Jump to content

КТМ-5

КТМ-5
71-605
Трамвай КТМ-5 в Нижнем Новгороде, Россия.
В эксплуатации 1963-настоящее время
Производитель УКВЗ
Сборка Усть-Катав , СССР
Фамилия КТМ
Построенный 1963, 1965, 1967, 1969-1992
Количество построенных 14,991
Предшественник КТМ-2 / КТМ-3
Преемник 71-608 (КТМ-8)
71-619 (КТМ-19)
Емкость См. таблицу
Технические характеристики
Длина автомобиля См. таблицу
Ширина 2600 мм (8 футов 6 дюймов)
Высота См. таблицу
Высота этажа 900 мм (35 дюймов) [1]
Вход Шаг
Двери 3
Диаметр колеса 700 мм (28 дюймов)
Колесная база 1940 мм (6 футов 4 дюйма) (оси)
7500 мм (24 фута 7 дюймов) (тележки)
Максимальная скорость См. таблицу
Масса См. таблицу
Тип двигателя См. таблицу
Тяговые двигатели 4
Выходная мощность См. таблицу
Ускорение См. таблицу
Замедление См. таблицу
Электрическая система(ы) 550 В постоянного тока
Токоприемник(и) Луковый коллектор , пантограф , троллейбусный столб.
Колеса приводные 4
Тележки 2
Минимальный радиус поворота 16 м (52 фута)
Ширина колеи 1524 мм ( 5 футов )
1435 мм ( 4 фута 8 + 1 2 дюйма )

КТМ -5 , позже известный как 71-605 , — советская модель трамвая производства УКВЗ . Впервые представленный в 1963 году, KTM-5 серийно производился в период с 1969 по 1992 год, всего было выпущено 14 991 экземпляр. [2] производятся трамваи. Трамваи КТМ-5 строились исключительно для Советского Союза , поэтому в настоящее время работают только в постсоветских государствах .

До 1976 года КТМ использовался УКВЗ как товарный знак для моделей трамваев, являясь аббревиатурой трамвая ( русский : Кировский Т рамвай М Кировского моторного оторный ). В расширении -5 речь шла о модели трамвая пятого поколения. [3] Урал был широко используемым названием для трамваев с 1965 по 1971 год, а также «УРАЛ» (английский: Урал ) чеканился на трамваях этого периода. [4]

был введен стандарт наименования В июле 1976 года в Советском Союзе подвижного состава трамвая и метро. КТМ-5 получил официальное обозначение 71-605 ; где 71- обозначал трамвай, 6 - производственный завод УКВЗ в Усть-Катаве, а 05 - поколение трамвая. [5] К каждому имени были добавлены суффиксы, чтобы различать варианты.

История и дизайн

[ редактировать ]
Трамваи КТМ-5 должны были иметь возможность работать как электропоезда, как это было в Новополоцке в 2012 году.

К середине 1950-х годов трамвайные парки в советских городах были технически устаревшими, причем большая часть находящихся в эксплуатации транспортных средств была произведена до Второй мировой войны . Большинство трамваев отечественного производства были небольшими двухосными транспортными средствами, конструкция которых сильно ограничивала пассажировместимость растущих систем. В европейской части России в крупных городах действовали просторные четырехосные двухтележные трамваи ; Москва смогла импортировать чехословацкие трамваи Tatra T2 и отечественные трамваи МТВ-82 производства RVR в оккупированной Латвии . Ленинград поставлял местный трамвайостроитель — Ленинградский вагоноремонтный завод . Первоначально ожидалось, что РВР сможет массово производить МТВ-82, но производство не удалось масштабировать для поставок в Советский Союз. Кроме того, трамваи МТВ-82 были устаревшими по своей конструкции и не могли работать с прицепом или друг с другом как электропоезд . В декабре 1959 года Совет Министров РСФСР поручил Усть-Катавскому вагоностроительному заводу (УКВЗ) возглавить разработку и, в конечном итоге, серийное производство четырехосного двухместного автомобиля. трамвай с тележкой , способный работать как автопоезд. [6]

Прототипы

[ редактировать ]

Оригинальный КТМ-5 был построен в 1963 году и состоял из двух прототипов трамвая. Электрические, механические и эстетические конструкции были заимствованы у советского РВЗ-6 , основанного на чехословацкой Tatra T2, которая, в свою очередь, представляла собой лицензионную адаптацию североамериканского трамвая PCC . [7] В конструкции использовалась реостатная система управления. По сравнению с более поздними вариантами КТМ-5, эстетический дизайн оригинальных прототипов отличался обтекаемым цельнометаллическим кузовом, на который также повлияли недавно представленные трамваи Tatra T3 и LM-57 . В 1964 году опытные образцы трамвая были доставлены в Челябинск для испытаний и в 1965 году возвращены УКВЗ для доработки. [6]

Модели раннего производства

[ редактировать ]

Производство КТМ-5М ( М — модифицированный), также получившего название «Урал», началось в 1965 году в ограниченном количестве. Для запуска в серийное производство трамваю пришлось подождать до 1969 года, поскольку на заводе УКВЗ не была завершена модификация, позволяющая наладить серийное производство тележек. Тем временем УКВЗ все еще дорабатывал и испытывал конструкцию перед запуском в серийное производство. [8]

Эстетический облик трамвая был полностью переработан по сравнению с прототипом КТМ-5, считавшимся устаревшим. Под руководством Института технической эстетики в Свердловске новый дизайн трамвая отличался острыми краями, большими окнами, а металлический кузов был заменен панелями из стекловолокна . Выбор использования стекловолокна уменьшил вес трамвая на 2 метрические тонны (4400 фунтов), что, наряду с более легкими и мощными тяговыми двигателями , улучшило вместимость, ускорение и скорость трамвая. [9] [7] Два трамвая КТМ-5М были построены в декабре 1965 года и предназначались для испытаний в Москве . Трамваи, которые остались без номеров, но были известны под серийными номерами №1 и №2, немного отличались друг от друга, в основном конструкцией окон и вентиляции. В трамвае №1 были рамные окна со сдвижными створками для пассивного притока воздуха, а в трамвае №2 - герметичные безрамные окна и принудительная вентиляция. [10] В серийных моделях будут использоваться окна с раздвижной рамой, а также принудительная вентиляция. По прибытии в Москву в марте 1966 года трамвай №1 демонстрировался на Выставке достижений народного хозяйства , а в июле вместе с трамваем №2 участвовал в пассажирских испытаниях. [11] [12] В 1968 году один из трамваев экспонировался вместе с ЛМ-68 «Интербытмаш-68» Конгрессно на выставке в - выставочном центре «Сокольники » . [4] три опытных образца трамвая В декабре 1967 года были построены и доставлены в Омск для испытаний в суровом сибирском климате . [8] Московские трамваи №2 присоединились к ним в июле 1968 года, №1 – в 1969 году. [13]

КТМ-5М прошли испытания успешно, и в 1968 году их возобновили в серийное производство. В декабре 1968 года модификация завода УКВЗ была завершена и в 1969 году первая партия серийных моделей трамваев была доставлена ​​в Омск. [8] По совпадению, УКВЗ прекратил выпуск двухосных трамваев.

Реостат-регулятор уменьшил вес и удобство обслуживания КТМ-5.

В 1970 году один трамвай был оснащен экспериментальной тиристорно -импульсной системой управления и получил обозначение КТМ-5МТ. Трамвай прошел испытания в Москве, но работать с пассажирами не смог. Трамвай вернули на завод УКВЗ и переоборудовали в КТМ-5М со штатной реостатной системой управления. [14] [8]

Отзыв и исправления

[ редактировать ]

В первые два года эксплуатации трамваи «Урал» столкнулись с серьезными проблемами и проблемами с безопасностью, в основном сбоями в электрооборудовании и тормозах, а также рядом пожаров. [8] Знаменитая конструкция из стекловолокна была подвержена возгоранию, а трамвай мог полностью сгореть за считанные минуты и выпустить токсичный дым. Один конкретный инцидент произошел в 1971 году в Томске , когда неустановленное количество жертв погибло в результате пожара в трамвае, большинство из которых пострадало от химического отравления после вдыхания токсичного дыма. [14] После инцидента Минкомсвязи и Минобобщемашиностроение потребовали внести изменения в конструкцию, и все трамваи были отозваны для доработки.

В модернизированной конструкции, получившей обозначение КТМ-5М3 ( М3 третья модификация ), корпус из стекловолокна был заменен рифленым металлом. Крыша осталась пластиковой, так как электрокомпоненты и пантограф пришлось монтировать на непроводящую поверхность. Передняя и задняя части трамвая также остались пластиковыми. Из примерно 620–900 выпущенных трамваев «Урал» 60% были отозваны на УКВЗ, а остальные 40% модифицированы в их трамвайных депо. Были внесены и другие незначительные изменения; тросы, приводящие в движение двери, были заменены цепями, новые колесные арки обнажили тележки, а люминесцентные фонари были заменены лампами накаливания. [5]

В первой половине 1970-х годов трамвайные операторы жаловались на низкое качество сборки и надежность ранних вагонов КТМ-5М3. Модернизация КТМ-5М3 коснулась только едкого кузова из стекловолокна, но по-прежнему часто сталкивалась с отказами тормозов, неисправностями привода дверей и возгораниями электрооборудования. В ответ УКВЗ пожаловался на низкую квалификацию операторов. Во второй половине десятилетия УКВЗ улучшил качество сборки, а операторы и механики усвоили сложные особенности трамвая. [5]

За время производства УКВЗ внес в конструкцию несколько усовершенствований. С 1976 года новый пантограф, разработанный для КТМ-6, стал стандартным для серийных моделей. С 1981 года из конструкции убрали специальный стояночный тормоз , вместо него его функцию выполняли барабанные тормоза трамвая . В 1986 году было изменено расположение поворотников и стоп-сигналов трамвая. [5]

Последние годы производства

[ редактировать ]

К концу 1980-х годов стало очевидно, что трамвай устарел; дизайн практически не изменился с момента его первой разработки. На национальном уровне Министерство общего машиностроения начало проявлять обеспокоенность устаревшим трамваем. Чтобы задобрить министерство, а также поднять цены на трамвай, УКВЗ внес в конструкцию минимальные доработки, обозначив ее как 71-605А ( А – первая модификация). Вместе с ним появились новые тяговые двигатели, значительно более тихие, чем раньше, новая система сцепления и люминесцентное освещение. [15] были доставлены первые усовершенствованные трамваи В июне 1989 года в Прокопьевск . В 1988 году УКВЗ начал прототипирование преемника 71-608 , но серийное производство началось только в 1991 году. [16]

мае 1990 года была представлена ​​уникальная модификация 71-605У ( ) 71-605У В , построенная исключительно для стандартной колеи в Ростове-на-Дону . Поскольку система могла вместить более широкие транспортные средства, единственной необходимой модификацией были тележки стандартной колеи традиционного трамвая 71-605А. Качество сборки ухудшилось во время распада Советского Союза . После появления на вооружении 71-608 производство 71-605А и 71-605У прекратилось в конце 1992 года, положив конец 23-летнему непрерывному серийному производству КТМ-5. [5]

Локальные улучшения и замены кузова

[ редактировать ]

В 1991 году на Тбилисском электровозостроительном заводе с использованием кузова трамвая был построен рельсовый автобус. Этот вагон курсировал по линиям, которые недавно были обесточены возле депо Глдани. Он эксплуатировался в частном порядке. [17]

Для некоторых городов более дешевым решением, чем покупка нового трамвая, была замена кузова, где единственными оригинальными деталями обычно являются тележки. Эта модернизация обходится дешевле, чем полностью новый трамвай: модернизация обходится в 100 000 рублей по сравнению с 28 миллионами рублей за новый вагон. Модернизация включает в себя совершенно новый кузов с сенсорными экранами для водителя, климат-контролем, освещением, новыми преобразователями тяги и новым полом. [18] Именно эти машины восстановлены ООО «Горизонт» под номером 71-605РМ13 и используются в Магнитогорске , Златоусте и Саратове . [19]

Остальные модификации с другой компоновкой были созданы в Краснодаре «71-605Т», [20] '71-605ЭП' в Омске , [21] ряд модернизированных автомобилей в Челябинске и один экземпляр в Николаеве . [22]

  1. ^ Жилкин Н. (27 декабря 2008 г.). "Samaratrans.info: Изображение:71605 чертеж.png — Общественный транспорт Самарской области" (Изображение) . samaratrans.info (на русском языке) . Проверено 14 апреля 2021 г.
  2. ^ «О компании | Усть-Катавский вагоностроительный завод» . www.ukvz.ru. ​Проверено 10 марта 2024 г.
  3. ^ «КТМ-1/КТП-1» (на русском языке). Архивировано из оригинала 10 октября 2013 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б Lippi, Dino. "Трамвайный вагон КТМ-5М3 (71-605) в музее трамвайного депо Набережных Челнов" . techmonuments.livejournal.com (in Russian) . Retrieved 13 April 2021 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и «КТМ-5М3/71-605» (на русском языке). Архивировано из оригинала 9 октября 2013 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б «КТМ-5» (на русском языке). Архивировано из оригинала 10 октября 2013 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б "Харьков транспортный. Трамвай. Подвижной состав. КТМ-5" (in Russian) . Retrieved 13 April 2021 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и «КТМ-5М «Урал» » . Трамвайные вагоны . Архивировано из оригинала 10 октября 2013 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
  9. ^ « УРАЛ» В Москве (англ. «Урал» в Москве)» (Газета) . АПН (Агентство политических новостей) (на русском языке). Март 1966 года.
  10. ^ Kazakov, Egor; Smirnov, Mikhail (April 2013). Chelyabinsk Tram - Chelyabinsk Trolleybus . Chelyabinsk: Elephant.
  11. ^ Беляев, Макс (1966). "1966 Павильон "Космос" " (Фотография) . Ретро-взгляд на среду обитания человечества . Проверено 15 апреля 2021 г.
  12. ^ «Омск, вагон №212» . Transphoto.org . Проверено 15 апреля 2021 г.
  13. ^ «Омск, трамвай — Реестр» . Transphoto.org . Проверено 15 апреля 2021 г.
  14. ^ Jump up to: а б "Самый массовый трамвайный вагон" (in Russian). Archived from the original on 23 May 2018 . Retrieved 13 April 2021 .
  15. ^ "Трамваи Ростова-на-Дону" . transport.novocherkassk.net (in Russian).
  16. ^ «71-608/71-609/71-614» . Архивировано из оригинала 10 октября 2013 года . Проверено 4 мая 2021 г.
  17. ^ «Рельбус 71-605 ТЭВЗ» . Transphoto.org . Проверено 26 апреля 2021 г.
  18. ^ "Всего за 100 тысяч! В Магнитогорске появился трамвай с климат-контролем, сенсорным дисплеем и ксеноном" . Новости на Верстов.Инфо - сайт Магнитогорск . Retrieved 2021-04-26 .
  19. ^ «71-605РМ13» . Transphoto.org . Проверено 26 апреля 2021 г.
  20. ^ «71-605ТН (КТМ-5М3Р8)» . Transphoto.org . Проверено 26 апреля 2021 г.
  21. ^ «71-605ЭП» . Transphoto.org . Проверено 26 апреля 2021 г.
  22. ^ «Николаев, вагон №2120» . Transphoto.org . Проверено 26 апреля 2021 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с КТМ-5, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2249692eeeffde27a97548f2395d2663__1710093900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/63/2249692eeeffde27a97548f2395d2663.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
KTM-5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)