет . 3 (150): 965. Ноябрь 1911 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2019 г. Проверено 25 ноября 2009 г.
  14. ^ «Награды конкурса и новые рекорды пройдены» . Полет . 5 (216): 199. Февраль 1913. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 9 декабря 2009 г.
  15. ^ «Автоматический парашют...» Полет . 3 (112): 138. Февраль 1911. Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года . Проверено 9 декабря 2009 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Трагический опыт» . L'Action Française (на французском языке). 5 февраля 1912 г. с. 2. Архивировано из оригинала 9 декабря 2019 года . Проверено 8 декабря 2009 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с «Изобретатель парашюта прыгает с 1-го этажа Эйфелевой башни и падает на землю» . Крест (на французском языке). 6 февраля 1912 г. с. 1. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 8 декабря 2009 г.
  18. ^ «Пионер парашютного спорта» . Рейс Интернешнл . 84 (2851): 727–28. Октябрь 1963 года. Архивировано из оригинала 6 декабря 2019 года . Проверено 25 ноября 2009 г.
  19. ^ «Прыжок с парашютом со Статуи Свободы» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 3 февраля 1912 года. Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2021 года . Проверено 26 ноября 2009 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б «Никаких капель с Эйфелевой башни» . Полет . 13 (630): 41. Январь 1921. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 9 декабря 2009 г.
  21. ^ «Парашют для летчиков» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 23 декабря 1912 года. Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2021 года . Проверено 9 декабря 2009 г.
  22. ^ «Парашют для самолетов» . Полет . 5 (254): 1224. Ноябрь 1913. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 9 декабря 2009 г.
  23. ^ Гордон с. 99
  24. ^ «Искусство: Сталин в печи» . Время . 22 июля 1940 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2010 года . Проверено 8 декабря 2009 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • «Смерть изобретателя» . L'Humanité (на французском языке). 5 февраля 1912 г. с. 1 . Проверено 8 декабря 2009 г.
  • Гордон, Аластер (2004). Голый аэропорт: культурная история самой революционной структуры в мире . Столичные книги. п. 320. ИСБН  0-8050-6518-0 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Францем Райхельтом, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1cd54e3e887c3740fb9a0b9ddaed8e2d__1723348140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/2d/1cd54e3e887c3740fb9a0b9ddaed8e2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franz Reichelt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)