Давид I и Шотландская церковь
Историческая трактовка церкви обычно подчеркивает новаторскую роль короля Дэвида I Шотландии Давида I и шотландской как инструмента епархиальной реорганизации и проникновения норманнов, начиная с епископства Глазго, когда Давид был принцем Камбрии, и продолжая дальше на север после Давида. вступил на престол Шотландии. Помимо этого и его монашеского покровительства, внимание обычно уделяется его роли защитника независимости шотландской церкви от претензий на верховенство со стороны архиепископа Йоркского и архиепископа Кентерберийского .
Обновленное епископство Глазго
[ редактировать ]Почти сразу после того, как он возглавил Камбрийское княжество, Дэвид передал епископство Глазго своему капеллану Джону , с которым Дэвид, возможно, впервые встретился во время своего участия в завоевании Генрихом Нормандии после 1106 года. [ 1 ] Сам Иоанн был тесно связан с Тироненским орденом и, по-видимому, был приверженцем новых григорианских идей относительно епископской организации. Давид провел расследование и впоследствии передал епископству все земли своего княжества, за исключением тех, что на востоке его княжества, которыми уже управлял базирующийся в Шотландии епископ Сент-Эндрюс . [ 2 ] Дэвид отвечал за непосредственное выделение Глазго достаточно земель, чтобы сделать епископство самодостаточным, и за то, чтобы в долгосрочной перспективе Глазго стал вторым по значимости епископством в Королевстве Шотландия. К 1120-м годам начались работы по строительству собора для епархии. [ 3 ] Дэвид также постарался обеспечить, чтобы его обновленная епископская кафедра сохранила независимость от других епископств, и это стремление породило бы большую напряженность в отношениях с английской церковью, где и архиепископ Кентерберийский , и архиепископ Йоркский претендовали на верховное господство. [ 4 ]
Нововведения в церковной системе
[ редактировать ]Когда-то считалось, что епископские кафедры Шотландии и вся приходская система обязаны своим происхождением нововведениям Давида I. Сегодня ученые смягчили эту точку зрения. Хотя Дэвид перенес епископство Мортлаха на восток в свой новый город Абердин и организовал создание епархии Кейтнесс, никакое другое епископство нельзя с уверенностью назвать творением Давида. [ 5 ] Епископство Глазго было скорее восстановлено, чем возрождено. [ 6 ] В случае епископа Уиторна , возрождение этой кафедры было делом Терстана , архиепископа Йоркского , вместе с королем Фергюсом Галлоуэйским и священнослужителем Гилле Алданом . [ 7 ] Помимо этого, Эйлред из Риво написал в хвалебной речи Давида, что, когда Давид пришел к власти, «он обнаружил трех или четырех епископов во всем шотландском королевстве [к северу от Форта], а остальные колебались без пастора, что привело к потере как морали, так и собственности; когда он умер, он оставил девять, как древних епископств, которые сам восстановил, так и новых, которые он воздвиг». [ 8 ] Весьма вероятно, что, помимо предотвращения длительных вакансий в епископствах, которые до сих пор были обычным явлением, Давид был, по крайней мере частично, ответственен за принуждение полумонашеских «епископств», таких как Бречин , Данкельд , Мортлах (Абердин) и Дублейн , стать полностью епископальной и прочно интегрированной в национальную епархиальную систему. [ 9 ] Что касается развития приходской системы, традиционная роль Давида как ее создателя не может быть сохранена. [ 10 ] В Шотландии уже существовала древняя система приходских церквей, относящаяся к раннему средневековью , и систему, введенную Давидом в результате норманизации, можно точнее рассматривать как умеренную перестройку, а не создание; он сделал шотландскую систему в целом более похожей на систему Франции и Англии, но не он ее создал. [ 11 ]
Монашество
[ редактировать ]
Давид, безусловно, был, по крайней мере, одним из величайших монашеских покровителей средневековой Шотландии. В 1113 году, возможно, первым делом Давида в качестве принца Камбрии, он основал Селкиркское аббатство для Тиронского ордена . Несколько лет спустя, возможно, в 1116 году, Давид посетил сам Тирон , вероятно, чтобы привлечь новых монахов; в 1128 году он перенес Селкиркское аббатство в Келсо , ближе к Роксбургу , который на тот момент был его главной резиденцией. [ 12 ] В 1144 году Дэвид и епископ Глазго Иоанн побудили аббатство Келсо основать дочерний дом — монастырь Лесмахагоу . [ 13 ] Дэвид также продолжил своего предшественника Александра покровительство августинцам , основав Холирудское аббатство вместе с монахами из Мертонского монастыря . Более того, Дэвид и епископ Джон основали Джедбургское аббатство с канониками из Бове в 1138 году. [ 14 ] Другие августинские фонды включали Приорат собора Святого Андрея , основанный Давидом и епископом Робертом Сент-Эндрюсским в 1140 году, который, в свою очередь, основал учреждение на Лох-Левене (1150x1153); августинское аббатство, каноны которого были взяты из Арруэза во Франции, было основано в 1147 году в Камбускеннете недалеко от Стерлинга, еще одного известного королевского центра. [ 15 ] Однако к 23 марта 1137 года Давид также обратился к цистерцианскому ордену , основав знаменитое аббатство Мелроуз из монахов Риво . [ 16 ] Мелроуз станет величайшим средневековым монашеским учреждением в Шотландии к югу от реки Форт. Именно из Мелроуза Дэвид основал аббатство Ньюбатл в Мидлотиане , аббатство Кинлосс в Морее и аббатство Холмкултрам в Камберленде . [ 17 ] Давид также, как и Александр, покровительствовал бенедиктинцам , познакомив монахов с Колдингемом (немонашеской собственностью Даремского монастыря ) в 1139 году и сделав его монастырем к 1149 году. [ 18 ] Деятельность Дэвида сопровождали и другие «шотландские» магнаты. Например, дом премонстратов в аббатстве Дрибург был основан в 1150 году монахами из аббатства Алнвик под патронажем Хью де Морвилля, лорда Лодердейла . [ 19 ] Более того, через шесть лет после основания аббатства Мелроуз король Фергус Галлоуэйский также основал цистерцианское аббатство из Риво, Дандреннанское аббатство , которое впоследствии стало могущественным землевладельцем как в Галлоуэе, так и в Ирландии и было известно Франческо Пеголотти как самое богатое аббатство Шотландии. [ 20 ]

Такие монастыри были не только выражением несомненного благочестия Давида, но и способствовали преобразованию шотландского общества. Монастыри стали центрами иностранного влияния, их основали французские или английские монахи. Они предоставили источники грамотных людей, способных удовлетворить растущие административные потребности короны. Особенно это касалось августинцев. [ 21 ] Более того, эти новые монастыри, и в частности цистерцианские, ввели новые методы ведения сельского хозяйства. По словам одного историка, цистерцианцы были «пионерами или пограничниками… культурными революционерами, которые привнесли новые методы землепользования и новое отношение к эксплуатации земель». [ 22 ] Дункан называет новые цистерцианские заведения Шотландии «самым большим и значительным вкладом Давида I в религиозную жизнь королевства». [ 23 ] Цистерцианцы приравнивали духовное здоровье к экономическим достижениям и эксплуатации окружающей среды. [ 22 ] Цистерцианский труд превратил южную Шотландию в один из основных источников овечьей шерсти в Северной Европе. [ 24 ]
Церковные споры
[ редактировать ]Одной из первых проблем, с которыми Давиду пришлось столкнуться как царю, был церковный спор с английской церковью. Проблема с английской церковью касалась подчинения шотландских кафедр архиепископам Йоркским и/или Кентерберийским, проблема, которая после его избрания в 1124 году не позволила Роберту Сконскому быть рукоположенным. Вполне вероятно, что с 11 века епископство Сент-Эндрюс функционировало как де-факто . В недавно обнаруженных последних 20% версии А « Легенды о Фонде Святого Андрея» , текста, составленного на рубеже XI и XII веков, некоторые из современных священнослужителей епископства Сент-Эндрюс упоминались по имени, а один из них - «Архиепископ Гирич», имея в виду епископа Гирича . [ 25 ] Епископ Фотад II после своей смерти в 1093 году был записан в Анналах Ольстера как «Фотуд ardepscop Alban», то есть «Фотад, архиепископ Шотландии». [ 26 ] Проблема заключалась в том, что этот архиепископский статус не был согласован с папством, что давало английским архиепископам возможность претендовать на господство над всей шотландской церковью.
Ответственным за это стал новый, агрессивно напористый архиепископ Йоркский Терстан . В 1125 году Терстан снова перешел в наступление. В этом году папа Гонорий II написал Давиду и приказал ему принять своего легата Иоанна Крема и:
«Пусть также епископы твоей страны соберутся на его совет, когда они будут созваны им. Споры, которые уже давно поддерживаются между Терстаном, архиепископом Йоркским, и епископами твоей земли, мы обязуемся разрешить этому нашему легату очень тщательно исследовано и обсуждено, но мы оставляем окончательное решение на усмотрение апостольского престола». [ 27 ]
Однако никакого совета легатов не состоялось, и легат Джон де Крема направился обратно через южную Англию. [ 28 ] Легату было поручено исследовать исторический и политический статус епископств собственно Шотландии, земель к северу от реки Форт. Однако такое расследование не потребовалось для двух епископств к югу от Форта. В том же году Гонорий написал Иоанну, епископу Глазго , и Жилю Алдану , епископу Галлоуэя , приказав им подчиниться архиепископству Йоркскому. [ 29 ] Поскольку первое было частью владений Давида, Давиду не хотелось таких новостей. Дэвид приказал епископу Глазго Иоанну отправиться на Апостольский Престол , чтобы получить мантию , которая возвысит епископство Сент-Эндрюс до архиепископства. [ 30 ] Вскоре в Рим прибыл сам Терстан, как и архиепископ Кентерберийский Уильям де Корбей , и оба, по-видимому, выступили против просьбы Давида. Однако Давид заручился поддержкой короля Генриха, и архиепископ Йоркский согласился отложить решение вопроса на год и посвятить Роберта Сконского, не поднимая вопроса о подчинении. [ 31 ] Притязания Йорка на епископов к северу от Форта на практике были оставлены до конца правления Дэвида, хотя Йорк сохраняла свои более заслуживающие доверия претензии на Глазго. [ 32 ]
Епископство Даремское и архиепископство Йоркское
[ редактировать ]Однако успехи Давида во многом уравновешивались его неудачами. Самым большим разочарованием Дэвида в это время была его неспособность обеспечить контроль над епископством Дарема и архиепископством Йорка. Дэвид пытался назначить своего канцлера Уильяма Комина в епископство Дарема, которое оставалось вакантным после смерти епископа Джеффри в 1140 году. Между 1141 и 1143 годами Комин был фактическим епископом и контролировал епископский замок; но он был возмущен главой . Несмотря на контроль над городом Дарем, единственной надеждой Давида на избрание и посвящение была поддержка папского легата Генриха Блуа , епископа Винчестера и брата короля Стефана. Несмотря на поддержку императрицы Матильды, Давиду это не удалось, и он сдался к тому времени, когда Вильгельм де Сен-Барбара был избран на престол в 1143 году. Давид также пытался вмешаться в наследование архиепископства Йорка. Уильям ФитцГерберт , племянник короля Стефана, обнаружил, что его положение подорвано крахом политического состояния Стефана на севере Англии, и был свергнут Папой. Дэвид использовал свои связи с цистерцианцами, чтобы построить связь с Генри Мюрдак , новый архиепископ. Несмотря на поддержку Папы Евгения III , сторонникам короля Стефана и Уильяма ФитцГерберта удалось помешать Генриху занять свой пост в Йорке. К 1149 году Генрих обратился за поддержкой к Давиду. Дэвид воспользовался возможностью взять архиепархию под контроль Шотландии и двинулся на город. Однако сторонники Стефана узнали об этом плане и сообщили об этом королю Стефану. Поэтому Стефан двинулся в город и установил новый гарнизон. Дэвид решил не рисковать и отступил. [ 33 ] все древнее королевство Нортумбрия Ричард Орам предположил, что конечной целью Давида было подчинить себе . Для Орама это событие стало переломным моментом, «шансом радикально перекроить политическую карту Британских островов, потерянным навсегда». [ 34 ]
Крах архиепископства Сент-Эндрюс
[ редактировать ]Следующий удар произошел на церковном фронте. В 1151 году Давид снова попросил паллий для архиепископа Сент-Эндрюса. Кардинал Джон Папаро встретил Дэвида в его резиденции Карлайле в сентябре 1151 года. Дразняще для Дэвида, кардинал направлялся в Ирландию (обычно добиравшуюся из Галлоуэя) с четырьмя паллиями, чтобы создать четыре новых ирландских архиепископства. Когда кардинал вернулся в Карлайл, Дэвид обратился с просьбой. По плану Дэвида, новая архиепископия будет включать в себя все епископства на шотландской территории Дэвида, а также епископство Оркнейских островов и епископство островов . К несчастью для Дэвида, кардинал, похоже, не поднял этот вопрос перед папством. Фактически, в следующем году папство нанесло Давиду еще один удар, создав архиепископство Тронхейма, новое норвежское архиепископство, включающее в себя епископства Островов и Оркнейских островов. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , стр. 62.
- ^ В определенной степени границы Камбрийского княжества Дэвида являются предположениями на основе границ епархии Глазго; Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , стр. 67–8.
- ^ GWS Барроу, «Король Давид I и Глазго», стр. 208–9.
- ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 257–9.
- ^ Орам, Давид I: Король, создавший Шотландию , с. 158; Дункан, Создание Королевства , стр. 257–60; см. также Гордон Дональдсон, «Видения шотландского епископа», стр. 106–17.
- ^ Шид, «Происхождение средневековой епархии Глазго», стр. 220–5.
- ^ Орам, светлость Галлоуэй , с. 173.
- ^ А.О. Андерсон, Шотландские анналы , стр. 233.
- ^ Барроу, Царство и единство , стр. 67–8.
- ^ Ян Б. Коуэн писал, что «принципиальные шаги были предприняты во время правления Давида I»: Ян Б. Коуэн, «Развитие приходской системы», стр. 44.
- ^ Томас Оуэн Клэнси, «Аннат и происхождение прихода», стр. 91–115.
- ^ Орам, Давид I: Король, создавший Шотландию , с. 62; Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 145.
- ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 145, 150.
- ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , с. 150.
- ^ А.А.М. Дункан, «Основание монастыря собора Святого Андрея, 1140 г.», стр. 25, 27–8.
- ^ Ричард Фосетт и Ричард Орам, Мелроуз Эбби , стр. 20.
- ^ Фосетт и Орам, Эбби Мелроуз , иллюстрация 1, стр. 15.
- ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 146–7.
- ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 150–1.
- ^ Кейт Дж. Стрингер, «Реформистское монашество и кельтская Шотландия», .стр. 128–9; Кейт Дж. Стрингер, Реформатская церковь в средневековом Галлоуэе и Камбрии , стр. 11, 35.
- ^ Питер Йоман, Средневековая Шотландия , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Фосетт и Орам, Мелроуз Эбби , с. 17.
- ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , с. 148.
- ↑ См., например, Стрингер, Реформатская церковь в средневековом Галлоуэе и Камбрии , стр. 9–11.
- ^ Даувит Браун, «Восстановление полного текста версии А легенды об основании», стр. 108–14.
- ^ AU 1093.2, текст и английский перевод ; см. также Алан Орр Андерсон, Ранние источники , с. 49
- ^ Симеон Даремский, около 1125 г.; пер. в А.О. Андерсоне, «Шотландские анналы» , стр. 158–9.
- ^ А.О. Андерсон, Шотландские анналы , стр. 159; Дункан, Шотландия: Создание королевства , с. 259.
- ^ А.О. Андерсон, Шотландские Анналы , стр. 160–1.
- ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , с. 259; Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , с. 49.
- ^ Дункан, с. 260; Джон Дауден, Епископы Шотландии (Глазго), изд. Дж. Мейтленд Томсон, (Глазго, 1912), стр. 4–5.
- ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 60–1.
- ↑ О борьбе Дэвида за контроль над Даремом см. Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , стр. 169–75, о Йорке см. стр. 186–9.
- ^ Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , стр. 189.
- ^ Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , стр. 155.
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Андерсон, Алан Орр (редактор), Ранние источники истории Шотландии: 500–1286 гг. Нашей эры , 2 тома (Эдинбург, 1922 г.)
- Андерсон, Алан Орр (редактор), Шотландские летописи от английских летописцев: 500–1286 гг. Нашей эры , (Лондон, 1908 г.), переизданные, Марджори Андерсон (редактор) (Стэмфорд, 1991 г.)
- Барроу, GWS , Хартии короля Давида I: Письменные акты Давида I, короля Шотландии, 1124–1153 гг., и его сына Генри, графа Нортумберленда, 1139–1152 гг ., (Вудбридж, 1999)
- Лори, сэр Арчибальд (редактор), Ранние шотландские хартии до 1153 г. н.э. (Глазго, 1905 г.)
Вторичные источники
[ редактировать ]- Барбур, Малькольм, Два города: средневековая Европа, 1050–1320 гг . (Лондон, 1992 г.)
- Барроу, GWS (редактор), «Баденок и Стратспей, 1130–1312: 1. Светское и политическое» в Северной Шотландии , 8 (1988), стр. 1–15.
- Барроу, GWS, «Король Давид I и Глазго» в GWS Барроу (редактор), Королевство Шотландии (Эдинбург, 2003), стр. 203–13.
- Барроу, GWS, «Давид I (ок. 1085–1153)», в Оксфордском национальном биографическом словаре , Oxford University Press, сентябрь 2004 г.; онлайн-издание, январь 2006 г. , получено 11 февраля 2007 г.
- Барроу, GWS, «Давид I из Шотландии: баланс нового и старого», в GWS Барроу (ред.), Шотландия и ее соседи в средние века (Лондон, 1992), стр. 45–65, первоначально опубликовано как лекция Стентона 1984 г. (Рединг, 1985 г.)
- Барроу, GWS, Царство и единство: Шотландия, 1000–1306 гг . (Эдинбург, 1981).
- Барроу, GWS, «Короли Шотландии и Дарема», Дэвид Ролласон, Маргарет Харви и Майкл Прествич (ред.), Англо-нормандский Дарем, 1093–1193 , стр. 309–23.
- Барроу, GWS, «Королевский дом и религиозные ордены», в GWS Барроу (ред.), Королевство Шотландии (Эдинбург, 2003), стр. 151–68.
- Бартлетт, Роберт, Создание Европы, завоевание, колонизация и культурные изменения: 950–1350 гг . (Лондон, 1993).
- Браун, Даувит , «Восстановление полного текста версии A легенды об основании», в книге Саймона Тейлора (ред.), Kings, Clerics and Chronicles in Scotland, 500–1297 (Дублин, 2000), стр. 108–14.
- Браун, Даувит, «Валлийская идентичность королевства Стратклайд», в The Innes Review , Vol. 55, нет. 2 (осень 2004 г.), стр. 111–80.
- Клэнси, Томас Оуэн, «Аннат и происхождение прихода», в Innes Review , том. 46, нет. 2 (1995), стр. 91–115.
- Клэнси, Монтана, Англия и ее правители , 2-е изд. (Малден, Массачусетс, 1998 г.)
- Коуэн, Ян Б., «Развитие приходской системы», в Scottish Historical Review , 40 (1961), стр. 43–55.
- Коуэн, Эдвард Дж., «Изобретение кельтской Шотландии», в книге Эдварда Дж. Коуэна и Р. Эндрю Макдональда (ред.), Альба: Кельтская Шотландия в средние века (Восточный Лотиан, 2000), стр. 1–23.
- Дэвис, Р.Р. , Господство и завоевание: опыт Ирландии, Шотландии и Уэльса, 1100–1300 гг . (Кембридж, 1990).
- Дэвис. Р.Р., Первая английская империя: власть и идентичность на Британских островах, 1093–1343 гг . (Оксфорд, 2000 г.)
- Дональдсон, Гордон, «Видения шотландского епископа до правления Давида I», в Трудах Общества антикваров Шотландии , 87 (1952–53), стр. 106–17.
- Дамвилл, Дэвид Н. , «Святая Катро Мецкая и агиография экзотики», в книге Джона Кэри и др. (ред.), Ирландская агиография: Святые и ученые (Дублин, 2001), стр. 172–188.
- Дауден, Джон , Епископы Шотландии , изд. Дж. Мейтленд Томсон (Глазго, 1912 г.)
- Дункан, AAM , «Основание монастыря собора Святого Андрея, 1140 год», в The Scottish Historical Review , том 84, (апрель 2005 г.), стр. 1–37.
- Дункан, ААМ, Королевство Шотландии 842–1292: преемственность и независимость (Эдинбург, 2002 г.)
- Дункан, AAM, Шотландия: Создание королевства (Эдинбург, 1975)
- Фосеттс, Ричард, и Орам, Ричард, Мелроуз Эбби (Страуд, 2004)
- Фоллетт, Уэсли, Сели Де в Ирландии: монашеское письмо и идентичность в раннем средневековье (Вудбридж, 2006)
- Хайду, Питер, Тема «Средневековье/современность: текст и управление в средние века » (Стэмфорд, 2004 г.)
- Хадсон, Бенджамин Т., «Гэльские принцы и григорианская реформа», в книге Бенджамина Т. Хадсона и Вики Зиглер (ред.), « Пересекающиеся пути: методологические подходы к кельтским аспектам европейского средневековья » (Lanham, 1991), стр. 61–81
- Джексон, Кеннет , Гэльские заметки в книге оленей: лекция памяти Осборна Бергина , 1970 г. (Кембридж, 1972 г.)
- Ладнер, Г., «Термины и идеи обновления», в книге Роберта Л. Бенсона, Джайлза Констебля и Кэрол Д. Лэнхэм (ред.), « Возрождение и обновление в двенадцатом веке » (Оксфорд, 1982), стр. 1–33.
- Ланг, Эндрю, История Шотландии со времен римской оккупации , 2 тома, том. 1 (Эдинбург, 1900 г.)
- Лоуренс, CH, Средневековое монашество: формы религиозной жизни в Западной Европе в средние века , 2-е издание (Лондон, 1989 г.)
- Линч, Майкл, Шотландия: новая история (Эдинбург, 1991)
- Макнил, Питер ГБ и Маккуин, Гектор Л. (редакторы), Атлас истории Шотландии до 1707 года (Эдинбург, 1996)
- Мур, Род-Айленд, Первая европейская революция, около 970–1215 гг . (Кембридж, 2000 г.)
- О Кроинин, Дэвид, Раннесредневековая Ирландия: 400–1200 гг . (Харлоу, 1995).
- Орам, Ричард, Дэвид: Король, создавший Шотландию (Глостершир, 2004)
- Орам, Ричард, Светлость Галлоуэй (Эдинбург, 2000)
- Пиренн, Анри, Средневековые города: их возникновение и возрождение торговли , пер. Ф. Д. Хэлси (Принстон, 1925 г.)
- Шид, Норман Ф., «Происхождение средневековой епархии Глазго», в Scottish Historical Review , 48 (1969), стр. 220–5.
- Стрингер, Кейт Дж., «Реформистское монашество и кельтская Шотландия», в книге Эдварда Дж. Коуэна и Р. Эндрю Макдональда (ред.), Альба: Кельтская Шотландия в средние века (Восточный Лотиан, 2000), стр. 127–65
- Стрингер, Кейт Дж., Реформатская церковь в средневековом Галлоуэе и Камбрии: контрасты, связи и преемственность (Одиннадцатая лекция Уиторна, 14 сентября 2002 г.), (Whithorn, 2003 г.)
- Вейч, Кеннет, «Пересадка рая»: Александр I и реформа религиозной жизни в Шотландии», в Innes Review , 52 (2001), стр. 136–166.
- Ватт, Джон, Церковь в средневековой Ирландии (Дублин, 1972).
- Йоман, Питер, Средневековая Шотландия: археологическая перспектива (Лондон, 1995).