Смертельная ловушка (сюжетный ход)
— Смертельная ловушка это литературный и драматический сюжетный прием , в котором злодей , захвативший героя или другого симпатизирующего ему персонажа, пытается использовать сложный, невероятный и обычно садистский метод их убийства .
Его часто используют как средство создать драматическое напряжение в истории и заставить злодея раскрыть герою важную информацию, будучи уверенным, что герой вскоре не сможет ею воспользоваться. Это также может быть средством продемонстрировать находчивость героя в побеге или изобретательность писателя в разработке спасения в последнюю минуту или deus ex machina .
История
[ редактировать ]Считается, что этот сюжетный прием был популяризирован благодаря киносериалам XIX века и театральным мелодрамам . Хорошо известным примером является клише о злодее, крутящем усы, который оставляет героиню привязанной к железнодорожным путям. Его использование в сериях фильмов о Джеймсе Бонде и историях о супергероях хорошо известно.
Известные примеры
[ редактировать ]- Большой палец инженера ( история Шерлока Холмса ): инженер Виктор Хазерли заперт внутри гидравлического пресса, который раздавит его в кашу.
- Способ побега: женщина, работающая на злодеев, но не разделяющая их преступной безжалостности, в последний момент открывает боковую панель, позволяя Хэзерли сбежать.
- В поисках утраченного ковчега : запечатывание Индианы Джонса и Мэрион в Колодце душ
- Способ побега: Увидев возможный вход в туннель, Джонс забрался на статую и опрокинул ее к стене, чтобы создать вход в проход, ведущий наружу.
- «Живи и дай умереть» : Доктор Кананга и его миньон привязывают Джеймса Бонда и Пасьянса к платформе, чтобы их опустили в бассейн, кишащий акулами, и съели заживо.
- Метод побега: Незаметно для злодеев Бонд активирует функцию роторной пилы своих часов , чтобы прорваться через его ограничения, освободиться и атаковать Канангу.
- Голдфингер : Джеймс Бонд прикован к столу, и циркулярная пила ( лазер в фильме ) приближается, чтобы разрезать его пополам. В отличие от многих сценариев смертельной ловушки, Бонд остается под постоянным наблюдением и не использует (или не имеет) никаких устройств или посторонней помощи для побега.
- Способ побега: В оригинальном романе Бонд теряет сознание, срывая план Голдфингера заставить его страдать, в результате чего злодей отменяет неминуемую кончину. В фильме Бонд блефует Голдфингером и убеждает его, что его замена «008» также знает о планах Голдфингера и что смерть Бонда немедленно вызовет его для расследования, поэтому Голдфингер решает не рисковать, что на место происшествия появится другой шпион и вмешается. , чего он может избежать, удерживая Бонда в плену.
- » Эдгара Аллана По « Яма и маятник : Неназванный персонаж оказывается привязанным к большой плите под маятником с лезвиями, который медленно опускается к нему, пока качается, с намерением пронзить его грудь.
- Способ побега: Персонаж заманивает крыс на верёвки куском мяса. Они перегрызают веревки, позволяя ему сбежать до того, как маятник сможет его разрезать.
- В мультфильме «Дадли До-Право» злодей Снайдли Уиплаш (пародия на стереотипного злодея из «киносериалов») связал Нелл Фенвик на конвейерной ленте настольной пилы. Рассказчик (Пол Фрис) отметил: «К счастью, ремень нуждался в смазке, поэтому поездка была медленной». По прошествии времени, по ходу истории, это фактически заняло несколько часов.
- 1960-х годов Телесериал «Бэтмен» обычно состоял из двухсерийных эпизодов, в которых в качестве захватывающего сюжета использовалась причудливая смертельная ловушка .
- Пример: Джокер ловит Dynamic Duo без использования служебных ремней на дне промышленной дымовой трубы и начинает постепенно наполнять ее смертельным газом тяжелее воздуха.
- Метод побега: пара сцепляет локти и прижимается спиной друг к другу, чтобы подняться по дымовой трубе к верхнему отверстию и безопасно спуститься по поддерживающему тросу на землю.
- Пример: Джокер ловит Dynamic Duo без использования служебных ремней на дне промышленной дымовой трубы и начинает постепенно наполнять ее смертельным газом тяжелее воздуха.
- Конечный пункт назначения : Сюжет сериала вращается вокруг нескольких человек, переживших катастрофу, потому что один из них предчувствовал ее. При этом выжившие обманули Смерть, злобную и невидимую силу, которая расставляет смертельные ловушки, чтобы убить выживших в том порядке, в котором они первоначально умерли.
- Братья Венчур : Доктор Венчур в «Побеге в дом мумий», часть 2. Он описал ловушку, в которой находился, как «медленнее, чем стены с шипами в доме с привидениями, но не так медленно, как стены с шипами злого ученого».
- Метод побега: Магия, заставляющая стены остановиться. Вторичная, ранее неизвестная ловушка с кипящим маслом вышла из строя, когда приспешник перепутал ее с «Горячей вуалью », которую нагревали в сушилке для одежды.
- «Опасности Пенелопы Питстоп» всегда включали в себя невероятные смертельные ловушки, обычно расставляемые Когтем с капюшоном .
- Диснеевский «Великий мышиный сыщик» : Рэтиган связывает Бэзила и Доусона в сложной мышеловке и рассказывает им о своем заговоре с целью убить королеву. Затем он уходит, чтобы увидеть, как разворачивается его план, предполагая, что они скоро умрут.
- Метод побега: Бэзил активирует мышеловку, в которой он и Доусон оказались в ловушке, ловя мяч, который должен был их раздавить, и запуская цепную реакцию, которая мешает всем остальным аспектам ловушки.
- «Пила» : Сюжет сериала вращается вокруг Убийцы-Пилы, неизлечимо больного линчевателя, который похищает своих жертв и помещает их в сложные ловушки, чтобы проверить их решимость и заставить их оценить ценность жизни.
- Снеговик : Ракель, возлюбленная Гарри Хоула , вынуждена сидеть на быстро тающем снеговике; когда он расплавится, она упадет, и острая как бритва проволока на ее шее обезглавит ее.
- Способ побега: Гарри прибывает на место происшествия и в самый последний момент вытаскивает Ракель, заплатив приемлемую цену: проволока отрезает ему один из пальцев.
- Ты следующий : один из методов, используемых убийцами, включает использование смертельной ловушки на основе гароты. Героиня также устраивает смертельную ловушку, чтобы защитить себя от убийц, но в финале она случайно убивает полицейского, прибывшего спасти ее.
Более простой вариант смертельной ловушки — речь злодея , также известная как монолог . Злодей, схватив героя или другую жертву, произносит длинную речь, насмехаясь и насмехаясь над своей жертвой, рассуждая о том, как эта жертва скоро умрет, и вспоминая, как он так долго пытался убить свою жертву и теперь собирается ее убить. пожинать плоды. Злодеи также могут раскрывать подробности своих злых заговоров на том основании, что жертва умрет немедленно, и злодей часто считает, что их жертва заслуживает знать. Эта речь, произносимая, когда злодей мог просто убить жертву за считанные секунды, неизменно используется, чтобы дать другому персонажу время прийти и спасти жертву или чтобы жертва сбежала. В «Суперсемейке » (в которых использовался термин «монолог») мистер Невероятный и Фрозон нападали на злодеев в середине их речей (мистер Невероятный нападает на Синдрома , а Фрозон упоминается как напавший на барона фон Безжалостного за кадром). В литературном смысле злодейская речь употребляется также как форма экспозиция .
Даже в относительно реалистичных историях злодеям часто требуется время, чтобы сказать что-нибудь содержательное, прежде чем прикончить жертву. Антагонист часто оставлял жертву умирать, пока она совершала свой злой план. Это повторяется в фильме «2001 — Космическая одиссея» , когда суперкомпьютер Хэл, уверенный, что Дэйв скоро погибнет за пределами корабля, сообщает ему, что собирается взять на себя управление экспедицией, а затем провожает Дэйва категоричным замечанием: «Это разговор больше не может иметь никакой значимой цели — до свидания!». Дэйву удается проникнуть внутрь и убить Хэла.
Подделки
[ редактировать ]Концепция смертельной ловушки/монолога присутствует во многих сатирах .
- Смертельные ловушки часто подделывались в фильмах об Остине Пауэрсе , включая копию смертельной ловушки Джеймса Бонда «В воде, кишащей акулами». Впервые это представлено как «ситуация, которой легко избежать, связанная с чрезмерно сложной и экзотической смертью», когда Остин помещен на платформу над бассейном (который Доктор Зло называет «неоправданно медленным механизмом погружения»). Из ловушки можно выбраться, раскачиваясь на захвате из зубной нити. вспыльчивый мутантный Поскольку предполагаемые акулы с лазерными лучами были недоступны из-за сложностей международного права в отношении исчезающих видов (к большому разочарованию доктора Зла), вместо них используется сибас. В рамках пародии Скотт Зло, сын Доктора Зла, настаивает на том, что смертельная ловушка бессмысленна и что они могли бы просто застрелить их из пистолета, который находится неподалеку, и кричит на своего отца за дальнейшую некомпетентность, заключающуюся в том, что он оставил их в покое. Доктор Зло отвечает, что не наблюдать за убийством, а предположить, что оно прошло хорошо, имеет смысл.
- В ситкоме «Блэкэддер» принц Эдмунд захвачен своим заклятым врагом Ястребом, который привязывает его к стулу, который за шестьдесят секунд изуродует его различными способами. Друзьям Эдмунда, Болдрику и Перси , удается отравить Ястреба и его последователей, но во время празднования этой маловероятной победы время истекает, и Эдмунд ужасно страдает от механизмов кресла, хотя и не смертельно (он умирает, выпив то самое отравленное вино что убило Ястреба, а позже и королевскую семью). В другом эпизоде Лорд Флэшхарт сталкивается со злодеем, который начинает злую злодейскую речь. Однако вместо того, чтобы ждать, пока он закончит, Флэшхарт просто стреляет в него без предупреждения.
- «Проклятие острова обезьян» высмеивает это клише. Злодей ЛеЧак после поимки Гайбраша Трипвуда настаивает на том, чтобы рассказать ему о своих планах, прежде чем казнить его. Благодаря этому диалогу игроку предоставляется интересная предыстория, связывающая игры. Гайбраш оказывает ему услугу, выслушав, но через некоторое время ему так скучно, что он отказывается больше слушать, даже если ЛеЧак умоляет продолжить.
- Знаменитая фраза из «Хранителей» , в которой персонаж Озимандиас не торопится и подробно объясняет, как он безвозвратно приведет в действие свой план, а затем, намеренно искажая монологи суперзлодеев, объясняет: « Дэн , я не республиканец» . серийный злодей, я сделал это тридцать пять минут назад».
- В эпизоде «Симпсонов» « Ты двигаешься только дважды », который обычно имитирует клише злодеев Бонда, суперзлодей / великий босс Хэнк Скорпион привязал «мистера Бонта» к столу с помощью лазера в стиле Голдфингера. Бонту удается сбежать, но Гомер схватил его. Приспешники Скорпиона тут же стреляют в Бонта.
- Некоторые воплощения Списка Злых Повелителей указывают на непрактичность смертельных ловушек. Некоторые примеры включают в себя обеспечение того, чтобы смертельная ловушка имела очень маленькое расчетное время смерти или такие строки, как «Стрельба НЕ слишком хороша для моих врагов».
- Сезон 5, эпизод 8 классического анимационного сериала « Флинстоуны » под названием « Доктор Синистер » пародировал сериал о Джеймсе Бонде («Джеймс Бондрок») и показывал, среди других смертельных ловушек, Фреда и Барни, привязанных к плите с помощью медленно опускающегося маятника с лезвием. в духе « Ямы и маятника » По. Дуэт убегает, когда Барни поднимает связанные руки и лезвие разрезает его путы. Затем он развязывает себя и освобождает Фреда, прежде чем последний удар разрезает плиту пополам.