Вернер Стегмайер
Вернер Стегмайер (родился 19 июля 1946 года в Людвигсбурге ) — немецкий философ . Он был директором-основателем факультета философии в Университете Грайфсвальда после распада Советского Союза и воссоединения Германии . С 1994 по 2011 год он возглавлял кафедру философии с упором на практическую философию. [1] Его основная область исследований – философия ориентации. Впервые он опубликовал его в журнале German Philosophie der Orientierung (2008); его английский перевод был опубликован под названием « Что такое ориентация?». Философское исследование (2019). [2] Для продвижения идей этого философского подхода Фонд философской ориентации Ходжеса , был основан в 2018 году в Нэшвилле, штат Теннесси . [3] Вторая крупная область его исследований — философия Фридриха Ницше . Обе области исследований интегрированы в его встречах Ницше с Луманом. Ориентирование в нигилизме (2016). В 2018 году в Нэшвилле, штат Теннесси (США), был основан Фонд философской ориентации Ходжеса с целью сделать эту философию известной в англоязычном мире и продолжить ее развитие путем сотрудничества с людьми разного происхождения.
Жизнь
[ редактировать ]После получения ученой степени ( Staatsexamen ) в области философии, германистики и латинской филологии он получил степень доктора философии под руководством Карла Ульмера и Йозефа Симона в 1974 году в Тюбингенском университете . Он преподавал в течение нескольких лет в старших классах средних школ ( гимназии ) и в Штутгартском университете. Он стал научным сотрудником Йозефа Симона в Боннском университете, где защитил докторскую степень по философии флуктуации. Дильтей и Ницше . В своей инаугурационной речи он коснулся Иммануила Канта « трактата Что значит ориентироваться в мышлении?» , на основе которой он впоследствии разработал свою «Философию ориентации». После работы временным профессором в Берлине он отправился в Грайфсвальд, где живет и по сей день. Стегмайер основал Северо- и Восточноевропейский философский форум, который объединил философские факультеты по всему Балтийскому морю. Он организовывал ежегодные летние школы и поддерживал философскую переориентацию в странах, ранее контролировавшихся Советским Союзом, в рамках проекта «Эмпирические исследования философии», поддерживаемого Deutsche Forschungsgemeinschaft . С 1997 по 2017 год Стегмайер был главным редактором журнала Nietzsche-Studien. Международный ежегодник исследований Ницше, а также монографий и текстов исследований Ницше (обе опубликованы Вальтером де Грюйтером, Берлин/Бостон). [4] Он организовал множество научных конференций по философии Ницше, философии ориентации, знаков и времени, современному философскому значению еврейской традиции, а также мышлению Ницше и Лумана. Философия ориентации оказала влияние на различные области, включая спортивную науку , лингвистику , музыковедение , психотерапию , архитектуру и теологию . В 2019 году была опубликована сокращенная и обновленная версия на английском языке под названием What is Orientation? Философское исследование . Основанный в 2018 году Фонд философской ориентации Ходжеса в Нэшвилле, штат Теннесси, проводит конкурсы, семинары, исследовательские коллоквиумы, издает книги и присуждает исследовательские гранты в целях дальнейшего развития этой философии.
Философская работа
[ редактировать ]Вещество и флуктуация
[ редактировать ]Стегмайер в своей диссертации открыл, что «субстанция», основополагающее понятие метафизики, которое обозначает то, что сохраняется в бытии, и которое Аристотель понимал как отношение субстанция-акциденция, Декарт как отношение субстанция-субстанция, а Лейбниц как субстанция. -отношение-отношение само находится в движении. [5] Стегмайер придумал его в своей работе о «колебательности» Ницше и Дильтея, то есть о единице, которая может со временем изменять и заменять все свои атрибуты и тем самым полностью менять свою идентичность. [6]
Ориентация
[ редактировать ]С Эммануэлем Левинасом и Жаком Деррида , философию которых Стегмайер рассматривал в многочисленных публикациях, [7] его работа углубилась в еврейскую традицию, которая оставалась в значительной степени чуждой европейской философии, происходящей из греческой философии. Еврейская традиция рассматривает Тору как источник постоянно новых ориентаций. Философское понятие ориентации было впервые введено Моисеем Мендельсоном , евреем, ставшим одним из самых известных просветителей своего времени; после его смерти эта концепция была принята Иммануилом Кантом в его работе «Что значит ориентироваться в мышлении?» [8] С тех пор термин ориентации широко распространился в повседневном языковом употреблении не только в большинстве европейских, но и во многих других языках. В своем выдающемся труде « Философия ориентирования» (англ. «Что такое ориентация? Философское исследование») Стегмайер сделал «ориентацию» основополагающим термином новой философии сегодняшнего дня. В свете непрекращающихся ориентационных кризисов этот термин едва заметным образом пронизывает текущие дебаты как в частной, так и в публичной сфере. «Ориентация» часто используется, особенно в философии, но также и в науке, для определения других терминов, хотя сама по себе она не определена. Поскольку ориентация необходима и при анализе самой ориентации (в ориентации на ориентацию), это конечный термин, к которому постоянно возвращаются, пытаясь зайти за ней. [9] Ориентация фактически также является самореферентной: если человек ориентируется в ситуации, ситуация меняется, и новая ситуация требует новой ориентации. Но поскольку все ситуации различны, нельзя ожидать универсально обоснованных ориентаций. Для Стегмайера ориентация предшествует любому познанию и действию; следовательно, все познание и действие должны и могут быть поняты в конкретных структурах ориентации. Ориентация структурирует себя, опираясь на «точки опоры» (нем. Anhaltspunkte ), которые она собирает, исходя из собственных потребностей, в ситуациях, в которых она находится. Ориентация упорядочивает их с определенной точки зрения, в пределах определенного горизонта, в определенной перспективе, в определенной перспективе. узнаваемые шаблоны, и он сокращает их до знаков, которые позволяют общаться и, таким образом, ориентироваться на другие ориентации. Точки опоры и знаки, однако, всегда допускают свободу действий (нем. Spielräume ) для интерпретации, которую каждая ориентация осуществляет по-своему; человек всегда ориентируется «на» что-то в пределах индивидуальной и ситуативной свободы действий. [10] По мнению Стегмайера, это справедливо и для научных фактов, на которые ориентируются различными методически дисциплинированными способами. Ориентации закрепляются не в каких-либо существующих универсалиях, а в рутинах (повседневных или научных), которые развиваются с течением времени и поэтому могут стать настолько самоочевидными, что их перестают замечать и, таким образом, (более или менее) они исчезают из сознания. Таким образом, рутина ослабляет ориентацию. Мышление, на которое без сомнения опиралась традиционная философия, возникает, когда нарушается или нарушается рутина, в том числе речевая рутина; он создает дистанции от того, что кажется самоочевидным, устанавливая собственную власть в своих собственных порядках, среди которых есть логика. Но и логика — это своеобразная ориентация, особенно научная; оно не принадлежит миру как таковому. [11] Ориентация на другую ориентацию двояко контингентна (здесь Стегмайер принимает концепцию Талкотта Парсонса и Никласа Лумана): другие могут во взаимодействии и общении всегда реагировать не так, как вы этого ожидаете; и оба собеседника знают это. Все социальные порядки (по Луману: функциональные системы коммуникации общества) должны иметь дело с этой двойной случайностью. [12] Стегмайер показывает, как это происходит в экономике, политике, праве, науке, искусстве и религии; как все эти миры социальной ориентации ориентируют людей и как люди, в свою очередь, ориентируются на них. [13] Они профессионализируют конкретные потребности ориентации. В этике Стегмайер проводит различие между моральной ориентацией как самообязательным обязательством, обусловленным определенными нормами и ценностями, и этической ориентацией как отражением таких самообязаний и отказом от взаимности и универсальности. [14] Таким образом, он получает законное место для добродетелей, которые высоко ценятся всеми, но которые философы-моралисты до сих пор не принимали во внимание, как-то широта взглядов и непредвзятость, доброжелательность и дружелюбие, тактичность, благородство и доброта. [15] В конце концов, Стегмайер показывает, как стандартизация позволяет представить нашу мировую ориентацию с точки зрения глобальной коммуникации, как традиционную метафизику можно считать способом ориентации и какое значение имеет смерть для ориентации. [16]
Исследования Ницше
[ редактировать ]В исследованиях Ницше, где он заслужил огромное влияние, Стегмайер приобрел известность, заявив, что знаменитые доктрины сверхчеловека ( сверхчеловека ) и вечного возвращения того же самого и воли к власти (которое Ницше вкладывает в уста своих Заратустра, главный герой его знаменитой поэмы), все являются «антидоктринами», т.е. доктринами, которые подрывают само предположение о любых существующих универсалиях; их антидоктринальный характер – вот в чем, по мнению Стегмайера, они находят свое единство. [17] С помощью того, что он называет «контекстной интерпретацией», то есть пониманием философского содержания Ницше в контексте его форм письма, Стегмайер установил методическую парадигму для исследований Ницше, которую он сам всесторонне иллюстрирует в своей интерпретации 5-й книги Ницше « Веселая наука» . [18] Эта парадигма привлекла большое внимание в исследованиях Ницше. В своих последних работах он во многих статьях показал, как фундаментальные различия Ницше в философии могут, в сочетании с теорией социологических систем Лумана, получить дальнейшее развитие в 21 веке. [19] В своей публикации «Ницше за работой» (2022 г.) [20] он решил проблему, существовавшую с 1950-х годов, проблему значения заметок Ницше для его философствования. Хотя его записи были впервые включены в систему в фальсифицированном сборнике « Воля к власти» , теперь, на основе нового издания его поздних заметок, KGW IX, их можно понимать как экспериментальный процесс ориентации, в котором его предполагаемые доктрины являются лишь предварительными этапами.
Формы философского письма
[ редактировать ]Не только в отношении Ницше, но и в целом в отношении 50 выдающихся философов западной традиции Стегмайер подробно описал, как великие философские инновации сопровождались изобретением новых литературных форм философского письма. [21] В этом смысле Парменид создал повествование о богах, чтобы иметь возможность представить свое учение об истинном бытии, Платон — в диалогической форме, чтобы избежать каких-либо учений, Аристотель — трактат, чтобы представить его от своего имени и т. д. , вплоть до Фреге » Begriffsschrift , интерпретации альбома Витгенштейна и . Левинаса « Талмуда По мнению Стегмайера, эти формы — не просто литературное одеяние, но из них может и должна быть понята соответствующая философия.
Публикации
[ редактировать ]Монографии (подборка)
[ редактировать ]- 1977: Вещество. Основная концепция метафизики (Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг 1977), 232 страницы.
- 1987: (совместно с Карлом Ульмером и Вольфом Хефеле) Условия будущего. Научно-философский диалог (Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг, 1987), 247 страниц.
- 1992: Философия колебаний. Дильтей и Ницше (Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht, 1992), 413 страниц. Хабилитация, Бонн, 1990 г.
- 1997: Интерпретации. Основные труды философии. От Канта до Ницше (Штутгарт: Reclam, 1997), 464 страницы.
- 2008: Философия ориентации (Берлин/Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер, 2008), 804 страницы.
- 2009: Левинас. Серия Master Thinkers (Фрайбург/Базель/Вена: Гердер, 2002), 224 страницы; перепечатка: Гамбург: Юниус, 249 страниц.
- 2011: Ницше для введения (Гамбург: Юниус, 2011), 212 страниц.
- 2012: Освобождение философии Ницше. Контекстуальная интерпретация V. Книги счастливой науки (Берлин/Бостон: Уолтер де Грюйтер, 2012), 754 страницы.
- 2016: Луман встречается с Ницше. Ориентация в нигилизме (Берлин/Бостон: Вальтер де Грюйтер, 2016), 436 страниц.
- 2018: Европа в призрачной войне. Исследования Ницше , изд. Андреа Бертино (Кембридж: Open Book Publishers, 2018), 638 страниц (открытый доступ).
- 2019: Что такое ориентация? Философская ориентация , пер. Рейнхард Г. Мюллер (Берлин/Бостон: Вальтер де Грюйтер, 2019), 352 страницы (переведенное, сокращенное и исправленное издание Philosophie der Orientierung [2008])
- 2021: Формы философских сочинений для введения (Гамбург: Юниус, 2021), 288 страниц.
- 2022: Ориентация и инаковость , совместно с Буркхардом Либшем (Гамбург: Майнер, 2022), 276 страниц.
- 2022: Ницше за работой. Вес его посмертных заметок о философствовании (Берлин/Бостон: Де Грюйтер, 2022), 416 страниц.
В качестве редактора (выбор)
[ редактировать ]- 1992 (совместно с Тилманом Борше): О философии знака (Берлин/Нью-Йорк: Уолтер де Грюйтер, 1992), 231 страница.
- 1993 (под редакцией Гебхарда Фюрста): Совет как источник этики. О практике диалога (Штутгарт: Академия Роттенбург-Штутгартской епархии, 1993), 132 страницы.
- 1997 (совместно с Дэниелом Крохмальником): еврейское ницшеанство (Берлин/Нью-Йорк: Уолтер де Грюйтер, 1997), 476 страниц.
- 1994–2000 (совместно с Йозефом Саймоном): Знаки и интерпретация I-VI (Франкфурт-на-Майне: Зуркамп, 1994–2000), каждый ок. 300 страниц.
- 2000 (ред.): Европейская философия (Берлин/Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер, 2000), 194 страницы.
- 2000 (ред.): Философская значимость еврейской традиции (Франкфурт-на-Майне: Зуркамп, 2000), 517 страниц.
- 2004 (ред.): Феликс Хаусдорф, Философские работы (Гейдельберг: Springer, 2004), XX + 920 страниц.
- 2005 (ред.): Ориентация. Философские перспективы (Франкфурт-на-Майне: Зуркамп, 2005), 362 страницы.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андреа Бертино, Екатерина Полякова, Андреас Рупшус, Бенджамин Альбертс (ред.). О философии ориентации (Берлин/Бостон: Уолтер де Грюйтер, 2016), 415 страниц.
- Якоб Деллингер: «Вернер Стегмайер: колебание, антиучение, ориентация», « - такой читатель, которого я заслуживаю»: Ницшеские чтения по немецкой философии и социологии , изд. Эйке Брок и Ютта Георг (Берлин/Штутгарт: Springer/Metzler, 2019). ), стр. 221–241.
Ссылки
[ редактировать ]Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem руководством не рекомендуются в Википедии по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( февраль 2024 г. ) |
- ^ Вернер Стегмайер, Что такое ориентация? Философская ориентация , пер. Райнхард Г. Мюллер (Вальтер де Грюйтер: Берлин/Бостон, 2019), обложка книги.
- ^ Вернер Стегмайер, Что такое ориентация? Философское исследование (Берлин/Бостон: Де Грюйтер, 2019).
- ^ http://www.hfpo.com ; см. также: https://www.tennessean.com/story/news/2019/10/25/what-is-philosophy-orientation-new-nashville-foundation-wants-tell-you-hodges-foundation-event/4078199002 /
- ^ «Научная карьера / CV - Вернер Штегмайер – философия ориентации» . stegmaier-orientation.de .
- ^ Вернер Стегмайер, Вещество. Основная концепция метафизики (Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг, 1977).
- ^ Вернер Стегмайер, Философия колебаний. Дильтей и Ницше (Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 1992).
- ^ «Эммануэль Левинас и / и Жак Деррида - Вернер Стегмайер – Философия ориентации» .
- ^ Вернер Стегмайер, Философия ориентации (Берлин/Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер, 2008), стр. 63-96.
- ^ Вернер Стегмайер, Что такое ориентация? Философское исследование , пер. Райнхард Г. Мюллер (Берлин/Бостон: Вальтер де Грюйтер, 2019), стр. 8–9.
- ^ Там же, стр. 55-65.
- ^ Там же, стр. 103-109.
- ^ Там же, стр. 130-136.
- ^ Там же, стр. 155-204.
- ^ Там же, стр. 238-240.
- ^ Там же, стр. 240-245.
- ↑ Там же, соответственно, стр. 247–264, стр. 265–273 и стр. 275–285.
- ^ Вернер Стегмайер, «Доктрины Ницше, знаки Ницше», Журнал исследований Ницше 31 (весна 2006 г.), стр. 20-41.
- ^ Вернер Стегмайер, Освобождение философии Ницше. Контекстуальная интерпретация Пятой книги счастливой науки (Берлин/Бостон: Уолтер де Грюйтер, 2012).
- ^ Например, Вернер Стегмайер, Луман встречается с Ницше. Ориентация в нигилизме (Берлин/Бостон: Вальтер де Грюйтер, 2016).
- ^ Вернер Стегмайер, Ницше за работой. Вес его посмертных заметок о его философствовании (Берлин/Бостон: Де Грюйтер, 2022).
- ^ Вернер Стегмайер, Формы философских сочинений для введения (Гамбург: Юниус, 2021).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография на сайте Грайфсвальдского университета (на немецком языке)
- academia.edu
- researchgate.net
- stegmaier-orientierung.de
- [1]