Вурункатте
Вурункатте | |
---|---|
Главный культовый центр | Хаттуса |
Оружие | женщина [ 1 ] |
Животные | лев |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Забаба |
Рост или рост [ 2 ] был хеттским богом войны хаттского происхождения. Он также мог быть связан с институтом королевской власти. Его символом была булава, и на основании текстовых источников предполагается, что он мог быть изображен стоящим на спине льва. В известных текстах он появляется в связи с такими божествами, как Шулинкатте , Тару и Телипину . Ему поклонялись в Хаттусе , Нерике , Тухумиджаре и Тараммеке.
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Вурункатте имеет хаттское происхождение и может быть переведено как «король земли». [ 3 ] [ 4 ] [ 2 ] Фолькерт Хаас отметил, что его можно сравнить с аккадским эпитетом шар матим , используемым для обозначения Дагана . [ 5 ]
Вурункатте считался богом войны. [ 2 ] Он разделил эту роль со многими другими божествами хеттского пантеона, например, Иярри или первоначально хурритским Кешуи . [ 6 ] В искусстве его изображали стоящим на спине льва. [ 6 ] В описании серебряной статуэтки, предположительно изображавшей его, говорится, что он держал в руках щит и булаву; последнее оружие также упоминается как его символ в других текстах. [ 1 ]
По словам Петра Тарачи в хаттской традиции Вурункатте также был связан с идеологией королевской власти, как и обожествленный трон Ханвашуит (называемый Халмашуит по- хеттски ). [ 7 ] К нему можно было отнести титул Табарна , который в других контекстах использовался для обозначения правящего царя земли Хатти. [ 8 ] Тарача предполагает, что как его предполагаемая роль царского божества, так и значение его имени могут указывать на то, что он занимал особое положение в хаттском пантеоне до появления богов погоды в девятнадцатом и восемнадцатом веках до нашей эры, явление, подтвержденное источниками из Хаттуса и Канеш . [ 3 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Были проведены сравнения между характером и иконографией Вурункатте и другого бога хаттского происхождения, Шулинкатте . [ 4 ] Единственный хаттский текст объединяет их друг с другом и утверждает, что «Шулинкатте — сын Хаттусы , Вурункатте — сын варты (что означает неизвестное) и земель». [ 1 ] В ряде текстов Вурункатте вместо этого образует пару с хаттским божеством Тунтурмишей. [ 9 ] группа, состоящая из него, Тару и Телипину . Также засвидетельствована [ 10 ] В заклинаниях его можно было ассоциировать с хаттской богиней магии Катазивури . [ 11 ] Божество по имени Вурукаттайну, «маленький/юный Вурункатте». [ 2 ] или «дитя Вурункатте», также засвидетельствовано. [ 12 ]
Вурункатте считался аналогом месопотамского бога Забабы . [ 13 ] Его собственное имя можно было передать логографически, используя имя, принадлежащее последнему божеству. [ 4 ] Однако, поскольку он был не единственным богом, которого можно было обозначить этой аккадограммой в хеттских текстах, личность божества, подразумеваемого без использования фонетического написания, не всегда ясна. [ 2 ] [ 14 ]
Поклонение
[ редактировать ]В Хаттусе Вурункатте получил подношения во время фестиваля КИ.ЛАМ . [ 15 ] Его участие в этих торжествах, скорее всего, отражало его важность в глазах хеттских царей. [ 16 ] Ограниченные свидетельства поклонения ему имеются и у Нерика : засвидетельствована посвященная ему стела, кроме того, он получал подношения, в том числе овцу, во время церемонии в честь бога погоды Нерика и языки, уши и хвосты различных жертвенных животные в другом случае. [ 4 ] По мнению Петра Тарачи, возможно также, что, когда после временной потери города хетты вернулись в него, для него был построен новый храм, как отсылка к новому молитвенному дому, посвященному божеству, обозначенному логограммой. д ЗАБАБА известны. [ 17 ] Другие города, где поклонялись Вурункатте, включают Тухумияру, где во время местного фестиваля пелась песня, взывающая к нему, и Тараммека. [ 1 ]
Итамар Зингер предположил, что божество, очевидно принадлежащее пантеону народа Кашка , обозначенное логограммой д ЗАБАБА в договоре с хеттами также может быть Вурункатте. [ 18 ] Он предположил, что Кашка представляет собой остаток хаттской культуры, не поглощенный хеттским государством и вытесненный на север. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Сойсал 2016 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сойсал 2016 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2013 , с. 374.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаас 2015 , с. 600.
- ^ Хаас 2015 , с. 310.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 363.
- ^ Тарача 2009 , с. 48.
- ^ Хаас 2015 , с. 196.
- ^ Хаас 2015 , с. 366.
- ^ Сойсал 2016 , стр. 134–135.
- ^ Хаас 2015 , с. 438.
- ^ Хаас 2015 , с. 311.
- ^ Хаас 2015 , с. 364.
- ^ Швемер 2022 , с. 379.
- ^ Тарача 2009 , стр. 39–40.
- ^ Тарача 2009 , с. 41.
- ^ Тарача 2009 , с. 104.
- ^ Певица 2007 , с. 173.
- ^ Певица 2007 , с. 176.
Библиография
[ редактировать ]- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 12 декабря 2022 г.
- Швемер, Дэниел (2022). «Религия и власть». Справочник Хеттской империи . Грютер. стр. 355–418. дои : 10.1515/9783110661781-009 . ISBN 9783110661781 .
- Певец, Итамар (2007). «Кто такие Кашки?» . ФАЗА . 10 (1): 166–181. ISSN 2346-8459 . Получено 1 декабря 2022 г.
- Сойсал, Огуз (2016), "Wuru(n)katte" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 декабря 2022 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Тарача, Петр (2013). «Политическая религия и религиозная политика: как хеттский царь выбирал своих богов-покровителей» . Altorientalische Forschungen . 40 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1524/aof.2013.0019 . ISSN 2196-6761 . S2CID 155113220 .