Лагерь для интернированных Вэйсянь
Лагерь для интернированных Вэйсянь | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Вэйсянь 集中Концентрационный лагерь | ||
Упрощенный китайский | Концентрационный лагерь Вэйсянь | ||
| |||
Концентрационный лагерь | |||
Координаты | 36 ° 42'08 "N 119 ° 07'35" E / 36,70222 ° N 119,12639 ° E | ||
Другие имена | Центр гражданских собраний Вэйсянь | ||
Расположение | Вэйфан , Китай | ||
Оригинальное использование | Комплекс пресвитерианской миссии | ||
Оперативный | Февраль 1943 г. - октябрь 1945 г. | ||
Количество заключенных | более 2000 интернированных | ||
Освобожден | Армия США | ||
Известные книги | Комплекс «Шантунг», автор Лэнгдон Гилки |
Лагерь для интернированных Вэйсянь ( китайский : 濰濰縣 集中集中營 ), исторически более известный как Лагерь для интернированных Вэйсянь, был управляемым японцами лагерем для интернированных, называемым «Центром гражданских собраний» в бывшем округе Вэй ( 濰濰縣 ; 潍县 ; Вэйсянь ; 2 Сянь 4 ), расположенный недалеко от города Вэйфан , Шаньдун , Китай. Комплекс использовался японцами во время Второй мировой войны для интернирования гражданских лиц стран -союзников, проживающих в Северном Китае. Лагерь действовал с марта 1943 года по октябрь 1945 года, и за все время или часть времени, пока лагерь был открыт, было интернировано более 2200 мирных жителей.
Большинство людей в лагере были британцами, но среди населения также были американцы, канадцы, австралийцы, итальянцы, голландцы, бельгийцы, русские и другие национальности. Большинство интернированных были либо христианскими миссионерами , либо бизнесменами и членами их семей. Среди интернированных было более 350 детей. Среди детей были ученики школы-интерната Чефу , из которых 100 человек были разлучены со своими родителями на протяжении всей войны. Вэйсянь продолжал действовать до тех пор, пока американские парашютисты не освободили лагерь без сопротивления 17 августа 1945 года, хотя последний интернированный не покинул его до октября 1945 года. [ 1 ]
Богослов Лэнгдон Гилки описал опыт интернированного в Вэйсяне. «Мы не испытывали чрезвычайных трудностей с конечностями, желудком или духом… мы были в достаточной безопасности и чувствовали себя достаточно комфортно, чтобы в значительной степени создать и поддерживать небольшую цивилизацию, но наша жизнь была достаточно близка к грани выживания, чтобы раскрыть огромные трудности этой задачи». [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]В июле 1937 года Япония вторглась в Китай, что спровоцировало Вторую китайско-японскую войну . Вскоре японцы захватили Пекин и большинство крупных городов Китая. [ 3 ] В то время в Китае жили десятки тысяч европейцев и американцев, в основном бизнесмены и христианские миссионеры, а также небольшое количество ученых, художников и белых русских беженцев из коммунистического правительства Советского Союза . Хотя правительства США и Европы рекомендовали своим гражданам покинуть Китай, многие остались там, хотя и столкнулись с нехваткой продуктов питания и других предметов первой необходимости. 8 декабря 1941 года, после нападения Японии на Перл-Харбор , японцы начали конфисковывать активы, регистрировать и контролировать деятельность граждан противника, в основном британцев и американцев, страны которых находились в состоянии войны с Японией. [ 4 ]
Граждане противника, проживавшие в Пекине, не были интернированы до марта 1943 года. Японцы приказали гражданам противника собраться 25 марта в своих посольствах и препроводили их на железнодорожную станцию. Толпа китайцев наблюдала за зрелищем иностранцев, нагруженных всем имуществом, которое они могли унести, идущих к вокзалу, что было символом того, что «эра западного доминирования» в Китае закончилась. Круглосуточная поездка на поезде без еды и воды привела их в Вэйсянь, где большинство из них было интернировано до конца Второй мировой войны. Когда группа интернированных из Пекина прибыла в Вэйсянь, интернированные из Циндао (Циндао) и Тяньцзиня их уже приветствовали (Тяньцзинь), а также большой контингент римско-католических священников и монахинь. [ 5 ]
Большое количество интернированных прибыло из Чифу (Яньтай) в сентябре 1943 года. Их насчитывалось 371 человек, в основном британцы, в том числе 118 учеников в возрасте от 6 до 18 лет из школы Чефу , протестантскими школы-интерната, поддерживаемой миссионерами. Первоначально японцы выгнали учеников и сотрудников школы и интернировали их в городе Чефу. Позже они перевезли всех интернированных Чефу на корабле и поезде в Вэйсянь. [ 6 ] [ 7 ]
Всего в странах, оккупированных Японией во время Второй мировой войны, было интернировано около 125 000 граждан противника. Из этих 125 000 десять процентов находились в Китае и Гонконге . В Китае Вэйсянь был одним из крупнейших лагерей для интернированных, который японцы называли «Центрами гражданского собрания». [ 8 ]
Двор Счастливого Пути
[ редактировать ]Интернированные в Вэйсяне были размещены в бывшем комплексе пресвитерианской миссии, который назывался «Двор счастливого пути» ( китайский : 乐道院 ; пиньинь : Lè dào yuàn ). Обнесенный стеной комплекс, где жили интернированные, находился в 5 км (3,1 мили) от города Вэйсянь. Комплекс был размером с большой городской квартал, чуть больше 6 акров (2,4 га). Один интернированный описал полуразрушенный комплекс как «голые стены, голые полы, тусклое электрическое освещение, отсутствие проточной воды, примитивные туалеты, два дома с душевыми, три огромные общественные кухни, оскверненную церковь и разобранную больницу». [ 9 ] Японские охранники жили в прилегающем районе лучших домов, бывших домами миссионеров. Комплекс был окружен сельскохозяйственными угодьями. [ 10 ] [ 11 ]
Не все интернированные, отправленные в Вэйсянь, остались там. Самой большой группой, покинувшей Вэйсянь, были 438 римско-католических священников и монахинь, которые 16 августа 1943 года были переведены из Вэйсяня и отправлены в Пекин, где они были заключены в свои религиозные дома. Несколько католиков решили остаться в Вэйсяне и стали самыми умными из лагерных торговцев черным рынком. [ 12 ]
В сентябре 1943 года 1525 американцев, канадцев и латиноамериканцев были репатриированы из контролируемых Японией лагерей для интернированных гражданских лиц в Восточной Азии, в том числе 395 из Вэйсяня. По соглашению с Японией пленные были обменены на японских гражданских пленных США. Репатриантов из Виеса отправили по железной дороге в Шанхай , где их погрузили на борт японского корабля « Тейя Мару» . Они покинули Шанхай 19 сентября и направились в Гоа , португальскую колонию в Индии. Там они 19 октября сели на шведский корабль милосердия « Грипсхольм» и, после нескольких остановок для освобождения репатриантов, 1 декабря прибыли в Нью-Йорк. [ 13 ] [ 14 ] Люди, выбранные для репатриации, были в списке приоритетных лиц для репатриации, составленном правительствами США и других стран. Большинство репатриированных были миссионерами и бизнесменами, работавшими на крупные американские компании. [ 15 ]
После переселения и репатриации население Вэйсиена состояло из 1093 британцев, 202 американцев, 42 бельгийцев, 28 голландцев и 58 представителей других национальностей, из которых 358 были детьми. [ 16 ] 30 декабря 1943 года к ним присоединились 107 итальянцев, интернированных после капитуляции Италии союзникам . Итальянцев разместили в отдельной части Вэйсиена. С тех пор и до ликвидации лагеря численность интернированных составляла более 1500 человек. [ 10 ] [ 11 ] [ 17 ] Наибольшее количество интернированных составляли миссионеры и бизнесмены и их семьи, но интернированные были самыми разнообразными, выходцами как из самых высоких слоев западного общества в Китае, так и из самых низших. Среди богатых бизнесменов и благочестивых миссионеров были проститутки, алкоголики и наркоманы. Несколько интернированных были смешанной крови. джаз-бэнд из четырех афроамериканцев и филиппинского гитариста по прозвищу «Ананас». Среди интернированных был [ 18 ]
Японский гарнизон в Вэйсяне состоял из коменданта, его штаба из пяти человек и 30–40 охранников. Однако японцев в лагере было мало. Интернированные были автономны в большинстве вопросов: японцы отдавали приказы и отвечали на просьбы интернированных через лидеров интернированных. [ 19 ] По мере того как война продолжалась, японцы в районе Вэйсяня становились все более изолированными и окруженными коммунистическими и националистическими партизанами, выступавшими против оккупации Китая. После войны коменданту лагеря г-ну Изу было предъявлено обвинение в военных преступлениях, но бывший лидер интернированных Тед Макларен дал показания в его защиту, и Изу был оправдан. [ 20 ]
Правительство и политика
[ редактировать ]Вскоре после прибытия большей части интернированных в марте 1943 года японский комендант приказал им создать 9 комитетов для выполнения различных функций по управлению лагерем. В отношениях с японцами лагерь представлял совет председателей 9 комитетов. Интернированные решили, что каждый комитет будет состоять из четырех членов, представляющих четыре группы интернированных, находившихся в то время в лагере: интернированных из Пекина , Циндао , Тяньцзиня и католических священнослужителей. Каждый комитет избрал председателя. В руководстве доминировали бизнесмены, возглавляющие крупные британские и американские компании в Китае. Японцы не позволили интернированным выбрать единого лидера. [ 21 ] [ 22 ]
Сначала члены комитета были выбраны самопровозглашенными лидерами интернированных, но после того, как легитимность их власти была поставлена под сомнение, они были выбраны путем выборов, проводимых каждые шесть месяцев для председателей комитетов. «Хотя политически мы стали демократией, — сказал Гилки, — экономически наше общество оставалось полностью социалистическим... всеми средствами производства управляли представители общества в целом, а не частные лица». Чаще всего возникали две проблемы: «Как заставить ленивого работать?» и загадка того, как обеспечить справедливое и равноправное распределение дефицитного товара (продуктов питания) среди всех интернированных. Распределение другого дефицитного товара (жилья) также было сопряжено с трудностями и конфликтами. [ 23 ]
Повседневная жизнь
[ редактировать ]Чтобы выжить, интернированные создали кухни и больницу, открыли библиотеку и давали своим детям образование без парт, стульев, классной комнаты и с небольшим количеством книг. Поскольку лагерь для интернированных находился в ужасном состоянии, люди всех слоев общества собирались вместе, чтобы готовить и помогать на кухне, топить печи, чистить туалеты и выполнять другие задачи.
Санитария и вода
[ редактировать ]Санитарные помещения были недостаточны для размещения 1500 интернированных. На территории комплекса было всего 23 туалета с выгребной ямой в четырех местах, и ежедневная очередь к ним была длинной. «Патруль туалетов», в основном состоявший из протестантских и католических миссионеров, был создан для наблюдения за использованием и уборкой туалетов. В конце концов китайским фермерам разрешили войти на территорию, чтобы вывезти « ночную почву », которую они ценили для удобрения своих посевов. Работники туалетов имели право принимать душ каждый день, в то время как большинству интернированных разрешалось принимать душ только один раз в неделю. Интернированные вырыли несколько выгребных ям , куда интернированные могли складывать содержимое своих ночных горшков . Некоторые из наиболее удачливых интернированных платили другим, часто банкой кофе, за то, чтобы они заменяли их во время смены в туалетах. Часто недостаточное водоснабжение комплекса осуществлялось из нескольких колодцев. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Еда
[ редактировать ]Еда была главной заботой интернированных. Три большие кухни готовят и подают еду. Самая маленькая из трех кухонь была отведена итальянцам, а две другие обслуживали остальных интернированных. Небольшая «диетическая кухня» кормила людей с особыми потребностями или в больнице. У интернированных было четыре источника еды. Самым важным был выпуск японцами небольшого количества мяса местного производства и более обильных поставок овощей, таких как капуста, зелень, редис и баклажаны. Каждый маленький ребенок почти ежедневно получал чашку молока. Вторым источником была столовая, где люди с деньгами могли купить предметы роскоши, такие как свежие фрукты и арахисовое масло, закупаемые у местных фермеров. Людям большинства национальностей из числа интернированных швейцарский дипломат, периодически посещавший Вэйсянь. Третьим источником был процветающий черный рынок (о котором подробнее позже), а четвертым — прибытие и распределение в лагере продуктовых посылок из Американский Красный Крест (также подробнее позже). По мере продолжения войны все эти источники сокращались, и, хотя голода не было, некоторые мужчины потеряли 50 и более фунтов. [ 27 ] [ 28 ]
Важнейшим продуктом питания интернированных был хлеб, который вместе с чаем и овощным супом, иногда с небольшим количеством мяса, составлял каждый прием пищи. Еще до прибытия интернированных японцы открыли на территории пекарню и предоставили муку. Среди интернированных были два пожилых персидских пекаря, которые подготовили группу интернированных пекарей для работы в пекарне. В 1944 году японцы сократили поставки муки и начали нормировать хлеб. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Продовольственные посылки Красного Креста
[ редактировать ]Периодически японские захватчики разрешали частным лицам и международным организациям отправлять интернированным еду по почте. Внешние источники еды, в том числе полученные на черном рынке, предотвращали настоящий голод. В начале периода интернирования католики в Пекине отправили продуктовые посылки католическим священникам и монахиням в Вэйсяне. В июле 1944 года в лагерь прибыли продуктовые посылки от американского Красного Креста , и каждый американец получил посылку. Позже, в январе 1945 года, когда продовольственная ситуация в лагере стала отчаянной, в лагерь на повозке, запряженной ослами, прибыла огромная партия продуктовых посылок от Американского Красного Креста. Пришло около 1500 посылок, каждая из которых весила около 20 килограммов (44 фунта) и содержала мясные консервы, масло, сигареты, сыр, сухое молоко, кофе и шоколад. Посылок было достаточно, чтобы раздать по одной посылке каждому человеку в лагере, но несколько американцев, включая миссионеров, протестовали против того, чтобы посылки от Американского Красного Креста раздавались только 200 американцам в лагере и что каждый американец должен получить семь с половиной посылок. Ожесточенное противостояние между американцами и представителями других национальностей в лагере продолжалось до тех пор, пока японцы не решили, что каждый человек в лагере получит по одной посылке. Инцидент вызвал длительную враждебность в лагере между американцами и другими странами. Лэнгдон Гилки, американец, сказал: «Если бы в лагере не было японского оружия, гарантирующего порядок, мы могли бы легко столкнуться с настоящей враждой. Таким образом, наше сообщество могло бы уничтожить себя». [ 32 ] [ 33 ] [ 31 ]
Здоровье и медицинское обслуживание
[ редактировать ]Тридцать один человек погиб во время своего интернирования в Вэйсяне, в том числе Эрик Лидделл , миссионер и золотой медалист Олимпийских игр . [ 34 ] Родилось тридцать три ребенка. [ 35 ]
Когда в марте 1943 года интернированные начали прибывать в Вэйсянь, больница была разрушена и разграблена. В течение десяти дней врачи и медсестры создали здесь операционную, лабораторию, аптеку и диетический центр. Одного пациента с аппендицитом отправили в больницу в Тяньцзине поездом до того, как открылась операционная. Он умер в пути. Самой главной проблемой больницы была нехватка лекарств. В 1944 году двое беглецов из Вэйсяня сообщили американской армии, что им крайне необходимы лекарства. Армия сбросила партизанам четыре больших ящика с сульфаниламидом и другими наркотиками. Партизаны передали наркотики швейцарскому консулу В. Е. Эггеру, который ежемесячно посещал Вэйсянь. С помощью уловок ему удалось провести лекарства мимо японской охраны в лагерь. [ 36 ] В отчете посольства США (предположительно на основе информации, предоставленной швейцарским консулом) здоровье интернированных было описано как «на удивление хорошее», несмотря на недостаточное питание. [ 37 ]
Жилье
[ редактировать ]В Вэйсяне было больше жилых единиц, чем в большинстве других японских лагерей для интернированных. Каждому человеку было разрешено иметь около сорока пяти квадратных футов площади. Одинокие женщины и мужчины были разделены по разные стороны зданий; женщины с одной стороны и мужчины с другой. Интернированных размещали в подвалах помещений больницы, школьных зданий и бывших китайских общежитий. Семейное жилье строилось в комплексах с длинными рядами комнат, в каждой из которых обычно проживала семья из двух-четырех человек. Комнаты были примерно девять на двенадцать футов. Некоторых интернированных разместили в классах для сна. В классах количество человек могло варьироваться от десяти до тридцати человек. [ 38 ]
Черный маркетинг
[ редактировать ]Длина сложной стены в сочетании с нехваткой японских охранников способствовала обширному черному маркетингу, особенно продуктов питания и особенно яиц. Китайские фермеры приносили свою продукцию к стене комплекса, а интернированные платили им деньгами или ценностями и переправляли товары через стену или через дыры в стене, образовавшиеся в результате удаления кирпичей. Гилки подсчитал, что в начале заключения на территорию лагеря контрабандой проносилось 1300 яиц в день. Усилия японцев по прекращению черного маркетинга включали казнь двух китайских фермеров. После перерыва черный рынок снова заработал в июле 1944 года, и на этот раз японские охранники стали посредниками, облегчая торговлю в обмен на комиссионные. Продукты, доставленные в лагерь через торговцев на черном рынке, наиболее успешными практиками которых были католические священники и монахи, были важны для питания интернированных. Детям в день давали столовую ложку измельченной яичной скорлупы в качестве добавки кальция. [ 39 ] [ 40 ]
Сопротивление и побег
[ редактировать ]Бельгийский священник- иезуит о. Раймонд де Ягер, свободно владевший китайским языком, разработал систему установления контактов с китайскими националистическими партизанскими силами и, следовательно, с китайским и американским правительствами. Де Джагер начал с того, что бросил кирпичи через стену комплекса черным китайцам-торговцам снаружи. К кирпичам были привязаны послания с деньгами и инструкциями по доставке адресатам. Позже, когда японские меры безопасности ужесточились, де Ягер вызвался контролировать китайских рабочих, которым разрешили в Вэйсяне очищать выгребные ямы от ночной почвы. Работники выгребной ямы доставляли де Йегеру в лагерь и за его пределы тайные послания. [ 41 ]
Вместе с британским бизнесменом Лоуренсом Типтоном де Ягер планировал побег из Вэйсяня, но его начальник отговаривал его, опасаясь репрессий со стороны Японии в отношении лагеря. Американец Артур Хаммел-младший , специалист по китайскому языку, был завербован, чтобы занять место де Ягера во время побега. С помощью американца китайского происхождения Роя Чу и торговца на черном рынке Томми Уэйда в ночь с 9 на 10 июня 1944 года Типтон и Хаммел успешно перелезли через стену и присоединились к китайским партизанам-националистам в этом регионе. Благодаря постоянным контактам с де Ягером Типтон и Хаммел смогли держать интернированных в курсе событий за пределами лагеря Вэйсиен и стимулировать американцев отправлять продовольственные посылки Красного Креста людям в лагере, которые были на грани голодной смерти. Перед побегом утренняя перекличка интернированных была формальной. После этого японцы диктовали две переклички в день, каждая из которых длилась до часа. [ 42 ] [ 43 ] [ 28 ]
Американское освобождение
[ редактировать ]17 августа 1945 года, через два дня после официальной капитуляции Японии перед союзниками, небольшая спасательная группа спрыгнула с парашютом с американского бомбардировщика B24 «Бронированный ангел» . [ 44 ] В состав команды входили шесть американцев (майор Стэнли Стайгер, прапорщик Джимми Мур, лейтенант Джим Хэннон, Раймонд Ханчулак, сержант Питер Орлич, сержант Тэд Нагаки) и один китайский переводчик («Эдди» Ван Чэнхань 王成汉). [ 1 ] «Утиная миссия», проведенная под эгидой УСС , успешно освободила 1500 гражданских заключенных союзников.
Известные интернированные
[ редактировать ]- Тед Макларен , игрок международного союза регби Шотландии - председатель дисциплинарного комитета лагеря.
- Реджинальд Базир , англиканский священник и миссионер
- Лэнгдон Браун Гилки , американский протестантский экуменический богослов.
- Уотсон Макмиллан Хейс помог основать Шаньдунский колледж / Шаньдунский университет.
- Артур Хаммел-младший , позже посол США в Китае (1981–85).
- Эрик Лидделл , шотландский спортсмен, олимпийский чемпион, обладатель золотой и бронзовой медали (1924), международный игрок союза регби и миссионер. Умер на месте 21 февраля 1945 г. (43 года). В фильме «Последняя гонка» (рабочее название) («На крыльях орлов») показано время, проведенное Лидделлом в лагере, с Джозефом Файнсом в роли Эрика Лидделла. [ 45 ]
- Лопе «Папа» Сарреал-старший. , «Великий старик филиппинского бокса» [ 46 ] [ 47 ]
- Пол Томпсон , британский китаевед
- Мэри К. Райт и Артур Ф. Райт , историки Китая; Профессора Йельского университета ; Мэри была первой женщиной-профессором Школы искусств и наук Йельского университета.
- ETC Вернер , британский консул и китаевед
- Уолтер Уайли Дэвис, преподаватель/факультет геологии Йенчин/миссионер-методист
- Элис Ф. Мур, директор Пекинской американской школы
- Джозеф Коттерилл, священник
- Альфред Дженнингс, миссионер (CIM)
- Мэй Палмер Дженнингс, миссионер (CIM)
- Джесси Дженнингс, миссионер (CIM)
- Мэри Превит , педагог и политик Американской Демократической партии, работавшая в Генеральной ассамблее Нью-Джерси , где она представляла шестой законодательный округ с 1998 по 2006 год.
- Майкл Бойкотт, секретарь Жокейского клуба Гонконга и жокей-любитель
- Джон Э. Вудс, миссионер; позже врач клиники Майо
- Аста Мари Кварме, миссионерка из Норвегии
- Мэри Глэдис Кукингем, финансовый директор Университета Йенчин с 1922 по 1948 год. Мэри была репатриирована в США в 1943 году на корабле MS Gripsholm. Мэри вышла замуж за Вернона Нэша в 1958 году, после того как вышла на пенсию, и они жили в Санта-Барбаре, Калифорния. Вернон был вдовцом, и Мэри знала его по университету Яньчин, когда работала в Китае.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Превите, Мэри (17 августа 2005 г.). «Речь Мэри Превит на праздновании шестидесятой годовщины освобождения концентрационного лагеря Вэйсянь» . Вэйфан, провинция Шаньдун, Китай: Посольство США в Пекине, Китай. Архивировано из оригинала 10 августа 2007 года . Проверено 8 марта 2009 г.
- ^ Гилки 1966 , с. ix.
- ^ Истман, 1986 и 547-551 .
- ^ Бойд, Джулия (2012). Танец с Драконом . Лондон: IB Tauris & Co., стр. 191–202. ISBN 9781780760520 .
- ^ Гилки, Лэнгдон (1966). Шантунское подворье . Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 1–6, 25.
- ^ Мичелл, Дэвид (1988). Война мальчиков . Сингапур: Зарубежное миссионерское сообщество. стр. 42–59, 167–170. ISBN 9971-972-71-9 .
- ^ Томпсон, Ларри Клинтон. «Дети-миссионеры в Китае: школа Чифу и японская тюрьма» . Академия . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Лек, Грег. «Японское интернирование мирных жителей союзников в Китае и Гонконге, 1941-1945» . Пленники Империи . Проверено 8 апреля 2009 г.
- ^ Мичелл 1988 , стр. 60–64.
- ^ Jump up to: а б Томпсон .
- ^ Jump up to: а б Пандер, Леопольд. «Карты и планы» . Картины Вэйсяня . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Лек, Грег. «Религиозные центры-лагеря содержания под стражей» . Пленники Империи . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ «IJN Тейя Мару» . Объединенный флот . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ «Обмен пленными» . Картины Вэйсяня . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ Обмен пленными .
- ^ Спинк, Кристина Д. «Пример из устной истории совместного построения обучения в школе Chefoo» . Картины Вэйсяня . Университет Уайденера. п. 4,5, Приложение Б. Проверено 30 августа 2021 г. . Диссертация.
- ^ Лек 2009 , стр. 98–104, 655–684.
- ^ Клифф, Норман. «Дворик счастливого пути» . Картины Вэйсяня . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Спинк .
- ^ «ТЕД МакЛарен (1902-1950)» . www.weihsien-paintings.org .
- ^ Гилки 1966 , стр. 24–34.
- ^ Лэнгдон Гилки в своей книге Shantung Compound использовал псевдонимы для описания людей в лагере. Настоящие имена некоторых лиц, упомянутых в книге, можно найти по адресу [1].
- ^ Гилки 1966 , стр. 122–141.
- ^ Gilkey 1966 , p. 14.
- ^ Скотт 1977 , стр. 58–60.
- ^ Поттер, Дорти. «История Дорти Поттер» . Картины Вэйсяня .
- ^ Скотт, Мэри Л. (1977). Хранится в охране . Канзас-Сити, штат Миссури: Издательство Назарянина. стр. 73–81.
- ^ Jump up to: а б Хелсби, Мередит; Хелсби, Кристина (1993). «Он идет впереди них даже в тюрьму» . Картины Вэйсяня . ОМС Интернешнл . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Gilkey 1966 , p. 15.
- ^ Галт, Ховард С. «Лагерь для интернированных в Вэйсяне» (PDF) . Картины Вэйсяня . Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Утес .
- ^ Гилки 1966 , стр. 98=105.
- ^ Скотт 1977 , стр. 79–80.
- ^ Клифф, Норман. «люди, которые там умерли» . Картины Вэйсяня . Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Клифф, Норман. «Те, кто родился» . Картины Вэйсяня . Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Гилки 1966 , стр. 13–14, 57–62.
- ^ Клифф, Норман. «Американские интересы, Китай» . Картины Вэйсяня . Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Вагнер, доктор философии, Огаста. «Свет и Тьма» . Время свободы информации . Проверено 7 марта 2009 г.
- ^ Гилки 1966 , стр. 35–39.
- ^ де Джагер, Раймонд Дж.; Кун, Ирен Корбалли. «Враг внутри» . Картины Вэйшиэнь . стр. 3–7 . Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Митчелл 1988 , стр. 90–95.
- ^ Гилки 1966 , с. 51.
- ^ Брюс, JWG (1985). «Птицы в птичьем гнезде» . Картины Вэйсяня . п. 1 . Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ «Бронированный ангел» . weihsien-paintings.org . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Статья о последней гонке в The Independent.
- ^ «Лопе Сарреал» . Международный зал боксерской славы . Канастота, Нью-Йорк . Проверено 4 июня 2012 г.
Родился 25 сентября 1905 г., умер: 14 марта 1995 г.
- ^ «Лопе Сарреал» . Энциклопедия бокса Boxrec . Проверено 4 июня 2012 г.
Родился: 25 сентября 1905 года в Имусе, Кавите, Филиппины.
Умер: 14 марта 1995 г.
Сарреал был важным менеджером по боксу на Филиппинах, а также во всей Азии. Он наиболее известен своей работой со своим зятем Габриэлем (Флэш) Элорде, который владел титулом чемпиона мира в супертяжелом весе с 1960 по 1967 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Митчелл, Дэвид (1997). Война мальчиков . Книги ОМФ. ISBN 978-9971972714 .
- Типтон, Лоуренс (1949). Китайская эскапада . Макмиллан.
- Киберт-Мелиф, Мике (2016). Здесь, на Востоке, все хорошо: амстердамская семья в Китае . Мике Мелеф. ISBN 9789490085841 .
- Бристоу, Майкл (7 августа 2015 г.). «Вырос в японском лагере для интернированных времен Второй мировой войны в Китае» . Би-би-си . Проверено 8 мая 2020 г.
- Хеншоу, Джонатан (27 апреля 2012 г.). «Глава 10: За пределами сотрудничества и сопротивления: «Размещение» в лагере для интернированных Вэйсянь, Китай, 1943–1945». В Карре, Гилли; Митум, Гарольд (ред.). Культурное наследие и военнопленные: творчество за колючей проволокой . Рутледж. стр. 152–167. ISBN 1136322361 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ливи, Хелен (27 апреля 2017 г.). «Бывший сосед Эрика Лидделла в китайском лагере для интернированных празднует свое столетие и юбилей своей жизни» . Южно-Китайская Морнинг Пост .
- Документы, картины, зарисовки и воспоминания выживших в Вэйсяне.
- Программа BBC Radio 4 о выживших в лагере для интернированных Вэйсянь
- Эта американская жизнь. Эпизод 559: Журнал капитана, 26 июня 2015 г.
- Ответить всем. Эпизод 28. «Отправлено в Тимбукту». Интервью с выжившими, с акцентом на участницах девушек-гидов, живших в лагере.