Jump to content

Газ из

Статья с расширенной защитой
(Перенаправлено с советского бензовоза )

Сгоревший фургон для перевозки мебели Magirus-Deutz возле лагеря смерти Хелмно , того типа, который использовался нацистами, с выхлопными газами, отведенными в герметичный задний отсек, где были заперты жертвы. Этот конкретный фургон не был модифицирован, как объяснил Управление главного юрисконсульта США по преследованию преступлений стран Оси (1946 г.), [ 1 ] но дает хорошее представление о процессе.

Газовый фургон или газовый фургон ( русский : душагубка , душегубка , буквально «убийца душ»; немецкий : Gaswagen ) — грузовик, переоборудованный в мобильную газовую камеру . Во время Второй мировой войны и Холокоста Польше нацистская Германия разработала и широко использовала газовые фургоны для убийства узников приютов, поляков, цыган, евреев и заключенных в оккупированной , Белоруссии , Югославии , Советском Союзе и других регионах страны. Оккупированная немцами Европа . [ 2 ] [ 3 ] один случай использования газовых фургонов советским НКВД во время Большой чистки Был задокументирован .

Нацистская Германия

Использование немцами газовых фургонов для убийства евреев, поляков, цыган, психически больных людей и заключенных на оккупированных территориях во время Второй мировой войны было инициировано Акцией Т4 было приказано найти подходящий метод убийства. в 1939 году. Техническому институту Управление по раскрытию преступлений («Kriminaltechnisches Institut der Sicherheitspolizei» ( de ), сокращенно KTI) Reichssicherheitshauptamt ( RSHA) решило газировать жертв угарным газом . [ 4 ]

В октябре 1939 года нацисты начали травить газом заключенных в форте VII недалеко от Познани . Первыми жертвами стали польские и еврейские обитатели приютов для душевнобольных. [ 5 ] Свидетели сообщают, что с декабря 1939 года передвижные газовые камеры использовались для убийства узников приютов в Померании , Восточной Пруссии и Польше. [ 6 ] Фургоны были построены для зондеркоманды Ланге , и их использование должно было ускорить убийства. Вместо транспортировки жертв в газовые камеры, газовые камеры были доставлены к жертвам. Скорее всего, их разработали специалисты Реферата II Д РСХА. Эти мобильные газовые камеры работали по тому же принципу, что и стационарные газовые камеры: через резиновый шланг водитель выпускал чистый CO из стальных баллонов в герметичную специальную конструкцию, имевшую форму ящика и размещенную на носителе. Фургоны напоминали движущиеся фургоны или грузовые автомобили и для маскировки были маркированы Kaiser's Kaffee Geschäft ( de ) («Кофейня Кайзера»). В то время их называли не «газовозами», а «Sonder-Wagen», «Spezialwagen» (специальные фургоны) и «Entlausungswagen» (фургоны для дезинсекции). [ 7 ] [ 6 ] Коммандос Ланге убивали пациентов в многочисленных больницах Вартеланда в 1940 году. Они ездили в больницы, собирали пациентов, загружали их в фургоны и травили их газом, пока увозили. [ 8 ] С 21 мая по 8 июня 1940 года зондеркоманда Ланге убила 1558 больных концентрационного лагеря Сольдау . [ 9 ]

В августе 1941 года шеф СС Генрих Гиммлер присутствовал на демонстрации массового расстрела евреев в Минске , устроенной Артуром Небе , после чего его вырвало. Придя в себя, Гиммлер решил, что следует найти альтернативные методы убийства. [ 10 ] Он приказал Небе изучить более «удобные» способы убийства, менее стрессовые для убийц. Небе решил провести свои эксперименты, убивая советских психически больных сначала взрывчаткой под Минском, а затем автомобильными выхлопами в Могилеве . [ 11 ] Эксперименты Небе привели к созданию газового фургона. [ 12 ] Эта машина уже использовалась в 1940 году для отравления газом восточнопрусских и померанских душевнобольных в концентрационном лагере Сольдау. [ 13 ]

Газовые фургоны использовались, особенно в лагере смерти Хелмно , пока газовые камеры не были разработаны как более эффективный метод убийства большого количества людей. Два типа газовых фургонов использовались айнзацгруппами на Востоке. Opel , который весил 3,5 тонны, и -Blitz более крупный Saurerwagen , который весил 7 тонн. [ 14 ] В Белграде газовый фургон был известен как «Душегупка», а в оккупированных частях СССР — как «душегубка» ( душегубка , буквально «убийца душ» или «истребитель» ). СС использовало эвфемизмы Sonderwagen , Spezialwagen или S-Wagen («специальный автомобиль»). для обозначения фургонов [ 15 ] Газовые фургоны были специально разработаны для направления смертоносных выхлопных газов через металлические трубы в герметичные грузовые отсеки, где предполагаемые жертвы были насильно забиты до отказа. Когда был выпущен газ, пострадавшие кричали и стучали в стены, умоляя немцев освободить их. [ 16 ] После смерти их тела были «выброшены синими, мокрыми от пота и мочи, ноги покрыты экскрементами и менструальной кровью». Эти ужасные симптомы были одной из причин, по которой Рудольф Хёсс выбрал Циклон Б в качестве основного метода убийства евреев. По иронии судьбы, Циклон Б вызывал аналогичные симптомы. [ 17 ]

К июню 1942 года основной производитель газовых фургонов компания Gaubschat Fahrzeugwerke [ de ] GmbH поставила айнзацгруппам 20 газовых фургонов двух моделей (на 30–50 и 70–100 человек) из 30, заказанных у этой компании. [ нужна ссылка ] К концу войны не осталось ни одного бензовоза. О существовании газовых фургонов впервые стало известно в 1943 году во время суда над нацистскими пособниками, причастными к убийствам мирных жителей в Краснодаре . Группа из 30–60 мирных жителей была отравлена ​​газом 21 и 22 августа 1942 года членами зондеркоманды (специального подразделения) 10а айнзацгруппы D при поддержке местных коллаборационистов. Впоследствии газовые фургоны использовались для убийства цыган и больных. [ 18 ] [ не удалось пройти проверку ] Общее количество убийств в газовых фургонах неизвестно. [ 19 ]

Газовые фургоны широко обсуждаются в некоторых интервью в Клода Ланцмана « фильме Шоа» . [ нужна ссылка ]

Советский Союз

Во время Великой чистки в Советском Союзе офицер НКВД Исай Д. Берг в экспериментальных целях использовал специально приспособленный герметичный фургон для отравления газом заключенных. [ 20 ] Заключенных отравили газом по дороге в Бутово , фальшивый полигон, где НКВД казнил и хоронил заключенных. [ 21 ] Согласно показаниям офицера НКВД Николая Харитонова в 1956 году, Исай Берг принимал участие в производстве газовых фургонов. [ 22 ] Летом 1937 года Берг стал начальником административно-экономического отдела московского НКВД. [ 23 ] В октябре 1937 года ему было поручено руководство Бутовским полигоном. [ 22 ] Бергу предстояло подготовить Бутово к массовым расстрелам жителей Большой Москвы и обеспечить беспрепятственное прохождение этих расстрелов. [ 24 ] По показаниям члена расстрельной команды Берга Федора Чеснокова, в 1956 году использовались грузовики, оборудованные клапанами, через которые газ можно было направить внутрь машин. Допросы показали, что заключенных раздели донага, связали, заткнули рот и бросили в грузовики. Их имущество было украдено. [ 22 ] Берг был арестован 3 августа 1938 г. [ 25 ] приговорен к смертной казни за участие в «контрреволюционном заговоре внутри НКВД» и казнен 3 марта 1939 года. [ 22 ]

Масштабы использования этих грузовиков неизвестны. Автор Томас Кизны предполагает, что они использовались, пока Берг руководил казнями (с октября 1937 г. по 4 августа 1938 г.). Он указывает на археологические раскопки, проведенные в 1997 году. Тогда было эксгумировано 59 трупов, скорее всего, убитых во время правления Берга. Только четверо из этих жертв были ранены в голову, что позволяет Кизному сделать вывод, что по крайней мере некоторые из них были отравлены газом. [ 22 ]

Споры по поводу изобретения газового фургона

Историки Холокоста, такие как Генри Фридлендер, утверждают, что мобильные газовые камеры были изобретены в Германии в 1940 году и впервые использовались для убийства пациентов больниц Вартеланда. [ 26 ] Катрин Райхельт называет Альберта Видмана и Артура Небе авторами этого метода. Сами фургоны были модифицированы Вальтером Рауффом , Фридрихом Праделем [ де ] и Гарри Вентриттом . [ 27 ] Маттиас Бир называет газовые фургоны «особым продуктом Третьего рейха». [ 28 ]

Роберт Геллатели отмечает, что во время программы эвтаназии в оккупированной Польше нацистские убийцы искали более эффективный и скрытный процесс убийства и, таким образом, «изобрели первый газовый фургон, который начал действовать в Вартегау 15 января 1940 года под руководством Герберта Ланге». [ 29 ] Он также отмечает, что «Советы иногда использовали газовый фургон (душегубку), как в Москве в 1930-е годы, но насколько широко это было, требует дальнейшего исследования. Они использовали крематории для захоронения тысяч тел, но не имели газовых камер». [ 30 ]

Журналистка Евгения Альбац утверждает, что газовые фургоны были «советским изобретением». [ 31 ] Кизный называет Берга «изобретателем». [ 22 ]

См. также

Ссылки

  1. ^ «Использование СС мобильных газовых фургонов» . Поврежденный фургон Magirus-Deutz, найденный в 1945 году в Кольно, Польша . Вторая мировая война сегодня. 2011 . Проверено 22 апреля 2013 г. Источник: Управление главного юрисконсульта США по преследованию преступлений стран Оси: нацистский заговор и агрессия – Вашингтон, правительство США. Распечатать. Офис, 1946, Том III, с. 418
  2. ^ Бартроп, Пол Р.; Дикерман, Майкл, ред. (2017). «Газовые фургоны». Холокост: энциклопедия и собрание документов . Том. 1. Санта-Барбара: ABC-CLIO. стр. 234–235. ISBN  978-1-4408-4084-5 .
  3. ^ «Газовые фургоны: мобильные газовые камеры Холокоста». Архивировано 11 октября 2011 г. в Wayback Machine , статья проекта Низкор.
  4. ^ Пиво 1987 , с. 405.
  5. ^ Альберти 2006 , с. 326-327.
  6. ^ Jump up to: а б Пиво 1987 , с. 405-406.
  7. ^ Альберти 2006 , с. 327-328.
  8. ^ Фридлендер 1997 , с. 139.
  9. ^ Пиво 1987 , с. 406.
  10. ^ Лонгерих, Питер (2012). Генрих Гиммлер: Жизнь , с. 547, ISBN   978-0-19-959232-6 .
  11. ^ Леви, Гюнтер (2000). Нацистское преследование цыган , стр. 204–208, ISBN   0-19-512556-8 .
  12. ^ Путь к геноциду: очерки о поиске окончательного решения Кристофер Р. Браунинг
  13. ^ Хильберг, Рауль (1 января 2003 г.). Уничтожение европейских евреев . Издательство Йельского университета. п. 960. ИСБН  978-0-300-09592-0 .
  14. ^ Эрнст. Клее, Вилли Дрессен, Фолькер Рисс (1991). Газовые фургоны (3. «Нужно было найти новый, лучший метод убийства») . Конецкий Конецкий. п. 69. ИСБН  1568521332 . Проверено 8 мая 2013 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ Патрик Монтегю (2012). Газовые фургоны (Приложение I) . Университет Северной Каролины Пресс. п. Приложение I: Газовый фургон. ISBN  978-0807835272 . Проверено 15 сентября 2018 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  16. ^ «Свидетельства эсэсовцев о газовых фургонах» . Флоридский центр педагогических технологий . 2005. Архивировано из оригинала 29 сентября 2023 года.
  17. ^ Рассел, Нестар (2018). «Стремление нацистов к «гуманному» методу убийства». Понимание желающих участников, Том 2 . Том. 2. С. 241–276. дои : 10.1007/978-3-319-97999-1_8 . ISBN  978-3-319-97998-4 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  18. ^ «Краснодарские атаки газовозов, с сайта Memorialmuseums.org, на английском языке» . 2018 . Проверено 31 мая 2020 г.
  19. ^ «Gaswagen, с сайта deathcamps.org, на немецком языке» . 2006 год . Проверено 6 октября 2018 г.
  20. ^ Кэтрин Мерридейл . Ночь камня: смерть и память в России ХХ века. Книги Пингвина , 2002 г. ISBN   0-14-200063-9 с. 200
  21. ^ Тимоти Дж. Колтон. Москва: Управление социалистической метрополией. Белкнап Пресс , 1998, ISBN   0-674-58749-9 , с. 286
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Томаш Кизны, Доминик Ройнетт. Большой террор в СССР 1937–1938 гг . Лозанна: Ред. Черное на белом, 2013, с. 236.
  23. ^ Александр Ватлин. Агенты террора: обычные люди и необычайное насилие в сталинской тайной полиции . Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press, 2016, ISBN   978-0-299-31080-6 , с. 11.
  24. ^ Александр Ватлин. Агенты террора: обычные люди и необычайное насилие в сталинской тайной полиции . Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press, 2016, ISBN   978-0-299-31080-6 , с. 15.
  25. ^ Александр Ватлин. Агенты террора: обычные люди и необычайное насилие в сталинской тайной полиции . Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press, 2016, ISBN   978-0-299-31080-6 , с. 67.
  26. ^ Генри Фридлендер . Истоки нацистского геноцида: от эвтаназии к окончательному решению . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 1995, ISBN   978-0-8078-2208-1 , с. 139.
  27. ^ Катрин Райхельт. «Газовый фургон». В: Справочник по антисемитизму. Антисемитизм в прошлом и настоящем . том. 4, изд. Вольфганга Бенца. Берлин: ДеГрюйтер, с. 143 ф.
  28. ^ Матиас Бир. «Развитие газовых фургонов в убийстве евреев». В: Ежеквартальные журналы по современной истории (на немецком языке). 35 (3): с. 403.
  29. ^ Роберт Геллатели. Ленин, Сталин и Гитлер: эпоха социальной катастрофы . Нью-Йорк: Кнопф, 2007, с. 367.
  30. ^ Роберт Геллатели. Ленин, Сталин и Гитлер: эпоха социальной катастрофы . Нью-Йорк: Кнопф, 2007, с. 460.
  31. ^ Евгения Альбац: КГБ: Государство в государстве. Тайная полиция и ее влияние на прошлое, настоящее и будущее России . (Международная жизнь, Том 72). Лондон: Таурис, 1995, с. 101.

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32c51d14d27db15c781ec86490b8e77d__1719073920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/7d/32c51d14d27db15c781ec86490b8e77d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gas van - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)