Фриденсрайх Хундертвассер
Фриденсрайх Хундертвассер | |
---|---|
Рожденный | Фридрих Стовассер 15 декабря 1928 г. Вена , Австрия |
Умер | 19 февраля 2000 г. на борту « Королевы Елизаветы 2» | (71 год)
Национальность |
|
Известный |
|
Заметная работа | |
Движение | Современное искусство |
Фридрих Стовассер (15 декабря 1928 - 19 февраля 2000), более известный под псевдонимом Фриденсрайх Регентаг Дункельбунт Хундертвассер ( Немецкий: [ˈfʁiːdn̩sˌʁaɪ̯x ˈʁeːgn̩ˌtaːk ˈdʊŋkl̩ˌbʊnt ˈhʊndɐtˌvasɐ] ), австрийский художник-визуальный художник. [1] и архитектор, который также работал в области охраны окружающей среды. Он эмигрировал на Крайний Север Новой Зеландии в 1970-х годах, где жил и работал большую часть оставшейся жизни.
Хундертвассер выступил противником «прямой линии» и всякой стандартизации, выражая эту концепцию в области проектирования зданий. Его самая известная работа — Дом Хундертвассера в Вене , который стал заметной достопримечательностью австрийской столицы, характеризующейся творческой жизненной силой и уникальностью.
Биография
[ редактировать ]Эпоха нацизма была очень трудным временем для Хундертвассера и его матери Эльзы, которые были еврейками . Они избегали преследований, выдавая себя за христиан, что было вполне вероятной уловкой, поскольку отец Хундертвассера был католиком. Хундертвассер крестился как католик в 1935 году. Чтобы оставаться незаметным, Хундертвассер также вступил в « Гитлерюгенд» . [2] Он назвал себя «полуевреем». [3]
Хундертвассер рано развил художественные способности. После войны он провел три месяца в Академии изящных искусств в Вене. В это время он начал подписывать свои работы как Хундертвассер вместо Стовассер. Он отправился путешествовать, используя небольшой набор красок, который всегда носил с собой, чтобы зарисовать все, что попадалось ему на глаза. встретил молодого французского художника Рене Бро Во Флоренции он впервые , и они стали друзьями на всю жизнь. Первый коммерческий успех живописи Хундертвассера пришелся на выставку в Вене в 1952–1953 годах.
Его принятая фамилия основана на переводе слова «сто» (славянское слово, обозначающее «(одну) сотню») на немецкий язык. Имя Фриденсрайх имеет двойное значение: «Мирное царство» или «Мирное царство» (в смысле «мирный»). Поэтому его имя Фриденсрайх Хундертвассер переводится непосредственно на английский как «Мир-Царство-Сто-Вода». Другие имена, которые он выбрал для себя, Регентаг и Дункельбунт , переводятся как «Дождливый день» и «Темно-разноцветный».
В начале 1950-х годов он занялся архитектурой. Хундертвассер также работал в области прикладного искусства, создавая флаги, марки, монеты и плакаты. Его самый известный флаг - флаг кору (созданный в 1983 году), а также несколько почтовых марок для австрийского почтового отделения. Он также разработал марки для Кабо-Верде и для почтовой администрации Организации Объединенных Наций в Женеве по случаю 35-летия Всеобщей декларации прав человека .
В 1957 году Хундертвассер приобрел ферму на окраине Нормандии . [4] Хундертвассер женился на Герте Лейтнер в 1958 году, но через два года они развелись. В 1962 году он снова женился на японской художнице Юко Икевада, но она развелась с ним в 1966 году. К этому времени он приобрел популярную репутацию благодаря своему искусству.
В 1964 году Хундертвассер купил «Hahnsäge», бывшую лесопилку, в малонаселенном Вальдфиртеле Нижней Австрии. Там, вдали от шума и суеты, в окружении природы, он обустроил новый дом. [4]
В 1960-х годах он провел некоторое время в Королевстве Торо в Уганде , Центральная Африка, где написал ряд работ и назвал их в честь королевства. [5] [6]
В 1972 году Хундертвассер учредил акционерную компанию Grüner Janura AG в Швейцарии; в 2008 году она была переименована в «Намида АГ». Через эту компанию Хундертвассер управлял своими правами на интеллектуальную собственность. [7] [8]
В 1970-х годах Хундертвассер приобрел несколько объектов недвижимости в Заливе Островов в крайнем северном регионе Те Тай Токерау в Новой Зеландии, общая площадь которых составляет около 372 га всей долины Кауринуи. Там он осуществил свою мечту жить и работать в тесной связи с природой. Помимо других проектов, он спроектировал здесь «Дом из бутылок». Он мог бы жить практически автономно, используя солнечные батареи, водяное колесо и установку биологической очистки воды. Там прошли его первые эксперименты с травяной крышей. [4]
обширный исторический сад Джардино Эден («Райский сад») в Венеции , включая Палаццо Вилла делле Роза . В 1979 году Хундертвассер купил у Александры Югославской через свою швейцарскую компанию [9] [10]
В 1980 году Хундертвассер посетил Вашингтон, округ Колумбия, чтобы поддержать активиста Ральфа Нейдера усилия по противодействию распространению ядерного оружия. В результате мэр Мэрион Барри объявила 18 ноября Днем Хундертвассера. [11] Хундертвассер посадил деревья на Судебной площади и выступил от имени владельца кооперативной квартиры, которого привлекли к суду за установку эркера . [11]
В 1982 году у Хундертвассера родился единственный ребенок – Хайди Триммель. [12]
Он умер 19 февраля 2000 года на борту корабля «Королева Елизавета-2» в Тихом океане от сердечного приступа. По его желанию он был похоронен в гармонии с природой на своей земле в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Мертвецов под тюльпановым деревом. [13]
Художественный стиль и темы
[ редактировать ]художественное видение Хундертвассера выразилось в изобразительном искусстве, защите окружающей среды , философии и дизайне фасадов Оригинальное и неуправляемое , почтовых марок , флагов и одежды (среди других областей). Общими темами его работ были яркие цвета, органические формы, примирение человека с природой и сильный индивидуализм, отказ от прямых линий.
Он остается своеобразным , хотя его архитектурные работы сравнимы с Антони Гауди (1852–1926) по использованию биоморфных форм и использованию плитки. Его также вдохновляло искусство Венского сецессиона , а также австрийские художники Эгон Шиле (1890–1918) и Густав Климт (1862–1918).
Он был очарован спиралями , а прямые линии называл «безбожными и безнравственными» и «чем-то трусливо нарисованным по правилу, без мысли и чувства». [14] Свою теорию искусства он назвал « трансавтоматизмом », ориентируясь на опыт зрителя, а не художника. [15] Это было воплощено в его дизайне нового флага Новой Зеландии, который включал в себя изображение Кору - спиральной формы, основанной на изображении новой раскрывающейся серебряной листвы папоротника и символизирующей новую жизнь, рост, силу и мир, по мнению народа маори. . [16]
Архитектура
[ редактировать ]Хотя Хундертвассер впервые прославился своими яркими картинами, он более широко известен своими индивидуальными архитектурными проектами. В этих проектах используются неправильные формы и учитываются естественные особенности ландшафта. Многоквартирный дом Хундертвассера в Вене имеет волнистые полы («неровный пол — это мелодия для ног»), крышу, покрытую землей и травой, и большие деревья, растущие изнутри комнат, с ветвями, торчащими из окон. Он не взял никакой оплаты за проектирование дома Хундертвассера , заявив, что вложения того стоили, чтобы «не допустить возведения чего-то уродливого на его месте».
С начала 1950-х годов он все больше внимания уделял архитектуре, выступая за здания, более справедливые для человека и окружающей среды. Это началось с манифестов, эссе и демонстраций. Например, он зачитал свой «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре» в 1958 году по случаю художественного и архитектурного мероприятия, проходившего в монастыре Зецкау. Он отверг прямую линию и функциональную архитектуру. [17] В Мюнхене в 1967 году он прочитал лекцию «Выступление обнаженной натурой за право на третью кожу». Его лекция «Освобождение от Лооса, Закон, разрешающий перестройку отдельных зданий, или Манифест бойкота архитектуры» была прочитана в пресс-клубе Concordia в Вене в 1968 году.
В «Манифесте плесени» он впервые заявил о «праве окна»: «Человек в съемной квартире должен иметь возможность высунуться из окна и соскрести каменную кладку на расстоянии вытянутой руки. И ему должно быть разрешено взять длинную кисть и покрасить все снаружи на расстоянии вытянутой руки, чтобы издалека всем на улице было видно, что там живет кто-то, отличающийся от заключенного, порабощенного, стандартизированного человека, живущего по соседству». [14] В своих обнаженных речах 1967 и 1968 годов Хундертвассер осудил порабощение людей стерильной решетчатой системой традиционной архитектуры и результатами механизированного промышленного производства. [18] Он отверг рационализм, прямую линию и функциональную архитектуру. [19]
Для Хундертвассера человеческие страдания были результатом рациональной, бесплодной, монотонной архитектуры, построенной по традициям австрийского архитектора Адольфа Лооса , автора модернистского манифеста «Украшение и преступление» (1908). Он призвал к бойкоту этого типа архитектуры и потребовал вместо этого творческой свободы строительства и права создавать индивидуальные конструкции. [20] В 1972 году он опубликовал манифест « Твое окно справа — твое дерево долг» . Посадка деревьев в городской среде должна была стать обязательной: «Если человек гуляет среди природы, то он гость природы и должен научиться вести себя как воспитанный гость». Хундертвассер пропагандировал тип архитектуры в гармонии с природой в своей экологической приверженности. Он выступал за сохранение естественной среды обитания и требовал жизни в соответствии с законами природы. Он написал множество манифестов, читал лекции и создавал плакаты в поддержку защиты природы, в том числе против ядерной энергетики , спасения океанов и китов, а также защиты тропических лесов. Он также был сторонником компостирования туалетов и принципа создания водно-болотных угодий . Он воспринимал фекалии не как тошноту, а как часть круговорота природы. О его убеждениях свидетельствуют его манифест «Святое дерьмо» и руководство по созданию компостного туалета своими руками. [21]
В 1970-х годах Хундертвассер построил свои первые архитектурные модели. [ нужна ссылка ] Модели для телешоу Евровидения «Wünsch Dir было» («Загадай желание») в 1972 году проиллюстрировали его идеи о лесных крышах, арендаторах деревьев и правом окне. В этих и подобных моделях он разработал новые архитектурные формы, такие как спиральный дом, дом с прорезью для глаз, дом с террасой и высотный луговой дом. В 1974 году Питер Манхардт сделал для него модели пит -хауса , дома с травяной крышей и зеленой станции технического обслуживания, а также свою идею невидимой, неслышимой Зеленой автомагистрали. [22]
В начале 1980-х годов Хундертвассер реконструировал фабрику Rosenthal в Зельбе и зернохранилище Mierka в Кремсе. Эти проекты дали ему возможность выступать в роли того, кого он называл «доктором архитектуры». [ нужна ссылка ]
В последующих архитектурных проектах он реализовал право окна и жильцов деревьев, неровные полы, лес на крыше и спонтанную растительность. [ нужна ссылка ] Работы этого периода включают: жилые комплексы в Германии; церковь в Бернбахе, Австрия; центральная теплоэлектростанция в Вене; мусоросжигательный завод и центр обработки ила в Осаке, Япония; железнодорожный вокзал в Ильцене; винодельня в долине Напа; и туалет Хундертвассера в Кавакаве, Новая Зеландия .
В 1993 году Хундертвассера пригласили спроектировать центр искусств. [23] [24] Он завершил проектирование, но на тот момент проект не был завершен. Проект был окончательно одобрен в 2015 году и стал Центром искусств Хундертвассера , который откроется для публики в 2022 году. [25] [26] Это стало последним завершенным подлинным зданием Хундертвассера.
В 1999 году Хундертвассер начал свой последний проект под названием Die Grüne Zitadelle von Magdeburg (на немецком языке). Хотя он так и не завершил эту работу, здание было построено несколько лет спустя в Магдебурге , городе на востоке Германии, и открылось 3 октября 2005 года. [27]
- Здания
- Дом Хундертвассера , Вена , Австрия
- Теплоцентраль, Шпиттелау, Вена, Австрия
- Дом Хундертвассера Вальдспирале , Дармштадт , Германия
- KunstHausWien , Вена, Австрия
- Детский сад Хеддернхайм , Франкфурт
- Ресторан на автомагистрали, Бад-Фишау-Брунн , Австрия
- Деревня Хот-Спрингс, Бад-Блюмау , Австрия
- Церковь Хундертвассера , Бернбах , Австрия
- Марктхалле, Альтенрайн , Швейцария
- Жизнь под дождевой башней , Плохинген , Германия.
- Винодельня Quixote , Напа-Вэлли , США, 1988–1998 гг. [28] (его единственное здание в США)
- Мусоросжигательный завод Майсима, Осака , Япония, 1997–2000 гг.
- Туалет Хундертвассера , Кавакава , Новая Зеландия, 1999 год. [29]
- Хундертвассера «Экологическая железнодорожная станция» , Ильцен , Германия, 1999–2001 гг.
- Зеленая цитадель Магдебурга , Магдебург , Германия, 2003–2005 гг.
- Рональд Макдональд Киндер Валлей , Валкенбург-ан-де-Гёль , Нидерланды
- Башня Кюхльбауэр , Абенсберг , Германия, 2008–2010 гг.
- Центр искусств Хундертвассера , Фангареи , Новая Зеландия, 2022 г.
Художественная галерея, показывающая работы Хундертвассера, была открыта в Художественном центре Хундертвассера в Вангарее , Новая Зеландия, и воплотила в жизнь его планы 1993 года относительно здания. [30]
Картины
[ редактировать ]- 1959 – Пенис Кааба, половина острова, Гамбургская коллекция Поппе.
- 1954 – Хундертвассер разрабатывает теорию искусства трансавтоматизма .
- 1967 – « Королевство Торо ». сериал [6]
- различные Фурошики дизайны
Марки и медали
[ редактировать ]Обширный труд Хундертвассера включает 26 марок для различных почтовых администраций. Семнадцать из этих рисунков были – частично после его смерти – реализованы в виде почтовых марок.
- Австрия
- Современное искусство в Австрии, 1975 г.
- Саммит Совета Европы, Вена, 1993 г.
- 80-летие Фриденсрайха Хундертвассера (4 марки в виде блока), 2008 г.
- Сенегал – искусство на марках (3 марки), 1979 г.
- Острова Зеленого Мыса – Судоходство, 1982 г. (напечатано, но не выпущено), 1985 г. (выпущено с надпечаткой)
- Почтовая администрация Организации Объединенных Наций (Вена, Женева и Нью-Йорк) – 35-я годовщина Всеобщей декларации прав человека (6 марок), 1983 г.
- Лихтенштейн – дань уважения Лихтенштейну, 1993 г.
Два из нереализованных дизайнов являются альтернативными дизайнами для выпуска марок (Организация Объединенных Наций, Сенегал) и поэтому не были реализованы. Семь других дизайнов, созданных для почтовых администраций Марокко и Французской Полинезии, не были реализованы как почтовые марки.
Кроме того, Фриденсрайх Хундертвассер адаптировал некоторые свои произведения для выпуска марок. На основе этих приспособлений были выпущены марки:
- Франция – 2 значка за евро Европу, 1994 г.
- Почтовая администрация Организации Объединенных Наций (Вена, Женева и Нью-Йорк) – Социальный саммит (3 марки), 1995 г.
- Люксембург – культурная столица Европы (3 марки), 1995 г.
- Лихтенштейн – ЭКСПО-2000 в Ганновере (3 марки), 2000 г.
Австрийское почтовое отделение использовало больше мотивов Хундертвассера в европейском издании 1987 года (Современная архитектура, Дом Хундертвассера), по случаю его смерти в 2000 году (картина «Голубой блюз», в соответствии с WIPA 2000) и в Национальном Донауауэне 2004 года (плакат: « На открытом воздухе — наша свободу на гражданских протестах в Хайнбурге ).
Впервые мотив Хундертвассера был использован и на кубинской марке в рамках художественной выставки Salon de Mayo ( Гавана , 1967).
За исключением знаков обслуживания Совета Европы и кубинской марки, все марки были гравированы Вольфгангом Зайделем и Австрийской государственной типографией в рамках сложного комбинированного печатного процесса (глубокая печать, ротогравюрная печать, а также тиснение по металлу). .
Хундертвассер также работал медалистом. [31] [32]
Книги
[ редактировать ]- В 1989 году Брокгауз выпустил ограниченное специальное издание своей энциклопедии в 24 томах, состоящее из 1800 произведений, полностью разработанных Хундертвассером. Каждая обложка этого издания различается по цвету льна, а также цветам тиснения фольгой, что делает каждый экземпляр уникальным произведением. «Ни одна группа, ни одна обложка, которую я разработал для энциклопедии, не равна другой. Тем не менее, они нападают друг на друга со всеми своими различиями и собираются вместе, чтобы сформировать общую картину. Это соединение между собой символа знания, которое дает Брокгауз». (Ф. Хундертвассер)
- Стовассер: латино-немецкий школьный словарь Йозефа Марии Стовассер. Для недавно опубликованного в 1994 году словаря «Маленький Стовассер» Хундертвассер разработал текстильные переплеты в 100 различных цветовых вариациях.
- Библия. 1995 г. Размер: 20х28,5 см, 1688 страниц, 80 полностраничных изображений, в том числе 30 коллажей, сотни воды специально для этой Библии – издание создало. Для каждой Библии характерно различное цветовое сочетание льняного текстиля. Также экземпляры отличаются яркими блестящими отпечатками цвета металла. Каждая обложка изготавливается преимущественно вручную.
Политические взгляды
[ редактировать ]Начиная с 1950-х годов Хундертвассер путешествовал по всему миру, пропагандируя экологические идеи. [33] В 1959 году Хундертвассер помог Далай-ламе бежать из Тибета, проводя кампанию в защиту тибетского религиозного лидера в журнале Карла Ласло « Пандерма» . В последующие годы, уже будучи известным художником, Фриденсрайх Хундертвассер стал активистом по защите окружающей среды , а в последнее время выступал в качестве более заметного противника Европейского Союза , выступая за сохранение региональных особенностей.
Среди менее известных сторон личности Хундертвассера — его приверженность конституционной монархии :
Австрии нужно что-то, на что можно равняться, состоящее из вечных высших ценностей, о которых сейчас вряд ли осмеливаются говорить, таких как красота, культура, внутренний и внешний мир, вера, богатство сердца [...] Австрии нужен император, который подчиняется народу. Превосходная и сияющая фигура, в которой все уверены, потому что эта великая фигура принадлежит всем. Рационалистический образ мышления принес нам в этом столетии эфемерный более высокий американский уровень жизни за счет природы и творения, который сейчас подходит к концу, поскольку он разрушает наше сердце, наше качество жизни, нашу тоска, без которой австриец не хочет жить. Возмутительно, что в Австрии есть император, который никому не сделал зла, но с которым до сих пор обращаются как с прокаженным. Австрии нужна корона! Да здравствует Австрия! Да здравствует конституционная монархия! Да здравствует Отто фон Габсбург !
- Фриденсрайх Хундертвассер, За возвращение конституционной монархии . [фн 1]
Кауринуи, Новая Зеландия, 28 марта 1983 года; посвящен 14 мая 1987 года Отто фон Габсбургу к его 75-летию.
Влияние
[ редактировать ]- В Новой Зеландии его дизайнерские убеждения были переняты новозеландским производителем терракотовой плитки, который пропагандирует свой стиль как «органическую черепицу». [34] Плитка разработана Крисом Сазерном, который работал с Хундертвассером над туалетами Кавакава . , Новая Зеландия, открылась художественная галерея, В 2022 году в Вангарее созданная в соответствии с его методами и включающая его произведения искусства. [35]
- В 1987 году по просьбе Джона Лайдона британский дизайнер и иллюстратор Ричард Эванс создал дань уважения Хундертвассеру для обложки Public Image Limited альбома Happy? .
Награды
[ редактировать ]- 1959: Премия Санбра на биеннале в Сан-Паулу, В.
- 1961: Премия Майничи в Токио
- 1980: Большая государственная премия Австрии в области изобразительного искусства.
- 1981: Австрийская премия за охрану природы
- 1982: Автор года, отмеченный наградой.
- 1985: Кавалер Ордена искусств и литературы.
- 1988: Золотая медаль города Вены.
- 1988: Золотая медаль Штирии
- 1997: Большой почетный знак за заслуги перед Австрийской Республикой. [36]
Документальные фильмы
[ редактировать ]- Ферри Радакс : Хундертвассер – Жизнь по спирали (Hundertwasser – Жизнь по спирали, 1966). Ферри Радакс первый документальный фильм о своем земляке.
- Ферри Радакс: Хундертвассер в Нойзеланде (Hundertwasser in New Zealand, 1998). Спустя 30 лет Ферри Радакс сделал второй портрет художника.
- Питер Шамони : Хундертвассер Регентаг ( «Дождливый день Хундертвассера» , 1972). Отмеченный наградами немецкий документальный фильм о художнике, восстанавливающем старый деревянный корабль под названием Regentag («Дождливый день»).
Подкаст
[ редактировать ]- Хундертвассер : Архитектура как спонтанная растительность на 99% невидимая.
Литература
[ редактировать ]Каталог резонне
[ редактировать ]- Хундертвассер, Полный каталог произведений, опубликованный по случаю 100-й выставки Общества Кестнера, текст Виланда Шмида (редактор), со 100 цветными репродукциями. Общество Кестнера, Ганновер, Ганновер, 1964 г.
- Дэвид Кунг (редактор), Ксилография Хундертвассера 1960–1975, Glarus: Gruener Janura AG, 1977
- Вальтер Кошацкий, Фриденсрайх Хундертвассер. Полное графическое произведение 1951–1986 гг. Нью-Йорк: Международные публикации Риццоли, 1986.
- Хундертвассер 1928–2000. Каталог-резонне. Полет. И: Виланд Шмид: Личность, жизнь, творчество. Полет. II: Андреа Фюрст: Резонный каталог. Кёльн: Ташен, 2000/2002.
- Графические работы Хундертвассера 1994–2000, Вена: Музеи Betriebs Gesellschaft, 2001.
Монографии
[ редактировать ]- Вернер Хофманн, Хундертвассер, Зальцбург: Verlag Galerie Welz, 1965 (немецкое и английское издания)
- Франсуа Мэти, Хундертвассер, Наефельс: Bonfini Press Corporation, 1985.
- Гарри Рэнд, Хундертвассер, Кельн: Сумки, 1991 (переиздание 2018 г.)
- Пьер Рестани, Хундертвассер. Сила искусства - Король-художник с пятью шкурами, Кельн: Taschen, 1998.
- Хундертвассер 1928–2000, Каталог Резонне, Том 1, Виланд Шмид: Личность, Жизнь, Работа, Том 2, Андреа Криста Фюрст: Каталог Резонне, Кельн: Taschen, 2000/2002.
- Пьер Рестани, Хундертвассер, Нью-Йорк: Parkstone, 2008.
Архитектурные монографии
[ редактировать ]- Роберт Шедиви, Дома Хундертвассера. Документы полемики по поводу современной архитектуры. Вена: Издание Туш, 1999, ISBN 3-85063-215-6 .
- Архитектура Хундертвассера, За более человечную архитектуру в гармонии с природой, Кельн: Taschen, 1997 (переиздание 2018 г.)
Выставки
[ редактировать ]- Картина Хундертвассера, Арт-клуб, Вена, 1952 г.
- Студия Поля Факкетти, Париж, 1954 год.
- Галерея Х. Камер, Париж, 1957 г.
- Ретроспектива Хундертвассера 1950–1960, Galerie Raymond Cordier, Париж, 1960.
- Токийская галерея, Токио, 1961 год.
- Хундертвассер - подарок Германии, Галерея Энне Абельс, Кельн, 1963 г.
- Передвижная выставка 1964/65, Хундертвассер: Общество Кестнера, Ганновер; Кунстхалле Берн; Музей Карла Эрнста Остхауса, Хаген; Стеделик-музей, Амстердам; Moderna Museet, Стокгольм; Музей ХХ века, Вена.
- Передвижная выставка 1968/69: США, Хундертвассер; Университетский художественный музей, Беркли; Художественный музей Санта-Барбары, Санта-Барбара; Музей изящных искусств, Хьюстон; Клуб искусств Чикаго; Галерея Сент-Этьен, Нью-Йорк; Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия
- Галерея Брокштедт, Гамбург, 1968/1969.
- Изобразительное искусство Абербаха, Нью-Йорк, 1973 г.
- Передвижная выставка 1973/74, Хундертвассер 1973 Новая Зеландия, Художественная галерея города Окленд, Окленд; Художественная галерея Говетт-Брюстер, Нью-Плимут; Новозеландская академия изящных искусств, Веллингтон; Городская художественная галерея, Крайстчерч; Городская художественная галерея, Данидин
- Передвижная выставка, Хундертвассер 1974 Австралия, Национальная галерея Виктории, Мельбурн; Альберт-Холл, Канберра; Опера, Сидней
- Стовассер (1943 г.) - Хундертвассер (1974 г.), Альбертина, Вена, 1974 г.
- Дом искусств, Мюнхен, 1975 г.
- Австрия представляет Хундертвассера континентам. Всемирная передвижная музейная выставка проходила в 43 музеях 27 стран с 1975 по 1983 год.
- Хундертвассер. Вся графическая работа, гобелены, Музей современного искусства Мёнхехаус, Гослар, Германия, 1978 г.
- Гобелены Хундертвассера, Австрийский музей прикладного искусства, Вена, 1979 г.
- Передвижная выставка 1979–1981, Хундертвассер рисует, Aberbach Fine Art, Нью-Йорк; Токийская галерея, Токио; Галерея Брокштедт, Гамбург; Арт-дилер Хаммерлунда; Галерея Вюртле, Вена
- Хундертвассер – Сериграфии, гравюры, японские гравюры на дереве, литографии, Artcurial, Париж, 1980 г.
- Хундертвассер – Последние картины, Artcurial, Париж, 1982 г.
- Картины Хундертвассера, Aberbach Fine Art, Нью-Йорк, 1983 г.
- Хундертвассер – Искусство и окружающая среда, Музей современного искусства Мёнхехаус, Гослар, Германия, 1984 г.
- Хундертвассер на Таити – гравюра, Музей Гогена, Таити, 1985/1986 гг.
- Хундертвассер – Из графической работы, Фонд BAWAG, Вена, 1986 г.
- Передвижная выставка 1989: Япония, Хундертвассер; Токийский столичный художественный музей Тейен, Токио; Городской художественный музей Иваки, Фукусима; Художественный музей Охары, Окаяма
- Фриденсрайх Хундертвассер – оригиналы, предметы, гобелены, графика, Galerie am Lindenplatz, Шаан, Лихтенштейн, 1993 г.
- Хундертвассер – Важные произведения, Landau Fine Art, Монреаль, 1994/1995.
- Фриденсрайх Хундертвассер – Горизонталь принадлежит природе, Музей современного искусства Мёнхехаус, Гослар, Германия, 1997 г.
- Ретроспектива Хундертвассера, Институт Матильденхёэ, Дармштадт, Германия, 1998 г.
- Передвижная выставка 1998/99: Япония, Хундертвассер; Художественный музей Исетан, Токио; Музей «ЭКи», Киото; Городской художественный музей Сакуры, Тиба
- Передвижная выставка 1999: Япония, Архитектура Хундертвассера – за более человечную архитектуру в гармонии с природой, Городской художественный музей Такамацу, Такамацу; Городской художественный музей Нагои, Нагоя; Музей современного искусства префектуры Хёго, Кобе; Музей современного искусства, Сайтама
- Хундертвассер – Ретроспектива картин, Галерея Патрис Тригано, Париж, 1999/2000.
- Мемориальная выставка Хундертвассера, Новая галерея города Линц, Австрия, 2000 г.
- Хундертвассер 1928–2000, Галерея Руссек, Палм-Бич, 2000.
- Архитектура Хундертвассера – от утопии к реальности, KunstHausWien, Вена, 2000/2001
- Дань уважения Хундертвассеру 1928–2000, Музей изящных искусств и кружева, Алансон, Франция, 2001 г.
- Хундертвассер. Искусство - Люди - Природа, Миноритский монастырь, Тульн и музей Эгона Шиле, Тульн, Нижняя Австрия, 2004 г.
- Хундертвассер. Фантастическая архитектура, Кунстхал Роттердам, 2004 г.
- Передвижная выставка 2005/06: Германия, Фриденсрайх Хундертвассер – воскресный архитектор. Построенные мечты и желания; Немецкий музей архитектуры (DAM), Франкфурт; Фонд государственных музеев земли Шлезвиг-Гольштейн, замок Готторф; Художественный форум Bausparkasse Schwäbisch Hall AG, Швебиш-Халль; Муниципальные музеи Цвикау, коллекции произведений искусства, Цвиккау
- Передвижная выставка 2006/07: Япония, остатки идеала. «Видения и практики ХУНДЕРТВАССЕРА», Национальный музей современного искусства, Киото; Музей искусств Мерсиана Каруизавы; Музей Мицукоси, Токио; Музей Симоносеки, Ямагути
- Искусство Фриденсрайха Хундертвассера. Волшебный чудак, Музей Шепмувесети, Будапешт, 2007/2008 г.
- Хундертвассер. Коллекция снов, Art Forum Würth, Капена недалеко от Рима, 2008 г.
- Хундертвассер – Еврейские аспекты, Еврейский музей Рендсбург, Дом Юлиуса-Магнуса, Рендсбург, Германия, 2008 г.
- Хундертвассер. В гармонии с природой, Миноритский монастырь, Тульн, Австрия, 2008 г.
- «обмануть херувима». Фриденсрайх Хундертвассер и человеческое стремление к раю, Церковь Христа в Майнце и Ландесмузеум Майнц, Германия, 2008 г.
- Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция, 2008 г.
- Еще неизвестный Хундертвассер, KunstHausWien, Вена, 2008/2009
- ХУНДЕРТВАССЕ Р. Симбиоз технологий, экологии и искусства. Репарации промышленным зданиям, централизованному теплоснабжению Вена, Вена, 2009 г.
- Путь Хундертвассера через централизованное теплоснабжение в Вене, Вена, 2009 г.
- HUNDERTWASSER 2010 В СЕУЛЕ, Сеульский центр искусств – Музей дизайна, Сеул, Корея, 2010/2011 г.
- Хундертвассер – Искусство зеленого пути, юбилейная выставка «20 лет KunstHausWien», KunstHausWien, Австрия, 2011 г.
- Хундертвассер – Цветная мечта, Центр Вьей Шарите, Марсель, Франция, 2012 г.
- Фриденсрайх Хундертвассер: Против зерна. Работы 1949–1970 гг. Кунстхалле Бремен, Германия, 2012/2013 г.
- Хундертвассер – Япония и авангард. Австрийская галерея Бельведер, Нижний Бельведер/Оранжери, Вена, 2013 г.
- В шкуре Хундертвассера, Museé en Herbe, Париж, 2014 г.
- ХУНДЕРТВАССЕР: ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЗЛА, Музей современного искусства Кобры, Амстелвен, Нидерланды, 2013/2014
- Хундертвассер, Музей Аркен, Ишёй, Дания, 2014 г.
- Фриденсрайх Хундертвассер – Жатва мечты, Коллекция Вюрта, Forum Würth Arlesheim, Швейцария, 2017
- Хундертвассер – Линии жизни, Музей Остхаус Хаген, Хаген, Германия, 2015 г.
- Хундертвассер. Красиво и хорошо, Музей Буххайма, Бернрид, Германия, 2016/2017
- Хундертвассер – Зеленый город, Художественный музей Седжона, Сеул, Корея, 2016/2017
- Хундертвассер – На пути к счастью!, Музей Мийо и Гран-Косс, Мийо, Франция, 2018
Коллекции
[ редактировать ]- Академия изящных искусств, Gemäldegalerie, Вена, Австрия
- Академия изящных искусств, Купферстичкабинетт, Вена, Австрия
- Альбертина, Вена, Австрия
- Альбертина, Вена – Коллекция Essl
- Альбертина, Вена – Коллекция Батлинера
- Артотека Бундес, Вена, Австрия
- Музей Бельведер , Австрия. [37]
- Бруклинский музей , Нью-Йорк, США
- Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция
- Художественный музей Цинциннати, США
- Архиепископский собор и епархиальный музей, Вена, Австрия
- Гамбургский Кунстхалле, Германия
- Центр искусств Хени-Онстад, Хёвикодден, Норвегия
- Частный фонд Герберта Люнига, Австрия
- Фонд Hilti, Лихтенштейн
- Городской художественный музей Иваки, Япония.
- KUNSTEN Музей современного искусства Ольборг, Дания
- Кунстхалле Бремен, Германия
- KunstHausWien, Музей Хундертвассера, Вена, Австрия
- KunstHausVienna, Музей Хундертвассера, Вена, Австрия
- Медный гравировальный кабинет, Государственные музеи Берлина – прусское культурное наследие, Германия
- Музей современного искусства Луизианы, Хумлебек, Дания
- МАК – Музей прикладного искусства, Вена, Австрия.
- Художественный музей Макмастера, Университет Макмастера, Гамильтон, Канада
- Мишкан Ле'Оманут, Художественный музей, Эйн-Харод, Израиль
- МУМОК – Музей современного искусства Фонд Людвига Вена, Вена, Австрия
- Музей искусств Маскареля , Вильямсбург, Вирджиния, США
- Музей современного искусства, Труа, Франция
- Музей современного искусства, Сантьяго-де-Чили.
- Музей двадцатого века, коллекция Боски ди Стефано, Милан, Италия
- Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
- Музей современного искусства USP, Сан-Паулу, Бразилия
- Музей модернизма – Рупертинум, Зальцбург, Австрия
- Музей искусства и промышленности, Гамбург, Германия
- Музей современного искусства , Нью-Йорк [38]
- Музейный пейзаж Гессен-Кассель, Музейный замок Вильгельмсхёэ, Коллекция графики, Германия
- музей современного искусства, Риека, Хорватия
- Городской художественный музей Нагои, Япония
- Национальная галерея искусств, Вашингтон [39]
- Nationalgalerie Prag / Национальная галерея в Праге, Чехия
- Новая глиптотека Carlsberg, Копенгаген, Дания
- Художественный музей Охары, Окаяма, Япония.
- Музей Остхаус Хаген, Германия
- Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия
- Пинакотека современности, Мюнхен, Германия.
- Университет Сент-Луиса, США
- Коллекция Вюрта, Кюнцельзау, Германия
- Художественный музей Сан-Диего, США
- Музей современного искусства Сан-Франциско , США [40]
- Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк, США
- Художественный музей Спенсера, Лоуренс, США
- Музей Шпренгеля в Ганновере, Ганновер, Германия
- Государственный художественный музей, Копенгаген, Дания
- Стеделик-музей Амстердам, Нидерланды
- Муниципальная художественная галерея Мангейма, Германия
- Городской художественный музей Такамацу, Япония.
- Коллекция Джерарда Л. Гафесчяна, Ереван, Армения
- Художественный музей Хекшера, Хантингтон, США.
- Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
- , Художественный музей Нельсона-Аткинса Канзас-Сити, США
- Музей современного искусства префектуры Ниигата, Япония.
- Венский музей, Вена, Австрия
См. также
[ редактировать ]- Сад на крыше
- Зеленая крыша
- Городское сельское хозяйство
- Небесная зелень
- Классная крыша
- Зеленая стена
Примечания
[ редактировать ]- ^ Немецкий термин Хундертвассера konstitutionelle Monarchie (конституционная монархия) относится к форме монархии, при которой монарх по-прежнему имеет значительное влияние в повседневной политике, в то время как форма, в которой монарх является лишь номинальным главой, называется parlamentarische Monarchie (парламентская монархия). ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пьер Рестани: Сила искусства, Хундертвассер. Король-художник с пятью шкурами. Сумки , Кёльн 2003, ISBN 978-3-8228-6598-9 , стр. 16.
- ^ Поли, Мартин. Фриденсрайх Хундертвассе - архитектор-индивидуалист, строящий наперекор (некролог), The Guardian , 14 апреля 2000 г. Проверено 1 июня 2009 г.
- ^ «МЕЖДУ ГИТЛЕРОВОЙ ЮНОШОЙ И ЗВЕЗДОЙ ДАВИДА (отрывок)» . hundertwasser.com . Проверено 20 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эрика Шмид, В. Шмид: Рай Хундертвассера. Тайная жизнь Фридриха Стовассера. Кнезебек, Мюнхен 2003 г., ISBN 978-3-89660-179-7 .
- ^ «Хундертвассер – ОДИН ТОРО В КОРОЛЕВСТВЕ ЛУННЫХ ГОР» .
- ^ Перейти обратно: а б «Королевство Торо фон Фриденсрайха Хундертвассера» .
- ^ «Handelsregister des Kantons Glarus» . powernet.ch . Архивировано из оригинала 26 октября 2013 года . Проверено 4 августа 2015 г.
- ^ Андреас Ветц: потерянное наследство Хундертвассера в миллион долларов . В: Die Presse.com. , 9 февраля 2013 г.
- ^ Франческо Базальделла: Джудекка – Фатти ди Кронака, Филиппи Редактор – Венеция, 2011, Quaderno di Cultura Giudecchina n.21 (24), S. 252, 258–259
- ^ реестр прав собственности на землю Венеция
- ^ Перейти обратно: а б Джо Энн Льюис (18 ноября 1980 г.). «Художник-активист и его окна в мир» . Вашингтон Пост . Проверено 29 апреля 2015 г.
- ^ Маркус Р. Лееб: 150 миллионов ушло! Дочь Хундертвассера: «Меня обманули с наследством (150 миллионов! Дочь Хундертвассера: «Меня обманули с наследством»)» . В: Новости , 1 августа 2013. с. 16 и след.
- ^ «Хронология – Kunst Haus Wien. Музей Хундертвассера» . www.kunsthauswien.com . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хундертвассер, Фриденсрайх. «Манифест плесени против рационализма в архитектуре» . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Шмид, Виланд, изд. (2000). Хундертвассер 1928–2000, Каталог Резонне . Кёльн: Ташен. п. 80.
- ^ Уолронд, Карл; Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату. «Кору» . Teara.govt.nz . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ см. Виланд Шмид, Хундертвассер 1928–2000, Каталог Резонне, Кёльн: Taschen 2001/2002, Band 2, S. 1167.
- ^ Каталог Резонне, стр. 1177
- ^ Виланд Шмид (редактор), Хундертвассер 1928–2000, Каталог Резонне, Кельн: Taschen, 2000/2002, Vol. II, стр. 1167–1172.
- ^ Кот. п. 1178
- ↑ Манифест The Holy Shit. Архивировано 26 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Хундертвассер – Фриденсрайх Хундертвассер» .
- ^ Ламбли, Аннетт (19 июня 2018 г.). «Работы над Центром искусств Хундертвассера стоимостью 26 миллионов долларов в Фангареи начинаются» . Вещи.
- ^ Червонатис, Юлия (23 мая 2020 г.). «Арт-центр Хундертвассера в Вангарее откроется в конце 2021 года» . Северный адвокат.
- ^ «Центр искусств Хундертвассера открывается в Вангарее» . РНЗ . 20 февраля 2022 г. Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Пайпер, Дениз (17 июня 2020 г.). «Затраты на Центр искусств Хундертвассера в Вангарее стоимостью 30 миллионов долларов не будут увеличиваться» . Вещи.
- ^ «О проекте | Grüne Zitadelle Magdeburg» . www.gruene-zitadelle.de . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Дизайн Хундертвассера , винодельня Quixote. Проверено 3 июня 2008 г.
- ^ Туалеты Хундертвассера , Совет Крайнего Севера .
- ^ Ну и дела, Тони (25 февраля 2008 г.). «Новая галерея для показа работ художника» . Новозеландский Вестник . Проверено 30 сентября 2011 г.
- ^ ЮБИЛЕЙНАЯ МОНЕТА "100 ЛЕТ КАПСЧУ". «Хундертвассер» (на немецком языке). Некоммерческий частный фонд Хундертвассера Вена . Проверено 24 февраля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Мюнц-Скульптура. «Хундертвассер» (на немецком языке). ars mundi Edition Max Büchner GmbH. Архивировано из оригинала 25 января 2021 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Энциклопедия современной немецкой культуры . Сэндфорд, Джон, 1 января 1944 г. Лондон: Рутледж. 1999. ISBN 0-415-24588-5 . OCLC 48138199 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Плитка Средиземья, Органическая плитка
- ^ «Центр искусств Хундертвассера в Фангареи наконец-то откроется» . 1Новости . 19 февраля 2022 г. Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 1088 . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «Хундертвассер | Бельведер» .
- ^ «Хундертвассер (Фридрих Стовассер). 420 la Foudre. 1959 | МоМА» .
- ^ «Информация об исполнителе» .
- ^ «Фриденсрайх Хундертвассер · SFMOMA» .
Источники
- Гарри Рэнд (2007). Хундертвассер 25-й . ISBN 978-3-8228-3416-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1928 рождений
- 2000 смертей
- Австрийские художники 20 века.
- Австрийские эмигранты в Новой Зеландии
- Австрийские художники-мужчины
- Художники-абстракционисты
- Австрийские скульпторы-мужчины
- Австрийские архитекторы
- Австрийские артисты-перформансы
- Архитекторы-экспрессионисты
- Органическая архитектура
- Австрийские дизайнеры марок
- Дизайнеры флагов
- Австрийские эмигранты в Новой Зеландии
- Австрийские католики
- Австрийцы еврейского происхождения
- Новозеландцы еврейского происхождения
- Еврейские архитекторы
- Художники из Вены
- Люди, погибшие в море
- Выпускники Венской академии изящных искусств
- Люди из Кавакавы, Новая Зеландия
- Лауреаты Большой награды за заслуги перед Австрийской Республикой.
- Лауреаты Большой государственной премии Австрии.
- Австрийские скульпторы ХХ века
- австрийские монархисты
- Члены Гитлерюгенда
- Австрийские художники-мужчины ХХ века