Копенгагенская школа (лингвистика)
Эта статья включает список использованной литературы , связанной литературы или внешних ссылок , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Октябрь 2023 г. ) |
Копенгагенская школа — группа ученых, занимающихся изучением лингвистики , сосредоточенная вокруг Луи Ельмслева (1899–1965) и Лингвистического кружка Копенгагена ( французский : Cercle Linguistique de Copenhague , датский : Lingvistkredsen ), основанного им и Вигго Брондалем ( 1887–1942). [1] : 160 В середине ХХ в. Копенгагенская школа была одним из важнейших центров лингвистического структурализма наряду с Женевской школой и Пражской школой . В конце 20-го и начале 21-го века Копенгагенская школа перешла от чисто структурного подхода к лингвистике к функционалистскому подходу, датской функциональной лингвистике , которая, тем не менее, включает в себя многие идеи основателей Лингвистического кружка Копенгагена.
История
[ редактировать ]Копенгагенская школа лингвистики развивалась вокруг Луи Ельмслева и его развивающейся теории языка , глоссематики . Вместе с Вигго Брондалем он основал Лингвистический центр Копенгага в 1931 году. [2] группа лингвистов по образцу Пражского лингвистического кружка . Внутри кружка идеи Брондаля и Ельмслева не всегда были совместимы. подход Ельмслева Более формалистический привлек группу последователей, главными из которых были Ханс Йорген Ульдалл и Эли Фишер-Йоргенсен , которые стремились применить абстрактные идеи Ельмслева о природе языка к анализу реальных лингвистических данных. [3]
Целью Ельмслева было создать основу для понимания общения как формальной системы, и важной частью этого была разработка точной терминологии для описания различных частей языковых систем и их взаимосвязи. Основная теоретическая основа, получившая название « Глоссематика », была заложена в двух основных работах Ельмслева: «Пролегомены к теории языка» и «Краткое изложение теории языка». Однако, поскольку смерть Ельмслева в 1965 году оставила его теории в основном на программном уровне, группа, сформировавшаяся вокруг Ельмслева и его глоссематической теории, распалась - хотя Копенгагенский лингвистический кружок продолжал существовать, он на самом деле не был «школой», объединенной общей теоретические перспективы.
В 1989 году группа членов Копенгагенского лингвистического кружка, вдохновленная достижениями когнитивной лингвистики и функционалистскими теориями Саймона К. Дика, основала Школу датской функциональной грамматики, стремясь объединить идеи Ельмслева и Брондаля и других важных датских ученых. такие лингвисты, как Пауль Дидерихсен и Отто Йесперсен, с современной функциональной лингвистикой. Среди выдающихся представителей этого нового поколения Копенгагенской школы лингвистики были Питер Хардер , Элизабет Энгберг-Педерсен , Франс Грегерсен , Уна Кангер и Майкл Фортескью . Основной работой школы является Dansk Funktionel Grammatik (Датская функциональная грамматика) Хардера (2006). Среди последних разработок школы — «Прагматика функционального дискурса» Оле Недергаарда Томсена . Далее два этапа Копенгагенской школы будут описаны как 1. Глоссематическая школа и 2. Датская функциональная лингвистика.
Глоссематическая школа
[ редактировать ]Брондал подчеркивал, что формальные свойства системы следует держать отдельно от ее содержания. Соответственно, Ельмслев, как ключевая фигура Копенгагенской школы 1930-х годов, представил формальный лингвистический фундамент, который позже был известен как глоссематика (двойная двойственность языкового знака). Вместе с Хансом Йоргеном Ульдаллом он сформулировал свою лингвистическую теорию как попытку проанализировать выражение (фонетику и грамматику) и значение языка на последовательной основе. Он предполагал, что язык не является единственным инструментом общения (ср. общение глухих), и его интересовала общая теория знаков общения, семиотика или семиология .
Глоссематическая школа больше, чем другие школы, ссылалась на учение Соссюра , хотя во многих аспектах она была связана с более старыми традициями. Таким образом, он еще раз попытался объединить логику и грамматику. Во всяком случае, Ельмслев взял на вооружение психологическую интерпретацию языкового знака и тем самым расширил свое изучение знака дальше, чем язык как таковой.
Основные идеи школы:
- Язык состоит из содержания и выражения.
- Язык состоит из последовательности и системы.
- Содержание и выражение связаны между собой коммутацией.
- В преемственности и системе существуют определенные отношения.
- Между содержанием и выражением нет однозначных корреспондентов, но знаки можно разделить на более мелкие компоненты.
Копенгагенская школа даже больше, чем Соссюр, заинтересована в языке , а не в условно-досрочном освобождении . В чистом виде он представлял идею о том, что язык — это форма, а не субстанция. Он изучал реляционную систему внутри языка на более высоком уровне абстракции.
Журнал лингвистики Hafniensia
[ редактировать ]Acta Linguistica Hafniensia — академический журнал, издаваемый в сотрудничестве с Лингвистическим кружком Копенгагена. [4] Оно было основано в 1939 году Вигго Брондалем и Луи Ельмслевом и первоначально было сосредоточено на структурной лингвистике . [5] Среди редакторов были Питер Хардер , Хартмут Хаберланд и Ларс Хелтофт . [6]
Датская функциональная лингвистика
[ редактировать ]Школа датской функциональной лингвистики (DFL) была создана в попытке объединить современную функциональную грамматику и когнитивную лингвистику с лучшими идеями и концепциями более ранней структуралистской школы. Подобно Ельмслеву и Соссюру, этот подход настаивает на базовом структурном разделении коммуникации на планах содержания и выражения. [7] Подобно Саймону Дику и грамматикам-функционалистам, датские функционалисты также настаивают на том, что язык, по сути, является средством общения между людьми и лучше всего понимается и анализируется через его коммуникативную функцию. При анализе языковых высказываний содержательный и экспрессивный планы анализируются отдельно, при этом план выражения анализируется традиционными структурными методами, а содержательный план анализируется преимущественно методами семантики и прагматики . Однако предполагается, что структуры на плоскости выражения отражают структуры на плоскости содержания. Это можно увидеть в параллелизме между структурой датских предложений, описанной структурно-синтаксической моделью Пола Дидерихсена, разделяющей высказывания на три основных поля: основное поле, связующее поле и поле содержания; и прагматическая структура высказываний, которая часто использует базовое поле для дискурсивных прагматических функций, связующее поле для иллокутивных функций и поле содержания для языкового сообщения. Датские функционалисты предполагают, что высказывание следует анализировать не от минимальных единиц и выше, а скорее от максимальных единиц и ниже, поскольку говорящие начинают построение высказывания с выбора того, что сказать в данной ситуации, а затем с выбора слов, которые нужно сказать. употребление и, наконец, построение предложения с помощью звуков.
Пример двупланового анализа приведен ниже при анализе высказывания «Книга давно никем не читалась». Плоскость выражения состоит из «книги», которая представляет собой именное словосочетание с определителем, личный глагол с отрицательным наречием «не имеет» и пассивную глагольную фразу «было прочитано» с агентом «кем-либо» и временем. наречие «на какое-то время». В плане содержания «книга» выполняет функцию темы высказывания, того, о чем идет речь в предложении и что связывает ее с более широким дискурсом, функция «не имеет» состоит в том, чтобы констатировать иллокутивную силу повествовательного высказывания. , а предикатом является сообщение «никем какое-то время не читалось», которое предназначено для передачи.
Высказывание: | Книга | не имеет | уже давно кем-то прочитано. |
---|---|---|---|
Выражение | Определитель/существительное | Связь: непереходный глагол/настоящее время/отрицание. | Пассивный глагол/Агент/Наречие времени |
Содержание | Тема - известная информация | Декларативная иллокутивная сила | Предикат: для чтения/Спецификатор: кем угодно/Временные рамки: на некоторое время |
Примером описательной работы в рамках датской функциональной лингвистики является грамматика датского языка Эрика Хансена и Ларса Хелтофта 2011 года «Grammatik over det Danske Sprog» («Грамматика датского языка»). [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сёрен, Питер AM (1998). Западная лингвистика: историческое введение . Уайли-Блэквелл. дои : 10.1002/9781444307467 . ISBN 9781444307467 .
- ^ МакГи, Хайди (24 сентября 2021 г.). «90-летие лингвистического кружка и проект Инфраструктурализм» (на датском языке). Лингоблог.дк . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Бернд Кортманн, Йохан ван дер Аувера. 2011. Языки и лингвистика Европы: комплексное руководство, том 2, Вальтер де Грюйтер, стр. 833-834.
- ^ «Цели и объем Acta Linguistica Hafniensia» . Тейлор и Фрэнсис . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ «Acta Linguistica Hafniensia – Большая норвежская энциклопедия» . Большая норвежская энциклопедия (на норвежском языке). 2020-11-23 . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ «Лингвистический журнал Hafniensia» (на датском языке). Университет Копенгагена. 30 января 2023 г. Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ Энгберг-Педерсен и др. 1996 с. vii «Функционалистский подход предполагает концепцию языка как соответствия содержания, которое может быть передано с помощью выразительных средств языка. То есть вместо того, чтобы рассматривать язык метафорически как горизонтальные уровни, один из которых помещен поверх другого, мы возвращаемся к основное соссюровское представление о том, что языки имеют два плана: план выражения и план содержания».
- ^ Хансен, Эрик; Хелтофт, Ларс (2011). Грамматика датского языка (1-е изд.). Оденсе: Издательство Южно-Датского университета. ISBN 9788775330089 .
Библиография
[ редактировать ]- Хардер, Питер (2006): « Функциональная лингвистика — на примере датской функциональной лингвистики ». Нью-Йорк 34/35. 92-130. (Мультиверс. Академическое издательство.)
- Сложнее, Питер. Датская функциональная лингвистика: введение . [1] (на датском языке)
- Энгберг-Педерсен, Элизабет; Майкл Фортескью ; Питер Хардер ; Ларс Хелтофт; Лисбет Фальстер Якобсен (ред.). (1996) Содержание, выражение и структура: исследования датской функциональной грамматики . Издательство Джона Бенджамина.
- Сложнее, Питер. (1996) Функциональная семантика: теория значения, структуры и времени в английском языке . (Тенденции в лингвистике: Исследования и монографии 87). Берлин/Нью-Йорк: Мутон де Грюйтер.