История евреев в Регенсбурге
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Декабрь 2009 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
История евреев в Регенсбурге , Германия, насчитывает более 1000 лет. Евреи баварского Регенсбурга являются частью еврейства ; Регенсбург был столицей Верхнего Пфальца и бывшим свободным городом Германской империи . О большом возрасте еврейской общины в этом городе свидетельствует предание о том, что еврейская колония существовала здесь еще до нашей эры; это, несомненно, самое старое еврейское поселение в Баварии, о котором существуют какие-либо записи.
Ранняя история
[ редактировать ]Самое раннее историческое упоминание о евреях в Ратисбоне (Регенсбурге) содержится в документе 981 года, где говорится, что монастырь св. Эммерама купил участок собственности у еврея Самуила (Арониус, «Регестен», № 135). Еврейский квартал «Judæorum habitacula» упоминается еще в начале XI в. (1006—28) и является старейшим немецким гетто, о котором имеются упоминания в исторических источниках (Арониус, ЖК № 150). Евреи получили здесь свои первые привилегии в грамоте 1182 года. В ней император Фридрих I подтвердил права, полученные ими по милости своих предшественников, и наделил их, как и их единоверцев по всей империи, статусом камер-слуг. (Каммеркнехтшафт на немецком языке). Но их политическое положение осложнилось позднее, после того как император передал их герцогам Нижней Баварии, не освободив их от обязанностей камер-слуг. Этим повелителям евреи Ратисбона были заложены в 1322 году за годовую сумму в 200 фунтов ратисбонских пфеннигов, но они также подлежали налогообложению муниципальным советом города, хотя и получали некоторую компенсацию в виде того, что тем самым они обеспечили себе защита городского совета от чрезмерных требований императора и герцогов.
- (см. изображение) Интерьер старой синагоги в Ратисбоне (по рисунку Альтдорфера) [ постоянная мертвая ссылка ]
История сообщества
[ редактировать ]Во время первого крестового похода (1096 г.) община пострадала, как и многие другие в Германии. В старой хронике говорится о преследованиях, имевших место во Франконии и Швабии в 1298 году: «Граждане Ратисбона желали почтить свой город, запретив преследование евреев или их убийство без судебного приговора». [ нужна ссылка ] Волна фанатизма, прокатившаяся по Германии в 1349 году, была остановлена в Ратисбоне в том же духе заявлением магистратов и граждан о том, что они будут защищать и защищать своих евреев. Муниципальный совет снова защитил их, наказав только виновных, когда в 1384 году произошел бунт из-за того, что некоторые евреи были признаны виновными в даче налоговому инспектору ложных деклараций о своем имуществе. Протесты магистратов, однако, не смогли защитить своих подопечных от поборов императора Венцеля, когда (1385–1390) он пополнил свой кошелек за счет пожертвований, взимаемых с немецких евреев. В последующие годы они снова облагались высокими налогами как со стороны императора, так и со стороны герцогов, а в 1410 году магистраты, уставшие от безрезультатного протеста, приняли участие в игре по грабежу, заключив с герцогом соглашение о том, что евреи должны платить 200 флоринов в год за ему и 60 фунтов в год городу, чрезвычайные налоги должны быть разделены между ними. Это знаменует собой поворотный момент в истории евреев Ратисбона, которые отныне были брошены на произвол судьбы; религиозная нетерпимость и социальные предрассудки угрожали самому их существованию.
Общее обнищание города усилило напряженность между 1475 и 1519 годами и в конечном итоге привело к изгнанию еврейской общины. [ 1 ] Антисемитские проповеди Петра Нигри привели к конфискации имущества евреев в 1476 году, а затем община была ввергнута в хаос из- за суда над Симоном Трентским в Италии. [ 1 ] Еврейскую общину Трента в кровавом навете обвинили в убийстве мальчика-христианина в ритуальных целях. Во время пыток один из обвиняемых евреев рассказал что-то о том, что еврейская община Ратисбона использует в ритуалах кровь христианских детей для приготовления пасхальной мацы . Сообщение было отправлено в Ратисбон, и семнадцать евреев были арестованы. Они оставались в тюрьме четыре года и были освобождены только после неоднократных просьб Фридриха III . [ 1 ] Позже анабаптист Бальтазар Хубмайер призвал изгнать евреев из города, превратить их синагогу в церковь, и обвинил их в ростовщичестве. [ 1 ] Когда Максимилиан умер, появилась возможность изгнать из города евреев, всего 800 человек, в 1519 году. [ 1 ] После этого около 5000 надгробий с еврейского кладбища были снесены и использованы в качестве строительного материала. Синагогу также снесли, а на ее месте построили часовню, ставшую популярным местом паломничества. [ 1 ]
Кладбище и синагога
[ редактировать ]Первое кладбище общины Ратисбон располагалось на холме, до сих пор называемом «Юденау». В 1210 году прихожане купили у монастыря Святого Эммерама участок земли за пределами нынешнего Петертора для нового кладбища, которое было разрушено во время раскопок, произведенных в городе в 1877 году. Оно служило местом захоронения всех евреев Верхней и Нижней Баварии, а вследствие упомянутой выше катастрофы 21 февраля 1519 года более 4000 ее надгробий, как говорят, были либо снесены, либо использованы при строительстве церквей. Разрушенная синагога представляла собой здание в старомоманском стиле, построенное между 1210 и 1227 годами на месте бывшей еврейской больницы, в центре гетто, где сейчас стоит Новый Пфарре. Гетто было отделено от самого города стенами и закрыто воротами.
-
Еврейское кладбище на Шиллерштрассе
-
Вестибюль Регенсбургской синагоги, 1519 г.
-
Двухнефный интерьер с бимой между колоннами, 1519 г.
Известные евреи из Регенсбурга
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2009 г. ) |
- Петахия бен Якоб ха-Лабан (родился в Праге, процветал между 1175 и 1190 годами), путешественник [ 2 ]
- Исаак бен Мордехай из Регенсбурга XII века , тосафист . [ 3 ]
- Авраам бен Моисей из Регенсбурга (процветал около 1200 г.), тосафист [ 4 ]
- Вольфкан из Ратисбона (2-я половина 15 века), еврей, принявший христианство, и клеветник евреев. [ 5 ]
- Исаак Александр (2-я половина 18 века) [ 6 ]
Ученые
[ редактировать ]Этот раздел может быть слишком техническим для понимания большинства читателей . ( Май 2013 г. ) |
« Хакме Регенсбург» XII века повсеместно считались авторитетами, и в этой древней общине процветало множество тосафистов. Особого внимания заслуживали раввин Эфраим бен Исаак (ум. около 1175 г.), один из самых выдающихся учителей Закона и литургический поэт, и раввин Барух бен Исаак , автор «Сефер ха-Терума» и тосафот к трактату Зебахим. . Самым известным из всех был раввин Иуда бен Самуил хе-Хасид (умер в 1217 г.), автор « Сефер хасидим» и различных галахических и литургических произведений. Талмудическая школа Ратисбона прославилась в 15 веке; В хронике 1478 года говорится: «Эта академия подготовила докторов и отцов для всех частей Германии». Раввин Исраэль Бруна (15 век) едва не стал жертвой обвинения в ритуальном убийстве . Летописец Ансельм де Паренгар дает интересное описание великолепных покоев великого магистра Самуила Белассара . Незадолго до распада общины раввин Якоб Марголиот. , отец новообращенного и антиеврейского писателя Антониуса Маргариты , жил в Ратисбоне; он упоминается в Epistolæ Obscurorum Virorum как Primus Judaeorum Ratisbonensis . Наконец, можно упомянуть ученого Литте (Ливе) из Ратисбона , автора « Самуэльбуха », перефразировавшего историю царя Давида в размере « Песни о Нибелунгах» .
В наше время
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2009 г. ) |
1660–1900
[ редактировать ]В 1669 году евреям снова разрешили проживать в Ратисбоне, но только 2 апреля 1841 года община смогла освятить свою новую синагогу. Раввин Исаак Александр (родился Ратисбон 22 августа 1722 г.), вероятно, был первым раввином, писавшим на немецком языке. Его преемником, по-видимому, стал раввин Вейль, которого сменили Зоннентайль и учитель доктор Шленкер . С 1860 по 1882 год раввинат занимал доктор Левенмайер из Сульцбурга , за которым в январе 1882 года последовал доктор Зелигман Мейер , редактор « Немецкой израильской газеты » . В настоящее время (1905 г.) общая численность населения Ратисбона составляет 45 426 человек, из которых около 600 — евреи.
1901 – настоящее время
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2009 г. ) |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Еврейская община Регенсбурга» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ Вильгельм Бахер; Шулим Охсер (1906). «Петахия Б. Иаков Ха-Лаван (также называемый Петахия Регенсбургский)» . Еврейская энциклопедия .
- ^ «Исаак бен Мардохей | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ Луи Гинзберг (1906). «Авраам Бен-Мозес из Регенсбурга (называемый «Великим раввином Авраамом»)» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Исидор Зингер; М. Селигсон (1906). «Вольфкан из Ратисбона» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Моисей Бир (1906). «Александр, Исаак» . Еврейская энциклопедия .
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Готард Дойч; А. Экстайн (1901–1906). «Крысорожденный» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Библиография Еврейской энциклопедии
[ редактировать ]- Более ранние работы по Ратисбону см . К. Г. Вебер , Литература немецких государств . я. 709–720, Лейпциг, 1800;
- список более поздних работ дан в Stern , Quellekunde zur Gesch. немецких евреев , т.е. 49-50. См. также: К.Т. Коммуналер , Хроника города и Регенсбургского епископства (Ратисбон, 1800–24);
- Христофор Острофранк , Tractatus de Regensburg Metropolis Bojoariœ et Sudita Ihidem Judœorum , Аугсбург, 1519;
- Офеле , Rerum Boicarum Scriptores , 1763;
- Томас Рид , Хронологико-дипломатический кодекс Епископата Регенсбурга , Регенсбург, 1816 г.;
- Дженнер , владелец бизнеса епископы Регенсбурга ;
- Гумпельцхаймер, История Регенсбурга, легенды и странности , ib.1830–40;
- Граф Гуго фон Вальдердорф , Регенсбург в его прошлом и настоящем, 4-е изд., 1896 г.;
- Бавария, региональный и фольклор Королевства Бавария , ii. 675 и последующие;
- Меир Винер , Регестен об истории евреев в Германии в средние века , 1862 г.;
- Арониус , Регестен ;
- Штоббе , Евреи в Германии в средние века , 1866, стр. 67–83;
- Поезд , Важнейшие факты из истории. евреев в Регенсбурге , в общем времени. для истории. Теология , 1837, vii. 39-138;
- Л. Гейгер , К повести. евреев в Регенсбурге , в «Jud.» Гейгера . Время. 1867, стр. 16 и далее;
- М. Штерн , из старого бизнеса. евреев в Регенсбурге во времена Гейгера . для бизнеса евреев в Германии , т.е. 383 и последующие;
- Х. Бреслау , К повести. евреев в Германии , у Морица Штайншнейдера , евр. Библ. 1870, х. 107 и последующие;
- Monthly , 1867, стр. 161 и последующие, 389 и последующие;
- 1868, с. 345 и последующие;
- Леманн , Израильтянин , 1877, вып. 48, с. 1150;
- Грец , бизнес ;
- Восток и Запад , Ежемесячник современного иудаизма , 1901, стр. 831–833;
- Аретин , Гес. евреев в Баварии , 1803 г.;
- Кохут , Гес. немецких евреев
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карл Бауэр : Регенсбург . 4-е издание, Регенсбург, 1988 г. ISBN 3-921114-00-4 , особенно стр. 126–129.
- Барбара Бойс : Дом и ад - еврейская жизнь в Европе на протяжении двух тысячелетий . Рейнбек 1996. ISBN 3-498-00590-1
- Арно Герциг : Еврейская история в Германии . Мюнхен 1997. ISBN 3-406-47637-6
- «Регенсбург: (Редакторы: Барбара Эберхардт , Корнелия Бергер-Дитшайд ). В: Больше, чем камни... Мемориальный том синагоги Бавария. Том I. Под редакцией Вольфганга Крауса , Берндта Хамма и Мейера Шварца . Подготовлено Барбарой Эберхардт и Анжелой Хагер с сотрудничество Корнелии Бергер-Дитшайд, Ганса Кристофа Хааса и Франка Пуррманна , арт-издателя Йозефа Финка , Линденберг-им-Альгау, 2007 г. ISBN 978-3-89870-411-3 . С. 261–285.
- Сильвия Зейферт : «Взгляд на жизнь еврейских женщин в Регенсбурге»; Части 1 и 2. В кн.: Женские следы Регенсбурга. Историческое путешествие открытий . Под редакцией Уте Кетцель, Карин Шротт . Пусте Верлаг, Регенсбург, 1995 г. ISBN 3-7917-1483-X . стр. 86–106 и стр. 151–161.