Гринвичская броня

Гринвичские доспехи — это пластинчатые доспехи в характерно английском стиле, производимые Королевской оружейной палатой Альмайна , основанной Генрихом VIII в 1511 году в Гринвиче недалеко от Лондона, которая продолжалась до гражданской войны в Англии . Оружейная палата была сформирована импортированными мастерами-оружейниками, нанятыми Генрихом VIII, первоначально в том числе из Италии и Фландрии, а также немцами, которые доминировали на протяжении большей части 16 века. Самым известным главным оружейником Гринвичской мастерской был Якоб Гальдер, который был мастером оружейной мастерской с 1576 по 1607 год. Это был пиковый период производства оружейной мастерской, совпавший с искусно позолоченными , а иногда и цветными декорациями в стилях поздней Тюдоровской Англии. .
Поскольку к концу 16 века использование полных доспехов в реальных боях сократилось, гринвичские доспехи в первую очередь создавались не для боя, а для турниров . Рыцарские турниры были любимым развлечением Генриха VIII (ценой дорогого для его здоровья), а его дочь Елизавета I сделала свои торжества в честь Дня вступления на престол главным событием придворного календаря, сосредоточив внимание на гиперболических заявлениях о верности и преданности в стиле современных стихотворных эпосов. Даже в конце ее правления придворные завоевывали благосклонность, участвуя и одеваясь соответственно.
Мастерская производила доспехи на заказ для знати; относительно массовые государственные заказы для армии в основном направлялись в другие места. Книга гринвичских образцов доспехов для 24 разных джентльменов, известная как «Альбом Иакова» по имени ее создателя, включает в себя многих наиболее важных деятелей елизаветинского двора. В этот период развился характерный гринвичский стиль, отмеченный имитацией аспектов модных стилей одежды, а также широким использованием позолоченных и цветных участков, а также сложным декором в стилях северного маньеризма .

К середине 17-го века пластинчатые доспехи приняли строгую и утилитарную форму, отдавая предпочтение толщине и защите (от все более мощного огнестрельного оружия, которое изменило определение боя), а не эстетике, и обычно использовались только тяжелой кавалерией ; впоследствии оно должно было исчезнуть более или менее полностью. Таким образом, Гринвичская мастерская представляла собой последний расцвет декоративного изготовления доспехов в Англии и сама по себе представляет собой уникальный жанр искусства позднего Возрождения.
Характеристики
[ редактировать ]Генрицианский период
[ редактировать ]Хотя до 1511 года, безусловно, работали английские оружейники, у них действительно была своя гильдия в Лондоне, похоже, что они не могли справиться с большими объемами заказов и не могли производить работы высочайшего качества и в новейших стилях. , найденный в Европе. В июле 1511 года был произведен платеж миланским оружейникам в Гринвиче в размере 6 2/3 фунтов стерлингов и двух бочек вина; у них был контракт сроком на два года, начиная с марта 1511 года, а другие платежи отражают установку мельницы и покупку инструментов. Гринвичский дворец по-прежнему оставался важной королевской резиденцией, местом рождения Генриха и двух его дочерей. К 1515 году насчитывалось шесть немецких мастеров-оружейников, включая (возможно, работавших отдельно) двух явно фламандских мастеров, двух полировщиков и ученика, все работали под началом английского королевского оружейника Джона Блюбери и «клерка конюшни». Всем выдали булатную ливрейную одежду. [1]
В 1516 году мастерская переехала ближе к Лондону (но все еще за пределы самого города, где регулирование гильдий могло быть проблемой) на мельницу в Саутуорке , в то время как началось строительство новой мельницы в Гринвиче. По завершении этого в 1520 году они вернулись в Гринвич. [2]

Первые гринвичские сбруи, созданные при Генрихе VIII, обычно имели однородную окраску, были полностью позолочены или посеребрены, а затем украшены замысловатыми мотивами, часто разработанными Гансом Гольбейном . Очертания этих доспехов обычно мало чем отличались от северогерманских образцов того же периода; однако украшения часто были более экстравагантными. Хорошим примером этого раннего гринвичского стиля является упряжь, которая, как полагают, принадлежала Галио де Женуйяку, коннетаблю Франции , но первоначально была создана для короля Генриха. Доспехи, которые в настоящее время выставлены в Метрополитен-музее в Нью-Йорке , имеют специально разработанный корсет , встроенный в кирасу , чтобы выдерживать вес большого живота дородного короля. В этой упряжи также имеются очень широкие сабатоны в стиле Максимилиана . Очень похожая по дизайну, но не позолоченная, другая турнирная сбруя, сделанная для Генриха VIII, которая сейчас находится в лондонском Тауэре и славится своим большим гульфиком .
Золотой век
[ редактировать ]
После правления Генриха VIII гринвичские доспехи начали приобретать новый, уникальный стиль. У этой второй волны доспехов было несколько определяющих характеристик. Одним из них было имитация популярной моды того времени в стилях доспехов, чтобы отразить индивидуальный вкус владельца в гражданской одежде. С 1560 года кирасы были созданы, чтобы имитировать изогнутый камзол «горох» , который был чрезвычайно популярен среди джентльменов во время правления Елизаветы. Этот тип кирасы выгибался вперед под крутым углом, достигающим кульминации в паху, где он сужался в небольшой роговидный выступ. Сплошная позолота или серебрение были заменены полосами вороненой или позолоченной стали, обычно проходящими горизонтально через наплечники по краю каждой пластины и вертикально вниз по кирасе и накидкам , что имитировало полоски красочной вышитой ткани, которые были популярны в гражданской одежде. мода.
Некоторые доспехи были снабжены дополнительной парой накладок для использования на барьерах, которые были очень широкими и мало чем отличались от пары шлангов. Сохранившиеся доспехи Роберта Дадли, 1-го графа Лестера и Генри Герберта, 2-го графа Пембрука , в настоящее время имеют эти тассеты. Доспехи Уильяма Сомерсета, 3-го графа Вустера , также имеют аналогичный стиль.

Еще одной определяющей характеристикой гринвичских доспехов елизаветинской эпохи является экстравагантное использование цвета для украшения стали. Старые стили изготовления доспехов, такие как Максимилиан и готика , подчеркивали форму самого металла, например, рифление и веревку, для создания художественных рисунков на доспехах, а не использования цвета. Однако гринвичский стиль возник в то время, когда по всей Европе было модно сложное украшение металла цветом, фактурой и тиснением.
Гринвич не производил тщательно смоделированные фигуративные конструкции некоторых континентальных центров, но специализировался на смелых дизайнах с использованием разных цветов для создания ярких, ярких узоров. Цветовой контраст стал чрезвычайно важным, как и в гражданской моде. Степень украшения доспехов зависела от богатства покупателя и варьировалась от чрезвычайно сложных и художественных произведений, таких как знаменитая позолоченная фурнитура Джорджа Клиффорда, до относительно простых сбруй из «белых доспехов», покрытых пересекающимися узорами темных цветов. полоски. В любом случае использование контрастных цветов стало визитной карточкой гринвичского стиля.
Существовало три основных способа окраски стали доспехов: воронение, коричневое и коричневое окрашивание. Воронение стали придало ей глубокий блестящий сине-черный оттенок. Браунинг, как следует из названия, окрасил сталь в темно-коричневый цвет, который ярко контрастировал с позолотой, как в сбруе Джорджа Клиффорда, 3-го графа Камберленда . Наконец, ржавчина придавала стали темно-красный или фиолетовый оттенок, который также обычно использовался в сочетании с позолотой. Все эти базовые цвета равномерно наносились на сталь брони, а затем накладывались полосы стали разного цвета для создания узоров, или выгравированные участки брони золочились. Доспехи графа Вустера — яркий пример зубчатого дизайна, который изначально был покрыт позолотой поверх темно-синей стали.
Гринвичский шлем для поля и наклона имеет характерную форму. Типичный гринвичский шлем представляет собой армет с очень высоким забралом, перфорированным с одной или обеих сторон вертикальными прорезями, в случае полевого забрала, или с небольшими круглыми отверстиями в случае забрала для наклона (большинство гринвичских доспехов поставлялось с оба типа.) Край верхнего бевора изящно выступает вперед, придавая шлему характерный вид «корабельного носа». Он также обычно имеет высокий приподнятый гребень от задней части черепа, доходящий до верхней части козырька, - особенность, на которую повлиял французский стиль.
Наконец, гринвичские доспехи часто изготавливались в виде гарнитура , что означало большой набор взаимозаменяемых частей брони, называемых обменными частями , одинакового дизайна, которые можно было скомпоновать так, чтобы сформировать костюм для любого конного боя, такого как рыцарский турнир. , или пеший бой на турнире. Гарнитура обычно включает в себя полный комплект ремней безопасности и дополнительный козырек, специально предназначенный для наклона; шлем - бургонет , который можно было носить с открытым лицом во время парада или церемонии, или со съемным «падающим козырьком» для боя; грандгард, который укреплял верхнюю часть туловища и шеи для рыцарских поединков; пассгард, укрепляющий руку; и манифер, большая перчатка для защиты руки. Сюда также мог входить шафран, закрывающий голову рыцарского коня, и набор украшенных седельных сталей.
Стюарт Период
[ редактировать ]
Гринвичская мастерская продолжала производить доспехи и во времена правления Якова I и Карла I, хотя период расцвета грандиозных турниров и преувеличенного рыцарского зрелища, характерного для елизаветинской Англии, в значительной степени прошел после смерти Генри Фредерика, принца Уэльского . Этот переход можно увидеть в стиле пост-якобских гринвичских доспехов; позолоченный декор и травление теперь отсутствуют, а сталь больше не ржавеет, не полируется «белым» или ярко окрашена каким-либо другим способом, а имеет единый простой сине-серый оттенок.

Тассеты теперь часто доходят до колен, как кирасир. Кроме того, в соответствии с инновациями в области бронирования внутренние локти часто полностью защищены шарнирными пластинами. Тем не менее, гринвичские доспехи даже в период Гражданской войны в Англии сохранили некоторые отличительные черты прошлого века; нагрудники по-прежнему имели форму гороха, а наплечники имели те же изящные и округлые изгибы (в то время как наплечники континентальных доспехов имели тенденцию к квадратной форме). Форма закрытого шлема в форме «корабельного носа» также сохранилась, и ее можно увидеть на многих портретах важных военных деятелей времен Гражданской войны в Англии.
Альбом Джейкоба
[ редактировать ]
Альбом, который сейчас находится в Музее Виктории и Альберта , был составлен Джейкобом Гальдером и содержит полноцветные иллюстрации двадцати девяти различных гринвичских доспехов для различных елизаветинских джентльменов высокого ранга; многие доспехи являются частью больших гарнитуров, на которых также изображены дополнительные предметы обмена . В альбоме изображены все посетители, стоящие в одной и той же стилизованной позе, с правой рукой на бедре и левой рукой, держащей офисный посох , и одетые в доспехи, которые должны были быть ему предоставлены.
В число владельцев, перечисленных в альбоме, входят одни из самых прославленных и влиятельных дворян при дворе Елизаветы. Среди них Роберт Дадли, 1-й граф Лестер ; Уильям Герберт, 1-й граф Пембрук ; сэр Томас Бромли , лорд-канцлер Англии; сэр Кристофер Хаттон , сменивший Бромли на посту лорда-канцлера и, по слухам, также являвшийся любовником королевы Елизаветы; сэр Генри Ли , первый официальный чемпион королевы Елизаветы по рыцарским рыцарям; и Джордж Клиффорд, 3-й граф Камберленд , второй официальный чемпион королевы, а также важный военно-морской командующий, который ненадолго захватил форт Сан-Фелипе-дель-Морро .

Другими известными фигурами, чьи доспехи представлены в альбоме, являются Томас Саквилл, 1-й граф Дорсет (тогда «лорд Бакхерст», который сохранился в коллекции Уоллеса в Лондоне), который служил лордом-верховным казначеем , но, пожалуй, наиболее известен как соавтор «Горбодука» , одной из первых трагедий, написанных белым стихом , и сэра Джеймса Скадамора , джентльмена-помощника и чемпиона по тильту, который послужил основой для персонажа «Сэр Скадамур» в «Королеве фей » Эдмунда Спенсера . На одном из доспехов в альбоме написано «Иоанн, герцог Финляндии» – будущий король Швеции Иоанн III , который посетил Англию в 1560 году, чтобы способствовать заключению брака между королевой Елизаветой и его братом Эриком.
Другой дизайн предназначен для человека по имени Бэйл Десена, личность которого до сих пор остается загадкой. Этот человек, скорее всего, не был англичанином, поскольку его имя (вероятно, написанное с ошибкой в альбоме) предполагает испанское или итальянское происхождение. Неизвестно, как он заказал гринвичские доспехи, хотя эти доспехи иногда дарили иностранцам. Кристиан Брауншвейгский , двоюродный брат и друг Генри Фредерика, принца Уэльского , получил позолоченные Гринвичские доспехи, которые оставались в семье герцогов Брауншвейгских, прежде чем в конечном итоге были куплены Рональдом Лаудером .
Двадцать три из двадцати девяти доспехов в альбоме принадлежат разным людям; Роберт Дадли, Кристофер Хаттон и Генри Ли, вероятно, из-за своего статуса фаворитов королевы Елизаветы, каждый имел по два доспеха в дополнение к большой гарнитуре со множеством дополнительных деталей. Некоторые доспехи, изображенные в этом альбоме, сохранились до наших дней. Доспехи Роберта Дадли, Уильяма Сомерсета и Уильяма Герберта находятся в Королевской оружейной палате в Лондонском Тауэре , а доспехи Кристофера Хаттона находятся в Королевской оружейной галерее в Лидсе вместе с полусбруей (единственной в альбоме). ) известного солдата, тактика и военного писателя елизаветинской эпохи по имени Джон Смайт. Полная гарнитура Джорджа Клиффорда выставлена в Метрополитен-музее в Нью-Йорке вместе с доспехами сэра Джеймса Скадамора и Генри Герберта, 2-го графа Пембрука . [3]
По сравнению с сохранившимися образцами доспехов, которым они соответствуют, рисунки в альбоме Джейкоба Гальдера почти точно отражают дизайн готового изделия. Есть только одно существенное отличие: на рисунке доспехов Уильяма Сомерсета, графа Вустера, изображен темно-красный рыжеватый фон с зубчатыми и позолоченными полосами над ним, тогда как на портрете графа четко виден черный фон. В остальном дизайн идеально сочетается с доспехами, включая даже кольчужные туфли. Некоторые гарнитуры в альбоме имеют одинаковый дизайн: ряд позолоченных полос в змеевидном S-образном узоре, наложенных на переплетающиеся диагональные линии в виде буквы X, иногда описываемой как молния, на фоне глубоко рыжей стали пурпурного цвета. цвет.
Гарнитуры с этим дизайном принадлежат сэру Джеймсу Скадамору, Уильяму Комптону, 1-му графу Нортгемптону и Томасу Саквиллю. Однако сравнение с сохранившимися деталями показывает, что некоторые детали конструкции, такие как количество пластин в изделии, часто отличаются от готовой работы, что, возможно, говорит о том, что создатели основных деталей были более свободны или готовы улучшать дизайн. как они работали, чем те, кто работал над украшением. [4]
Галерея
[ редактировать ]-
Те же доспехи Уильяма Сомерсета , какими они выглядели изначально.
-
Доспехи Томаса Саквилля, 1-го графа Дорсета , Джейкоба Гальдера, ок. 1587–1589 гг.
-
Фаулд и тасеты доспехов Саквилля
-
Гринвичские доспехи сэра Джеймса Скадамора , 1590-е годы. Турнир имел решающее значение для репутации Скадамора при дворе. [5]
-
Доспехи сэра Джона Смайта, солдата и писателя, в Альбоме Джейкоба.
-
Сохранившиеся доспехи сэра Джона Смайта, почти идентичные своему образцу.
-
Джордж Клиффорд в доспехах, показанных вверху.
-
Джон Фарнхэм
-
сэр Кенелм Дигби
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- Европейское оружие и доспехи. От Возрождения к промышленной революции Юарт Окшотт, FSA ISBN 0-85115-789-0
- Найт Тюдоров Кристофер Граветт и Грэм Тернер, ISBN 978-1-84176-970-7
- Археологический журнал (том т. 52) - Королевский археологический институт Великобритании и Ирландии, 1895 г.
- Заметки об оружии и доспехах , Бэшфорд Дин, 1916, Метрополитен-музей , Нью-Йорк, доступно онлайн в формате PDF из Метрополитен-музея.
- «Королевские доспехи в Гринвиче» [ постоянная мертвая ссылка ] , Том Ричардсон, онлайн в формате PDF из Королевской оружейной палаты.