На воке
Уокил , или Вокил , — имя булгарского династического рода, занесенное в именники булгарских ханов . Первым в Номиналиях был указан Кормисош (годы правления 737–754), а последним - Умор (годы правления 766).
Теории относительно происхождения
[ редактировать ]Казахстанский тюрколог Юрий Зуев обратил внимание на косвенные доказательства, свидетельствующие о связях вокилов с различными Центральной Азии народами в древности и раннем средневековье . К этим народам относятся:
- Хуцзе (烏 (呼揭) или Уцзе 揭), которых Зуев считал ответвлением Юэчжи или Усуней ; [ 1 ]
- Сиджи (奚 結), сильное племя. [ 2 ]
- авгалои Трансоксианы ; за Оксом среди индоевропейскоязычных тохариев , [ 3 ]
Однако такие теории противоречивы и не могут быть полностью верными. Убедительных доказательств, подтверждающих или опровергающих их, никогда не было представлено, и среди ученых нет единого мнения о том, существуют ли такие связи.
Юэчжи и Усунь
[ редактировать ]Юэчжи и Усунь — китайские экзонимы двух отдельных индоевропейских народов , живших в западном Китае и Центральной Азии в древние времена. До конца IV века до нашей эры юэчжи и усуни проживали на территориях, которые позже вошли в состав китайских провинций Ганьсу и Синьцзян . [ 4 ] Между юэчжи, усунями и соседним народом хунну , которые, по мнению многих ученых, были предшественниками гуннов , существовало существенное взаимодействие .
Примерно в 200 г. до н.э. вождь хунну Моду Чаньюй напал на юэчжи. [ 5 ] [ 6 ] и подчинили себе несколько других народов. [ 7 ] Юэчжи впоследствии напали на усуней, примерно в 173 г. до н.э. [ 5 ] [ 8 ] и убийство их короля Нандуми ( китайский : 難兜靡 ). [ 8 ] Согласно легенде усуней, маленький сын Нандуми Лиецзяоми остался в дикой природе, но был чудесным образом спасен волчицей, которая позволяла ему кормить грудью, и воронами, которые кормили его мясом. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Этот ключевой миф имел сходство с основополагающими мифами многих других народов Центральной Азии. [ 13 ] В частности, это было основой теории о том, что Ашина – королевский род тюрков -гёктюрков – возник среди усуней. [ 14 ] В 162 г. до н.э. юэчжи потерпели дальнейшее, более решительное поражение от хунну и отступили из Ганьсу . [ 5 ] По словам Чжан Цяня , юэчжи разделились и большая часть бежала на запад, в долину реки Или . [ 5 ] [ 15 ] Позже усуни и хунну оттеснили основные силы юэчжи на юг, через Согдию , в Бактрию. Впоследствии усуни поселились в Ганьсу, в долине Ушуй-хэ (по-китайски: «Река Ворон [-Черная] вода»), как вассалы сюнну. [ 8 ]
Согласно китайской хронике Ханьшу , в 49 г. до н. э. правитель хунну Чжичжи разгромил три небольших государства. Зуев читает названия этих государств как Хуцзе (呼揭) или Уцзе (烏揭), Цзянькунь (堅昆) (т.е. кыргызы ) и Динлин (丁零). В то время как другие ученые считали хуцзе~уцзе, скорее всего, ответвлением усуней, Зуев считает возможным, что они были остатком юэчжи. Ханьшу отмечает , что Хуцзе отступили в район озера Байкал и склоны Большого Хингана (рядом с Динглингом). [ 1 ] По мнению Зуева, хуцзе эмигрировали дальше на запад, первоначально в район Аральского моря , и, возможно, присоединились к юэчжи в их миграции в Согдию и Бактрию. [ 1 ]
Для завода
[ редактировать ]Во II веке н.э. Птолемей (VI, 12, 4) писал о Нижней Сыр-Дарье , что вблизи северной части Амударьи проживали иатии и тохары ( тухары, т.е. бактрийцы), а к югу от них проживал народ, известный как как Авгалой .
Юрий Зуев предположил, что авгалойи , упомянутые Птолемеем с Укилем. [ 16 ] Однако большинство ученых считают авгалой неправильным толкованием сакаракок .
Сицзе
[ редактировать ]Это имя может быть китаизацией игил Сицзе , тюркского корня, означающего «многие» ( < 奚結 γiei-kiet < игил ). Сообщалось, что в середине VII века Сицзе располагались на северном берегу реки Херлен . [ 17 ] [ 18 ]
В тексте древнеуйгурского погребального памятника Элетмиш-Кагану (ум. 759) упоминается кара игил бодун : сочетание определительного кара («чернота») и игил («народ»). [ 19 ] (Это название, возможно, также предполагало влияние манихейства , которое имело «черно-белую» дуалистическую космологию. [ 20 ] )
9-го века В Югурском тексте Сицзе упоминаются как имеющие сильного лидера по имени Игил Кюль-Иркин ( Древнетибетский Хи-кил-ркор-хир-кин ), и располагались рядом с Идук-кас , Идук-каш , или Идук- Аз ( ОТиб Хи-дог-кас ), который, возможно, был ответвлением или преемником юэчжей или алан [ 21 ] или тюркизированные носители енисейского языка . [ 22 ]
Огузская связь
[ редактировать ]Косвенной связью между огузами и булгарскими вокилами является именование Веркиля, героя эпоса «Китаб-и дедем Коркут» . [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии» , с. 56
- ^ Цзю Таншу Том 199 нижний txt «Теле - это другой вид сюнну. С тех пор, как турки стали сильными, округа Тиле были рассредоточены, и они становились все более слабыми. В начале Удэ были Сюэ Янтуо, Циби, Хуэйхэ, Дубо и Гулиган, Дуоланге, Пугу, Байегу, Тонлуо, Хунбу, Сидзе, Хусюэ, Сицзе , Ади, Байлинь и т. д. разбросаны по Цибэю, сильны и процветают, все районы Тиле разделены и разбросаны. массы постепенно сокращались и ослабевали. В начале Удэ [эпохи] появились Сюэянтуо, Циби, Хуэйхэ, Дубо, Гулиган, Дуоланжэ, Пугу, Байегу, Тонлуо, Хун, Сидзе, Хусюэ, Сицзе , Ади, Байси и т. д. разбросаны к северу от пустыни ».
- ^ Блажек, В. и Шварц, М. «Тохарцы: кем они были, откуда они пришли и где они жили» в Tocharian Studies: Works 1 (2011), стр. 119
- ^ Г. Халун, «К вопросу об Уэ-ци. В: Журнал Немецкого восточного общества» , 91, NF 16, 1937, с. 301, у Юрия Зуева , «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии» , с. 42
- ^ Jump up to: а б с д Бенджамин, Крейг (октябрь 2003 г.). «Миграция юэчжи и Согдия » Журнал веб-фестиваля Трансоксианы . 1 (Иран и Анеран). Трансоксиана . Получено 29 мая.
- ^ Беквит, 2009 , стр. 380–383.
- ^ Еноки, Кошеленко и Хайдари 1994 , стр. 171–191.
- ^ Jump up to: а б с Беквит, 2009 г. , стр. 6–7.
- ^ Франсуа и Хульсеве 1979 , с. 215
- ^ Шиджи «Исторические записи · Биография Давана» Исходный текст : Сюнну напали и убили его отца, но Кунмо был брошен в дикой природе. По нему ползет воронье мясо, а волк его сосет.
- ^ Беквит 2009 , с. 6
- ^ Watson 1993 , стр. 237–238.
- ^ Беквит 2009 , с. 2
- ^ Sinor & Klyashtorny 1996 , стр. 328–329.
- ^ Ханьшу «Ханьшу·Биография Чжан Цяня и Ли Гуанли» Оригинальный текст , юэси потерпели поражение от сюнну и напали на короля Се с запада.
- ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии» , с. 55
- ^ Тан Хуйяо Том 72 txt «Лошади Сицзе и лошади Туцзюэ к югу от отмели. Они обитали к югу от гор Цзифу, к северу от реки Хэляньчжи, сейчас [в] провинции Цзилу. Их тамга [напоминает] [иероглиф). ] 徳"
- ^ Ван Пу , «Краткий обзор династии Тан, 618-907 (Тан Хуэйяо)» , Шанхай, 1958, гл. 72, с. 1307, в Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии» , с. 45
- ^ Памятник Могоину Шайн Усу, строка 14.
- ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии» , с. 45
- ^ Дж. Бакот, «Признание в верхней части Северной Азии пяти уйгурских посланников в 8 веке». , ЖА, 2, 1956, с. 147, у Ю. Зуева, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии» , с. 45
- ^ Бартольд, В. 12 лекций по истории турок Средней Азии , Берлин, Артур Коллиньон, Немецкое общество исламских исследований, 1935, стр. 37
- ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии» , с. 57
Источники
- Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-4008-2994-1 . Проверено 30 декабря 2014 г.