Jump to content

Женщины в деколонизации Африки

Националистические движения и движения за независимость по всей Африке возглавляются преимущественно мужчинами; однако женщины также играли важную роль. Роль женщин в движениях за независимость Африки была разнообразной и разнообразной в каждой стране. Многие женщины считали, что их освобождение напрямую связано с освобождением их страны. [1] Женщины участвовали в различных антиколониальных ролях: от массовых организаций до оказания решающей поддержки во время борьбы за независимость. Их деятельность включала организацию протестов, распространение антиколониальной пропаганды и предоставление жизненно важной помощи, такой как еда и медицинская помощь, раненым партизанам. Кроме того, некоторые женщины активно участвовали в боях на передовой вместе со своими коллегами-мужчинами. [1] Женщины, участвующие в антиколониальных действиях, часто сталкивались с жестоким сопротивлением со стороны колониальных властей, что приводило к тюремному заключению и пыткам как последствия их участия в таких усилиях. [2] Несмотря на значительный вклад и трудности, которые пришлось пережить женщинам в процессе деколонизации, их роль в борьбе за независимость на всем континенте часто упускалась из виду в исторических отчетах. Во многих основных повествованиях об истории Африки вклад женщин остается в значительной степени невидимым или искажается, что приводит к отсутствию признания по сравнению с их коллегами-мужчинами. [3]

«Femme kebaïle» Анри Феликса Эммануэля Филиппото , часто используемая для иллюстрации Н'Сумера.
Лалла Фатма Н'Сумер ( ок. 1830–1863) ( кабильский : Лалла Фатма н Шумер ; арабский : Лалла Фатма Н'Сумер ) была алжирским антиколониальным лидером. [4] во время 1849–1857 годов французского завоевания Алжира и последующего умиротворения Алжира . Она провела несколько сражений против французских войск, пока не была взята в плен в июле 1857 года. Шесть лет спустя она находилась в заключении до своей смерти. Она национальный герой Алжира .

Хотя существуют некоторые споры о том, кто именно разработал флаг, [5] Эмили Бускуант , жена алжирских националистов лидера Мессали Хаджа Считается, что , сшила первую версию алжирского флага в 1934 году. [6]

Алжирская война

[ редактировать ]
Женщины-бомбардировщики ФНО

Женщины участвовали в различных ролях во время войны в Алжире. Большинство мусульманок, ставших активными участницами, выступили на стороне Фронта национального освобождения (ФНО). Французы включили некоторых женщин, как мусульманок, так и француженок, в свои военные действия, но они не были настолько полностью интегрированы, и на них не было возложено такого же круга задач, как на женщин на алжирской стороне. Общее количество женщин, участвовавших в конфликте, согласно данным послевоенного учета ветеранов, насчитывает 11 000 человек, но возможно, что это число было значительно выше из-за занижения данных. [7]

Опыт городских и сельских женщин в революции сильно различался. Городские женщины, составлявшие около двадцати процентов от общей численности, получили какое-то образование и обычно предпочитали вступать на сторону ФНО по собственному желанию. [8] С другой стороны, в основном неграмотные сельские женщины, оставшиеся восемьдесят процентов, из-за своего географического положения относительно операций ФНО часто оказывались вовлеченными в конфликт в результате близости в сочетании с применением силы. [8]

Во время восстания женщины действовали в различных областях. «Женщины активно участвовали в боевых действиях, шпионах, сборщиках средств, а также медсестрах, прачечных и поварах», [9] «женщины помогали мужским боевым силам в таких областях, как транспорт, связь и управление» [7] : 223  Диапазон участия женщины может включать как боевые, так и небоевые роли. Эвелин Сафир Лавалетт внесла заметный вклад в Революцию, распространяя брошюры для подпольной газеты ФНО. Хотя большинство женских задач не были боевыми, их менее частые насильственные действия были более заметными. Реальность заключалась в том, что «сельские женщины в сельских районах маки поддерживают сети» [10] содержало подавляющее большинство участников; женщины-комбатанты были в меньшинстве.

Пожалуй, самым известным инцидентом с участием алжирских женщин-революционерок стал взрыв в кафе Milk Bar в 1956 году, когда Зохра Дриф и Ясеф Саади заложили три бомбы: одну в офисе Air France в здании Mauritania в Алжире, [11] которые не взорвались: один в кафе на улице Мишле, а другой в кафе Milk Bar, в результате чего погибли три молодые женщины и ранили несколько взрослых и детей. [12] Коммунистической партии Алжира Член Раймонда Пешар первоначально была обвинена в соучастии во взрыве и была вынуждена бежать от колониальных властей. [13] Однако в сентябре 1957 года Дриф и Саади были арестованы и приговорены к двадцати годам каторжных работ в тюрьме Барбаросса . [14] Дриф был помилован Шарлем де Голлем в годовщину независимости Алжира в 1962 году. [15]

Нана Яа Асантева осознавала последствия британского колониального правления. Сегодня жители Ганы воспринимают ее как королеву-мать, которая проявила свое политическое и социальное уважение, чтобы помочь защитить свое королевство. Роль, которую она сыграла в оказании влияния на мужчин ашанти в борьбе с британцами, по-видимому, зависит от ее матриархального статуса. [16] Народ ашанти организован по материнской линии: женщины произошли от общего предка женского пола. Ашанти верят, что кровь человека исходит от матери, а дух - от отца. Королева-мать часто была сестрой вождя и руководила родственными отношениями. Статус Яа Асантеваа и воинственный дух руководят народом Ашанти в нестабильное время. Призыв Нана Яа Асантеваа к женщинам Империи Асанте основан на политических обязательствах женщин Акан и их соответствующей роли в законодательных и судебных процессах. Иерархия мужских стульев у народа акан дополнялась женскими аналогами. Внутри деревни старейшины, которые были главами матрилиней ( мпаньимфо ), составляли сельский совет, известный как Одекуро . Женщины, известные как мпаньинфо и называемые аберева или обаа паньин , отвечали за заботу о женских делах. В каждом одекуро оба паньин действовал как ответственное лицо за дела женщин деревни и был членом деревенского совета. [17]

Глава подразделения, Охэне , и глава автономного политического сообщества, Аманхене , имели своих коллег-женщин, известных как Охемаа : женщина-правительница, которая заседала в их советах. Охемаа . и Охэне были одной и той же могья , крови или локализованной материнской линии Обладательница женского стула в штате Кумаси, Асантехемаа , объединенная Асанте, поскольку ее коллега-мужчина была по должности в Асантене, была членом Совета Котоко, исполнительного комитета или Кабинета Асантемана Нхьяму , Генеральной ассамблеи штата Кумаси. Правители Асанте. Женщины-оккупанты участвовали не только в судебных и законодательных процессах, но также в развязывании и прекращении войны и распределении земли. [18]

Нигерия получила независимость от Британской империи 1 октября 1960 года. До этого имели место различные формы и демонстрации против колониального правления. Женщины в Нигерии сыграли значительную роль в движении за национальную независимость. До обретения независимости женщины организовывались посредством таких движений, как « Женское восстание Абеокута» и « Женская война» .

Маргарет Экпо

[ редактировать ]

Маргарет Экпо была одной из самых важных женщин-лидеров независимости в Нигерии. Она работала над обеспечением более справедливых гражданских прав и независимости Нигерии.

Маргарет Экпо была вождем, политиком и националистическим лидером независимости. В 1945 году Экпо занялась политикой после того, как ее муж, доктор Джон Удо Экпо, был недоволен обращением колониальной администрации с нигерийскими врачами из числа коренного населения. [19] В Нигерии, находившейся под британским управлением , колониальные правители сосредоточили власть в руках вождей-мужчин. После Женской войны она и другие женщины были назначены на замену прапорщиков. Позже Экпо была назначена в Восточную палату вождей в 1954 году. В качестве руководителя она сплачивала женщин разной этнической принадлежности, чтобы требовать прав и независимости женщин. Ее несколько раз арестовывали за подстрекательство к митингам против британской колонизации. В качестве начальника полиции Экпо принял закон, который требовал от полиции нанимать больше женщин в Энугу и Лагосе.

Перед Второй мировой войной Экпо возглавляла Ассоциацию женщин рынка Аба, занимавшуюся мобилизацией женщин против колониального правления и патриархального угнетения. После Второй мировой войны Экпо и Ассоциация женщин рынка Аба продолжали мобилизацию, используя такую ​​тактику, как скупка большого количества дефицитных товаров и продажа их только зарегистрированным членам ассоциации, которые регулярно посещали собрания. Она использовала это как возможность рассказать женщинам о важности независимости и деколонизации. [20]

Я бы сказал женщинам: знаете ли вы, что ваша дочь может стать медсестрой в этой больнице? Знаете ли вы, что ваш муж может быть районным служащим (DO) или резидентом? Знаете ли вы, что если вы объединитесь с нами в нынешней политической деятельности, ваши дети однажды смогут жить в европейских кварталах? Я каждый раз рассказывал им об этом, и они заинтересовались... [21]

После получения независимости в 1960 году Экпо участвовала в конституционных конференциях в Лагосе и Лондоне . Экпо также был членом парламента Нигерии с 1960 по 1966 год. [20] Работа Экпо также выходит за рамки национальной политики. Она уехала из Нигерии, чтобы представлять нигерийских женщин на нескольких международных конференциях, таких как Конференция Межпарламентского союза (1964 г.) и Всемирная конференция Международной женской федерации (1963 г.). [20]

Наряду со своей работой по защите гражданских и политических прав, Экпо оставила наследие, в котором явно не было этнических предубеждений в стране, где в политике существовало множество форм этнизма и кумовства. [22]

Танзания

[ редактировать ]

В конце 1961 года на основании Закона о независимости Танганьики 1961 года было создано государство-предшественник Танганьика . Этот акт положил конец британскому правлению и установил самоуправление. [23] Новая республиканская конституция была принята годом позже, в декабре 1962 года. Она отменила оставшуюся роль британской монархии в Танганьике. Союз с соседним государством Занзибар в 1964 году привел к образованию Республики Танзания . [24]

Тётя Тити Мохамед

[ редактировать ]

Биби Тити Мохамед была заметной фигурой в африканской женской политике и движении за независимость Танганьики, мобилизуя женщин присоединиться к политической партии Африканского национального союза Танганьики (TANU) . [23]

Биби Тити, родившаяся в Дар-эс-Саламе , неожиданно приобрела известность. Имея всего четыре года начального образования до своей политической карьеры, она была домохозяйкой и солисткой группы «Бамба». [25] Однако по мере усиления борьбы за свободу Биби Тити начал играть более активную роль в политике. В 1954 году она присоединилась к Африканскому национальному союзу Танганьики (TANU). [23] При этом Биби Тити стала первой женщиной-участницей TANU. [25] Она выступала за политическую свободу, а также за автономию женщин. К концу 1950-х годов Биби Тити стал видным и влиятельным голосом в политике, проводя кампанию во имя свободы и развития. [23] После обретения популярности ее голос стал мощным источником африканских феминистских и антиколониальных настроений.

После создания Республики Танзания в 1964 году она представляла округ Руфиджи в парламенте. Она также была членом Центрального комитета и исполнительного комитета TANU. [23] Там она продолжала выступать за большую свободу и права женщин.

Биби Тити оставила наследие, которое призывает женщин иметь большее самоуважение и побуждает женщин стремиться к большему образованию и равному обращению. [25] В своей речи Биби Тити призвала женщин воспользоваться своим скрытым политическим влиянием, сказав:

Я говорил вам [женщинам], что мы хотим независимости. И мы не сможем получить независимость, если не захотим вступить в партию. Мы родили всех этих мужчин. Женщины – сила в этом мире. Мы — те, кто рождает мир… [25]

12 декабря 1963 года Кения провозгласила независимость от Великобритании после многих лет антиколониальных усилий, в которых участвовали как мужчины, так и женщины. [1] Женщины, в частности, играли значительную, но зачастую недооцененную роль в различных битвах против колониального правления, включая активное участие в восстании Мау-Мау .

В различных колониальных записях женщины кикуйю часто изображались жертвами восстания Мау-Мау, и этот образ часто использовался британским правительством для подтверждения строгих мер и изображения себя защитниками. [26] Роль женщин в восстании выходила за рамки простой роли жертвы; они были активными участниками, мотивированными различными факторами. Различные колониальные законы, включая общественный труд, а также налоги на хижины и подушья, воспринимались как непропорционально затрагивающие женщин, что приводило к недовольству среди женского населения. Это негодование в сочетании с другими обидами, такими как несправедливая трудовая практика и ограниченное политическое представительство, побудило многих женщин присоединиться к бойцам Мау-Мау. [26]

Роли, взятые на себя женщинами в восстании Мау-Мау, были разнообразными и сложными. Женщины кикуйю сыграли решающую роль в организации и поддержании линий снабжения, которые способствовали доставке основных ресурсов, таких как продукты питания, лекарства, оружие и информация, повстанческим силам. [27] Кроме того, женщины выступали в качестве вербовщиков, активно выявляя и привлекая способных бойцов присоединиться к делу. Примечательно, что женщины сами участвовали в боевых действиях, особенно в лесных войсках, где они выполняли различные лагерные обязанности, включая приготовление пищи, уборку, сбор дров и транспортировку воды. Этот многогранный вклад подчеркнул важную роль женщин в поддержке движения Мау-Мау и его активном участии. [26] Британское правительство сочло их роль важной, признав их жизненно важную функцию «глаз и ушей» движения Мау-Мау. [28]

Женщины кикуйю подверглись пыткам и сексуальному насилию со стороны британских солдат, что подчеркивает сложность их участия. [29]

Личности многих женщин, участвовавших в восстании Мау-Мау, остались незарегистрированными. Хотя некоторые известные личности, такие как фельдмаршал Мутони ва Кирима , получили признание за свою роль в качестве высокопоставленных женщин-боевиков, есть тысячи женщин, чьи имена не были задокументированы или признаны:

Вамбуи из Каньяри

[ редактировать ]

Вамбуи ва Каньяри, также известная как Матрона, — выдающаяся женщина-лидер движения Мау-Мау, чей вклад часто упускают из виду. Родом из Нгариамы, она получила признание за свою выдающуюся роль в сопротивлении колониальным властям.

В административной структуре Мау-Мау Вамбуи ва Каньяри играл ключевую роль в медицинском департаменте. В качестве обученной медсестры она оказывала необходимую медицинскую помощь повстанцам Мау-Мау в лесу. Роль Матроны включала в себя различные задачи в сфере здравоохранения, такие как стерилизация шприцев, введение лекарств и удовлетворение медицинских потребностей боевиков. Помимо медицинских обязанностей, она оказывала поддержку беременным женщинам, ищущим убежища в лесу, многие из которых пережили такие травмирующие инциденты, как изнасилование или тюремное заключение. Матрона помогала при родах, служа акушеркой для женщин, рожающих детей в укрытии. [30]

Кроме того, Матрона сыграла решающую роль в уходе за ранеными женщинами, предлагая уход и поддержку тем, кто получил огнестрельные ранения или другие травмы во время столкновений с колониальными силами. Хотя конкретные подробности жизни Матроны в исторических записях могут различаться, ее вклад иллюстрирует жизненно важную роль, которую женщины играли в движении Мау-Мау. Ее преданность оказанию медицинской помощи и поддержке товарищам-повстанцам подчеркивает стойкость и солидарность, которые характеризовали борьбу за независимость в Кении. [30]

Банди Камау

[ редактировать ]

Банди ва Камау был заметной фигурой в восстании Мау-Мау, внося значительный вклад в движение как повстанец. Ее участие включало оказание поддержки солдатам Мау-Мау, доставляя им еду, пока они действовали в лесах. Кроме того, в 1953 году она сыграла ключевую роль в защите клятвы Мау-Мау, продемонстрировав свою приверженность этому делу. [30]

Одним из аспектов роли Банди ва Камау было ее участие в убеждении других женщин присутствовать на сессиях присяги, на которых новобранцы приносили клятву верности движению Мау-Мау. Это была деликатная задача, поскольку она требовала понимания традиционных обычаев, которые отговаривали женщин от участия в ритуальных церемониях. Усилия Банди по привлечению женщин к процессу присяги были направлены на сохранение культурной чувствительности, а также на усиление поддержки восстания. [30]

Истории Вамбуи ва Каньяри и Банди ва Камау служат ярким напоминанием о значительном, но часто упускаемом из виду вкладе женщин в восстание Мау-Мау и более широкую борьбу против колониализма в Кении. Их храбрость и преданность делу подчеркивают разнообразную роль, которую женщины сыграли в формировании курса истории Кении в этот решающий период.

Кот-д'Ивуар

[ редактировать ]

Кот-д'Ивуар , расположенный на юго-восточном побережье Западной Африки, получил независимость от Франции в августе 1960 года. Накануне независимости женщины играли активную роль в различных политических движениях, в том числе в Демократической партии Кот-д'Ивуара — Демократическом объединении. Africain (PDCI-RDA), способствуя продвижению страны к самоуправлению. Их участие в этих движениях проистекало из разных мотивов.

Многие женщины были мотивированы присоединиться к PDCI из-за недовольства, связанного с принудительным трудом, что является центральным аспектом недовольства при колониальном правлении. В северной части Кот-д'Ивуара, где проходила большая часть вербовки французов, женщины столкнулись с нарушением своей жизни из-за трудовой воинской повинности. То, что они стали свидетелями того, как их детей отправили на юг, на европейские плантации, и лично испытало найм рабочей силы, еще больше подогревало их недовольство. [31]

Усиливающиеся репрессии со стороны колониального государства, отмеченные тюремным заключением родственников мужского пола, побудили воинствующих матерей проявить более заметную активность. В результате в мае 1949 года было сформировано женское крыло PDCI, в которое вошли около 15 000 женщин разных национальностей, социально-экономического происхождения и уровня образования. Эти женщины играли решающую роль в партии, оказывая жизненно важную поддержку тем, кто содержался под стражей французскими властями, особенно в переполненной и приходящей в упадок тюрьме Гранд-Басам. Несмотря на сложные обстоятельства, они позаботились о том, чтобы заключенные активисты получили все необходимое, например, еду, чистую одежду и эмоциональный комфорт. [31]

Женщины активно продвигали идеи партии и заручились поддержкой по всей колонии, несмотря на проблемы с грамотностью. Их преданность делу была очевидна в таких действиях, как продажа членских билетов RDA и организация сбора средств, что значительно увеличило число членов партии до более чем 800 000 к декабрю 1949 года. Ключевым моментом в их активности стал марш 24 декабря 1949 года по тюрьме Гранд-Басам , где участвовали две тысячи женщин. протестовали против задержания боевиков PDCI, отмечая важное событие в сопротивлении женщин Западной Африки французскому колониальному правлению и выступая за освобождение задержанных. [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Макана, Селина (2019). «Женщины в националистических движениях». Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . дои : 10.1093/акр/9780190277734.013.655 . ISBN  978-0-19-027773-4 .
  2. ^ «Роль африканских женщин в сопротивлении колонизации | Классический журнал» . theclassicjournal.uga.edu . Проверено 24 марта 2024 г.
  3. ^ Бука, Иоланда (2020), Якоб-Халисо, Оладжумоке; Фалола, Тойин (ред.), «Женщины, колониальное сопротивление и деколонизация» , «Справочник Пэлгрейва по исследованиям африканских женщин » , Cham: Springer International Publishing, стр. 1–19, doi : 10.1007/978-3-319-77030- 7_5-1 , ISBN  978-3-319-77030-7 , получено 24 марта 2024 г.
  4. ^ Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Младший, профессор Генри Луи Гейтс (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии. Издательство Оксфордского университета. п. 23. ISBN   978-0-19-538207-5 .
  5. ^ Хауда, Б. (20 августа 1997 г.). «Зеленый, белый, звезда и полумесяц: кто разработал флаг Алжира?» [Зеленый, белый, звезда и полумесяц: Кто разработал флаг Алжира?] (на французском языке). Эль Ватан. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 28 февраля 2017 г.
  6. ^ Кессоус, Мустафа (23 января 2015 г.). «Эмили Бускуант, самая алжирская из француженок» . Ле Монд (на французском языке).
  7. ^ Jump up to: а б Де Гроот, Жерар; Пенистон-Берд, Коринна (2000). Солдат и женщина: сексуальная интеграция в армии . Лонгман. п. 247. ИСБН  9780582414396 .
  8. ^ Jump up to: а б Лазрег, Марния. Красноречие молчания . Лондон: Рутледж, 1994, стр. 120
  9. ^ Туршен, Мередит. «Алжирские женщины в освободительной борьбе и гражданской войне: от активных участниц к пассивным жертвам». Социальные исследования Том. 69 № 3 (осень 2002 г.) с. 889-911, стр.890
  10. ^ Винс, Наталья «Преодолевая границы: пол, раса, религия и Fracaises Musulmannes во время алжирской войны за независимость». Французские исторические исследования . Том. 33 № 3 (лето 2010 г.), стр. 445–474, стр. 445.
  11. ^ Влазна, Ваци (9 ноября 2017 г.). «Внутри битвы за Алжир: мемуары женщины-борца за свободу - рецензия на книгу» . Палестинская хроника. Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  12. ^ Дриф, Зохра (2017). Внутри битвы за Алжир: мемуары женщины-борца за свободу . Просто мир книг. ISBN  978-1682570753 .
  13. ^ Дрю, Эллисон (1 ноября 2014 г.). Нас больше нет во Франции: коммунисты в колониальном Алжире . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9781847799203 .
  14. ^ Уэйли Игер, Пейдж (2016). От борцов за свободу до террористов: женщины и политическое насилие . Рутледж. п. 109. ИСБН  978-1317132288 .
  15. ^ Ролоф, Кэролайн (2012). «Реальность и репрезентация алжирских женщин: сложная динамика героинь и репрессированных женщин» . Иллинойсский Уэслианский университет . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 28 июля 2020 г.
  16. ^ Карен, МакГи (2015). «Влияние матриархальных традиций на продвижение женщин ашанти в Гане» .
  17. ^ Архин, Кваме (2001). Преобразования в традиционном правлении в Гане: 1951–1996 гг . Седко. ISBN  978-9964-72-173-2 .
  18. ^ Архин, Кваме, «Политическая и военная роль женщин Акан», в книге Кристин Оппонг (редактор), «Женщины и мужчины в Западной Африке », Лондон: Аллен и Анвин, 1983.
  19. ^ «Маргарет Экпо – Иллюстрированные женщины в истории» . 25 февраля 2016 г. Проверено 10 мая 2022 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Укпоколо, Чиньере (2020). «Выходи, Маргарет». Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.476 . ISBN  978-0-19-027773-4 .
  21. ^ Эффа-Атто и Джаджа, Маргарет Экпо: Львица в нигерийской политике,
  22. ^ Омонихо, Б. Нигерия: Дань уважения Маргарет Экпо - И женщина умерла, Vanguard Newspapers (Лагос), 2 октября 2006 г.
  23. ^ Jump up to: а б с д и Чачаге, Чамби; Мгумия, Жаклин (2020). «Биби Тити Мохамед». Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.473 . ISBN  978-0-19-027773-4 .
  24. ^ Закон о Союзе Танганьики и Занзибара 1964 г. (Закон № 22 1964 г.) – через портал ВОИС по интеллектуальной собственности.
  25. ^ Jump up to: а б с д Гейгер, Сьюзен (1987). «Женщины в националистической борьбе: активисты Тану в Дар-эс-Саламе» . Международный журнал африканских исторических исследований . 20 (1): 1–26. дои : 10.2307/219275 . JSTOR   219275 .
  26. ^ Jump up to: а б с Пресли, Кора Энн (1988). «Восстание Мау-Мау, женщины Кикую и социальные перемены» . Канадский журнал африканских исследований / Revue Canadienne des Études Africaines . 22 (3): 502–527. дои : 10.2307/485952 . JSTOR   485952 .
  27. ^ Гачихи, Маргарет (1986). Роль женщин кикуйю в Мау-Мау (диссертация). Университет Найроби.
  28. ^ Сантору, Марина Э (1996). «Колониальная идея женщин и прямое вмешательство: дело Мау-Мау» . Дела Африки . 95 (379): 253–267. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a007719 . ISSN   0001-9909 . JSTOR   723703 .
  29. ^ Толедо, Миёко (2015). «Кто достоин возмещения ущерба?: Признание несправедливости сексуального насилия в отношении цветных женщин как единственно заслуживающей возмещения - на примере тематического исследования кенийских женщин Мау-Мау и их уникального вреда» . дои : 10.15779/Z38CC0TS7G . S2CID   21678952 . Проверено 24 марта 2024 г.
  30. ^ Jump up to: а б с д Гатого, Юлиус (2017). «Военные ритуалы Мау-Мау и женщины-повстанцы в графстве Кириньяга, Кения (1952-1960): восстановление участия женщин в борьбе Кении за независимость» . Studia Historiae Ecclesiasticae . 43 (2): 1–16. дои : 10.17159/2412-4265/2017/1822 . ISSN   1017-0499 .
  31. ^ Jump up to: а б с Джейкоб, Элизабет (2022). «Воинственные матери: гендер и политика антиколониальных действий в Кот-д'Ивуаре» . Журнал африканской истории . 63 (3): 348–367. дои : 10.1017/S0021853722000524 . ISSN   0021-8537 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 221ef060f706c9561dab174ed4a0f8fa__1711942920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/fa/221ef060f706c9561dab174ed4a0f8fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in the decolonisation of Africa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)