Репродукции четырехчастных хоралов Баха XVIII века.

В период после смерти Иоганна Себастьяна Баха в 1750 году, помимо публикации « Искусства фуги» в начале 1750-х годов, единственными дальнейшими публикациями до 1790-х годов были постановки четырехчастных хоралов Баха . В 1758 году Фридрих Вильгельм Марпург первым приступил к подготовке опубликованного издания четырехчастных хоралов Баха, но в 1763 году ему помешали королевские обязанности. К. П. Е. Бах , которому принадлежали оригинальные рукописи, затем поставил перед собой ту же задачу, выпустив два тома в 1765 и 1769 годах. Недовольный своим издателем Фридрихом Вильгельмом Бирнштилем , он передал права на рукопись в 1771 году Иоганну Кирнбергеру и его покровительнице принцессе Анне Амалии Прусской. . Начиная с 1777 года, Кирнбергер безуспешно просил Бирнстиля и нового издателя Иоганна Готтлоба Иммануэля Брайткопфа опубликовать хоралы. После смерти Кирнбергера в 1783 году К.П.Е. Бах обратился к Брайткопфу, который опубликовал их в четырех томах между 1784 и 1787 годами.
Около половины хоральных гармонизаций в этом сборнике взяты из других дошедших до нас произведений Баха.
История
[ редактировать ]Посмертные публикации Баха во второй половине восемнадцатого века, как и те, что были напечатаны при его жизни, производили впечатление читательской аудитории, ориентированной на знатоков, обладающих «учёным» опытом в области клавишной музыки. Таким образом, до 1800 года в печати были доступны только «Искусство фуги» и четырехчастные хоралы. На спрос в тот период частично повлияли расходы издателей на печать, а частично - изменение вкусов. Среди любителей существовал рынок более популярного, мелодичного и доступного репертуара; однако среди профессиональных музыкантов рукописи продолжали распространяться в виде ручных копий. В девятнадцатом веке мода снова изменилась: « Хорошо темперированный клавир » — краеугольный камень для музыкантов — был впервые напечатан в 1801 году, после чего на протяжении столетия последовали публикации полных изданий сочинений Баха. [ 1 ]
Работа по гравюре «Искусство фуги» была прервана смертью Баха в 1750 году. При содействии семьи и бывших помощников К. П. Бах и Дж. Ф. Агрикола опубликовали издание по подписке в 1751 году: предложением воспользовались немногие подписчики. В 1752 году вышло второе издание с новым предисловием Ф. В. Марпурга . Здесь он писал, что его целью было привить фуге «достоинство гармонии», и объяснял ее важность как для «музыкального механика», знающего только «фугу по имени», так и для «современного композитора, считающего фугу дитя древнего заблуждения, [в] мужественном элементе, который должен преобладать в музыке», в отличие от «распространяющегося мусора женских песен». Попытка привлечь подписчиков, хорошо разбирающихся в музыке в контрапункте, снова оказалась неудачной: было продано едва ли тридцать копий. Во второй раз разочарованный ответом, К.П.Е. Бах продал пластинки в 1756 году. [ 1 ]
Инициатива публикации четырехголосных хоралов Баха была иной. Четырехчастные хоралы, возможно, преследовавшие дидактические цели, представляли собой «миниатюрные шедевры гармонии и голосового ведения» с «исканием гармонии и занятой внутренней частью». Хоралы были извлечены из церковной музыки Баха берлинским кружком CPE Bach. Уже в 1709 году, будучи юношей в Арнштадта консистории , Баха ругали за то, что он «сделал много любопытных вариаций в хорале и смешал в нем много странных нот, а также за то, что это сбило с толку прихожан». Возможно, следствием такой критики было нежелание Баха публиковать какие-либо четырехчастные хоралы. В любом случае, даже через пятнадцать лет после смерти Баха первые издания четырехчастных хоралов также оказались спорными и не получили одобрения даже среди поклонников Баха. [ 1 ] [ 2 ]
После 1750 года Марпург первым приступил к подготовке опубликованного издания четырёхголосных хоралов Баха во время Семилетней войны . Марпург нанял берлинского издателя Фридриха Вильгельма Бирнштиля , используя копии рукописей, датированные 1758 годом. Проект был прерван в 1763 году, поскольку Марпург больше не был доступен, взяв на себя ответственность за Королевскую прусскую лотерею. Первая часть издания Бирнстиля была позже опубликована в 1765 году с К.П. Э. Бахом на титульном листе и в предисловии. Однако К.П.Е. Бах был недоволен второй частью издания Бирнстиля 1769 года. Он прервал переговоры и передал права на рукопись Кирнбергеру в 1771 году. Несмотря на обещания Кирнбергера опубликовать издание Брайткопфа в прошедший период (1771–1777), ни одна рукопись не была реализована. После почтительной паузы, посвященной смерти Кирнбергера в 1783 году, К. П. Е. Бах возобновил обсуждение хоралов с Брайткопфом, получив положительный результат для первого выпуска в июле 1784 года. Поскольку дальнейших причин откладывать печать не было, первый выпуск начался в конце В следующем году последовали дальнейшие ежегодные взносы, пока вся коллекция не была завершена в 1787 году. После двух фальстартов в 1765 и 1769 годах, таким образом, началась новая глава. началось в истории влияния Баха, когда его хоровой репертуар стал более доступным. [ 3 ]
-
Гравюра Бероля с изображением Ф. В. Марпурга по рисунку Кауке, 1758 г.
-
Пастельный портрет К.П.Е. Баха , Гамбург, около 1780 г.
-
Портрет Дж. П. Кирнбергера работы Ч. Ф. Р. Лисевского, 1780 г.
Хоралы, изданные Birnstiel
[ редактировать ]
В 1765 году Ф. В. Бирнстиль опубликовал в Берлине 100 хоралов. Издание было инициировано Ф. В. Марпургом , а завершено, отредактировано и дополнено предисловием и списком опечаток К. П. Э. Баха. Второй том из 100 экземпляров был выпущен тем же издателем в 1769 году под редакцией Дж. Ф. Агриколы . [ 6 ] [ 7 ]
-
Первый том Бирнстиля (1765 г.): первая половина предисловия К.П.Е. Баха.
-
Первый том Бирнстиля (1765 г.): вторая половина предисловия К.П.Е. Баха.
Первый том (1765 г.)
[ редактировать ]Даниэль Веттер опубликовал второй том своего «Musicalische Kirch- und Hauß-Ergötzlichkeit» в 1713 году. [ 8 ] Несколько его четырехчастных хоральных постановок попали в первый том первого тома хоральных постановок Бирнстиля Баха. [ 9 ] [ 10 ] Шестая и последняя часть хоральной кантаты Баха Liebster Gott, wenn werd ich sterben? BWV 8 — это слегка переработанная версия четырехчастной постановки Веттера одноименного гимна , достаточно близкая к оригиналу Веттера, чтобы быть помеченной как поддельная в издании Bach-Werke-Verzeichnis 1998 года . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
БВВ | Бирнстил | Веттер | Заголовок |
---|---|---|---|
8/6 | 47 | 91 | Дорогой Бог, когда я умру? [ 15 ] [ 16 ] |
Старший брат. 201 | 15 | 35 | Ты, Князь мира, Господь Иисус Христос [ 17 ] |
Старший брат. 202 | 31 | 29 | У Бога есть Евангелие [ 18 ] |
Старший брат. 203 | 6 | 20 | Я поднимаю глаза [ 5 ] |
Старший брат. 204 | 18 | 5 | Ох печаль, ох горе [ 19 ] |
Второй том (1769 г.)
[ редактировать ]К.П.Э. Бах раскритиковал второй том Бирнштиля как полный ошибок в статье, опубликованной в Гамбурге в Staats- und Gelehrte Zeitung des Hamburgischen unpartheyeschen Correspondenten 30 мая 1769 года, в которой он также утверждал, что некоторые хоральные гармонизации, включенные в том, не был написан его отцом. [ 3 ]
Хоралы, опубликованные Breitkopf
[ редактировать ]
После смерти Кирнбергера в 1783 году К. П. Е. Бах стал редактором хоралов Брайткопфа, которые он затем опубликовал в четырех частях: [ 20 ]
- Том I (1784 г.): №№ 1–96.
- Том II (1785): № 97–194.
- Том. III (1786 г.): №№. 195–283
- Том IV (1787): №№ 283–370.
Поскольку число 283 использовалось дважды (последний номер тома III и первый номер тома IV), то коллекция фактически содержала 371 экземпляр. В сборнике также было несколько дублей (например, № 156 идентичен № 307): всего в нем 348 независимых гармонизаций. [ 21 ]
Прием: рукопись Дителя.
[ редактировать ]Коллекция Брайткопфа выдержала еще четыре издания и бесчисленное количество переизданий до 1897 года: [ 22 ]
- Издание Брейткопфа 1832 года.
- Издание Брейткопфа 1898 года.
Кроме того, были и другие исторические издания: [ 22 ]
- Фризское издание 1843 года.
- Издание Петерса 1850/1865 года.
- Издание Bach-Gesellschaft 1892 года.
- Оксфордское издание 1929 года.
- Петерсовское издание 1932 года.

Новая партитура 1831 года была отредактирована непосредственно Брайткопфом, только после этого он обратился к эксперту с просьбой предоставить предисловие и название. Выбор лейпцигского коллекционера музыки Карла Фердинанда Беккера последовал традиционным путем: бывший хорист Томанерской школы, который позже был назначен органистом Старой Петерскирхе в Лейпциге. Впоследствии Беккер, похоже, пожалел о своем решении. Критический комментарий Беккера на той сцене, органиста Лейпцигской Николаикирхе , был первым, в котором обсуждались рукописные источники, подготовленные Кирнбергером и К. П. Е. Бахом, хотя бы в общих чертах. [ 3 ]
Впоследствии Беккер, похоже, пожалел о своем решении. Новое издание четырехчастных хоровых гармонизаций было опубликовано в Лейпциге Робертом Фрейзе тремя частями, 1841–1843 гг., Не исключая собственного участия Беккера в издании 1831 года. Критический комментарий Беккера на той сцене, органиста Лейпцигской Николаикирхе, был первым, в котором обсуждались рукописные источники, подготовленные Кирнбергером и К. П. Е. Бахом, хотя бы в общих чертах. [ 3 ]
Задача подготовки подробного критического издания была впервые взята на себя Людвигом Эрком в его кропотливом двухтомном издании Петерса 1850 и 1865 годов. Его сравнение оригинальных рукописей и надежных копий с изданием Брейткопфа 1831 года было разрушительным, со многими примерами ошибок. . Однако Франц Вюлльнер , редактор Bach-Gesellschaft, ответственный за хоралы, счел, что Эрк зашел слишком далеко в своей критике и сам допустил ошибки. В издании 1784–1787 годов серьезных ошибок обнаружено не было. [ 3 ]
Издание Эрка Петерса все еще было доступно с исправленной версией Фридриха Сменда в 1932 году , которой он был не совсем доволен. По качеству он по-прежнему конкурировал с полным и практичным изданием Breitkopf, состоящим из 389 экземпляров ( Бернхард Фридрих Рихтер ). Тем не менее, на том этапе наиболее точным и научно полезным изданием было издание Чарльза Сэнфорда Терри , Clarendon Press , в 1929 году. [ 3 ]
Основываясь на десятилетиях знакомства с источниками четырехчастных хоралов, Сменд в своей книге «Бах-Ярбух» 1966 года значительно продвинул научное исследование источников, которые ранее находились в нестабильном состоянии после Филипа Спитты сообщения о потере рукописей. . Прежде всего, в 1964 году Питер Краузе обнаружил рукопись R 18 в Musikbibliothek des Stadt Leipzig, недостающий источник для томов III–IV издания 1784–1787 годов. [ 3 ]
Однако, несмотря на достоинства комментария Сменда, он подвергся критике, поскольку не совсем соответствует известным фактам. Предположения Сменда оцениваются в техническом редакционном отчете [здесь не обсуждаются]. Не выходя за рамки этого описания, сложную картину, лежащую в основе хоралов Баха, можно обрисовать несколькими штрихами. [ 3 ]
Согласно недавним данным, ни Марпург, ни CPE Бах-Эмануэль, ни Кирнбергер не имели приоритета перед главным собирателем четырехчастных хоралов Баха. Вместо этого эта честь выпала выпускнику Thomasschule zu Leipzig, неизвестному до начала 1960-х годов, одному из хористов, исполнявшим знаменитый «Проект хорошо назначенной церковной музыки» Баха 1730 года («Entwurf einer wohlbestallten Kirchenmusik»). [ 23 ] уже было известно От Альфреда Дюрра , что это был «Гаупткопист F». [ 24 ] Главный переписчик Баха в первой половине 1730-х годов, исполнявший, например, «Рождественскую ораторию». В 1981 году Андреас Глёкнер опознал переписчика как Иоганна Людвига Дителя (1713–1777), который учился в Thomasschule с 1727 по 1735 год, поступил в Лейпцигский университет в 1736 году и позже стал кантором в своем родном городе Фалькенхайне , к северо-востоку от Лейпцига. [ 3 ]
Тот факт, что рукопись «R 18» возникла таким образом, совершенно неоспорим: специальная нотная запись, водяные знаки, репертуар Рождественской оратории и точная датировка одного из последних скопированных хоралов — заключительной части кантаты». Was Gott micht mit die Zeit» ( BWV 14 ), составленный 30 января 1735 года и появившийся в рукописи как запись CXXIX. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Родился в 2012 году
- ^ Джонс 2007
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шульце 1983 .
- ^ «У рек водных Вавилон / Маленький ягненок идет и несет вину, BWV 267» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 11.03.2019.
- ^ Jump up to: а б «Я поднимаю глаза, BWV Anh. 203 / Anh. II 31→» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 07.07.2018.
- ^ Сменд 1966 .
- ^ Вачовски 1983 , стр. 54–55.
- ^ Веттер 1713 .
- ^ Вачовски 1983 , стр. 55.
- ^ Платен 1976 .
- ^ Дорогой Бог, когда я умру [1-я версия] BWV 8.1 в Bach Digital .
- ^ Так сколько же существует четырехголосных хоралов Баха? на сайте Люка Дана www
.bach-хоралы .com (2018) - ^ Дюрр и Кобаяши 1998 , с. 468.
- ^ Спитта 1899 , II, стр. 431 – 432 .
- ^ BWV 8.6 (= BWV 8/6) на сайте Люка Дана www
.bach-хоралы .com (2019) - ^ Дорогой Бог, когда я умру BWV 8/6 в Bach Digital ?
- ^ «Du Friedefürst, Herr Jesu Christ, BWV Anh. 201 / Anh. II 31 →» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 07.07.2018.
- ^ «У Бога есть Евангелие, BWV Anh. 202 / Anh. II 31 →» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 07.07.2018.
- ^ «О печаль, о горе, BWV Anh. 204 / Anh. II 31 →» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 07.07.2018.
- ^ Вачовски 1983 , стр. 56–57.
- ^ Дюрр и Кобаяши 1998 , с. 285.
- ^ Jump up to: а б Вачовски 1983 .
- ^ Вольф, Кристоф (2002), Иоганн Себастьян Бах: образованный музыкант , Oxford University Press , ISBN 0-19-924884-2
- ^ Дюрр, Альфред (1957). «К хронологии лейпцигских вокальных произведений И. С. Баха». Ежегодник Баха (на немецком языке). 44 :5–162. дои : 10.13141/bjb.v19571520 .
Источники
[ редактировать ]- «Дорогой Бог, когда я умру [1-я версия] BWV 8.1» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 08.04.2020.
- «Дорогой Бог, когда я умру BWV 8/6» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 22 мая 2019 г.
- Дэвид, Ганс Теодор; Мендель, Артур; Вольф, Кристоф (1999). Новый читатель Баха: жизнь Иоганна Себастьяна Баха в письмах и документах . WW Нортон. ISBN 9780393319569 .
- Дирст, Мэтью (2012). «Изобретая хорал Баха». Привлечение Баха: клавишное наследие от Марпурга до Мендельсона . Музыкальное исполнение и прием. Издательство Кембриджского университета . стр. 34–54. ISBN 978-0521651608 .
- Дирст, Мэтью (2017). «Ранние посмертные опубликованные издания». В Ливере, Робин А. (ред.). Научный сотрудник Routledge Иоганна Себастьяна Баха . Тейлор и Фрэнсис. стр. 464–474. ISBN 9781409417903 .
- Дюрр, Альфред ; Кобаяши, Ёситаке, ред. (1998). Каталог сочинений Баха: маленькое издание - по 2-му изданию Вольфганга Шмидера [ Каталог сочинений Баха: маленькое издание - по 2-му изданию Вольфганга Шмидера ] (на немецком языке). Кирстен Байсвенгер (соавтор). ( БВВ 2а ред.). Висбаден: Breitkopf & Härtel . ISBN 9783765102493 . Предисловие на английском и немецком языках.
- Джерольд, Беверли (2012). «Иоганн Филипп Кирнбергер против Фридриха Вильгельма Марпурга: переоценка» (PDF) . Голландский журнал теории музыки : 91–108.
- Джерольд, Беверли (2013). «Иоганн Филипп Кирнбергер и авторство» . Примечания . 69 (4). Ассоциация музыкальных библиотек: 688–705. дои : 10.1353/not.2013.0064 . S2CID 162055740 .
- Джерольд, Беверли (2014). «Иоганн Филипп Кирнбергер и хоральная обстановка Баха». Бах . 45 (1). Институт Рименшнейдера Баха: 34–43. JSTOR 43489889 .
- Джонс, Ричард Дуглас (2007), Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха: Музыка для наслаждения духа, Том 1: 1695–1717 , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-816440-1
- Платен, Эмиль [на немецком языке] (1976). «О подлинности некоторых хоральных постановок Иоганна Себастьяна Баха» . В Шульце, Ханс-Иоахим ; Вольф, Кристоф (ред.). Ежегодник Баха 1975 [ Ежегодник Баха 1975 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 61. Новое Баховское общество . Берлин: Evangelische Verlagsanstalt . стр. 50–62. дои : 10.13141/bjb.v1975 .
- Шульце, Ханс-Иоахим (1983). « 150 пьес из поместья Баха»: о передаче четырехголосных хоралов Иоганна Себастьяна Баха» . В Шульце, Ханс-Иоахим ; Вольф, Кристоф (ред.). Ежегодник Баха 1983 [ Ежегодник Баха 1983 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 69. Новое Баховское общество . Берлин: Evangelische Verlagsanstalt . стр. 81–100. дои : 10.13141/bjb.v1983 . ISSN 0084-7682 .
- Шульце, Ханс-Иоахим (1996). «Вокальные произведения И. С. Баха в нетематических каталогах Breitkopf 1761–1836 годов». У Джорджа Б. Стауффера (ред.). И. С. Бах, Брейткопфы и музыкальная торговля XVIII века . Перспективы Баха. Том. 2. Издательство Университета Небраски . стр. 35–52. ISBN 0803210442 .
- Сменд, Фридрих [на немецком языке] (1966). «О старейших сборниках четырехголосных хоралов И. С. Баха» . Ин Дюрр, Альфред ; Нойманн, Вернер (ред.). Ежегодник Баха 1966 [ Ежегодник Баха 1966 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 52. Новое Баховское общество . Берлин: Evangelische Verlagsanstalt . стр. 5–40. дои : 10.13141/bjb.v1966 .
- Спитта, Филипп (1899). Иоганн Себастьян Бах: его творчество и влияние на музыку Германии, 1685–1750 гг . Перевод Белла, Клары ; Фуллер Мейтленд, Джон Александр . Новелло и Ко .
- Веттер, Дэниел (1713). Музыкальная церковь и домашние удовольствия (на немецком языке). Том 2. Лейпциг. OCLC 857536916 .
- Вачовски, Герд [на немецком языке] (1983). «Четырехчастные хоралы Иоганна Себастьяна Баха: исследование печатных изданий с 1765 по 1732 год и вопрос подлинности». В Шульце, Ханс-Иоахим ; Вольф, Кристоф (ред.). Ежегодник Баха 1983 [ Ежегодник Баха 1983 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 69. Новое Баховское общество . Берлин: Evangelische Verlagsanstalt . стр. 51–79. дои : 10.13141/bjb.v1983 . ISSN 0084-7682 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бирнстил, Vol. 1 (1765) - Бирнстил Том. 2 (1769 г.) : факсимиле на веб-сайте Боннского университета .
- 371 Четырехчастные хоровые песни : Breitkopf edition Vol. 1–4 (1784–1787), факсимиле в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.