Мэнсфилд-парк (фильм, 1999 г.)
Мэнсфилд Парк | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Патрисия Розема |
Автор сценария | Патрисия Розема |
На основе | Мэнсфилд Парк Джейн Остин |
Продюсер: | Сара Кертис |
В главных ролях | |
Кинематография | Майкл Коултер |
Под редакцией | Мартин Уолш |
Музыка | Лесли Барбер |
Производство компании | |
Распространено | Буэна Виста Интернэшнл |
Даты выхода |
|
Время работы | 112 минут |
Страна | Великобритания |
Язык | Английский |
Театральная касса | $4,764,741 [2] |
«Мэнсфилд-парк» — британская романтическая комедия-драма 1999 года, основанная на Джейн Остин 1814 года одноименном романе , сценарий и режиссёр — Патрисия Розема . Фильм отличается от оригинального романа во многих отношениях. Например, в фильм включена жизнь Джейн Остин , а также вопросы рабства и Вест-Индии плантаций . Большая часть фильма была снята на натуре в Кирби-холле в Нортгемптоншире. [3]
Сюжет
[ редактировать ]В возрасте 10 лет Фанни Прайс отправляется жить к своим богатым дяде и тете, сэру Томасу и леди Бертрам. Оказавшись в Мэнсфилд-парке, Фанни знакомится со своими кузенами Томом, Марией , Эдмундом и Джулией, а также с другой тетей Фанни по материнской линии, миссис Норрис. Фанни не чувствует себя желанной, и миссис Норрис обращается с ней скорее как со служанкой, чем с родственницей. Эдмунд относится к ней доброжелательно, и между ними завязывается дружба, которая с годами крепнет.

Когда Фанни исполняется восемнадцать, сэр Томас и его старший сын Том отправляются на Антигуа . В их отсутствие семья Бертрамов расстроена приездом Генри и Мэри Кроуфорд , родственников местного священнослужителя. Мирские, циничные и красивые, Мэри и Генри приходят в поисках развлечений. Эдмунд мгновенно влюбляется в Мэри, несколько игнорируя Фанни и причиняя ей боль. Мария и Джулия соперничают за расположение Генри, хотя Мария уже помолвлена с мистером Рашвортом. Позже Том возвращается с Антигуа, приехав пьяным и взяв с собой друга, мистера Йейтса. Йейтс и Том убеждают Бертрамов и Кроуфордов поставить рискованную пьесу «Клятвы влюбленных» , пьесу, которая позволяет молодым людям открыто флиртовать друг с другом. Эдмунд сначала выступает против пьесы, но меняет свое мнение, когда ему предлагают роль, позволяющую ему разыгрывать интимные сцены с Мэри. Сэр Томас приходит домой и в гневе немедленно прекращает репетиции .
Мария выходит замуж за Рашворта, ставя его состояние выше его характера. Генри решает преследовать Фанни, чтобы развлечься. Однако нежная и добрая натура Фанни постепенно захватывает его воображение, и Генри эмоционально привязывается к ней. После его поведения по отношению к девушкам Бертрам Фанни не доверяет ему и не верит его признаниям в любви. Несмотря на это, Генри делает предложение, и дядя заставляет Фанни принять предложение; она разочаровывает семью, отказываясь. Разгневанный сэр Томас ставит Фанни ультиматум: принять предложение руки и сердца Генри или быть отправленной обратно в ее бедную семью и почувствовать разницу в комфорте. Фанни ищет поддержки у Эдмунда, но его молчание заставляет ее выбрать последнее. Через несколько дней после ее возвращения домой Генри навещает Фанни, чтобы убедить ее в своей искренности. Хотя она смотрит на него более благосклонно, Фанни продолжает цепляться за свои чувства к Эдмунду и отвергает Генри. Только когда приходит письмо от Эдмунда, в котором раскрываются его надежды жениться на Мэри, Фанни принимает предложение Генри. Однако на следующий день Фанни отказывается от своего согласия. Генри уходит, обиженный и сердитый. Позже приезжает Эдмунд, чтобы забрать Фанни обратно в Мэнсфилд-парк, чтобы помочь позаботиться о Томе, который серьезно заболел и находится на грани смерти. Эдмунд признается, что скучал по Фанни.
Генри вызывает жалость Марии, когда она узнает об отказе Фанни от его предложения руки и сердца, и Фанни и Эдмунд находят их вместе в постели. Потрясенная, Фанни утешает Эдмунд, и они почти целуются, но Эдмунд отстраняется. Новости о скандале быстро распространяются, и Мэри быстро разрабатывает план, как смягчить последствия. Она предполагает, что после развода Мария выйдет замуж за Генри, а Эдмунд женится на Мэри; вместе они могли бы вновь представить Генриха и Марию обществу, устраивая вечеринки. Фанни задается вопросом, как Мэри, жена священнослужителя, могла позволить себе роскошные вечеринки, и Мэри шокирует всех, заявляя, что, если Том умрет, Эдмунд станет наследником состояния семьи. Эдмунд потрясен и говорит Мэри, что радостное осуждение Тома на смерть, в то время как она планирует потратить его деньги, вызывает у него холод в сердце. Выдав свою истинную природу семье Бертрам, Мэри покидает их компанию.
В конце концов Эдмунд признается в любви Фанни, и они женятся. Сэр Томас отказывается от своей плантации на Антигуа и вместо этого инвестирует в табак, пока Том выздоравливает от болезни. Сестра Фанни Сьюзи присоединяется к ним в доме Бертрамов, а Мария и тетя Норрис поселяются в небольшом коттедже вдали от Мэнсфилд-парка.
Бросать
[ редактировать ]- Фрэнсис О'Коннор в роли Фанни Прайс
- Джонни Ли Миллер в роли Эдмунда Бертрама
- Джеймс Пьюрфой в роли Томаса Бертрама -младшего.
- Эмбет Дэвидц в роли Мэри Кроуфорд
- Алессандро Нивола в роли Генри Кроуфорда
- Гарольд Пинтер в роли сэра Томаса Бертрама
- Линдси Дункан в роли леди Бертрам и миссис Прайс
- Виктория Гамильтон в роли Марии Бертрам
- Жюстин Уодделл в роли Джулии Бертрам
- Хью Бонневиль в роли мистера Рашворта
- Шейла Гиш в роли миссис Норрис
- Чарльз Эдвардс, как мистер Йейтс
- Хилтон Макрей, как мистер Прайс
- София Майлз в роли Сьюзан Прайс
- Анна Попплуэлл в роли Бетси
- Ханна Тейлор-Гордон в роли юной Фанни
Отличия от романа
[ редактировать ]Дэвид Монаган утверждает, что зрители должны относиться к «Мэнсфилд-парку» Роземы как к «независимому произведению искусства, а не как к адаптации романа Остин». [5] Розема твердо сформулировала свою цель, заявив, что «Мэнсфилд-парк» не был фильмом Джейн Остин: «Это фильм Патрисии Роземы. Моя работа как художника — дать свежий взгляд». [5] Паула Бирн хвалит Розему за смелый фильм, «который избегает причуд традиционного стиля исторической драмы». Она утверждает, что, раскрывая феминистские, гендерные и постколониальные темы, он признает вклад более поздней академической литературной критики произведений Остин и «придает захватывающую теневую историю этому самому сложному из романов». [5]
Фильм отличается от Джейн Остин романа «Мэнсфилд-парк» по нескольким причинам. В фильме заменены некоторые центральные персонажи, исключены некоторые другие и реорганизованы некоторые события. В результате получился фильм, который сохраняет суть эволюции персонажей и событий романа Остин, но по-другому подчеркивает его темы и идеи. Сюжет меняет моральное послание романа Остин, превращая историю в критику рабства, а не в консервативную критику, как ее понимают некоторые критики. [6] Хотя в романе пассивность и моральная позиция Фанни представлены как добродетели, в фильме эти аспекты ее характера изменены. Исключение составляет постановка « Клятвы влюбленных» , когда Фанни воздерживается. [7] [8]
Рабство
[ редактировать ]В романе Остин рабство упоминается несколько раз, но не уточняется. В частности, в романе Фанни задает вопрос о работорговле сэру Томасу, но не получает ответа. В фильме рабство является центральным сюжетом, включая подробные описания обращения с рабами (например, Фанни находит жестокие рисунки обращения с рабами в комнате Тома) и многочисленные напоминания о том, как богатство семьи Бертрам строится на рабстве.
Роль и влияние рабства в мире Мэнсфилд-парка подчеркивается с самого начала фильма. Фанни видит у побережья невольничий корабль во время своего первого путешествия к семье, спрашивает об этом своего кучера и получает объяснения.
Австралийский историк Кейт Виндшуттл раскритиковал Розему за то, что она добавила в эту сцену, а не в книгу, ту часть, где Фанни слышит ужасные крики с корабля у побережья и ей говорят, что это невольничий корабль, доставляющий человеческий груз в Портсмут. Виндшуттл отмечает, что рабов никогда не привозили к британским берегам. [9] Суть трехсторонней торговли заключалась в том, что после того, как корабли перевезли порабощенных пленников из Африки в Карибское море, они возвращались в Европу нагруженными только сахаром и табаком. Затем, покинув Европу, они возвращались в Африку, нагруженные промышленными товарами. Проводится параллель между ролью Фанни как женщины и бедной родственницы в семье Бертрамов и ролью порабощенной.
Возвращение Тома Бертрама из Антигуа мотивировано его отвращением к тому, что он там увидел, и это отвращение подкрепляется журналом для рисования, который Фанни находит в Мэнсфилд-парке, в котором рассказывается о явно криминальных событиях, происходящих на Антигуа с участием сэра Томаса.
В конце фильма закадровый голос также сообщает зрителю, что сэр Томас отказался от своих поместий на Антигуа, предположительно в качестве искупления.
Персонаж Фанни Прайс
[ редактировать ]Розема использует «коллажный или призматический подход» в своей адаптации персонажа Фанни, включая элементы персонажа Джейн Остин , чтобы обновить «раздражающий» персонаж для современной аудитории. [7] [10] Модификация Роземой персонажа Фанни Прайс, которую она считала непопулярной героиней, заключалась в том, чтобы добавить красок и духа, объединив ее с характером самой Остин, опираясь на ее обширные юношеские годы и письма. [5] В романе Фанни очень застенчивая и робкая и обычно неохотно высказывает свое мнение. Ее физическое состояние слабое, поэтому она легко утомляется. В фильме, напротив, Фанни экстравертна, уверена в себе и откровенна, но при этом физически более здорова.
Кроме того, в киноверсии Фанни изображена писательницей с детства до взрослой жизни в Мэнсфилд-парке. Эти черты характера заимствованы непосредственно из жизни Джейн Остин – некоторые произведения Фанни на самом деле принадлежат Остин, включая «Историю Англии».
Монаган не согласен с описанием Роземой «просвещенного отношения Фанни к вопросам пола, класса и расы». Он видит в этом модный либеральный гуманизм, стремящийся сделать неуклюжую героиню более приемлемой для современной аудитории. Некоторые считают эту точку зрения загадочной, поскольку другие утверждают, что и Остин, и Фанни разделяют просвещенное отношение к полу, классу и расе. В романе победителями становятся трудолюбивые и плохо образованные дети Прайса из низшего сословия. [5] В одиночку Фанни противостоит власти землевладельцев, бросая вызов как грозному патриарху сэру Томасу Бертраму, так и манипулятивному соблазнителю Генри Кроуфорду.
Откровенные ссылки на сексуальность
[ редактировать ]Эта адаптация модернизирует целомудренную и добродетельную историю, включая несколько упоминаний о сексуальности. Первый случай, открытие Фанни Марии и Генри Кроуфордов в тайной сексуальной активности во время репетиции «Клятвы любовника», не включен в книгу, где флирт гораздо более тонкий. [7] Во-вторых, частые чувственные прикосновения Мэри Кроуфорд и пристальный взгляд на Фанни передают гомоэротическую напряженность с небольшой текстовой поддержкой. [7] Розема заявила, что «лесбийская дрожь» «определенно присутствует в книге», возникшая из-за мирского характера мисс Кроуфорд, хотя призналась, что выбрала Мэнсфилд-парк, потому что «знала, что может побаловать себя парой сцен». [11]
Другие изменения персонажей
[ редактировать ]Пастор доктор Грант и его жена, сводная сестра Кроуфордов миссис Грант, не фигурируют в фильме. Близкие отношения Фанни с ее братом Уильямом в книге по большей части заменены в фильме ее отношениями с младшей сестрой Сьюзен, с которой в романе у Фанни не складываются отношения до ее возвращения в Портсмут . Кроме того, персонаж сэра Томаса изображен в гораздо более негативном свете. В книге сэр Томас гораздо более заботлив, принципиален и сожалеет о том, как были воспитаны его дочери. Также в книге Том Бертрам приходит в себя после болезни и перестает вести беспечную, эгоистичную жизнь.
Изменения сюжета
[ редактировать ]Изгнание Фанни в Портсмут характеризуется как наказание мстительного сэра Томаса, а не как гораздо более тонкая и манипулятивная уловка, выраженная отчасти как передышка от стресса после нежелательного внимания Генри Кроуфорда. В романе Фанни никогда не испытывает искушения принять предложения мистера Кроуфорда, тогда как в фильме Фанни принимает, а затем отвергает предложение руки и сердца Генри Кроуфорда, и ее семья полностью знает об этом. (Это взято из собственной истории Остин, когда она приняла предложение руки и сердца от человека, которого знала с детства, но на следующий день отказалась от своего согласия).
В романе Фанни остается в Портсмуте на несколько месяцев, тогда как в фильме она возвращается в Мэнсфилд-парк гораздо раньше, чтобы вылечить Тома Бертрама. Это делает ее свидетельницей последующих событий. В фильме супружеская измена Марии с мистером Кроуфордом происходит в Мэнсфилд-парке, а не в Лондоне; в романе Мария покидает лондонский дом мужа, чтобы сбежать с Кроуфордом.
В романе раскрытие супружеской измены Марии, включая небрежное отношение к ней Мэри, происходит через письма (в том числе от Мэри к Фанни) и из более поздних разговоров; в фильме дело происходит в Мэнсфилд-парке на глазах у семьи.
В романе шок для семьи Мэнсфилд усиливается побегом Джулии Бертрам с мистером Йейтсом; в фильме Джулия остается дома, позже получив любовное письмо от мистера Йейтса.

Прием
[ редактировать ]Мэнсфилд-парк получил в целом положительные отзывы критиков. Агрегатор рецензий на фильмы Rotten Tomatoes сообщает, что 77% критиков дали фильму положительную оценку на основе 69 рецензий со средней оценкой 6,9 из 10. Критический консенсус сайта гласит: «Хорошие результаты, смелое направление». [12] На Metacritic , который присваивает рейтинг из 100 на основе отзывов критиков, фильм имеет оценку 71 на основе 31 рецензии. [13]
Роджер Эберт из Chicago Sun-Times дал ему четырехзвездочную рецензию, заявив: «Это необычайно умный фильм, одновременно умный и забавный, и любой, кто думает, что он не верен Остин, не знает автора, а только ее сюжеты». [14] Оуэн Глейберман из Entertainment Weekly также дал фильму положительную рецензию, назвав его «красивым и сильным произведением» и высоко оценив способность О'Коннора показать «тихую битву эмоций Фанни». [15]
Эндрю Джонстон из Time Out New York писал: «Прививая инциденты, почерпнутые из дневников и писем Джейн Остин, в историю третьего романа автора, Розема уловила сочетание острого остроумия и безнадежного романтизма писателя, как это удалось немногим кинематографистам. ... Вы можете быть можно увидеть финал Мэнсфилд-парка за милю, но он настолько красиво построен и впечатляюще приятен, когда он наступит, что вы, вероятно, вообще не будете возражать». [16]
Театральная касса
[ редактировать ]Он открылся в Великобритании в 76 кинотеатрах 31 марта 2000 года и собрал в первые выходные 103 266 фунтов стерлингов. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Мэнсфилд Парк (2000)» . Британский институт кино (BFI) . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ «Мэнсфилд-Парк (1999) – Финансовая информация» . Числа . Нэш Информационные Сервисы, ООО. Архивировано из оригинала 15 сентября 2016 года . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Конечные титры DVD-издания.
- ↑ Съемки в гавани Полдарк Чарлстаун в фотографиях , автор Шеннон Хардс, 19 сентября 2018 г., получено 15 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бирн, Паула (2017) Гений Джейн Остин: ее любовь к театру и почему она стала хитом в Голливуде . глава 11, HarperCollins, Kindle изд.
- ^ «Остин против Роземы: Рабство в Мэнсфилд-парке, 1999 г. - журнал Silhouette» . Журнал «Силуэт» . 1 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2018 г. Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Печь Норы Фостер» . jasna.org . Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 года . Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ «Кэти Гроенендик» . jasna.org . Архивировано из оригинала 12 мая 2011 года . Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ Виндшуттл, Кейт (май 2000 г.). «Переписывая историю Британской империи» . Новый критерий. Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Обладание Джейн Остин: верность, авторство и Мэнсфилд-парк Патрисии Роземы (1999)» . Connection.ebscohost.com . Проверено 14 марта 2018 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Уомансфилд Парк» . Экстра . 17 ноября 1999 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 г. . Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ «Мэнсфилд Парк (1999)» . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Архивировано из оригинала 12 декабря 2016 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ «Обзоры Мэнсфилд-парка» . Метакритик . Архивировано из оригинала 13 декабря 2016 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ Эберт, Роджер (24 ноября 1999 г.). «Обзор фильма и краткое содержание фильма «Мэнсфилд-парк» (1999)» . Чикаго Сан-Таймс . Медиа-группа Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 23 декабря 2013 г.
- ^ Глейберман, Оуэн (19 ноября 1999 г.). «Обзор фильма: Мэнсфилд-парк (1999)» . Развлекательный еженедельник . CNN . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 23 декабря 2013 г.
- ^ Time Out Нью-Йорк, 18–25 ноября 1999 г., с. 121.
- ^ «Международные кассовые сборы: Великобритания/Ирландия». Экран Интернешнл . 7 апреля 2000 г. с. 26.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мэнсфилд-парк на IMDb
- Клаудия Л. Джонсон Знакомство со сценарием «МЭНСФИЛД ПАРК» на сайте Patricia Rozema.com
- Клаудия Л. Джонсон Роземы Беги с ума, но не падайте в обморок: Подлинная смелость МЭНСФИЛД-ПАРКА на сайте Patricia Rozema.com (1999)
- Стивен Холден приправляет Остин «1806 год» чертами 1999 года на сайте Patricia Rozema.com
- Кэти Гроенендик модернизирует Мэнсфилд-парк : взгляд Патрисии Роземы на Джейн Остин в JASNA (зима 2004 г.)
- фильмы 1999 года
- Британские романтические комедийно-драматические фильмы
- Фильмы BBC Film
- Фильмы по произведениям Джейн Остин
- Фильмы романтического периода
- Феминистские фильмы 1990-х годов
- Фильмы Патрисии Розема
- Фильмы, снятые на студии Pinewood Studios
- Фильмы, действие которых происходит в загородных домах
- Фильмы, написанные Лесли Барбер
- Фильмы, снятые в Нортгемптоншире
- Британские исторические мелодрамы
- Британские феминистские фильмы
- романтические комедии-драмы 1999 года
- Исторические комедийно-драматические фильмы 1990-х годов
- Исторические мелодрамы 1990-х годов
- Англоязычные фильмы 1990-х годов
- Мэнсфилд Парк
- Британские фильмы 1990-х годов
- Англоязычные комедийно-драматические фильмы