Дэниел Веттер

Даниэль Феттер (1657/58, в Бреслау — 7 февраля 1721, в Лейпциге ) — органист и композитор эпохи немецкого барокко . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Родившийся в Бреслау , Феттер стал учеником Вернера Фабрициуса в Лейпциге . Когда Фабрициус умер в 1679 году, Веттер сменил его на посту органиста церкви Св. Николая . [ 2 ] Незадолго до 1695 года он написал мелодию для Якоба Вилисиуса , который в то время был кантором в Бреслау и с которым он подружился. [ 3 ] Эта мелодия гимна , Зан № 6634, была исполнена на похоронах кантора в Бреслау в 1695 году. [ 3 ]

Веттер опубликовал первый том своего Musicalische Kirch- und Hauß-Ergötzlichkeit 1709 году. [ 4 ] С 1710 по 1716 год он руководил строительством нового органа, построенного Иоганном Шайбе в церкви Лейпцигского университета , органа, который в 1717 году в течение трёх дней испытывал Иоганн Себастьян Бах в присутствии Феттера. [ 5 ] [ 2 ] [ 6 ] второй том его Musicalische Kirch- und Hauß-Ergötzlichkeit . Тем временем в 1713 году был опубликован [ 7 ] Он содержал четырехголосную настройку мелодии Zahn 6634 на текст гимна Каспара Неймана « Liebster Gott, wann werd ich sterben ». [ 3 ] Веттер оставался органистом церкви Святого Николая до своей смерти в 1721 году. [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]

Публикации
[ редактировать ]Феттер опубликовал два тома Musicalische Kirch- und Hauß-Ergötzlichkeit ( букв. « Музыкальное церковное и домашнее наслаждение » ): [ 1 ] [ 2 ]
- Первый том, содержащий 130 четырехчастных настроек гимнов, был опубликован в Лейпциге в 1709 году и переиздан в Дрездене в 1716 году. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
- Второй том, содержащий еще 91 настройку хоральных мелодий, вышел в свет в 1713 году. [ 11 ]
Сборник содержит настройки из 117 мелодий гимнов: большинство мелодий сначала появляются в настройке для органа, а затем следуют более витиеватые настройки для струнного клавишного инструмента. [ 12 ] За исключением тома, содержащего семь пьес Генриха Бутштетта ( Musikalische Klavierkunst und Vorratskammer , 1713), это была единственная клавишная музыка, изданная в Лейпциге в первой четверти XVIII века. [ 13 ] Сборник Веттера представляет собой кроссовер постановок для сопровождения пения и инструментальных хоральных прелюдий . [ 14 ]
Другие композиции
[ редактировать ]Некоторые из сочинений Веттера сохранились в виде рукописей:
- Аллилуия Христос воскрес из мертвых для ССАТБ солистов, хора и оркестра . Части скопированы для спектакля в Гримме 1682 года. [ 15 ]
- Veni Sancte Spiritus à 14, для солистов и хора SSATB , струнных, духовых и органа. Части скопированы для спектакля в Гримме 1682 года. [ 16 ]
- Я хочу петь Господу, пока я жив , мотет для двойного хора SATB , посвященный Иоганну Шелле . Рукопись состоит из вокальных партий, переписанных в 1701 году, в год смерти Шелле. [ 17 ]
- Heut freue dich Christenheit , священный концерт для голосов, струнных и органа, во второе воскресенье Адвента. Копия партитуры. [ 18 ]
![]() |
Прием
[ редактировать ]
Феттера Некоторые настройки из второго тома «Musicalische Kirch- und Hauß-Ergötzlichkeit» были приняты в первой публикации Фридриха Вильгельма Бирнштиля четырехчастных хоралов Иоганна Себастьяна Баха (1765) . [ 21 ] [ 22 ] Шестая и последняя часть Либстера Готта, werd ich sterben? BWV 8 , одна из хоральных кантат Баха , представляет собой переработанную версию четырехчастной постановки Веттера одноименного гимна с радикальными изменениями, однако достаточно близкой к оригиналу Веттера, чтобы быть помеченной как произведение, ложно приписываемое Баху в 1998 году. издание Bach-Werke-Verzeichnis (BWV). [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Веттер 1713 |
Заголовок | Бирнстил 1765 |
БВВ |
---|---|---|---|
5 | Ох печаль, ох горе | 18 | Старший брат. 204 [ 27 ] [ 28 ] |
20 | Я поднимаю глаза | 6 | Старший брат. 203 [ 20 ] [ 29 ] |
29 | У Бога есть Евангелие | 31 | Старший брат. 202 [ 30 ] [ 31 ] |
35 | Ты, Князь мира, Господь Иисус Христос | 15 | Старший брат. 201 [ 32 ] [ 33 ] |
91 | Дорогой Бог, когда я умру? | 47 | 8/6 [ 34 ] [ 35 ] псевдоним |

Современные комментарии к хоралам Веттера различаются. В самой последней версии «Словаря Гроува» Маршалл (2002) заявляет: «Хотя эти отрывки подверглись резкой критике со стороны современных писателей как примитивные, появление второй части предполагает, что они были популярны в свое время». Музыковед Питер Уильямс сравнил настройки Веттера с короткими хоральными прелюдиями Баха из Orgelbüchlein , датируемыми точно тем же периодом: по словам Уильямса, обработки Веттера были «компетентными, но скучными». В качестве конкретного сравнения Уильямс взял первый хорал Nun komm der Heiden Heiland : для него установка клавикорда или спинета Веттера в качестве французской прелюдии менее убедительна, чем установка Баха BWV 599 ; «Выразительная tmesis или полукваверная пауза вступительного хорала в мелодии первого такта, имитированная в последующих альте и теноре, была результатом размышлений - крошечным, но ясным примером творческого мышления, типичным для альбома». Говоря с точки зрения биографии Баха, Уильямс предполагает, что «И. С. Бах хотел превзойти Феттера в своем собственном творчестве». [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Роуз (2005) также сравнивает две трактовки « Монахини komm der Heiden Heiland» Веттера и Баха. Он заявляет, что в то время как «Бах превращает разрыв аккорда в контрапунктическую фигуру, которая продвигает текстуру вперед и создает постоянное разнообразие», единообразное и автоматическое обращение Веттера к фигурам с разрывом аккорда «поражает». Как комментирует Роуз, эта предсказуемость побудила Готхольда Фротшера в 1930-х годах обвинить Феттера в «недостатке творческой силы» в этих работах. [ 39 ] Роуз и Рэти (2010) исследовали антологию в контексте музыкального творчества и домашнего богослужения конца XVII – начала XVIII веков в Германии: хоралы были нацелены на благочестивый купеческий класс в Лейпциге, с простыми четырехточечными настройками для орган в сочетании с клавикордом или спинетом с ломаными аккордами в модном стиле лютэ или бризе . В предисловии ко второму тому Веттера говорится, что от исполнителей его хоралов не требовалось большого мастерства; тем не менее, даже выдающаяся клавишница Анна Амалия , сестра Фридриха Великого , имела в своей личной библиотеке копию хоралов Веттера. [ 40 ] [ 41 ] Ливер (2017) подчеркивает актуальность второго предисловия Веттера 1713 года к роли лютеранского богослужения, где Веттер объясняет «духовные преимущества музыки, особенно практики пения гимнов после еды, и делает это, ссылаясь на Лютера». Ливер делает вывод, что использование Бахом последнего хорала Веттера «Liebster Gott» для кантаты BWV 8 1724 года «подразумевает, что он, вероятно, прочитал предисловие Веттера, относящееся к Лютеру». [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маршалл 2002 г.
- ^ Jump up to: а б с д Зайферт, Макс (1895), « Феттер, Даниэль », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 39, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 532–535.
- ^ Jump up to: а б с Зан 1891 г.
- ^ Веттер 1985 .
- ^ Батлер 2016 .
- ^ Университетские услуги: Веб-сайт истории Лейпцигского университета .
- ^ Килли и Вирхаус 2011 .
- ^ Музыкальная церковь и домашние удовольствия : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- ^ Веттер 1709 .
- ^ Веттер 1716 .
- ^ Веттер 1713 .
- ^ Роуз 2005 , с. 39.
- ^ Роуз 2005 , с. 40.
- ^ Дирст 2012 .
- ^ РИСМ 211005363
- ^ РИСМ 211005364
- ^ РИСМ 211005365
- ^ РИСМ 455034270
- ^ По водным рекам Вавилона / Маленький ягненок идет и несет вину BWV 267 в Bach Digital .
- ^ Jump up to: а б Я поднимаю глаза, BWV Anh 203 / Anh II 31→ в Bach Digital .
- ^ Вачовски 1983 , стр. 55.
- ^ Jump up to: а б Платен 1976 .
- ^ Дан 2018 .
- ^ Дюрр и Джонс 2006 , с. 553 .
- ^ Дюрр и Кобаяши 1998 , с. 468.
- ^ Спитта 1899 , II, стр. 431 – 432 .
- ^ О печаль, о горе, BWV Anh 204 / Anh II 31 → в Bach Digital .
- ^ РИСМ 1001084323
- ^ РИСМ 1001084269
- ^ У Бога есть Евангелие, BWV Anh 202 / Anh II 31 → в Bach Digital .
- ^ РИСМ 1001084359
- ^ Ты, Князь мира, Господь Иисус Христос, BWV Anh 201 / Anh II 31 → в Bach Digital .
- ^ РИСМ 1001084320
- ^ Дан 2019 .
- ^ Дорогой Бог, когда я умру BWV 8/6 в Bach Digital ?
- ^ Уильямс 2003
- ^ Уильямс 2014
- ^ Уильямс 2016
- ^ Роуз 2005 г.
- ^ Роуз 2005 г.
- ^ Рэти 2010
- ^ Ливер 2017
Издания Музыкальных церковных и домашних наслаждений
[ редактировать ]- Веттер, Дэниел (1709). Музыкальная церковь и домашние удовольствия (на немецком языке). Том 1 (1-е изд.). Лейпциг: Кристоф Фридрих Румпф.
- Веттер, Дэниел (1713). Музыкальная церковь и домашние удовольствия (на немецком языке). Том 2. Лейпциг. OCLC 857536916 .
- Веттер, Дэниел (1716). Музыкальная церковь и домашние удовольствия (на немецком языке). Том 1 (2-е изд.). Дрезден: Иоганн Кристоф Циммерманн.
- Веттер, Дэниел (1985) [1709–1713]. Музыкальная церковная и домашняя радость: состоит из того, что обычные духовные песни поются в течение года на общественных богослужениях; поставлен в очень приятной, но легкой манере на итальянские табулатуры, так что хорал любой песни исполняется на органе, за которым следует ломаная вариация на спинете или клавиккордио; собрано с необыкновенным старанием (на немецком языке). Том I – II (факсимиле). Хильдесхайм: Георг Олмс . ISBN 3-487-07509-1 .
Бах Цифровой
[ редактировать ]- «У рек водных Вавилон / Маленький ягненок идет и несет вину BWV 267» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 11.03.2019.
- «Du Friedefürst, Herr Jesu Christ, BWV Anh. 201 / Anh. II 31 →» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 07.07.2018.
- «У Бога есть Евангелие, BWV Anh. 202 / Anh. II 31 →» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 07.07.2018.
- «Я поднимаю глаза, BWV Anh. 203 / Anh. II 31→» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 07.07.2018.
- «Дорогой Бог, когда я умру BWV 8/6» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 22 мая 2019 г.
- «О печаль, о горе, BWV Anh. 204 / Anh. II 31 →» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 07.07.2018.
Автор
[ редактировать ]- Батлер, Линн Эдвардс (2016). Дирст, Мэтью (ред.). «Отчет Баха об органе Иоганна Шайбе для церкви Святого Павла в Лейпциге: переоценка» . Перспективы Баха . 10 (Бах и орган). Издательство Университета Иллинойса: 1–15. doi : 10.5406/illinois/9780252040191.003.0001 . ISBN 9780252040191 . JSTOR 10.5406/j.ctt18j8xkb.5 . LCCN 2015041912 . OCLC 927141379 .
- Дан, Люк (2018). «Так сколько же существует четырехголосных хоралов Баха?» . www.bach-chorales.com .
- Дан, Люк, изд. «БВВ 8.6 (=БВВ 8/6)» . www.bach-chorales.com .
- Дирст, Мэтью (2012). «Изобретая хорал Баха» . Привлечение Баха: клавишное наследие от Марпурга до Мендельсона . Издательство Кембриджского университета . стр. 34–54. дои : 10.1017/CBO9781139027908.004 . ISBN 9781139027908 .
- Дюрр, Альфред ; Кобаяши, Ёситаке, ред. (1998). Каталог сочинений Баха : Маленькое издание - По 2-му изданию Вольфганга Шмидера [ Каталог сочинений Баха: Маленькое издание - По 2-му изданию Вольфганга Шмидера ] (на немецком языке). Кирстен Байсвенгер (соавтор). ( БВВ 2а ред.). Висбаден: Breitkopf & Härtel . ISBN 9783765102493 . Предисловие на английском и немецком языках.
- Дюрр, Альфред ; Джонс, Ричард Д.П. (2006) [2005]. « Дорогой Бог, когда я умру ?», BWV 8 . Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета . стр. 550–553. ISBN 9780199297764 .
- Килли, Вальтер [на немецком языке] ; Вирхаус, Рудольф [на немецком языке] , ред. (2011). «Двоюродный брат Дэниел» . Немецкая биографическая энциклопедия . Том 10 Тибо – Зиха. Вальтер де Грютер. п. 208. ИСБН 9783110961164 .
- Ливер, Робин А. (2017). Литургическая музыка Лютера: принципы и значения . Лютеранские ежеквартальные книги. Крепость Пресс . п. 286. ИСБН 9781506427164 .
- Маршалл, Роберт Л. (2002). «Веттер, Дэниел». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.29266 .
- Платен, Эмиль [на немецком языке] (1976). «О подлинности некоторых хоральных постановок Иоганна Себастьяна Баха» . В Шульце, Ханс-Иоахим ; Вольф, Кристоф (ред.). Ежегодник Баха 1975 [ Ежегодник Баха 1975 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 61. Новое Баховское общество . Берлин: Evangelische Verlagsanstalt . стр. 50–62. дои : 10.13141/bjb.v1975 .
- Рэти, Маркус (2010). «Букстехуде и танец смерти: Хоральная партита Auf meinemlieben Gott (BuxWV 179) и Ars Moriendi в семнадцатом веке». История старинной музыки . 29 . Издательство Кембриджского университета : 161–188. дои : 10.1017/S0261127910000124 . JSTOR 40800911 . S2CID 190683768 .
- Роуз, Стивен (1 февраля 2005 г.). «Даниэль Веттер и отечественный клавирный хорал в Лейпциге Баха» . Ранняя музыка . 33 (1). Издательство Оксфордского университета : 39–53. дои : 10.1093/em/cah040 . JSTOR 3519514 .
- Спитта, Филипп (1899). Иоганн Себастьян Бах: его творчество и влияние на музыку Германии, 1685–1750 гг . Перевод Белла, Клары ; Фуллер Мейтленд, Джон Александр . Новелло и Ко . Том I , Том II , Том III
- Вачовски, Герд [на немецком языке] (1983). «Четырехчастные хоралы Иоганна Себастьяна Баха: исследование печатных изданий с 1765 по 1732 год и вопрос подлинности». В Шульце, Ханс-Иоахим ; Вольф, Кристоф (ред.). Ежегодник Баха 1983 [ Ежегодник Баха 1983 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 69. Новое Баховское общество . Берлин: Evangelische Verlagsanstalt . стр. 51–79. дои : 10.13141/bjb.v1983 . ISSN 0084-7682 .
- Уильямс, Питер (2003), Органная музыка Дж. С. Баха (2-е изд.), Cambridge University Press , ISBN 0521891159
- Уильямс, Питер (2014). «Бах и орган». Музыкальные времена . 155 (1926): 81–94. JSTOR 24615706 .
- Уильямс, Питер (2016). Бах: Музыкальная биография . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9781107139251 .
- Зан, Йоханнес (1891). Мелодии немецких протестантских гимнов (на немецком языке). Том IV. Гютерсло: Бертельсманн . п. 130 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- РИСМ pe30006751
- «Бирнстиль, Том 1 (1765 г.)» , факсимиле на Боннского университета . веб-сайте
- Партитуры Дэниела Веттера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)