Газ из
Газовый фургон или газовый фургон ( русский : душагубка , душегубка , буквально «убийца душ»; немецкий : Gaswagen ) — грузовик, переоборудованный в мобильную газовую камеру . Во время Второй мировой войны и Холокоста Польше нацистская Германия разработала и широко использовала газовые фургоны для убийства узников приютов, поляков, цыган, евреев и заключенных в оккупированной , Белоруссии , Югославии , Советском Союзе и других регионах страны. Оккупированная немцами Европа . [ 2 ] [ 3 ] один случай использования газовых фургонов советским НКВД во время Большой чистки Был задокументирован .
Нацистская Германия
Использование немцами газовых фургонов для убийства евреев, поляков, цыган, психически больных людей и заключенных на оккупированных территориях во время Второй мировой войны было инициировано Акцией Т4 было приказано найти подходящий метод убийства. в 1939 году. Техническому институту Управление по раскрытию преступлений («Kriminaltechnisches Institut der Sicherheitspolizei» ( de ), сокращенно KTI) Reichssicherheitshauptamt ( RSHA) решило газировать жертв угарным газом . [ 4 ]
В октябре 1939 года нацисты начали травить газом заключенных в форте VII недалеко от Познани . Первыми жертвами стали польские и еврейские обитатели приютов для душевнобольных. [ 5 ] Свидетели сообщают, что с декабря 1939 года передвижные газовые камеры использовались для убийства узников приютов в Померании , Восточной Пруссии и Польше. [ 6 ] Фургоны были построены для зондеркоманды Ланге , и их использование должно было ускорить убийства. Вместо транспортировки жертв в газовые камеры, газовые камеры были доставлены к жертвам. Скорее всего, их разработали специалисты Реферата II Д РСХА. Эти мобильные газовые камеры работали по тому же принципу, что и стационарные газовые камеры: через резиновый шланг водитель выпускал чистый CO из стальных баллонов в герметичную специальную конструкцию, имевшую форму ящика и размещенную на носителе. Фургоны напоминали движущиеся фургоны или грузовые автомобили и для маскировки были маркированы Kaiser's Kaffee Geschäft ( de ) («Кофейня Кайзера»). В то время их называли не «газовозами», а «Sonder-Wagen», «Spezialwagen» (специальные фургоны) и «Entlausungswagen» (фургоны для дезинсекции). [ 7 ] [ 6 ] Коммандос Ланге убивали пациентов в многочисленных больницах Вартеланда в 1940 году. Они ездили в больницы, собирали пациентов, загружали их в фургоны и травили их газом, пока увозили. [ 8 ] С 21 мая по 8 июня 1940 года зондеркоманда Ланге убила 1558 больных концентрационного лагеря Сольдау . [ 9 ]
В августе 1941 года шеф СС Генрих Гиммлер присутствовал на демонстрации массового расстрела евреев в Минске , устроенной Артуром Небе , после чего его вырвало. Придя в себя, Гиммлер решил, что следует найти альтернативные методы убийства. [ 10 ] Он приказал Небе изучить более «удобные» способы убийства, менее стрессовые для убийц. Небе решил провести свои эксперименты, убивая советских психически больных сначала взрывчаткой под Минском, а затем автомобильными выхлопами в Могилеве . [ 11 ] Эксперименты Небе привели к созданию газового фургона. [ 12 ] Эта машина уже использовалась в 1940 году для отравления газом восточнопрусских и померанских душевнобольных в концентрационном лагере Сольдау. [ 13 ]
Газовые фургоны использовались, особенно в лагере смерти Хелмно , пока газовые камеры не были разработаны как более эффективный метод убийства большого количества людей. Два типа газовых фургонов использовались айнзацгруппами на Востоке. Opel , который весил 3,5 тонны, и -Blitz более крупный Saurerwagen , который весил 7 тонн. [ 14 ] В Белграде газовый фургон был известен как «Душегупка», а в оккупированных частях СССР — как «душегубка» ( душегубка , буквально «убийца душ» или «истребитель» ). СС использовало эвфемизмы Sonderwagen , Spezialwagen или S-Wagen («специальный автомобиль»). для обозначения фургонов [ 15 ] Газовые фургоны были специально разработаны для направления смертоносных выхлопных газов через металлические трубы в герметичные грузовые отсеки, где предполагаемые жертвы были насильно забиты до отказа. Когда был выпущен газ, пострадавшие кричали и стучали в стены, умоляя немцев освободить их. [ 16 ] После смерти их тела были «выброшены синими, мокрыми от пота и мочи, ноги покрыты экскрементами и менструальной кровью». Эти ужасные симптомы были одной из причин, по которой Рудольф Хёсс выбрал Циклон Б в качестве основного метода убийства евреев. По иронии судьбы, Циклон Б вызывал аналогичные симптомы. [ 17 ]
К июню 1942 года основной производитель газовых фургонов компания Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH поставила айнзацгруппам 20 газовых фургонов двух моделей (на 30–50 и 70–100 человек) из 30, заказанных у этой компании. [ нужна ссылка ] К концу войны не осталось ни одного бензовоза. О существовании газовых фургонов впервые стало известно в 1943 году во время суда над нацистскими пособниками, причастными к убийствам мирных жителей в Краснодаре . Группа из 30–60 мирных жителей была отравлена газом 21 и 22 августа 1942 года членами зондеркоманды (специального подразделения) 10а айнзацгруппы D при поддержке местных коллаборационистов. Впоследствии газовые фургоны использовались для убийства цыган и больных. [ 18 ] [ не удалось пройти проверку ] Общее количество убийств в газовых фургонах неизвестно. [ 19 ]
Газовые фургоны широко обсуждаются в некоторых интервью в Клода Ланцмана « фильме Шоа» . [ нужна ссылка ]
Советский Союз
Во время Великой чистки в Советском Союзе офицер НКВД Исай Д. Берг в экспериментальных целях использовал специально приспособленный герметичный фургон для отравления газом заключенных. [ 20 ] Заключенных отравили газом по дороге в Бутово , фальшивый полигон, где НКВД казнил и хоронил заключенных. [ 21 ] Согласно показаниям офицера НКВД Николая Харитонова в 1956 году, Исай Берг принимал участие в производстве газовых фургонов. [ 22 ] Летом 1937 года Берг стал начальником административно-экономического отдела московского НКВД. [ 23 ] В октябре 1937 года ему было поручено руководство Бутовским полигоном. [ 22 ] Бергу предстояло подготовить Бутово к массовым расстрелам жителей Большой Москвы и обеспечить беспрепятственное прохождение этих расстрелов. [ 24 ] По показаниям члена расстрельной команды Берга Федора Чеснокова, в 1956 году использовались грузовики, оборудованные клапанами, через которые газ можно было направить внутрь машин. Допросы показали, что заключенных раздели донага, связали, заткнули рот и бросили в грузовики. Их имущество было украдено. [ 22 ] Берг был арестован 3 августа 1938 г. [ 25 ] приговорен к смертной казни за участие в «контрреволюционном заговоре внутри НКВД» и казнен 3 марта 1939 года. [ 22 ]
Масштабы использования этих грузовиков неизвестны. Автор Томас Кизны предполагает, что они использовались, пока Берг руководил казнями (с октября 1937 г. по 4 августа 1938 г.). Он указывает на археологические раскопки, проведенные в 1997 году. Тогда было эксгумировано 59 трупов, скорее всего, убитых во время правления Берга. Только четверо из этих жертв были ранены в голову, что позволяет Кизному сделать вывод, что по крайней мере некоторые из них были отравлены газом. [ 22 ]
Споры по поводу изобретения газового фургона
Историки Холокоста, такие как Генри Фридлендер, утверждают, что мобильные газовые камеры были изобретены в Германии в 1940 году и впервые использовались для убийства пациентов больниц Вартеланда. [ 26 ] Катрин Райхельт называет Альберта Видмана и Артура Небе авторами этого метода. Сами фургоны были модифицированы Вальтером Рауффом , Фридрихом Праделем и Гарри Вентриттом . [ 27 ] Маттиас Бир называет газовые фургоны «особым продуктом Третьего рейха». [ 28 ]
Роберт Геллатели отмечает, что во время программы эвтаназии в оккупированной Польше нацистские убийцы искали более эффективный и скрытный процесс убийства и, таким образом, «изобрели первый газовый фургон, который начал действовать в Вартегау 15 января 1940 года под руководством Герберта Ланге». [ 29 ] Он также отмечает, что «Советы иногда использовали газовый фургон (душегубку), как в Москве в 1930-е годы, но насколько широко это было, требует дальнейшего исследования. Они использовали крематории для захоронения тысяч тел, но не имели газовых камер». [ 30 ]
Журналистка Евгения Альбац утверждает, что газовые фургоны были «советским изобретением». [ 31 ] Кизный называет Берга «изобретателем». [ 22 ]
См. также
Ссылки
- ^
«Использование СС мобильных газовых фургонов» . Поврежденный фургон Magirus-Deutz, найденный в 1945 году в Кольно, Польша . Вторая мировая война сегодня. 2011 . Проверено 22 апреля 2013 г.
Источник: Управление главного юрисконсульта США по преследованию преступлений стран Оси: нацистский заговор и агрессия – Вашингтон, правительство США. Распечатать. Офис, 1946, Том III, с. 418
- ^ Бартроп, Пол Р.; Дикерман, Майкл, ред. (2017). «Газовые фургоны». Холокост: энциклопедия и собрание документов . Том. 1. Санта-Барбара: ABC-CLIO. стр. 234–235. ISBN 978-1-4408-4084-5 .
- ^ «Газовые фургоны: мобильные газовые камеры Холокоста». Архивировано 11 октября 2011 г. в Wayback Machine , статья проекта Низкор.
- ^ Пиво 1987 , с. 405.
- ^ Альберти 2006 , с. 326-327.
- ^ Jump up to: а б Пиво 1987 , с. 405-406.
- ^ Альберти 2006 , с. 327-328.
- ^ Фридлендер 1997 , с. 139.
- ^ Пиво 1987 , с. 406.
- ^ Лонгерих, Питер (2012). Генрих Гиммлер: Жизнь , с. 547, ISBN 978-0-19-959232-6 .
- ^ Леви, Гюнтер (2000). Нацистское преследование цыган , стр. 204–208, ISBN 0-19-512556-8 .
- ^ Путь к геноциду: очерки о поиске окончательного решения Кристофер Р. Браунинг
- ^ Хильберг, Рауль (1 января 2003 г.). Уничтожение европейских евреев . Издательство Йельского университета. п. 960. ИСБН 978-0-300-09592-0 .
- ^ Эрнст. Клее, Вилли Дрессен, Фолькер Рисс (1991). Газовые фургоны (3. «Нужно было найти новый, лучший метод убийства») . Конецкий Конецкий. п. 69. ИСБН 1568521332 . Проверено 8 мая 2013 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Патрик Монтегю (2012). Газовые фургоны (Приложение I) . Университет Северной Каролины Пресс. п. Приложение I: Газовый фургон. ISBN 978-0807835272 . Проверено 15 сентября 2018 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Свидетельства эсэсовцев о газовых фургонах» . Флоридский центр педагогических технологий . 2005. Архивировано из оригинала 29 сентября 2023 года.
- ^ Рассел, Нестар (2018). «Стремление нацистов к «гуманному» методу убийства». Понимание желающих участников, Том 2 . Том. 2. С. 241–276. дои : 10.1007/978-3-319-97999-1_8 . ISBN 978-3-319-97998-4 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Краснодарские атаки газовозов, с сайта Memorialmuseums.org, на английском языке» . 2018 . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ «Gaswagen, с сайта deathcamps.org, на немецком языке» . 2006 год . Проверено 6 октября 2018 г.
- ^ Кэтрин Мерридейл . Ночь камня: смерть и память в России ХХ века. Книги Пингвина , 2002 г. ISBN 0-14-200063-9 с. 200
- ^ Тимоти Дж. Колтон. Москва: Управление социалистической метрополией. Белкнап Пресс , 1998, ISBN 0-674-58749-9 , с. 286
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томаш Кизны, Доминик Ройнетт. Большой террор в СССР 1937–1938 гг . Лозанна: Ред. Черное на белом, 2013, с. 236.
- ^ Александр Ватлин. Агенты террора: обычные люди и необычайное насилие в сталинской тайной полиции . Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press, 2016, ISBN 978-0-299-31080-6 , с. 11.
- ^ Александр Ватлин. Агенты террора: обычные люди и необычайное насилие в сталинской тайной полиции . Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press, 2016, ISBN 978-0-299-31080-6 , с. 15.
- ^ Александр Ватлин. Агенты террора: обычные люди и необычайное насилие в сталинской тайной полиции . Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press, 2016, ISBN 978-0-299-31080-6 , с. 67.
- ^ Генри Фридлендер . Истоки нацистского геноцида: от эвтаназии к окончательному решению . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 1995, ISBN 978-0-8078-2208-1 , с. 139.
- ^ Катрин Райхельт. «Газовый фургон». В: Справочник по антисемитизму. Антисемитизм в прошлом и настоящем . том. 4, изд. Вольфганга Бенца. Берлин: ДеГрюйтер, с. 143 ф.
- ^ Матиас Бир. «Развитие газовых фургонов в убийстве евреев». В: Ежеквартальные журналы по современной истории (на немецком языке). 35 (3): с. 403.
- ^ Роберт Геллатели. Ленин, Сталин и Гитлер: эпоха социальной катастрофы . Нью-Йорк: Кнопф, 2007, с. 367.
- ^ Роберт Геллатели. Ленин, Сталин и Гитлер: эпоха социальной катастрофы . Нью-Йорк: Кнопф, 2007, с. 460.
- ^ Евгения Альбац: КГБ: Государство в государстве. Тайная полиция и ее влияние на прошлое, настоящее и будущее России . (Международная жизнь, Том 72). Лондон: Таурис, 1995, с. 101.
Библиография
- Альберти, Майкл (2006). Преследование и истребление евреев в Рейхсгау Вартеланд 1939-1945 гг. (на немецком языке). Висбаден: Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-05167-5 .
- Пиво, Матиас (1987). «Развитие газовых фургонов в убийстве евреев» (PDF) . Ежеквартальные журналы по современной истории (на немецком языке). 35 (3): 403–417.
- Колтон, Тимоти Дж. (1995). Москва: Управление социалистической метрополией . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-58749-6 .
- Фридлендер, Генри (1997). Истоки нацистского геноцида: от эвтаназии к окончательному решению . Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press. ISBN 978-0-8078-4675-9 .
- Мерридейл, Кэтрин (2002). Ночь камня: смерть и память в России ХХ века . Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 978-0-14-200063-2 .
- Ватлин, Александр (2016). Сет Бернштейн (ред.). Агенты террора: обычные люди и необычайное насилие в сталинской тайной полиции . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. ISBN 978-0-299-31080-6 .
Внешние ссылки
- Разработка газового фургона из Еврейской виртуальной библиотеки
- Фильм: Краткое объяснение о газовых фургонах на Нюрнбергском процессе ( Мемориальный музей Холокоста США )
- НАЦИСТСКИЕ ГАЗОВЫЕ ФУРГОНЫ. Автор Роб Арндт. Архивировано 6 июля 2017 г. в Wayback Machine.