Накиб аль-Ашраф восстает
Накиб аль-Ашраф восстает | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Османская империя | Местные улемы , янычары и жители Иерусалима и его окрестностей | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Мехмед-паша Курд-Байрам Арслан Мехмед Паша | Мухаммад ибн Мустафа аль-Хусайни аль-Вафаи | ||||||
Сила | |||||||
Н/Д | Н/Д | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Н/Д | Н/Д |
Восстание Накиба аль-Ашрафа (также известное как восстание Накиба аль-Ашрафа ) — народное восстание в Иерусалиме против османских властей, продолжавшееся с мая 1703 года по октябрь 1705 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Его возглавил городской накиб аль-ашраф (местный глава ордена потомков Мухаммеда ) Мухаммад ибн Мустафа аль-Хусайни аль-Вафаи, а в состав повстанцев входили горожане, крестьяне из близлежащих деревень, местные бедуины , и религиозные деятели ( улама ). Более двух лет повстанцы осуществляли фактическое самоуправление в городе. Однако в рядах повстанцев возникли разногласия, и после османской осады лагерь повстанцев во главе с аль-Хусайни бежал из города, а затем был схвачен и казнен.
Фон
[ редактировать ]В середине 17 века Блистательная Порта (Османское имперское правительство) начала усилия по централизации в провинциях империи, руководствуясь политикой Кёпрюлю великих визирей . [ 4 ] В Палестине эта политика проявилась в постепенной ликвидации местных потомственных династий, а именно Ридванов , Фаррухов и Турабаев . [ 4 ] Эти семьи традиционно были губернаторами санджаков ( районов) Иерусалима , Газы , Ладжуна и Наблуса . [ 4 ] Обычно они поддерживали тесные союзы с знатными людьми крупных городов Палестины и с бедуинскими племенами. [ 4 ]
К концу 17 века местных губернаторов сменили османские чиновники, которые разорвали местные отношения, которые культивировали их предшественники. [ 4 ] При новых губернаторах эксплуатация местного населения янычарами , тимариотами ( феодальными держателями) и субашами продолжалась в прежнем виде. [ 4 ] Губернаторы не смогли навести порядок в иерусалимском Санджаке, поскольку основные дороги из Иерусалима в Яффо и из Наблуса в Хеврон подвергались частым нападениям со стороны бедуинских племен, а в сельской местности и крупных городах, таких как Хеврон, сохранялась нестабильность. [ 5 ] Многие крестьяне покинули свои деревни, чтобы избежать высоких налогов со стороны губернаторов или эксплуатации со стороны младших чиновников. [ 4 ] Высокопоставленные лица Иерусалима часто выступали посредниками в спорах в округе вместо правительственных чиновников. [ 5 ] Утрата сановниками привилегий, которыми ранее пользовались при местных губернаторах, сблизила их с низшими, обездоленными классами из-за их общего разочарования меняющимся порядком. [ 4 ] Более того, действия янычар, а именно осквернение мечетей и религиозных объектов, включая Харам аш-Шариф (Храмовую гору) в Иерусалиме, еще больше возмутили население. [ 4 ]
В 1701 году Мехмед-паша Курд Байрам Иерусалима, Газы и Наблуса был назначен губернатором санджаков . [ 5 ] В течение своего срока он неоднократно предпринимал карательные экспедиции против крестьян и бедуинов за восстание против его власти, отказ платить повышенные налоги (Мехмед-паша удвоил ставку налога после вступления в должность) или, в конкретном случае с бедуинами, за захват местных автомагистралей и введение платы за проезд для путешественников. [ 5 ] Кампании часто были жестокими. [ 5 ] В 1702 году его кампания против бедуинов и крестьян в санджаках Газы и Иерусалима привела к гибели 200 бедуинов и крестьян. [ 6 ] В начале 1703 года он осадил город-крепость Байт-Джибрин , где забаррикадировались окрестные повстанцы. [ 6 ] Несколько деревень были разрушены до того, как Мехмед-паша получил контроль над городом. [ 6 ] После осады улемы Иерусалима потребовали, чтобы Мехмед-паша ослабил свою строгую налоговую политику и милитаризм, но их просьбы были проигнорированы. [ 6 ]
Бунт
[ редактировать ]В мае 1703 года во время пятничной молитвы в мечети аль-Акса , когда Мехмед-паша возглавлял карательную экспедицию вокруг Наблуса , было объявлено о восстании против правительства. Мутасаллимы , назначенные Мехмедом-пашой, и небольшое количество войск, оставленных для управления городом, были задержаны иерусалимскими повстанцами при ключевой поддержке местных отрядов сипахов и янычар. Повстанцы также освободили заключенных городской тюрьмы. Как только слухи о призыве улемов к восстанию распространились, к городским иерусалимцам присоединились крестьяне из деревень в сельской местности. Повстанцы подготовили оборону Иерусалима, чтобы отразить нападение Мехмед-паши и его войск. [ 6 ]
города Повстанцы назначили Мухаммеда ибн Мустафу аль-Вафаи аль-Хусайни, накиба аль-ашрафа (главу ордена ) потомков Мухаммеда . , своим лидером и шейхом (главой) Иерусалима, отсюда и современное название восстания. Шейхи различных городских кварталов были назначены для помощи Мухаммеду ибн Мустафе в управлении правительственными и экономическими делами Иерусалима. [ 4 ] [ 6 ] Поскольку повстанцы твердо контролируют город, [ 6 ] народная поддержка жителей, [ 4 ] и создание управляющей администрации, [ 6 ] народ Иерусалима фактически начал более чем двухлетний период самоуправления в Иерусалиме. [ 4 ] [ 6 ] Озабоченность центрального правительства более насущными делами в столице во время восстания в Эдирне вынудила его терпеть положение дел в Иерусалиме. [ 4 ]
Мехмед-паша и Арслан Мехмед-паша , губернатор Дамасского Эялета (под юрисдикцией которого находился Иерусалим) и его преемники, попытались отбить город у повстанцев во время последовавшей осады. Однако повстанцы использовали священность Иерусалима для мусульман, чтобы предотвратить серьезную бомбардировку города османскими войсками, одновременно открывая огонь по последним при их приближении. [ 6 ]
В 1704 году, узнав, что султан Ахмед III отправляет большую армию, чтобы взять под контроль Иерусалим, возник лагерь лоялистов, который был доволен увольнением Мехмеда-паши и положил конец восстанию. [ 7 ] [ 8 ] Однако Мухаммад ибн Мустафа не поверил имперским инициативам и потребовал более серьезных гарантий, прежде чем положить конец восстанию. [ 8 ] Население разделилось между двумя лагерями, и соперничество переросло в ожесточенное, когда Мухаммад ибн Мустафа начал вооруженную кампанию против лоялистов. Столкновения достигли апогея крупного боя в узких переулках вокруг ворот Баб-эль-Хута в северной части города. Битва закончилась гибелью десятков человек и массовым бегством из лагеря Мухаммеда ибн Мустафы. Лагерь лоялистов забаррикадировался в цитадели вместе с кади , ожидая вмешательства имперской армии. [ 7 ]
Столкновения между соперничающими лагерями возобновились в конце 1705 года, примерно в то время, когда императорская армия отходила из Дамаска . Имперская армия встретила в целом неэффективное сопротивление во внутренних районах Наблуса, где крестьянские отряды преследовали ее по пути в Иерусалим. Когда в октябре османы достигли окрестностей Иерусалима, [ 8 ] Мухаммад ибн Мустафа решил бежать из города с десятками своих последователей через Дамасские и Марокканские ворота 28 октября. [ 2 ] [ 8 ] вечером. [ 8 ] Мухаммад ибн Мустафа был схвачен османскими властями, отправлен в Стамбул и казнен там в 1707 году. [ 2 ]
Последствия и наследие
[ редактировать ]Бегство накиба аль-Ашрафа положило конец влиянию семьи аль-Вафаия аль-Хусейни в Иерусалиме и проложило путь для клана аль-Гудайя, семьи ашрафов с более низким статусом, чем аль-Вафиа. аль-Хусайни, чтобы занять пост накиба аль-ашрафа . ветвь Гудайя стала известна как семья аль-Хусайни . В середине 18 века [ 2 ] [ 9 ] и сыграли весьма влиятельную роль в делах Иерусалима в течение оставшихся десятилетий османского владычества, и чьи члены были лидерами палестинского национального движения в период после Первой мировой войны . [ 2 ] Наряду с аль-Вафаией аль-Хусайни, несколько других семей улемов и ашрафов потеряли благосклонность османов, хотя некоторые позже, в последующие десятилетия, восстановили местное административное влияние. После капитуляции города в Иерусалиме разместился гарнизон тысяч османских солдат под командованием нового губернатора. Крупное военное присутствие привело к упадку экономики Иерусалима. [ 10 ]
По словам Илана Паппе , восстание Накиба аль-Ашрафа было «уникальным в истории района Иерусалима, поскольку оно объединило крестьян и бедуинов с сановниками и знатными людьми. [ 7 ] Историк Адель Манна назвал это «первым народным восстанием в Палестине». [ 2 ] отметив при этом, что восстание географически ограничивалось Иерусалимом и его непосредственными окрестностями. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мастерс, Брюс (2013). Арабы Османской империи, 1516-1918: социальная и культурная история . Издательство Кембриджского университета. п. 46. ИСБН 9781107033634 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Манна, изд. Маттар 2000 стр. 341.
- ^ Манна, изд. Мансур, с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Зеэви 1996, стр. 59-60.
- ^ Jump up to: а б с д и Манна 1994, стр. 53.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Манна 1994, стр. 54.
- ^ Jump up to: а б с Паппе, Илан (2010). «Пролог» . Взлет и падение палестинской династии: Хусейни, 1700–1948 гг . Книги Саки. ISBN 9780863568015 .
- ^ Jump up to: а б с д и Манна, стр. 56.
- ^ Зееви 1996, с. 75.
- ^ Зееви 1996, с. 84.
- ^ Манна, изд. Мансур и Фаваз, с. 87.
Библиография
[ редактировать ]- Манна, Адель (1994). «Восстания восемнадцатого и девятнадцатого веков в Палестине». Журнал палестинских исследований . 25 (1): 52–56. дои : 10.1525/jps.1994.24.1.00p0048u .
- Манна, Адель (2000). «Османский период, поздний» . В Маттаре, Филипп (ред.). Энциклопедия палестинцев . Факты о File, Inc. ISBN 9780816069866 .
- Манна, Адель (2009). «Перечитывая восстание 1834 года против Мухаммеда Али». В Мансуре, Камил; Фаваз, Лейла Тарази (ред.). Преобразованные ландшафты: очерки о Палестине и Ближнем Востоке в честь Валида Халиди . 2009. ISBN 9789774162473 .
- Зееви, Дрор (1996). Аб Османский век: Район Иерусалима в 1600-х годах . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9781438424750 .