Киджи ваза
Киджи ваза | |
---|---|
Материал | Глина |
Высота | 26 см |
Созданный | в. 645 г. до н.э. |
Обнаруженный | 1881 Италия |
Текущее местоположение | Рим , Лацио , Италия |
Ваза Киджи представляет собой протокоринфскую ольпе , или кувшин, так называлась ваза художника Киджи. [1] Он был найден в этрусской гробнице в Монте-Агуццо, недалеко от Вейо , в поместье принца Марио Киджи в 1881 году. [2] Вазу по-разному относили к среднему и позднему протокоринфскому периодам, а дату датировали ок. 650–640 до н.э.; [3] сейчас он находится в Национальном этрусском музее, Вилла Джулия , Рим (инв. № 22679).
Высота вазы составляет 26 см (10,2 дюйма), что довольно скромно по сравнению с другими греческими вазами. [4] Сохранилось около трех четвертей вазы. Он был найден среди большого количества черепков смешанного происхождения, в том числе среди одного сосуда буккеро , на котором пятью строками написаны два ранних этрусских алфавита, обозначающие принадлежность Атианаи, возможно, также первоначального владельца вазы Киджи. [5]
Мифологические сцены
[ редактировать ]Сама ваза Киджи представляет собой полихромное произведение, украшенное четырьмя фризами с мифологическими и жанровыми сценами и четырьмя полосами орнамента; Среди этих картин есть самое раннее изображение гоплитов формирования фаланги – единственное графическое свидетельство ее использования в середине-конце VII века. [6] и terminus post quem «реформы гоплитов», изменившей военную тактику.
Самый нижний фриз представляет собой сцену охоты, где трое обнаженных короткошерстных охотников и стая собак пытаются поймать зайцев и одну лисицу; коленопреклоненный охотник несет лагоболон (метательную дубину, используемую для преследования зайцев), когда он сигнализирует своим товарищам, чтобы они оставались за кустом. По сохранившимся фрагментам не ясно, используется ли ловушка. [7] как это было принято в изображениях таких экспедиций. Следующий фриз выше предполагает сочетание четырех или пяти несвязанных между собой событий. Сначала парад длинноволосых всадников, каждый из которых ведет лошадь без всадника. Возможно, это оруженосцы или гиппобаты для каких-то отсутствующих кавалеристов или гиппобатеев ; [8] последние, как было высказано предположение, могут быть гоплитами, замеченными в другом месте на вазе. [9] Всадникам противостоит двутелый сфинкс с цветочной короной и архаичной улыбкой . Неясно, участвует ли существо в каких-либо действиях на этом фризе. [10]
Позади сфинкса изображена сцена охоты на львов, в которой четверо юношей в кирасах (кроме одного обнаженного, но подпоясанного) пронзают копьем льва, в пасти которого находится пятая фигура. Были ли в то время на Пелопоннесе местные львы, остается вопросом для размышлений. [11] более того, копна львиной гривы выдает неоассирийское влияние, возможно, первое такое в коринфском искусстве и заменившее ранее доминирующие хеттские формы. [12] Наконец, в этом разделе, чуть ниже ручки, находится сцена «Суд Париса» . Наверху — еще одна сцена охоты, правда, только на животных: собаки гоняются за оленями, козами и зайцами.
На самом высоком и большом фризе изображена сцена, привлекшая наибольшее внимание ученых, — битва с участием гоплитов. Однако эта характеристика не лишена проблем. Во-первых, показанные здесь гоплиты, встречающиеся в момент othismos (или «толчка»), не носят коротких мечей, а вместо этого, как и их гомеровские предки, имеют два копья; один для укола, другой для броска. Далее, Тиртей (11.11–14 запад .) не упоминает поддерживающий второй ранг, как его можно представить; далеко не самоочевидно, что на вазе изображен второй чин или что он поддерживает первый. Чтобы однозначно передать тактику фаланги, художнику пришлось бы взглянуть на действие с высоты птичьего полета - перспектива, неизвестная в греческой вазописи. Следовательно, неясно, является ли показанная здесь гоплитовая формация развитой формой, которая практиковалась начиная с VI века.
Наконец, игроки на авлосе и ритмичный марш не засвидетельствованы в литературе архаического периода , поэтому изображенный здесь игрок на авлосе не мог в действительности служить для того, чтобы держать войска в ногу: [13] какая у него была функция, если таковая имеется, остается только для предположений. Однако Фукидид утверждает, что спартанскую фалангу в битве при Мантинее сопровождали авлосы, чтобы идти в ногу при приближении к армии противника, что может свидетельствовать о том, что они использовались таким же образом в то время, когда ваза была сделал. [14]
Суд Париса
[ редактировать ]Сцена с Судом Париса на вазе Киджи — самое раннее из сохранившихся изображений мифа, возможно, свидетельствующее о знании утраченного эпоса Киприя 650-х годов до нашей эры. Большая часть сцены, особенно тела трех богинь, потеряна. Практически полная фигура Париса названа «Александрос» в гомеровской манере, хотя автор мог не быть тем же самым, что и художник, поскольку надписи не являются типично коринфскими. [15]
Эта сцена скрыта под ручкой, большая часть нарисованной области потеряна и, по словам Джона Бордмана , «нарисована как-то второстепенно» . [16] заставляет задаться вопросом, являются ли события на этой вазе (и вазах в целом) случайными сопоставлениями изображений или представляют собой повествовательную или всеобъемлющую тему.
В соответствии с недавними исследованиями парижской структурной школы, [17] Джеффри Харвит предполагает, что, читая вверх по вертикальной оси, мы можем увидеть развитие идеального коринфского мужчины от детства, через агонии и пайдейи, до полноценного воина-гражданина, при этом сфинкс отмечает предельные стадии его взросления. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Амикс 1988, 31–33, и Бенсон, Ранние коринфские мастерские , 1989, 56–58, называют художника Художником Киджи. Однако Данбабин и Робертсон, «Некоторые протокоринфские художники по вазам», Ежегодник Британской школы в Афинах , 48, 1953, 179–180 отдают предпочтение названию «Художник Макмиллана».
- ^ Гирардини 1882, с. 292.
- ^ Харвитт, с. 3, примечание 12, перечислены конкурирующие точки зрения на эту дату.
- ^ Харвит, Джеффри М. (2002). «Читая вазу Киджи». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 71 (1): 1–22. дои : 10.2307/3182058 . JSTOR 3182058 .
- ^ Харвитт, 2002, с. 6.
- ^ «не только первые, но и лучшие изображения», Мюррей, Ранняя Греция , 1993, стр. 130. Ваза Киджи предшествует арибаллам Макмиллана, изображающим единоборство гоплитов (BM GR 1889.4–18.1).
- ^ Шнапп, 1989, рис. 99–100, некоторые изогнутые линии в зоне выше могут указывать на ловушку.
- ^ Предлагает Харвитт, 2002, стр. 10.
- ^ Гринхал, 1973, стр. 85–86.
- ↑ Харвитт отмечает, что шинксы не являются угрожающими монстрами в коринфской мифографии. Харвитт, 2002, стр. 10.
- ^ Геродот 7.125-6 Несмотря на это, импортированные львы и продукты из львов были бы известны; однако львы исчезают из росписи коринфских ваз к 550 году: см. Пейн Х., Некрокоринфия: исследование коринфского искусства в архаический период , 1931, с. 67-69.
- ^ Харвитт, 2002, стр. 12.
- ^ Хансон, Гоплиты, №49, с. 160.
- ^ Так. 5,70
- ^ Либо айгинский , либо сиракузский , см. Hurwit, 2002, примечание 21.
- ^ Дж. Бордман, изд. Оксфордская история классического искусства , 1993, стр. 31–32.
- ^ Структуралистский подход Виктора Берара, Франсуа Лиссарага и др.
- ^ Хурвит, 2002, с. 18.
Источники
[ редактировать ]- Д.А. Амикс, Роспись коринфских ваз архаического периода , 1988.
- Джеффри М. Хервит, «Читая вазу Киджи», Hesperia , Vol. 71, № 1 (январь – март 2002 г.), стр. 1–22.
- Джон Салмон, «Политические гоплиты?», Журнал эллинистических исследований , Vol. 97, (1977), стр. 84–101.