Анри Рейндерс
Анри Рейндерс | |
---|---|
![]() | |
Заказы | |
Рукоположение | 1928 |
Личные данные | |
Рожденный | 24 октября 1903 г. |
Умер | 26 октября 1981 г. | ( 78 лет
Альма-матер | Католический университет Левена |

Анри Рейндерс (Дом Бруно) (24 октября 1903 — 26 октября 1981) был бельгийским священником , которому приписывают спасение 400 евреев во время Холокоста .
Ранняя жизнь и учеба
[ редактировать ]Анри Рейндерс был пятым из восьми детей в глубоко религиозной католической семье, принадлежавшей к высшему среднему классу. В возрасте семнадцати лет, закончив классическое изучение греческого и латыни в католической школе, он был принят в качестве послушника в бенедиктинское аббатство Мон-Сезар (ныне известное как аббатство Кейзерсберг ) в Левене , Бельгия. После успешного завершения послушничества в 1922 году Анри Рейндерсу было присвоено имя Дом Бруно . [ 1 ]
Следующие три года были посвящены изучению теологии и философии в Католическом университете Левена и в Атенеуме Святого Ансельма в Риме . Дом Бруно принял бенедиктинский постриг в Риме в 1925 году, обязавшись вести монашескую жизнь в Мон-Сезаре и подчиняться его настоятелю. Мон-Сезар был известен как «интеллектуальное аббатство», и Дому Бруно было разрешено завершить свое обучение, сосредоточившись на трудах святого Иринея второго века , отца церкви . Он был рукоположен в священники в 1928 году в Левене. [ 1 ] а три года спустя Левенский университет присвоил Дому Бруно степень доктора теологии.
Когда его попросили прочитать лекцию по богословским догматам общине Мон-Сезара, Дом Бруно оказался учителем-нонконформистом, к большому разочарованию своего более консервативного аббата. Обычно во время одной из своих лекций он излагал на рассмотрение взгляды Мартина Лютера . Его лекторские обязанности были сокращены, монах-индивидуалист получил новое назначение: наставник маленького сына герцога де Гиза , претендента на престол Франции , жившего в Бельгии. Вспоминая этот несчастный эпизод годы спустя, Дом Бруно со смехом воскликнул: «Я, анархист , обучаю принца!» [ 2 ] Со временем дом Бруно возобновил преподавание в своем монастыре и опубликовал статьи в изданиях, посвященных античному и средневековому богословию.
С одобрения настоятеля он много путешествовал по Бельгии и за ее пределами, посещая католические учреждения, чтобы читать лекции и обмениваться мнениями. Во время пребывания в гитлеровской Германии, читая лекции католической молодежи, он впервые стал свидетелем того, что он позже охарактеризовал как «шокирующую, отвратительную и тошнотворную» несправедливость и жестокость нацистского антисемитизма .
Во время учебы в Риме Дом Бруно познакомился и стал горячим сторонником скандального Дона Ламберта Бодуэна , основателя и настоятеля бенедиктинского монастыря Амай (позже переведенного в Шеветонь) в Бельгии. Дом Ламберт продвигал объединение всех христианских церквей, а также литургические реформы - идеи, которые позже были одобрены на II Ватиканском соборе , но не были полностью приняты католической церковью в то время. Следовательно, Дому Бруно было рекомендовано прекратить контакты с Шеветонь .
Вторая мировая война
[ редактировать ]После вторжения Германии в Польшу в 1939 году , которое спровоцировало Вторую мировую войну , Бельгия была мобилизована, и Дом Бруно был назначен капелланом 41-го артиллерийского полка. В мае следующего года немецкие войска захватили Бельгию. В ходе кампании он получил травму ноги и провел следующие шесть месяцев в лагерях для военнопленных в Вольфсбурге и Десселе , Германия, где продолжал оказывать религиозную и моральную поддержку своим сокамерникам. [ 1 ] После освобождения Дом Бруно вернулся в Мон-Сезар в оккупированной немцами Бельгии и возобновил свою преподавательскую деятельность.
Под влиянием своей враждебности к немецкой оккупации и нацизму Дом Бруно вступил в контакт с элементами бельгийского Сопротивления и помог бежать британским пилотам, сбитым над территорией Бельгии. В 1942 году нацистские власти начали собирать евреев в Бельгии для депортации в лагеря смерти. По приказу своего начальника дом Бруно отправился в деревню Ходбомонт, чтобы исполнять обязанности капеллана в доме для слепых. Вскоре священнику стало известно, что дом использовался как укрытие для нескольких еврейских взрослых и детей, которых привела туда группа христиан, выступавших против нацистской политики. Лидером группы был известный юрист Альберт ван ден Берг, с которым Дом Бруно стал близким соратником. Когда продолжать прятать евреев в этом месте стало небезопасно, дом закрыли, а его обитатели разошлись по другим местам. Дом Бруно вернулся на Мон-Сезар и посвятил себя исключительно поиску мест убежища для евреев.
Взяв на себя опасную миссию по спасению как можно большего числа евреев от депортации, Дом Бруно нашел поддержку среди собратьев-монахов Мон-Сезара, высших руководителей бельгийской церковной иерархии и даже нескольких членов семьи, включая своего молодого племянника Мишеля Рейндерса (который позже был посвящен в рыцари в Бельгии). Он построил подпольную сеть, установив контакты с рядом существующих групп сопротивления и лицами, аналогичным образом занимающимися спасательными работами. Некоторые из этих людей, в том числе ван ден Берг, поплатились жизнью за эту гуманитарную деятельность. Главными усилиями Дома Бруно были поиски семей и учреждений, готовых спрятать евреев, особенно еврейских детей, несмотря на очевидные риски. В этом он добился наибольшего успеха, обратившись к христианской вере и ценностям потенциальных клиентов. Следовательно, многие из сотрудничающих учреждений были католическими школами-интернатами, обычно действовавшими в стенах женских монастырей или монастырей. Дом Бруно лично сопровождал «своих детей» в их новые дома или перевозил их в новые места, чтобы предотвратить подозрения среди жителей деревни.
Праведный Среди народов |
---|
![]() |
По стране |
Он часто навещал этих детей, обеспечивая связь с их родителями, которые также скрывались, когда их не депортировали, как это часто случалось. Помимо строительства и эксплуатации своей «подземной железной дороги», Дом Бруно гарантировал, что его подопечным были предоставлены фальшивые документы, в том числе имена, звучащие нееврейски, и фальшивые продовольственные карточки, а также финансовая помощь спасателям. Эти логистические проблемы можно было решить только при добровольном, но рискованном сотрудничестве многочисленных городских чиновников, государственных служащих и щедрых доноров. Гестапо . узнало о деятельности отца Бруно и в 1944 году совершило набег на аббатство Мон-Сезар. К счастью, дом Бруно в это время отсутствовал После неудачного рейда монах скрылся, сменив свою одежду на гражданскую одежду и надев берет, чтобы скрыть постриг.
Один из монахов аббатства предоставил ему несколько искусно подделанных удостоверений личности. Часто пользуясь велосипедом и несмотря на последующие опасения, Дом Бруно продолжал свою опасную миссию милосердия на протяжении всего периода нацистской оккупации. [ 3 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]После освобождения Бельгии в сентябре 1944 года Дом Бруно помог детям воссоединиться с родителями или другими ближайшими родственниками. Проблемы возникли, когда представители еврейской общины выступили против попыток некоторых христиан усыновить осиротевших еврейских детей, тем более что многие из этих детей просили крещения в результате своего католического опыта. Во время нацистской оккупации Дом Бруно выступал против активного преобразования своих подопечных, но впоследствии занял позицию, согласно которой каждый случай следует оценивать индивидуально, при этом решающим фактором являются интересы ребенка.
Поскольку война против Германии все еще продолжалась, Дом Бруно вернулся в бельгийские вооруженные силы в качестве капеллана. В конце войны он ненадолго вернулся в Мон-Сезар, но по его приказу был переведен на пастырскую и просветительскую работу в других местах Бельгии, Франции и Рима. Больше не обремененный своей добровольной спасательной миссией во время войны, Дом Бруно возобновил изучение наследия святого Иринея и в 1954 году опубликовал исчерпывающий словарь по этому вопросу.
Привлеченный экуменическим духом аббатства Шеветон , где, будучи молодым священником, он стал учеником дона Ламбера Бодюэна, дом Бруно на протяжении многих лет просил об освобождении из общины Мон-Сезар, чтобы присоединиться к монахам в монастыре Мон-Сезар. Шеветон. Его настоятель неоднократно отклонял эту просьбу. Наконец, в 1968 году его желание было исполнено. Его последним активным назначением была должность викария в городе Оттиньи недалеко от Лувена, где он служил престарелым, больным и инвалидам. [ 3 ]
В 1964 году государство Израиль провозгласило Дом Бруно Рейндерса одним из « Праведников народов мира ». Эта честь удостоилась неевреев, которые рисковали своей жизнью, чтобы помочь евреям во время Холокоста. Его пригласили в Иерусалим, чтобы он стал свидетелем посадки дерева в его честь в Яд Вашем (Аллее праведников). Постепенное ухудшение болезни Паркинсона вынудило Дома Бруно уйти на пенсию в дом престарелых в 1975 году. Шесть лет спустя он получил серьезный перелом кости и не пережил операцию. Он был похоронен в своем любимом аббатстве Шеветонь.
Через десять лет после смерти отца Бруно в его честь была названа площадь в городе Оттиньи. Была установлена стела с надписью:
- Отец Бруно Рейндерс, бенедиктинец (1903–1981). Герой сопротивления. Рискуя своей жизнью спас около 400 евреев от нацистского варварства
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Левин, Менуча Чана. «Бельгийский священник, спасший 400 евреев», Aish.com, 7 августа 2018 г.
- ^ Левин, Менуча, Хана. «Дом Бруно из Бельгии: героический священник, спасший 400 жизней евреев», Jewish Press . 16 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ривера, Розетти. «Всемирный день гуманитарной помощи: 7 выдающихся гуманитарных работников, приехавших из Бельгии», Брюссельский экспресс , 19 августа 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Сопротивление - Отец Бруно Рейндерс, Йоханнес Блюм. Французская монография, содержащая документы, заметки, отзывы и фотографии. Опубликовано в июне 1993 года издательством «Les Carrefours de la Cité», 29b. Авеню Ген. Лартиг, 1200 Брюссель, Бельгия.
- «Путь праведников – неевреи, спасающие евреев во время Холокоста», Мордехай Палдиэль.
- Праведники - Невоспетые герои Холокоста сэра Мартина Гилберта.
- Вера под огнем: истории о надежде и мужестве времен Второй мировой войны , Стив Рэби
- Сравнительная лексика греческого текста и латинской, армянской и сирийской версий катафалков Adversus святого Иринея Бруно Рейндерса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Анри Рейндерс - его деятельность по спасению жизней евреев во время Холокоста , на Яд Вашем . сайте