Jump to content

Марсель Дьё

Марсель Дьё
День подола
Рожденный 30 мая 1902 г.
Умер 14 августа 1969 г.
Род занятий Книжный дилер
Эссеист-комментатор
Редактор-издатель-составитель
Воинствующий антимилитарист
Либертарианский социалист

Марсель Дье (30 мая 1902 — 14 августа 1969) — бельгийский книготорговец , публицист , редактор-издатель-составитель , воинствующий антимилитарист и либертарианский социалист . Друзья и поклонники, такие как адвокат Поль-Анри Спаак, видели связь между его решением стать вегетарианцем и профессией его отца мясником . [ 1 ]

В 1933 году вместе с Лео Кампионом и в ответ на попытки правительства подавить пацифистский активизм и антимилитаризм, Марсель Дьё стал одним из первых, кто вернул свой «ливрет военный» , документ, удостоверяющий личность, который в то время в Бельгии включал краткое изложение. запись о военной службе человека. [ 2 ]

Его «редакционная» деятельность была очень значительной и включала ряд брошюр и листовок, биографии либертарианских активистов, многочисленные комментарии и другие статьи, опубликованные в международной либертарианской прессе, а также участие в конференциях, участие в собраниях, посвященных антивоенным вопросам. темы и такие темы, как права на убежище. [ 3 ]

В источниках Марсель Дье часто упоминается как Хем Дэй , псевдоним, под которым он писал и которым он решил идентифицировать себя, будучи еще подростком во время Первой мировой войны . Для читателей, родным языком которых являются французы северной Франции и южной Бельгии, «День подола» примерно соответствует фонетическому написанию его инициалов «MD», избегая при этом отвлекающих (для атеиста, такого как Марсель Дьё) ассоциаций с Богом. «Дье», помимо фамилии Марселя Дье, по-французски означает «Бог». [ 4 ]

Биография

[ редактировать ]

Марсель Камиль Дье родился в Хоуденг-Геньи , небольшом городке во франкоязычной Валлонии , расположенном в промышленно-горнодобывающем регионе, известном в то время как «нуар платит» ( «черная страна» ), недалеко к югу от Брюсселя. Его отец был успешным мясником в городе. Родители Марселя обожали его, и он отвечал им взаимностью. Тем не менее, его противоречивость была очевидна на ранней стадии. Он был еще подростком, когда объявил себя вегетарианцем . Через пару месяцев после его двенадцатого дня рождения Первая мировая война разразилась . Менее чем через неделю немецкие армии с востока вторглись в Бельгию . Немецкая оккупация Бельгии характеризовалась чередой зверств против гражданского населения, которые часто широко освещались в прессе. Оно длилось чуть больше четырех лет, и когда оно закончилось, Марсель Дьё стал убежденным атеистом, всю жизнь посвятившим себя борьбе со скотством и зверствами войны. [ 5 ] [ 6 ]

Страстная ненависть Дье к войне быстро переросла в участие в более широком политическом анархизме и активизме. В начале 1920-х годов он сыграл активную роль в послевоенном восстановлении Либертарианского движения, приняв участие 7 января 1923 года в первом конгрессе Бельгийского анархистского союза, на котором собрались фламандская и валлонская анархистские федерации. [ 5 ] [ 7 ] К этому времени он уже начал карьеру политического журналиста, написав в 1922 году статьи в «L'Emancipateur». [ 8 ] а в 1925 году - журнал-преемник Le Combat. [ 9 ] (которого он позже станет редакционным директором).

В декабре 1925 года Анархический Конгресс назначил его секретарем-казначеем Бельгийской федерации. Также на съезде 1925 года Дьё убедил делегатов принять антимилитаристскую резолюцию — парализующую всеобщую забастовку в случае любой попытки правительства организовать военную мобилизацию. [ 6 ] [ 10 ] В середине 1920-х годов он также активно участвовал под своим пером в международной кампании по спасению Николы Сакко и Бартоломео Ванцетти , двух анархистов-иммигрантов, которые были осуждены за убийство и казнены в штате Массачусетс в 1927 году после широко известного судебного процесса. как ошибочный на многих уровнях. [ 5 ] [ 11 ]

В 1927 году в Брюсселе состоялось открытие «Международного комитета анархической защиты». Организации было поручено прийти на помощь товарищам, ставшим жертвами «социальной мстительности». Хем Дэй был назначен его секретарем, и эту должность он сохранял до 1939 года. [ 6 ] [ 12 ] Тем временем он открыл в Брюсселе магазин подержанных книг «Aux joies de l'esprit», специализирующийся на анархизме, но, как следует из названия над витриной, «открытый для всех наслаждений ума и тела». Владелец поселился в другой части здания. Поскольку социальная напряженность и политическая поляризация усилились в Западной и Центральной Европе в конце 1920-х и 1930-х годах, помещения, которые он занимал, стали местом убежища для политических ссыльных многих национальностей. [ 1 ] [ 13 ] Франсиско Аскасо , Буэнавентура Дуррути и Грегорио Ховер - все они временно присутствовали в магазине в 1930/1931 году, прежде чем провозглашение Испанской республики дало повод надеяться, что возвращение домой в Испанию может быть безопасным. [ 14 ] К концу десятилетия это был Луи Мерсье-Вега активно разыскивала полиция Франции . , которого в то время [ 15 ] который нашел тихое убежище с Днем Хема в Брюсселе, пока не смог найти корабль, плывущий в Аргентину из великого порта Антверпен . [ 16 ]

С ноября 1927 года по июнь 1928 года он опубликовал пять выпусков недолговечного ежемесячного «антидогматического антиавторитарного» журнала «Бунтарь». [ 17 ] Затем, согласно по крайней мере одному источнику, в 1932 году он был посвящен в масонство, присоединившись к бельгийской ложе «Vérité du Droit Humain». [ 1 ] [ 2 ]

Сопротивление Хема Дэя всем формам войны поставило его перед серьезной дилеммой, когда в 1936 году разразилась гражданская война в Испании. В 1937 году он отправился в Испанию, чтобы принять участие в том, что все еще характеризовалось как левая «социальная революция». " . В Барселоне он участвовал в некоторых дискуссиях по радио и, вдали от импровизированных радиовещательных студий CNT и DAI , посетил линию фронта. Он прибыл, когда боевые действия усиливались и, по его мнению, перерастали в настоящую международную войну из-за вмешательства все большего числа иностранных сил. Он был потрясен развернувшимися ужасными последствиями и обнаружил, что его собственные предпочтения ненасилия получили мощное подтверждение. Позже, в 1937 году, вернувшись домой, он принял участие в конференции против милитаризма и обратился к коллегам-делегатам: «Начать революцию... с применением крайнего насилия сегодня выглядит абсурдной непристойностью. Точно так же, как и война. Взаимозависимость наций... наряду с чудовищной эффективностью инструментов разрушения, обращение к крайнему коллективному насилию становится катастрофическим... Поэтому кажется необходимым, чтобы мы не просто осудили это, но и подчеркнули чрезмерный риск и глупость. необходимо придумать альтернативный метод в борьбе, чтобы положить конец капитализму или положить конец фашизму». [ 4 ] [ 18 ]

Позже в том же году, 15 мая 1937 года, в ответ на приглашение «Cercle d'Etudes Populaires» ( «Кружка народных исследований» ) в Ниме ( Южная Франция ) он возглавил и провел конференцию под привлекательным названием « Фашизм против разведки: Франко против Гойи». Французские власти выслали его из страны. [ 19 ] В годы войны и немецкой оккупации с 1940 по 1945 год Хем Дэй придерживался своих пацифистских убеждений. В этот период на него сильно повлияла пацифистская философия Хана Райнера . Он оставался близким как по дружбе, так и по политическим убеждениям с Эмилем Арманом и до 1942 года с Себастьяном Фором . [ 20 ] [ 21 ]

В 1945 году он вступил в «Интернационал сопротивления войне» / «Интернационал сопротивления войне» . [ 1 ]

Сознательный отказ от военной службы

[ редактировать ]

Дэй Хем оказался вовлеченным в знаменитое и затянувшееся дело о его антимилитаристских убеждениях в 1933 году, после того как Альберт Девез , министр обороны (и его коллега-масон), предложил закон, который поставил бы вне закона всю «пацифистскую пропаганду» и любое «распространение антимилитаристских идей». ". Без колебаний и Хем Дэй, и его коллега-антимилитарист Лео Кэмпион вернули свои «военные ливреты» . Это были документы, удостоверяющие личность, которые включали краткий отчет о военной службе человека. Они сопроводили свои «военные ливреты» совместным письмом, объясняющим свою позицию: письмо было затем опубликовано. Они отметили, что война является преступлением против человечества. Они отметили, что, подписав в 1928 году « Пакт Келлога-Бриана », бельгийское правительство признало этот факт. Было еще что-то в том же духе. Благодаря этому простому письменному акту протеста и последующим событиям, вызванным им, эти двое мужчин стали широко известны как «первые в Бельгии отказники от военной службы по соображениям совести». [ 2 ] [ 22 ]

Реакция не заставила себя ждать. Оба мужчины были отозваны на военную службу в порядке «дисциплинарной меры». Они должны вновь присоединиться к своим частям – предположительно, к тем частям, в которых они служили при прохождении военной службы . Они отказались это сделать и через несколько дней были арестованы. [ 23 ] Хем Дэй был арестован на улице. Он и Кэмпион предстали перед так называемым правительственным «Военным советом Брабанта» (военным трибуналом) 19 июля 1933 года: они столкнулись с тем, что, по-видимому, было своего рода квазисудебным процессом. Они были далеко не первыми, кто отказался нести военную службу. Многие фламандские националисты поступали так во время, а затем и после Первой мировой войны. Но дело Хема Дэя и Лео Кэмпиона привлекло значительно большее внимание как из-за публичного профиля обвиняемых, так и (что вполне могло быть связано с оглаской, уже окружавшей это дело) из-за строгости вынесенных приговоров. . [ 2 ] Многочисленные известные, эрудированные и красноречивые сторонники пришли на слушания, чтобы дать показания от имени двух мужчин, в том числе философ-активист Хан Райнер и грозная феминистка-антифашистка Изабель Блюм . Примечательно, что свидетели отказались принести традиционную присягу. Но председатель суда был настойчив в этом вопросе, и в конце концов каждого из них убедили сделать это: «Клянусь говорить правду, всю правду, так что помоги мне, Боже». Однако, когда каждый произнес требуемую форму слов, они повернулись к обвиняемому, Хему Дею (Марсель Дье), давая понять, что ругаются от имени обвиняемого («Дьё» по-французски означает «Бог»). и не во имя эфирного существа, обычно подразумеваемого при таких обстоятельствах. [ 2 ]

Хем Дэй с самого начала заявил и всем своим поведением ясно дал понять: «Я здесь не как обвиняемый, а как обвинитель!» Никто не ожидал квазисудебного приговора. Ожидалась некая форма ораторского рыцарского турнира. Оба обвиняемых проходили военную службу в обычном порядке, соответственно, в 1922 и 1925 годах: их послужной список был отличным. Самый худший упрек, который можно было им бросить, заключался в том, что они отказались отреагировать на отзыв оружия, введенный не в силу какой-то национальной военной необходимости, а в качестве карательной санкции. В свою очередь, обратившись к членам специального суда, Хем Дэй и Кэмпион без труда превратились в исключительно хорошо информированных обвинителей, высмеивающих судебную и военную власть. [ 24 ]

Оглядываясь назад, адвокат-социалист Поль-Анри Спаак (1899-1972) был, вероятно, самым выдающимся из всех, кто предстал перед слушаниями, учитывая его последующую политическую карьеру и четыре года, с 1957 по 1961 год, в качестве генерального секретаря НАТО . . Он выполнял роль адвоката Хема Дэя и его сообвиняемых: «В наши дни война ведется из-за колоний, нефти, престижа того или иного правительства. Сегодняшняя война является результатом всего империализма [предшествующих столетий]. ]". Далее он убедительно подверг сомнению лежащее в основе трибунала понимание патриотизма, предложив им задаться вопросом, как тот же самый патриотизм может выглядеть для миллионов людей, потерявших работу и даже дома во время Великой депрессии после краха Уолл-стрит . [ 24 ]

Приговор «Военного совета» пошел не в пользу подсудимых, а вынесенные приговоры были исключительно суровыми, что, по-видимому, отражало созданную огласку и соответствующее требование о назначении примерного наказания. Хем Дэй был приговорен к двум годам тюремного заключения, Лео Кэмпион — к восемнадцати месяцам. С точки зрения властей, дело рисковало превратиться в замкнутый порочный круг. Было очевидно, что, отбыв наказание, осужденные будут отозваны в армию, решительно откажутся, а затем будут вызваны на новое заседание военного трибунала и вынесены новые приговоры. После вынесения приговора общественные протесты против этого процесса достигли новых высот. В апелляции приговоры были смягчены. Однако Хем Дэй и Кэмпион были убеждены в справедливости своей позиции и отказались добровольно подчиняться какому-либо наказанию. К ним присоединился третий отказник, Лионель де Вламинк, который находился в заключении в том же месте. Трое мужчин теперь приступили к голодовка . [ 1 ] [ 2 ] [ 11 ] [ 25 ] [ 26 ]

Среди общественности голодовка вызвала опасения, что комедия может превратиться в трагедию, и росло требование немедленного освобождения жертв, оказавшихся в центре этого процесса. Адвокаты обвиняемых, г-да Спаак и Деубле, вернули свои «военные ливреты» и дали знать, что они это сделали. Другие последовали его примеру. Все чаще среди них были ветераны войны. [ 2 ] [ 27 ] Общественное давление достигло уровня, на котором правительство почувствовало угрозу. Власти не знали, как решить этот вопрос. В конце концов они придумали явно нелепую формулировку, призванную сохранить самоуважение: Кэмпион и Хем Дэй были уволены из армии, поскольку считались недостойными служить в ней дольше. Их исключили из армии по причине осуждения за нежелание вновь вступить в нее или оставаться в ее составе. Дело закончилось освобождением трех известных отказников от военной службы по убеждениям и отказом министра от своего спорного предложения. [ 2 ] [ 28 ]

Редакционный фокус

[ редактировать ]

Столкновения с военным трибуналом в 1933 году принесли Хему Дэю прочное признание во франкоязычной Европе как принципиального и красноречивого антимилитариста. В последние десятилетия своей жизни он сосредоточился на редакционной работе. Его пацифистские убеждения никогда не были далеки от поверхности. В период с 1932 по 1939 год он руководил журналом политического обозрения «Pensée et Action», изданием, которое, по словам одного из поклонников, было не столько журналом, сколько «длительным редакционным проектом, в котором он внес основной вклад, в первую очередь в форме «библиобиографий» о либертарианских писателях и мыслителях. Они стали его торговой маркой до 1968 года, когда он в некоторой степени вернулся к процессу, который тридцать пять лет назад сделал его знаменитым». [ 1 ] [ 4 ] Публикация была приостановлена ​​в 1939/40 году , но «Pensée…» вновь появилась в 1945 году. [ 29 ]

Вплоть до своей смерти в 1969 году Хем Дэй опубликовал десятки книг и эссе, как правило, с разрешения «Éditions Pensée et action» (Париж-Брюссель). Как он сам настаивал: «Вы никогда не сможете сказать этого достаточно: анархизм — это порядок без правительства, это мир без насилия. Это полная противоположность всему, в чем его обвиняют — по незнанию или простому недобросовестию». [ 30 ]

Выход (выбор)

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Жан Пюиссан (15 сентября 2014 г.). «Боже Марсель, говорит Хем Дэй» . Ле Метрон : Биографический словарь, рабочее движение, общественное движение . Проверено 4 мая 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Жан-Франсуа Фюг. «Шестьдесят лет назад два анархиста перед Военным советом» . Проверено 4 мая 2022 г.
  3. ^ Поль Дефосс; Жан-Мишель Дюфе; Мартин Голдберг (январь 2005 г.). «День подола (1902-1969)» . Исторический словарь секуляризма в Бельгии (на французском языке). Фонд рационалистов и издания Люка Пира. стр. 160–161. ISBN  978-2874155246 . Проверено 4 мая 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с «Личные бумаги Его дня» . Архивный центр Валлонско-Брюссельской федерации и временное выставочное пространство, Монс/Монс . Проверено 5 мая 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Бернар Салмон (20 апреля 1970 г.). «День подола (1902-1969)» (PDF) . La revue La Rue — отрывок из раздела «Сувениры» . Groupe libertaire Луизы-Мишель («Рю № 8»), Париж. стр. 79–85 . Проверено 5 мая 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Бернар Салмон (20 апреля 1970 г.). «День подола (1902-1969)» (PDF) . La revue La Rue - полный журнал . Groupe libertaire Луизы-Мишель («Рю № 8»), Париж. стр. 79–85 . Проверено 5 мая 2022 г.
  7. ^ Ксавье Бекарт; Марианна Энкель (18 декабря 2013 г.). «День подола [Dieu Marcel dit]» . Родился 30 мая 1902 года в Худенг-Геньи (Эно, Бельгия), умер 14 августа 1969 года в Брюсселе; активист, библиограф, анархист и издатель-пацифист . Ле Метрон : Биографический словарь, рабочее движение, общественное движение . Проверено 5 мая 2022 г.
  8. ^ «Анархистские эфемериды 12 июля» . Проверено 5 мая 2022 г.
  9. ^ «Анархистские эфемериды 1 февраля» . Проверено 5 мая 2022 г.
  10. ^ «Анархистские эфемериды 14 августа» . Проверено 5 мая 2022 г.
  11. ^ Jump up to: а б Ксавье Бекарт. «День подола, Бельгийский свободолюбец» . Портрет анархистов . либертарианские альтернативы . Проверено 5 мая 2022 г.
  12. ^ Николас Ингельс. «1918-1945: В контексте» (PDF) . Анархистское движение во франкоязычной Бельгии с 1945 по 1970 год: двадцать пять лет анархии . Свободный университет Брюсселя: факультет философии и литературы. стр. 14–16 . Проверено 5 мая 2022 г.
  13. ^ «Анархистская эфемерида 6 Марса» . Проверено 5 мая 2022 г.
  14. ^ Ганс Магнус Энценсбергер; Лео Кэмпион. «....Спокойная жизнь в Брюсселе» (PDF) . Краткое лето анархии: жизнь и смерть Дуррути . Проверено 5 мая 2022 г.
  15. ^ «Циркуляр» . Документ национальной безопасности . 4 октября 1939 года . Проверено 5 мая 2022 г.
  16. ^ Гийом Де Грасиа (5 июля 2016 г.). Из пота и крови . Силлепсис. стр. 316–318. ISBN  978-2-84950-509-0 .
  17. ^ «Анархистские эфемериды 13 ноября» . Проверено 5 мая 2022 г.
  18. ^ Ксавье Бекарт (22 ноября 2018 г.). «Портрет анархиста «День подола» Бельгийский свободолюбец» . Индимедиа Брюссель . Проверено 5 мая 2022 г.
  19. ^ Jump up to: а б «День подола (Марсель Дье) (Жизнь и работа)». Жизнь, деятельность и биографии анархистских активистов, борцов с 1900 года до наших дней . Культурная диффузия и анархическая библиотека. 24 марта 2019 г.
  20. ^ Митчелл Абидор (17 апреля 2018 г.). «Революционные бандиты» . Новая история революционных преступников, которые отвергли любую возможность революции, исходящей от деградировавших масс, и превратили свой бунт в индивидуалистический . Jewish Currents, Бруклин, Нью-Йорк . Проверено 6 мая 2022 г.
  21. ^ Лео Кэмпион . «День рубца» . Ad majorem Culi gloriam! . Ассоциация содействия развитию рабочей литературы («Вестник APLO»), Париж . Проверено 6 мая 2022 г.
  22. ^ Поль Дефосс; Жан-Мишель Дюфе; Мартин Голдберг (январь 2005 г.). «Отказ от военной службы по соображениям совести» . Исторический словарь секуляризма в Бельгии (на французском языке). Фонд рационалистов и издания Люка Пира. п. 216. ИСБН  978-2874155246 . Проверено 6 мая 2022 г.
  23. ^ Ксавье Бекарт. «... Суд над Лео Кэмпионом и Хем Дэй» (PDF) . Наша история.... Хем Дэй, бельгийский либертарианец . Альтернативный либертер . Проверено 6 мая 2022 г.
  24. ^ Jump up to: а б Жан-Франсуа Фюг (5 марта 1993 г.). «Справедливость в прошлом: шестьдесят лет назад два анархиста перед Военным советом» . Journal des Proces: Справедливость и общество . Справедливость и общество и Брюйлан, Брюссель. стр. 20–22 . Проверено 4 мая 2022 г.
  25. ^ Дориен К. де Ман (2014). «Матери матрицы: межкультурная трансферная деятельность Генриетты Роланд Хольст и Мари Элизабет Бельпэр… Матери матрицы: личная сеть» . Бельгийский журнал филологии и истории . стр. 1366, 1359–1377 гг . Проверено 7 мая 2022 г.
  26. ^ «Бельгийские отказники от военной службы по убеждениям объявляют голодовку», L’Œuvre, 2 августа 1933 г., стр. 3
  27. ^ «Жизнь, которая проходит или задерживается» . Воля . 12 августа 1933. с. 1–2 . Проверено 7 мая 2022 г.
  28. ^ Жан-Франсуа Фюг (1993). «Пацифизм красных и черных» ( PDF) . Красное и черное: нонконформистский брюссельский еженедельник . Бельгийский журнал современной истории. стр. 463–465 . Проверено 7 мая 2022 г.
  29. ^ «Анархистские эфемериды 20 сентября» . Проверено 7 мая 2022 г.
  30. ^ Ксавье Бекерт. «Маленькая антология ненасильственной революции среди главных предшественников и теоретиков анархизма.... Ненасильственный анархизм» . Анархическая мысль и ненасилие . Новое тысячелетие, либертарианские вызовы . Проверено 7 мая 2022 г.
  31. ^ WorldCat уведомление .
  32. ^ WorldCat уведомление .
  33. ^ WorldCat уведомление .
  34. ^ БНФ - уведомление
  35. ^ WorldCat уведомление .
  36. ^ WorldCat уведомление .
  37. ^ БНФ - уведомление
  38. ^ Судок - обратите внимание .
  39. ^ БНФ - уведомление
  40. ^ БНФ - уведомление
  41. ^ Национальной библиотеки Франции Уведомление
  42. ^ БНФ - уведомление
  43. ^ БНФ - уведомление
  44. ^ БНФ - уведомление
  45. ^ БНФ - уведомление
  46. ^ БНФ - уведомление
  47. ^ БНФ - уведомление
  48. ^ БНФ - уведомление
  49. ^ БНФ - уведомление
  50. ^ БНФ - уведомление
  51. ^ БНФ - уведомление
  52. ^ БНФ - уведомление
  53. ^ WorldCat уведомление .
  54. ^ БНФ - уведомление
  55. ^ БНФ - уведомление
  56. ^ WorlCat: уведомление
  57. ^ БНФ - уведомление
  58. ^ WorldCat - уведомление
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 203d6f7514d102e6df5305c32e125769__1720197900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/69/203d6f7514d102e6df5305c32e125769.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marcel Dieu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)