Джироламо Белли
Джироламо Белли (1552 – ок. 1620) – итальянский композитор и музыкальный педагог эпохи позднего Возрождения . Он был тесно связан с Феррарской школой в 1580-х годах, ранее учился у Луццаско Луццаски , и был известен своим сочинением как мадригалов , так и духовной музыки .
Жизнь
[ редактировать ]Белли родился в Ардженте , городе к юго-востоку от Феррары , между Феррарой и Равенной , и получил некоторые уроки старинной музыки у Луццаски. В юности он отправился в Мантую , чтобы петь в частном придворном заведении герцога, а позже отправился в Рим . Где-то около 1580 года он отправился в Феррару, где при дворе семьи Эсте заведений конца XVI века, и там начал писать мадригалы в добарочном монодическом стиле располагалось одно из самых прогрессивных музыкальных Луццаски.
Очевидно, Белли пытался получить постоянную работу при дворе Феррары, но, похоже, ему это не удалось. В конце 1580-х годов он, возможно, снова работал на Гонзага в Мантуе, но если это так, то даты неизвестны. Большую часть оставшейся жизни он работал в Ардженте маэстро ди капелла и учителем музыки, но поскольку Арджента была относительной захолустью по сравнению с Феррарой, Венецией и другими городами региона, слава Белли так и не достигла славы многих его современники. Белли оставался связанным с Феррарой до своей смерти как член Академии дельи Интрепиди; однако после того, как Феррара была аннексирована Папской областью в 1597 году, музыкальная сцена там пришла в упадок, а ее авангардный характер угас. Белли, вероятно, умер в Ардженте около 1620 года.
Музыка
[ редактировать ]Белли писала как духовную, так и светскую музыку. В целом его духовная музыка выдержана в консервативном стиле, что соответствует годам, которые он провел в Риме, и находится под влиянием музыки тамошней римской школы ; его светская музыка, особенно мадригалы, выполнена в прогрессивном феррарском стиле, который предвещал музыкальное барокко. Большая часть его музыки, как духовной, так и светской, утеряна. Вся его музыка издавалась либо в Ферраре, либо в Венеции .
Духовная музыка Белли включает в себя настройки псалмов, Magnificats , Sacrae cantiones (священные песни, похожие на madrigali Spiritiori , но в случае Белли до 10 голосов) и утерянную книгу месс . Стилистически они одновременно контрапунктичны, в манере Палестрины , и иногда полихоральны , в манере венецианской школы , хотя и без богатого использования инструментального цвета и эффектов эха, характерных для музыки венецианцев.
Однако более известным, чем его духовная музыка, является его исполнение мадригалов в виртуозном феррарском стиле его учителя Луццаски. Он опубликовал пять сохранившихся книг мадригалов для пяти и шести голосов, а также книгу канцонетты для четырех голосов; однако по крайней мере семь книг мадригалов или подобных композиций были утеряны. Эти сочинения охватывают период с начала 1580-х годов (его первая публикация состоялась в Ферраре в 1583 году) до конца его жизни: его последней публикацией была девятая книга мадригалов для пяти голосов (или инструментов) в 1617 году в Венеции. В этой последней книге его долг перед Луццаски наиболее очевиден, поскольку четыре сочинения содержат обширные и признанные заимствования у его учителя.
Несколько мадригалов из утерянных книг Белли были скопированы Фрэнсисом Трегианом Младшим , предполагаемым переписчиком Фицуильямской Виргинальной книги , находясь в тюрьме в Англии; они сохранились в рукописи, хранящейся в Британской библиотеке ( GB-Lbl ).
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Иэн Фенлон: «Джироламо Белли», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 16 апреля 2006 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 978-0-393-09530-2