Святилище Богоматери Лапы
Святилище Богоматери Лапы | |
---|---|
Резиденция Общества Иисуса | |
Часовня Богоматери Лапы | |
Передний фасад часовни Носа-Сеньора-да-Лапа, части исторической резиденции Общества Иисуса. | |
![]() | |
40 ° 52'12,51 ″ с.ш. 7 ° 34'30,51 ″ з.д. / 40,8701417 ° с.ш. 7,5751417 ° з.д. | |
Расположение | Визеу , Дору , Север |
Страна | Португалия |
Номинал | Римско-католический |
Веб-сайт | http://www.santuariodalapa.pt/ |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Хосе да Кошта (реконструкция) |
Стиль | Барокко |
Технические характеристики | |
Длина | 66,40 м (217,8 футов) |
Ширина | 62,83 м (206,1 фута) |
Администрация | |
епархия | Римско-католическая епархия Визеу |
Святилище Богоматери Лапы и резиденция Общества Иисуса — христианское святилище в гражданском приходе Кинтела , муниципалитета Сернанселе на севере Португалии. Историческая резиденция Общества Иисуса , это место было преобразовано для поддержки паломников, посещающих это место, и отмечено часовней, очерченной коринфскими колоннами , поддерживающими постаменты , увенчанными простым фризом и карнизом . Интерьер был украшен плиткой азулежу с полихромным растительным узором, с триумфальной аркой, отделяющей святилище от колледжа, которую можно узнать по большой гранитной скале внутри, где, по легенде, изображение Девы Марии впервые было обнаружено . В этом пространстве находится ораторий Сеньора-дас-Дорес («Скорбящая Богоматерь») с рождением Антониу Феррейры (особенно заметно в сопоставлении различных изображений). На стыке пресвитерия и ризницы находится двухарочная звонница . Также примечательным и уникальным для этого места и других зданий, принадлежащих Обществу Иисуса, является проход, соединяющий жилые комплексы с церковью.
По мнению архитекторов святилища, в собственности было 126 пальм , что равнялось 22 сантиметрам (8,7 дюйма) в длину, 40 сантиметрам в ширину и пяти пальмам в высоту. В северном крыле находились четыре кельи с окнами в монастырь, площадью 18 квадратных ладоней , включавшие место для кровати, койки для учебы, молельни и шкафа с перегородками толщиной в три пальмы . В южном крыле были также кельи, выходящие во двор. На западе — кабинеты учебного зала, шкафы для одежды, уборные и в крайнем конце библиотека. На противоположной стене лестница ведет на нижние этажи, где расположены часовня, комнаты, туалеты, приходской дом, кухня и туалеты.
Первый этаж со сводчатым потолком и деревянным полом. На севере стояло 12 торговых палаток, арендованных за 10 000 реев. В конце находились склады с хлебом, бобовыми, оливковым маслом, вином и другими продуктами первой необходимости. Используя склон, был построен подвал, который можно было использовать в качестве конюшни, сеновала, теплицы, дровяного сарая, курятника и санитарных резервуаров. В монастыре были посажены яблони, сливы, розы и гвоздики.
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]В 9 веке монахини, покинувшие монастырь Сисмейру , разрушенный в 982 году Альмансором, перевезли с собой небольшое изображение Носса-Сеньора-да-Лапа («Богоматерь в скале», в грубом переводе), которое они спрятали в Кинтеле. [ 1 ] начался только в 1498 году Первый культ Сеньоры да Лапы , после того как изображение было обнаружено в скалах деревни немым ребенком по имени Жоана. [ 2 ] Строительство алтаря было осуществлено по инициативе аббатства Сан-Пайо в приходе Вила-да-Руа, который стал первым хранителем, собиравшим милостыню от прихожан на строительство храма. Верующие стали посещать, паломничать, место с изображением было найдено в первые годы 16 века. [ 3 ]
Королевство
[ редактировать ]К первой половине XVI века из-за спора между епископом Ламего и королем по поводу региона Сенанселье покровитель святилища и прихода Руа стал независимым. Аббатство начало выбирать себе преемника и отказалось от своей роли в присутствии папы Юлия III . Его преемник Фернан Пиреш выдвинул кандидатуру отца Бартоломеу Мадурейры, который был непопулярен среди местного сообщества. Между 1555 и 1559 годами Рим потребовал от португальской короны отстаивать права Ватикана в Сенанселе. Следовательно, король Себастьян жертвует Руа и церковные пристройки Обществу Иисуса из Колледжа Коимбры. [ 2 ] [ 3 ] 17 сентября 1575 года Папа Григорий XIII санкционировал перевод, и к декабрю Коллегия Коимбры назначила своего первого викария Руа, отца Педро Родригеса. В том же году началось строительство первых пристроек для священников рядом с церковью (вдоль севера от скита ) и еще одного одноэтажного строения западнее. [ 2 ]
В 1586 году часовня Святого Причастия ( португальский : Capela do Santíssimo ) была основана в старой ризнице местными покровителями, в число которых входили первый барон Мосамедес, магистр Моргадии Сернанселе и графы Лапа, Педро де Совераль (дворянин в дом Короля), из Ордена Христа . [ 2 ]
В 1610 году посетитель, отец Жуан Альварес, рекомендовал построить настоящее святилище, которое было начато и фактически станет центром поклонения Носа-Сеньора-да-Лапа в Португалии, Индии и Бразилии через миссионеров, приехавших из этого места. . Заказанное строительство включало в себя железные ступени, переносной алтарь на севере, реконструкцию пристроек и строительство дома казначея, а также расширение культовых построек, внутреннего двора и приобретение гостевых домов для посетителей. Кроме того, было разрешение покрыть алтарь деревянной конструкцией и построить позолоченный алтарь, посвященный Младенцу Иисусу, в окружении изображений святых Игнатия и Франциска Ксавьера . Также были построены триумфальная арка и пристройка к корпусу церкви с соответствующими осевыми и поперечными портиками на юге, а также третьим дверным проемом для доступа в ризницу и гостевой дом. К северу был построен Casa dos Pesos с сопутствующими ретаблами, а также кафедрой перед капеллой Санто-Кристо. [ 2 ]
был построен крест В 1626 году в Транкозо .
Проект основного здания был завершен в 1635 году и включал пристройку Casas de Novenas для поддержки паломников, желающих остаться на ночь, и Estalagem das Varandas , двухэтажное здание для более состоятельных паломников. [ 2 ] Южнее поставили палатки (позже замененные девятью сводчатыми лавками), а во дворе в итоге выросло 30 кварталов, вмещающих 100 человек. Тем временем стены церкви были расписаны Мануэлем Энрикесом, священнослужителем Общества Иисуса , и состоят из 24 панелей, на которых также изображена пастырская жизнь Жанны и чудеса Девы Марии. [ 4 ] Вероятно, примерно в одно и то же время были написаны и росписи в ризнице.
В 1639 году на этом месте появилось упоминание о двух серебряных лампадах.
13 июля 1654 года муниципальный совет подарил иезуитам невозделанные земли вокруг церкви для строительства их колледжа, которые были немедленно окружены небольшой стеной до пресвитерия. [ 2 ]
В 1670-х годах иезуиты начали накапливать больше льгот и подарков: в 1671 году Мануэль Родригес Рамос и его жена (из Арнейроса) подарили золотой стул; в сентябре 1676 г. епископ Жуан де Мело подарил иезуитам посеребренную корону, окруженную 20 драгоценными камнями; в 1677 году король Педро II также подарил серебряную корону, усыпанную бриллиантами; духовенство королевства также подарило в 1678 году простую серебряную корону; 3 сентября 1679 года потомки Соутело подарили красный балдахин, покрытый серебром; в августе 1682 года Изабель Проэнса из Пенамакора подарила Младенцу Иисусу янтарную грушу, покрытую хлопьями золота и раскрашенную в зеленый и белый цвета; другой член общины пожертвовал святилищу 17 реликвариев; а 22 сентября Антониу Фернандес Матос отправил из Пернамбуку (в Бразилии) 50 000 риев . [ 2 ]
Отец Антониу Кордейру около 1682 года обратился в провинциальное отделение Общества с просьбой разрешить строительство резиденции, и в 1682 году официальный план был отправлен в Рим на утверждение. 9 сентября 1684 года генеральный совет санкционировал строительство здания на три-четыре жителя с восемью-десятью кабинками для укрытия священников, проезжавших через Брагансу, в дополнение к двум помещениям для жилых помещений епископа, когда он ежегодно посещал святилище. Краеугольный камень резиденции рядом со святилищем был заложен 28 июля 1685 года, чтобы поддержать иезуитов, которые помогали в праздновании Пасхи (которая была соединена с церковью подиумом). [ 2 ] [ 3 ] В 1703 году отец Кордейру вернулся в Лапу, чтобы помочь в строительстве резиденции и новой ризницы. К 1714 году колледж был завершен, и начались занятия по латыни и морали под руководством Чаплина Жоау Маркиша Лусейро.
Дары продолжали поступать в церковь: в конце 17 века король Педро II преподнёс серебряную корону от имени Дома Браганса ; в 18 веке король Иоанн V подарил часовне религиозное оборудование; Отец Мануэль Родригеш, умерший в Кастро-Дайре, оставил после себя 6 000 риев в 18 веке; между 1720 и 1730 годами были завершены вотивные росписи в алтаре ризницы; а в октябре 1752 года Антониу да Фонсека Осорио пожертвовал восемь монет по 1 500 риев каждая. [ 2 ]
В 1722 году умер отец Антониу Кордейру.
Часовня была реконструирована в 1732 году по надписи на могиле.
18 июля 1740 года король Иоанн V присвоил поселению статус виллы ( города ).
В 1759 году иезуиты покинули святилище, и монарх назначил казначея для организации и каталогизации содержимого религиозных построек и имущества священнослужителей. В конечном итоге Корона взяла на себя земли, занятые и арендованные иезуитами. 4 июля 1774 года собственность резиденции, колледжа Ламего и монастыря Санта-Мария-де-Каркере была передана во владение, и Жоау Пиньейру стал смотрителем финансовых ресурсов учреждений. В то же время благочестивые завещания, такие как вечные мессы, были отменены государством, что подчеркнуло финансовый кризис того времени. К концу 18 века великое святилище было ограничено двумя алтарями: один посвящен святому Иосифу, а другой - Носса-Сеньора-да-Соледаде («Богоматерь одиночества»). [ 2 ]
20 декабря 1793 года королева Мария I подарила святилище, его небольшой двор, магазины и окружающие здания епископу Ламего. Епископ немедленно приказал Хоакиму Санта-Роза де Витербо из монастыря Санто-Кристо-да-Фрага восстановить занятия в старом колледже, которые продолжались до 1796 года, когда из-за нехватки студентов занятия были ограничены базовой программой. [ 2 ]
В 1-й половине 19 века вертеп был построен (вероятно, местными священнослужителями). [ 2 ]
5 февраля 1805 года Хосе де Алмейда Васконселос Совераль был назначен первым виконтом Лапы, который позже был передан его брату Мануэлю де Алмейда де Совераль Карвалью и Васконселос 25 февраля 1813 года. 21 августа 1822 года первый граф Лапа, Впервые этот титул был удостоен Мануэля де Алмейда Васконселуш де Совераль де Карвальо де Майя Соарес де Альбергария. [ 2 ]
В 1834 году правительство Португалии окончательно передало святилище сенату Карии, а десять лет спустя (1844 г.) казначейский суд вернул церковные владения епископству Ламего. Это возвращение привело к возобновлению пожертвований и украшений в святилище: в 1852 году художник Карлос Аугусто Масса из Кухо начал работу над несколькими работами, в 1879 году ретабли были повторно позолочены (стоимостью 374 520 риалов). ; были решены проблемы с азулежу, состояние которых ухудшалось; а в 1881 году был куплен новый образ святого Антония. [ 2 ]
22 июля 1884 года епископ Антониу да Триндади назначил Жоау де Алмейда де Араужу главным преподавателем колледжа. К 23 октября 1892 года колледж был повторно использован епископом для открытия новой семинарии. [ 2 ]
Епископ Антониу Томас учредил 14 августа 1896 года комиссию в составе Пласидо Аугусто де Моура Васконселуш, каноника Жуана Тейшейры Фафе, каноника Мануэля Хоакима Мескита Пимента и Агостиньо Аугусто де Оливейра с целью изучения возможности реконструкции и косметического ремонта церкви. Архитектор Адольф Деспони был на месте 14 сентября 1904 года, чтобы изучить возможность строительства нового здания. [ 2 ]
Сразу после того, как в святилище появилась первая система освещения (в 1905 г.), заканчивались последние курсы, разработанные семинарией (между 1908–1909 гг.). [ 2 ]
Республика
[ редактировать ]15 октября 1910 года земля и здания были конфискованы новым республиканским правительством.
По инициативе отца Франсиско Пинту Феррейры 22 июня 1916 года, во время ослабления напряженности между церковью и республиканской администрацией, был основан культ Марии - Congregação das Filhas de Maria («Конгрегация детей Марии»). 20 февраля 1923 года на этом месте были установлены люстры, изготовленные лесопилом из Мойметы и установленные каменщиком Хосе да Коста. 14 июля 1929 года Министерство юстиции передало святилище Римско-католической епархии Ламего . [ 2 ]
Создание 29 мая 1945 года братства Pia União de Nossa Senhora da Lapa («Благочестивый союз Богоматери Лапы») помогло сохранить преданность Пресвятой Деве Марии: к 1963 году в нем насчитывалось уже 6729 братьев. свое религиозное братство. За этим последовало и после Революции гвоздик (1975 г.) с созданием небольшой общины Irmãs Religiosas da Lapa («Религиозные сестры Лапы»), которая обосновалась рядом со смотровой площадкой Nossa Senhora da Piedade . [ 2 ]
В 1988 году на это место была перенесена часовня, посвященная святому Франциску Ассизскому .
По инициативе отца Хосе Алвеса Аморима в 1994 году Casa das Novenas был реконструирован для продажи типичных для региона продуктов, а Casa da Cadeia стал музеем ( Museu Monographic dos Ex-Votos da Lapa ), посвященным истории святилище. Кроме того, в старом здании колледжа и Casa das Novenas была заменена плитка.
Архитектура
[ редактировать ]
Церковь/святилище расположена в изолированной сельской местности Кинтела, на одноименной горе, на скалистом плато, недалеко от устья Рибейра- де-Градиш . [ 2 ] Святилище фактически возведено на слегка наклоненном участке, над большим гранитным фронтоном.
Это место включает в себя четыре каменных креста, называемых Мирадурос , которые ориентированы по четырем сторонам света: северный крест, называемый Форка , датируется 1672 годом и посвящен Святому Иакову ; на юге находится Агиар-да-Бейра , расположенный примерно в 2 км (1,2 мили) от отеля и посвященный Святому Доминику ; на востоке - Транкозо , датируемый 1626 годом; а на западе находится Ламего , посвященный Богоматери Благочестия ( португальский : Nossa Senhora da Piedade ), расположенный в 500 метрах (1600 футов) от него и включающий колонну, увенчанную нишей с изображением Девы Марии. Перед главным фасадом находится гранитный крест на прямоугольной платформе и два ордера постамента, увенчанные латинским крестом. [ 2 ]
По периметру святилища находится фонтан Fonte dos Clérigos («Фонтан духовенства»), датируемый 1734 годом, а также часовня 17-го века, перенесенная из Квинтелы в 1988 году. [ 2 ]
Экстерьер
[ редактировать ]Церковь представляет собой неправильный план, состоящий из двух сочлененных тел, разделенных проходом, соответствующим продольной церкви, образованной одним нефом , пресвитерием , с часовней и ризницей вдоль левого бокового фасада и пристройками напротив них. В центре находится большая скала и основной корпус колледжа простой прямоугольной формы внутри главного двора. Фасады выполнены из гранита, с простым карнизом и карнизами . [ 2 ]
Главный фасад, ориентированный на запад, включает главный дверной проем, состоящий из римской арки с рамой, увенчанной фризом и двойным карнизом, который поддерживается двумя колоннами в коринфском стиле, украшенными херувимами , над постаментами в форме параллелепипедов, украшенными геометрическими элементами. [ 2 ] Этот фасад имеет треугольный фронтон с крестом на вершине, прерванный утопленным прямоугольным окном с рамой и окруженный пирамидальными вершинами со сферами по углам крыши.
Левая стена (к северу) отмечена пристройками, боковой часовней и масштабными объемами. Со стороны нефа есть два круглых арочных окна с простыми рамами и прямоугольная дверь, увенчанная фризом и карнизом, а простое окно занимает пресвитерий. [ 2 ] Боковая часовня имеет такой же профиль, как и другая сторона, но также включает в себя дополнительное прямоугольное окно с простой рамой вдоль западной стороны.
Противоположный фасад включает в себя остатки лестницы, а правая боковая стена (обращенная на юг) сопоставима с северным фасадом с добавлением ризницы, которая включает в себя два прямоугольных окна, окруженных двумя эллиптическими окулами . В пристройке три щели и дверной проем с перемычкой . [ 2 ]
Задняя часть церкви включает три крытых помещения, соответствующих пристройкам церкви, которые являются самыми большими помещениями комплекса, при этом задний фасад разбит небольшой нишей, увенчанной треугольным фронтоном, а фронтон пресвитерия виден с территории. . [ 2 ] Между пресвитерием и ризницей находится колокольня с римской аркой, украшенной карнизами, башенками и небольшой колокольней, окруженной флюгерами и карнизом, со шпилем и флюгером.
Интерьер
[ редактировать ]Интерьер оформлен полихромной сине-белой плиткой азулехо , потолок покрыт деревом, разделен на панели и усилен металлическими балками, разделенными фризами, карнизами и карнизами, расположенными на равном расстоянии друг от друга. Тротуар состоит из гранитных плит с деревянными постаментами по бокам. [ 2 ]
Главная дверь защищена ветрозащитой и окружена двумя каменными источниками святой воды . Построенный из дерева высокий хор защищен балюстрадой, к нему ведет лестница с левой стороны от входа. Боковые ретабли, окрашенные в бежевый, синий и коричневый мрамор, посвящены Смерти Святого Иосифа (слева) и Богоматери Одиночества (справа). [ 2 ]
Слева от послания прямоугольная кафедра расположена на мраморном основании с деревянной оградой, выкрашенной в белый цвет, доступ к которой осуществляется через боковую (левую) лестницу. Пресвитерий находится на возвышении, к которому ведут четыре центральные ступени, ведущие к триумфальной арке на тосканских пилястрах, увенчанной гербом. [ 2 ] По бокам арки расположены угловые боковые ретабло, окрашенные в бежевый, синий и золотой цвета, посвященные Распятию ( слева) и Святому Антонию, принимающему Иисуса и Марию (справа).
Главная часовня, возвышающаяся еще на три ступеньки, интегрирована в большой валун с двумя небольшими сетчатыми конструкциями, посвященными Менино Иисусу («Младенцу Иисусу») и Сеньоре да Боа Морте («Богоматерь Доброй Смерти»), защищенным железные ступени, ораторское искусство и вертеп. Над валуном находится молельня, посвященная Nossa Senhora das Dores («Скорбящая Богоматерь»). Слева находится дверной проем, ведущий в часовню Святого Причастия, увенчанную рельефным гербом, а по бокам пилястр, увенчанных скульптурами львов, находится аркосолиум и могила Педро ду Соверал. Сразу напротив находится небольшая дверь в ризницу, ведущая по лестнице на колокольню. Рождество, встроенное в валун, защищено стеклянными дверями. Небольшая бухта с Храмом Святого Семейства и Поклонением пастухов , центральная часть диорамы, с Глорией де Анхос и Деус Пай наверху, слева находится Fuga para o Egipto («Бегство в Египет»), а в верхней справа — спускающийся кортеж Мудрецов. [ 2 ]
На могиле Педро Совераля есть надпись: « МОБЛИНА И ЧАСОВНЯ ПРЕЕМНИКОВ ПЕДРО / ДО СОВЕРАЛ ФИДАЛЬГО ДА КАСА ДЕЛЬ РЕЙ КАВАЛЕЙРУ ДА / ОРДЕН КРИСТА СЕНЬОРА ДУ МОРГАДО ДЕ СЕРНАНСЕЛЬЕ. 1586 ГОД. / УЧРЕЖДЕН ФЕРНАНО ПИРЕС ДУ СОВЕРАЛ / АЛЬКАИДЕ МОР СЕЛОРИКО МЕРСЕ ДЕ ЭЛЬ / РЕЙ Д. ПЕДРО I В 1366 ГОДУ, КТО ФЕС РЕФОРМИРУЕТ СВОЕГО ВНУКА ТЕОТОНИО ДО СОВЕРАЛ Э ВАЗ Король, Рыцарь Ордена Христа, Магистр Сернанселье 1732'). [ 2 ]
Вверху расположен латинский картуш с гербом и короной, с надписью « DEO OPTIMO MAXIMO / IOSEPH Q. VASCONCELLIO / ORDINIS. DIVI. IOANNIS. MELITENS / IS EQVITI. TORQUATO / CERNANCELIO COMMENDATARIO / ACONITANO. BAIVLIVO /». CLASSIS LEGATO / TVRCARVM / QUOS VIRIDVS / QUI VIXIT ANNIS SOVERALIVS / CARVALIVS VASCONVLO / ATQVE INCOMPARABLE / FACITLNDVM CVRAVIT ". [ 2 ]
Колледж
[ редактировать ]Церковь соединена с колледжем коридором, похожим на дорожку, над римской аркой, коридор освещен прямоугольными окнами с обеих сторон. Его высота составляет два-три этажа, и он адаптирован к наклонной местности, на которой построен комплекс. На первом этаже северного фасада расположены три прямоугольных дверных проема, дополненные тремя окнами-гильотиной на втором этаже. Восточный фасад защищен гранитной стеной, также трехэтажной, с доступом к первому через единственную дверь; во втором - панорамные окна, в третьем - восемь окон (шесть из которых увенчаны карнизами). Фасад, обращенный на запад, двух-трехэтажный, отмечен прямоугольными дверями и простыми рамами, увенчанными пятью гильотинными окнами. Двор, также двухэтажный, включает в себя единственную прямоугольную дверь с гильотинными окнами на верхнем этаже (одно с римской аркой). [ 2 ]
Внутренние коридоры покрыты сводчатыми потолками, построенными на карнизах, освещенными прямоугольными окнами и прямоугольными дверными проемами, ведущими в различные пристройки колледжа. [ 2 ]
Культура
[ редактировать ]Часовня является центром ежегодных паломничеств 10 июня, 15 августа и 8 сентября, а Новены регулярно выпадают с 1 по 9 июня и с 6 по 14 августа.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Абилио Луро Карвальо (2002), стр.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также Карвальо, Жуан; Фигейреду, Паула (2005), SIPA (редактор), Capela de Nossa Senhora da Lapa / Бывшая резиденция Общества Иисуса (v.PT011818140008) (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: SIPA - Информационная система архитектурного наследия , получено 6 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с ИГЕСПАР, изд. (2011). «Часовня Богоматери Лапы» (на португальском языке). Лиссабон, Португалия: IGESPAR-Институт управления архитектурным и археологическим наследием . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ Представлены 24 панели: «Бегство верующих» Обнаружение , образа » , « «Богоматерь гроте» , в девять панелей, относящихся к неуказанным «Освобождение чудесам , двух пленников »), пять чудес, две панели, изображающие спасение людей, потерпевших кораблекрушение, саранчи» Нападение « . , в Лапе Крестный ход , Исцеление двух парализованных Исцеление двух парализованных и Богородице ( Мертвые приносят мольбы Богородице ).
- Источники
- Лейте, Антониу (1639), История явлений и чудес (на португальском языке), Коимбра, Португалия
- Морейра, Васко (1929), Террас-да-Бейра - Сернанселе и Сеу Альфоз (на португальском языке), Порту, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вале, А. де Лусена (1963), Бейра Альта (на португальском языке), том. XXII, Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - «Бейра – II – Бейра Байша и Бейра Альта», Guia de Portugal (на португальском языке), том. III (2-е изд.), Лиссабон, Португалия
- Алвес, Александр (1997), «Похищение активов Общества Иисуса в районе Ламего», Бейра Альта (на португальском языке), том. LVII, фаск. 3/4, Визеу, Португалия, стр. 459–465
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Паис, Александр Мануэль Нобре да Силва (1998), Монументальные португальские вертепы XVIII века в терракоте (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: Новый Лиссабонский университет
- Соуза, Жулио Роша и (1999), Сеньора да Лапа - мемориал воспоминаний (на португальском языке), Визеу, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Алвес, Александр (2001), Художники и ремесленники в епархиях Ламего и Визеу (на португальском языке), том. I–II, Визеу, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сильва, Бразилина Алмейда П. (2001), «Лапа: земля, человек, культура», Бейра Альта (на португальском языке), том. LXI, фаск. 1, 4, Визеу, Португалия, стр. 231–266/455–479
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )