Фриц Шолдер
Фриц Шолдер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Брекенридж, Миннесота , США | 6 октября 1937 г.
Умер | 10 февраля 2005 г. Скоттсдейл, Аризона , США | (67 лет)
Национальность | Группа индейцев Луисено Ла-Хойя , американцы |
Образование | Магистр иностранных дел: Университет Аризоны (1964 г.) |
Движение | Абстрактный Экспрессионизм |
Веб-сайт | фрицхолдер |
Фриц Уильям Шолдер V [1] (6 октября 1937 — 10 февраля 2005) — индейский художник , создавший картины, монотипии, литографии и скульптуры. [2] [3] [4] Шолдер был зарегистрированным членом банды индейцев Луисено Ла-Холья , признанного на федеральном уровне племени Луисеньос . [5] [6] племя Калифорнийской миссии . Самые влиятельные работы Шолдера были постмодернистскими по чувствительности и в некоторой степени поп-артом по исполнению, поскольку он стремился деконструировать мифы американских индейцев. Преподаватель Института искусств американских индейцев (IAIA) в Санта-Фе в конце 1960-х годов Шолдер обучал выдающихся студентов-индейцев.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Фриц Шолдер родился 6 октября 1937 года в Брекенридже , штат Миннесота . [7] Когда он учился в средней школе в Пьере, Южная Дакота , его учителем рисования был Оскар Хоу , известный художник из Янктонай, Дакота . [8] Летом 1955 года Шолдер посетил лагерь искусства и музыки Среднего Запада в Канзасском университете . [9] Он учился у Роберта Б. Грина в Лоуренсе , штат Канзас. [10]
В 1956 году Шолдер окончил Эшленда среднюю школу в Висконсине и поступил на первый год обучения в Университете штата Висконсин в Супериоре , где учился у Артура Крука, Джеймса Гриттнера и Майкла Горски. [ нужна ссылка ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 1957 году Шолдер переехал со своей семьей в Сакраменто, Калифорния , где учился у Уэйна Тибо . [8] [11] [12] Тибо пригласил Шольдера присоединиться к нему вместе с Грегом Кондосом и Питером Ванденбергом в создании совместной галереи в Сакраменто. Первое шоу Шольдера получило исключительную оценку. Следующая персональная выставка Шольдера прошла в Художественном музее Крокера в Сакраменто. Его работы демонстрировались по всему региону, включая Калифорнийский дворец Почетного легиона в Сан-Франциско . После окончания Государственного университета Сакраменто , где он учился у Тармо Пасто и Раймонда Витта, Шолдера пригласили принять участие в Проекте индийского искусства Рокфеллера в Университете Аризоны в 1961 году.
Серия «Коренные американцы»
[ редактировать ]
Он познакомился с Cherokee Nation модельером Ллойдом Кивой Нью и учился у хопи ювелира Чарльза Лоломы . Получив стипендию Джона Хэя Уитни , Шолдер переехал в Тусон и стал ассистентом на факультете изящных искусств Университета Аризоны , где учился у Эндрю Раша и Чарльза Литтлера. Там он познакомился с художниками Максом Коулом, Джоном Хериком и Брюсом МакГрю. После получения степени магистра иностранных дел в 1964 г. [8] Шолдер принял должность преподавателя продвинутой живописи и истории современного искусства в недавно созданном Институте искусств американских индейцев в Санта-Фе, штат Нью-Мексико .
Шольдер всегда работал над сериями картин. В 1967 году его новая серия о коренных американцах, изображающая «настоящих индейцев», сразу же вызвала споры. Шолдер рисовал индейцев с американскими флагами , пивными банками и кошками. Его целью было нагруженное национальное клише и вина доминирующей культуры. Его портреты были описаны как изображающие «психическую цену разрыва между романтическими и ретроспективными популярными стереотипами индейцев и реалиями их повседневной жизни» и часто использующие «сардонический юмор в своих откровениях об абсурдности жизни коренных народов». живет в мире двадцатого века». [13] Шолдер не вырос индейцем, и его уникальную точку зрения нельзя было отрицать. Шолдер ушел из IAIA в 1969 году и отправился в Европу и Северную Африку. Он вернулся в Санта-Фе и приобрел небольшой глинобитный дом и студию на Каньон-роуд.
В 1970 году он был приглашен Институтом Тамаринда , полиграфической студией, которая в том же году переехала из Лос-Анджелеса в Альбукерке , для выполнения своего первого крупного проекта в новом помещении. Результатом сотрудничества стала сюита из семи литографий «Индейцы навсегда» , в которых художник более осознанно артикулирует образ современного индейца и которые познакомили его с техникой литографии. Успех сериала у критиков и публики также помог сделать Институт Тамаринда ведущим центром гравюры в Соединенных Штатах. [14] «Шолдер/Индейцы» была опубликована издательством Northland Press и стала первой книгой о творчестве Шолдера. В том же году Шолдер провел свою первую персональную выставку в галереях Lee Nordness.

Он оказал большое влияние на поколение художников коренных американцев. Его приглашали читать лекции на многочисленных художественных конференциях и в университетах, включая Принстон и Дартмут . В 1972 году выставка Дартмутских портретов открылась в Кордье и Экстроме в Нью-Йорке и получила положительные отзывы. В том же году Аделин Д. Брискин из Смитсоновского музея американского искусства посетила Шолдера и предложила провести выставку для двух человек работ Шолдера и одного из его бывших учеников. Шолдер выбрал TC Cannon . Выставка открылась в Вашингтоне, округ Колумбия. [15] получил хорошие отзывы и побывал в Румынии , Югославии , Берлине и Лондоне . Шолдера пригласили провести персональную выставку на Международной художественной ярмарке Basil V в Швейцарии в 1974 году. [16] После Базеля Шолдер отправился в Египет и расписал сфинкса и пирамиды.
В 1975 году Шолдер сделал свои первые гравюры в издательстве El Dorado Press в Беркли, Калифорния . [ нужна ссылка ] Работы Шолдера были исследованы в серии статей об американских индейских художниках для Системы общественного вещания (PBS). Среди других художников в этой серии были Р. К. Горман , Хелен Хардин , Аллан Хаузер , Чарльз Лолома и Джозеф Лоневолф . [17] Также в 1975 году Нью-Йоркское графическое общество выпустило книгу его литографий. Шолдер обнаружил монотипии в 1977 году. Его первая выставка фотографий была показана в Музее Херда в 1978 году, задокументированная в книге Indian Kitsch , опубликованной Northland Press. Миниатюрный сборник стихов Шолдера был выпущен издательством Stinehour Press в 1979 году. В 1980 году Шолдер был приглашенным художником в Институте искусств Оклахомы, в результате чего был снят документальный фильм PBS « Американский портрет» . Шолдер рисовал литографии в Ediciones Poligrafa в Барселоне и был приглашенным художником в ISOMATA, USC в Идиллуайлде, Калифорния , а затем снова в Институте искусств Оклахомы.
Признание в 1980-е годы
[ редактировать ]В 1981 году в Художественном музее Тусона прошла ретроспектива работ Шольдера, на которой художнику было предложено выбрать выставленные работы. [18] В 1982 году Шолдер приобрел лофт на Манхэттене . Крупная монография была опубликована издательством Rizzoli International, и Шолдер вернулся в Египет по приглашению знаменитого археолога Кента Уикса . В 1983 году Шолдер получил Премию губернатора Нью-Мексико за выдающиеся достижения в области искусств. [19] Шольдер был назван прижизненным светским деятелем Осеннего салона и выставлен в Гран-Пале в Париже в 1984 году. В следующем году он был удостоен премии «Золотая тарелка» Американской академии достижений . В 1991 году была опубликована книга «Послеобеденный сон» , первая в серии книжных проектов издательства Nazraeli Press в Мюнхене . Шолдер получил пять почетных степеней от колледжа Рипон , Университета Аризоны , колледжа Конкордия , колледжа Санта-Фе и первую почетную степень от Университета Висконсина-Супериор . Затем последовала гуманитарная награда от 14-го Norsk Hostfest .
Более поздние выставки
[ редактировать ]
В 1994 году Леонард Баскин пригласил Шолдера для совместной работы над крупной книгой в издательстве Gehenna Press в Массачусетсе . Шолдер вернулся в Аризону и вместе с Линдой Тайнахза основал свою частную типографию «Апокрифы». Затем он удалился в колонию Макдауэлл в Нью-Гэмпшире . В следующем году открылись две крупные выставки: « Частные работы Фрица Шолдера» в Художественном музее Феникса и годичная выставка «Фриц Шолдер/Иконы и явления » в Скоттсдейлском центре искусств в Аризоне. Шолдер начал серию «Миллениум» и работал в Лондоне, Париже и Будапеште .
В 1999 году Шолдер завершил «Клон будущего », бронзовую скульптуру высотой восемь футов, описанную ArtDaily как «андрогинную фигуру ангела», которая демонстрирует «то же взволнованное, текстурное прикосновение», которое Шолдер привнес в свои картины. [20] Свою первую цифровую книгу « Мысли ночью » он выпустил в 2000 году. В том же году Шолдер вернулся в Санта-Фе, чтобы открыть выставку «Один/Не один» в галерее Кьяроскуро. открылась крупная выставка картин и скульптур, посвященных смерти и черепам, под названием « Последние портреты » в Художественном музее Твида Университета Миннесоты В октябре 2001 года в Дулуте . В марте 2002 года в галереях Chiaroscuro в Скоттсдейле открылась крупная выставка под названием «Орхидеи и другие цветы» — реакция Шольдера на события 11 сентября. Шолдер является лауреатом Премии губернатора Аризоны 2002 года.
Посмертное признание
[ редактировать ]25 августа 2009 года губернатор Арнольд Шварценеггер и Мария Шрайвер объявили, что Шолдер был одним из 13 призывников Зала славы Калифорнии . Затем его работы были представлены на Калифорнийском музее выставке работ и вкладов лауреатов Зала славы того года в . Церемония введения в должность состоялась 1 декабря 2009 года в музее Сакраменто .
Скульптура Шолдера «Будущий клон» была включена в сцену фильма Даррена Аронофски » 2010 года «Черный лебедь , в котором она была описана как «леденящая, как картина Базелица , с пожранным лицом и крыльями, злым призраком». [21] 1 ноября 2008 года Национальный музей американских индейцев открыл ретроспективу работ Шолдера под названием «Индеец/Неиндейец» на двух площадках: одна в Вашингтоне, округ Колумбия, а другая в Нью-Йорке. 4 октября 2015 года Денверский художественный музей открыл крупную передвижную выставку из «индийской» серии Шольдера под названием « Супериндейцы: Фриц Шолдер, 1967–1980» . Затем «Супер индеец» отправился в Художественный музей Феникса и Музей современного искусства Нермана в Оверленд-Парке , штат Канзас.
Работы Шолдера были частью передвижной выставки «Искусство для нового понимания: голоса коренных жителей, с 1950-х по настоящее время » (2019–2020), организованной Музеем американского искусства Кристал Бриджес . [8] и « Растягивание холста: восемь десятилетий местной живописи» (2019–21), исследование в Национальном музее американских индейцев, Центре Джорджа Густава Хей в Нью-Йорке. [22]
В июне 2022 года триптих Шолдера «Владение на пляже», ранее показанный на выставке «Индейцы/неиндейцы» (2008–09) в Национальном музее американских индейцев Смитсоновского института , выставлен в Американском крыле Метрополитен-музея. в Нью-Йорке. [23] [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оливер, Мирна (15 февраля 2005 г.). «Фритц Шолдер, 67 лет; его творения изменили определение искусства американских индейцев» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Симс, Лоури Стоукс; Шолдер, Фриц; Национальный музей американских индейцев, ред. (2008). Фриц Шолдер - индеец, а не индеец: в связи с выставкой Фриц Шолдер: индеец/не индеец, открывающейся одновременно в Национальном музее американских индейцев Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия, и в Центре Джорджа Густава Хей в Нью-Йорке в ноябре. 2008 год . Мюнхен Берлин: Престель. ISBN 978-3-7913-3969-6 .
- ^ Шолдер, Фриц (1988). Фриц Шольдер: картины и монотипии . Альтадена, Калифорния: Издательство Twin Palms. ISBN 978-0-944092-06-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Шолдер, Фриц; Шреффлер, Майкл Дж.; Университет штата Аризона, ред. (1994). Фриц Шолдер: тридцать лет скульптуры; опубликовано приурочено к выставке в Университете штата Аризона, 18 ноября 1994 г. — 22 января 1995 г. Мюнхен: Назраэли Пресс. ISBN 978-3-923922-28-4 .
- ^ «Фритц Шолдер: Индиец/Не Индиец. Введение». Архивировано 17 июля 2009 г. в Wayback Machine Национальном музее американских индейцев . (получено 27 декабря 2009 г.)
- ^ «Сокровища IACB: Фриц Шолдер, Индеец с кошкой (1973)» Министерство внутренних дел США . (получено 25 февраля 2021 г.)
- ^ Гарднер, Эндрю (18 декабря 2017 г.). «Непреходящее наследие одного из самых влиятельных художников коренных американцев» . Артистичный . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Фриц Шолдер, Индийский и витрина» . Художественный музей Нашера . Университет Дьюка . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ «Хронология Фрица Шольдера» (PDF) .
- ^ «Интервью по устной истории с Фрицем Шольдером» .
- ^ Фельзенталь, Юлия (30 сентября 2015 г.). «Artsplainer: индийские картины Фрица Шольдера в Денверском художественном музее» . Мода . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Ходель, Синди (9 июля 2016 г.). « «Супер-индеец» в музее Нермана соблазняет смелыми цветами и образами» . Звезда Канзас-Сити . Проверено 17 августа 2020 г.
- ^ Берло, Джанет С.; Филлипс, Рут Б. (1998). Искусство коренных народов Северной Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 225.
- ^ Сюзанна Фрике, «Индейцы Фрица Шольдера навсегда и Институт тамаринда», в Print Quarterly , XXXVI, № 3 (сентябрь 2019 г.), стр. 275–286.
- ^ Национальная коллекция изящных искусств, Смитсоновский институт (1972). Два американских художника: Фриц Шолдер и Т.С. Кэннон . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Хоффман, Герхард и Жизелла (1998). Путеводитель Сент-Джеймса для художников из числа коренных народов Северной Америки . Детройт, Мичиган: Сент-Джеймс Пресс. п. 506 . ISBN 1558622217 .
- ^ Стивен Лейтольд, «13: Искусство коренных американцев и художники в документальных фильмах о визуальном искусстве с 1973 по 1991 год», Архивировано 15 июня 2020 г. в Wayback Machine. [ ISBN отсутствует ] в книге «На границах художественных миров» под ред. Ларри Гросс. Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1995, 268.
- ^ Каннингем, Элизабет (1983). Шедевры американского Запада: отрывки из коллекции Аншуца . Денвер, Колорадо: Коллекция Аншуца.
- ^ «Предыдущие получатели» . Художественный музей Нью-Мексико. Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 7 апреля 2013 г.
- ^ «Удивительный портрет Фрица Шолдера, самого знаменитого индейского художника страны, открывается в Нью-Йорке» ArtDaily. (получено 16 февраля 2011 г.)
- ^ «Обзор фильма: Черный лебедь (2010)» Dogandwolf.com . (получено 16 февраля 2011 г.)
- ^ «Натяжение холста: восемь десятилетий отечественной живописи» . Национальный музей американских индейцев . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Коттер, Голландия (3 июля 2022 г.). «На митинге, протест и поэзия о воде» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Аборигенная неотложная помощь: сухопутное и водное искусство, историческая несправедливость в кино» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Монтан, Гай и Дорис (1975). Искусство и индийские индивидуалисты: искусство семнадцати современных художников и мастеров Юго-Запада . Флагстафф, Аризона: Northland Press. ISBN 9780873581370 ; LCCN 74-31544
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Видеоинтервью Фрица Шолдера с Академией достижений (29 июня 1996 г.)
- 1937 рождений
- смертей в 2005 г.
- Художники коренных американцев 20-го века
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Американские граверы 20-го века
- Художники коренных американцев XXI века
- Американцы английского происхождения
- Американцы французского происхождения
- Американцы немецкого происхождения
- Жители Брекенриджа, Миннесота
- Гравюры коренных американцев
- Художники коренных американцев
- Луисеньо люди
- Американские современные художники
- Художники из Миннесоты
- Художники из Санта-Фе, Нью-Мексико
- Факультет Института искусств американских индейцев
- Люди из Пьера, Южная Дакота
- Американские художники постмодерна
- Американские художники-мужчины
- Выпускники Университета Нью-Мексико
- Художники-мужчины из числа коренных американцев
- Выпускники Университета штата Висконсин