Фори идол
Idola fori (единственное число Idolum fori ), иногда переводимое как « Идолы рынка » или « Идолы форума », представляет собой категорию логической ошибки , возникающей в результате несовершенного соответствия между определениями слов в человеческих языках и реальными вещами. в природе, которую представляют эти слова. Этот термин был придуман на латыни сэром Фрэнсисом Бэконом и использован в его «Новом органуме» , одном из самых ранних трактатов, обосновывающих логику и метод современной науки .
Обзор [ править ]
Этот термин является одним из четырех таких «идолов», которые представляют собой «идолы и ложные представления, которые сейчас находятся в человеческом понимании и глубоко укоренились в нем». Из-за них «истина с трудом находит доступ» в умы людей, и Бэкон предсказал, что даже после «восстановления наук», которое он предлагает, они «встретятся и беспокоят нас, если только люди, предупрежденные об опасности, не укрепятся, как насколько это возможно против их нападений». [1] Другими словами, это проблемы для науки, и успешный современный научный метод должен попытаться их избежать.
Помимо idola fori , существуют также idola tribus (идолы племени, исходящие из самой человеческой природы ), idola specus (идолы пещеры, исходящие из склонностей отдельных людей или групп людей) и idola theatri (идолы театр, вызванный влиянием философов и систем мысли). Вместе эти четыре идола называются Идолами Разума ( idola mentis ).
Описание Бэкона [ править ]
Бэкон сказал, что идолам на рыночной площади он дал это название «из-за торговли и общения людей там. Ибо именно посредством дискурса люди общаются, и слова навязываются в соответствии с пониманием простого народа». неправильный и неподходящий выбор слов чудесным образом затрудняет понимание». [2]
Но идолы рыночной площади — самые неприятные из всех — идолы, которые проникли в сознание через союзы слов и имен. Люди верят, что их разум управляет словами; но верно также и то, что слова воздействуют на разум; и именно это сделало философию и науки софистическими и бездействующими. Слова же, обычно образуемые и применяемые в соответствии со способностями простого человека, следуют тем линиям разделения, которые наиболее очевидны для простого понимания. И всякий раз, когда более острое понимание или более прилежное наблюдение изменят эти линии в соответствии с истинным разделением природы, слова встают на пути и сопротивляются изменению. Вот почему высокие и формальные дискуссии ученых людей часто заканчиваются спорами о словах и именах; с чего (по опыту и мудрости математиков) было бы разумнее начать и таким образом с помощью определений привести их в порядок. Однако даже определения не могут излечить это зло в отношении природных и материальных вещей, поскольку сами определения состоят из слов, а эти слова порождают другие. Так что необходимо вернуться к отдельным примерам, расположенным в должной последовательности и порядке, как я скажу сейчас, когда перейду к методу и схеме образования понятий и аксиом.
— Новый Органум , Афоризм LIX
Бэкон сказал, что существует два основных типа Идола Рынка: [3]
- Первые — это «имена вещей, которые не существуют (ибо как есть вещи, остающиеся безымянными из-за отсутствия наблюдения, так и их имена, которые возникают из фантастических предположений и которым в действительности ничего не соответствует)». Но этот первый вид «более легко изгнать, потому что для избавления от них необходимо только, чтобы все теории были неуклонно отвергнуты и отвергнуты как устаревшие».
- Вторые — это «названия вещей, которые существуют, но тем не менее запутаны и неопределенны, поспешно и беспорядочно выведены из реальности».
По мнению Бэкона, именно второй класс, «возникающий из ошибочной и неумелой абстракции», является «сложным и глубоко укоренившимся». Это потому, что это связано с тем, как сами слова могут направлять мышление. Тем не менее, существуют «определённые степени искажений и ошибок». Бэкон говорит, что «некоторые понятия по необходимости немного лучше других, пропорционально большему разнообразию предметов, попадающих в сферу человеческого восприятия». [3]
Бэкон признавал, что нормальный подход «ученых людей» заключался в том, чтобы быть осторожным с определениями и объяснениями, корректируя дело «в некоторых вещах». Но, тем не менее, «слова явно подавляют и подавляют разум, приводят все в замешательство и уводят людей в бесчисленные пустые споры и праздные фантазии». [2]
Исторический контекст [ править ]
То, что ошибки неизбежно возникают из-за несовершенных обобщений в естественных языках и что философы и ученые должны остерегаться этой опасности, является древней темой философии. Эту проблему ценил, например, Аристотель, и ее заметил Уильям Оккам в Средние века. Бэкона Но idola fori — самый известный пример возросшей серьезности, которую гуманисты раннего Нового времени придавали проблемному использованию языка. После Бэкона эту озабоченность еще больше подчеркивали такие авторы, как Томас Гоббс и Джон Локк . [4] [5] [6]
Ссылки [ править ]
- ^ Новый Органум , Афоризм 38
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Новый орган , Афоризм 43
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Новый Органум , Афоризм 60
- ^ Фунари, Энтони (2011), Фрэнсис Бэкон и интеллектуальный дискурс семнадцатого века , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 9780230337916
- ^ Дики, Уильям М. (сентябрь 1922 г.). «Сравнение научного метода и достижений Аристотеля и Бэкона». Философское обозрение . 31 (5). ДьюкУП: 489–490. дои : 10.2307/2179507 . JSTOR 2179507 .
- ^ Холлидей, МАК; Мартин, младший (1993). Наука письма: грамотность и дискурсивная сила . Критические взгляды на грамотность и образование. Лондон: Фалмер Пресс. п. 5. ISBN 0-203-20993-1 .
Внешние ссылки [ править ]

- Новый орган (на латыни )
- Новый Органон ( английский перевод 1863 г.)