Jump to content

Давид I и Шотландская церковь

Гравировка на стали и усиление лицевой стороны Большой печати Давида I, изображающая Давида на «европейский» манер, другого мирского хранителя мира и защитника справедливости.

Историческая трактовка церкви обычно подчеркивает новаторскую роль короля Дэвида I Шотландии Давида I и шотландской как инструмента епархиальной реорганизации и проникновения норманнов, начиная с епископства Глазго, когда Давид был принцем Камбрии, и продолжая дальше на север после Давида. вступил на престол Шотландии. Помимо этого и его монашеского покровительства, внимание обычно уделяется его роли защитника независимости шотландской церкви от претензий на верховенство со стороны архиепископа Йоркского и архиепископа Кентерберийского .

Обновленное епископство Глазго

[ редактировать ]

Почти сразу после того, как он возглавил Камбрийское княжество, Дэвид передал епископство Глазго своему капеллану Джону , с которым Дэвид, возможно, впервые встретился во время своего участия в завоевании Генрихом Нормандии после 1106 года. [ 1 ] Сам Иоанн был тесно связан с Тироненским орденом и, по-видимому, был приверженцем новых григорианских идей относительно епископской организации. Давид провел расследование и впоследствии передал епископству все земли своего княжества, за исключением тех, что на востоке его княжества, которыми уже управлял базирующийся в Шотландии епископ Сент-Эндрюс . [ 2 ] Дэвид отвечал за непосредственное выделение Глазго достаточно земель, чтобы сделать епископство самодостаточным, и за то, чтобы в долгосрочной перспективе Глазго стал вторым по значимости епископством в Королевстве Шотландия. К 1120-м годам начались работы по строительству собора для епархии. [ 3 ] Дэвид также постарался обеспечить, чтобы его обновленная епископская кафедра сохранила независимость от других епископств, и это стремление породило бы большую напряженность в отношениях с английской церковью, где и архиепископ Кентерберийский , и архиепископ Йоркский претендовали на верховное господство. [ 4 ]

Нововведения в церковной системе

[ редактировать ]

Когда-то считалось, что епископские кафедры Шотландии и вся приходская система обязаны своим происхождением нововведениям Давида I. Сегодня ученые смягчили эту точку зрения. Хотя Дэвид перенес епископство Мортлаха на восток в свой новый город Абердин и организовал создание епархии Кейтнесс, никакое другое епископство нельзя с уверенностью назвать творением Давида. [ 5 ] Епископство Глазго было скорее восстановлено, чем возрождено. [ 6 ] В случае епископа Уиторна , возрождение этой кафедры было делом Терстана , архиепископа Йоркского , вместе с королем Фергюсом Галлоуэйским и священнослужителем Гилле Алданом . [ 7 ] Помимо этого, Эйлред из Риво написал в хвалебной речи Давида, что, когда Давид пришел к власти, «он обнаружил трех или четырех епископов во всем шотландском королевстве [к северу от Форта], а остальные колебались без пастора, что привело к потере как морали, так и собственности; когда он умер, он оставил девять, как древних епископств, которые сам восстановил, так и новых, которые он воздвиг». [ 8 ] Весьма вероятно, что, помимо предотвращения длительных вакансий в епископствах, которые до сих пор были обычным явлением, Давид был, по крайней мере частично, ответственен за принуждение полумонашеских «епископств», таких как Бречин , Данкельд , Мортлах (Абердин) и Дублейн , стать полностью епископальной и прочно интегрированной в национальную епархиальную систему. [ 9 ] Что касается развития приходской системы, традиционная роль Давида как ее создателя не может быть сохранена. [ 10 ] В Шотландии уже существовала древняя система приходских церквей, относящаяся к раннему средневековью , и систему, введенную Давидом в результате норманизации, можно точнее рассматривать как умеренную перестройку, а не создание; он сделал шотландскую систему в целом более похожей на систему Франции и Англии, но не он ее создал. [ 11 ]

Монашество

[ редактировать ]
Современные руины аббатства Келсо. Первоначально это заведение находилось в Селкирке с 1113 года, но было перенесено в Келсо в 1128 году, чтобы лучше обслуживать южную «столицу» Давида в Роксбурге.

Давид, безусловно, был, по крайней мере, одним из величайших монашеских покровителей средневековой Шотландии. В 1113 году, возможно, первым делом Давида в качестве принца Камбрии, он основал Селкиркское аббатство для Тиронского ордена . Несколько лет спустя, возможно, в 1116 году, Давид посетил сам Тирон , вероятно, чтобы привлечь новых монахов; в 1128 году он перенес Селкиркское аббатство в Келсо , ближе к Роксбургу , который на тот момент был его главной резиденцией. [ 12 ] В 1144 году Дэвид и епископ Глазго Иоанн побудили аббатство Келсо основать дочерний дом — монастырь Лесмахагоу . [ 13 ] Дэвид также продолжил своего предшественника Александра покровительство августинцам , основав Холирудское аббатство вместе с монахами из Мертонского монастыря . Более того, Дэвид и епископ Джон основали Джедбургское аббатство с канониками из Бове в 1138 году. [ 14 ] Другие августинские фонды включали Приорат собора Святого Андрея , основанный Давидом и епископом Робертом Сент-Эндрюсским в 1140 году, который, в свою очередь, основал учреждение на Лох-Левене (1150x1153); августинское аббатство, каноны которого были взяты из Арруэза во Франции, было основано в 1147 году в Камбускеннете недалеко от Стерлинга, еще одного известного королевского центра. [ 15 ] Однако к 23 марта 1137 года Давид также обратился к цистерцианскому ордену , основав знаменитое аббатство Мелроуз из монахов Риво . [ 16 ] Мелроуз станет величайшим средневековым монашеским учреждением в Шотландии к югу от реки Форт. Именно из Мелроуза Дэвид основал аббатство Ньюбатл в Мидлотиане , аббатство Кинлосс в Морее и аббатство Холмкултрам в Камберленде . [ 17 ] Давид также, как и Александр, покровительствовал бенедиктинцам , познакомив монахов с Колдингемом (немонашеской собственностью Даремского монастыря ) в 1139 году и сделав его монастырем к 1149 году. [ 18 ] Деятельность Дэвида сопровождали и другие «шотландские» магнаты. Например, дом премонстратов в аббатстве Дрибург был основан в 1150 году монахами из аббатства Алнвик под патронажем Хью де Морвилля, лорда Лодердейла . [ 19 ] Более того, через шесть лет после основания аббатства Мелроуз король Фергус Галлоуэйский также основал цистерцианское аббатство из Риво, Дандреннанское аббатство , которое впоследствии стало могущественным землевладельцем как в Галлоуэе, так и в Ирландии и было известно Франческо Пеголотти как самое богатое аббатство Шотландии. [ 20 ]

Современные руины аббатства Мелроуз . Этот цистерцианский монастырь, основанный в 1137 году, стал одним из величайших наследий Давида.

Такие монастыри были не только выражением несомненного благочестия Давида, но и способствовали преобразованию шотландского общества. Монастыри стали центрами иностранного влияния, их основали французские или английские монахи. Они предоставили источники грамотных людей, способных удовлетворить растущие административные потребности короны. Особенно это касалось августинцев. [ 21 ] Более того, эти новые монастыри, и в частности цистерцианские, ввели новые методы ведения сельского хозяйства. По словам одного историка, цистерцианцы были «пионерами или пограничниками… культурными революционерами, которые привнесли новые методы землепользования и новое отношение к эксплуатации земель». [ 22 ] Дункан называет новые цистерцианские заведения Шотландии «самым большим и значительным вкладом Давида I в религиозную жизнь королевства». [ 23 ] Цистерцианцы приравнивали духовное здоровье к экономическим достижениям и эксплуатации окружающей среды. [ 22 ] Цистерцианский труд превратил южную Шотландию в один из основных источников овечьей шерсти в Северной Европе. [ 24 ]

Церковные споры

[ редактировать ]

Одной из первых проблем, с которыми Давиду пришлось столкнуться как царю, был церковный спор с английской церковью. Проблема с английской церковью касалась подчинения шотландских кафедр архиепископам Йоркским и/или Кентерберийским, проблема, которая после его избрания в 1124 году не позволила Роберту Сконскому быть рукоположенным. Вполне вероятно, что с 11 века епископство Сент-Эндрюс функционировало как де-факто . В недавно обнаруженных последних 20% версии А « Легенды о Фонде Святого Андрея» , текста, составленного на рубеже XI и XII веков, некоторые из современных священнослужителей епископства Сент-Эндрюс упоминались по имени, а один из них - «Архиепископ Гирич», имея в виду епископа Гирича . [ 25 ] Епископ Фотад II после своей смерти в 1093 году был записан в Анналах Ольстера как «Фотуд ardepscop Alban», то есть «Фотад, архиепископ Шотландии». [ 26 ] Проблема заключалась в том, что этот архиепископский статус не был согласован с папством, что давало английским архиепископам возможность претендовать на господство над всей шотландской церковью.

Ответственным за это стал новый, агрессивно напористый архиепископ Йоркский Терстан . В 1125 году Терстан снова перешел в наступление. В этом году папа Гонорий II написал Давиду и приказал ему принять своего легата Иоанна Крема и:

«Пусть также епископы твоей страны соберутся на его совет, когда они будут созваны им. Споры, которые уже давно поддерживаются между Терстаном, архиепископом Йоркским, и епископами твоей земли, мы обязуемся разрешить этому нашему легату очень тщательно исследовано и обсуждено, но мы оставляем окончательное решение на усмотрение апостольского престола». [ 27 ]

Однако никакого совета легатов не состоялось, и легат Джон де Крема направился обратно через южную Англию. [ 28 ] Легату было поручено исследовать исторический и политический статус епископств собственно Шотландии, земель к северу от реки Форт. Однако такое расследование не потребовалось для двух епископств к югу от Форта. В том же году Гонорий написал Иоанну, епископу Глазго , и Жилю Алдану , епископу Галлоуэя , приказав им подчиниться архиепископству Йоркскому. [ 29 ] Поскольку первое было частью владений Давида, Давиду не хотелось таких новостей. Дэвид приказал епископу Глазго Иоанну отправиться на Апостольский Престол , чтобы получить мантию , которая возвысит епископство Сент-Эндрюс до архиепископства. [ 30 ] Вскоре в Рим прибыл сам Терстан, как и архиепископ Кентерберийский Уильям де Корбей , и оба, по-видимому, выступили против просьбы Давида. Однако Давид заручился поддержкой короля Генриха, и архиепископ Йоркский согласился отложить решение вопроса на год и посвятить Роберта Сконского, не поднимая вопроса о подчинении. [ 31 ] Притязания Йорка на епископов к северу от Форта на практике были оставлены до конца правления Дэвида, хотя Йорк сохраняла свои более заслуживающие доверия претензии на Глазго. [ 32 ]

Епископство Даремское и архиепископство Йоркское

[ редактировать ]

Однако успехи Давида во многом уравновешивались его неудачами. Самым большим разочарованием Дэвида в это время была его неспособность обеспечить контроль над епископством Дарема и архиепископством Йорка. Дэвид пытался назначить своего канцлера Уильяма Комина в епископство Дарема, которое оставалось вакантным после смерти епископа Джеффри в 1140 году. Между 1141 и 1143 годами Комин был фактическим епископом и контролировал епископский замок; но он был возмущен главой . Несмотря на контроль над городом Дарем, единственной надеждой Давида на избрание и посвящение была поддержка папского легата Генриха Блуа , епископа Винчестера и брата короля Стефана. Несмотря на поддержку императрицы Матильды, Давиду это не удалось, и он сдался к тому времени, когда Вильгельм де Сен-Барбара был избран на престол в 1143 году. Давид также пытался вмешаться в наследование архиепископства Йорка. Уильям ФитцГерберт , племянник короля Стефана, обнаружил, что его положение подорвано крахом политического состояния Стефана на севере Англии, и был свергнут Папой. Дэвид использовал свои связи с цистерцианцами, чтобы построить связь с Генри Мюрдак , новый архиепископ. Несмотря на поддержку Папы Евгения III , сторонникам короля Стефана и Уильяма ФитцГерберта удалось помешать Генриху занять свой пост в Йорке. К 1149 году Генрих обратился за поддержкой к Давиду. Дэвид воспользовался возможностью взять архиепархию под контроль Шотландии и двинулся на город. Однако сторонники Стефана узнали об этом плане и сообщили об этом королю Стефану. Поэтому Стефан двинулся в город и установил новый гарнизон. Дэвид решил не рисковать и отступил. [ 33 ] все древнее королевство Нортумбрия Ричард Орам предположил, что конечной целью Давида было подчинить себе . Для Орама это событие стало переломным моментом, «шансом радикально перекроить политическую карту Британских островов, потерянным навсегда». [ 34 ]

Крах архиепископства Сент-Эндрюс

[ редактировать ]

Следующий удар произошел на церковном фронте. В 1151 году Давид снова попросил паллий для архиепископа Сент-Эндрюса. Кардинал Джон Папаро встретил Дэвида в его резиденции Карлайле в сентябре 1151 года. Дразняще для Дэвида, кардинал направлялся в Ирландию (обычно добиравшуюся из Галлоуэя) с четырьмя паллиями, чтобы создать четыре новых ирландских архиепископства. Когда кардинал вернулся в Карлайл, Дэвид обратился с просьбой. По плану Дэвида, новая архиепископия будет включать в себя все епископства на шотландской территории Дэвида, а также епископство Оркнейских островов и епископство островов . К несчастью для Дэвида, кардинал, похоже, не поднял этот вопрос перед папством. Фактически, в следующем году папство нанесло Давиду еще один удар, создав архиепископство Тронхейма, новое норвежское архиепископство, включающее в себя епископства Островов и Оркнейских островов. [ 35 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , стр. 62.
  2. ^ В определенной степени границы Камбрийского княжества Дэвида являются предположениями на основе границ епархии Глазго; Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , стр. 67–8.
  3. ^ GWS Барроу, «Король Давид I и Глазго», стр. 208–9.
  4. ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 257–9.
  5. ^ Орам, Давид I: Король, создавший Шотландию , с. 158; Дункан, Создание Королевства , стр. 257–60; см. также Гордон Дональдсон, «Видения шотландского епископа», стр. 106–17.
  6. ^ Шид, «Происхождение средневековой епархии Глазго», стр. 220–5.
  7. ^ Орам, светлость Галлоуэй , с. 173.
  8. ^ А.О. Андерсон, Шотландские анналы , стр. 233.
  9. ^ Барроу, Царство и единство , стр. 67–8.
  10. ^ Ян Б. Коуэн писал, что «принципиальные шаги были предприняты во время правления Давида I»: Ян Б. Коуэн, «Развитие приходской системы», стр. 44.
  11. ^ Томас Оуэн Клэнси, «Аннат и происхождение прихода», стр. 91–115.
  12. ^ Орам, Давид I: Король, создавший Шотландию , с. 62; Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 145.
  13. ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 145, 150.
  14. ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , с. 150.
  15. ^ А.А.М. Дункан, «Основание монастыря собора Святого Андрея, 1140 г.», стр. 25, 27–8.
  16. ^ Ричард Фосетт и Ричард Орам, Мелроуз Эбби , стр. 20.
  17. ^ Фосетт и Орам, Эбби Мелроуз , иллюстрация 1, стр. 15.
  18. ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 146–7.
  19. ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 150–1.
  20. ^ Кейт Дж. Стрингер, «Реформистское монашество и кельтская Шотландия», .стр. 128–9; Кейт Дж. Стрингер, Реформатская церковь в средневековом Галлоуэе и Камбрии , стр. 11, 35.
  21. ^ Питер Йоман, Средневековая Шотландия , с. 15.
  22. ^ Jump up to: а б Фосетт и Орам, Мелроуз Эбби , с. 17.
  23. ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , с. 148.
  24. См., например, Стрингер, Реформатская церковь в средневековом Галлоуэе и Камбрии , стр. 9–11.
  25. ^ Даувит Браун, «Восстановление полного текста версии А легенды об основании», стр. 108–14.
  26. ^ AU 1093.2, текст и английский перевод ; см. также Алан Орр Андерсон, Ранние источники , с. 49
  27. ^ Симеон Даремский, около 1125 г.; пер. в А.О. Андерсоне, «Шотландские анналы» , стр. 158–9.
  28. ^ А.О. Андерсон, Шотландские анналы , стр. 159; Дункан, Шотландия: Создание королевства , с. 259.
  29. ^ А.О. Андерсон, Шотландские Анналы , стр. 160–1.
  30. ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , с. 259; Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , с. 49.
  31. ^ Дункан, с. 260; Джон Дауден, Епископы Шотландии (Глазго), изд. Дж. Мейтленд Томсон, (Глазго, 1912), стр. 4–5.
  32. ^ Дункан, Шотландия: Создание королевства , стр. 60–1.
  33. О борьбе Дэвида за контроль над Даремом см. Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , стр. 169–75, о Йорке см. стр. 186–9.
  34. ^ Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , стр. 189.
  35. ^ Орам, Дэвид: Король, создавший Шотландию , стр. 155.

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Андерсон, Алан Орр (редактор), Ранние источники истории Шотландии: 500–1286 гг. Нашей эры , 2 тома (Эдинбург, 1922 г.)
  • Андерсон, Алан Орр (редактор), Шотландские летописи от английских летописцев: 500–1286 гг. Нашей эры , (Лондон, 1908 г.), переизданные, Марджори Андерсон (редактор) (Стэмфорд, 1991 г.)
  • Барроу, GWS , Хартии короля Давида I: Письменные акты Давида I, короля Шотландии, 1124–1153 гг., и его сына Генри, графа Нортумберленда, 1139–1152 гг ., (Вудбридж, 1999)
  • Лори, сэр Арчибальд (редактор), Ранние шотландские хартии до 1153 г. н.э. (Глазго, 1905 г.)

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Барбур, Малькольм, Два города: средневековая Европа, 1050–1320 гг . (Лондон, 1992 г.)
  • Барроу, GWS (редактор), «Баденок и Стратспей, 1130–1312: 1. Светское и политическое» в Северной Шотландии , 8 (1988), стр. 1–15.
  • Барроу, GWS, «Король Давид I и Глазго» в GWS Барроу (редактор), Королевство Шотландии (Эдинбург, 2003), стр. 203–13.
  • Барроу, GWS, «Давид I (ок. 1085–1153)», в Оксфордском национальном биографическом словаре , Oxford University Press, сентябрь 2004 г.; онлайн-издание, январь 2006 г. , получено 11 февраля 2007 г.
  • Барроу, GWS, «Давид I из Шотландии: баланс нового и старого», в GWS Барроу (ред.), Шотландия и ее соседи в средние века (Лондон, 1992), стр. 45–65, первоначально опубликовано как лекция Стентона 1984 г. (Рединг, 1985 г.)
  • Барроу, GWS, Царство и единство: Шотландия, 1000–1306 гг . (Эдинбург, 1981).
  • Барроу, GWS, «Короли Шотландии и Дарема», Дэвид Ролласон, Маргарет Харви и Майкл Прествич (ред.), Англо-нормандский Дарем, 1093–1193 , стр. 309–23.
  • Барроу, GWS, «Королевский дом и религиозные ордены», в GWS Барроу (ред.), Королевство Шотландии (Эдинбург, 2003), стр. 151–68.
  • Бартлетт, Роберт, Создание Европы, завоевание, колонизация и культурные изменения: 950–1350 гг . (Лондон, 1993).
  • Браун, Даувит , «Восстановление полного текста версии A легенды об основании», в книге Саймона Тейлора (ред.), Kings, Clerics and Chronicles in Scotland, 500–1297 (Дублин, 2000), стр. 108–14.
  • Браун, Даувит, «Валлийская идентичность королевства Стратклайд», в The Innes Review , Vol. 55, нет. 2 (осень 2004 г.), стр. 111–80.
  • Клэнси, Томас Оуэн, «Аннат и происхождение прихода», в Innes Review , том. 46, нет. 2 (1995), стр. 91–115.
  • Клэнси, Монтана, Англия и ее правители , 2-е изд. (Малден, Массачусетс, 1998 г.)
  • Коуэн, Ян Б., «Развитие приходской системы», в Scottish Historical Review , 40 (1961), стр. 43–55.
  • Коуэн, Эдвард Дж., «Изобретение кельтской Шотландии», в книге Эдварда Дж. Коуэна и Р. Эндрю Макдональда (ред.), Альба: Кельтская Шотландия в средние века (Восточный Лотиан, 2000), стр. 1–23.
  • Дэвис, Р.Р. , Господство и завоевание: опыт Ирландии, Шотландии и Уэльса, 1100–1300 гг . (Кембридж, 1990).
  • Дэвис. Р.Р., Первая английская империя: власть и идентичность на Британских островах, 1093–1343 гг . (Оксфорд, 2000 г.)
  • Дональдсон, Гордон, «Видения шотландского епископа до правления Давида I», в Трудах Общества антикваров Шотландии , 87 (1952–53), стр. 106–17.
  • Дамвилл, Дэвид Н. , «Святая Катро Мецкая и агиография экзотики», в книге Джона Кэри и др. (ред.), Ирландская агиография: Святые и ученые (Дублин, 2001), стр. 172–188.
  • Дауден, Джон , Епископы Шотландии , изд. Дж. Мейтленд Томсон (Глазго, 1912 г.)
  • Дункан, AAM , «Основание монастыря собора Святого Андрея, 1140 год», в The Scottish Historical Review , том 84, (апрель 2005 г.), стр. 1–37.
  • Дункан, ААМ, Королевство Шотландии 842–1292: преемственность и независимость (Эдинбург, 2002 г.)
  • Дункан, AAM, Шотландия: Создание королевства (Эдинбург, 1975)
  • Фосеттс, Ричард, и Орам, Ричард, Мелроуз Эбби (Страуд, 2004)
  • Фоллетт, Уэсли, Сели Де в Ирландии: монашеское письмо и идентичность в раннем средневековье (Вудбридж, 2006)
  • Хайду, Питер, Тема «Средневековье/современность: текст и управление в средние века » (Стэмфорд, 2004 г.)
  • Хадсон, Бенджамин Т., «Гэльские принцы и григорианская реформа», в книге Бенджамина Т. Хадсона и Вики Зиглер (ред.), « Пересекающиеся пути: методологические подходы к кельтским аспектам европейского средневековья » (Lanham, 1991), стр. 61–81
  • Джексон, Кеннет , Гэльские заметки в книге оленей: лекция памяти Осборна Бергина , 1970 г. (Кембридж, 1972 г.)
  • Ладнер, Г., «Термины и идеи обновления», в книге Роберта Л. Бенсона, Джайлза Констебля и Кэрол Д. Лэнхэм (ред.), « Возрождение и обновление в двенадцатом веке » (Оксфорд, 1982), стр. 1–33.
  • Ланг, Эндрю, История Шотландии со времен римской оккупации , 2 тома, том. 1 (Эдинбург, 1900 г.)
  • Лоуренс, CH, Средневековое монашество: формы религиозной жизни в Западной Европе в средние века , 2-е издание (Лондон, 1989 г.)
  • Линч, Майкл, Шотландия: новая история (Эдинбург, 1991)
  • Макнил, Питер ГБ и Маккуин, Гектор Л. (редакторы), Атлас истории Шотландии до 1707 года (Эдинбург, 1996)
  • Мур, Род-Айленд, Первая европейская революция, около 970–1215 гг . (Кембридж, 2000 г.)
  • О Кроинин, Дэвид, Раннесредневековая Ирландия: 400–1200 гг . (Харлоу, 1995).
  • Орам, Ричард, Дэвид: Король, создавший Шотландию (Глостершир, 2004)
  • Орам, Ричард, Светлость Галлоуэй (Эдинбург, 2000)
  • Пиренн, Анри, Средневековые города: их возникновение и возрождение торговли , пер. Ф. Д. Хэлси (Принстон, 1925 г.)
  • Шид, Норман Ф., «Происхождение средневековой епархии Глазго», в Scottish Historical Review , 48 (1969), стр. 220–5.
  • Стрингер, Кейт Дж., «Реформистское монашество и кельтская Шотландия», в книге Эдварда Дж. Коуэна и Р. Эндрю Макдональда (ред.), Альба: Кельтская Шотландия в средние века (Восточный Лотиан, 2000), стр. 127–65
  • Стрингер, Кейт Дж., Реформатская церковь в средневековом Галлоуэе и Камбрии: контрасты, связи и преемственность (Одиннадцатая лекция Уиторна, 14 сентября 2002 г.), (Whithorn, 2003 г.)
  • Вейч, Кеннет, «Пересадка рая»: Александр I и реформа религиозной жизни в Шотландии», в Innes Review , 52 (2001), стр. 136–166.
  • Ватт, Джон, Церковь в средневековой Ирландии (Дублин, 1972).
  • Йоман, Питер, Средневековая Шотландия: археологическая перспектива (Лондон, 1995).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21137d7b72962215a71b79fcabe13168__1708003560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/68/21137d7b72962215a71b79fcabe13168.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
David I and the Scottish Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)