Jump to content

Дэниел Веттер

Отрывок из фронтисписа первого тома « Musicalische Kirch- und Hauß-Ergötzlichkeit» Даниэля Веттера (переиздание 1716 г.), содержащий изображение композитора.

Даниэль Феттер (1657/58, в Бреслау — 7 февраля 1721, в Лейпциге ) — органист и композитор эпохи немецкого барокко . [ 1 ]

Родившийся в Бреслау , Феттер стал учеником Вернера Фабрициуса в Лейпциге . Когда Фабрициус умер в 1679 году, Веттер сменил его на посту органиста церкви Св. Николая . [ 2 ] Незадолго до 1695 года он написал мелодию для Якоба Вилисиуса [ де ] , который в то время был кантором в Бреслау и с которым он подружился. [ 3 ] Эта мелодия гимна , Зан № 6634, была исполнена на похоронах кантора в Бреслау в 1695 году. [ 3 ]

Четырехголосный хорал Дэниела Веттера «Либстер Готт», последние страницы второго тома его музыкальной антологии, опубликованной в 1713 году.

Веттер опубликовал первый том своего Musicalische Kirch- und Hauß-Ergötzlichkeit « в » 1709 году. [ 4 ] С 1710 по 1716 год он руководил строительством нового органа, построенного Иоганном Шайбе [ де ] в церкви Лейпцигского университета , органа, который в 1717 году в течение трёх дней испытывал Иоганн Себастьян Бах в присутствии Феттера. [ 5 ] [ 2 ] [ 6 ] второй том его Musicalische Kirch- und Hauß-Ergötzlichkeit . Тем временем в 1713 году был опубликован [ 7 ] Он содержал четырехголосную настройку мелодии Zahn 6634 на текст гимна Каспара Неймана « Liebster Gott, wann werd ich sterben ». [ 3 ] Веттер оставался органистом церкви Святого Николая до своей смерти в 1721 году. [ 2 ]

Работает

[ редактировать ]
Рождественский гимн «Пуэр Натус», №1. 15 от Музыкальной церкви Веттера и домашних утех
Вариация на тему «Рождённый ребёнок», No. 16 из коллекции Веттера

Публикации

[ редактировать ]

Феттер опубликовал два тома Musicalische Kirch- und Hauß-Ergötzlichkeit ( букв. « Музыкальное церковное и домашнее наслаждение » ): [ 1 ] [ 2 ]

  • Первый том, содержащий 130 четырехчастных настроек гимнов, был опубликован в Лейпциге в 1709 году и переиздан в Дрездене в 1716 году. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
  • Второй том, содержащий еще 91 настройку хоральных мелодий, вышел в свет в 1713 году. [ 11 ]

Сборник содержит настройки из 117 мелодий гимнов: большинство мелодий сначала появляются в настройке для органа, а затем следуют более витиеватые настройки для струнного клавишного инструмента. [ 12 ] За исключением тома, содержащего семь пьес Генриха Бутштетта ( Musikalische Klavierkunst und Vorratskammer [ партитуры ] , 1713), это была единственная клавишная музыка, изданная в Лейпциге в первой четверти XVIII века. [ 13 ] Сборник Веттера представляет собой кроссовер постановок для сопровождения пения и инструментальных хоральных прелюдий . [ 14 ]

Другие композиции

[ редактировать ]

Некоторые из сочинений Веттера сохранились в виде рукописей:

  • Аллилуия Христос воскрес из мертвых для ССАТБ солистов, хора и оркестра . Части скопированы для спектакля в Гримме 1682 года. [ 15 ]
  • Veni Sancte Spiritus à 14, для солистов и хора SSATB , струнных, духовых и органа. Части скопированы для спектакля в Гримме 1682 года. [ 16 ]
  • Я хочу петь Господу, пока я жив , мотет для двойного хора SATB , посвященный Иоганну Шелле . Рукопись состоит из вокальных партий, переписанных в 1701 году, в год смерти Шелле. [ 17 ]
  • Heut freue dich Christenheit , священный концерт для голосов, струнных и органа, во второе воскресенье Адвента. Копия партитуры. [ 18 ]
с , Первый том хоралов Баха Фридриха Вильгельма Бирнштиля (1765) . 3, содержащий BWV 267 И.С. Баха и BWV Anh. 203 Д. Веттера [ 19 ] [ 20 ]

Феттера Некоторые настройки из второго тома «Musicalische Kirch- und Hauß-Ergötzlichkeit» были приняты в первой публикации Фридриха Вильгельма Бирнштиля четырехчастных хоралов Иоганна Себастьяна Баха (1765) . [ 21 ] [ 22 ] Шестая и последняя часть Либстера Готта, werd ich sterben? BWV 8 , одна из хоральных кантат Баха , представляет собой переработанную версию четырехчастной постановки Веттера одноименного гимна с радикальными изменениями, однако достаточно близкой к оригиналу Веттера, чтобы быть помеченной как произведение, ложно приписываемое Баху в 1998 году. издание Bach-Werke-Verzeichnis (BWV). [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Четырехчастные настройки Веттера в томе Бирнстиля 1765 года.
Веттер
1713
Заголовок Бирнстил
1765
БВВ
0 5 Ох печаль, ох горе 18 Старший брат. 204 [ 27 ] [ 28 ]
20 Я поднимаю глаза 0 6 Старший брат. 203 [ 20 ] [ 29 ]
29 У Бога есть Евангелие 31 Старший брат. 202 [ 30 ] [ 31 ]
35 Ты, Князь мира, Господь Иисус Христос 15 Старший брат. 201 [ 32 ] [ 33 ]
91 Дорогой Бог, когда я умру? 47 8/6 [ 34 ] [ 35 ] псевдоним
Гравюра фронтисписа 1710 Кунау года «Лейпцигских библейских сонат» , изображающая идеализированную музыкальную комнату с домашним органом рядом с Библией справа, а также клавикордом и частично скрытым клавесином слева.

Современные комментарии к хоралам Веттера различаются. В самой последней версии «Словаря Гроува» Маршалл (2002) заявляет: «Хотя эти отрывки подверглись резкой критике со стороны современных писателей как примитивные, появление второй части предполагает, что они были популярны в свое время». Музыковед Питер Уильямс сравнил настройки Веттера с короткими хоральными прелюдиями Баха из Orgelbüchlein , датируемыми точно тем же периодом: по словам Уильямса, обработки Веттера были «компетентными, но скучными». В качестве конкретного сравнения Уильямс взял первый хорал Nun komm der Heiden Heiland : для него установка клавикорда или спинета Веттера в качестве французской прелюдии менее убедительна, чем установка Баха BWV 599 ; «Выразительная tmesis или полукваверная пауза вступительного хорала в мелодии первого такта, имитированная в последующих альте и теноре, была результатом размышлений - крошечным, но ясным примером творческого мышления, типичным для альбома». Говоря с точки зрения биографии Баха, Уильямс предполагает, что «И. С. Бах хотел превзойти Феттера в своем собственном творчестве». [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Роуз (2005) также сравнивает две трактовки « Монахини komm der Heiden Heiland» Веттера и Баха. Он заявляет, что в то время как «Бах превращает разрыв аккорда в контрапунктическую фигуру, которая продвигает текстуру вперед и создает постоянное разнообразие», единообразное и автоматическое обращение Веттера к фигурам с разрывом аккорда «поражает». Как комментирует Роуз, эта предсказуемость побудила Готхольда Фротшера в 1930-х годах обвинить Феттера в «недостатке творческой силы» в этих работах. [ 39 ] Роуз и Рэти (2010) исследовали антологию в контексте музыкального творчества и домашнего богослужения конца XVII – начала XVIII веков в Германии: хоралы были нацелены на благочестивый купеческий класс в Лейпциге, с простыми четырехточечными настройками для орган в сочетании с клавикордом или спинетом с ломаными аккордами в модном стиле лютэ или бризе . В предисловии ко второму тому Веттера говорится, что от исполнителей его хоралов не требовалось большого мастерства; тем не менее, даже выдающаяся клавишница Анна Амалия , сестра Фридриха Великого , имела в своей личной библиотеке копию хоралов Веттера. [ 40 ] [ 41 ] Ливер (2017) подчеркивает актуальность второго предисловия Веттера 1713 года к роли лютеранского богослужения, где Веттер объясняет «духовные преимущества музыки, особенно практики пения гимнов после еды, и делает это, ссылаясь на Лютера». Ливер делает вывод, что использование Бахом последнего хорала Веттера «Liebster Gott» для кантаты BWV 8 1724 года «подразумевает, что он, вероятно, прочитал предисловие Веттера, относящееся к Лютеру». [ 42 ]

  1. ^ Jump up to: а б Маршалл 2002 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Зайферт, Макс (1895), « Феттер, Даниэль », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 39, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 532–535.
  3. ^ Jump up to: а б с Зан 1891 г.
  4. ^ Веттер 1985 .
  5. ^ Батлер 2016 .
  6. ^ Университетские услуги: Веб-сайт истории Лейпцигского университета .
  7. ^ Килли и Вирхаус 2011 .
  8. ^ Музыкальная церковь и домашние удовольствия : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
  9. ^ Веттер 1709 .
  10. ^ Веттер 1716 .
  11. ^ Веттер 1713 .
  12. ^ Роуз 2005 , с. 39.
  13. ^ Роуз 2005 , с. 40.
  14. ^ Дирст 2012 .
  15. ^ РИСМ   211005363
  16. ^ РИСМ   211005364
  17. ^ РИСМ   211005365
  18. ^ РИСМ   455034270
  19. ^ По водным рекам Вавилона / Маленький ягненок идет и несет вину BWV 267 в Bach Digital .
  20. ^ Jump up to: а б Я поднимаю глаза, BWV Anh 203 / Anh II 31→ в Bach Digital .
  21. ^ Вачовски 1983 , стр. 55.
  22. ^ Jump up to: а б Платен 1976 .
  23. ^ Дан 2018 .
  24. ^ Дюрр и Джонс 2006 , с. 553 .
  25. ^ Дюрр и Кобаяши 1998 , с. 468.
  26. ^ Спитта 1899 , II, стр. 431 432 .
  27. ^ О печаль, о горе, BWV Anh 204 / Anh II 31 → в Bach Digital .
  28. ^ РИСМ   1001084323
  29. ^ РИСМ   1001084269
  30. ^ У Бога есть Евангелие, BWV Anh 202 / Anh II 31 → в Bach Digital .
  31. ^ РИСМ   1001084359
  32. ^ Ты, Князь мира, Господь Иисус Христос, BWV Anh 201 / Anh II 31 → в Bach Digital .
  33. ^ РИСМ   1001084320
  34. ^ Дан 2019 .
  35. ^ Дорогой Бог, когда я умру BWV 8/6 в Bach Digital ?
  36. ^ Уильямс 2003
  37. ^ Уильямс 2014
  38. ^ Уильямс 2016
  39. ^ Роуз 2005 г.
  40. ^ Роуз 2005 г.
  41. ^ Рэти 2010
  42. ^ Ливер 2017

Издания Музыкальных церковных и домашних наслаждений

[ редактировать ]

Бах Цифровой

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 33cd96e609b47592953c330f17d1295d__1705393380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/5d/33cd96e609b47592953c330f17d1295d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Daniel Vetter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)