Jump to content

Ivan Kozhedub

(Перенаправлено с Кожедуба )

Ivan Kozhedub
Кожедуб в 1949
Родное имя
Иван Никитович Кожедуб
Псевдоним(а) Батя ("Dad"), Борода ("Beard")
Рожденный 8 июня 1920 г.
Образиевка , Черниговский комитет государственный [ 1 ]
Умер 8 августа 1991 г. ) ( 1991-08-08 ) ( 71 год
Москва , РСФСР , Советский Союз.
Верность  Советский Союз
Услуга/ ветвь Советские ВВС
Лет службы 1940–1985
Классифицировать Маршал авиации
Битвы/войны
Награды Герой Советского Союза (трижды).

Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб или Иван Никитович Кожедуб ( русский : Иван Хикитович Кожедуб; украинский : Іван Микитович Кожедуб; 8 июня 1920 — 8 августа 1991) — советский Второй мировой войны ас-истребитель . На его счету более 60 одиночных побед, он считается самым результативным летчиком-истребителем СССР и союзников во Второй мировой войне. Он один из немногих пилотов, сбивших самолет Мессершмитт Ме-262 , и первый советский пилот, сделавший это. удостоен звания Героя Советского Союза Трижды (4 февраля 1944 г., 19 августа 1944 г. и 18 августа 1945 г.). После Второй мировой войны он остался в армии и командовал 324-й истребительной авиационной дивизией во время советских операций в Корейской войне.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Кожедуб родился 8 июня 1920 года в украинской семье в селе Ображиевка Черниговской губернии расположенном на территории нынешнего Шосткинского района Сумской Украины области , . Окончив в 1934 году седьмой класс школы в родном городе, он проучился еще два класса в Шостке . Там он сначала работал библиотекарем до окончания девятого класса школы в 1936 году, а с этого года по 1940 год учился в Шосткинском химико-технологическом техникуме. Помимо учебы, он посещал тренировки в местном аэроклубе, который окончил в 1939 году. Впоследствии в феврале 1940 года вступил в Красную Армию, а в январе 1941 года окончил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков, где Первоначально учился летать на УТ-2, УТИ-4 и И-16 . Оставшись в училище летным инструктором, он продолжил подготовку летчиков после того, как училище было вынуждено эвакуироваться в Шымкент осенью 1941 года из-за вторжения Германии в Советский Союз. . В ноябре 1942 года его отправили в Москву, где он был направлен в 240-й истребительный авиационный полк, но на фронт он прибыл только в марте 1943 года, когда 302-я истребительная авиационная дивизия была переброшена на Воронежский фронт . [ 2 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Pilot Ivan Kozhedub during WW II

Начав службу в полку рядовым пилотом, он быстро освоил новый Ла-5 и дослужился до командира звена. Он начал свой подсчет 6 июля 1943 года со сбитого пикирующего бомбардировщика Ju 87. Кожедуб подружился с Кириллом Евстигнеевым , опытным летным асом; хотя они и не часто летали вместе, Кожедуб перенял многие его тактики и в духе соревнования они делились опытом использования разных приемов. Василий Мухин , который часто летал в качестве ведомого Кожедуба, также стал летающим асом. [ 3 ] [ 4 ]

В течение следующих нескольких месяцев Кожедуб стабильно одерживал новые воздушные победы и повышался до командира эскадрильи, но в первой половине октября он быстро увеличил свой счет, совершив 14 сбитий. 10 октября 1943 года за 146 боевых вылетов, 27 воздушных боев и одержанных 20 воздушных побед 10 октября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза; ему было присвоено это звание 4 февраля 1944 года. [ 5 ] [ 6 ]

В июле 1944 года 240-й истребительный полк был удостоен звания гвардейского и переименован в 178-й истребительный авиационный полк, а Кожедуб был представлен ко второй золотой звезде за 46 воздушных побед в 256 боевых вылетах. Однако в своем полку он пробыл недолго, будучи переведенным на по инициативе начальника должность заместителя командира 176-го гв. Маршал авиации Александр Новиков . Там ему редко поручали такие конкретные задачи, как сопровождение других самолетов или обеспечение воздушной поддержки войск, что позволяло ему и его подчиненным одерживать больше воздушных побед. В середине февраля 1945 года во время вылета на свободную охоту в районе к югу от Франкфурта вместе со своим ведомым Дмитрием Титаренко Кожедуб сбил самолет Ме-262, став тем самым первым советским летчиком, сделавшим это. Когда Кожедуб и Титаренко столкнулись с Ме-262, Кожедуб быстро ускорился с низкой до полной скорости; когда Ме-262 накренился влево и замедлил ход — напуганный трассирующими снарядами, выпущенными Титаренко, — Кожедуб сбил его. [ 7 ] [ 6 ] [ 8 ] [ а ]

К концу войны Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и сбил 64 самолета противника. [ б ] Одержав все свои воздушные победы на Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7, он выразил решительное предпочтение истребителям Лавочкина и встретился с Семеном Лавочкиным , чтобы прокомментировать различные аспекты конструкции истребителей. Будучи номинированным на третью золотую звезду в мае 1945 года, он стал трижды Героем Советского Союза 18 августа 1945 года и оставался заместителем командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка, базировавшегося в Шенвальде . до сентября того же года [ 13 ]

Предпочитая короткие интенсивные атаки с целью оглушить и сбить вражеские самолеты, он разработал и использовал один из любимых приемов на войне: бросок в цель снизу и последующее открытие огня только на очень близком расстоянии. Кожедуб очень успешно применил эту тактику против пикирующего бомбардировщика Ju 87, принеся ему непревзойденные 18 сбитий этого типа (сравнявшись с Арсением Ворожейкиным ). Однако, будучи настолько рискованным, этот маневр не пропагандировался и не обучался молодым пилотам. Хотя Кожедуб ни разу не был сбит за всю войну, он все же несколько раз попадал в опасную ситуацию. Тем не менее ему всегда удавалось посадить свой самолет, несмотря на повреждения. [ 14 ]

Пост был эпохой

[ редактировать ]

По возвращении в СССР Кожедуб поступил в Военно-воздушную академию в Монино , которую окончил в мае 1949 года. Первоначально он должен был быть назначен заместителем командира 31-й истребительной авиационной дивизии, базирующейся в Баку , но — по приказу «сверху» из-за высокий статус лучшего летного аса — его перевели в 324-ю истребительную авиационную дивизию. Первоначально он служил помощником командира по летной подготовке, но вскоре в ноябре 1950 года был назначен командиром дивизии. Вскоре после этого подразделение было отправлено в Китай , где первоначально обучали китайских и северокорейских пилотов. Кожедубу, несмотря на то, что он был одним из первых летчиков, освоивших истребитель МиГ-15 еще в 1949 году, приказом своего командования было строго запрещено участвовать в боевых вылетах. В состав его дивизии входило всего два полка (176-й гвардейский и 196-й истребительный авиаполк), а не обычные три. Тем не менее, пилоты его дивизии одержали 216 воздушных побед в Корее с апреля 1951 по февраль 1952 года, потеряв при этом всего 27 МиГ-15 и девять пилотов убитыми. [ 15 ]

По возвращении в Советский Союз в феврале 1952 года 324-я истребительная дивизия дислоцировалась в Калуге в качестве части ПВО. В следующем году ему было присвоено звание генерал-майора, а в феврале 1955 года он поступил в Академию высшего командования, которую окончил в 1956 году. Затем он занимал должность заместителя начальника управления боевой подготовки ВВС и управления фронтовой авиационной подготовки. Став в апреле 1958 года 1-м заместителем командующего 76-й воздушной армией , в 1962-1963 годах вместе с командиром части Виктором Давидковым посетил Кубу. С 1964 по февраль 1971 года занимал должность 1-го заместителя командующего ВВС Московского военного округа . хотя он прекратил летать в 1969 году. За свою карьеру пилота он налетал 1937 часов, пилотируя Як-3. Самолеты Як-11 , Як-17 , Як-28 , МиГ-15, МиГ-17 , МиГ-21 , Ли-2 , Ил-14 , а также Ми-4 и Ми-8 вертолеты . С 1971 по 1978 год занимал должность заместителя начальника боевой подготовки ВВС, впоследствии стал военным советником в ВВС. Министерство обороны ; в 1985 году ему присвоено звание маршала авиации . Помимо своих военных обязанностей, он был депутатом Верховного Совета СССР с 1946 по 1962 год и председателем Федерации авиационного спорта с 1967 по 1987 год. Всю оставшуюся жизнь он прожил в Москве, где и умер от случился инфаркт 8 августа 1991 года и похоронен на Новодевичьем кладбище . [ 16 ]

Список воздушных побед

[ редактировать ]
Lavochkin La-5, operated in 1943–1944
Lavochkin La-5FN, operated in 1944

According to Soviet aces 1941–1945. The victories of Stalin's Falcons ( Russian : Советские асы 1941—1945. Победы сталинских соколов ) by Mikhail Bykov. [ 6 ]

## Дата Тип кондиционера Расположение
1 6 июля 1943 г. Да, 87 к западу от Завидовки
2 7 июля 1943 г. Да, 87 станция Гостищево
3 9 июля 1943 г. Бф 109 Krasna Polyana
4 9 июля 1943 г. Бф 109 к востоку от Покровки
5 9 августа 1943 г. Бф 109 Prelestny
6 14 августа 1943 г. Бф 109 Искривка
7 14 августа 1943 г. Бф 109 Коломна
8 16 августа 1943 г. Да, 87 Рохан
9 22 августа 1943 г. FW 190 Люботин
10 9 сентября 1943 г. Бф 109 к северу от Искривки
11 30 сентября 1943 г. Да, 87 south-west of Borodayivka
12 1 октября 1943 г. Да, 87 west of Borodayivka
13 1 октября 1943 г. Да, 87 west of Borodayivka
14 2 октября 1943 г. Бф 109 Ploskoye
15 2 октября 1943 г. Да, 87 Петривка
16 2 октября 1943 г. Да, 87 юго-западнее Андреевки
17 2 октября 1943 г. Да, 87 юго-западнее Андреевки
18 4 октября 1943 г. Бф 109 north-west of Borodayivka
19 5 октября 1943 г. Бф 109 south-west of Krasny Kut
20 5 октября 1943 г. Бф 109 к западу от Куцеваловки
21 6 октября 1943 г. Бф 109 Бородаевка
22 10 октября 1943 г. Бф 109 Dnsprovo-Kamyanka
23 12 октября 1943 г. Да, 87 к северу от Плоске
24 12 октября 1943 г. Бф 109 к югу от Петровки
25 12 октября 1943 г. Да, 87 к югу от Домоткана
26 29 октября 1943 г. Да, 87 Кривой Риг
27 29 октября 1943 г. Он 111 к западу от Будивки
28 16 января 1944 г. Бф 109 Ново-Злынка
29 30 января 1944 г. Бф 109 east of Nechayivka
30 30 января 1944 г. Да, 87 к западу от Липовки
31 14 марта 1944 г. Да, 87 Осиевка
32 21 марта 1944 г. Да, 87 Lebedyn Shpola
33 11 апреля 1944 г. ПЗЛ стр.24 Кислый
34 19 апреля 1944 г. Он 111 к северу от Ясс
35 28 апреля 1944 г. Да, 87 к юго-востоку от Вултуру
36 29 апреля 1944 г. Хс 129 Он стал храпеть
37 29 апреля 1944 г. Хс 129 Он стал храпеть
38 3 мая 1944 г. Да, 87 Тыргу ​​Фрумос — Думбравица
39 31 мая 1944 г. FW 190 к востоку от Вултуру
40 1 июня 1944 г. Да, 87 Куза Вода
41 2 июня 1944 г. Хс 129 к западу от Станки
42 3 июня 1944 г. FW 190 Редиу Улуй — татарин
43 3 июня 1944 г. FW 190 Редиу Улуй — татарин
44 3 июня 1944 г. FW 190 к северо-западу от Ясс
45 7 июня 1944 г. Бф 109 обжигать
46 8 июня 1944 г. Бф 109 Исправить
47 22 сентября 1944 г. FW 190 к северо-западу от Стренчи
48 22 сентября 1944 г. FW 190 к юго-западу от Рамниеки — Даксти
49 25 сентября 1944 г. FW 190 к северо-западу от Валмиеры
50 16 января 1945 г. FW 190 к югу от Студзианы
51 10 февраля 1945 г. FW 190 к северо-западу от аэродрома Морин
52 12 февраля 1945 г. FW 190 к западу от Киница
53 12 февраля 1945 г. FW 190 к западу от Киница
54 12 февраля 1945 г. FW 190 Озеро Китцер-Зее
55 17 февраля 1945 г. Мне 262 к востоку от Альт-Фридланда
56 19 февраля 1945 г. Бф 109 к северу от Фюрстенфельде
57 11 марта 1945 г. FW 190 к северу от Брюнхена
58 18 марта 1945 г. FW 190 к северу от Кюстрина
59 18 марта 1945 г. FW 190 к северо-западу от Кюстрина
60 22 марта 1945 г. FW 190 к северу от Зелова
61 22 марта 1945 г. FW 190 к востоку от Гусова
62 23 марта 1945 г. FW 190 Станция Вербиг
63 17 апреля 1945 г. FW 190 Вризен
64 17 апреля 1945 г. FW 190 Киниц

Предполагаемое сбитие двух истребителей P-51 USAAF

[ редактировать ]

В своей автобиографии Кожедуб утверждал, что сбил два USAAF P-51 Mustang в результате инцидента с дружественным огнем 17 апреля 1945 года. По его словам, он столкнулся с группой американских B-17 Flying Fortress, атакованных самолетами Люфтваффе. Его самолет, видимо, был принят американскими истребителями сопровождения за противника и атакован. Кожедуб, не имея другого выхода, защитился, сбив два Р-51. История весьма подозрительная. Существуют кадры фильма, которые рекламировались как настоящая пленка Кожедуба с этого события; однако кадры были сняты с использованием оборудования Zeiss , которое использовалось в основном Люфтваффе. [ 17 ]

Награды и почести

[ редактировать ]
Кожедуб на марке России 2020 года.
Советский Союз
Иностранный
Памятник Ивану Кожедубу в городе Киеве.
Bust Ivan Kozhedub в своей природной village Obrazhiivka

Наследие

[ редактировать ]

военный университет в Харькове В его честь назван — Университет Военно-воздушных сил им. Кожедуба . [ 19 ]

открыли памятник Ивану Кожедубу 8 мая 2010 года в парке Славы в Киеве .

Иван Кожедуб в городе Била Церковь , Буха , Виннитсия , Днипро , Запорожья , Киев , Луцк , Черкасы , Чухуев , Шпола .

Это Иван Кожедуб Лане в городах Кременчуга и Кропывныцкий .

В декабре 2022 года Киевсовет переименовал «с целью деколонизации столичной топонимики» улицу Михаила Кутузова в Киева Деснянском районе улицу Ивана Кожедуба. [ 20 ]

Бюст Кожедуба работы Николая Томского был установлен в его родном селе в 1949 году. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

ему установлен памятник В Сумах работы Олега Прокопчука. [ 24 ] Его скульптура работы Александра Шлапака, Евгения Карпова-старшего и Евгения Карпова-младшего была установлена ​​в Киеве в 2013 году. [ 25 ] [ 26 ]

13 февраля 2024 года в городе Жмеринка Вилинский переулок переименован в переулок Ивана Кожедуба. [ 27 ]

  1. Источники расходятся во мнениях относительно того, сбил ли он Me 262 17 или 19 февраля 1945 года.
  2. ^ Некоторые источники сообщают 62 [ 9 ] [ 10 ] воздушные победы, в то время как другие сообщают о 94 сбитиях, [ 11 ] но историки авиации сходятся во мнении, что он сбил 64 самолета противника. [ 12 ]
  1. ^ Назарян, Е.А. Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб [Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб]. Энциклопедия Министерства обороны России (на русском языке) . Проверено 22 марта 2016 г.
  2. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 8.
  3. ^ Евстигнеев, Кирилл Крылатый страж. - М.: Воениздат, 1982.
  4. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 8-9.
  5. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 9.
  6. ^ Jump up to: а б с Bykov 2014 , p. 550-551.
  7. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 9-10.
  8. ^ Чапис, Стивен; Томас, Эндрю (2017). Союзные реактивные убийцы Второй мировой войны . Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-4728-2350-2 .
  9. ^ Нолан, Катал (2010). Краткая энциклопедия Второй мировой войны . Издательство Блумсбери. п. 7. ISBN  978-0-313-36527-0 .
  10. ^ Сандерман, Джеймс (1962). Вторая мировая война в воздухе: Европа . Ф. Уоттс. п. 178.
  11. ^ Липовецкий, Алексей (1990). «Американский художник встречает советского аса» . Советская жизнь (10): 48–49.
  12. ^ Bykov 2014 , p. 551.
  13. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 10-12.
  14. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 9-12.
  15. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 12-14.
  16. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 14-16.
  17. ^ Kozhedub, Ivan (2006). Верность Отчизне. Ищущий боя . Moscow: Yauza. ISBN  5-699-14931-7 . OCLC   70329628 .
  18. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 16-17.
  19. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 17.
  20. ^ «Без Некрасова и Мичурина: Харьковская область поменяет улицы» . Киевский городской совет (на украинском языке). 15 августа 2022 г. Проверено 8 сентября 2023 г.
  21. ^ "Скульптурные бюсты героев-летчиков". Stalinsky sokol (in Russian). 10 December 1948. p. 2.
  22. ^ Подвиг народа: памятники Великой Отечественной войны, 1941-1945 (in Russian). Politizdat . 1984. p. 219.
  23. ^ "Бронзовый бюст трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба, установленный на его родине, в селе Ображеевка Сумской области. Скульптор Н.В. Томский." . Great Soviet Encyclopedia (in Russian). Vol. 6. Moscow : Sovetskaya entsiklopediya. 1949.
  24. ^ Кожедубу Ивану Никитовичу памятник . " "
  25. ^ "Памятник Ивану Кожедубу в Киеве" . kiev-foto (in Russian).
  26. ^ "Памятник - Кожедубу И.Н." maps.interesniy.kiev (in Russian).
  27. ^ "Горького – на Героев Крут, Комарова – на Защитников Азовстали: новые названия улиц в Жмеринке" . Жмеринка.City (in Russian) . Retrieved 21 февраля 2024 года .

Библиография

[ редактировать ]
  • Andreev, A. (1 September 1945). "Иван Кожедуб". Severmorsky letchik (in Russian). p. 2.
  • Bobrov, Nikolai (19 August 1945). "Иван Кожедуб". Krasny voin (in Russian). p. 2.
  • Bobrov, Mikola (19 August 1945). "Іван Кожедуб". Radianskaya Ukraina (in Ukrainian). p. 2.
  • Bykov, Mikhail (2014). Все асы Сталина 1936–1953 гг (in Russian). Moscow: Yauza. ISBN  978-5-9955-0712-3 .
  • Дымич Валерий и Куликов Виктор (июль 2001 г.). «Иван Кожедуб, союзный ас асов». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (100): 21–28. ISSN   1243-8650 .
  • Kotysh, N. (7 June 1970). "Небо на всю жизнь". Krasnaya zvezda (in Russian). p. 4.
  • Кудреватых, Леонид (19 августа 1945 г.). «Иван Кожедуб». Известия (на русском языке). п. 3.
  • Kudrevatykh, Leonid (2 August 1947). "Черты советского летчика". Vechernyaya Moskva (in Russian). p. 2.
  • Less, Aleksandr (7 April 1945). "60 побед Ивана Кожедуба". Vechernyaya Moskva (in Russian). p. 1.
  • Less, Aleksandr (1945). "Герой едет домой". Ogonyok (in Russian) (42): 3–4.
  • Less, Aleksandr (26 May 1945). "Иван Кожедуб в Москве" (in Russian). p. 4.
  • Palychuk, Boris (15 March 1945). "Советские ассы над Берлином". Pravda Ukrainy (in Russian). p. 3.
  • Simonov, Andrey; Bodrikhin, Nikolai (2017). Боевые лётчики — дважды и трижды Герои Советского Союза (in Russian). Moscow: Фонд «Русские Витязи», Музей техники Вадима Задорожного. ISBN  9785990960510 . OCLC   1005741956 .
  • Sozhin, G. (23 October 1943). "Герой днепра Иван Кожедуб". Stalinsky Sokol (in Russian). p. 4.
  • Tolchek, D. (9 May 1946). "Иван Кожедуб". Sovetsky sport (in Russian). p. 2.
  • "Подарок". Krasnoarmeets (in Russian) (15): 2. 1944.
  • "Поздравляем юбиляра". Krylya Rodiny (in Russian) (6): 14. 1970.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47b09828723ddeae6e358234ef04b95e__1725436800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/5e/47b09828723ddeae6e358234ef04b95e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ivan Kozhedub - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)