Жак Сабле
Жак-Анри Сабле (род. 28 января 1749, Морж ; † 22 августа 1803, Париж) — швейцарско-французский художник , выходец из семьи художников швейцарского происхождения. Он был также известен как Франц дер Ремер, Джакомо Саблез, Джакомо Сабле, Якоб Генри Саблет, Саблет Младший, Саблет Римлянин или художник Солнца . [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сабле родился в Морже, недалеко от Лозанны . После непродолжительного обучения в Лозанне у своего отца, художника и торговца картинами Якоба Сабле (род. 4 апреля 1720, Морж - † 29 апреля 1798, Лозанна), [2] и, сделав небольшой крюк в Лион , он переехал в Париж в 1772 году. Там он и его старший брат Жан-Франсуа Сабле (1745–1819) учились в Королевской академии живописи и скульптуры как ученики Жозефа-Мари Вьена . Жан-Франсуа учился в Академии в 1768–1773 годах, а Жак-Анри в 1772–1775 годах. Хотя их карьеры не шли по тому же пути, атрибуцию их работ часто путают. [3]
Римский период
[ редактировать ]Когда в 1775 году Вьен был назначен директором Французской академии в Риме , Сабле сопровождал его там. В Риме он написал картину « Les premiers pas de l'enfance» (« Primi passi» , по-итальянски) ( 1789 ), которая сейчас принадлежит коллекции Педриали ( Collezione Pedriali ) в Музее Чивико ди Сан Доменико в Форли ( Италия ). ).
На самом деле его амбициями было стать художником-историком : он получил вторую премию Академии Сан-Лука за картину « Эрмини и бергеры » (1777) и первую премию на конкурсе в Парме за « Смерть Палласа » (1778). Затем он нарисовал « Аллегорию Бернской Республики, защищающей искусство » (Аллегорию Бернской Республики, защищающей искусство) и другие мифологические сюжеты, такие как « Елена, спасенная Венерой от гнева Энея », теперь оба в LACMA и « Марс и Минерва », не получив необходимых поощрений и комиссий, [1] он сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны таких людей, как Жак-Луи Давид и Пьер Пейрон , среди прочих, и ему не хватает солидной академической подготовки.
Вместо этого, в возрасте 32 лет, [4] обратился к портретной живописи , жанровой живописи и пейзажной живописи . Большинство его жанровых сцен изображали городскую повседневную жизнь и обычаи Кампаньи ( деревни). [5]
В Риме во 2-й половине 18 века успешным жанром стали шумные уличные сцены с участием современников в местных костюмах. Популярные среди туристов, приехавших в Гранд-тур , они были важным источником дохода для иностранных артистов, таких как Жак Сабле и Луи Дюкро , оба уроженцы швейцарского кантона Во . Пара недолго работала вместе в 1781–1782 годах, создавая простые и цветные гравюры. В этот период они опубликовали серию из двенадцати гравюр под названием « Scènes etcostumes italiens» ( «Итальянские сцены и костюмы »). Гравюры и акватинты , отличающиеся мелкозернистой детализацией, были нарисованы Сабле и выгравированы Дюкро для имитации размывки («лавис» по-французски). [1] , техника, усовершенствованная Жаном-Батистом Ле Пренсом для создания иллюзии оригинального рисунка. [6] выполнил также большую композицию мазками В 1782 году Дюкро вместе с Сабле : « Scène d'enterrement dans un cimetière» ( Сцена захоронения на кладбище ), в пейзажном формате, с многочисленными фигурами, расположенными в виде барельефов. [7]
После разрыва с Дюкро он уезжает поселиться у Жан-Пьера Сен-Ура недалеко от Санта-Мария-дель-Пополо . В 1782 году он поступил в Академию аркад в Риме (l' Accademia dell'Arcadia) и начал делать себе имя: он был другом Саломона Гесснера (его сын Конрад переехал жить к нему в 1787 году и делил его мастерскую). , Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн , известный как Гете Тишбейн , Александр Триппель ( Шаффхаузен , 1744 – Рим, 1793), Иоганн Фридрих Райффенштейн и Карл Людвиг Хаккерт [8] ( Пренцлау , 1740 — Морж, 1796), брат Якоба Филиппа Хаккерта . [1]
Как было сказано ранее, он отказался от исторической живописи в пользу жанровой живописи: с 1784 года Густав III Шведский приобретал « Les divertissements napolitains» ( Неаполитанские развлечения ) и « Le dévouement d'un père de famill e » ( «Самопожертвование Отец ), среди других сюжетов разных событий или вдохновленных Жаном-Батистом Грёзом . Критики не пожалели похвал. Связанный с французской средой, архитекторы Персье и Фонтен , художники Анри-Пьер Данлу , Летьер, Мишаллон, Александр-Гиацинт Дюнуи , Жан-Жермен Друэ , фламандский художник Симон Дени , друг, и английский скульптор Джон Флаксман , он совершенствует интимный портрет ( Луи Масрелье , 1782), иногда пейзаж ( Конрад Гесснер , 1788). Он прославился своими сценами из римской жизни и « фрагментами разговоров ». [9] такие как « Семейный портрет с Колизеем» и его аналог « Семейный портрет с базиликой Максенция » (1791). [1]
[Жак-Анри Сабле делил студию с художником-историком Юбером Друэ (?) [невозможно, Юбер умер в 1767 году в Париже, и его сын Франсуа-Юбер также умер в Париже 21 октября 1775 года, ни один из них не жил в Риме; может быть, речь идет о внуке Жан-Жермене, который был в это время в Риме...? ] ]
Изгнание и возвращение
[ редактировать ]Источник: [1]
Он пользовался благосклонностью общества, когда наступили последствия Французской революции : на улицах начались беспорядки, и французы были вынуждены покинуть страну; с ростом антифранцузских настроений в Папской области Жак Сабле, к которому присоединился его брат Франсуа, который действительно питал революционные идеи, [3] бежал во Флоренцию в 1793 году, где 3 мая того же года был принят в Академию. Но, возможно, из-за конкуренции, с которой он столкнулся там со стороны Луи Гофье, он вскоре вернулся в Швейцарию, а затем отправился в Париж. Вернувшись в Париж в январе 1794 года, он был принят вместе с другими художниками, вынужденными бежать из Рима, в Общество народного и республиканского искусства. В том же году он выиграл вторую премию за свою « Республиканскую форму » (гравюру Жака Луи Копиа ). Но гравюра, которая лучше всего соответствует имени художника, - это та, которую Копия опубликовал под этим названием: «Марешал Вандеи», подписанная: Sablet jeune pinxit, Copia sculpsit . [7]
Пребывая в Лувре, он регулярно выставлялся в Салоне : итальянские сцены и пейзажи соблазняли критиков и великих коллекционеров, таких как Франсуа Како , кардинал Феш , Люсьен Бонапарт . Последний, будучи министром внутренних дел до 5 ноября 1800 года, вновь был назначен послом в Испании, взял Сабле с собой во время своего краткого пребывания послом в Мадриде в 1801 году, выступая советником по своей коллекции произведений искусства. [3] [5] [10] Он нарисовал Венеру в Мантилье (гравюра Пьетро Парбони , Рим, 1783-1841) и умер вскоре после возвращения в Париж в 1803 году.
Работа
[ редактировать ]Поскольку творчество художника ограничено, до нас дошло немного работ, некоторые под другими, более престижными именами. Он стоял особняком от остальных, и для своего обучения и карьеры был вынужден уехать за границу: в Париже он не мог следовать академической программе , будучи протестантом ; в Риме он должен был найти своих поклонников среди проезжавших иностранцев. События 1789 года перевернули Европу: он потерял свое состояние, но сумел восстановить его в Париже. После того, как он впал в забвение, спутавшись со своим братом, Фонд Готфрида Келлера . за его спасение из безвестности отвечает [1]
Несколько картин Сабле, принадлежащих Летиции Бонапарт , матери Наполеона и Люсьена Бонапарта, подаренных кардиналу Фешу , ее сводному брату, в 1836 году, до сих пор можно увидеть во Дворце Феш в Аяччо , Корсика , где сейчас находится местный художественный музей.
Другие работы можно увидеть в Кантональном музее изящных искусств Лозанны ( MCBA ), во Дворце Рюмин .
Кроме того, в Музее искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Художественном музее Берна , Музее изящных искусств Бреста , Национальном музее в Стокгольме , Музее Оскара Рейнхарта в Винтертуре и Кунстхаусе Цюриха работы Сабле хранятся .
Стиль
[ редактировать ]Источник: [1]
Художник несомненной оригинальности, его работы мало известны, за исключением семейных портретов, в которых хрупкие силуэты выделяются на фоне большого чистого неба, и итальянских сцен с теплыми цветами и резкими контрастами, успешных тем Джандоменико Тьеполо или Гойи , таких как « Колен-Майяр» [11] (1791), шедевр жанра. Почти все мифологические картины исчезли, тогда как в ранние годы Жак Сабле представлял себя художником-историком в своем « Автопортрете в ателье » (около 1779 г.). Современная историческая картина « Le dix-huit brumaire » не была написана (но предварительный масляный набросок « La salle des Cinq-Cent à Saint-Cloud le soir du 18 brumaire an VIII» ) . остается в Музее изящных искусств Искусство в Нанте ). Жанровые сцены, не галантные, а « bene moratae », столь высоко почитаемые современниками, большей частью утрачены, если бы не « Les premiers pas de l'enfance » (1789), уже упомянутая, ныне находящаяся в Collezione Pedriali. Многие предметы, в том числе самые оригинальные, известны лишь по упоминанию. Было несколько « Départs pour l'armée» ( Отправление в армию ), « Banquets champêtres » ( Деревенские банкеты ) или « Repas de noces» (свадебные обеды ), один из которых находится в кантональном Музее изящных искусств в Лозанне. и когда-то приписывался Луи Леопольду Роберту .
Жак Сабле изучает чувства во всей их тонкости, напоминает яркие итальянские костюмы, играет со светом через портик или соблазняется римской сельской местностью летним вечером. Его портреты скорбящих у могилы, такие как « Роменская элегия » (1791) или портреты Кристины Бойе и Люсьена Бонапарта (ок. 1798–1800), пронзительные двойные « memento mori », являются высшим достижением в искусстве. вызывая меланхолию. Подражая Жан-Жаку Руссо , Жак Сабле нашел правильный и истинный тон, культивированный с тонкими и живыми штрихами и без ложных эффектов, искусство обаяния.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ренувье, Жюль и де Монтеглон, Анатоль (1863). История искусства в годы революции рассматривается преимущественно в гравюрах; Посмертная работа Жюля Ренувье, за которой последовало исследование Ж.-Б. Грёза с биографической справкой и таблицей М. Анатоля де Монтеглона (из Интернет-архива). (на французском языке). [История искусства в годы революции рассматривается преимущественно в гравюрах; Посмертный труд Жюля Ренувье, за которым последовало исследование того же автора о Ж.-Б. Грёзе, с биографической справкой и таблицей М. Анатоля де Монтеглона . Париж: Вдова Ж. Ренуар, стр. 11, 15, 22, 25, 39, 147-148 (целая глава посвящена « Якобу Саблету младшему, родившемуся в Моржи, кантон Берн, в 1751 году, умершему в 1802 году, ученику Вьена »), 218 и 252.
- Конисби, Филип; Фонс, Сара и Стрик, Джереми (1996). В свете Италии: Коро и ранняя пленэрная живопись . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета .
- Лепдор, Кэтрин и Ван де Сандт, Анна (2015). Братья Жак и Франсуа Сабле. Коллекции Кантонального музея изящных искусств Лозанны . Записные книжки Музея изящных искусств Лозанны n. 19, 2015. Лозанна: Кантональный музей изящных искусств.
- Кардинал Феш и искусство его времени: Фрагонар, Маргарита Жерар, Жак Сабле, Луи Леопольд Буайи . (Каталог выставки). Аяччо, Musée Fesch , 2007, реж. Филиппа Костаманья при содействии Кэрол Блюменфельд. Париж: Галлимар (2007).
- де Андрес, Альберто и фон Тавель, Ганс Кристоф (2001). Перемена ветра. Люди и пейзажи в швейцарской живописи около 1800 года. Le Vent Tourne: de l'homme et du paysage dans la peinture Suisse vers 1800 . (Каталог выставки). Культурный центр Зеедамм , 3 ноября 2001 г. - 27 января 2002 г., Пфеффикон (SZ)
- ван де Сандт, Энн (1998). Принцесса Теано : загадочный портрет Ж. Сабле . Статья в: Антология изобразительного искусства .
- ван де Сандт, Энн (1985). Братья Саблет (1775-1815). Картины, рисунки, гравюры . (Каталог выставки). Нант , ведомственные музеи Атлантической Луары, 4 января — 10 марта 1985 г.; Лозанна, Кантональный музей изящных искусств, 29 марта – 12 мая 1985 г.; Рим, Римский музей, Палаццо Браски , 21 мая – 30 июня 1985 г. Рим: отдельная карта.
- Анн Ван де Сандт (1983). Жак Сабле (1749-1803) . Аспирантура, Парижский университет IV Сорбонна .
- От Давида до Делакруа : Французская живопись с 1774 по 1830 годы . (Каталог выставки). Гран-Пале , (Париж), 16.11.1974 – 3.2.1975. Париж: Эд. Национальных музеев (1974).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Саблет, Жак | Исследования SIK-ISEA» . Research.sik-isea.ch . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «Саблет, Джейкоб | Исследование SIK-ISEA» . Research.sik-isea.ch . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Интернет-галерея искусств, биография Жан-Франсуа Сабле (род. 1745, Морж, Во, ум. 1819, Нант).
- ^ Сабле, Жак (1781). «Художник в мастерской с родителями» . Кантональный музей изящных искусств . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Интернет-галерея искусств, Биография Жак-Анри Сабле (род. 1749, Лозанна, ум. 1803, Париж).
- ^ Дюкро, Луи; Сабле, Жак (1782). «Продавец жареной еды» . Кантональный музей изящных искусств (на французском языке) . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ренувье, Жюль и де Монтеглон, Анатоль (1863). История искусства в годы революции рассматривается преимущественно в гравюрах; Посмертная работа Жюля Ренувье, за которой последовало исследование Ж.-Б. Грёза с биографической справкой и таблицей М. Анатоля де Монтеглона (из Интернет-архива). (на французском языке). [История искусства в годы революции рассматривается преимущественно в гравюрах; Посмертный труд Жюля Ренувье, за которым последовало исследование того же автора о Ж.-Б. Грёзе, с биографической справкой и таблицей М. Анатоля де Монтеглона. Париж: Вдова Ж. Ренуар, стр. 147-148 (целая глава посвящена « Якобу Саблету младшему, родившемуся в Моржи, кантон Берн, в 1751 г., умершему в 1802 г., ученику Вьена »)
- ^ «Хакерт, Карл | SIK-ISEA Recherche» . recherche.sik-isea.ch . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Анн ван де, Сандт (1985). «Жак Сабле: художник «разговоров» » . Глаз (359): 38–43.
- ^ «Сабле, Жак (1749 – 1803) | Биографическое дело | Люмьер. Лозанна» . lumieres.unil.ch . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Анн ван де, Сандт (1980). «Жак Сабле (1749-1803): «Колен-Майяр» » . Отчет о деятельности Федеральной комиссии Фонда Готфрида Келлера : 53–56.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жак Сабле на Artnet
- Сабле, Жак (1749 – 1803) | Биографический лист | Люмьер.Лозанна (unil.ch)
- Саблет, Якоб (1720 – 1798) | Биографический лист | Люмьер.Лозанна (unil.ch)
- Сабле, Франсуа (1745 - 1819) | Биографический лист | Люмьер.Лозанна (unil.ch)
- «Саблет, Жак» . SIKART Лексикон об искусстве Швейцарии .
- Гражданский музей Сан-Доменико - Муниципалитет Форли: ТУРИЗМ и КУЛЬТУРА (scopriforli.it)