Марсель Дьё
Марсель Дьё День подола | |
---|---|
Рожденный | 30 мая 1902 г. |
Умер | 14 августа 1969 г. |
Род занятий | Книжный дилер Эссеист-комментатор Редактор-издатель-составитель Воинствующий антимилитарист Либертарианский социалист |
Марсель Дье (30 мая 1902 — 14 августа 1969) — бельгийский книготорговец , публицист , редактор-издатель-составитель , воинствующий антимилитарист и либертарианский социалист . Друзья и поклонники, такие как адвокат Поль-Анри Спаак, видели связь между его решением стать вегетарианцем и профессией его отца мясником . [ 1 ]
В 1933 году вместе с Лео Кампионом и в ответ на попытки правительства подавить пацифистский активизм и антимилитаризм, Марсель Дьё стал одним из первых, кто вернул свой «ливрет военный» , документ, удостоверяющий личность, который в то время в Бельгии включал краткое изложение. запись о военной службе человека. [ 2 ]
Его «редакционная» деятельность была очень значительной и включала ряд брошюр и листовок, биографии либертарианских активистов, многочисленные комментарии и другие статьи, опубликованные в международной либертарианской прессе, а также участие в конференциях, участие в собраниях, посвященных антивоенным вопросам. темы и такие темы, как права на убежище. [ 3 ]
В источниках Марсель Дье часто упоминается как Хем Дэй , псевдоним, под которым он писал и которым он решил идентифицировать себя, будучи еще подростком во время Первой мировой войны . Для читателей, родным языком которых являются французы северной Франции и южной Бельгии, «День подола» примерно соответствует фонетическому написанию его инициалов «MD», избегая при этом отвлекающих (для атеиста, такого как Марсель Дьё) ассоциаций с Богом. «Дье», помимо фамилии Марселя Дье, по-французски означает «Бог». [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Марсель Камиль Дье родился в Хоуденг-Геньи , небольшом городке во франкоязычной Валлонии , расположенном в промышленно-горнодобывающем регионе, известном в то время как «нуар платит» ( «черная страна» ), недалеко к югу от Брюсселя. Его отец был успешным мясником в городе. Родители Марселя обожали его, и он отвечал им взаимностью. Тем не менее, его противоречивость была очевидна на ранней стадии. Он был еще подростком, когда объявил себя вегетарианцем . Через пару месяцев после его двенадцатого дня рождения Первая мировая война разразилась . Менее чем через неделю немецкие армии с востока вторглись в Бельгию . Немецкая оккупация Бельгии характеризовалась чередой зверств против гражданского населения, которые часто широко освещались в прессе. Оно длилось чуть больше четырех лет, и когда оно закончилось, Марсель Дьё стал убежденным атеистом, всю жизнь посвятившим себя борьбе со скотством и зверствами войны. [ 5 ] [ 6 ]
Страстная ненависть Дье к войне быстро переросла в участие в более широком политическом анархизме и активизме. В начале 1920-х годов он сыграл активную роль в послевоенном восстановлении Либертарианского движения, приняв участие 7 января 1923 года в первом конгрессе Бельгийского анархистского союза, на котором собрались фламандская и валлонская анархистские федерации. [ 5 ] [ 7 ] К этому времени он уже начал карьеру политического журналиста, написав в 1922 году статьи в «L'Emancipateur». [ 8 ] а в 1925 году - журнал-преемник Le Combat. [ 9 ] (которого он позже станет редакционным директором).
В декабре 1925 года Анархический Конгресс назначил его секретарем-казначеем Бельгийской федерации. Также на съезде 1925 года Дьё убедил делегатов принять антимилитаристскую резолюцию — парализующую всеобщую забастовку в случае любой попытки правительства организовать военную мобилизацию. [ 6 ] [ 10 ] В середине 1920-х годов он также активно участвовал под своим пером в международной кампании по спасению Николы Сакко и Бартоломео Ванцетти , двух анархистов-иммигрантов, которые были осуждены за убийство и казнены в штате Массачусетс в 1927 году после широко известного судебного процесса. как ошибочный на многих уровнях. [ 5 ] [ 11 ]
В 1927 году в Брюсселе состоялось открытие «Международного комитета анархической защиты». Организации было поручено прийти на помощь товарищам, ставшим жертвами «социальной мстительности». Хем Дэй был назначен его секретарем, и эту должность он сохранял до 1939 года. [ 6 ] [ 12 ] Тем временем он открыл в Брюсселе магазин подержанных книг «Aux joies de l'esprit», специализирующийся на анархизме, но, как следует из названия над витриной, «открытый для всех наслаждений ума и тела». Владелец поселился в другой части здания. Поскольку социальная напряженность и политическая поляризация усилились в Западной и Центральной Европе в конце 1920-х и 1930-х годах, помещения, которые он занимал, стали местом убежища для политических ссыльных многих национальностей. [ 1 ] [ 13 ] Франсиско Аскасо , Буэнавентура Дуррути и Грегорио Ховер - все они временно присутствовали в магазине в 1930/1931 году, прежде чем провозглашение Испанской республики дало повод надеяться, что возвращение домой в Испанию может быть безопасным. [ 14 ] К концу десятилетия это был Луи Мерсье-Вега активно разыскивала полиция Франции . , которого в то время [ 15 ] который нашел тихое убежище с Днем Хема в Брюсселе, пока не смог найти корабль, плывущий в Аргентину из великого порта Антверпен . [ 16 ]
С ноября 1927 года по июнь 1928 года он опубликовал пять выпусков недолговечного ежемесячного «антидогматического антиавторитарного» журнала «Бунтарь». [ 17 ] Затем, согласно по крайней мере одному источнику, в 1932 году он был посвящен в масонство, присоединившись к бельгийской ложе «Vérité du Droit Humain». [ 1 ] [ 2 ]
Сопротивление Хема Дэя всем формам войны поставило его перед серьезной дилеммой, когда в 1936 году разразилась гражданская война в Испании. В 1937 году он отправился в Испанию, чтобы принять участие в том, что все еще характеризовалось как левая «социальная революция». " . В Барселоне он участвовал в некоторых дискуссиях по радио и, вдали от импровизированных радиовещательных студий CNT и DAI , посетил линию фронта. Он прибыл, когда боевые действия усиливались и, по его мнению, перерастали в настоящую международную войну из-за вмешательства все большего числа иностранных сил. Он был потрясен развернувшимися ужасными последствиями и обнаружил, что его собственные предпочтения ненасилия получили мощное подтверждение. Позже, в 1937 году, вернувшись домой, он принял участие в конференции против милитаризма и обратился к коллегам-делегатам: «Начать революцию... с применением крайнего насилия сегодня выглядит абсурдной непристойностью. Точно так же, как и война. Взаимозависимость наций... наряду с чудовищной эффективностью инструментов разрушения, обращение к крайнему коллективному насилию становится катастрофическим... Поэтому кажется необходимым, чтобы мы не просто осудили это, но и подчеркнули чрезмерный риск и глупость. необходимо придумать альтернативный метод в борьбе, чтобы положить конец капитализму или положить конец фашизму». [ 4 ] [ 18 ]
Позже в том же году, 15 мая 1937 года, в ответ на приглашение «Cercle d'Etudes Populaires» ( «Кружка народных исследований» ) в Ниме ( Южная Франция ) он возглавил и провел конференцию под привлекательным названием « Фашизм против разведки: Франко против Гойи». Французские власти выслали его из страны. [ 19 ] В годы войны и немецкой оккупации с 1940 по 1945 год Хем Дэй придерживался своих пацифистских убеждений. В этот период на него сильно повлияла пацифистская философия Хана Райнера . Он оставался близким как по дружбе, так и по политическим убеждениям с Эмилем Арманом и до 1942 года с Себастьяном Фором . [ 20 ] [ 21 ]
В 1945 году он вступил в «Интернационал сопротивления войне» / «Интернационал сопротивления войне» . [ 1 ]
Сознательный отказ от военной службы
[ редактировать ]Дэй Хем оказался вовлеченным в знаменитое и затянувшееся дело о его антимилитаристских убеждениях в 1933 году, после того как Альберт Девез , министр обороны (и его коллега-масон), предложил закон, который поставил бы вне закона всю «пацифистскую пропаганду» и любое «распространение антимилитаристских идей». ". Без колебаний и Хем Дэй, и его коллега-антимилитарист Лео Кэмпион вернули свои «военные ливреты» . Это были документы, удостоверяющие личность, которые включали краткий отчет о военной службе человека. Они сопроводили свои «военные ливреты» совместным письмом, объясняющим свою позицию: письмо было затем опубликовано. Они отметили, что война является преступлением против человечества. Они отметили, что, подписав в 1928 году « Пакт Келлога-Бриана », бельгийское правительство признало этот факт. Было еще что-то в том же духе. Благодаря этому простому письменному акту протеста и последующим событиям, вызванным им, эти двое мужчин стали широко известны как «первые в Бельгии отказники от военной службы по соображениям совести». [ 2 ] [ 22 ]
Реакция не заставила себя ждать. Оба мужчины были отозваны на военную службу в порядке «дисциплинарной меры». Они должны вновь присоединиться к своим частям – предположительно, к тем частям, в которых они служили при прохождении военной службы . Они отказались это сделать и через несколько дней были арестованы. [ 23 ] Хем Дэй был арестован на улице. Он и Кэмпион предстали перед так называемым правительственным «Военным советом Брабанта» (военным трибуналом) 19 июля 1933 года: они столкнулись с тем, что, по-видимому, было своего рода квазисудебным процессом. Они были далеко не первыми, кто отказался нести военную службу. Многие фламандские националисты поступали так во время, а затем и после Первой мировой войны. Но дело Хема Дэя и Лео Кэмпиона привлекло значительно большее внимание как из-за публичного профиля обвиняемых, так и (что вполне могло быть связано с оглаской, уже окружавшей это дело) из-за строгости вынесенных приговоров. . [ 2 ] Многочисленные известные, эрудированные и красноречивые сторонники пришли на слушания, чтобы дать показания от имени двух мужчин, в том числе философ-активист Хан Райнер и грозная феминистка-антифашистка Изабель Блюм . Примечательно, что свидетели отказались принести традиционную присягу. Но председатель суда был настойчив в этом вопросе, и в конце концов каждого из них убедили сделать это: «Клянусь говорить правду, всю правду, так что помоги мне, Боже». Однако, когда каждый произнес требуемую форму слов, они повернулись к обвиняемому, Хему Дею (Марсель Дье), давая понять, что ругаются от имени обвиняемого («Дьё» по-французски означает «Бог»). и не во имя эфирного существа, обычно подразумеваемого при таких обстоятельствах. [ 2 ]
Хем Дэй с самого начала заявил и всем своим поведением ясно дал понять: «Я здесь не как обвиняемый, а как обвинитель!» Никто не ожидал квазисудебного приговора. Ожидалась некая форма ораторского рыцарского турнира. Оба обвиняемых проходили военную службу в обычном порядке, соответственно, в 1922 и 1925 годах: их послужной список был отличным. Самый худший упрек, который можно было им бросить, заключался в том, что они отказались отреагировать на отзыв оружия, введенный не в силу какой-то национальной военной необходимости, а в качестве карательной санкции. В свою очередь, обратившись к членам специального суда, Хем Дэй и Кэмпион без труда превратились в исключительно хорошо информированных обвинителей, высмеивающих судебную и военную власть. [ 24 ]
Оглядываясь назад, адвокат-социалист Поль-Анри Спаак (1899-1972) был, вероятно, самым выдающимся из всех, кто предстал перед слушаниями, учитывая его последующую политическую карьеру и четыре года, с 1957 по 1961 год, в качестве генерального секретаря НАТО . . Он выполнял роль адвоката Хема Дэя и его сообвиняемых: «В наши дни война ведется из-за колоний, нефти, престижа того или иного правительства. Сегодняшняя война является результатом всего империализма [предшествующих столетий]. ]". Далее он убедительно подверг сомнению лежащее в основе трибунала понимание патриотизма, предложив им задаться вопросом, как тот же самый патриотизм может выглядеть для миллионов людей, потерявших работу и даже дома во время Великой депрессии после краха Уолл-стрит . [ 24 ]
Приговор «Военного совета» пошел не в пользу подсудимых, а вынесенные приговоры были исключительно суровыми, что, по-видимому, отражало созданную огласку и соответствующее требование о назначении примерного наказания. Хем Дэй был приговорен к двум годам тюремного заключения, Лео Кэмпион — к восемнадцати месяцам. С точки зрения властей, дело рисковало превратиться в замкнутый порочный круг. Было очевидно, что, отбыв наказание, осужденные будут отозваны в армию, решительно откажутся, а затем будут вызваны на новое заседание военного трибунала и вынесены новые приговоры. После вынесения приговора общественные протесты против этого процесса достигли новых высот. В апелляции приговоры были смягчены. Однако Хем Дэй и Кэмпион были убеждены в справедливости своей позиции и отказались добровольно подчиняться какому-либо наказанию. К ним присоединился третий отказник, Лионель де Вламинк, который находился в заключении в том же месте. Трое мужчин теперь приступили к голодовка . [ 1 ] [ 2 ] [ 11 ] [ 25 ] [ 26 ]
Среди общественности голодовка вызвала опасения, что комедия может превратиться в трагедию, и росло требование немедленного освобождения жертв, оказавшихся в центре этого процесса. Адвокаты обвиняемых, г-да Спаак и Деубле, вернули свои «военные ливреты» и дали знать, что они это сделали. Другие последовали его примеру. Все чаще среди них были ветераны войны. [ 2 ] [ 27 ] Общественное давление достигло уровня, на котором правительство почувствовало угрозу. Власти не знали, как решить этот вопрос. В конце концов они придумали явно нелепую формулировку, призванную сохранить самоуважение: Кэмпион и Хем Дэй были уволены из армии, поскольку считались недостойными служить в ней дольше. Их исключили из армии по причине осуждения за нежелание вновь вступить в нее или оставаться в ее составе. Дело закончилось освобождением трех известных отказников от военной службы по убеждениям и отказом министра от своего спорного предложения. [ 2 ] [ 28 ]
Редакционный фокус
[ редактировать ]Столкновения с военным трибуналом в 1933 году принесли Хему Дэю прочное признание во франкоязычной Европе как принципиального и красноречивого антимилитариста. В последние десятилетия своей жизни он сосредоточился на редакционной работе. Его пацифистские убеждения никогда не были далеки от поверхности. В период с 1932 по 1939 год он руководил журналом политического обозрения «Pensée et Action», изданием, которое, по словам одного из поклонников, было не столько журналом, сколько «длительным редакционным проектом, в котором он внес основной вклад, в первую очередь в форме «библиобиографий» о либертарианских писателях и мыслителях. Они стали его торговой маркой до 1968 года, когда он в некоторой степени вернулся к процессу, который тридцать пять лет назад сделал его знаменитым». [ 1 ] [ 4 ] Публикация была приостановлена в 1939/40 году , но «Pensée…» вновь появилась в 1945 году. [ 29 ]
Вплоть до своей смерти в 1969 году Хем Дэй опубликовал десятки книг и эссе, как правило, с разрешения «Éditions Pensée et action» (Париж-Брюссель). Как он сам настаивал: «Вы никогда не сможете сказать этого достаточно: анархизм — это порядок без правительства, это мир без насилия. Это полная противоположность всему, в чем его обвиняют — по незнанию или простому недобросовестию». [ 30 ]
Выход (выбор)
[ редактировать ]- Обзор религиозного вопроса в Испании , Бельгийское рационалистическое действие, 1932 г. [ 31 ]
- Бакунин и его исповедь , а затем Легенда о диктатуре Бакунина , Ежемесячная брошюра , № 155-156, 1935. [ 32 ]
- Эразм , Ф. Питон, Библиотека Артитократии , No. 67, 1936. [ 33 ]
- Фашизм против разведки: Франко против Гойи (конференция 15 мая 1937 г.), Éditions du Cercle d'Etudes Populaires (Ним), 1937 г. [ 19 ]
- Внимание, вот и газ! , Éditions Pensée et action, 1938. [ 34 ]
- Этьен де Ла Боэти , Р. Дебресс, Bibliothèque de l’ artocracy , № 103, 1939. [ 35 ]
- Воспоминания о Хане Райнере , Друзья аристократии , Библиотека аристократии , № 123, 1946. [ 36 ]
- Ненасилие и прямое действие , Éditions Pensée et action, 1948. [ 37 ]
- Отказ от военной службы по соображениям совести и закон в Бельгии , бельгийская секция организации сопротивления международной войне , 1949 г. [ 38 ]
- Эрнестан (1898–1954): его жизнь, его творчество , Éditions Pensée et action, 1955. [ 39 ]
- Эрнестан : библиографический очерк , Éditions Pensée et action, 1955. [ 40 ]
- Эрнестан (1898–1954): его жизнь, его творчество , Éditions Pensée et action, 1955. [ 41 ]
- С Андре Прюдоммо , Эрнестаном (1898-1954) и либертарианским социализмом , Париж-Брюссель, Pensée et Action, 1955.
- Два брата доброй воли Элизе Реклю и Хан Райнер , Éditions les Amis de Han Ryner et Pensée et action, 1956. [ 42 ]
- Элизе Реклю в Бельгии: его жизнь, деятельность , Éditions Pensée et action, 1956. [ 43 ]
- Один снаружи, Мануэль Девальдес , 1875–1956 , Париж-Брюссель, Pensée et Action, 1957, обратите внимание .
- Библия для тех, кто сознательно и разумно отказывается от военной службы , Éditions Pensée et action, 1957. [ 44 ]
- Луиза Мишель , Жюль Верн , кто написал « Двадцать тысяч лье под водой »? за ней следует Луиза Мишель, поэтесса , Éditions Pensée et action, 1959. [ 45 ]
- Библиография Луизы Мишель : 1830–1905 , Éditions Pensée et action, 1959. [ 46 ]
- Франсиско Феррер: предшественник , Éditions Pensée et action, 1959.
- Библиографический очерк о творчестве Франсиско Феррера , Éditions Pensée et action, 1960. [ 47 ]
- Жерар де Лаказ-Дютье : артистократия в действии , Éditions Pensée et action, 1960. [ 48 ]
- Жерар де Лаказ-Дютье : пацифист , Éditions Pensée et action, 1960. [ 49 ]
- Фердинанд Домела Ньювенхейс: жизнь и мысли , Éditions Pensée et action, 1960. [ 50 ]
- Библиографический очерк о творчестве Себастьяна Фора , Éditions Pensée et action, 1961. [ 51 ]
- Библиографический очерк о творчестве Жерара де Лаказа Дютье , Éditions Pensée et action, 1960. [ 52 ]
- Индивидуализм гармонии у Хана Райнера , Коллекция Пола Аврича (Библиотека Конгресса), Éditions Pensée & action, 1963. [ 53 ]
- Э. Арманд , Его жизнь, его мысли, его работа , Париж-Брюссель, Éditions Pensée et action, 1964.
- Библиография Hem Day , Éditions Pensée et action, 1964. [ 54 ]
- Библиография Мишеля Бакунина , Éditions Pensée et action, 1966. [ 55 ]
- Вокруг суда над Лео Кэмпионом , Éditions Pensée et action, 1968. [ 56 ]
- Зо д'Акса , мушкетер; патриций анархии , Éditions Pensée et action, 1968.
- Очерк литературной библиографии, посвященной горному делу и горнякам , Лаллаинг, Изв. из «Вечернего музея», без даты. [ 57 ]
- История песни Интернационала , Le Combat Syndicaliste , 1970. [ 58 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Жан Пюиссан (15 сентября 2014 г.). «Боже Марсель, говорит Хем Дэй» . Ле Метрон : Биографический словарь, рабочее движение, общественное движение . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Жан-Франсуа Фюг. «Шестьдесят лет назад два анархиста перед Военным советом» . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Поль Дефосс; Жан-Мишель Дюфе; Мартин Голдберг (январь 2005 г.). «День подола (1902-1969)» . Исторический словарь секуляризма в Бельгии (на французском языке). Фонд рационалистов и издания Люка Пира. стр. 160–161. ISBN 978-2874155246 . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Личные бумаги Его дня» . Архивный центр Валлонско-Брюссельской федерации и временное выставочное пространство, Монс/Монс . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Бернар Салмон (20 апреля 1970 г.). «День подола (1902-1969)» (PDF) . La revue La Rue — отрывок из раздела «Сувениры» . Groupe libertaire Луизы-Мишель («Рю № 8»), Париж. стр. 79–85 . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Бернар Салмон (20 апреля 1970 г.). «День подола (1902-1969)» (PDF) . La revue La Rue - полный журнал . Groupe libertaire Луизы-Мишель («Рю № 8»), Париж. стр. 79–85 . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Ксавье Бекарт; Марианна Энкель (18 декабря 2013 г.). «День подола [Dieu Marcel dit]» . Родился 30 мая 1902 года в Худенг-Геньи (Эно, Бельгия), умер 14 августа 1969 года в Брюсселе; активист, библиограф, анархист и издатель-пацифист . Ле Метрон : Биографический словарь, рабочее движение, общественное движение . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Анархистские эфемериды 12 июля» . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Анархистские эфемериды 1 февраля» . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Анархистские эфемериды 14 августа» . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ксавье Бекарт. «День подола, Бельгийский свободолюбец» . Портрет анархистов . либертарианские альтернативы . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Николас Ингельс. «1918-1945: В контексте» (PDF) . Анархистское движение во франкоязычной Бельгии с 1945 по 1970 год: двадцать пять лет анархии . Свободный университет Брюсселя: факультет философии и литературы. стр. 14–16 . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Анархистская эфемерида 6 Марса» . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Ганс Магнус Энценсбергер; Лео Кэмпион. «....Спокойная жизнь в Брюсселе» (PDF) . Краткое лето анархии: жизнь и смерть Дуррути . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Циркуляр» . Документ национальной безопасности . 4 октября 1939 года . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Гийом Де Грасиа (5 июля 2016 г.). Из пота и крови . Силлепсис. стр. 316–318. ISBN 978-2-84950-509-0 .
- ^ «Анархистские эфемериды 13 ноября» . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Ксавье Бекарт (22 ноября 2018 г.). «Портрет анархиста «День подола» Бельгийский свободолюбец» . Индимедиа Брюссель . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «День подола (Марсель Дье) (Жизнь и работа)». Жизнь, деятельность и биографии анархистских активистов, борцов с 1900 года до наших дней . Культурная диффузия и анархическая библиотека. 24 марта 2019 г.
- ^ Митчелл Абидор (17 апреля 2018 г.). «Революционные бандиты» . Новая история революционных преступников, которые отвергли любую возможность революции, исходящей от деградировавших масс, и превратили свой бунт в индивидуалистический . Jewish Currents, Бруклин, Нью-Йорк . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Лео Кэмпион . «День рубца» . Ad majorem Culi gloriam! . Ассоциация содействия развитию рабочей литературы («Вестник APLO»), Париж . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Поль Дефосс; Жан-Мишель Дюфе; Мартин Голдберг (январь 2005 г.). «Отказ от военной службы по соображениям совести» . Исторический словарь секуляризма в Бельгии (на французском языке). Фонд рационалистов и издания Люка Пира. п. 216. ИСБН 978-2874155246 . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Ксавье Бекарт. «... Суд над Лео Кэмпионом и Хем Дэй» (PDF) . Наша история.... Хем Дэй, бельгийский либертарианец . Альтернативный либертер . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Жан-Франсуа Фюг (5 марта 1993 г.). «Справедливость в прошлом: шестьдесят лет назад два анархиста перед Военным советом» . Journal des Proces: Справедливость и общество . Справедливость и общество и Брюйлан, Брюссель. стр. 20–22 . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Дориен К. де Ман (2014). «Матери матрицы: межкультурная трансферная деятельность Генриетты Роланд Хольст и Мари Элизабет Бельпэр… Матери матрицы: личная сеть» . Бельгийский журнал филологии и истории . стр. 1366, 1359–1377 гг . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ «Бельгийские отказники от военной службы по убеждениям объявляют голодовку», L’Œuvre, 2 августа 1933 г., стр. 3
- ^ «Жизнь, которая проходит или задерживается» . Воля . 12 августа 1933. с. 1–2 . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Жан-Франсуа Фюг (1993). «Пацифизм красных и черных» ( PDF) . Красное и черное: нонконформистский брюссельский еженедельник . Бельгийский журнал современной истории. стр. 463–465 . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ «Анархистские эфемериды 20 сентября» . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Ксавье Бекерт. «Маленькая антология ненасильственной революции среди главных предшественников и теоретиков анархизма.... Ненасильственный анархизм» . Анархическая мысль и ненасилие . Новое тысячелетие, либертарианские вызовы . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ WorldCat — уведомление .
- ^ WorldCat — уведомление .
- ^ WorldCat — уведомление .
- ^ БНФ - уведомление
- ^ WorldCat — уведомление .
- ^ WorldCat — уведомление .
- ^ БНФ - уведомление
- ^ Судок - обратите внимание .
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ Национальной библиотеки Франции Уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ WorldCat — уведомление .
- ^ БНФ - уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ WorlCat: уведомление
- ^ БНФ - уведомление
- ^ WorldCat - уведомление
- Писатели-псевдонимы XX века
- Либертарианские социалисты
- Историки анархизма
- Бельгийские анархисты
- Бельгийские пацифисты
- Бельгийские атеисты
- Бельгийские масоны
- Бельгийские издатели (чел.)
- Писатели из Брюсселя
- Политики из Брюсселя
- Бельгийские отказники от военной службы по убеждениям
- 1902 рождения
- 1969 смертей
- Персонал бельгийской армии Первой мировой войны