Ян Амбрус
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2017 г. ) |
Ян Амбруш | |
---|---|
Рожденный | Gorna Mitropolia, Bulgaria | 19 мая 1899 г.
Умер | 2 января 1994 г. Чикаго, Иллинойс , США | ( 94 года
Похороненный | Кладбище Славичие удолье , Братислава. |
Верность | Австро-Венгрия Чехословакия Франция Великобритания Чехословакия |
Услуга/ | Королевский венгерский Гонвед Чехословацкая армия |
Лет службы | 1918–48 |
Классифицировать | Бригадный генерал |
Сервисный номер | 81883 (РАФ) |
Единица | № 310-й эскадрильи RAF № 312-й эскадрильи RAF |
Команды | № 312-й эскадрильи RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Орден Милана Растислава Стефаника 3 степени. Чехословацкий военный крест |
Другая работа | инженер-конструктор |
Ян Амбруш , ОБЕ (19 мая 1899 - 2 января 1994) был словацким пилотажным пилотом и летчиком-истребителем . Он летал в составе французских ВВС в битве за Францию и в составе Королевских ВВС в битве за Британию . После коммунистического захвата Чехословакии он бежал и поселился в США, где работал инженером-конструктором .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Амбруш родился 9 мая 1899 года в Горне Митрополии (Горна Митрополия) Плевенской области северной Болгарии . Его родители принадлежали к словацкой общине , которую пригласили поселиться в Болгарии после ее освобождения от Османской империи в 1878 году. [ нужна ссылка ]
Во время Первой мировой войны Амбруш учился в венгерской военной академии Людовицы в Будапеште . [ нужна ссылка ] Он окончил учебу в 1919 году после основания Первой Чехословацкой Республики и был призван в чехословацкую армию офицером. [ 1 ]
В 1925 году Амбруш перешел в ВВС Чехословакии . Он стал успешным пилотом, завоевавшим награды на соревнованиях по высшему пилотажу, в том числе в Венсенне в 1934 году и на летних Олимпийских играх 1936 года . В 1938 году командовал испытательной группой ВВС Чехословакии в Праге. [ нужна ссылка ] и управлял Tatra T.101 в своем рекордном перелете из Праги в Хартум , Судан . [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В 1939 году Амбруш был назначен командиром эскадрильи в Праге. Он бежал от немецкой оккупации Чехословакии через Югославию во Францию , где работал на чехословацкое правительство в изгнании , а затем участвовал в битве за Францию . Когда Франция капитулировала перед Германией, Амбруш был эвакуирован на корабле из Бордо в Фалмут в Англии. [ нужна ссылка ]
Амбруш был зачислен в добровольческий резерв Королевских ВВС в качестве пилота-офицера . 12 июля 1940 года он был отправлен в 310-ю эскадрилью RAF в RAF Duxford в Кембриджшире . Он переоборудовался в истребитель Hawker Hurricane Mk I № 6 в августе 1940 года в отделении оперативной подготовки авиабазы Королевских ВВС Саттон-Бридж в Линкольншире . Затем его отправили обратно в Даксфорд в недавно сформированную 312-ю (чехословацкую) эскадрилью RAF , и 10 сентября он принял командование в качестве командира эскадрильи . [ нужна ссылка ]
11 октября Амбруш возглавил патруль из нескольких истребителей Hurricane Mk I, которые помогли звену 611 - й эскадрильи RAF сбить Люфтваффе Dornier Do 17 Z-3 из I / Kampfgruppe 606 между Престатином в Уэльсе и Честером в Англии. Другими пилотами 312-й эскадрильи, принявшими участие в победе, были Йозеф Яшке, Йозеф Кепрт, Фрэнк Тайсон и Алоис Вашатко . [ 3 ]
Двумя днями позже Амбруш снова возглавил патрульную группу из трех истребителей Hurricane Mk I. Двумя другими пилотами в этом полете были Гарри Комерфорд и Йозеф Стелик . Над Ирландским морем Амбруш по ошибке возглавил полет для атаки двух Bristol Blenheim Mk IF легких бомбардировщиков RAF 29-й эскадрильи . Один «Бленхейм», L6637, кодовые буквы RO-S, упал в море у мыса Эйр на острове Мэн , недалеко от в заливе Моркам плавучего судна . Все трое ее были убиты. Другой «Бленхейм», L7135, кодовые буквы RO-S, выжил с незначительными повреждениями и благополучно вернулся на базу британских ВВС Тернхилл в Шропшире со своим экипажем невредимым. [ 3 ]
17 декабря в результате инцидента с дружественным огнем Амбруш был освобожден от командования 312-й эскадрильей. Его перевели в Генеральную инспекцию ВВС Чехословакии в Лондоне, где он проработал до конца 1941 года. В 1942 году его повысили до командира звена и отправили в Канаду , где он был воздушным атташе посольства Чехословакии в Оттаве до конец войны. [ нужна ссылка ]
Послевоенная жизнь
[ редактировать ]После войны Амбруш вернулся в Чехословакию и стал командиром 4-го авиационного полка.
После коммунистического чехословацкого переворота 1948 года Амбруш бежал в Великобританию. Он эмигрировал в США и поселился в Чикаго . Он работал инженером-конструктором, проектируя автомагистрали, аэропорты, системы контроля загрязнения воздуха и химические заводы.
В 1985 году Амбруш переехал в Богемный дом для престарелых в Чикаго. Он умер там 2 января 1994 года. [ 4 ] После его смерти его останки были перевезены в Словакию и захоронены на кладбище Славические удолье в Братиславе . [ 1 ]
Почести и награды
[ редактировать ]Чехословакия, Франция, Великобритания и Румыния вручили Амбрушу медали. Его украшения включают: [ 3 ]
- Орден Милана Растислава Стефаника III степени.
- Чехословацкий военный крест 1939–1945 гг.
- Чехословацкая медаль «За храбрость перед лицом врага» («Храбрость перед лицом врага»)
- Чехословацкая медаль «За заслуги» 1-й степени («Медаль за заслуги 1-й степени»)
- Памятная медаль Чехословацкой армии за рубежом с перекладинами Франции и Великобритании.
- Кавалер Ордена Британской Империи (ОБЕ)
- 1939–1945 Звезда с застежкой «Битва за Британию».
- Медаль обороны
- Военная медаль 1939–1945 гг.
- Орден Короны пятой степени
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Амбруш, Ян» (на чешском языке). Война. 7 января 2011 г.
- ^ Деграеф, Стефан; Борреманс, Эдвин. «Моравское Сильвервинг. Возрождение Татранского Хартумского Флаера». Самолет . № Апрель 2012 г. Кадхэм: Kelsey Publishing. стр. 28–32. ISSN 0143-7240 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шафарик, Ян Йозеф (7 апреля 2010 г.). «Ян К. Амбруш» . Air Aces (на чешском языке).
- ^ Хейсе, Кенан (25 января 1994 г.). «Генерал Ян Амбрус, 94 года» . Чикаго Трибьюн .
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Алан (2000). Летчики в изгнании, ВВС союзников во Второй мировой войне . Страуд: Издательство Sutton Publishing . ISBN 0-7509-2012-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нэш, Джон (1 марта 2013 г.). «Летчики Королевских ВВС Бата» . Свободные чехословацкие ВВС .
- «Они полетели в ссылку 1948» . Свободные чехословацкие ВВС . 13 февраля 2011 г.
- «Авиационная подготовка в Чехословакии 1919–1939 гг.» . Свободные чехословацкие ВВС . 6 декабря 2013 г.
- «Британские медали, врученные чехословацким летчикам во Второй мировой войне» . Свободные чехословацкие ВВС . 25 января 2015 г.
- 1899 рождений
- 1994 смертей
- Американцы словацкого происхождения
- Рекордсмены авиации
- Чехословацкие военнослужащие Второй мировой войны
- Чехословацкие эмигранты в США
- Несколько
- Пилоты Чехословацких Королевских ВВС времен Второй мировой войны.
- Офицеры Ордена Британской Империи
- Люди из Плевенской области
- Кавалеры Миланского ордена Растислава Стефаника.
- Кавалеры Ордена Короны (Румыния).
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Кавалеры Чехословацкого военного креста.
- Персонал добровольческого резерва Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Командиры крыльев Королевских ВВС