Предупреждение
Предупреждение | |
---|---|
Бидаксш из Гугарка | |
Царствование | 470–482 |
Предшественник | Аршуша II |
Преемник | Аршуша III |
Умер | 482 |
Супруга | Шушаник , Дочь Пероза I |
Проблема | Аршуша III |
Династия | Миграниды |
Отец | Аршуша II |
Мать | Анушврам Арцруни |
Религия | Христианство (до 470 г.) Зороастризм (после 470 г.) |
Варскен ( среднеперсидский : Вазген ) — иранский принц из рода Михранидов Гугарка Аршуши , служивший бидахшем ( маркграфом ) региона с 470 по 482 год. Он был сыном и преемником II .
После смерти отца Варскен отправился в сасанидскую столицу Ктесифон и был принят шаханшахом Перозом I ( годы правления 459–484 ), принявшим прежнюю религию семьи — зороастризм . В награду за обращение он получил наместничество Кавказской Албании и женился на дочери Пероза.
Поддерживая свою проиранскую позицию, Варскен пытался заставить свою семью перейти в зороастризм, в том числе свою первую жену Шушаник , что в конечном итоге привело к ее мученической кончине , умирая от насилия, причиненного ее мужем. Его политика была неприемлема для иберийского царя Вахтанга I ( годы правления 447/49–502/22 ), который убил его, а затем восстал против Ирана в 482 году. На смену Варскену пришел Аршуша III.
Биография
[ редактировать ]
Варскен был сыном Аршуши II , который был бидахшем ( маркграфом ) Гугарка , исторической области на Кавказе , первоначально входившей в состав Армянского царства , но подпавшей под власть иберийских царей после сасанидов и римлян. разделил Армению в 387 году. [ 1 ] Немногим ранее Пиренейское царство попало под власть сасанидов, которые при Шапуре II ( годы правления 309–379 ) посадили Аспакура II на иберийский престол в 363 году. [ 2 ] [ 3 ]
Семья Варскена - Михраниды - при Перозе зарекомендовала себя как бидаксши Гугарка в ок. 330 , вытеснив, таким образом, предыдущие гушаридские бидаксши . [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] Хотя семья заявляла о своем происхождении от персидских сасанидских правителей Ирана, на самом деле они были ветвью Дома Михрана , одного из Семи Великих Домов Ирана . [ 6 ] При Перозе семья отказалась от зороастрийских верований в пользу христианства. [ 7 ] Миграниды Гугарка поддерживали тесные отношения с иберийскими царями (также происхождения Михранидов), с которыми они вступали в брак. [ 8 ]
Матерью Варскена была Анушврам Арцруни, армянская дворянка из рода Арцруни , приходившаяся невесткой армянскому военачальнику Амаяку Мамиконяну, самому брату армянского повстанца и мученика Вардана Мамиконяна . [ 9 ] [ 10 ] Отец Варскена, Аршуша II, был заложником сасанидского двора в Ктесифоне и не мог участвовать в христианском армянском восстании в 451 году, возглавляемом Варданом Мамиконяном. После разгрома армянских повстанцев при Аварайре Амаек Мамиконян был убит при Тао . Сыновья Амаяка, Ваан Мамиконян , Васак, Вард и Арташес, были затем взяты в заложники и отправлены в Ктесифон, где они встретили Аршушу II. [ 11 ] [ 12 ] Позже Аршуша смог выкупить свою свободу. Затем он освободил сыновей Амаяка и забрал их обратно в Армению вместе с матерью. Позже Аршуша организовал свадьбу своего сына Варскена с Шушаник , дочерью Вардана Мамиконяна. [ 13 ] [ 14 ]

После смерти своей Аршуши Варскен отправился в Ктесифон и был принят сасанидским шаханшахом Перозом I ( годы правления 459–484 ), принявшим прежнюю религию семьи — зороастризм. Он также перешел от христианской иберийской монархии к Сасанидской империи. [ 13 ] [ 15 ] В награду за обращение он получил наместничество Кавказской Албании и женился на дочери Пероза. [ 5 ] [ 16 ]
Базилика в Иберии является Болнисского Сиони свидетельством растущего там сасанидского влияния. Он был построен в 478/479 году в южной части страны, попавшей под контроль Михранидов. [ 17 ] [ 18 ] Иконография базилики имеет иранские черты, а в ее надписи , написанной на древнегрузинском языке , упоминается шаханшах Пероз I. [ 19 ] При Варскене и его предшественниках город Цуртави был преобразован в один из центров бидахшата . [ 20 ] В сообщениях современного иберийского историка Якоба Цуртавели что Варскен был самостоятельным государем и признавал сюзеренитет шаханшаха только указывается , как противовес иберийским царям. [ 21 ]
Поддерживая свою проиранскую позицию, Варскен пытался заставить свою семью принять зороастризм, в том числе Шушаник, что в конечном итоге привело к ее мученической смерти от насилия, причиненного ее мужем. [ 13 ] [ 22 ] [ 23 ] Его усилия по зороастризации, по-видимому, ограничивались только усилиями его семьи. Сообщений о попытках обращения его подданных в христианство нет, а главный источник жизни Шушаника — Мученичество Святой царицы Шушаник — не рассматривает мученическую смерть его жены как часть систематического христианского гонения. [ 22 ] Его политика была неприемлема для иберийского царя Вахтанга I ( годы правления 447/49–502/22 ), который убил его, а затем восстал против Ирана в 482 году. [ 24 ] На смену Варскену пришел Аршуша III. [ 25 ]
Генеалогия
[ редактировать ]Предки Варскена [ 26 ] |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Рэпп 2014 , с. 66.
- ^ Дарьяи 2009 .
- ^ Киа 2016 , с. 278.
- ^ Рэпп 2014 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Туманов 1961 , с. 101.
- ^ Туманов 1961 , стр. 38–39.
- ^ Рэпп 2014 , с. 68.
- ^ Рэпп 2014 , стр. 67–68.
- ^ Груссе 1947 , стр. 193–202.
- ^ Дедеян 2007 , стр. 189–190.
- ^ Груссе 1947 , стр. 193–202.
- ^ Дедеян 2007 , стр. 189–190.
- ^ Перейти обратно: а б с Дедеян 2007 , с. 191.
- ^ Груссе 1947 , с. 213.
- ^ Рэпп 2014 , стр. 38, 45, 67.
- ^ Туманов 1963 , с. 262.
- ^ Рэпп 2014 , с. 251.
- ^ Туманов 1969 , с. 22.
- ^ Рэпп 2014 , стр. 19, 39, 251.
- ^ Рэпп 2014 , с. 69.
- ^ Рэпп 2014 , стр. 69, 81.
- ^ Перейти обратно: а б Рэпп 2014 , с. 45.
- ^ Груссе 1947 , с. 216.
- ^ Боннер 2020 , с. 134.
- ^ Рэпп 2014 , с. 42 (см. примечание 42).
- ^ Туманов 1990 , с. 385.
Источники
[ редактировать ]- Боннер, Майкл (2020). Последняя империя Ирана . Нью-Йорк: Горгиас Пресс. стр. 1–406. ISBN 978-1463206161 .
- Босворт, К. Эдмунд (1986). «АРРАН» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/5: Армения и Иран IV – Искусство в Иране I. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 520–522. ISBN 978-0-71009-105-5 .
- Шомон, МЛ (1985). «Албания» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/8: Алафранк – Альп Арслан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 806–810. ISBN 978-0-71009-097-3 .
- Дарьяи, Турадж (2009). «Глава II» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Дедеан, Жерар (2007). История армянского народа . Тулуза: Частное. ISBN 978-2-7089-6874-5 .
- (на французском языке) История Армении: от истоков до 1071 г., Париж, 1947 г.
- Груссе, Рене (1947). История Армении от зарождения до 1071 года . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Рэпп, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Фарнхэм: Издательство Ashgate. ISBN 978-1-4724-2552-2 .
- Суни, Рональд Григор (1994). Становление грузинской нации . Издательство Университета Индианы. стр. 1–418. ISBN 978-0253209153 .
- Туманов, Кирилл (1961). «Введение в христианскую историю Кавказа: II: Государства и династии периода становления». Традицио . 17 . Издательство Кембриджского университета: 1–106. дои : 10.1017/S0362152900008473 . JSTOR 27830424 . S2CID 151524770 . ( требуется регистрация )
- Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета. стр. 1–599.
- Туманов, Кирилл (1969). «Хронология первых царей Иберии». Традицио . 25 . Издательство Кембриджского университета: 1–33. дои : 10.1017/S0362152900010898 . JSTOR 27830864 . S2CID 151472930 . ( требуется регистрация )
- (на французском языке) Туманов, Кирилл (1990). Династии христианского Кавказа: от Античности до XIX века: генеалогические и хронологические таблицы . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1400832866 .