Хуаншер
Хуаншер | |
---|---|
Арраншах | |
Правитель Кавказской Албании | |
Царствование | 637 – 14 сентября 669 г. |
Предшественник | Varaz Grigor |
Преемник | Вараз-Тирдат I |
Умер | 14 сентября 669 г. Партав , Кавказская Албания. |
Супруг | См . ниже |
Проблема | Вараз-Тирдат I |
Династия | Миграниды |
Отец | Varaz Grigor |
Религия | христианство |
Хуаншер [а] был мигранидским князем Кавказской Албании , правившим княжеством с 637 по 669 год. Он был сыном и преемником Вараза Григора ( годы правления 628–637 ).
За время своего правления Хуаншер трижды менял свою преданность. Он начинал как подданный Сасанидской империи , в рамках которой он боролся против арабо-исламского вторжения в Иран (632–654). Понимая надвигающееся падение сасанидов, он отступил в Албанию, где поднял восстание. Хотя он ненадолго потерял контроль над албанской низменностью и ее столицей Партау , его партизанская война вынудила сасанидов предоставить ему больше автономии.
После падения Сасанидской империи в 651 году отец Хуаншера, похоже, снова стал лидером Албании из-за своего старшинства. Он пошел по безопасному пути, признав сюзеренитет Рашидунского халифата , но также поручил Хуаншеру установить контакт с византийским императором Константом II ( годы правления 641–668 ) и предложить свои услуги. Хуаншер подчинился византийцам, но на практике это было реализовано лишь во время гражданской войны в халифате между 656–661 годами, когда Константу II удалось оказать свое влияние на весь Южный Кавказ .
В 665 году Джуаншер подчинился Халифату Омейядов и, как сообщается, в 667 году сыграл важную роль в консультировании халифа Муавии I ( годы правления 661–680 ) о том, как убить Константа II, что произошло 15 июля 669 года. В качестве награды Хуаншер получил контроль над Сивником и одну треть дани, собираемой халифатом с Албании, что ознаменовало зенит правления Хуаншера. Сам он был убит 14 сентября 669 года во время праздника Креста предателем по имени Варазной, вероятно, из-за ссоры с халифом. Ему наследовал его племянник Вараз-Тиридат I.
Хотя Джуаншер был христианином, он все же участвовал в деятельности, связанной с зороастризмом , официальной религией Сасанидской империи. Он особенно появляется в том, что считается первым длинным светским стихотворением в армянской литературе , написанным армянским поэтом 7-го века Давтаком Кертохом .
Фон
[ редактировать ]Джуаншер принадлежал к династии Миранидов . происхождение династии Несмотря на парфянское , они утверждали, что произошли от сасанидских монархов Ирана, которые владели властью над Кавказской Албанией с 252/3 года. [3] [4] Неизвестно, как Михраниды стали Арраншахами (князьями Албании). Говорят, что их предок, Мигран, получил область Гардман от сасанидского монарха Хосрова II ( годы правления 590–628 ). [4] В ц. В 600 году князь Михранидов завоевал всю Албанию и принял титул Арраншаха . [5] [6] Таким образом, полным титулатом главы семьи был «лорд Гардмана и принц Албании». [7] Джуаншер был вторым по старшинству из четырех сыновей албанского князя Вараза Григора ( годы правления 628–637 ). [8] Его имя происходит от персидского Juwānshēr , что означает «молодой лев». [9] Скорее всего, он свободно говорил на среднеперсидском и армянском языках , был знаком с албанским , а также немного знаком с греческим и, вероятно, в некоторой степени с арабским языком . [8]
Царствование
[ редактировать ]Под властью Сасанидов
[ редактировать ]Во время арабо-исламского вторжения в Иран (632–654 гг.) Джуаншера призвали возглавить албанский контингент. [10] Вместе с контингентами из соседних сасанидских областей Сивника и Армении Джуаншер входил в армию Ростама Фаррохзада , спахбеда (главнокомандующего) северной части империи. [11] Хуаншер сменил своего отца в 637 году. [12] [13] Когда Хуаншер прибыл в сасанидскую столицу Ктесифон в 637 или 638 году, его положение спарапета (военачальника) албанцев было официально признано сасанидским монархом Йездигердом III ( годы правления 632–651 ). [14] [15] Во время последовавшей битвы при аль-Кадисии Хуаншер получил серьезное ранение, в котором арабы одержали победу. [15] Вместе с некоторыми другими ему удалось спастись, переплыв на другой берег реки Евфрат . [16] Когда позже арабы возобновили свои атаки и осадили Ктесифон, Хуаншер возглавил отряд из 3000 солдат на правом берегу реки Тигр , которому было поручено защищать Йездигерда III, чтобы он мог выйти из города. Суд, министерства и большинство населения города, вероятно, поддержали Йездигерда III. [11]
Еще несколько лет Джуаншер воевал под началом Фаррухзада , брата и преемника Ростама. [17] Он участвовал в еще одной решающей битве, которую писатель X века Мовсес Каганкатваци назвал «жестоким поражением» сасанидов. В 644/45 году Джуаншер вернулся в Албанию через Адурбадаган (на территории современного северо-западного Ирана). [18] скорее всего, из-за потери веры в Сасанидскую империю, осознания ее неизбежного падения. Еще находясь в Адурбадагане, Джуаншер оттолкнул Фаррухзада, отказавшись от брачного союза. После этого он восстал против сасанидов. [19] [20]
Хотя албанская низменность и ее столица Партав были быстро отвоеваны сасанидскими войсками, партизанская война Хуаншера оказалась чрезвычайно эффективной, особенно после того, как он заручился поддержкой видных деятелей соседнего Иберийского княжества . Таким образом, Фаррухзад был вынужден придерживаться более гибкого курса действий. С помощью тестя Хуаншера, принца Сивника, они пришли к соглашению, которое давало Хуаншеру значительную автономию. Быстрый военный ответ Джуаншера на более позднюю попытку Сасанидов восстановить контроль над Албанией продемонстрировал, что баланс сил все еще смещается в его пользу. В этот период (вероятнее всего, в конце 640-х годов), когда другие спахбеды получили больший контроль над своими территориями, Сасанидская империя распадалась на сеть региональных правлений, которые не обязательно образовывали единый фронт против мусульманских захватчиков. [19] В 651 году Йездигерд III был убит местным мельником. [21] тем самым ознаменовав конец Сасанидской империи. [22]
Под властью Византийской империи
[ редактировать ]После падения Сасанидской империи местным правителям Южного Кавказа пришлось выбирать, сотрудничать ли с зарождающимся, но, возможно, кратковременным Рашидунским халифатом или Византийской империей , пережившей мусульманские завоевания. Отец Хуаншера, похоже, снова стал лидером Албании из-за своего старшинства. Он пошел безопасным путем, признав сюзеренитет халифа , но также поручил Хуаншеру установить контакт с византийским императором и предложить свои услуги. Хуаншер направил письмо византийскому императору Константу II ( годы правления 641–668 ), в котором предлагал стать его вассалом. Последний принял его предложение, пожаловав Хуаншеру высокий титул протопатрика . Хуаншеру также было дано право присваивать своим подданным ряд римских титулов и часть Истинного Креста . [19] Подчинение Хуаншера византийцам, скорее всего, имело место перед походом Константа II на Армению осенью 653 г., но впервые реально было осуществлено во время гражданской войны в халифате между 656–661 гг., когда Константу II удалось оказать свое влияние на все Южный Кавказ. [23] Гражданская война закончилась роспуском халифата Рашидун, на смену которому теперь пришел халифат Омейядов . [24]
Мовсес изображает Джуаншера как видного местного правителя того периода. Когда Хуаншер дважды лично посетил Константа II во время его наступления на Южный Кавказ в 660–661 годах, в обоих случаях он получил явные знаки благосклонности. Он был официально помазан царем «всех восточных народов» на своей второй аудиенции весной 661 года, что сделало его клиентским правителем, сравнимым с Амазаспом IV Мамиконяном в Армении. После окончания мусульманской гражданской войны потребовалось некоторое время, прежде чем халифат вновь установил свою власть к северу от гор Загрос . На протяжении всего этого периода Хуаншер и другие правители Южного Кавказа сохраняли свою власть как византийские подданные. Мовсес хвалит Джуаншера за то, что он начал строительную инициативу и завоевал восхищение соседних правителей. Однако мир в этом районе, поддерживаемый Византией, был недолгим. [25]
Хазары северокавказских , расширявшие свое господство в Кубанских и Терских степях, в 662 году предприняли серию набегов на Кавказ. В 665 году Кавказ снова подвергся нападению, на этот раз со стороны гуннов , которые, вероятно, были доверенными лицами хазар. . Гунны планировали свое вторжение приурочить к зимнему солнцестоянию , чтобы устроить засаду на стада и стада Айрарата и Сивника на зимних пастбищах рек Аракс и Кура . В результате нападения они получили много добычи, которую их король позже вернул после заключения мира с Хуаншером во время встречи на высшем уровне. [25]
Под властью Омейядского халифата
[ редактировать ]В том же году Джуаншер подчинился халифу Омейядов Муавии I ( годы правления 661–680 ) после того, как был вызван им. В 667/68 году Хуаншер был среди людей, вызванных Муавией I, чтобы получить совет о том, как убить Константа II, который находился на Сицилии . в то время [25] Сообщается, что Хуаншер сыграл важную роль в этом решении (Констанс II был убит 15 июля 669 г.), получив взамен множество подарков, а Сивник был добавлен к его владениям. Ему также предложили править Адурбадаганом, но он отказался и вместо этого получил одну треть дани, собранной халифатом с Албании. [26] Это ознаменовало зенит правления Хуаншера. 14 сентября 669 года во время празднования Крестного праздника в Партаве он был убит предателем по имени Варазной. Английский историк Джеймс Говард-Джонстон отмечает, что это убийство, как и убийство Константа II, казалось, было «тщательно спланировано». [27] Он также добавляет, что «Возможно, Хуаншеру не давала покоя мысль о том, чтобы разделить ответственность за убийство старшего христианского правителя, назначенного Богом для управления земными делами. Скорее всего, он просто слишком много знал о заговоре против Константа. Какова бы ни была причина, кажется вероятным, что он лишился доверия халифа и поплатился за это своей жизнью». [28]
Преемником Джуаншера стал его племянник Вараз-Тиридат I. [28]
Культура
[ редактировать ]Хотя христианство было официальной религией Албании и обладало значительной политической властью, зороастризм — официальная религия Сасанидской империи — оказывал значительное влияние, особенно между VI и серединой VII веков. [29] [30] Несмотря на то, что Джуаншер был христианином, он продолжал принимать участие в традиционном зороастрийском новогоднем празднике Навасарда со своими личными телохранителями и наслаждаться языческими представлениями гусанков ( «менестрелей»). [31]
В главу книги Мовсеса « История кавказских албанцев» включено посвященное Джуаншеру стихотворение армянского поэта VII века Давтака Кертоха , которое считается первым длинным светским стихотворением в армянской литературе . [32] [2]
Семья
[ редактировать ]Сообщается, что Хуаншер был женат трижды. [33] Его первой женой была дочь князя Сивника. [34] который умер в с. 659 . [33] Второй его женой была некая Хосровануш. [35] а третьей была дочь северокавказского гуннского царя, на которой он женился в 665 году. [33]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рассел 2020 , с. 1125.
- ^ Перейти обратно: а б Хачикян 2002 , с. 94.
- ^ Босворт 1986 .
- ^ Перейти обратно: а б Корова 2022 .
- ^ Вакка 2022 , с. 66.
- ^ Цукерман 2020 , с. 158.
- ^ Вакка 2022 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Рассел 2020 , с. 1126.
- ^ Рэпп 1997 , с. 120.
- ^ Ховард-Джонстон 2010 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б Ховард-Джонстон 2020 , с. 363.
- ^ Баумер 2021 , с. 163.
- ^ Туманов 1963 , с. 392.
- ^ Ховард-Джонстон 2010 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Ховард-Джонстон 2020 , стр. 363–364.
- ^ Хойланд 2014 , с. 52.
- ^ Ховард-Джонстон 2020 , с. 364 (см. также примечание 42).
- ^ Ховард-Джонстон 2020 , с. 364.
- ^ Перейти обратно: а б с Ховард-Джонстон 2020 , с. 365.
- ^ Гринвуд 2022 , с. 605.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 37.
- ^ Шахбази 2005 .
- ^ Ховард-Джонстон 2020 , стр. 365–366.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 842.
- ^ Перейти обратно: а б с Ховард-Джонстон 2020 , с. 366.
- ^ Ховард-Джонстон 2020 , стр. 366–367.
- ^ Ховард-Джонстон 2020 , стр. 197, 367.
- ^ Перейти обратно: а б Ховард-Джонстон 2020 , с. 367.
- ^ Гаджиев 2022 , с. 692.
- ^ Дарьяи 2021 , стр. 2–3.
- ^ Рассел 2020 , с. 1128.
- ^ Рассел 2020 , с. 1127.
- ^ Перейти обратно: а б с Доусетт 1961 , с. 122 (см. примечание 2).
- ^ Доусетт 1961 , с. 114.
- ^ Доусетт 1961 , с. 122.
Источники
[ редактировать ]- Баумер, Кристоф (2021). История Кавказа: Том 1: На перекрестке империй . Издательство Блумсбери. дои : 10.5040/9780755639700 . ISBN 978-1788310079 .
- Босворт, CE (1986). «Арран» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/5: Армения и Иран IV – Искусство в Иране I. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 520–522. ISBN 978-0-71009-105-5 .
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. ISBN 978-0-85771-666-8 .
- Дарьяи, Турадж (2021). "Введение". В Дарьяи, Турадж (ред.). Сасанидский Иран в контексте поздней античности . Брилл. стр. 1–3. дои : 10.1163/9789004460669_002 . ISBN 978-0-9994755-8-4 .
- Доусетт, Чарльз (1961). История кавказских албанцев . Оксфордский университет. OCLC 445781 .
- Gadjiev, Murtazali (2022). "Religious Life in Caucasian Albania: Christianity vs Zoroastrianism / Религиозная жизнь в Кавказской Албании: христианство vs зороастризм" . Вестник древней истории (Herald of Ancient History) . 82 (3): 672–699. doi : 10.31857/S032103910018041-8 . ISSN 0321-0391 .
- Гринвуд, Тим (2022). «Переговоры по Северу: взгляды Армении на эпоху завоеваний». В Ости — Летиция; ван Беркель, Маайке (ред.). Историк ислама в действии: очерки в честь Хью Н. Кеннеди . Брилл. стр. 591–613. дои : 10.1163/9789004525245_030 . ISBN 978-90-04-52523-8 .
- Хачикян, Агоп Джек (2002). Наследие армянской литературы: с шестого по восемнадцатый век . Том. II. Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 081-4330231 .
- Хоутинг, GR (2000). «Омейяды» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 840–847. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1287 . ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Ховард-Джонстон, Джеймс (2010). Свидетели мирового кризиса: историки и истории Ближнего Востока в седьмом веке . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-920859-3 .
- Ховард-Джонстон, Джеймс (2020). «Кавказская Албания и ее историк». В Хойланде, Роберт (ред.). От Албании до Аррана: Восточный Кавказ между древним и исламским миром (ок. 330 г. до н.э. – 1000 г. н.э.) . Горгиас Пресс. стр. 351–371. дои : 10.31826/9781463239893-019 . ISBN 978-1463239886 .
- Хойланд, Роберт Г. (2014). На пути Бога: арабские завоевания и создание исламской империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-991636-8 .
- Рэпп, Стивен Х. (1997). Воображая историю на перепутье: Персия, Византия и архитекторы письменного грузинского прошлого, том. 1 . Мичиганский университет . ISBN 978-0591308280 .
- Рассел, Джеймс Р. (2020). Поэты, герои и их драконы (2 тома) . Брилл. дои : 10.1163/9789004460737 . ISBN 978-9004460065 .
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание .
- Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета. OCLC 634666433 .
- Вакка, Элисон (2022). «Арран» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_24958 . ISSN 1873-9830 .
- Цукерман, Константин (2020). «Кавказ между Византией и Халифатом (9-10 вв.)». В Хойланде, Роберт (ред.). От Албании до Аррана: Восточный Кавказ между древним и исламским миром (ок. 330 г. до н.э. – 1000 г. н.э.) . Горгиас Пресс. стр. 149–191. дои : 10.31826/9781463239893-011 . ISBN 978-1463239886 . S2CID 241889781 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вакка, Элисон (2020). «Булдан ар-Ран: множество определений Кавказской Албании в период раннего Аббасидов». В Хойланде, Роберт (ред.). От Албании до Аррана: Восточный Кавказ между древним и исламским миром (ок. 330 г. до н.э. – 1000 г. н.э.) . Горгиас Пресс. стр. 37–85. ISBN 978-1463239886 .