Jump to content

Жак Сабле

Автопортрет Жака-Анри Сабле

Жак-Анри Сабле (род. 28 января 1749, Морж ; † 22 августа 1803, Париж) — швейцарско-французский художник , выходец из семьи художников швейцарского происхождения. Он был также известен как Франц дер Ремер, Джакомо Саблез, Джакомо Сабле, Якоб Генри Саблет, Саблет Младший, Саблет Римлянин или художник Солнца . [1]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Сабле родился в Морже, недалеко от Лозанны . После непродолжительного обучения в Лозанне у своего отца, художника и торговца картинами Якоба Сабле (род. 4 апреля 1720, Морж - † 29 апреля 1798, Лозанна), [2] и, сделав небольшой крюк в Лион , он переехал в Париж в 1772 году. Там он и его старший брат Жан-Франсуа Сабле (1745–1819) учились в Королевской академии живописи и скульптуры как ученики Жозефа-Мари Вьена . Жан-Франсуа учился в Академии в 1768–1773 годах, а Жак-Анри в 1772–1775 годах. Хотя их карьеры не шли по тому же пути, атрибуцию их работ часто путают. [3]

Римский период

[ редактировать ]

Когда в 1775 году Вьен был назначен директором Французской академии в Риме , Сабле сопровождал его там. В Риме он написал картину « Les premiers pas de l'enfance» Primi passi» , по-итальянски) ( 1789 ), которая сейчас принадлежит коллекции Педриали ( Collezione Pedriali ) в Музее Чивико ди Сан Доменико в Форли ( Италия ). ).

«Аллегория города Берна», также известная как «Храм свободных искусств с городом Берном и богиней Минервой» (1779) Жака Сабле (колл. LACMA )

На самом деле его амбициями было стать художником-историком : он получил вторую премию Академии Сан-Лука за картину « Эрмини и бергеры » (1777) и первую премию на конкурсе в Парме за « Смерть Палласа » (1778). Затем он нарисовал « Аллегорию Бернской Республики, защищающей искусство » (Аллегорию Бернской Республики, защищающей искусство) и другие мифологические сюжеты, такие как « Елена, спасенная Венерой от гнева Энея », теперь оба в LACMA и « Марс и Минерва », не получив необходимых поощрений и комиссий, [1] он сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны таких людей, как Жак-Луи Давид и Пьер Пейрон , среди прочих, и ему не хватает солидной академической подготовки.

Вместо этого, в возрасте 32 лет, [4] обратился к портретной живописи , жанровой живописи и пейзажной живописи . Большинство его жанровых сцен изображали городскую повседневную жизнь и обычаи Кампаньи ( деревни). [5]

В Риме во 2-й половине 18 века успешным жанром стали шумные уличные сцены с участием современников в местных костюмах. Популярные среди туристов, приехавших в Гранд-тур , они были важным источником дохода для иностранных артистов, таких как Жак Сабле и Луи Дюкро , оба уроженцы швейцарского кантона Во . Пара недолго работала вместе в 1781–1782 годах, создавая простые и цветные гравюры. В этот период они опубликовали серию из двенадцати гравюр под названием « Scènes etcostumes italiens» ( «Итальянские сцены и костюмы »). Гравюры и акватинты , отличающиеся мелкозернистой детализацией, были нарисованы Сабле и выгравированы Дюкро для имитации размывки («лавис» по-французски). [1] , техника, усовершенствованная Жаном-Батистом Ле Пренсом для создания иллюзии оригинального рисунка. [6] выполнил также большую композицию мазками В 1782 году Дюкро вместе с Сабле : « Scène d'enterrement dans un cimetière» ( Сцена захоронения на кладбище ), в пейзажном формате, с многочисленными фигурами, расположенными в виде барельефов. [7]

«Портрет художника Конрада Гесснера» (1788), ( Кунстхаус Цюрих )

После разрыва с Дюкро он уезжает поселиться у Жан-Пьера Сен-Ура недалеко от Санта-Мария-дель-Пополо . В 1782 году он поступил в Академию аркад в Риме (l' Accademia dell'Arcadia) и начал делать себе имя: он был другом Саломона Гесснера (его сын Конрад переехал жить к нему в 1787 году и делил его мастерскую). , Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн , известный как Гете Тишбейн , Александр Триппель ( Шаффхаузен , 1744 – Рим, 1793), Иоганн Фридрих Райффенштейн и Карл Людвиг Хаккерт [8] ( Пренцлау , 1740 — Морж, 1796), брат Якоба Филиппа Хаккерта . [1]

Как было сказано ранее, он отказался от исторической живописи в пользу жанровой живописи: с 1784 года Густав III Шведский приобретал « Les divertissements napolitains» ( Неаполитанские развлечения ) и « Le dévouement d'un père de famill e » ( «Самопожертвование Отец ), среди других сюжетов разных событий или вдохновленных Жаном-Батистом Грёзом . Критики не пожалели похвал. Связанный с французской средой, архитекторы Персье и Фонтен , художники Анри-Пьер Данлу , Летьер, Мишаллон, Александр-Гиацинт Дюнуи , Жан-Жермен Друэ , фламандский художник Симон Дени , друг, и английский скульптор Джон Флаксман , он совершенствует интимный портрет ( Луи Масрелье , 1782), иногда пейзаж ( Конрад Гесснер , 1788). Он прославился своими сценами из римской жизни и « фрагментами разговоров ». [9] такие как « Семейный портрет с Колизеем» и его аналог « Семейный портрет с базиликой Максенция » (1791). [1]

[Жак-Анри Сабле делил студию с художником-историком Юбером Друэ (?) [невозможно, Юбер умер в 1767 году в Париже, и его сын Франсуа-Юбер также умер в Париже 21 октября 1775 года, ни один из них не жил в Риме; может быть, речь идет о внуке Жан-Жермене, который был в это время в Риме...? ] ]

Изгнание и возвращение

[ редактировать ]

Источник: [1]

Он пользовался благосклонностью общества, когда наступили последствия Французской революции : на улицах начались беспорядки, и французы были вынуждены покинуть страну; с ростом антифранцузских настроений в Папской области Жак Сабле, к которому присоединился его брат Франсуа, который действительно питал революционные идеи, [3] бежал во Флоренцию в 1793 году, где 3 мая того же года был принят в Академию. Но, возможно, из-за конкуренции, с которой он столкнулся там со стороны Луи Гофье, он вскоре вернулся в Швейцарию, а затем отправился в Париж. Вернувшись в Париж в январе 1794 года, он был принят вместе с другими художниками, вынужденными бежать из Рима, в Общество народного и республиканского искусства. В том же году он выиграл вторую премию за свою « Республиканскую форму » (гравюру Жака Луи Копиа ). Но гравюра, которая лучше всего соответствует имени художника, - это та, которую Копия опубликовал под этим названием: «Марешал Вандеи», подписанная: Sablet jeune pinxit, Copia sculpsit . [7]

Пребывая в Лувре, он регулярно выставлялся в Салоне : итальянские сцены и пейзажи соблазняли критиков и великих коллекционеров, таких как Франсуа Како , кардинал Феш , Люсьен Бонапарт . Последний, будучи министром внутренних дел до 5 ноября 1800 года, вновь был назначен послом в Испании, взял Сабле с собой во время своего краткого пребывания послом в Мадриде в 1801 году, выступая советником по своей коллекции произведений искусства. [3] [5] [10] Он нарисовал Венеру в Мантилье (гравюра Пьетро Парбони , Рим, 1783-1841) и умер вскоре после возвращения в Париж в 1803 году.

Поскольку творчество художника ограничено, до нас дошло немного работ, некоторые под другими, более престижными именами. Он стоял особняком от остальных, и для своего обучения и карьеры был вынужден уехать за границу: в Париже он не мог следовать академической программе , будучи протестантом ; в Риме он должен был найти своих поклонников среди проезжавших иностранцев. События 1789 года перевернули Европу: он потерял свое состояние, но сумел восстановить его в Париже. После того, как он впал в забвение, спутавшись со своим братом, Фонд Готфрида Келлера . за его спасение из безвестности отвечает [1]

Несколько картин Сабле, принадлежащих Летиции Бонапарт , матери Наполеона и Люсьена Бонапарта, подаренных кардиналу Фешу , ее сводному брату, в 1836 году, до сих пор можно увидеть во Дворце Феш в Аяччо , Корсика , где сейчас находится местный художественный музей.

Другие работы можно увидеть в Кантональном музее изящных искусств Лозанны ( MCBA ), во Дворце Рюмин .

Кроме того, в Музее искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Художественном музее Берна , Музее изящных искусств Бреста , Национальном музее в Стокгольме , Музее Оскара Рейнхарта в Винтертуре и Кунстхаусе Цюриха работы Сабле хранятся .

«Портрет Люсьена Бонапарта с его первой женой Кристиной Бойе на заднем плане» (1794-1800) работы Жака Сабле ( Музей Феша )

Источник: [1]

Художник несомненной оригинальности, его работы мало известны, за исключением семейных портретов, в которых хрупкие силуэты выделяются на фоне большого чистого неба, и итальянских сцен с теплыми цветами и резкими контрастами, успешных тем Джандоменико Тьеполо или Гойи , таких как « Колен-Майяр» [11] (1791), шедевр жанра. Почти все мифологические картины исчезли, тогда как в ранние годы Жак Сабле представлял себя художником-историком в своем « Автопортрете в ателье » (около 1779 г.). Современная историческая картина « Le dix-huit brumaire » не была написана (но предварительный масляный набросок « La salle des Cinq-Cent à Saint-Cloud le soir du 18 brumaire an VIII» ) . остается в Музее изящных искусств Искусство в Нанте ). Жанровые сцены, не галантные, а « bene moratae », столь высоко почитаемые современниками, большей частью утрачены, если бы не « Les premiers pas de l'enfance » (1789), уже упомянутая, ныне находящаяся в Collezione Pedriali. Многие предметы, в том числе самые оригинальные, известны лишь по упоминанию. Было несколько « Départs pour l'armée» ( Отправление в армию ), « Banquets champêtres » ( Деревенские банкеты ) или « Repas de noces» (свадебные обеды ), один из которых находится в кантональном Музее изящных искусств в Лозанне. и когда-то приписывался Луи Леопольду Роберту .

Жак Сабле изучает чувства во всей их тонкости, напоминает яркие итальянские костюмы, играет со светом через портик или соблазняется римской сельской местностью летним вечером. Его портреты скорбящих у могилы, такие как « Роменская элегия » (1791) или портреты Кристины Бойе и Люсьена Бонапарта (ок. 1798–1800), пронзительные двойные « memento mori », являются высшим достижением в искусстве. вызывая меланхолию. Подражая Жан-Жаку Руссо , Жак Сабле нашел правильный и истинный тон, культивированный с тонкими и живыми штрихами и без ложных эффектов, искусство обаяния.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ренувье, Жюль и де Монтеглон, Анатоль (1863). История искусства в годы революции рассматривается преимущественно в гравюрах; Посмертная работа Жюля Ренувье, за которой последовало исследование Ж.-Б. Грёза с биографической справкой и таблицей М. Анатоля де Монтеглона (из Интернет-архива). (на французском языке). [История искусства в годы революции рассматривается преимущественно в гравюрах; Посмертный труд Жюля Ренувье, за которым последовало исследование того же автора о Ж.-Б. Грёзе, с биографической справкой и таблицей М. Анатоля де Монтеглона . Париж: Вдова Ж. Ренуар, стр. 11, 15, 22, 25, 39, 147-148 (целая глава посвящена « Якобу Саблету младшему, родившемуся в Моржи, кантон Берн, в 1751 году, умершему в 1802 году, ученику Вьена »), 218 и 252.
  • Конисби, Филип; Фонс, Сара и Стрик, Джереми (1996). В свете Италии: Коро и ранняя пленэрная живопись . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета .
  • Лепдор, Кэтрин и Ван де Сандт, Анна (2015). Братья Жак и Франсуа Сабле. Коллекции Кантонального музея изящных искусств Лозанны . Записные книжки Музея изящных искусств Лозанны n. 19, 2015. Лозанна: Кантональный музей изящных искусств.
  • Кардинал Феш и искусство его времени: Фрагонар, Маргарита Жерар, Жак Сабле, Луи Леопольд Буайи . (Каталог выставки). Аяччо, Musée Fesch , 2007, реж. Филиппа Костаманья при содействии Кэрол Блюменфельд. Париж: Галлимар (2007).
  • де Андрес, Альберто и фон Тавель, Ганс Кристоф (2001). Перемена ветра. Люди и пейзажи в швейцарской живописи около 1800 года. Le Vent Tourne: de l'homme et du paysage dans la peinture Suisse vers 1800 . (Каталог выставки). Культурный центр Зеедамм , 3 ноября 2001 г. - 27 января 2002 г., Пфеффикон (SZ)
    «Портрет Элеоноры Киджи, принцессы Теано» (1793) работы Жака Сабле ( колл. LACMA )
  • ван де Сандт, Энн (1998). Принцесса Теано : загадочный портрет Ж. Сабле . Статья в: Антология изобразительного искусства .
  • ван де Сандт, Энн (1985). Братья Саблет (1775-1815). Картины, рисунки, гравюры . (Каталог выставки). Нант , ведомственные музеи Атлантической Луары, 4 января — 10 марта 1985 г.; Лозанна, Кантональный музей изящных искусств, 29 марта – 12 мая 1985 г.; Рим, Римский музей, Палаццо Браски , 21 мая – 30 июня 1985 г. Рим: отдельная карта.
  • Анн Ван де Сандт (1983). Жак Сабле (1749-1803) . Аспирантура, Парижский университет IV Сорбонна .
  • От Давида до Делакруа : Французская живопись с 1774 по 1830 годы . (Каталог выставки). Гран-Пале , (Париж), 16.11.1974 – 3.2.1975. Париж: Эд. Национальных музеев (1974).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Саблет, Жак | Исследования SIK-ISEA» . Research.sik-isea.ch . Проверено 24 апреля 2023 г.
  2. ^ «Саблет, Джейкоб | Исследование SIK-ISEA» . Research.sik-isea.ch . Проверено 25 апреля 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Интернет-галерея искусств, биография Жан-Франсуа Сабле (род. 1745, Морж, Во, ум. 1819, Нант).
  4. ^ Сабле, Жак (1781). «Художник в мастерской с родителями» . Кантональный музей изящных искусств . Проверено 25 апреля 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Интернет-галерея искусств, Биография Жак-Анри Сабле (род. 1749, Лозанна, ум. 1803, Париж).
  6. ^ Дюкро, Луи; Сабле, Жак (1782). «Продавец жареной еды» . Кантональный музей изящных искусств (на французском языке) . Проверено 11 апреля 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б Ренувье, Жюль и де Монтеглон, Анатоль (1863). История искусства в годы революции рассматривается преимущественно в гравюрах; Посмертная работа Жюля Ренувье, за которой последовало исследование Ж.-Б. Грёза с биографической справкой и таблицей М. Анатоля де Монтеглона (из Интернет-архива). (на французском языке). [История искусства в годы революции рассматривается преимущественно в гравюрах; Посмертный труд Жюля Ренувье, за которым последовало исследование того же автора о Ж.-Б. Грёзе, с биографической справкой и таблицей М. Анатоля де Монтеглона. Париж: Вдова Ж. Ренуар, стр. 147-148 (целая глава посвящена « Якобу Саблету младшему, родившемуся в Моржи, кантон Берн, в 1751 г., умершему в 1802 г., ученику Вьена »)
  8. ^ «Хакерт, Карл | SIK-ISEA Recherche» . recherche.sik-isea.ch . Проверено 25 апреля 2023 г.
  9. ^ Анн ван де, Сандт (1985). «Жак Сабле: художник «разговоров» » . Глаз (359): 38–43.
  10. ^ «Сабле, Жак (1749 – 1803) | Биографическое дело | Люмьер. Лозанна» . lumieres.unil.ch . Проверено 25 апреля 2023 г.
  11. ^ Анн ван де, Сандт (1980). «Жак Сабле (1749-1803): «Колен-Майяр» » . Отчет о деятельности Федеральной комиссии Фонда Готфрида Келлера : 53–56.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e22d2c4b116926c4d7ef4b68722c886__1713405480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/86/1e22d2c4b116926c4d7ef4b68722c886.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacques Sablet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)