Общество содействия культуре среди евреев России
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общество содействия развитию культуры среди евреев России (иврит: Хевра Мефицея Хаскала ; русский: Общество для распространения просвещения между евреями в России , или ОПЭ; иногда переводится на английский как «Общество по распространению просвещения среди евреев России»). «) была образовательной и гражданской ассоциацией, которая способствовала аккультурации российских евреев и их интеграции в более широкое российское общество; основанный в 1863 году, он действовал до 1926 или 1929 года. [ 1 ] [ 2 ]
Оно было основано как научное общество в декабре 1863 года в Санкт-Петербурге , в то время столице Российской империи , видными российскими евреями , в том числе Йозефом Йозелем Гюнцбургом , который стал президентом; его сын Гораций Гюнцбург , первый вице-президент; Раввин А. Нейман , второй вице-президент; Леон Розенталь , казначей ; Авраам Бродский ; и И. Бродский . Литовский учёный Матитьяху Страшун был почётным членом. [ 3 ]
Цель общества, изложенная в его конституции, заключалась в следующем:
- «Развивать культуру среди русских евреев и прививать им любовь к ней. С этой целью общество будет стремиться распространять среди них знание русского языка; оно будет издавать и помогать другим в издании полезных произведений и журналов на русском языке , как как и на иврите , это поможет в достижении целей общества и , кроме того, поможет молодежи посвятить себя поиску знаний и наук » .
Отраслевые общества
[ редактировать ]Идея создания такого общества в России, возможно, была предложена Всемирным израильским союзом , основанным в 1860 году. Настало время для создания такой организации в России, поскольку евреи этой страны осознали свои культурные потребности. находился в процессе. Были, однако, и некоторые недостатки, из-за которых общество не смогло осуществить свою программу в полном объеме. Сфера его деятельности неизбежно была ограничена инвалидностью российских евреев, и, кроме того, наблюдалось отсутствие интереса со стороны самих евреев- интеллектуалов , большая часть которых стремилась освободиться от всего еврейского. Таким образом, обществу пришлось какое-то время бороться и удовлетворять свои амбиции незначительными достижениями. В течение нескольких лет число членов было менее 250, а в 1880 г. уже не было и 350; годовой доход составлял менее 12 000 рублей . Однако с этого года интерес к обществу возрос. Антиеврейские беспорядки , с одной стороны, и ограничения, наложенные правительством, с другой, побудили российских евреев доверять самопомощи и с этого момента проявлять больший интерес к своим собственным институтам. В следующем году (1880 г.) общество открыло отделение со специальным фондом для развития сельского хозяйства и промышленности среди русских евреев. Число членов увеличилось до 552, а годовой доход увеличился более чем в два раза (28 246 руб.). Но и здесь отношение российского правительства к евреям сдерживало деятельность общества: запрет евреям заниматься сельским хозяйством стал более строгим с воцарением Александра III , тем самым подорвав цель нового сельскохозяйственного раздела. В других же отраслях активность общества была значительной: в отчете к его двадцатилетию (1884 г.) указано, что из фонда общества было израсходовано 78 788 рублей на содержание , академий студентов университетов и промышленных учреждений. и для поддержания частные и государственные школы ; кроме того, 35 556 рублей было израсходовано на полезные издания, изданные самим обществом или по его инициативе. больший интерес к еврейской литературе , и в 1884 году был избран специальный фонд для ее продвижения. В то же время среди членов начал проявляться [ 4 ] [ 5 ]
Основные направления деятельности
[ редактировать ]С тех пор деятельность общества вышла далеко за пределы Санкт-Петербурга. был основан филиал Еще в 1865 году в Одессе , выпускавший и вевший газету « День ». [ 6 ] Позже были открыты другие филиалы в Москве , Риге и ряде других городов; но наиболее эффективную работу проделал одесский филиал. Основными направлениями деятельности общества являются:
- Помощь еврейским студентам в российских университетах;
- Содержание общеобразовательных и промышленных школ для еврейских детей;
- Помощь еврейским библиотекам ;
- Поощрение еврейских авторов и публикация работ (на иврите и русском языке), касающихся иудаизма , премии за что предлагаются ; и
- Пропаганда знаний о еврейской науке посредством серии лекций , особенно в Санкт-Петербурге.
К сожалению, обществу приходится бороться за существование. Его просветительская работа становится менее важной по мере того, как прогрессирует образование среди российских евреев в целом. Более того, общество, основанное в то время, когда среди культурных евреев была распространена идея ассимиляции с русскими , и более или менее сохранившее этот дух, теперь вынуждено столкнуться с внутренним конфликтом с еврейскими национальными тенденциями , которые недавно пробудились в российском еврействе и которыми сильно прониклись многие члены общества.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Горовиц, Брайан (19 октября 2010 г.). « Общество содействия развитию культуры среди евреев России ». YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . Проверено 30 июля 2016 г.
- ^ Горовиц, Брайан. Империонные евреи: еврейский национализм и аккультурация в России XIX и начала XX веков . Блумингтон: Издательство Славика, 2009. ISBN 9780893573492 . Глава 7: «Общество содействия просвещению среди евреев России и эволюция петербургской русско-еврейской интеллигенции, 1893-1905», с. 116-138; здесь: стр. 116.
- ^ Залкин, Мордехай (2010). «Страшун, Самуэль и Матфей . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO Получено 7 января.
- ^ Маркс, Александр (1911). «Общества содействия изучению еврейской истории» . Публикации Американского еврейского исторического общества (20): 1–9. JSTOR 43057873 . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Вейдлингер, Джеффри (14 апреля 2009 г.). Еврейская общественная культура в поздней Российской империи . ISBN 978-0253002983 . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ «История Одессы» . Проверено 17 февраля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Вальдштейн, А.С.; Розенталь, Герман (1905). «Общество содействия развитию культуры среди евреев России» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 423.
Библиография из Еврейской энциклопедии 1906 года.
- Леон Розенталь , Толедот Хебрат Марбе Хаскала бе-Исраэль , Св. Петербург, 1885–90;
- Ха-Шахар , vi. 589 и последующие, vii. 337 и последующие, ix. 629-631, xi. 60-63;
- Ха-Шилоах , VII. 557; viii. 91, 369; ix. 275, 366 и последующие; х. 89 и последующие; xii. 471; xiii. 280;
- Ха-Маггид , 1864, №№ 25, 26, 28, 30; 1865, № 24, 26;
- Кенесет Исраэль , 1886, стр. xxvii и след.;
- Ха-Дор , т. е. №№ 5, 7, 9, 22, 23, 25.HRASW