Jump to content

Восстания под руководством женщин

Женский марш в Версале во время Французской революции, 1789 г.

Восстания под руководством женщин — это массовые протесты, инициированные женщинами как акт сопротивления или восстания в знак неповиновения существующему правительству. Протест – это заявление или действие, предпринятое для выражения неодобрения или возражения против власти, которое чаще всего совершается с целью повлиять на общественное мнение или политику правительства . Они варьируются от деревенских голодных бунтов против введенных налогов до протестов, которые положили начало русской революции .

Некоторые массовые протесты, возглавляемые женщинами, намеренно стремились подчеркнуть пол (или гендерную роль) организаторов и участников: например, « Матери Пласа-де-Майо» подчеркивали свою общую роль матерей, маршируя в белых платках, символизирующих подгузники их потерянные дети. В других случаях женщины могут раздеваться догола, чтобы привлечь внимание к своему делу или пристыдить или запугать тех, против кого они протестуют. [1] [2] : 21  [3]

Ранняя история

[ редактировать ]

Создание первых человеческих обществ

[ редактировать ]

Исследования современных охотников-собирателей показывают, что их сильное чувство моральной общности поддерживается автономными личностями, которые постоянно сопротивляются любой форме личного доминирования. Фактически, многие охотники-собиратели настолько эгалитарны и коммунистичны, что даже такой немарксистский антрополог, как Кристофер Бём, утверждает, что общества охотников-собирателей – первые человеческие общества – должны были возникнуть в результате восстаний против доминирующих мужчин. [4]

Крис Найт и другие антропологи, находившиеся под влиянием Карла Маркса и Фридриха Энгельса , предположили, что эти восстания возглавили женщины, ищущие коллективной поддержки, чтобы облегчить свое бремя ухода за детьми. [5] [6] [7] Они использовали широкий спектр данных из антропологии, приматологии , мифических повествований, эволюционной биологии и археологии. Некоторые марксисты отвергли эти идеи. [8] Однако, хотя идея о восстаниях под руководством женщин, создающих первые общества, является спорной, ряд весьма уважаемых антропологов отнеслись к этому тезису серьезно. ( Мэри Дуглас , Робин Данбар , Дэвид Льюис-Уильямс , Кэролайн Хамфри , Мэрилин Стрэтерн , Клайв Гэмбл, Кит Харт и Крис Стрингер дали положительные отзывы о работе Найта. [9] [10] [11] )

Боудика была королевой британского кельтского племени ицени , которая возглавила восстание против завоевательных сил Римской империи в 60 или 61 году нашей эры. Она умерла вскоре после его поражения и, как говорят, отравила себя. Ее считают британским народным героем. [12]

17 и 18 века

[ редактировать ]

Продовольственные бунты

[ редактировать ]

В классической статье Э. П. Томпсона «Моральная экономика английской толпы в XVIII веке» подчеркивалась роль женщин во многих голодных бунтах. Он утверждал, что участники беспорядков настаивали на идее морального сообщества, которое обязано кормить их и их семьи. Как писал один современный комментатор: «Женщины более склонны к мятежу… [и] во всех общественных волнениях они больше всего проявляют насилие и свирепость». [13]

Джон Бостедт позже утверждал, что Томпсон преувеличивал роль женщин в голодных бунтах. Томпсон в ответ решительно отверг критику Богстедта. [14] [15] [16] Хотя невозможно узнать точный уровень участия женщин в голодных бунтах 18-го века, похоже, что, по крайней мере, женщины возглавляли или инициировали значительное меньшинство таких бунтов, и они участвовали во многих других. Женщины более активно участвовали в голодных бунтах, чем в более ранних бунтах против импрессии 1747 года, в которых они защищали интересы общества и насаждали общественную мораль. Эти бунты революции и сопротивления открыли для женщин возможности принимать участие в политических действиях в качестве влиятельных людей в социальной и экономической сфере, а не только в качестве жены или матери республиканца. [17] Он [ ВОЗ? ] указывает на то, что новая напористость женщин была как-то связана с ослаблением патриархального контроля над женщинами по мере упадка феодализма и расширения рыночных отношений.

Мужчины и женщины участвовали в голодных бунтах в Ирландии , Бельгии , Нидерландах и Германии (где в современных отчетах утверждалось, что многие бунты были инициаторами женщин). Голландские налоговые бунты в семнадцатом и восемнадцатом веках были более многочисленными и часто более жестокими, в них участвовали представители как низшего, так и низшего среднего класса, тогда как голодные бунты привлекали только участников низшего класса. В семнадцатом и восемнадцатом веках по крайней мере в 26 бунтах и ​​50 демонстрациях участвовали женщины, из которых 10 находились в основном под их контролем. Женщины готовили и покупали продукты для своих семей; поэтому они были первыми партиями, столкнувшимися с нехваткой продовольствия и высокими ценами. При этом женщины обычно контролировали большую часть семейных финансов. Другая причина их участия связана с тем, что голодные бунты обычно начинались на рынках возле магазинов и мельниц, где женщины собирались больше всего.

Одно из самых известных налоговых бунтов 1616 года даже вошло в историю как «Женское восстание в Делфте». [18] Женщины также организовали почти треть голодных бунтов во время американской революции. [19] [20] [21] [22] [23] несмотря на то, что они были исключены из голосования, не имели права выступать в качестве присяжных в судах и по закону и были по сути политически инвалидами из-за своего зависимого статуса. [17] Имело значение то, что американцы знали, что женщины играли заметную роль в голодных бунтах в Англии и Европе, и имело значение то, что идеи равенства, добрососедства и благотворительности определяли повседневную жизнь американских женщин в колониальный период. Примерно 100 женщин устроили «Женский бунт» и вышли на улицы в июле 1777 года, настаивая на своем праве обеспечивать справедливый обмен. [17]

Французская революция

[ редактировать ]

Женщины были особенно заметны в продовольственных бунтах на французских рынках (хотя в сельской местности среди них преобладали мужчины). [24] [25] Самым значительным французским голодным бунтом стал Женский марш в Версале . Это произошло в октябре 1789 года, когда парижские рыночные женщины начали называть мужчин «трусами» и заявлять: «Мы возьмем верх!» Женщины двинулись маршем в Версаль, за ними следовали солдаты. Затем толпа вынудила короля вернуться в Париж, где три года спустя женщины снова стали основными участниками демонстраций, которые привели к отмене монархии . Полицейский инспектор говорил в 1793 году: «Возбуждаются главным образом женщины, женщины, которые, в свою очередь, сообщают мужчинам все свое безумие, подогревая их своими крамольными предложениями и возбуждая самое бурное всплеск». [26] [27] [28] [29] [30]

Тем временем женщины в сельской местности инициировали «контрреволюционные» протесты против политики нового правительства по репрессиям против церкви и призыву крестьян-мужчин в армию. [31] [32]

Во время Французской революции женщины возглавили борьбу за религию. Их борьба проложит путь к феминизации религий. Женщины чувствовали, что они несут ответственность за поддержание духовного баланса в своей семье. Они боролись сильнее, чем их коллеги-мужчины, иногда прибегая к насильственным и незаконным действиям, чтобы их голоса были услышаны. Если бы женщин арестовывали, мужчины в их жизни преуменьшали бы ущерб, который они могли причинить, а женщины в целом считались более истеричными и уязвимыми, поэтому общество в целом мало задумывалось об их насильственных и незаконных действиях. Но если женщина отказывалась или избегала участия в петициях или маршах, ей было стыдно до тех пор, пока ее не обвиняли в участии. [33]

Женщины во время Французской революции также боролись за свои права. Аристократические женщины не были склонны участвовать в деятельности, которая могла разрушить их семью и/или их шанс унаследовать семейное состояние (или то, что она получит), поэтому они не хотели участвовать. Женщины из рабочего класса также столкнулись с этой дилеммой, но, поскольку они уже были подавлены, польза от того, чего они могли достичь, перевешивала потерю семейной гордости и/или богатства. Людовик XVI разрешил голосовать всем, кто платил налоги, но, поскольку женщины не могли платить налоги, они не могли голосовать. В то время как третье сословие устанавливало правила, женщины выражали свое мнение через брошюры и петиции, чтобы третье сословие знало, чего они хотят. В петиции des femmes du Tiers-Etat au Roi говорилось, что женщины хотят, чтобы образование вышло за рамки французского и латыни для церкви, чтобы женщинам было доступно больше рабочих мест, а также повысили максимальную заработную плату на 5–6 су . Motion en Faveur du Sexe и Discours préliminaire de la pauvre Javotte сосредоточили внимание на приданое и брак. В рабочем классе найти работу было достаточно сложно для мужчин, труднее для женщин, а накопить достаточно денег, чтобы выйти замуж, было почти невозможно. Женщины не хотели платить приданое, чтобы выйти замуж; это применялось только к третьему сословию. «Права женщины» Олимпии де Гуж представляли собой полную брошюру, в которой излагались все права, которыми должны обладать женщины. Оно было почти слово в слово скопировано из Декларации прав человека , но применимо к женщинам. Другой буклет, Griefs et Plates des Femmes Mal Mariées , критиковал законы о браке, которые влекут за собой подчинение женщин мужчинам, и требовал легализации разводов.

Среди буржуазии мадам Этта Пальм ван Элдер была ведущей фигурой в борьбе за права женщин. Она потребовала равного права на образование, политической свободы, развода и юридической свободы женщин в возрасте 21 года и старше. Хотя политическая свобода будет достигнута только после революции, все остальные требования ван Элдера будут так или иначе удовлетворены. В августе 1792 года женщинам от 21 года и старше была предоставлена ​​юридическая свобода от родителей. В сентябре 1792 года женщинам было предоставлено право на развод, а Закон 1794 года облегчил бракоразводный процесс. Образовательные программы были продвинутыми и позволяли женщинам готовиться к карьере, но они все еще не получили равенства. Учителям-женщинам платили меньше, чем мужчинам, а классы начальной школы были разделены по полу. После достижений и улучшений в системе образования положение женщин не намного улучшилось, чем раньше. [34]

Р.Б. Роуз утверждает, что, несмотря на усилия женщин во время революции, мало что изменилось. Революция была революцией для мужчин и местом хаоса для женщин. Французская революционная конституция 1791 года позволяла называть женщин гражданами, но не более того. У них не было права голоса или возможности баллотироваться на посты. Кодекс Наполеона 1804 года заставил жен подчиняться своим мужьям, отменив все требования равенства, выдвинутые во время революции. Женщины по-прежнему не могли владеть землей, поскольку они не могли юридически подписать какой-либо контракт, передавая землю в руки ее ближайшего родственника-мужчины. [35]

Франко-прусская война

[ редактировать ]

Во время франко-прусской войны 1871 года женщины сыграли важную роль в предотвращении вывода армии из Парижа своих пушек, и это событие помогло разжечь Парижскую Коммуну . [36]

Афиша суфражистки

Британское женское избирательное движение

[ редактировать ]

В начале двадцатого века протесты женщин за право голоса стали особенно воинственными в Великобритании. Многие из основных организаторов массовых протестов были женщинами. Стратегии, использованные протестующими, включали массовые демонстрации, поджоги, повсеместное разбивание окон и попытки штурмовать парламент и Букингемский дворец . После того, как в 1914 году разразилась Первая мировая война, основное суфражистское движение приостановило свои протесты, чтобы сосредоточиться на военных действиях. [37]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Последствия голодного бунта в Берлине, 1918 год.

Во время Первой мировой войны женщины возглавили большое количество голодных бунтов в Германии, России, Италии и других странах. [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] Женщины-работницы также возглавили забастовки в Берлине и Париже. Немецкие власти сообщили, что профсоюзные лидеры делают «все возможное, чтобы предотвратить подобные беспорядки и забастовки из-за продовольственных запасов, но… бесчисленные работницы постоянно агитируют и провоцируют беспорядки». Выдающееся положение женщин в этой борьбе помогло делегитимизировать войну и режимы, которые сражались с ней, проложив путь огромным волнам забастовок и революциям в конце войны. [45] [46] [47]

Женщины участвовали и организовали несколько голодных бунтов, вспыхнувших в Северной Америке в начале двадцатого века. [48] Женщины также возглавляли голодные бунты в Японии и невоюющей Испании. Женские протесты против высоких цен на продукты распространились по Испании как в 1913, так и в 1918 году. В Барселоне в 1918 году женщины использовали лозунг: «Во имя человечества все женщины выходят на улицы!» Они организовывали повторяющиеся демонстрации и нападали на магазины, склады, правительственные учреждения и музыкальные залы. Женщины также устраивали голодные бунты во время гражданской войны в Испании . [49]

Русская революция

[ редактировать ]

Карл Маркс признавал, что «великие социальные революции невозможны без женского брожения». [50] [51] а в 1917 году именно работницы Петрограда (Санкт-Петербурга) распространили идею всеобщей забастовки 8 марта, в Международный женский день . В тот день сотни женщин бросали камни и снежки в витрины фабрик, требуя хлеба. Экономическая депрессия 1917 года особенно опустошила женщин из рабочего класса, поскольку цены на предметы первой необходимости резко возросли, но их низкая заработная плата не компенсировала рост цен на товары. После долгого и утомительного трудового дня женщинам приходилось часами стоять в очереди, чтобы получить буханку хлеба. Иногда после нескольких часов ожидания в очереди хлеб заканчивался. Протесты возглавили тысячи работниц, и они вдохновили фабричных рабочих-мужчин присоединиться к ним и потребовать перемен. [52] Женщины участвовали в беспорядках, нападая на полицейские участки и пекарни. Однако многие военнослужащие отказались стрелять в протестующих женщин, которые часто гуляли со своими детьми. Как позже писал Лев Троцкий , женщины взяли в руки солдатские винтовки и «умоляли, почти приказывали: «Сложите штыки и присоединяйтесь к нам»», и в течение пяти дней многовековой царский режим рухнул. [53] [54] [55]

Когда большевики захватили Петроград и Москву в октябре 1917 года, между правителями и женщинами из рабочего класса были заметны напряженные отношения. [56] Из-за нехватки и голода русским рабочим было очень трудно самим преобразовывать общество, а участие женщин не продолжалось на том же уровне, что и в феврале-марте 1917 года. Однако именно женские продовольственные протесты в мае 1918 года вызвали первую крупную волну волнения рабочих против новой большевистской власти. [57] Позже, во время Иосифа Сталина программы головокружительной индустриализации и принудительной коллективизации , женщины снова оказались в авангарде рабочих забастовок и крестьянских протестов, сопротивлявшихся этой жестокой политике. [58] [59] Однако режим Сталина смог сдержать любое сопротивление посредством голода и репрессий.

Восстания против британского колониализма

[ редактировать ]

Женщины принимали активное участие в различных восстаниях в колониальном и экс-колониальном мире. Одной из самых заметных в Африке была война женщин игбо против сбора британских налогов в Нигерии в 1929 году. [60] [61] Женщины на юге Игболанда считали, что британцы несправедливо облагали их налогом за пальмовую продукцию. Это привело к тому, что британцы назвали «бунтами Аба» и «игбо», «женской войной». Это восстание подвергло испытанию политические институты женщин игбо, созданные до колонизации. Женщины взяли на себя инициативу, отправив сообщения через рынок и сети родства, соединяющиеся с другими деревнями, с призывом к собранию микири. Они также воспользовались забастовками, бойкотами и силой, чтобы выразить свое мнение и принять ответные меры против власти. Богатые и щедрые женщины, которые умели хорошо говорить, обычно играли ведущие роли в деревенских собраниях микири, которые оказали наибольшее влияние на возникновение Женской войны. Во время микири были приняты решения о том, как реагировать на то, что они не будут обижены коррупцией начальника уорента и налогами, которые, как они ожидали, будут на них наложены. [62]

В конце 1940-х годов восстание женщин Абеокута протестовало против введения нигерийским колониальным правительством новых налогов для женщин. Фунмилайо Рэнсоме-Кути возглавил массовые протесты женщин возле дворца местного правителя .

В Индии королева или Рани Джханси была одной из ведущих фигур Индийского восстания 1857 года и стала для индийских националистов символом сопротивления британскому владычеству .

Движение за гражданские права США

[ редактировать ]

Именно бойкот сегрегированных автобусов афроамериканками положил начало движению за гражданские права в 1955 году. Этот случай вдохновил активистов всего мира на перемены и борьбу с угнетением. [63]

Американские женщины все чаще отвергали банальные патриархальные семейные структуры и сексуальные репрессии в 1960-х годах, что повлияло на сексуальную революцию , протесты за равную оплату труда и большую заметность женщин в американской культуре. [64] [65] Возрожденное феминистское движение помогло изменить гендерные роли в последующие десятилетия. Сторме ДеЛарвери , двухрасовой активистке-лесбиянке-бучу, приписывают подстрекательство к восстанию Стоунволл в Нью-Йорке в 1969 году, что стало важным поворотным моментом в движении за освобождение геев 1960–1970-х годов . [66]

Великобритания

[ редактировать ]

Женщины также были в авангарде борьбы рабочего класса в 1970-х и 1980-х годах. На Британских островах женские протесты и лидерство имели большое значение во время беспорядков в Северной Ирландии, во время спора о Грюнвике и во время забастовки шахтеров . [67] [68]

На протяжении десятилетий иранские женщины боролись с основными правами человека и подвергались притеснениям из-за традиционной религиозной принадлежности и политических взглядов. Их исламские убеждения относительно гендерного равенства, скрываемые высшими властями, и доминирование мужчины над иранскими женщинами . В 1979 году, в ходе так называемой Исламской революции , направленной на свержение шаха Ирана , женщины собирались и протестовали на улицах, но перемены, к которым они призывали, так и не произошли, вместо этого возникло тоталитарное государство под названием Исламская Республика. Ирана . Лишь в 1990-х годах влияние Исламской революции стало более очевидным, как нетерпимость к женщинам. Именно тогда молодые женщины и активистки начали выступать против исламских идеологий, например, против процесса развода или ношения одежды, которую авторитарное правление считало «откровенной».

Значительные изменения в основных правах человека и угнетение иранских женщин продолжаются с 1990-х годов и заметно прогрессируют до сегодняшнего дня, когда иранцы поколения Z получили доступ к миру в Интернете. В 2022 году «первая феминистская революция» началась с убийства государственными силами 22-летней курдско-иранской Махсы Амини, которую иногда теперь называют протестами Махсы Амини . Призыв к « Женщинам, Жизни, Свободе » стал их фирменным лозунгом и продолжается по сей день, принося тяжелые жертвы жизням детей, молодежи, взрослых и пенсионеров в городах и в более горных, особенно курдских регионах Ирана. Протесты в сентябре 2022 года привели к некоторым изменениям в санкциях со стороны Великобритании, Канады и США. Однако борьба в Иране требует гораздо дальнейших шагов в виде санкций против Ирана против жестокого и репрессивного режима, который не позволит женщинам ни выходить на футбольные стадионы, ни ходить без платка и свободной одежды в общественных местах. [69]

Женщины продолжают играть заметную роль во многих голодных бунтах – например, в 2008 году более 1000 женщин протестовали против реакции правительства Перу на рост цен на продукты питания. [48]

20 января 2017 года, на следующий день после инаугурации Дональда Трампа в качестве 45-го президента США, женщины, мужчины и дети прошли маршем в знак протеста против Трампа и в знак солидарности с другими женщинами, чтобы противостоять угнетению и жестокому обращению в отношении женщин. было проведено более 680 маршей по всей территории США и более чем в 68 странах мира В рамках Женского марша . Более 1 000 000 человек приняли участие в «флагманском марше» в Вашингтоне. [70]

Рожавская революция

[ редактировать ]
YPG, Отряды женской защиты

Северная Сирия – это то, что называют Рожавой . Революция Рожавы, или конфликт в Рожаве , относится к вооруженной борьбе, которая ведется с 2012 года. Революция в Рожаве характеризуется выдающейся ролью, которую женщины играли в эти времена раздоров.

Роман « Революция в Рожаве: демократическая автономия и освобождение женщин в Сирийском Курдистане» описывает курдских женщин и то, как их угнетали и продолжают угнетать. Как курдам, им было отказано в основных правах, во многих случаях даже в гражданстве; и как женщины они оказались в ловушке патриархального господства. [71] Курдское женское движение стремится преодолеть отчуждение курдских женщин. Борьба за права женщин всегда была частью курдской истории. Одним из первых признаков революции в Рожаве стало избрание Хеви Обрагима на пост премьер-министра в феврале 2014 года. [72]

Действительно, многие женщины занимали руководящие должности. Ася Абдулла сегодня считается одним из самых радикальных и эффективных революционеров в мире. Она была движущей силой в борьбе за курдскую свободу. [73] Она хочет, чтобы женщины во всем мире стали лучше осведомлены о своей борьбе.

Благодаря этой трансформации женщины также начали выполнять функции в сфере безопасности и в армии. В 2012 году женщины из PYD ( Отряда народной обороны ) создали подразделение, занимающееся борьбой за права женщин. Женские боевые отряды, также известные как YPJ , сыграли свою роль в освобождении таких городов, как Кобани и Манбидж . [73] С сентября 2014 года курдские женщины играют ведущую роль в борьбе с ИГИЛ . Создание YPJ является впечатляющим событием в регионе, где права женщин часто подавляются. Но с образованием этих групп в СМИ появилось сексистское освещение. СМИ больше озабочены внешним видом бойцов, чем тем, за что они сражаются.

Женщины в партизанской армии РПК разработали джинеологи (также известную как джинеология), что, проще говоря, означает женскую науку. Цель джинеологии — предоставить женщинам и обществу доступ к науке и знаниям, а также укрепить связь науки и знаний с обществом. [71] Революция в Рожаве характеризовалась высоким уровнем участия женщин в политике, приютами для женщин, подвергшихся сексуальному насилию или насилию, а также управляемыми женщинами академиями, посвященными изучению гинеологии.

В результате народного восстания в Сирии курдские женщины вместе с мужчинами взяли в руки оружие и взяли под свой контроль Северную Сирию, также известную как Рожава . Женщины сражаются бок о бок с мужчинами как в смешанных подразделениях Отрядов народной самообороны (YPG), так и в собственных Отрядах женской защиты (YPJ). Женщины составляют примерно 35 процентов всех курдских сил. [72]

Четыре протеста Амини

[ редактировать ]

Гражданские беспорядки протесты против правительства Ирана, со смертью Махсы Амини начались 16 сентября 2022 года и продолжаются по состоянию на декабрь 2022 года под стражей в полиции , и связанные . за предполагаемое нарушение иранского закона об обязательном ношении хиджаба , который требует, чтобы все женщины носили хиджаб (исламскую паранджу) в общественных местах. Патруль утверждает, что Амини носила хиджаб ненадлежащим образом и, по словам очевидцев, она была жестоко избита полицейскими, однако иранские власти это утверждение опровергли. [74] Когда протесты распространились из родного города Амини, Саккеза, на другие города провинции Курдистан и по всей стране, правительство ответило повсеместными отключениями Интернета , общенациональными ограничениями на использование социальных сетей, [75] [76] слезоточивый газ и стрельба. [77] [78] [79]

Хотя протесты не были такими смертоносными, как в 2019 году (когда было убито более 1500 человек), [80] они были «общенациональными, распространялись по социальным классам, университетам, улицам [и] школам» и были названы «самым большим вызовом» правительству Ирана со времен Исламской революции 1979 года. [81] по состоянию на 27 декабря 2022 г. по меньшей мере 476 человек, в том числе 64 несовершеннолетних, были убиты в результате вмешательства правительства в протесты; [а] около 18 480 человек были арестованы [б] как минимум в 134 городах и поселках, а также в 132 университетах. [с] [83] [84]

Верховный лидер аятолла Али Хаменеи назвал широкомасштабные беспорядки не только «беспорядками», но и «гибридной войной», вызванной иностранными государствами и диссидентами за рубежом. [85] [86] [71] Женщины, в том числе школьники, сыграли ключевую роль в демонстрациях, многие из которых сняли хиджабы в знак солидарности с Амини. [87] Помимо требований расширения прав женщин, протесты потребовали свержения Исламской Республики, что отличает их от предыдущих крупных протестных движений в Иране, которые были сосредоточены на результатах выборов или экономических проблемах. [88]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ по данным некоммерческой организации « Права человека Ирана» . [82]
  2. ^ по данным HRANA от 22 декабря.
  3. ^ по данным HRANA от 4 ноября.
  1. ^ Безабе, Самсон А.; Оссом, Лин ; Мамдани, Махмуд (2017). Комментарии к вступительной лекции профессора Сильвии Тамале «Нагота, протест и закон в Уганде», юридический факультет Университета Макерере . OCLC   1004376690 .
  2. ^ «Обнаженная сила: женщины и социальное производство воды в англоязычном Камеруне», «Гендер, вода и развитие » , Bloomsbury Academic, 2005, doi : 10.5040/9781474214834.ch-004 , ISBN  9781845201241 , S2CID   128235468
  3. ^ Тиббетс, Александра. Мамас борется за свободу в Кении . п. 11. ОСЛК   34537945 .
  4. ^ Кристофер Бём, Иерархия в лесу; Эволюция эгалитарного поведения , стр. 1–10, 84–9, 172–3, 193–6, 249, 256.
  5. ^ Крис Найт, «Секс и человеческая революция» и «Солидарность и секс»
  6. ^ Крис Найт, Камилла Пауэр, Ян Уоттс, «Человеческая символическая революция», Кембриджский археологический журнал. Архивировано 15 сентября 2013 г. в Wayback Machine , Том 5, стр. 75ff.
  7. ^ «Эволюционное возникновение» . www.radicalanthropologygroup.org . Архивировано из оригинала 10 октября 2003 г.
  8. ^ Крис Харман, Международный социализм , № 54, стр. 169-74 . Некоторые другие марксисты были более позитивны, например, Джек Конрад, «Происхождение религии и человеческая революция» .
  9. ^ Найт, Крис (24 мая 1995 г.). Кровное родство: менструация и истоки культуры . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300063080 – через Google Книги.
  10. ^ «Комментарии рецензентов – Крис Найт» . www.chrisknight.co.uk .
  11. ^ Крис Стрингер, Происхождение нашего вида
  12. ^ Прюитт, Сара (31 мая 2016 г.). «Кем была Боудика?» . History.com . Проверено 31 января 2018 г.
  13. ^ Томпсон, EP Таможня в целом . п. 234.
  14. ^ Томпсон, Е.П. « Моральная экономика английской толпы в 18 веке» и «Обзор моральной экономики» . Общая таможня . стр. 185–335.
  15. ^ Малькольм Томис; Дженнифер Гримметт. Женщины в протесте, 1800–1850 гг . стр. 28 и далее.
  16. ^ Бостедт, Джон. « Миф о женском продовольственном бунте» . В Эпплуайте, Харриет; Леви, Дарлин (ред.). «Женщины и политика в эпоху демократической революции» .
  17. ^ Jump up to: а б с Смит, Барбара Кларк (1994). «Продовольственные бунтовщики и американская революция» . Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 51 (1): 3–38. дои : 10.2307/2947003 . ISSN   0043-5597 . JSTOR   2947003 – через JSTOR.
  18. ^ Деккер, Рудольф М. (1987). «Женщины в восстании» (PDF) . Теория и общество . 16 (3): 337–362. дои : 10.1007/BF00139486 . ISSN   0304-2421 . JSTOR   657727 . S2CID   147542202 . Проверено 23 августа 2021 г.
  19. Уильям Шиэн, Буйные собрания, стр. 160.
  20. ^ «Воутер Ронсейн, последние голодные бунты в Западной Европе: сравнение рыночных бунтов 1840-х и 1850-х годов во Фландрии » (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
  21. ^ Х.Эпплвайт и Д.Леви, Женщины и политика в эпоху демократической революции , 127-30.
  22. ^ Манфред Гайлюс в К. Хагеманне, Гражданское общество и гендер , стр. 174-9.
  23. ^ Барбара Кларк Смит, «Продовольственные бунты и американская революция» , William and Mary Quarterly , Vol. 51, № 1, стр3-5, 26-9.
  24. ^ Синтия Бутон, «Гендерное поведение в бунтах за выживание», Журнал социальной истории , Том 23, № 4
  25. ^ К. Бутон, Мучная война: пол, класс и сообщество во французском обществе позднего древнего режима .
  26. ^ Д. Гарриош, «Повседневная жизнь парижанок в октябрьские дни 1789 года» , Социальная история, Том 24, стр. 231–2.
  27. ^ Х.Эпплвайт и Д.Леви, Женщины и политика в эпоху демократической революции , стр. 76, 81 и далее.
  28. ^ Хафтон, Олуэн Х. (январь 1992 г.). Женщины и пределы гражданства во Французской революции . Университет Торонто Пресс. стр. 1–49. ISBN  9780802068378 . Проверено 18 января 2023 г.
  29. ^ Х.Эпплвайт и Д.Леви, «Женщины и политическая революция в Париже» , в Ренате Бриденталь, Становясь видимыми, Женщины в европейской истории (издание 1987 г.), стр. 285-300.
  30. ^ Хафтон, Олуэн Х. (1992). Женщины и пределы гражданства во Французской революции . Соединенное Королевство: Университет Торонто Press. ISBN  9780802068378 . Проверено 18 января 2023 г.
  31. ^ Джеймс Макмиллан, Франция и женщины, 1789–1914 , стр. 25–6.
  32. ^ например , Война в Вандее
  33. ^ Десан, Сюзанна (весна 1989 г.). «Роль женщин в религиозных беспорядках во время Французской революции». Исследования восемнадцатого века . 22 (3 специальный выпуск: Французская революция в культуре): 451–468. дои : 10.2307/2738896 . JSTOR   2738896 .
  34. ^ Рац, Элизабет (весна 1952 г.). «Движение за права женщин во Французской революции». Наука и общество . 16 (2). Гилфорд Пресс: 151–174. JSTOR   40400125 .
  35. ^ Роуз, РБ (зима 1995 г.). «Феминизм, женщины и Французская революция». Исторические размышления / Réflexions Historiques . 21 (1). Книги Бергана: 187–205. JSTOR   41299020 .
  36. ^ Гей Галликсон, Неуправляемые женщины Парижа , стр. 24ff.
  37. ^ Сьюзан Кент, Гендер и власть в Великобритании, 1640–1990 , стр. 262, 268–73; Женский общественно-политический союз .
  38. ^ Дэвис, Белинда (2002). «Еда, политика и повседневная жизнь женщин во время Первой мировой войны». Ин Хагеманн, Карен ; Шулер-Спрингорум, Стефани (ред.). Тыл - Боевой фронт: военные и гендерные отношения в двух мировых войнах . Нью-Йорк: Берг. стр. 115–38.
  39. ^ Военные, война и гендер в Германии двадцатого века, Глава 4.
  40. ^ Кейт Аллен, «Еда и немецкий тыл» и Симонетта Ортаджи, «Итальянские женщины во время Великой войны» в Гейл Брейбон, « Свидетельства, история и Великая война» , стр. 181, 190, 218-36
  41. ^ Беверли Энгель, «Натуральные бунты в России во время Первой мировой войны» , Журнал современной истории , Том 69.
  42. ^ Темма Каплан, «Женщины и общинные забастовки во время кризиса 1917–1922 годов» , в Ренате Бриденталь, Становясь видимыми: женщины в европейской истории (издание 1987 года)
  43. ^ Линн Тейлор, «Возвращение к продовольственным бунтам», Журнал социальной истории , том 30, № 2.
  44. ^ Мануэль Кастельс, Город и широкие массы , Глава 4.
  45. ^ Уте Даниэль, Война изнутри: немецкие женщины в Первой мировой войне , стр. 293, 246–50.
  46. ^ Лаура Ли Даунс, Производственное неравенство: гендерное разделение во французской и британской металлообрабатывающей промышленности, 1914–39 , стр. 119–144.
  47. ^ Дэвис, Белинда (2002). «Еда, политика и повседневная жизнь женщин во время Первой мировой войны». В Хагеманне, К.; Шулер-Спрингорум, С. (ред.). Тыл - Боевой фронт: военные и гендерные отношения в двух мировых войнах . Нью-Йорк: Берг. п. 131.
  48. ^ Jump up to: а б Патель, Радж; МакМайкл, Филип (2014), «Политическая экономия продовольственного бунта», Бунт, беспорядки и протесты на глобальной арене , Palgrave Macmillan UK, стр. 237–261, doi : 10.1007/978-1-137-30553-4_13 , ISBN  9781137305527
  49. ^ Майкл Зейдман, Республика Эго, стр. 102, 219 .
  50. ^ Манфред Гайлюс в К. Хагеманне, Гражданское общество и гендер , стр. 178–80.
  51. ^ Маркс, Собрание сочинений Энгельса , Vol. 43, с. 184.
  52. ^ Фолкнер, Нил (2017). Народная история русской революции . Лондон: Плутон Пресс. стр. 111–132. ISBN  9781786800190 .
  53. ^ Чхве Чаттерджи, Прославление женщин; Гендер, фестиваль, культура и большевистская идеология , стр. 43–54.
  54. Джейн Макдермид и Анна Хилляр, Акушерки революции , 147–157.
  55. ^ Каплан в Бридентале, Становясь видимым..., .
  56. ^ Клементс, Барбара Эванс (1982). «Рабочий класс и крестьянки в русской революции, 1917–1923». Знаки . 8 (2): 215–235. дои : 10.1086/493960 . JSTOR   3173897 . S2CID   143882149 .
  57. ^ Александр Рабинович, Большевики у власти , стр. 229–30.
  58. ^ Линн Виола , Крестьянские повстанцы при Сталине , стр. 176–84, 202–9, 237–8.
  59. ^ Джеффри Россман, Рабочее сопротивление при Сталине , стр. 6–7, 206, 232.
  60. ^ Бонни Г.Смит, Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории , Том 1, стр. 540
  61. ^ MJDiamond, Женщины и революция; Глобальные выражения .
  62. ^ Джудит Ван Аллен (1972) «Сидя на мужчине»: Колониализм и утраченные политические институты женщин игбо, Канадский журнал африканских исследований / La Revue canadienne des études africaines, 6:2, 165–181, DOI: 10.1080/00083968.1972 .10803664
  63. ^ М. Бахати Куумба, Гендерные и социальные движения (2001), AltaMira Press, США, стр. 24, 33–4, 74, 80. ISBN   0759101884
  64. ^ «Женщины 68-го, маршируют в одиночку» , Линн Сигал , Радикальная философия , № 149.
  65. ^ Эванс, Сара Маргарет (1979). Личная политика: корни освобождения женщин в движении за гражданские права и новых левых . Винтажные книги. ISBN  9780394742281 .
  66. ^ Робертсон, Джулия Диана (5 июня 2017 г.). «Вспоминая Сторме — цветную женщину, которая спровоцировала революцию Стоунволла» . Хаффингтон Пост . Проверено 12 июля 2017 г.
  67. ^ Фэйрвезер, Макдонаф и Макфадиан, Только реки бегут свободно: Северная Ирландия, Женская война (1984), Pluto Press ISBN   0861046684
  68. ^ См. также «Спор Грюнвика» и «Женщины против закрытия ям».
  69. ^ Мохаммади, Маджид (9 января 2013 г.). «Иранские женщины и движение за гражданские права в Иране: взаимодействие феминизма» . Журнал международных женских исследований . 9 (1): 1–21.
  70. ^ Ченовет, Эрика; Прессман, Джереми (7 февраля 2017 г.). «Анализ | Это то, что мы узнали, подсчитав женские марши». Вашингтон Пост. ISSN 0190-8286. Проверено 26 марта 2018 г.
  71. ^ Jump up to: а б с Кнапп, Майкл (2016). Революция в Рожаве: демократическая автономия и освобождение женщин в Сирийском Курдистане . Плутон Пресс. п. 62.
  72. ^ Jump up to: а б Бенджио, Офра (зима 2016 г.). «Изменители правил игры: курдские женщины в мире и войне». Институт Ближнего Востока . 70:38 – через ProQuest.
  73. ^ Jump up to: а б МакКернан, Бетан (5 января 2017 г.). «Курдская женщина строит феминистскую демократию и одновременно борется с ИГИЛ» . Независимый .
  74. ^ Стшижиньска, Вероника (16 сентября 2022 г.). «Иранская женщина умерла «после того, как ее избила полиция нравов» из-за закона о хиджабе» . Хранитель . Архивировано из оригинала 20 сентября 2022 года . Проверено 22 сентября 2022 г.
  75. ^ Бонифачич, Игорь (21 сентября 2022 г.). «Иран ограничивает доступ к WhatsApp и Instagram в ответ на протесты Махсы Амини» . Engadget . Архивировано из оригинала 24 сентября 2022 года . Проверено 22 сентября 2022 г.
  76. ^ Стшижиньска, Вероника (22 сентября 2022 г.). «Иран блокирует доступ столицы в Интернет на фоне роста протестов Амини» . Хранитель . Архивировано из оригинала 25 сентября 2022 года . Проверено 25 сентября 2022 г.
  77. ^ «Протесты в Иране; число погибших достигло минимум 100» Протесты в Иране; Число погибших достигло не менее 50 человек [Протесты в Иране; Число убитых возросло как минимум до 50 человек. Права человека Ирана (на персидском языке). Архивировано из оригинала 24 сентября 2022 года . Проверено 23 сентября 2022 г.
  78. ^ «Число погибших в Иране растет, поскольку протесты Махсы Амини продолжаются уже 10-ю ночь» . Хранитель . 26 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2022 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
  79. ^ «76 смертей, 1200 арестов в Иране в ответ на протесты» . rte.ie . 26 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2022 года . Проверено 27 сентября 2022 г.
  80. ^ «Этерашат дар Иран; Афзаеш-е Амар-е Коштешодеган будет биш аз аз 30 Хамзаман или Эхтелал дар Интернет» Протесты в Иране; Увеличение числа погибших до более чем 30 человек одновременно с нарушением работы Интернета [Протесты в Иране; Число погибших одновременно с отключением интернета возросло до более 30 человек. Права человека Ирана (на персидском языке). Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 года . Проверено 22 сентября 2022 г.
  81. ^ «Новые протесты вспыхивают в университетах Ирана и курдском регионе» . Хранитель. 6 ноября 2022 г. Проверено 7 ноября 2022 г.
  82. ^ «По меньшей мере 100 протестующим грозит казнь, смертная казнь или приговоры; по меньшей мере 476 протестующих убиты» . Права человека Ирана. 27 декабря 2022 г.
  83. ^ «Иранские законодатели требуют сурового наказания для «мятежников» в условиях бушующих протестов» . Рейтер . 6 ноября 2022 г. Проверено 7 ноября 2022 г.
  84. ^ Леонхардт, Дэвид . «Яростное инакомыслие Ирана» . Нью-Йорк Таймс .
  85. ^ Мотамеди, Мазиар (3 октября 2022 г.). «Иранский Хаменеи обвиняет Израиль и США в первых комментариях по поводу протестов» . Альджазира. Архивировано из оригинала 3 октября 2022 года . Проверено 3 октября 2022 г.
  86. ^ Тисдалл, Саймон (8 октября 2022 г.). «Отважные молодые женщины Ирана должны разорвать свои собственные цепи. Запад не поможет» . Хранитель. Архивировано из оригинала 8 октября 2022 года . Проверено 8 октября 2022 г.
  87. ^ Во-Монтаньи, Николя (8 января 2023 г.). «Марши в Европе поддерживают иранские протесты» . Время . Проверено 8 января 2023 г. {{cite magazine}}: Неизвестный параметр |agency= игнорируется ( помогите )
  88. ^ «В беспокойном иранском городе убит священнослужитель, протесты продолжаются» . Рейтер . 3 ноября 2022 г. Проверено 4 ноября 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c5901796ffa257470baa29806b026a1__1704720720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/a1/9c5901796ffa257470baa29806b026a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uprisings led by women - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)