Женщины в деколонизации Африки
Националистические движения и движения за независимость по всей Африке возглавляются преимущественно мужчинами; однако женщины также играли важную роль. Роль женщин в движениях за независимость Африки была разнообразной и разнообразной в каждой стране. Многие женщины считали, что их освобождение напрямую связано с освобождением их страны. [1] Женщины участвовали в различных антиколониальных ролях: от массовых организаций до оказания решающей поддержки во время борьбы за независимость. Их деятельность включала организацию протестов, распространение антиколониальной пропаганды и предоставление жизненно важной помощи, такой как еда и медицинская помощь, раненым партизанам. Кроме того, некоторые женщины активно участвовали в боях на передовой вместе со своими коллегами-мужчинами. [1] Женщины, участвующие в антиколониальных действиях, часто сталкивались с жестоким сопротивлением со стороны колониальных властей, что приводило к тюремному заключению и пыткам как последствия их участия в таких усилиях. [2] Несмотря на значительный вклад и трудности, которые пришлось пережить женщинам в процессе деколонизации, их роль в борьбе за независимость на всем континенте часто упускалась из виду в исторических отчетах. Во многих основных повествованиях об истории Африки вклад женщин остается в значительной степени невидимым или искажается, что приводит к отсутствию признания по сравнению с их коллегами-мужчинами. [3]
Алжир
[ редактировать ]
Хотя существуют некоторые споры о том, кто именно разработал флаг, [5] Эмили Бускуант , жена алжирских националистов лидера Мессали Хаджа Считается, что , сшила первую версию алжирского флага в 1934 году. [6]
Алжирская война
[ редактировать ]
Женщины участвовали в различных ролях во время войны в Алжире. Большинство мусульманок, ставших активными участницами, выступили на стороне Фронта национального освобождения (ФНО). Французы включили некоторых женщин, как мусульманок, так и француженок, в свои военные действия, но они не были настолько полностью интегрированы, и на них не было возложено такого же круга задач, как на женщин на алжирской стороне. Общее количество женщин, участвовавших в конфликте, согласно данным послевоенного учета ветеранов, насчитывает 11 000 человек, но возможно, что это число было значительно выше из-за занижения данных. [7]
Опыт городских и сельских женщин в революции сильно различался. Городские женщины, составлявшие около двадцати процентов от общей численности, получили какое-то образование и обычно предпочитали вступать на сторону ФНО по собственному желанию. [8] С другой стороны, в основном неграмотные сельские женщины, оставшиеся восемьдесят процентов, из-за своего географического положения относительно операций ФНО часто оказывались вовлеченными в конфликт в результате близости в сочетании с применением силы. [8]
Во время восстания женщины действовали в различных областях. «Женщины активно участвовали в боевых действиях, шпионах, сборщиках средств, а также медсестрах, прачечных и поварах», [9] «женщины помогали мужским боевым силам в таких областях, как транспорт, связь и управление» [7] : 223 Диапазон участия женщины может включать как боевые, так и небоевые роли. Эвелин Сафир Лавалетт внесла заметный вклад в Революцию, распространяя брошюры для подпольной газеты ФНО. Хотя большинство женских задач не были боевыми, их менее частые насильственные действия были более заметными. Реальность заключалась в том, что «сельские женщины в сельских районах маки поддерживают сети» [10] содержало подавляющее большинство участников; женщины-комбатанты были в меньшинстве.
Пожалуй, самым известным инцидентом с участием алжирских женщин-революционерок стал взрыв в кафе Milk Bar в 1956 году, когда Зохра Дриф и Ясеф Саади заложили три бомбы: одну в офисе Air France в здании Mauritania в Алжире, [11] которые не взорвались: один в кафе на улице Мишле, а другой в кафе Milk Bar, в результате чего погибли три молодые женщины и ранили несколько взрослых и детей. [12] Коммунистической партии Алжира Член Раймонда Пешар первоначально была обвинена в соучастии во взрыве и была вынуждена бежать от колониальных властей. [13] Однако в сентябре 1957 года Дриф и Саади были арестованы и приговорены к двадцати годам каторжных работ в тюрьме Барбаросса . [14] Дриф был помилован Шарлем де Голлем в годовщину независимости Алжира в 1962 году. [15]Гана
[ редактировать ]Нана Яа Асантева осознавала последствия британского колониального правления. Сегодня жители Ганы воспринимают ее как королеву-мать, которая проявила свое политическое и социальное уважение, чтобы помочь защитить свое королевство. Роль, которую она сыграла в оказании влияния на мужчин ашанти в борьбе с британцами, по-видимому, зависит от ее матриархального статуса. [16] Народ ашанти организован по материнской линии: женщины произошли от общего предка женского пола. Ашанти верят, что кровь человека исходит от матери, а дух - от отца. Королева-мать часто была сестрой вождя и руководила родственными отношениями. Статус Яа Асантеваа и воинственный дух руководят народом Ашанти в нестабильное время. Призыв Нана Яа Асантеваа к женщинам Империи Асанте основан на политических обязательствах женщин Акан и их соответствующей роли в законодательных и судебных процессах. Иерархия мужских стульев у народа акан дополнялась женскими аналогами. Внутри деревни старейшины, которые были главами матрилиней ( мпаньимфо ), составляли сельский совет, известный как Одекуро . Женщины, известные как мпаньинфо и называемые аберева или обаа паньин , отвечали за заботу о женских делах. В каждом одекуро оба паньин действовал как ответственное лицо за дела женщин деревни и был членом деревенского совета. [17]
Глава подразделения, Охэне , и глава автономного политического сообщества, Аманхене , имели своих коллег-женщин, известных как Охемаа : женщина-правительница, которая заседала в их советах. Охемаа . и Охэне были одной и той же могья , крови или локализованной материнской линии Обладательница женского стула в штате Кумаси, Асантехемаа , объединенная Асанте, поскольку ее коллега-мужчина была по должности в Асантене, была членом Совета Котоко, исполнительного комитета или Кабинета Асантемана Нхьяму , Генеральной ассамблеи штата Кумаси. Правители Асанте. Женщины-оккупанты участвовали не только в судебных и законодательных процессах, но также в развязывании и прекращении войны и распределении земли. [18]Нигерия
[ редактировать ]Нигерия получила независимость от Британской империи 1 октября 1960 года. До этого имели место различные формы и демонстрации против колониального правления. Женщины в Нигерии сыграли значительную роль в движении за национальную независимость. До обретения независимости женщины организовывались посредством таких движений, как « Женское восстание Абеокута» и « Женская война» .
Маргарет Экпо
[ редактировать ]Маргарет Экпо была одной из самых важных женщин-лидеров независимости в Нигерии. Она работала над обеспечением более справедливых гражданских прав и независимости Нигерии.
Маргарет Экпо была вождем, политиком и националистическим лидером независимости. В 1945 году Экпо занялась политикой после того, как ее муж, доктор Джон Удо Экпо, был недоволен обращением колониальной администрации с нигерийскими врачами из числа коренного населения. [19] В Нигерии, находившейся под британским управлением , колониальные правители сосредоточили власть в руках вождей-мужчин. После Женской войны она и другие женщины были назначены на замену прапорщиков. Позже Экпо была назначена в Восточную палату вождей в 1954 году. В качестве руководителя она сплачивала женщин разной этнической принадлежности, чтобы требовать прав и независимости женщин. Ее несколько раз арестовывали за подстрекательство к митингам против британской колонизации. В качестве начальника полиции Экпо принял закон, который требовал от полиции нанимать больше женщин в Энугу и Лагосе.
Перед Второй мировой войной Экпо возглавляла Ассоциацию женщин рынка Аба, занимавшуюся мобилизацией женщин против колониального правления и патриархального угнетения. После Второй мировой войны Экпо и Ассоциация женщин рынка Аба продолжали мобилизацию, используя такую тактику, как скупка большого количества дефицитных товаров и продажа их только зарегистрированным членам ассоциации, которые регулярно посещали собрания. Она использовала это как возможность рассказать женщинам о важности независимости и деколонизации. [20]
Я бы сказал женщинам: знаете ли вы, что ваша дочь может стать медсестрой в этой больнице? Знаете ли вы, что ваш муж может быть районным служащим (DO) или резидентом? Знаете ли вы, что если вы объединитесь с нами в нынешней политической деятельности, ваши дети однажды смогут жить в европейских кварталах? Я каждый раз рассказывал им об этом, и они заинтересовались... [21]
После получения независимости в 1960 году Экпо участвовала в конституционных конференциях в Лагосе и Лондоне . Экпо также был членом парламента Нигерии с 1960 по 1966 год. [20] Работа Экпо также выходит за рамки национальной политики. Она уехала из Нигерии, чтобы представлять нигерийских женщин на нескольких международных конференциях, таких как Конференция Межпарламентского союза (1964 г.) и Всемирная конференция Международной женской федерации (1963 г.). [20]
Наряду со своей работой по защите гражданских и политических прав, Экпо оставила наследие, в котором явно не было этнических предубеждений в стране, где в политике существовало множество форм этнизма и кумовства. [22]
Танзания
[ редактировать ]В конце 1961 года на основании Закона о независимости Танганьики 1961 года было создано государство-предшественник Танганьика . Этот акт положил конец британскому правлению и установил самоуправление. [23] Новая республиканская конституция была принята годом позже, в декабре 1962 года. Она отменила оставшуюся роль британской монархии в Танганьике. Союз с соседним государством Занзибар в 1964 году привел к образованию Республики Танзания . [24]
Тётя Тити Мохамед
[ редактировать ]Биби Тити Мохамед была заметной фигурой в африканской женской политике и движении за независимость Танганьики, мобилизуя женщин присоединиться к политической партии Африканского национального союза Танганьики (TANU) . [23]
Биби Тити, родившаяся в Дар-эс-Саламе , неожиданно приобрела известность. Имея всего четыре года начального образования до своей политической карьеры, она была домохозяйкой и солисткой группы «Бамба». [25] Однако по мере усиления борьбы за свободу Биби Тити начал играть более активную роль в политике. В 1954 году она присоединилась к Африканскому национальному союзу Танганьики (TANU). [23] При этом Биби Тити стала первой женщиной-участницей TANU. [25] Она выступала за политическую свободу, а также за автономию женщин. К концу 1950-х годов Биби Тити стал видным и влиятельным голосом в политике, проводя кампанию во имя свободы и развития. [23] После обретения популярности ее голос стал мощным источником африканских феминистских и антиколониальных настроений.
После создания Республики Танзания в 1964 году она представляла округ Руфиджи в парламенте. Она также была членом Центрального комитета и исполнительного комитета TANU. [23] Там она продолжала выступать за большую свободу и права женщин.
Биби Тити оставила наследие, которое призывает женщин иметь большее самоуважение и побуждает женщин стремиться к большему образованию и равному обращению. [25] В своей речи Биби Тити призвала женщин воспользоваться своим скрытым политическим влиянием, сказав:
Я говорил вам [женщинам], что мы хотим независимости. И мы не сможем получить независимость, если не захотим вступить в партию. Мы родили всех этих мужчин. Женщины – сила в этом мире. Мы — те, кто рождает мир… [25]
Кения
[ редактировать ]12 декабря 1963 года Кения провозгласила независимость от Великобритании после многих лет антиколониальных усилий, в которых участвовали как мужчины, так и женщины. [1] Женщины, в частности, играли значительную, но зачастую недооцененную роль в различных битвах против колониального правления, включая активное участие в восстании Мау-Мау .
В различных колониальных записях женщины кикуйю часто изображались жертвами восстания Мау-Мау, и этот образ часто использовался британским правительством для подтверждения строгих мер и изображения себя защитниками. [26] Роль женщин в восстании выходила за рамки простой роли жертвы; они были активными участниками, мотивированными различными факторами. Различные колониальные законы, включая общественный труд, а также налоги на хижины и подушья, воспринимались как непропорционально затрагивающие женщин, что приводило к недовольству среди женского населения. Это негодование в сочетании с другими обидами, такими как несправедливая трудовая практика и ограниченное политическое представительство, побудило многих женщин присоединиться к бойцам Мау-Мау. [26]
Роли, взятые на себя женщинами в восстании Мау-Мау, были разнообразными и сложными. Женщины кикуйю сыграли решающую роль в организации и поддержании линий снабжения, которые способствовали доставке основных ресурсов, таких как продукты питания, лекарства, оружие и информация, повстанческим силам. [27] Кроме того, женщины выступали в качестве вербовщиков, активно выявляя и привлекая способных бойцов присоединиться к делу. Примечательно, что женщины сами участвовали в боевых действиях, особенно в лесных войсках, где они выполняли различные лагерные обязанности, включая приготовление пищи, уборку, сбор дров и транспортировку воды. Этот многогранный вклад подчеркнул важную роль женщин в поддержке движения Мау-Мау и его активном участии. [26] Британское правительство сочло их роль важной, признав их жизненно важную функцию «глаз и ушей» движения Мау-Мау. [28]
Женщины кикуйю подверглись пыткам и сексуальному насилию со стороны британских солдат, что подчеркивает сложность их участия. [29]
Личности многих женщин, участвовавших в восстании Мау-Мау, остались незарегистрированными. Хотя некоторые известные личности, такие как фельдмаршал Мутони ва Кирима , получили признание за свою роль в качестве высокопоставленных женщин-боевиков, есть тысячи женщин, чьи имена не были задокументированы или признаны:
Вамбуи из Каньяри
[ редактировать ]Вамбуи ва Каньяри, также известная как Матрона, — выдающаяся женщина-лидер движения Мау-Мау, чей вклад часто упускают из виду. Родом из Нгариамы, она получила признание за свою выдающуюся роль в сопротивлении колониальным властям.
В административной структуре Мау-Мау Вамбуи ва Каньяри играл ключевую роль в медицинском департаменте. В качестве обученной медсестры она оказывала необходимую медицинскую помощь повстанцам Мау-Мау в лесу. Роль Матроны включала в себя различные задачи в сфере здравоохранения, такие как стерилизация шприцев, введение лекарств и удовлетворение медицинских потребностей боевиков. Помимо медицинских обязанностей, она оказывала поддержку беременным женщинам, ищущим убежища в лесу, многие из которых пережили такие травмирующие инциденты, как изнасилование или тюремное заключение. Матрона помогала при родах, служа акушеркой для женщин, рожающих детей в укрытии. [30]
Кроме того, Матрона сыграла решающую роль в уходе за ранеными женщинами, предлагая уход и поддержку тем, кто получил огнестрельные ранения или другие травмы во время столкновений с колониальными силами. Хотя конкретные подробности жизни Матроны в исторических записях могут различаться, ее вклад иллюстрирует жизненно важную роль, которую женщины играли в движении Мау-Мау. Ее преданность оказанию медицинской помощи и поддержке товарищам-повстанцам подчеркивает стойкость и солидарность, которые характеризовали борьбу за независимость в Кении. [30]
Банди Камау
[ редактировать ]Банди ва Камау был заметной фигурой в восстании Мау-Мау, внося значительный вклад в движение как повстанец. Ее участие включало оказание поддержки солдатам Мау-Мау, доставляя им еду, пока они действовали в лесах. Кроме того, в 1953 году она сыграла ключевую роль в защите клятвы Мау-Мау, продемонстрировав свою приверженность этому делу. [30]
Одним из аспектов роли Банди ва Камау было ее участие в убеждении других женщин присутствовать на сессиях присяги, на которых новобранцы приносили клятву верности движению Мау-Мау. Это была деликатная задача, поскольку она требовала понимания традиционных обычаев, которые отговаривали женщин от участия в ритуальных церемониях. Усилия Банди по привлечению женщин к процессу присяги были направлены на сохранение культурной чувствительности, а также на усиление поддержки восстания. [30]
Истории Вамбуи ва Каньяри и Банди ва Камау служат ярким напоминанием о значительном, но часто упускаемом из виду вкладе женщин в восстание Мау-Мау и более широкую борьбу против колониализма в Кении. Их храбрость и преданность делу подчеркивают разнообразную роль, которую женщины сыграли в формировании курса истории Кении в этот решающий период.
Кот-д'Ивуар
[ редактировать ]Кот-д'Ивуар , расположенный на юго-восточном побережье Западной Африки, получил независимость от Франции в августе 1960 года. Накануне независимости женщины играли активную роль в различных политических движениях, в том числе в Демократической партии Кот-д'Ивуара — Демократическом объединении. Africain (PDCI-RDA), способствуя продвижению страны к самоуправлению. Их участие в этих движениях проистекало из разных мотивов.
Многие женщины были мотивированы присоединиться к PDCI из-за недовольства, связанного с принудительным трудом, что является центральным аспектом недовольства при колониальном правлении. В северной части Кот-д'Ивуара, где проходила большая часть вербовки французов, женщины столкнулись с нарушением своей жизни из-за трудовой воинской повинности. То, что они стали свидетелями того, как их детей отправили на юг, на европейские плантации, и лично испытало найм рабочей силы, еще больше подогревало их недовольство. [31]
Усиливающиеся репрессии со стороны колониального государства, отмеченные тюремным заключением родственников мужского пола, побудили воинствующих матерей проявить более заметную активность. В результате в мае 1949 года было сформировано женское крыло PDCI, в которое вошли около 15 000 женщин разных национальностей, социально-экономического происхождения и уровня образования. Эти женщины играли решающую роль в партии, оказывая жизненно важную поддержку тем, кто содержался под стражей французскими властями, особенно в переполненной и приходящей в упадок тюрьме Гранд-Басам. Несмотря на сложные обстоятельства, они позаботились о том, чтобы заключенные активисты получили все необходимое, например, еду, чистую одежду и эмоциональный комфорт. [31]
Женщины активно продвигали идеи партии и заручились поддержкой по всей колонии, несмотря на проблемы с грамотностью. Их преданность делу была очевидна в таких действиях, как продажа членских билетов RDA и организация сбора средств, что значительно увеличило число членов партии до более чем 800 000 к декабрю 1949 года. Ключевым моментом в их активности стал марш 24 декабря 1949 года по тюрьме Гранд-Басам , где участвовали две тысячи женщин. протестовали против задержания боевиков PDCI, отмечая важное событие в сопротивлении женщин Западной Африки французскому колониальному правлению и выступая за освобождение задержанных. [31]
См. также
[ редактировать ]- Африканский феминизм
- Список женщин, которые возглавили восстание или восстание
- Восстания под руководством женщин
- Женщины в Африке
- Женщины в арабской весне
- Женский марш на Гран-Бассаме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Макана, Селина (2019). «Женщины в националистических движениях». Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . дои : 10.1093/акр/9780190277734.013.655 . ISBN 978-0-19-027773-4 .
- ^ «Роль африканских женщин в сопротивлении колонизации | Классический журнал» . theclassicjournal.uga.edu . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Бука, Иоланда (2020), Якоб-Халисо, Оладжумоке; Фалола, Тойин (ред.), «Женщины, колониальное сопротивление и деколонизация» , «Справочник Пэлгрейва по исследованиям африканских женщин » , Cham: Springer International Publishing, стр. 1–19, doi : 10.1007/978-3-319-77030- 7_5-1 , ISBN 978-3-319-77030-7 , получено 24 марта 2024 г.
- ^ Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Младший, профессор Генри Луи Гейтс (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии. Издательство Оксфордского университета. п. 23. ISBN 978-0-19-538207-5 .
- ^ Хауда, Б. (20 августа 1997 г.). «Зеленый, белый, звезда и полумесяц: кто разработал флаг Алжира?» [Зеленый, белый, звезда и полумесяц: Кто разработал флаг Алжира?] (на французском языке). Эль Ватан. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Кессоус, Мустафа (23 января 2015 г.). «Эмили Бускуант, самая алжирская из француженок» . Ле Монд (на французском языке).
- ^ Jump up to: а б Де Гроот, Жерар; Пенистон-Берд, Коринна (2000). Солдат и женщина: сексуальная интеграция в армии . Лонгман. п. 247. ИСБН 9780582414396 .
- ^ Jump up to: а б Лазрег, Марния. Красноречие молчания . Лондон: Рутледж, 1994, стр. 120
- ^ Туршен, Мередит. «Алжирские женщины в освободительной борьбе и гражданской войне: от активных участниц к пассивным жертвам». Социальные исследования Том. 69 № 3 (осень 2002 г.) с. 889-911, стр.890
- ^ Винс, Наталья «Преодолевая границы: пол, раса, религия и Fracaises Musulmannes во время алжирской войны за независимость». Французские исторические исследования . Том. 33 № 3 (лето 2010 г.), стр. 445–474, стр. 445.
- ^ Влазна, Ваци (9 ноября 2017 г.). «Внутри битвы за Алжир: мемуары женщины-борца за свободу - рецензия на книгу» . Палестинская хроника. Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Дриф, Зохра (2017). Внутри битвы за Алжир: мемуары женщины-борца за свободу . Просто мир книг. ISBN 978-1682570753 .
- ^ Дрю, Эллисон (1 ноября 2014 г.). Нас больше нет во Франции: коммунисты в колониальном Алжире . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9781847799203 .
- ^ Уэйли Игер, Пейдж (2016). От борцов за свободу до террористов: женщины и политическое насилие . Рутледж. п. 109. ИСБН 978-1317132288 .
- ^ Ролоф, Кэролайн (2012). «Реальность и репрезентация алжирских женщин: сложная динамика героинь и репрессированных женщин» . Иллинойсский Уэслианский университет . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Карен, МакГи (2015). «Влияние матриархальных традиций на продвижение женщин ашанти в Гане» .
- ^ Архин, Кваме (2001). Преобразования в традиционном правлении в Гане: 1951–1996 гг . Седко. ISBN 978-9964-72-173-2 .
- ^ Архин, Кваме, «Политическая и военная роль женщин Акан», в книге Кристин Оппонг (редактор), «Женщины и мужчины в Западной Африке », Лондон: Аллен и Анвин, 1983.
- ^ «Маргарет Экпо – Иллюстрированные женщины в истории» . 25 февраля 2016 г. Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Укпоколо, Чиньере (2020). «Выходи, Маргарет». Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.476 . ISBN 978-0-19-027773-4 .
- ^ Эффа-Атто и Джаджа, Маргарет Экпо: Львица в нигерийской политике,
- ^ Омонихо, Б. Нигерия: Дань уважения Маргарет Экпо - И женщина умерла, Vanguard Newspapers (Лагос), 2 октября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Чачаге, Чамби; Мгумия, Жаклин (2020). «Биби Тити Мохамед». Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.473 . ISBN 978-0-19-027773-4 .
- ^ Закон о Союзе Танганьики и Занзибара 1964 г. (Закон № 22 1964 г.) – через портал ВОИС по интеллектуальной собственности.
- ^ Jump up to: а б с д Гейгер, Сьюзен (1987). «Женщины в националистической борьбе: активисты Тану в Дар-эс-Саламе» . Международный журнал африканских исторических исследований . 20 (1): 1–26. дои : 10.2307/219275 . JSTOR 219275 .
- ^ Jump up to: а б с Пресли, Кора Энн (1988). «Восстание Мау-Мау, женщины Кикую и социальные перемены» . Канадский журнал африканских исследований / Revue Canadienne des Études Africaines . 22 (3): 502–527. дои : 10.2307/485952 . JSTOR 485952 .
- ^ Гачихи, Маргарет (1986). Роль женщин кикуйю в Мау-Мау (диссертация). Университет Найроби.
- ^ Сантору, Марина Э (1996). «Колониальная идея женщин и прямое вмешательство: дело Мау-Мау» . Дела Африки . 95 (379): 253–267. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a007719 . ISSN 0001-9909 . JSTOR 723703 .
- ^ Толедо, Миёко (2015). «Кто достоин возмещения ущерба?: Признание несправедливости сексуального насилия в отношении цветных женщин как единственно заслуживающей возмещения - на примере тематического исследования кенийских женщин Мау-Мау и их уникального вреда» . дои : 10.15779/Z38CC0TS7G . S2CID 21678952 . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гатого, Юлиус (2017). «Военные ритуалы Мау-Мау и женщины-повстанцы в графстве Кириньяга, Кения (1952-1960): восстановление участия женщин в борьбе Кении за независимость» . Studia Historiae Ecclesiasticae . 43 (2): 1–16. дои : 10.17159/2412-4265/2017/1822 . ISSN 1017-0499 .
- ^ Jump up to: а б с Джейкоб, Элизабет (2022). «Воинственные матери: гендер и политика антиколониальных действий в Кот-д'Ивуаре» . Журнал африканской истории . 63 (3): 348–367. дои : 10.1017/S0021853722000524 . ISSN 0021-8537 .