Матье Гасконь
Матье Гасконь (имя также Матье или Маттиас; фамилия также Гасконь, Гасконг, Гаскона, Гаскония и Гуасконья; эт. начало 16 века) был французским композитором эпохи Возрождения . Современники, такие как Адриан Виллаерт (цитируемый известным венецианским теоретиком Зарлино ), отнесли его к Жоскену , Окегему и Жану Мутону как к числу лучших композиторов того времени. Однако по сравнению с остальными из его произведений сохранилось немногое.
Жизнь
[ редактировать ]О его жизни мало что известно наверняка, и существует две основные теории относительно того, где он жил и работал. Во-первых, он был связан с французским королевским двором, поскольку написал несколько мотетов для официальных случаев (например, коронации короля Франциска I в 1515 году); это поместило бы его туда в то же время, что и Жан Мутон , и сразу после Антуана де Февена . Кроме того, один документ описывает его как священника епархии Мо , а также связывает его с собором в Туре ; он также упоминается как певец королевской часовни в 1517–1518 годах. Вторая теория состоит в том, что он был связан с группой композиторов, действовавших в Камбре , поскольку его музыка появляется в рукописях там. Возможно, обе теории верны, и он действовал в Париже в первые десятилетия 16 века, а позже в Камбре.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Гасконь писал мессы , мотеты и шансоны . Ему приписывают девять месс, но не все из них сохранились полностью. Два из его мотетов являются настройками Магнификата . Шансон был известен, и Гасконь вместе с Антуаном де Февеном назывался изобретателем парижского деревенского шансона. [1] . Адриан Виллаерт , основатель венецианской школы , также высоко ценил Гасконь, заявляя, что тот находился на уровне Жоскена , Окегема и своего собственного учителя Жана Мутона.
Большая часть его духовной музыки написана для четырех а капелла голосов ; в качестве исходного материала он использует шансоны Пьера де ла Рю , Жана Мутона и Жоскена де Пре. Его шансоны в основном для трех голосов, но есть множество произведений, которые в одном источнике приписываются ему, а в других источниках - другому композитору (Мутон - частый конкурент за атрибуцию). Стилистически его музыка типична для французской музыки начала 16 века, с плавной, сбалансированной полифонией и повсеместной имитацией .
Примечание
[ редактировать ]- ^ Лоуренс Бернштейн, Cantus Firmus во французском шансоне для двух или трех голосов , 1500–1550. доктор философии диссертация, Нью-Йоркский университет, 1969.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Статья «Матье Гасконь» в Словаре музыки и музыкантов New Grove под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Питер Грэм Свинг: "Матье Гасконь", изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 14 ноября 2005 г.), (доступ по подписке)
Запись
[ редактировать ]- Capilla Flamenca, Рукописи A-La-Mi-Re , Фламандские полифонические сокровища для Карла V. Наксоса, компакт-диск 8.554744. Содержит часть его сердца Мисса Мин .