Jump to content

Мескалеро

Мескалеро Апач
Я из   Мескалеро - Чирикауа.
Племенной флаг
Расположение резервации нации апачей Мескалеро
Общая численность населения
Всего 64 484 апача 8,652 MATБронирование
Регионы со значительной численностью населения
Языки
Мескалеро , английский , испанский
Религия
Католическая религия, Мескалеро и местное культурное наследие
Родственные этнические группы
Западные апачи , апачи Сан-Карлоса , апачи Белой горы , навахо

Мескалеро или мескалеро-апачи ( Mescalero-Chiricahua : Naa'dahéńdé ) — апачей племя южно - атабаскских коренных американцев . Племя признано на федеральном уровне как племя апачей Мескалеро из резервации апачей Мескалеро , расположенной на юге центральной части Нью-Мексико .

В 19 веке мескалеро открыли свои резервации для других племен апачей , таких как мимбрено (чихенде, апачи Уорм-Спрингс) и чирикауа (шаи'анде или чидикаагу). Некоторые липан-апачи (Туединде и Тунцаньде) также присоединились к резервации. Их потомки зачислены в племя апачей Мескалеро.

Бронирование

[ редактировать ]
Две женщины мескалеро с типи и рамадой (слева)

Первоначально основанный 27 мая 1873 года, [ 1 ] по указу президента Улисса С. Гранта резервация сначала была расположена недалеко от форта Стэнтон (Жунииду). Нынешняя резервация была создана в 1883 году. Ее площадь составляет 1 862,463 км . 2 (719,101 квадратных миль), почти полностью в округе Отеро . Резервация площадью 463 000 акров расположена на восточном склоне гор Сакраменто и граничит с Национальным лесом Линкольна . Небольшой незаселенный участок находится в округе Линкольн, к юго-западу от Руидосо (Це таге сиа-я). Американская трасса 70  — главная автомагистраль, проходящая через резервацию.

Учитывая, что земли племени мескалеро в Национальном лесу Линкольна считаются одним из самых красивых живописных мест в мире, [ нужна ссылка ] большая часть экономики племени приходится на гостиничный бизнес и туризм. Торговля и скотоводство также способствуют их растущей экономике. Благодаря растущему технологическому сектору их местные инновационные центры и консорциумы университетов нескольких штатов вскоре обеспечат мощный сектор исследований и разработок в их экономике.

В 2022 году Департамент управления ресурсами и освоения земель Мескалеро отпраздновал 60-летие успеха, отметив 20-летие двух ведущих туристических курортов. Мескалеро спроектировал, разработал и владеет казино и гольф-курортом Inn of the Mountain Gods (IMG) на территории Национального леса Линкольна. Мескалеро спроектировал, разработал, владеет и управляет курортом Ski Apache в горах Сьерра-Бланка. Это самый южный и крупный горнолыжный курорт Северной Америки. Владение и управление Мескалеро этими объектами, включая все объекты горного спорта, включая конный центр и зиплайны, требует эффективного управления ресурсами. Они отражают предпринимательское видение и устойчивость племени Мескалеро. Согласно путеводителям по Нью-Мексико, США, Северной Америке и всему миру, эти курорты являются ведущими туристическими направлениями. Индейское наследие в сочетании с уникальными курортами, где представлены культурные аксессуары ручной работы и высокотехнологичные операции. Горы и предгорья покрыты соснами; Ресурсы и коммерческое развитие тщательно контролируются Советом племени апачей Мескалеро. Мескалеро-апачи построили культурный центр недалеко от штаб-квартиры племени на шоссе 70 США в крупнейшем поселении резервации — Мескалеро . На выставке представлены племенные артефакты и важная историческая информация. Племя также управляет еще одним, более крупным музеем на западном склоне гор Сакраменто в Дог-Каньоне, к югу от Аламогордо (T'iis ntsaadz-í 'úú'á). Планируются новые музеи и выставки, чтобы в полной мере охватить возможности интеграции космических инноваций Мескалеро посредством партнерства с Космическим консорциумом Нью-Мексико, космодромом Америка, НАСА, другими коммерческими космическими компаниями, Международным институтом защиты внутренней безопасности и военными партнерами США (ВВС США). AFRL и Space Force) Центры космических инноваций и интеграции Mescalero Apache.

Горнолыжный курорт расположен рядом с массивной вершиной Сьерра-Бланка (Dziãgais'â-ní = «священная гора»), горой высотой 12 003 фута (3659 м). [ 2 ] Это самая южная альпийская вершина континентальной части США, часть гор Сакраменто. Используя систему экорегионов уровня III Агентства по охране окружающей среды, заимствованную из Омерника, эта гора включена в состав гор Аризоны и Нью-Мексико, которые находятся к югу от Южных Скалистых гор на севере Нью-Мексико. [ 3 ] Пик Сьерра-Бланка, расположенный в резервации, является священной землей для племени апачей Мескалеро. Они не разрешают доступ без разрешения.

Племенное правительство

[ редактировать ]
Административные офисы и общественный центр племени апачей Мескалеро в Мескалеро, Нью-Мексико

Племя апачей мескалеро проводит выборы президента каждые два года. Восемь членов совета племени также избираются сроком на два года. Сильное женское лидерство приветствуется и поощряется в Совете племени апачей Мескалеро. Выборы в совет проводятся каждый год, когда половина членов подлежит переизбранию. Нация апачей, насчитывающая более 64 000 человек, координирует свои действия друг с другом посредством племенных собраний. Племя насчитывало более 12 468 человек, из них 8 652 согласно переписи населения США .

В 1959 году племя избрало Вирджинию Клинеколе своим первым президентом-женщиной. [ 4 ] Позже она была избрана в совет племени и проработала в нем до 1986 года. [ 5 ] Племя неоднократно переизбирало Венделла Чино президентом; он прослужил в общей сложности 43 года, до своей смерти 4 ноября 1998 года.

Вскоре после смерти Чино покойная Сара Мискес президентом была избрана . Сын Чино, Марк Чино, также был избран президентом и занимал пост президента.

В 2022 году г-н Эдди Мартинес был приведен к присяге в качестве нового президента племени апачей мескалеро. [ 6 ] Руководство авиабазы ​​Холломан присутствовало на церемонии совета племени для вновь избранного президента, офицеров и совета племени. Г-н Келтон Старр, ветеран армии в отставке и представитель по вопросам защиты племен, поддерживал координацию с лабораториями оборонных исследований и военными базами США в Нью-Мексико. Новое руководство сосредоточило усилия на развитии прошлых успехов и ускорении проектов экономического развития с новым акцентом на отечественные инновации и кампанию «Сделано в родной Америке». Г-н Мартинес был назначен председателем Региональной комиссии коренных американцев (в которую входят все 34 штата с племенами, признанными на федеральном уровне) для ускорения проектов экономической безопасности, развития и обороны, которые приносят пользу племени апачей Мескалеро, а также всем коренным американцам и другим коренным народам.

В 2024 году Тора Уолш Падилья станет президентом Племени вместе с вице-президентом Дуэйном Даффи. [ 7 ]

Культура и язык

[ редактировать ]

Язык мескалеро южно-атабаскский язык , входящий в подсемейство атабаскской и дене -енисейской семей. Мескалеро является частью юго-западной ветви этого подсемейства; он очень тесно связан с чирикауа и более отдаленно связан с западными апачами . Они считаются тремя диалектами апачи. Хотя навахо является родственным южноатабаскским языком, его язык и культура считаются отличными от языка и культуры апачей.

Мескалеро-апачи были в первую очередь кочевым горным народом . Это были новаторские воины, скрытные, свирепые, точные и тактические. Их возможности навсегда признаны превосходной военной тактикой. Современная оборонно-промышленная база использует эту необычную военную точность и «бренд», называя самые совершенные военные самолеты, например, вертолет Apache производства Boeing, Sikorsky Blackhawk и т. д., в честь коренных американцев. Они отправились на восток по засушливым равнинам, чтобы охотиться на буйволов, и на юг, в пустыню, чтобы собрать агаву мескаля . Испанские колонисты связали их с этим растением и назвали мескалеро-апачи. Апачи мескалеро, как и другие группы апачей, жили традиционной охотой и собирательством. Культура апачей мескалеро защищала экологию и могла очень эффективно использовать свои ресурсы.

Мескалеро-апачи зарабатывали себе на жизнь охотой и собирательством. Мужчины возглавляли охотничьи отряды на буйволов, антилоп и оленей. Женщины сопровождали мужчин и разделывали мясо и шкуры, а также участвовали в охоте на мелкую дичь, например кроликов. [ 8 ] Женщины собирали мескальскую агаву группами по 4–10 человек, в основном состоящими из подруг и членов семьи и обычно из нескольких мужчин. [ 9 ] Мужчины также будут принимать активное участие в переработке мескаля. [ 10 ]

Семейное происхождение было матрилинейным , но о мужском наследии помнили, особенно если в его роду был знаменитый воин. [ 11 ] Расширенные семьи состояли из бабушек и дедушек, незамужних детей и нуклеарных семей их дочерей, вышедших замуж во второй раз. [ 8 ] Мескалеро также практиковали матрилокальный образ жизни. [ 8 ] Когда женщина выходила замуж, пара переезжала в новый типи или викиап недалеко от дома ее родителей. [ 8 ]

Происхождение имени

[ редактировать ]

Автоним или собственное имя мескалеро - Шис-Индай («Люди горных лесов») или Машгаленде / Машгаленей («Люди, близкие к горам» или «Люди мескалеро-апачи»). [ 12 ] Навахо (на языке мескалеро: «Индаа»биксунде / «Индабиксунде», современное название : чушта «иижанде»), другое атабаскоязычное племя, называют мескалеро Наашгали Динеэ. [ 13 ] Как и другие народы апачей, они часто идентифицируют себя просто как Нде / Нндей / Ндене / Нденде («Народ», «Апачи»). Соседние племена апачей называли Мескалеро Надахенде («Люди мескаля»), потому что мескальовая агава ( Agave parryi ) ( апачи : наа'да / 'инаа'да / на'да) была для них основным источником пищи . Во времена нужды и голода их выживание зависело от запасов мескаля. Они приняли и идентифицируют себя сегодня также как Наадахенде / Нааданде («Люди мескаля»). С 1550 года испанские колонисты называли их Мескалеро .

Европейские колонисты и поселенцы часто называли банды мескалеро-апачей разными именами, некоторые из которых были связаны с их географической территорией. В документах они зафиксированы под большим количеством названий: апачи де Куартелехо, апачи дель Рио-Гранде, апачи, фараонес, мескалерос, натаге (вернее, одно из подразделений липан-апачей наряду с нахизанами), натахене, керечос, тейас. , тулароса-апачи и вакерос. Их также называли апачами Сьерра-Бланка, апачами гор Сакраменто, апачами гор Гуадалупе, апачами гор Лимпия. в зависимости от их родины на северной или южной территории Мескалеро.

Племенная территория

[ редактировать ]

Первоначально различные банды и местные группы Мескалеро располагались на территории между Рио-Гранде (Tú 'ichii-dí – «вода цвета красной охры») на западе и восточной и южной окраиной Льяно -Эстакадо и южный Техас Панхандл в Техасе на востоке; от современного Санта-Фе (Юуту) на северо-западе и Техасского Панхандла на северо-востоке до Биг-Бенд Техаса и того, что впоследствии стало мексиканскими провинциями Чиуауа и Коауила на юге. Разнообразный ландшафт этой местности включает высокие горы высотой до 12 000 футов, а также орошаемые и защищенные долины, окруженные засушливыми полупустынями и пустынями, глубокими каньонами и открытыми равнинами. Резервация апачей Мескалеро расположена по географическим координатам. 33 ° 10'42 "N 105 ° 36'44" W  /  33,17833 ° N 105,61222 ° W  / 33,17833; -105,61222 . Личность Мескалеро наполнена легендами прошлого. Например, четыре горы представляют направление повседневной жизни народа апачей Мескалеро: это (1) пик Сьерра-Бланка (Белый пик) , (2) Эль-Капитан в горах Гуадалупе , (3) гора Трех сестер (Лас-Трес-Эрманас). ) и (4) горный пик Оскура (иногда пик Салинас в горах Сан-Андрес упоминается как четвертая священная гора вместо горного пика Оскуру). [ 14 ] Более того, их предки говорили о Создателе, давшем им жизнь на Белой Горе. Именно там Белокрашенная Женщина родила двух сыновей, Дитя Воды и Убийцу Врагов.

Поскольку каждая группа Мескалеро имела право использовать ресурсы оленей и растений соседних групп, разные группы чувствовали себя как дома на любой части своей обширной племенной территории. Банды Мескалеро или Машгале-õde часто занимались охотой, собирательством, войной и набегами. Они назвали свой дом Индейслун Наках («люди, образующие группу, когда они там», «место, где люди собираются вместе») или сегодня Машгале-не бикеяа («Страна апачей Мескалеро»; «Родина апачей Мескалеро»). [ 15 ] Когда многие банды мескалеро были вытеснены вражескими команчами ( Indaa tse'-éõde или Indassene ; современное название: Gumáõchí-í) [ 16 ] с южных равнин северного и центрального Техаса между 1700 и 1750 годами они нашли убежище в горах Нью-Мексико, западного Техаса, а также Коауилы и Чиуауа в Мексике. Некоторые южные группы мескалеро вместе с липанами жили в Больсон-де-Мапими , перемещаясь между реками Назас , Кончос и Рио-Гранде на севере.

Мескалеро нарисовал мальчика; фотография под названием « Долгая прогулка навахо» . После поражения от вооруженных сил Соединенных Штатов большая часть навахо зимой 1864 года прошла более 350 миль (560 км) и была заключена в тюрьму в Боске-Редондо, штат Нью-Мексико, вместе с апачами Мескалеро.

Мескалеро были разделены на несколько региональных групп, которые были известны испанцам/мексиканцам ('indantûhé-õde), а затем и американцам ('indaa łiga-ńnebindáa-í datł'ij-í – «белые [враги] люди с голубыми глазами). или 'indáá-ńne – «белые люди»; «[белые] враги»; современное название: nndébindáa datł'ijé-ńne – «белые люди»; букв. «голубоглазые люди») под разными именами (большинство из них были транслитерация или рендеринг названия группы Apache). [ 17 ]

  • Naa'dańde / Naa'dahéńdé («Люди мескаля», «Люди мескаля») или Natagés (испанский перевод и транслитерация, произносится как На-та-хай); на самом деле группа липанов, они жили между Рио-Гранде и рекой Пекос (также известной как Рио-Саладо или Рио-дель-Натаджи ) в центре Нью-Мексико , при этом несколько местных групп путешествовали по южному и западному краю Льяно-Эстакадо в южный Техас Панхандл , первоначальная группа апачей, которая впоследствии стала апачами Мескалеро и Салинеро («Люди, производящие соль»).
  • Gułgahéńde / Gułgańde («Люди равнин», «Люди открытых пространств») или Cuelcajenne , позже Llañeros («Люди равнин»; на самом деле группа Хикарилла, они жили к востоку от гор и реки Пекос, на Высоких равнинах). от Техасского Панхандла до долины Пекос, между Амарилло (Bighą́ą́' gułga-yá / Bighą́ą́' gułtsúú-yá), Тукумкари , Лаббоком и Ллано Эстакадо, вдоль гор Сандия и Тихерас на запад до Санта-Фе , от каньона Ногаль на север в Лас-Вегас , от Гор Органа (Це даадижа-я; Це деежа-я – «Место, где скалы зазубрены») на восток до Эль-Пасо (Це тахуу'а-я) в Техасе (Ч'а нтее-õде велосипеде) 'йаа'), В Оклахоме (Индейская территория) у них сложились родственные связи посредством брака с команчами .)
  • Dził-í naańde / Dził-í naahńde («Люди горного хребта», «Люди горного склона», «Люди, живущие на краю гор») или чилпайны (жили в горах к западу и югу от Река Пекос, протекающая на севере Чиуауа и Коауила на территории современной Мексики.)
  • Ch'ilaańde / Jilaa'éńde («Люди группы антилоп», «Люди антилоп») (жили к западу от Пекоса к западу от Рио-Гранде в горах центрального и южного Нью-Мексико и в бассейне Тулароса (Tséts'ųųsí yaneeł) 'ą́'-ee tú nk'ų́jí siką-yá).
  • Nii't'ahéńde / Niit'ahéńde («Люди на краю земли», «Люди на краю земли», «Люди на краю земли», «Люди, живущие на фоне гор»). «, «Люди Земли Кревин (Олени)») или Сьерра-Бланка (Белые горы) Мескалерос , иногда Сакраменто-Маунтин-Мескалерос (названные так потому, что их доминирующие местные группы 19-го века жили в горах Сакраменто и в Сьерра-Бланке (Белые горы) (Dził Gais 'ą́ní) в Нью-Мексико с другими местными группами, живущими на востоке, в горах Гуадалупе на западе Техаса.)
  • Цейчинде («Люди с крючковатым носом», «Люди Красной скалы», «Люди гор Гуадалупе») или Мескалерос гор Гуадалупе (несколько групп, живших в Цейчи («красная скала», т. е. горы Гуадалупе), прилегающие равнины Техаса, а также северные Коауила и Чиуауа в Мексике.)
  • Tsébikįnéńde («Люди каменных домов», «Люди каменных домов», «Люди каменных домов»), Aguas Nuevas Apaches или Norteños («Северяне»), позже Limpia Mescaleros (основались вокруг Nuevo Casas Grandes в Чиуауа, мигрируя на север, в сторону гор Сакраменто, и на юг, в Агуа-Нуэва, в 60 милях к северу от города Чиуауа (Ją'é łą́yá - «место, где (есть) много ослов»), а также по обе стороны Рио-Гранде между Эль-Пасо и Охинагой, Чиуауа ; некоторые местные группы жили в горах Гуадалупе и Лимпии).
  • Тахуунде / Та'хуунде («Горы, простирающиеся до речных людей») (жили по обе стороны реки Пекос на юге Нью-Мексико и на юго-западе Техаса)
  • Чисосские апачи / Чишенде / Чишхенде («Лесные люди»), [ 18 ] Чинати-апачи («Люди на горном перевале») или апачи Рио-Гранде (одна могучая группа с несколькими местными группами, живущая в пустыне Чиуауа и засушливых горах, простирающихся по обе стороны Рио-Гранде от Транс-Пекос на юг до Сьерра-Мадре). Восточная часть Северной Мексики, с опорными пунктами в горных хребтах гор Дэвис (бывшие горы Лимпия) , гор Чисос и гор Чинати (от названия апачей ch'íná'itíh – «ворота» или «горный перевал») в Западном Техасе и в прилегающие Сьерра-дель-Бурро (Серраниас-дель-Бурро) , Сьерра (Мадерас) дель-Кармен в Коауиле и Сьерра-Аламос в Чиуауа к северу от Больсон-де-Мапими , сегодняшний национальный парк Биг-Бенд в Техасе и охраняемая территория Каньон-де-Санта-Елена и Мадерас-дель-Кармен. Охраняемая территория является частью территории их бывшей группы.)
  • Túntsańde / Tú ntsaa-ńde («Люди большой воды») (некогда тусис-нде группа липан-апачей , жившая на юге центрального Техаса и в северной части Коауилы, разбивавшая лагерь вместе с несколькими отрядами мескалеро на равнинах для охоты и совершая набеги, они объединились с Мескалеро, образовав банду Мескалеро);
  • Tú'édįnéńde («Люди без воды», «Крутые люди пустыни») (когда-то группа Tú é diné Ndé липан-апачей, имевшая территорию на севере Коауилы и Чиуауа; в конечном итоге они слились с некоторыми южными группами мескалеро)

Наадахинди , оказали значительное влияние на принятие решений некоторыми группами Западного Липана в 18 веке, особенно на Тинди Нде , Чашка-ожайе Ту'единде и Тусис Нде . Чтобы бороться со своим общим врагом, команчами, и защитить северо-восточную и восточную границу Апачерии от Команчерии , мескалеро ( Наадахенде и Гулгахенде ) на равнинах объединили свои силы со своими родственниками-липанами ( Куэлькахен Нде , Тель Кондаха). , Ндаве Коха и Шаианде ) к востоку и югу от них.

В августе 1912 года постановлением Конгресса США оставшиеся в живых представители племени чирикауа были освобождены от статуса военнопленных. Им был предоставлен выбор: остаться в Форт-Силле , штат Оклахома, где они находились в заключении с 1894 года, или переехать в резервацию апачей Мескалеро. Сто восемьдесят три человека решили поехать в Нью-Мексико, а семьдесят восемь остались в Оклахоме. [ 19 ] Их потомки до сих пор проживают в обоих местах.

Известный Мескалеро

[ редактировать ]

Исторические вожди и старосты

[ редактировать ]
Горгония , знахарь Сьерра-Бланки Мескалеро

[ нужна ссылка ]

Северный Мескалеро

  • Барранкито (также известный как Паланкито ): самый влиятельный вождь банды Ниит'ахенде (Сьерра-Бланка Мескалеро) , которая располагалась от востока Сьерра-Бланки до реки Пекос, вероятно, самый важный вождь мескалеро в начале 1800-х годов, когда он умер в 1857 году, ему наследовали трое его сыновей и/или племянников Сантана, Кадет и Роман.
  • Сантана (также известный как Санта-Ана , ок. 1810/1815 - †1876): сын и преемник Барранкито, примерно с 1830 года был лидером местной группы, пользовавшимся большим авторитетом в банде Сьерра-Бланка Мескалеро, после смерти Барранкито Сантаны. по-видимому, имел наибольшее влияние в северных бандах Мескалеро, но избегал всеобщего внимания и был почти не известен белым. В последние годы своей жизни он стал самым верным другом белых, вплоть до своей смерти от пневмонии или оспы.
  • Кадет (также известный как Кадетт – «Волонтер», на апачском: Джиан-на-тах – «Всегда готов», [ 20 ] также известный как Жи-эс-не-сон , Чжи А Нат Ца ): сын и преемник Барранкито, после Сантаны он был самым видным и влиятельным руководителем банды Сьерра-Бланка Мескалеро, был более дипломатичным, чем Сантана, и был представителем для северных банд Мескалеро. После нападения из Боске-Редондо 3 ноября 1863 года он бежал со своей группой в сторону Стейк-Плейнс, продавая команчам украденный скот и лошадей из Мексики напрямую или через команчеро. Он был убит в 1872 году во время миротворческой миссии и возвращения из Туларосы.
  • Роман Гранде: сын и преемник Барранкито, возглавляющий местную группу банды Сьерра-Бланка Мескалеро. Менее важный, чем Сантана и Кадет, он последовал примеру своего брата Сантаны; умер во время эпидемии в 1885 году.
  • Хосесито (также известный как Хосе Сито ): в честь Барранкито и Сантаны, самого известного лидера некоторых местных группировок банды Сьерра-Бланка Мескалеро. В апреле 1852 года он подписал договор с Кэлхауном, представляющим США, вместе с второстепенным лидером другой группы Сьерра-Бланка Мескалеро и Чаконом, лидером хикарилья-апачей.
  • Сан-Хуан: вождь банды Ниитахенде (горы Сакраменто Мескалерос) , его банда располагалась вдоль рек Рио-Бонито , Рио-Хондо и в горах Капитан с горами Сакраменто — районом, где был построен форт Стэнтон — имел союзы с восточными банды мескалеро, банды липан-апачей, а также некоторые банды команчей; после того, как Сантана и Кадете ушли, вождь Сан-Хуан и Наутзили взяли на себя руководство Мескалеро в резервации, но, в отличие от Наутзили, Сан-Хуан покинул резервацию весной 1880 года, после нападения Кабальеро, во время «войны Викторио»; его сын Песо станет последним вождем мескалеро.
  • Кабальеро ( Ca-bal-le-so , в конечном итоге отождествляемый с Кутбхаллой или Куту-хала ): военный вождь, а затем главный вождь местных групп Нии'т'ахенде (горы Сакраменто Мескалерос) в горах Сакраменто в течение десятилетий 1860-х годов. и 1870-е годы, вероятно, женат на дочери вождя чихеннов Мангаса Колорадаса , близкого союзника и давнего друга великого вождя мимбреньо Викторио (и, вероятно, его зятя как зятя Мангаса Колорадаса); в марте 1880 года он покинул Туларосу и присоединился к Викторио, сражаясь вместе с ним в их последних сражениях, но, по некоторым данным, он был убит в стычке между вождями перед резней в Трес-Кастильосе в окт. 14 1880.
  • Песо: ок. * 1849 - † 1929, родился в горах Гуадалупе недалеко от современных Карловых Вар в семье вождя Сан-Хуана и его жены Нагу-на-го, его группа Нии'т'ахенде или, может быть, Цейчинде (Горы Гуадалупе Мескалерос) присоединилась к группе Наутзили. из Гулкахенде на Южных равнинах, время от времени он также присоединялся к отряду липан-апачей Ту'сис Нде на юго-востоке Техаса и северо-востоке Мексики под командованием вождя Магуша. Он был опытным следопытом и служил разведчиком апачей в кампаниях против Джеронимо в В конце 1800-х годов он вместе со своим братом Сином Миедо («Без страха») и Магушем были тремя главными лидерами резервации: Магуш для липанов в Элк-Спрингс, Син Миедо в каньоне Туле и Песо, представляющий Ринконаду и Трех Реки.
  • Син Миедо («Без страха» = «Санс Пеур»): брат вождя Песо и сын вождя Сан-Хуана, его банда Нии'т'ахенде или, может быть, Цейчинде (Мескалерос в горах Гуадалупе) были близкими союзниками восточной банды Мескалеро по имени Гулгахенде. на Южных равнинах и в группе липан-апачей Тусис Нде на юго-востоке Техаса и северо-востоке Мексики; вместе со своими братьями Песо, Круком Неком и такими лидерами, как Шанта Бой и Большой Рот, он служил апачским разведчиком в кампании против Джеронимо, военачальника и шамана банды Бедонкохе апачей Ндендхе; он вместе со своим братом Песо и Магушем был тремя основными лидерами резервации: Магуш для липанов в Элк-Спрингс, Песо, представляющий Ринконаду и Три реки, и Син Миедо в каньоне Туле.
  • Мучачо Негр («Черный мальчик», родился около 1860 г., умер в 1930 г.): важный лидер местной группы и военачальник, присоединился к вождю Чиэнн Викторио, из-за участия в войне Викторио он был переведен в Форт Юнион (где он должен был находиться заключен в тюрьму), но он сбежал в начале августа 1882 года. Мучачо Негро считали отступником, который вернется к своему народу и продолжит создавать проблемы. Он был схвачен в июне 1883 года и заключен в тюрьму в Форт-Силл , индийская территория. [ 21 ]
  • Горгонио: знахарь, помощник старого Барранкито, а затем и Сантаны.

Южный Мескалеро

  • Карновисте : вождь Цехитсихенде (Горы Гуадалупе Мескалерос) или, может быть, Цебекиненде (Агуас Нуэвас Апачи или Лимпия Мескалерос) , его группа жила в стране Биг-Бенд, располагавшейся по обе стороны Рио-Гранде от гор Гуадалупе к востоку от гор Лимпия. Сообщается, что известный как горы Дэвис на окраине Южных равнин, он часто совершал «грабежи» на дороге Сан-Антонио и похитил Германа, вскоре усыновленного в племя, и Уилли Леманна возле форта Мейсон в мае 1870 года; в 1874 году он выдвинул совет вождей апачей Мескалеро, Мимбреньо и Липан, и Викторио удалось убедить совет послать посланников мира к команчам и кайова; он был убит знахарем из своей банды весной 1876 года.
  • Гомес (также известный как вождь Гомес или Хуан Гомес или у апачей Негояни, «Старик мудрости»): вождь 1840–1860-х годов, возглавлявший большую группу цебекиненде (Aguas Nuevas Apaches или Limpia Mescaleros), состоящую из пяти местных групп, насчитывавших около 400 воинов. Его группа жила в стране Биг-Бенд и Транс-Пекос по обе стороны Рио-Гранде; его цитадель находилась в горах Лимпия , позже названных горами Дэвиса . Когда губернатор Чиуауа скальп Анхель Триас Альварес предложил 1000 песо за его , Гомес предложил равную сумму за любой мексиканский или американский скальп. схватить Стремление банды Глэнтона Гомеса от имени губернатора Триаса было драматизировано Кормаком Маккарти в его романе 1985 года «Кровавый меридиан» . Заместителями Гомеса ( испанский : segundos ) были Сигарито, Чинонеро или Чино Уэро, Симон Породе и Симон Мануэль. [ 22 ]
    • Сигарито: лидер местной группы в Лимпии, также известной как горы Дэвис, и в низменностях Транс-Пекос; второй и военачальник южного Мескалеро Вождь Гомес, 1840–1860-е гг.
    • Чинонеро: лидер местной группы в Лимпии, также известной как горы Дэвис, и в низменностях Транс-Пекос; второй и военачальник южного вождя Мескалеро Гомеса, 1840–1860-е гг.
    • Симон Породе: лидер местной группы в Западном Техасе; второй и военный вождь южного Мескалеро Гомеса. В 1850 году он и Симон Мануэль связались с гарнизоном Сан-Элизарио, чтобы просить мира, но, вероятно, были отклонены Гомесом (1840–1860-е годы).
    • Симон Мануэль: лидер местной группы в Западном Техасе; второй и военный вождь южного Мескалеро Гомеса. В 1850 году он и Симон Породе связались с гарнизоном Сан-Элизарио, чтобы просить мира, но, вероятно, были отклонены Гомесом (1840–1860-е годы).
  • Марко (также известный как Маркус ): вождь около 600 Цехитсихенде (Горы Гуадалупе Мескалерос) или, может быть, Ниита-Хеоде , включая около 200 воинов. Они жили в стране Биг-Бенд, расположенной по обе стороны Рио-Гранде от гор Гуадалупе (Це'ичи') к востоку от гор Лимпия, также известных как горы Дэвис, до края Южных равнин. Сообщается, что он руководил частыми рейдами и нападениями группировок на дороге Сан-Антонио и в поселении недалеко от Эль-Пасо. Он хотел присоединиться к группе Sierra Blanca Mescalero, но их просьба была отклонена, поскольку они считались группой Texas Mescalero; действовал в 1840–1860-е гг.
  • Эспехо («зеркало»): вождь большой банды Цебекиненде (Агуас Нуэвас Апачи или Лимпия Мескалерос) с несколькими местными группами под руководством его секундосов (или военачальников) Николаса и Антонио. С 1840-х по конец 1860-х годов они располагались между каньоном Лимпия, пересечением Хорсхед на Пекосе и к востоку от Лимпии, также известной как горы Дэвис, до окружающих пустынных низменностей Транс-Пекос в Западном Техасе .
    • Николас: лидер местной группы банды Цебекиненде в Лимпии, также известной как горы Дэвис и к востоку от окраины Южных равнин, второй и военный вождь южного вождя Мескалеро Эспехо, 1840–1860-е годы.
    • Антонио: лидер местной группы банды Цебекиненде в Лимпии, также известной как горы Дэвис и на востоке, на окраине Южных равнин, второй и военный вождь южного вождя Мескалеро Эспехо, 1840–1860-е годы.
  • Матео: лидер местной группы цебекиненде ( часто называемой испанцами и американцами Агуас Нуэвас или Нортеньос ), жил вместе с Верансией в окрестностях Дог-Каньона в горах Сакраменто и, предположительно, следовал старым способам охоты и набегов, поскольку они считались «хлопотными», 1840–1860-е гг. [ 23 ]
  • Верансия: предположительно был сыном Гомеса, лидера местной группы цебекиненде , жил вместе с Матео в окрестностях Дог-Каньона в горах Сакраменто и, предположительно, следовал старым способам охоты и набегов, поскольку они считались «хлопотными». .», 1840–1860-е гг.
  • Эльзате (также известный как Арзате , Арзатти , также известный как Педро Музкис, ок. *1820 – †1881/1882): последний вождь апачей Чисос (также апачей Чинати или Рио-Гранде ), эта группа обитала в горах Лимпия (или Горы Дэвис ), горы Чисос и горы Чинати. [ 24 ] в районе Биг-Бенд , Сьерра-дель-Кармен в Коауиле и Сьерра-Аламос в Чиуауа к северу от Больсон-де-Мапими , [ 25 ] родился в семье женщины Мескалеро и был по крови членом влиятельной семьи Мускис, захвачен вместе со своей бандой в 1878 году в Сан-Карлос-де-Чиуауа и депортирован в Мехико для заключения в тюрьму «ла Акордада», сумел бежать вместе со своими людьми в декабре 1879 года. и вернулся в Биг-Бенд; был снова пойман в Сан-Карлос-де-Чиуауа в 1880 году и казнен вместе со своими секундосами (или военачальниками) Колорадо и Зорилло в Охинаге , напротив Пресидио-дель-Норте , штат Техас, его люди были проданы в рабство в Мексике, ок. 1860 – 1882. [ 26 ]
    • Колорадо («Красный», вероятно, «Ависпа Колорада» «Красная Оса»): лидер местной группы чисос, или, может быть, липанов, апачей в приграничном регионе Коауила, Чиуауа и Западный Техас, второй и военный вождь чисос Мескалеро. вождь Эльсате был пойман и казнен вместе с Эльсате и Зорилло в Охинаге, напротив Президио дель Норте, штат Техас, в конце 1860-х - 1882 годах.
    • Зорилло (вероятно, «Зоррильо», «Лисёнок»): лидер местной группы чисос-апачей в приграничном регионе Коауила, Чиуауа и Западный Техас, второй и военный вождь вождя чисос-мескалеро Эльзате, был пойман и казнен вместе с Эльзате. и Колорадо в Охинаге, напротив Пресидио-дель-Норте, Техас, конец 1860-х – 1882 гг.

Восточный Мескалеро / Равнины Мескалеро

  • Наутзили (также известный как Натзили , Наутзиле , Нодзилла , Налцилли или Нут Чилли – «буйвол»): вождь банды Гулкахенде (Лланьерос) и отколовшихся групп южных липанов, живших на севере Мексики, переехал в резервацию в 1876 году. В 1879 году он взял на себя руководство большинством групп резерваций Мескалеро (включая Липанов) и убедил многих воинов не присоединяться к вождю Чихенде Викторио в Войне Викторио .

Другой известный Мескалеро

[ редактировать ]

Образование

[ редактировать ]

Школы апачей Мескалеро - это племенная школа.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бэнкс, Филлис (2002). «Бент и Мескалеро — дом апачей Мескалеро» . Southernnewmexico.com. Архивировано из оригинала 15 ноября 2006 г. Проверено 1 декабря 2006 г.
  2. ^ "Национальная геодезическая служба Сьерра-Бланки"
  3. ^ «Экорегионы континентальной части США уровня III» (PDF) . BLM.gov . Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2015 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
  4. ^ «Сборник, 9 февраля 1959 г.» , журнал Time Magazine , февраль 1959 г., по состоянию на 1 августа 2011 г.
  5. ^ «Некролог Вирджинии Шанта Клинколе». Архивировано 16 марта 2012 г. на сайте Wayback Machine , веб-сайт похоронной часовни ЛаГрон на Руидосо, по состоянию на 1 августа 2011 г.
  6. ^ Онсурез, Джессика. «Эдди Мартинес избран президентом племени апачей Мескалеро» . Новости Руидосо . Проверено 19 июня 2024 г.
  7. ^ Коррал, Хуан. «Тора Уолш Падилья приведена к присяге в качестве президента племени апачей Мескалеро» . Аламогордо Дейли Ньюс . Проверено 19 июня 2024 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д Дюбуа, Бетти Лу (1976). «Исследование образовательной антропологии: апачи мескалеро». Журнал образования американских индейцев . 15 (3): 22–27. ISSN   0021-8731 . JSTOR   24397581 .
  9. ^ Бэйсхарт, Гарри В. (1974). Образ жизни и социально-политическая организация мескалеро-апачей . Соединенные Штаты. Индийская комиссия по претензиям. Нью-Йорк: Паб Garland. Инк. ISBN  0824007131 . ОСЛК   868002 .
  10. ^ Фаррер, Клэр Р. (2010). Краткое описание культуры: Мескалеро Апач . Файлы области человеческих отношений.
  11. ^ На пути к истине: антропологи за работой . ДеВита, Филип Р., 1932-. Проспект-Хайтс, Иллинойс: Waveland Press. 2000. ISBN  1577661257 . OCLC   44602504 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  12. ^ Языки мира
  13. ^ «Кланы Навахо» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2014 г. Проверено 19 февраля 2012 г.
  14. ^ Введение в священное пространство апачей
  15. ^ Словарь Мескалеро
  16. ^ Названия неатабаскских племен
  17. ^ Племя мескалеро апачей и названия групп мескалеро апачи
  18. ^ возможно, адаптация автонима лесной липанской дивизии апачей 18-го века как Chishį́į́hį́į́, Tcici или Tcicihi - «Люди леса» или названного в честь бывших индейцев чизо.
  19. ^ Я должен стр.447-8
  20. ^ [Дж. П. Данн: Резня в горах , Том II: История индейских войн на Дальнем Западе: т. II, 2001, ISBN   978-1-58218-204-9 ]
  21. Поскольку некоторые апачи Мескалеро совершили набег на их резервацию в сентябре 1882 года, вскоре после побега Мучачо Негро, были отправлены войска из форта Стэнтон , чтобы окружить их и захватить лидеров (Романа Чикиту, Хостею, Конокрада и Марии). Мальчик). Они были схвачены и отправлены в тюрьму Форт-Юнион. Поскольку Мучачо Негро сбежал во время перевозки в Форт-Юнион, Маккензи распорядился, чтобы этих заключенных заковали в «двойные кандалы» и «поручили кому-то, кто будет отвечать за их безопасность, и чтобы были приняты все меры предосторожности, чтобы предотвратить их побег». ." Он подчеркнул, «что они не должны сбежать». Позже Маккензи решила оставить Хостею в Форт-Стэнтоне, потому что индийский агент хотел возбудить против него уголовное обвинение в убийстве. Остальные были переведены в Форт Юнион. Когда эти трое заключенных прибыли в Форт-Юнион, они присоединились к 26 другим индийским заключенным (одному мужчине, четырнадцати женщинам и одиннадцати детям), содержавшимся на посту. Романа Чикиту, Конокрада и Мальчика Марии вскоре отправили в Форт Райли , штат Канзас, чтобы увести их подальше от родины.
  22. ^ Джеймс Л. Хейли: Апачи: портрет истории и культуры (1981/мягкая обложка, 1997), University of Oklahoma Press, ISBN   978-0-8061-2978-5
  23. ^ История апачей Мескалеро на юго-западе
  24. ^ Чинати происходит от апачского слова ch'íná'itíh, что означает ворота или горный перевал.
  25. ^ Луис Лопес Элизондо и Франклин В. Догерти, «Документы генеалогии и жизни Эльзата, вождя апачей Чисос» , Relations XXIII (92) 2002, ISSN   0185-3929 (pdf) (на испанском языке)
  26. ^ [Дэн Л. Трапп: Энциклопедия пограничной биографии , Том 1: AF, University of Nebraska Press (1 августа 1991 г.), ISBN   978-0-8032-9418-9 , с. 18–19]
  27. ^ Энциклопедия мировой биографии: Венделл Чино

Библиография

[ редактировать ]
Католическая церковь Св. Иосифа, Мескалеро, Нью-Мексико, ок. 1975 г. На алтаре нарисованы танцоры горных духов.
  • Кастер, Эдвард Ф.; И Оплер, Моррис Э. (1936). Этнобиология апачей чирикауа и мескалеро: использование растений в пищу, напитки и наркотики. Этнобиологические исследования на юго-западе Америки (Том 3); Биологическая серия (Том 4, № 5); Бюллетень Университета Нью-Мексико, целиком (№ 297). Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико.
  • Дебо, Энджи, Джеронимо: Человек, его время, его место , Норман, ОК: University of Oklahoma Press (1976), ISBN   0-8061-1828-8
  • Хойер, Гарри; И Оплер, Моррис Э. (1938). Тексты чирикауа и мескалеро апачей. Публикации Чикагского университета по антропологии; Лингвистический сериал. Чикаго: Издательство Чикагского университета. (Перепечатано в 1964 году в Чикаго: University of Chicago Press; в 1970 году в Chicago: University of Chicago Press; и в 1980 году под руководством Х. Хойера в Нью-Йорке: AMS Press, ISBN   0-404-15783-1 ).
  • Оплер, Моррис Э. (1933). Анализ социальной организации мескалеро и чирикауа-апачей в свете их систем взаимоотношений. Неопубликованная докторская диссертация, Чикагский университет.
  • Оплер, Моррис Э. (1935). Концепция сверхъестественной силы среди апачей чирикауа и мескалеро. Американский антрополог, 37 (1), 65–70.
  • Оплер, Моррис Э. (1936). Системы родства южных атабаскиязычных племен. Американский антрополог, 38 (4), 620–633.
  • Зонничсен, CL (1972) Апачи Мескалеро (Серия «Цивилизация американских индейцев»), Норман, ОК: University of Oklahoma Press (1972), ISBN   0-8061-1615-3
  • Сеймур, Дени Дж. (2002) Завоевание и сокрытие: после фазы Эль-Пасо в Форт-Блисс. Отдел охраны окружающей среды, Управление окружающей среды, Форт-Блисс. Отчет Одинокой горы 525/528. Этот документ можно получить, связавшись с [email protected] .
  • Сеймур, Дени Дж. (2003) Протоисторическое и раннеисторическое временное разрешение. Отдел охраны окружающей среды, Управление окружающей среды, Форт-Блисс. Отчет Одинокой горы 560–003. Этот документ можно получить, связавшись с [email protected] .
  • Сеймур, Дени Дж. (2003) Комплекс Серро Рохо: уникальный комплекс коренных народов в районе Эль-Пасо и его последствия для ранних апачей. Материалы XII конференции Хорнада Моголлон в 2001 году. Geo-Marine, Эль-Пасо.
  • Сеймур, Дени Дж. (2004) Разведение скота в районе Великих апачей: свидетельства межкультурного взаимодействия на территории Ред-Хилл. Равнинный антрополог 49(190):153-192.
  • Сеймур, Дени Дж. (2004) До испанских хроник: ранние апачи на южном юго-западе, стр. 120–142. В книге «Древний и исторический образ жизни в Скалистых горах Северной Америки». Материалы антропологической конференции Скалистых гор 2003 года, Эстес-Парк, Колорадо, под редакцией Роберта Х. Брансвига и Уильяма Б. Батлера. Кафедра антропологии Университета Северного Колорадо, Грили.
  • Сеймур, Дени Дж. (2007) Военные преступления на сексуальной почве или стратегии структурированных конфликтов: археологический пример юго-запада Америки. В Техасе и Пойнтс-Уэст: статьи в честь Джона А. Хедрика и Кэрол П. Хедрик под редакцией Редже Н. Уайзмана, Томаса К. О'Лафлина и Корделии Т. Сноу, стр. 117–134. Документы Археологического общества Нью-Мексико № 33. Археологическое общество Нью-Мексико, Альбукерке.
  • Сеймур, Дени Дж. (2007) Апачи, испанцы и протоисторическая археология в Форт-Блисс. Отдел охраны окружающей среды, Управление окружающей среды, Форт-Блисс. Отчет Одинокой горы 560–005. С Тимом Чёрчем
  • Сеймур, Дени Дж. (2007) Археологический взгляд на континуум Хохокам-Пима. Бюллетень археологии Старого Пуэбло № 51 (декабрь 2007 г.): 1-7. (Речь идет о раннем присутствии атапасков.)
  • Сеймур, Дени Дж. (2008) Деспобладо или Хартленд Атапаски: методологический взгляд на использование ландшафтов предков апачей в районе Саффорда. Глава 5 в книге «Перекресток юго-запада: культура, этническая принадлежность и миграция в бассейне Саффорд в Аризоне», стр. 121–162, под редакцией Дэвида Э. Перселла, Cambridge Scholars Press, Нью-Йорк.
  • Сеймур, Дени Дж. (2008) Залог мира: свидетельства лагеря по Договору Кочиз-Ховарда. Историческая археология 42 (4): 154–179. С Джорджем Робертсоном.
  • Сеймур, Дени Дж. (2008) Apache Plain и другие простые программы на сайтах Apache на южном юго-западе. В «Интуитивной прозорливости: статьи в честь Фрэнсис Джоан Матиен» под редакцией Р. Н. Уайзмана, Т. К. О'Лафлина, К. Т. Сноу и К. Трэвиса, стр. 163–186. Документы Археологического общества Нью-Мексико № 34. Археологическое общество Нью-Мексико, Альбукерке.
  • Сеймур, Дени Дж. (2008) Серфинг за волной: дискуссия о контрапункте, относящаяся к «Ранчерии в Гран-Апачерии». Равнинный антрополог 53(206):241-262.
  • Сеймур, Дени Дж. (2008) Атапаски до дифференциации (протоапачи) на южном юго-западе 13 и 14 веков. Глава в отредактированном томе в стадии подготовки. Также доклад на симпозиуме: «Самые ранние атапаски на южном юго-западе: последствия для миграции», организованный и возглавленный Дени Сеймур, Общество американской археологии, Ванкувер.
  • Сеймур, Дени Дж. (2009) Оценка свидетельств очевидцев коренных народов вдоль тропы Коронадо от международной границы до Сиболы. Исторический обзор Нью-Мексико 84 (3): 399-435.
  • Сеймур, Дени Дж. (2009) Отличительные места, подходящие пространства: концептуализация продолжительности работы мобильных групп и использования ландшафта. Международный журнал исторической археологии 13 (3): 255–281.
  • Сеймур, Дени Дж. (2009) Апачские викиупы девятнадцатого века: исторически задокументированные модели археологических свидетельств жилищ мобильных людей. Античность 83(319):157-164.
  • Сеймур, Дени Дж. (2009) Комментарии к генетическим данным, касающимся атапасских миграций: последствия Малхи и др. Исследование апачей и навахо. Американский журнал физической антропологии 139(3):281-283.
  • Сеймур, Дени Дж. (2009) Участок Серро Рохо (LA 37188) - большое место обитания предков апачей на вершине горы на юге Нью-Мексико. Проект цифровой истории. Офис государственного историка Нью-Мексико. http://www.newmexicohistory.org/ Выберите: Место, Сообщества, щелкните «Серро Рохо» на карте (оранжевая квадратная точка к северо-востоку от Эль-Пасо, к востоку от Лас-Крусес и Дона-Ана).
  • Сеймур, Дени Дж. (2010) Циклы обновления, транспортируемые активы: аспекты жилищного ландшафта предков апачей. Принят в Plains Anthropologie.
  • Сеймур, Дени Дж. (2010) Контекстуальные несоответствия, статистические выбросы и аномалии: ориентация на незаметные профессиональные события. Американская древность. (Зима, в печати)
  • Скотт, Ричард Б. (18 мая 1959 г.). Аккультурация среди учащихся средней школы Мескалеро Апач . Университет Нью-Мексико . - Профиль - Магистерская диссертация
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 610a64f14aea89f128ba902bd5e0a164__1718814900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/64/610a64f14aea89f128ba902bd5e0a164.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mescalero - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)