Учиться
Учиться | |
---|---|
![]() Вотивный предмет, на котором написано Гудеа посвящение Игалиму. Найден в Телло , в настоящее время находится в коллекции Британского музея . | |
Главный культовый центр | Гирсу |
Генеалогия | |
Родители | Нингирсу и Бау |
Братья и сестры | Шульша |
Игалим ( шумерский : 𒀭𒅅𒄋 ) или Игалимма ( шумерский : 𒀭𒅅𒄋𒈠 ) [ 3 ] был месопотамским богом из местного пантеона государства Лагаш . Он был тесно связан с Нингирсу, возможно, возник как олицетворение двери его храма, и считался членом его семьи. Его старшим братом был Шульшага , а матерью — Бау , о чем уже свидетельствуют раннединастические источники. До конца периода Ура III ему поклонялись в Лагаше и Гирсу , где у него был храм, хотя он также появляется в ряде более поздних текстов.
Имя и характер
[ редактировать ]По общему мнению, имя Игалима можно перевести как «дверь бизона » . [ 4 ] Он действовал как божественный привратник Э-нинну . [ 5 ] «дом пятидесяти» (также известный как Э-нинну-Анзу-баббар, «дом пятидесяти белых птиц Анзу »), храм Нингирсу в Гирсу . [ 6 ] Было высказано предположение, что изначально он был олицетворением его ворот, а клинописный знак алим («бизон») в его имени метафорически относился к Нингирсу, а не к реальному животному. [ 1 ] В надписи Гудеа Игалим упоминается как божественный «высший судебный пристав» ( гал 5 -ла -гал ). [ 2 ] Предполагается, что это была его основная роль. [ 1 ]
Имя Игалима не следует путать с аналогичным теонимом Иглулим, который не является формой родительного падежа и относится к другому божеству. [ 1 ]
Иконография Игалима неизвестна, поскольку, хотя предполагалось, что изображение быка, несущего на спине крылатые ворота, является его символом, эта точка зрения не нашла всеобщей поддержки из-за отсутствия примеров из области, в которой ему поклонялись. [ 1 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Нингирсу считался отцом Игалима, а Шульшага , которого называли старшим сыном этого бога, - его старшим братом. [ 7 ] Жена Нингирсу, Бау , считалась матерью двух братьев. [ 8 ] Предполагалось, что эти четыре божества уже образовали семью в раннединастический период . [ 9 ] В большинстве текстов Лагаша Игалим появляется после Шульшаги, если они оба вызываются одновременно, что, по-видимому, отражает его младший статус. [ 10 ] Однако Грегуар Николе отмечает, что в более поздних списках богов первым появляется Игалима, что он объясняет его большей важностью в глазах их составителей, обусловленной его связью с храмом Э-нинну. [ 5 ]
Благодаря хорошо засвидетельствованной аналогии между Нингирсу и Нинуртой , Игалим появляется в сочетании с последним в композиции Нинурта Д. [ 11 ] В тексте из Киша , BM 33055, Игалим и Шульшага упоминаются как оружие Забабы , [ 12 ] а на табличке STT 400 они сгруппированы с обожествленным оружием Ниназу , Шулазиды («герой правой руки») и Шулагуббу («герой правой руки»). [ 13 ]
В гимне Нунгал Игалим упоминается как член двора этой богини. [ 1 ] в частности, как ее «верховный надзиратель» ( ну-банда-мах ). [ 2 ] Эта ассоциация может быть связана с ролью, отведенной ему в надписи Гудеа. [ 1 ]
Поклонение
[ редактировать ]расположен в Пантеоне Лагаша. Игалим [ 11 ] Он уже засвидетельствован в источниках, современных ранним текстам Фары . [ 14 ] Самая старая дарственная надпись, упоминающая его, относится ко времени правления Уруинимгины и отмечает строительство его храма Эмеушгаланки, «дома, в котором хранится ужасный я неба и земли». [ 4 ] Этот же храм упоминается и в надписи Гудеа . [ 1 ] Он находился в Гирсу. [ 3 ] По мнению Тонии Шарлаха, храмы Игалима и Шульшаги в государстве Лагаш в раннединастический период, а также различные их зависимости (например, поля или рыболовство) содержались сыновьями правящего монарха или, если они были слишком молодые, чтобы выполнять эту роль, своей матерью. [ 15 ] Духовенство Игалима засвидетельствовано в текстовых источниках под общим термином «народ Игалима» ( lú д Иг-алим ), аналогичные тем, которые использовались для обозначения групп, связанных с Бау и Шульшагой. [ 16 ] Игалим засвидетельствован в различных списках раннединастических подношений из Лагаша, сосредоточенных на божествах из круга Нингирсу и Бау, например, как получатель овец или коз, в некоторых случаях вместе с Шульшагой. [ 4 ] Его праздновали во время праздника его матери в Гирсу (наряду с такими божествами, как Ниншубур , Ниназу или Чегир ). [ 17 ] а во время другого сосредоточился на своем отце, что могло произойти в городе Лагаш. [ 18 ]
статуэтка, посвященная Шульги Игалиму. В Теллохе (Гирсу) найдена [ 19 ] В сопроводительной надписи он называет его «любимым сыном Нингирсу». [ 20 ] Это единственная идентифицированная царская надпись периода Ура III, посвященная этому богу. [ 21 ]
Активное поклонение Игалиму засвидетельствовано только до конца периода Ура III. [ 1 ] В более позднем списке богов Старого Вавилона Ниппура он появляется как 77-е из перечисленных божеств перед Нергалом . [ 22 ] и в близости других божеств подземного мира , что, по мнению Иеремии Петерсона, могло быть отражением его связи с Нунгалом . [ 11 ] В Каноническом храмовом списке , составленном, скорее всего, в касситский период , [ 23 ] его храм Эмеушгаланки встречается как 498-я запись. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Эдзард и Ламберт 1980 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с Кавинье и Креберник 1998 , с. 617.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с Зельц 1995 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Николет 2022 , с. 48.
- ^ Джордж 1993 , с. 134.
- ^ Кобаяши 1992 , стр. 77–78.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 293.
- ^ Зельц 1995 , с. 146.
- ^ Кобаяши 1992 , стр. 78.
- ^ Jump up to: а б с Петерсон 2009 , с. 53.
- ^ Виггерманн 2018 , с. 879.
- ^ Виггерманн 1997 , с. 36.
- ^ Зельц 1995 , стр. 144–145.
- ^ Апрель 2017 , стр. 293–294.
- ^ Зельц 1995 , стр. 145–146.
- ^ Коэн 1993 , с. 53.
- ^ Коэн 1993 , с. 47.
- ^ Фрейн 1997 , с. 157.
- ^ Фрейн 1997 , с. 158.
- ^ Фрейн 1997 , с. 23
- ^ Петерсон 2009 , с. 14.
- ^ Джордж 1993 , с. 6.
Библиография
[ редактировать ]- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нунгал» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 ноября 2022 г.
- Коэн, Марк Э. (1993). Культовые календари Древнего Ближнего Востока . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-00-5 . ОСЛК 27431674 .
- Эдзард, Дитц-Отто; Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Игалим (а)» , Настоящий лексикон ассириологии (на немецком языке) , получено 2 ноября 2022 г.
- Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN 978-1-4426-5706-9 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом Всевышний: Храмы Древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Кобаяши, Тошико (1992). «О Ниназу, как это видно из экономических текстов раннединастического Лагаша» . Ориент . 28 . Общество ближневосточных исследований в Японии: 75–105. дои : 10.5356/orient1960.28.75 . ISSN 1884-1392 .
- Николе, Грегуар (2022). «Старые вавилонские списки богов в ретроспективе: новое издание TH 80.112» . Сирия (99). Открытое издание: 9–78. дои : 10.4000/syria.14285 . ISSN 0039-7946 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Зельц, Гебхард Дж. (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Шарлах, Тоня (2017). Собственный бык: царские жены и религия при дворе третьей династии Ура . Исследования древних записей Ближнего Востока. Де Грютер. дои : 10.1515/9781501505263 . ISBN 978-1-5015-0526-3 .
- Виггерманн, Франс AM (1997). «Транстигридийские змеиные боги» . В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Виггерманн, Франс AM (2018). «BM 33055: Поздневавилонская глиняная табличка с рисунками и надписями». Месопотамская медицина и магия: исследования в честь Маркхэма Дж. Геллера . Древняя магия и гадание. Брилл. ISBN 978-90-04-36808-8 . Проверено 21 ноября 2022 г.