Альфонсо Картахенский
Альфонсо де Санта-Мария-де-Картахена (варианты: Альфонсо де Картахена , Алонсо де Картахена ; 1384 в Бургосе — 1456 в Вилласандино ) — еврей, принявший христианство , римско-католический епископ, дипломат , историк и писатель доренессансной Испании .
Биография
[ редактировать ]Альфонсо де Картахена был вторым сыном раввина Павла Бургосского , который обратился из иудаизма в христианство в 1390 году. В то же время были крещены Альфонсо и его четыре брата, одна сестра и два дяди. Его мать, однако, не была. , «была великим юристом в области канонического и гражданского права» Картахена изучала право в Саламанке и, по словам Клароса Варонеса де Кастилья (1486 г.) . Он служил деканом Сантьяго-де-Компостела и Сеговии , позже став апостольским нунцием и каноником Бургоса (1421 г.).
Он был одинаково известен как государственный деятель и как священник. де Трастамара (1405–1454) назначил его В 1434 году король Иоанн II представителем Кастилии на Базельском соборе , сменив кардинала Алонсо де Каррильо . Там он составил знаменитую речь на латыни и кастильском языке ( Propositio... super altercatione praeminentia , 1434), призывающую совет признать верховенство короля Кастилии над королем Англии.
Гуманист Энеа Сильвио Пикколомини, ставший Папой Пием II , в своих мемуарах называл Картахену «украшением прелатства». Папа Евгений IV поблагодарил его за заслуги, назначив епископом Бургоса после смерти его отца (1435 г.). Евгений, узнав, что епископ Бургосский собирается посетить Рим, заявил на полном конклаве, что «в присутствии такого человека ему стало стыдно сидеть на престоле святого Петра».
Прожив некоторое время в Риме, посвятив себя учебе, Картахена вернулся в Бургос, где основал государственную школу «всех доктрин», в которой учились наиболее продвинутые латинисты Испании католических монархов . В их число входили Родриго Санчес де Аревало , Альфонсо де Паленсия , Диего Родригес Альмела и, возможно, Фернан Диас де Толедо . Картахена была другом писателя и гуманиста Фернана Переса де Гусмана (1378–1460), племянника Перо Лопеса де Айялы и сеньора де Батреса, который включил нежный биографический очерк в свою книгу «Generaciones y semblanzas» (1450). Картахена посвятила ему свой «Орасионал» (1454 г.), трактат о молитве.
Картахена отправилась в Португалию в качестве эмиссара короля Иоанна II, где заключила мир. Он также был эмиссаром королей Германии и Польши и вмешивался в конфликты Кастилии с Арагоном и Гранадой.
Он помог крупной суммой построить монастырь Сан-Пабло Бургосский и восстановить другие церкви и монастыри своего престола, в том числе Бургосский собор, строительство которого было прервано значительно раньше.
В 1422 году он предпринял перевод некоторых сочинений Цицерона ( De officiis , De senectute ) по заказу секретаря короля Иоанна II Хуана Альфонсо де Самора . » Цицерона Он также перевел «Об изобретении для тогдашнего принца Дуарте Португалии . Его переводы на народный язык преследовали четкую гуманистическую цель: научить мудрости классиков джентльменов, интересующихся произведениями, но не самих ученых. По той же причине, но и по другой причине (склонность к стоицизму ) он перевел «Трактаты и трагедии Сенеки Младшего» . Он спорил с гуманистом Леонардо Бруни из Ареццо или Аретино (1370–1444) по поводу нового перевода Бруни « Этики Аристотеля » . Конфликт приобрел масштабы, когда Пьетро Кандидо Декембрио (1399–1477) встал на защиту Бруни, и в него также включился кардинал Писольпассо (1370–1443). По крайней мере шесть текстов и 19 писем, касающихся спора между Картахеной и Декембрио, включая отказ Картахены. .
Генрих Грец приписывает влиянию Карфагены на Евгения IV внезапное изменение отношения последнего к евреям. Только Картахена, говорит Грец, могла быть автором жалоб на гордость и высокомерие кастильских евреев, которые побудили папу издать буллу 1442 года, лишившую привилегий, предоставленных им бывшими папами.
Кроме того, он написал несколько трактатов по моральной философии и теологии. В возрасте 60 лет он отправился в паломничество в Сантьяго-де-Компостела, но умер по возвращении в свою епархию.
Работает
[ редактировать ]Помимо переводов двенадцати книг Сенеки, которыми он особенно интересовался, и упомянутых выше произведений Цицерона, он написал Rerum in Hispania gestarum Chronicon . Около 1456 года он написал историю Испании, основанную на Флавии Иосифе Флавии , Флоре и Хименесе де Рада и озаглавленную «Анацефалеоз» , в которой подчеркивался кастильский готизм. Его перевели Фернан Перес де Гусман и Хуан де Вильяфуэрте под названием Genealogía de los Reyes de España (Генеалогия королей Испании) (1463 г.). Перевод состоял из пролога и 94 глав, семь из которых содержат краткое изложение происхождения испанской монархии от Аталариха до королей Астурии, Кастилии и Леона, а также генеалогическое древо, показывающее их родство с монархами Наварры . Арагон и Португалия.
Среди сочинений Картахены по истории, морали и другим предметам имеется комментарий к двадцать шестому псалму Judica me, Deus . Defensorium fidei , также называемый Defensorium unitatis christianae (1449–1450), представляет собой призыв в защиту обращенных евреев. Орасиональ де Фернан Перес (Бургос, 1487, написан около 1454 года) представляет собой трактат о молитве, отредактированный около 1454 года и адресованный его другу и доверенному лицу Фернану Пересу де Гусману, в 55 главах и послесловии о добродетелях и мессе. Он также написал Доктринальное де Кабальерос (Бургос, 1487 г., написано около 1444), который представляет собой адаптацию второй Партиды Альфонсо X Мудрого в четырех книгах, посвященных вере, законам, войне, наградам и наказаниям, восстаниям, вызовам и дуэлям, турнирам, вассалам, плохим действиям и привилегиям.
Другие произведения включают Memoriales virtutum или Memorial de virtudes , различные песни, афоризмы и композиции о любви, которые разбросаны по песенникам; Prefación a San Juan Crisóstomo , Allegationes... super conquista insularum Canariae (Утверждения о завоевании Канарских островов, 1437 г.), защищающая права Кастилии на острова; Epistula... ad comitem de Haro (ок. 1440), предписывающая программу чтений для просвещения дворянства, среди них моральные тексты Катона и Contemptus mundanorum . Он также написал «Дуоденарий» (1442 г.), где отвечает на двенадцать вопросов Переса де Гусмана; Tractatus questionsis ortolanus (1443–1447) Родриго Санчесу де Аревало , в котором он защищает превосходство зрения над слухом; ответ на вопрос «Question sobre la caballería» (1444 г.) Иньиго Лопеса де Мендосы, 1-го маркиза Сантильяна ; Devocional и т потерянный . д.
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Ришар Готтейл и Исаак Бройде (1901–1906). «Картахена, Дон Альфонсо де» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- (на испанском языке) Л. Фернандес Галлардо, Алонсо де Картахена (1385–1456): политическая биография в Кастилии XV века , Вальядолид, Министерство образования и культуры, 2002 г.
- (на испанском языке) Л. Фернандес Галлардо, Алонсо де Картахена: церковь, политика и культура в Кастилии XV века , Мадрид, 2003, Мадридский университет Комплутенсе.
- (на немецком языке) А. Биркенмайер, «Спор между Алонсо Картахенским и Леонардо Бруни Аретино», и Клеменс Баумкер (ред.), Разные исследования по истории средневековой философии , Мюнстер, 1922, стр. 128–211. ОСЛК 1718905
- (на испанском языке) Л. Серрано, Los conversos Д. Пабло де Санта-Мария и Д. Альфонсо де Картахена, епископы Бургоса, правители, дипломаты и писатели , Мадрид, 1942 год.
- (на испанском языке) Ф. Кантера, Бургос, Альвар Гарсиа де Санта-Мария и его семья новообращенных. История еврейского квартала Бургоса и его самых вопиющих монастырей , Мадрид, CSIC/Instituto Arias Montano, 1952.
- Н. Фаллоуз, Рыцарское видение Альфонсо де Картахены: исследование и издание доктрины де лос Кауаллерос , Ньюарк, Делавэр: Испаноязычные монографии Хуана де ла Куэста , 1995. ISBN 0-936388-75-7
- (на испанском языке) М. Пенна, «Альфонсо де Картахена», Prosistas españoles del siglo XV, Мадрид, Атлас (BAE), 1959, том. я, стр. xxxvii-lxx. ОСЛК 186400886
- (на испанском языке) М. Моррас, «Да и нет: En torno a Alfonso de Cartagena y los studia humanitatis», Euphorosyne , 23 (1995), стр. 333–346.