Jump to content

Копенгагенская школа (лингвистика)

Копенгагенская школа — группа ученых, занимающихся изучением лингвистики , сосредоточенная вокруг Луи Ельмслева (1899–1965) и Лингвистического кружка Копенгагена ( французский : Cercle Linguistique de Copenhague , датский : Lingvistkredsen ), основанного им и Вигго Брондалем ( 1887–1942). [1] : 160  В середине ХХ в. Копенгагенская школа была одним из важнейших центров лингвистического структурализма наряду с Женевской школой и Пражской школой . В конце 20-го и начале 21-го века Копенгагенская школа перешла от чисто структурного подхода к лингвистике к функционалистскому подходу, датской функциональной лингвистике , которая, тем не менее, включает в себя многие идеи основателей Лингвистического кружка Копенгагена.

Копенгагенская школа лингвистики развивалась вокруг Луи Ельмслева и его развивающейся теории языка , глоссематики . Вместе с Вигго Брондалем он основал Лингвистический центр Копенгага в 1931 году. [2] группа лингвистов по образцу Пражского лингвистического кружка . Внутри кружка идеи Брондаля и Ельмслева не всегда были совместимы. подход Ельмслева Более формалистический привлек группу последователей, главными из которых были Ханс Йорген Ульдалл и Эли Фишер-Йоргенсен , которые стремились применить абстрактные идеи Ельмслева о природе языка к анализу реальных лингвистических данных. [3]

Целью Ельмслева было создать основу для понимания общения как формальной системы, и важной частью этого была разработка точной терминологии для описания различных частей языковых систем и их взаимосвязи. Основная теоретическая основа, получившая название « Глоссематика », была заложена в двух основных работах Ельмслева: «Пролегомены к теории языка» и «Краткое изложение теории языка». Однако, поскольку смерть Ельмслева в 1965 году оставила его теории в основном на программном уровне, группа, сформировавшаяся вокруг Ельмслева и его глоссематической теории, распалась - хотя Копенгагенский лингвистический кружок продолжал существовать, он на самом деле не был «школой», объединенной общей теоретические перспективы.

В 1989 году группа членов Копенгагенского лингвистического кружка, вдохновленная достижениями когнитивной лингвистики и функционалистскими теориями Саймона К. Дика, основала Школу датской функциональной грамматики, стремясь объединить идеи Ельмслева и Брондаля и других важных датских ученых. такие лингвисты, как Пауль Дидерихсен и Отто Йесперсен, с современной функциональной лингвистикой. Среди выдающихся представителей этого нового поколения Копенгагенской школы лингвистики были Питер Хардер , Элизабет Энгберг-Педерсен , Франс Грегерсен , Уна Кангер и Майкл Фортескью . Основной работой школы является Dansk Funktionel Grammatik (Датская функциональная грамматика) Хардера (2006). Среди последних разработок школы — «Прагматика функционального дискурса» Оле Недергаарда Томсена . Далее два этапа Копенгагенской школы будут описаны как 1. Глоссематическая школа и 2. Датская функциональная лингвистика.

Глоссематическая школа

[ редактировать ]

Брондал подчеркивал, что формальные свойства системы следует держать отдельно от ее содержания. Соответственно, Ельмслев, как ключевая фигура Копенгагенской школы 1930-х годов, представил формальный лингвистический фундамент, который позже был известен как глоссематика (двойная двойственность языкового знака). Вместе с Хансом Йоргеном Ульдаллом он сформулировал свою лингвистическую теорию как попытку проанализировать выражение (фонетику и грамматику) и значение языка на последовательной основе. Он предполагал, что язык не является единственным инструментом общения (ср. общение глухих), и его интересовала общая теория знаков общения, семиотика или семиология .

Глоссематическая школа больше, чем другие школы, ссылалась на учение Соссюра , хотя во многих аспектах она была связана с более старыми традициями. Таким образом, он еще раз попытался объединить логику и грамматику. Во всяком случае, Ельмслев взял на вооружение психологическую интерпретацию языкового знака и тем самым расширил свое изучение знака дальше, чем язык как таковой.

Основные идеи школы:

  • Язык состоит из содержания и выражения.
  • Язык состоит из последовательности и системы.
  • Содержание и выражение связаны между собой коммутацией.
  • В преемственности и системе существуют определенные отношения.
  • Между содержанием и выражением нет однозначных корреспондентов, но знаки можно разделить на более мелкие компоненты.

Копенгагенская школа даже больше, чем Соссюр, заинтересована в языке , а не в условно-досрочном освобождении . В чистом виде он представлял идею о том, что язык — это форма, а не субстанция. Он изучал реляционную систему внутри языка на более высоком уровне абстракции.

Журнал лингвистики Hafniensia

[ редактировать ]

Acta Linguistica Hafniensia академический журнал, издаваемый в сотрудничестве с Лингвистическим кружком Копенгагена. [4] Оно было основано в 1939 году Вигго Брондалем и Луи Ельмслевом и первоначально было сосредоточено на структурной лингвистике . [5] Среди редакторов были Питер Хардер , Хартмут Хаберланд и Ларс Хелтофт . [6]

Датская функциональная лингвистика

[ редактировать ]

Школа датской функциональной лингвистики (DFL) была создана в попытке объединить современную функциональную грамматику и когнитивную лингвистику с лучшими идеями и концепциями более ранней структуралистской школы. Подобно Ельмслеву и Соссюру, этот подход настаивает на базовом структурном разделении коммуникации на планах содержания и выражения. [7] Подобно Саймону Дику и грамматикам-функционалистам, датские функционалисты также настаивают на том, что язык, по сути, является средством общения между людьми и лучше всего понимается и анализируется через его коммуникативную функцию. При анализе языковых высказываний содержательный и экспрессивный планы анализируются отдельно, при этом план выражения анализируется традиционными структурными методами, а содержательный план анализируется преимущественно методами семантики и прагматики . Однако предполагается, что структуры на плоскости выражения отражают структуры на плоскости содержания. Это можно увидеть в параллелизме между структурой датских предложений, описанной структурно-синтаксической моделью Пола Дидерихсена, разделяющей высказывания на три основных поля: основное поле, связующее поле и поле содержания; и прагматическая структура высказываний, которая часто использует базовое поле для дискурсивных прагматических функций, связующее поле для иллокутивных функций и поле содержания для языкового сообщения. Датские функционалисты предполагают, что высказывание следует анализировать не от минимальных единиц и выше, а скорее от максимальных единиц и ниже, поскольку говорящие начинают построение высказывания с выбора того, что сказать в данной ситуации, а затем с выбора слов, которые нужно сказать. употребление и, наконец, построение предложения с помощью звуков.

Пример двупланового анализа приведен ниже при анализе высказывания «Книга давно никем не читалась». Плоскость выражения состоит из «книги», которая представляет собой именное словосочетание с определителем, личный глагол с отрицательным наречием «не имеет» и пассивную глагольную фразу «было прочитано» с агентом «кем-либо» и временем. наречие «на какое-то время». В плане содержания «книга» выполняет функцию темы высказывания, того, о чем идет речь в предложении и что связывает ее с более широким дискурсом, функция «не имеет» состоит в том, чтобы констатировать иллокутивную силу повествовательного высказывания. , а предикатом является сообщение «никем какое-то время не читалось», которое предназначено для передачи.

Высказывание: Книга не имеет уже давно кем-то прочитано.
Выражение Определитель/существительное Связь: непереходный глагол/настоящее время/отрицание. Пассивный глагол/Агент/Наречие времени
Содержание Тема - известная информация Декларативная иллокутивная сила Предикат: для чтения/Спецификатор: кем угодно/Временные рамки: на некоторое время

Примером описательной работы в рамках датской функциональной лингвистики является грамматика датского языка Эрика Хансена и Ларса Хелтофта 2011 года «Grammatik over det Danske Sprog» («Грамматика датского языка»). [8]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сёрен, Питер AM (1998). Западная лингвистика: историческое введение . Уайли-Блэквелл. дои : 10.1002/9781444307467 . ISBN  9781444307467 .
  2. ^ МакГи, Хайди (24 сентября 2021 г.). «90-летие лингвистического кружка и проект Инфраструктурализм» (на датском языке). Лингоблог.дк . Проверено 9 апреля 2022 г.
  3. ^ Бернд Кортманн, Йохан ван дер Аувера. 2011. Языки и лингвистика Европы: комплексное руководство, том 2, Вальтер де Грюйтер, стр. 833-834.
  4. ^ «Цели и объем Acta Linguistica Hafniensia» . Тейлор и Фрэнсис . Проверено 13 сентября 2023 г.
  5. ^ «Acta Linguistica Hafniensia – Большая норвежская энциклопедия» . Большая норвежская энциклопедия (на норвежском языке). 2020-11-23 . Проверено 13 сентября 2023 г.
  6. ^ «Лингвистический журнал Hafniensia» (на датском языке). Университет Копенгагена. 30 января 2023 г. Проверено 13 сентября 2023 г.
  7. ^ Энгберг-Педерсен и др. 1996 с. vii «Функционалистский подход предполагает концепцию языка как соответствия содержания, которое может быть передано с помощью выразительных средств языка. То есть вместо того, чтобы рассматривать язык метафорически как горизонтальные уровни, один из которых помещен поверх другого, мы возвращаемся к основное соссюровское представление о том, что языки имеют два плана: план выражения и план содержания».
  8. ^ Хансен, Эрик; Хелтофт, Ларс (2011). Грамматика датского языка (1-е изд.). Оденсе: Издательство Южно-Датского университета. ISBN  9788775330089 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Хардер, Питер (2006): « Функциональная лингвистика — на примере датской функциональной лингвистики ». Нью-Йорк 34/35. 92-130. (Мультиверс. Академическое издательство.)
  • Сложнее, Питер. Датская функциональная лингвистика: введение . [1] (на датском языке)
  • Энгберг-Педерсен, Элизабет; Майкл Фортескью ; Питер Хардер ; Ларс Хелтофт; Лисбет Фальстер Якобсен (ред.). (1996) Содержание, выражение и структура: исследования датской функциональной грамматики . Издательство Джона Бенджамина.
  • Сложнее, Питер. (1996) Функциональная семантика: теория значения, структуры и времени в английском языке . (Тенденции в лингвистике: Исследования и монографии 87). Берлин/Нью-Йорк: Мутон де Грюйтер.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c1795fb8841ea8c3d1f7ae87e22618d__1719318420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/8d/3c1795fb8841ea8c3d1f7ae87e22618d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Copenhagen School (linguistics) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)