Учебный сценарий
![]() | Примеры и перспективы в этой статье могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( Май 2020 г. ) |

— Учебный сценарий это образец сценария, который служит визуальным ориентиром для обучения письму от руки . В качестве руководства или прототипа он поддерживает сложный процесс развития навыков и умений почерка визуальным и иллюстративным способом.
Учебные сценарии представлены в виде алфавитов (прописных и строчных букв), которые обычно сопровождаются цифрами и знаками препинания. Для получения подробной информации о выполнении движений и построении отдельных букв и их включении в слова обычно предоставляются различные учебные материалы, например, тетради с упражнениями по написанию или соответствующие тетради.
Исторический контекст
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что старый подход заключался в том, чтобы предоставить учащимся красивый, читаемый и эффективный курсив в качестве стандартного сценария обучения. Студенты должны были приближать свое письмо к этой идеальной модели. В первой трети 20-го века такие учителя шрифта, как Рудольф фон Лариш, [1] и Людвиг Зюттерлин [1] изменили этот традиционный подход, определив сценарий обучения в качестве отправной точки, а не целевой модели.
Учебный сценарий не представляет собой желаемый целевой сценарий. Поэтому он не обязательно должен быть особенно красивым или эффективным, но, прежде всего, простым и понятным. На основе него учащиеся должны выработать индивидуальный почерк. Тот факт, что эта цель не всегда достигается, не меняет популярности концепции. [ нужна ссылка ]
В 1916 году педагог по письму Фриц Кульман применил еще более далеко идущий подход: ученики должны развивать индивидуальный почерк, используя печатные буквы , а не обучающую скоропись. Стремление к скорости должно побудить ученика самому придумывать комбинации букв и плавные, непрерывные штрихи. [1] В то время этот подход не оказался успешным, но был возрожден в 2011 году под названием Grundschrift («базовый сценарий») и с тех пор был снова протестирован.
Основы
[ редактировать ]
В сценарий обучения включена следующая информация:
- характер линии как формообразующего элемента (например, монолинейный мазок пера, широкий мазок пера или заостренный мазок пера),
- соотношение ширины линии к размеру шрифта,
- прорисовка характерных черт отдельных персонажей,
- пропорции размеров и ширины букв и элементов их формы,
- положение их главных осей (угол наклона),
- соединения и лигатуры и
- выполнение движений в деталях и в целом ( ductus ).
В Германии преподавание сценариев является частью учебной программы уроков немецкого языка. Он содержит заявления об обязательности соответствующего шаблона.
Кроме того, учебные сценарии имеют функцию иллюстрации согласованности отдельных аспектов дизайна (угол наклона, пропорции размера и ширины, разворот движения в виде углов, дуг, закрывающих линий или петель, межбуквенных интервалов и связей). . Таким образом, обучающие сценарии демонстрируют определенный принцип стиля, который помогает учащимся не только придать отдельным буквам безошибочную форму, но и установить определенный визуальный порядок в письме. Такой порядок направлен на объединение частей в легко воспринимаемое целое и является важнейшим условием разборчивости шрифтов. Линеаменты – это помощь в сложном процессе оформления заказа. Существуют разные взгляды на использование родословных при обучении письму.
Разработка учебных сценариев представляет собой связующее звено между шрифтовым дизайном и дидактикой преподавания носителями языка. Обучение письму посредством графомоторных навыков является одним из аспектов очень сложного процесса обучения письму в начальной школе. В истории письменного образования представления о том, как структурировать процесс приобретения навыков и умений рукописного письма, претерпели серьезные изменения. Это оказывает влияние на форму соответствующих учебных сценариев.
Развитие в немецкоязычных странах
[ редактировать ]Священная Римская империя
[ редактировать ]В немецкоязычных частях Священной Римской империи после Каролингского минускула (IX–XII вв.) преобладала скоропись, основанная на готической скорописи (с XIV в.) – курсивной форме готического письма в повседневном использовании. пользование (с 12 века). Это развитие продолжил нюрнбергский мастер-писец Иоганн Нойдорффер (1497–1563), сыгравший решающую роль в создании Fraktur . В своей книге «Eine gute Ordnung und kurze unterricht [...]» (Нюрнберг, 1538 г.) он создал единый стиль из букв немецкой скорописи – точнее немецкой рукописи Kurrent – которая существовала уже давно. С распространением школьной системы, начиная с 16 века, навыки чтения и письма стали обычным явлением среди все более разнообразных классов.
Наряду с немецким курсивом гуманистическая скоропись развивалась как сценарий для латинских и ненемецких текстов, и из этого возникла латинская скоропись. В немецкоязычном мире образованным людям было необходимо и обычно изучать две письменности: немецкую и латинскую.
Германия
[ редактировать ]Стандартные и учебные сценарии до 1941 г.
[ редактировать ]В 1714 году указом в Пруссии впервые был введен стандартный шрифт, который, как говорят, восходит к берлинскому учителю Хильмару Курасу ( Иоахимстхальской гимназии ). [1] Его заостренные, наклоненные вправо формы, которые в значительной степени избегали кривых, также натурализовались на других немецких территориях и стали характерными для немецкого куррентского письма.
Берлинский художник-график Людвиг Зюттерлин (1865–1917) изменил этот типичный стиль немецкого письма Куррент. Он полностью полагался на концепцию учебного сценария, который как таковой не должен быть ни красивым, ни эффективным, а, прежде всего, ясным и простым, а также на монолинейное перо для начинающих. Он разработал свой собственный шрифт, который стоял вертикально на линии, разделял верхние части, размер корпуса и нижние элементы в соотношении 1:1:1 и имел геометрические шипы и завитки. Сценарий Сюттерлина , существовавший в двух вариантах: немецкий (куррент) и латинский сценарий, использовался в прусских школах в 1924 году, а с 1930 года в большинстве других немецких стран в качестве сценария школьного обучения.
В Гессене другой педагог по шрифтам, Рудольф Кох , разработал собственную концепцию, которую он представил в 1927 году: Offenbacher Schrift . Кох отверг монолинейное перо Сюттерлина и принцип учебного сценария. Его письмо, которое также существовало как немецкое (куррентское) и латинское письмо, было написано широким пером и в принципе должно было быть сохранено в более поздней жизни, хотя оно также приобрело личные черты. [1] Однако с появлением сценария Зюттерлина в Гессене в 1930 году сценарий Оффенбаха остался неиспользованным. Точно так же не получил распространения Stäbchenschrift, разработанный Максимилианом Шлеглем в 1930-х годах.
В Третьем рейхе нацистской партии гауляйтер Ганс Шемм в 1933 году представил в Баварии свой собственный сценарий обучения: баварский «Volksschrift». Он содержал многочисленные изменения по сравнению с немецким письмом Сюттерлина, такие как замена маленьких петель U-образными дугами, четкие различия в буквах c, C, d, y, I, J, T и Y, вертикальные штрихи умляута, цифра 7 и завитки в цифре 0, а также в букве О. Министерству образования Рейха понравился этот шрифт, но оно хотело единообразия по всему Рейху. Декретом от 7 сентября 1934 года, вступившим в силу в начале 1935/36 учебного года, «Verkehrsschrift» был введен на всей территории Рейха. Это был вариант баварского «Volksschrift», в котором письмо было слегка наклонено вправо. Возможно, это было следствием осознания того, что на практике не все ученики создавали собственный почерк в соответствии с первоначальной идеей оригинального письма и что трафаретные формы оригинального письма Сюттерлина все еще можно было найти в почерке молодых людей. . [1]
- Пример Хильмара Кураса, 1714 г., который сформировал стандартное прусское письмо (Куррент)
- Алфавит современной письменности, ок. 1865 г. (в предпоследней строке указаны умлауты ä, ö, ü и соответствующие заглавные буквы Ae, Oe, Ue; в последней строке показаны лигатуры ch, ck, th, sch, sz и st)
- Немецкий сценарий Зюттерлина, 1924 г.
- Латинский Сюттерлин
- Сценарий Оффенбаха Рудольфа Коха, немецкий алфавит, 1927 г.
- Сценарий Оффенбаха – латинский алфавит.
Преподавание сценариев с 1941 года.
[ редактировать ]Стандартный немецкий шрифт
[ редактировать ]
В 1941 году все сломанные и текущие сценарии были отменены Normalschrifterlass ( «декретом о стандартных сценариях») от имени Адольфа Гитлера . Теперь в школах преподают только латиницу и все перешли на нее. С этой целью был создан новый сценарий обучения, который получил название «Deutsche Normalschrift». Он был разработан на основе латинского письма Сюттерлина с правым наклоном, более приятными формами и упрощениями, такими как упразднение петель в x, X и T и длина нижнего конца в z, Z, F и H. но и добавление петель заглавными буквами C, D и L. Длинная s в ней больше не содержалась. Буквы N, M, P, T и X, но не V, W и Y, подобно письму Оффенбаха, более близки к шрифту Antiqua , у P нет нижнего нижнего нижнего нижнего колонтитула, а X и Z получили горизонтальную линию. . Число 7 снова было написано диагональной линией.
Латинский исходный сценарий
[ редактировать ]
Lateinische Ausgangsschrift (LA) был разработан Iserlohner Schreibkreis на базе Deutsche Normalschrift и введен в действие 4 ноября 1953 года постановлением Конференции министров образования и культуры в качестве сценария школьного обучения в Федеративной Республике Германия. В Баварии LA был введен только в 1966 году. Lateinische Ausgangsschrift содержит лишь незначительные изменения по сравнению с Deutsche Normalschrift. Букве S придали форму, похожую на L, некоторые маленькие петли превратили в заостренные витки, x и X вернули свои петли обратно.
Сценарий выхода из школы и упрощенный сценарий выхода
[ редактировать ]В Германской Демократической Республике (ГДР) изначально использовался сценарий обучения, который по сути был таким же, как и LA, с небольшими изменениями, такими как буква t или отсутствие горизонтальной линии Z.
В связи с введением новой программы этот сценарий обучения был изменен в 1968 году. Решающую роль в этом сыграли как дидактические, так и эстетические причины. Чтобы иметь возможность начать учиться читать печатные буквы одновременно с обучением написанию скорописи, заглавные буквы были упрощены. Последовательность движений строчных букв была упрощена. Этот Schulausgangsschrift (SAS) был частично принят в старых федеральных землях в 1991 году.
В то же время в Федеративной Республике Германия в 1969 году был разработан Vereinfachte Ausgangsschrift (VA) для преодоления трудностей в использовании Lateinische Ausgangsschrift. Как и в случае с САС, формы ВА были приведены в большее соответствие с печатными буквами. Для этого было реализовано, что почти все строчные буквы начинаются и также заканчиваются на верхней средней полосе, что должно стандартизировать соединение букв и тем самым упростить написание. Букве z в ВА вернули ее потомка. Испытается с 1972 года.
- Учебный сценарий ГДР с 1958 года.
- Выпускной документ из школы, в ГДР с 1968 г.
- Упрощенный исходный шрифт, с 1972 г.
Основной шрифт
[ редактировать ]
С 2011 года заинтересованные школы в некоторых федеральных землях тестируют новую концепцию обучения письму с помощью Grundschrift , которая была разработана группой экспертов по поручению Grundschulverband. Идея Grundschrift заключается в том, что скоропись больше не преподается ни в какой форме и что в качестве учебного сценария используется только печатный шрифт. Учащиеся должны разработать личный почерк по напечатанному почерку совершенно самостоятельно и без каких-либо ссылок.
Сегодня
[ редактировать ]в Германии используются Lateinische Ausgangsschrift, Vereinfachte Ausgangsschrift, Schulausgangsschrift и Grundschrift. Задача соответствующих федеральных земель состоит в том, чтобы издать правила использования алфавитов, в соответствии с которыми либо алфавит не предписывается, либо несколько алфавитов доступны для выбора, либо один алфавит делается обязательным.
Австрия
[ редактировать ]До 1938/1939 учебного года куррентское письмо, признанное «официальным и протокольным письмом» в Австрийской империи, преподавалось и преподается как первое письмо в начальной школе. Учебники были написаны шрифтами Fraktur и Kurrent.
Старейшая австрийская школа письма датируется 1775 годом и была разработана Иоганном Игнацем фон Фельбигером («Инструкции по красивому письму [...] для использования немецкими школами в государствах КК», Вена, 1775 год) при императрице Марии Терезии. Следующая стандартизация датируется 1832 годом, но этим правилам почти никто не следовал, учителя разрабатывали свои собственные шаблоны, иногда даже внутри школы.
«Richtformen 1924» были объявлены обязательными Венским городским школьным советом, в то время как другие провинции до и частично после этого использовали свои собственные учебные сценарии. [2]
После аннексии Австрии нацистской Германией в 1938 году были предприняты попытки заменить письмо Куррент письмом Зюттерлина, которое уже использовалось в Германии. В 1941 году на Австрию также повлияло введение по всему Рейху «Deutsche Normalschrift».
По указу Федерального министерства образования от 22 мая 1951 года письмо Куррент было вновь введено в австрийские школы, на этот раз в качестве вторичного письма для «Schönschreiben» (каллиграфического письма). К тому времени письмо Куррент редко практиковалось в повседневной жизни.
«Lateinische Ausgangsschrift» (LA), который был введен в ФРГ в 1953 году, также был введен в начальных школах Австрии в 1963 году с практически идентичными буквами. Однако «P» и «R» были написаны в Австрии за один раз, то есть с петлей, непрерывно идущей вверх слева. Буква «r» продолжалась после штриха вниз к базовой линии оттуда с помощью небольшой петли поворота вправо (стоя на базовой линии) и, таким образом, была очень похожа на ранее использовавшийся сценарий Kurrent.
«Österreichische Schulschrift», принятый в 1967/1970 году, во многом следовал австрийскому варианту Lateinische Ausgangsschrift, упрощая петлю до небольшой дуги и второго заостренного разворота на базовой линии. Примерно в 1970 году оно было еще более упрощено до однонаправленного разворота – как это уже было сделано в 1953 году в ФРГ.
В 1995 году была принята новая версия «Österreichische Schulschrift». Убрали петли внутри букв а, г, г, о и во многих заглавных буквах. P и R больше не пишутся одним росчерком, X напоминает Antiqua-X, а цифры стали более простыми. Начиная с 1995/96 учебного года учителя имеют свободный выбор: во время курса письма в качестве учебного сценария может использоваться либо новый «Österreichische Schulschrift 1995», либо более старый «Österreichische Schulschrift 1969». [3]
Швейцария
[ редактировать ]
Преподаваемый в настоящее время швейцарский Schulschrift (также известный в просторечии как «Schnürlischrift») был введен в 1947 году.
В 2006 году Ганс Эдуард Мейер разработал простой Deutschschweizer Basisschrift , похожий на Deutsche Grundschrift, и предложил его в качестве современной альтернативы. В кантоне Люцерн Basisschrift одобрен в качестве альтернативы с 2006 года. Другие кантоны ждут или все еще обсуждают использование этого алфавита. В 2008 году исследование Pädagogische Hochschule Zentralschweiz (Университет педагогического образования Центральной Швейцарии) показало, что студенты, которые научились писать с помощью Basisschrift, смогли написать больше текста за то же время, чем те, кто выучил Schulschrift. Кроме того, сценарий был более разборчивым, и студенты чаще соглашались с утверждением «Мне нравится писать». [4]
Франция
[ редактировать ]Французский ронд шрифт , курсив, возникший в конце 16 века на основе сценария итальянского Возрождения, до 20 века был традиционным почерком во Франции для учебных, административных и финансовых документов.
Затем его заменила английская круглая стрелка , производная от письма ronde , более подходящая для металлических остроконечных перьев, которые стали преобладать. Круглая рука оставалась основным сценарием преподавания на протяжении всего ХХ века, до 2013 года.
С 2013 года для целей обучения Министерство национального образования Франции рекомендует модели d'écriture scolaire A и B , которые больше похожи на печатные сценарии. Эти сценарии были разработаны в рамках конкурса.
- Французский сценарий ронда (преподавался до 20 века)
- Образец [примечание 1] английского круглорукого (преподавалось в 20-м и начале 21-го веков)
- Франции Модель A школьного письма (с 2013 г.)
- Франции Модель B школьного письма (с 2013 г.)
Дания
[ редактировать ]В 1875 году неработающие шрифты были отменены и заменены петлеобразным курсивом («løkkeskrift»). В 1952 году формскрифт норвежки Альвхильд Бьеркенес был завезен в Данию учителем письма и начальной школы Кристианом Клеменсом Хансеном и стал доминирующим письмом в школах в течение следующих 20–30 лет.
Норвегия
[ редактировать ]
Около 1850 года от ломаного и куррентного письма отказались в пользу латинского рукописного письма с петлями. Примерно до 1970 года рукопись с петлями оставалась доминирующей в школах, хотя с конца 1940-х годов были введены формный шрифт Альвхильд Бьеркенес и другие рукописи без петель.
В 1979 году Grunnskolerådet опубликовал стандартизированные версии drukskrift (печать), løkkeskrift — рукописного письма с петлями и stavskrift — рукописного письма без петель. Студентам обычно преподают блочное письмо , а также циклическое письмо или рукописное письмо .
Швеция
[ редактировать ]

В 1959 году школьный совет ( Skolöverstyrelsen , SÖ ) имел возможность ввести экзаменованный единый курс письма. До этого не существовало единого обязательного метода. В качестве учебных сценариев или учебников использовались следующие сценарии: Skrivkursen Tomten , Skrivkursen Runa , Min skrivbok , Normalskriften , Funktionell Handtil , Stockholmsstilen и Skrivkursen Pennan . В 1975 году, после периода исследований и экспериментов, совет представил Skolöverstyrelsestilen ( SÖ-stilen ), который был разработан каллиграфом Керстин Анкерс и основан на Людовико Вичентино дельи Арриги канцелярском курсиве . После резкой критики обязательный характер этого школьного сценария был отменен десять лет спустя, и некоторые возобновили использование старых сценариев. [5] [6]
Развитие в англоязычных странах
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]
В конце XIX века широко используемым ресурсом для обучения письму в британских начальных школах была книга Генри Гордона «Почерк и как его научить» , первоначально опубликованная в 1870-х годах. Здесь подробно описано, как развить почерк от детских каракулей до стиля, основанного на тщательно продуманном гравюрном письме . Более простой стиль, основанный на идеях движения «Искусство и ремесла », пропагандировал «миссис Бриджес» (Мэри Моника Бриджес), жена поэта Роберта Бриджеса , который она опубликовала в книге «Новый почерк для учителей» (1899). Тем не менее, медная письменность продолжала преподаваться в государственных школах, поскольку она была необходима для клерков в коммерческих и профессиональных учреждениях. [7] Важную роль в обучении почерку в XX веке оказала Мэрион Ричардсон (1892–1946), школьный инспектор Совета лондонского графства , которая разработала простой рукописный шрифт, предназначенный для того, чтобы позволить детям развивать свой собственный стиль. Он был опубликован в журнале «Письмо и образцы письма» (1935), который широко использовался в британских школах и оставался в печати до 1980-х годов. [8]
для школ Соединенного Королевства не существует стандартизированного учебного сценария В настоящее время в различных национальных учебных программах , а только один стиль шрифта должен использоваться последовательно во всей школе. [9] Существует четыре направления обучения, которые школа может выбрать при обучении письму: [9]
- Используйте сценарий «Печать» в качестве исходного стиля рукописного ввода, затем перейдите к сценарию «Курсив» и, наконец, перейдите к сценарию «Непрерывный курсив».
- Сначала используйте сценарий печати, а затем перейдите к сценарию непрерывного курсива.
- Сначала используйте рукописный шрифт, а затем перейдите к непрерывному рукописному шрифту.
- Используйте непрерывный курсив на всех ключевых этапах .
Характеристики рукописного и непрерывного рукописного письма: [10]
Курсив | Непрерывный курсив | |
---|---|---|
отправная точка для букв | переменная | всегда на линии письма |
конечная точка для букв | всегда на линии письма (за исключением o, r, v и w , у которых выходная линия находится сверху) | всегда на линии письма (за исключением o, r, v и w , у которых выходная линия находится сверху) |
формирование одной буквы | буквы изучаются только с выходными штрихами | буквы, изучаемые с помощью входных и выходных штрихов |
Во всех стилях рукописного письма буквы создаются путем соединения линий и кривых определенным образом. Как только ученики научатся четко составлять отдельные буквы, их учат тому, как отдельные буквы можно соединять, образуя плавный сценарий. [11] Вопрос о том, следует ли отдать предпочтение печатному, курсивному или непрерывному курсиву в качестве учебного сценария, остается предметом споров в Соединенном Королевстве. Хотя многие школыпредпочитая преподавать непрерывный курсив в группах в течение всего года, часто начиная с Критики утверждали, что совмещенные стили письма заставляют многих детей бороться с необходимым высоким уровнем грубой и мелкой моторной координации. [12]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Метод Спенсера был самой важной стандартизированной системой почерка в Соединенных Штатах с 1840-х годов. [13] Примерно в 1888 году удостоенный наград метод Палмера был разработан как упрощенная система Спенсера, которая должна была быть проще и быстрее и вскоре стала самой популярной системой рукописного письма. [14] [15] Соответствующее «Руководство Палмера по деловому письму» 1894 года было продано тиражом в один миллион экземпляров в Соединенных Штатах в 1912 году. Использование этого метода сократилось в 1950-х годах, и в конечном итоге к 1976 году его заменил метод Занера-Блозера , который сначала обучал печатным буквам, а затем скоропись, чтобы как можно быстрее дать возможность письменному выражению и, таким образом, развить способность писать. [16] В 1978 году был представлен метод Д'Нилана , который стремился облегчить трудности перехода от печатных букв к скорописи с помощью метода Занера-Блозера и вернулся к более скорописному стилю, основанному на сценарии Палмера с печатными буквами, которые имеют много общего с курсивные аналоги. [17] [18] Популярные новые обучающие сценарии включают «Почерк без слез» и Гетти-Дубая курсив .
- Спенсеровский сценарий
- сценарий Палмера
- сценарий Д'Нилана
- Почерк без слез
Гонконг
[ редактировать ]В Гонконге дети младших классов учатся писать обычным письмом . Формы символов, подлежащие обучению, определены в Гонконгских лексических списках китайского языка для начального обучения ( 香港小學學習字詞表 ), опубликованных Управлением образования регионального правительства в 2009 году. [19]
Япония
[ редактировать ]В Японии учебник ( 教科書体 в образовательных целях обычно используется ). Он основан на обычном письме , но с особым упором на четкость штрихов. [20]

Литература
[ редактировать ]- Эрик Блюменталь: Школьные издания разных стран . Берн/Штутгарт 1957.
- Курт Варвель: Выпускная школьная литература в немецкоязычных странах. В: Спектр науки 7, 1986.
- Мехтильд Ден: курсив в качестве исходного шрифта. Стимул к обсуждению и тестированию. В: Журнал начальной школы № 69, 1993 г., страницы 30, 35 и 36.
- Вильгельм Топш: Конец легенды. Упрощенный исходный документ, подвергнутый испытанию. Анализ эмпирических работ по упрощенному написанию источников. Ауэр Верлаг, Донаувёрт, 1996 г., ISBN 3-403-02855-0 .
- Элизабет Нойхаус-Симон: Аспекты и проблемы уроков письма . В: Хартмут Гюнтер, Отто Людвиг (ред.): Письмо и грамотность. Междисциплинарный справочник международных исследований . 2-я половина тома, Берлин/Нью-Йорк, 1996 г., ISBN 978-3-11-019413-5 .
- Габриэле Фауст-Зиль, Ариана Гарлихс и другие: Исходный текст . В: Будущее начинается в начальной школе . Рабочая группа начальной школы. Издатель Rowohlt в мягкой обложке, Рейнбек недалеко от Гамбурга, 1996 г., ISBN 978-3-499-60156-9 .
- Вильгельм Топш: Первоначальные сочинения . В: Базовая компетентность в овладении письменной речью. Методы и практические предложения, ориентированные на действия. 2. исправленное и дополненное издание. Бельц, Вайнхайм и др., 2005 г., ISBN 3-407-25368-0 .
- Юрген Хасерт: Школьная литература. В: Дидактика немецкого языка , том 1. Шёнинг, Падерборн, 2006, ISBN 978-3-8252-8235-6 .
- Вольфганг Мензель: Призыв к шрифту без стандартизированных соединений . В: Текущая начальная школа , номер 110, май 2010 г., страницы 23–25.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Этот богато украшенный образец не соответствует более простому стилю, преподаваемому во французских школах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Соня Штайнер-Вельц (2003). О письме и шрифтах . Рейнхард Вельц Вермиттлер Verlag eK, стр. 113, 127, 133, 135, 137, 139. ISBN 978-3-937636-47-4 .
- ^ документация выставки школьного музея Клагенфурта Бриджит Штрассер
- ^ Федеральное министерство образования, искусства и культуры GZ 38.554/32-I/1/94.
- ^ tagesanzeiger.ch: Шнурлишрифт пишет свою последнюю главу? , по состоянию на 30 апреля 2011 г.
- ^ «Что случилось с преподаванием шведского почерка?». Почерк: учебная программа с комментариями для начальной школы 80 (на шведском языке). Стокгольм: Utbildningsförlaget. 1989. стр. 6–9. hdl : 2077/30955 . ISBN 91-47-02945-5 . ОСЛК 60929194 .
- ^ Карлссон, Матс (апрель 2009 г.). «Стиль письма, который потерпел крах» . Языковой журнал (на шведском языке).
- ^ Сассун, Розмари (1999). Почерк ХХ века . Лондон: Рутледж. стр. 27–35. ISBN 978-0415178822 .
- ^ «Коллекция Мэрион Ричардсон» . www.bcu.ac.uk/arts-design-and-media . Бирмингемский городской университет, факультет искусств, дизайна и медиа . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Будьте готовы к школе: какой шрифт учит ваш ребенок в школе? ( онлайн ), 29 августа 2019 г., дата доступа 30 марта 2022 г.
- ^ В чем разница между курсивными и непрерывными рукописными шрифтами? ( онлайн ), 9 ноября 2017 г., дата доступа 30 марта 2022 г.
- ^ Обучение почерку: три этапа почерка ( онлайн ), дата доступа 30 марта 2022 г.
- ↑ Анджела Уэбб: «Непрерывный курсив: лечение или проклятие?», Национальная ассоциация почерка ( онлайн ), дата доступа 30 марта 2022 г.
- ^ Тайлер, Робин DVC (12 апреля 2010 г.), Метод почерка Палмера , Архив Dead Media Нью-Йоркского университета , получено 12 апреля 2010 г.
- ^ Аппс-Бодилли, Сьюзен (2013). Однокомнатные школы: истории из дней 1 комнаты, 1 учителя, 8 классов . Историческое общество Висконсина. п. 61. ИСБН 978-0-87020616-0 . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ Трубек, Энн, Handwriting Is History , Pacific Standard, заархивировано из оригинала 4 февраля 2010 г. , получено 17 декабря 2009 г.
- ^ Олстон, Джин; Тейлор, Джейн (1987), Почерк: теория, исследования и практика , Нью-Йорк: Nichols Publishing, ISBN 9780709951070
- ^ Виадеро, Дебра (6 октября 1993 г.). «Метод почерка Д'Нила отказывается от подхода «мяча и палки»» . Неделя образования . Проверено 23 января 2018 г.
- ^ Макала, Джеффри. «Рожденный, чтобы нравиться, обучение искусству почерка, методы Спенсера и Палмера» . Редкие книги и специальные коллекции университетских библиотек . Университет Южной Каролины . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ « Список слов для начального обучения Гонконга — дополнение к специальному образованию (для учащихся с отклонениями в развитии)» [Список слов для начального обучения Гонконга — дополнение к специальному образованию (для учащихся с отклонениями в развитии)] (PDF) , САР Гонконг Бюро образования , 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 ноября 2013 г. Проверено 24 января 2022 г. .
- ^ «Интересный шрифт: Учебный шрифт» .