Jump to content

Секретный договор

(Перенаправлено из Секретных договоров )

Секретный договор — это договор (международное соглашение), в котором договаривающиеся государства согласились скрыть существование или содержание договора от других государств и общественности. [ 1 ] Такое обязательство сохранять соглашение в тайне может содержаться в самом документе или в отдельном соглашении. [ 1 ]

Согласно одной подборке секретных договоров, опубликованной в 2004 году, с 1521 года было заключено 593 секретных договора, заключенных 110 странами и независимыми политическими образованиями. [ 2 ] Секретные договоры играли очень важную роль в балансе дипломатии сил в Европе 18 и 19 веков, но сегодня они редки. [ 3 ]

Секретные договоры широко распространены в авторитарных государствах, где правители используют договоры для подавления внутренней оппозиции и беспорядков. [ 4 ]

«Тщательно продуманные системы союзов» между европейскими державами, «каждая из которых защищена сетью секретных договоров, финансовых соглашений и «военных договоренностей » », обычно называют одной из причин Первой мировой войны . [ 5 ] Например, договор о перестраховании от июня 1887 года между Германией и Россией , который был заключен канцлером Германии Отто фон Бисмарком для того, чтобы Германия могла избежать войны на два фронта , был «совершенно секретным договором», в котором две державы обязались соблюдать трехлетний контракт. период, чтобы оставаться нейтральным, если другая сторона ввязалась в войну с третьей страной, если только Германия не напала на давнего союзника России, Францию, или Россия не напала на давнего союзника Германии, Австро-Венгрию. . [ 6 ]

Использование «тайных соглашений и обязательств между несколькими союзниками или между одним государством и другим» продолжалось на протяжении всей Первой мировой войны . Некоторые из них были непримиримо непоследовательными, «оставив горькое наследие споров» в конце войны. [ 7 ] Некоторые важные секретные договоры той эпохи включают договор о германо-османском союзе , который был заключен в Константинополе 2 августа 1914 года. [ 8 ] [ 9 ] Этот договор предусматривал, что Германия и Турция будут оставаться нейтральными в конфликте между Австро-Венгрией и Сербией , но если Россия вмешается «активными военными мерами», обе страны станут военными союзниками. [ 8 ] [ 9 ] Другим важным секретным договором был Лондонский договор , заключенный 26 апреля 1915 года, по которому Италии были обещаны определенные территориальные уступки в обмен на вступление в войну на стороне Тройственной Антанты (союзников). [ 10 ] Другим секретным договором был Бухарестский мирный договор , заключенный между Румынией и державами Тройственной Антанты (Великобританией, Францией, Италией и Россией) 17 августа 1916 года, в котором Румыния обязалась напасть на Австро-Венгрию и не искать взамен сепаратного мира. ради определенных территориальных выгод. [ 11 ] Статья 16 этого договора предусматривала: «Настоящая договоренность будет держаться в секрете». [ 12 ]

Первые попытки реформы

[ редактировать ]
Президент США Вудро Вильсон был явным противником тайной дипломатии.

После начала Первой мировой войны общественное мнение во многих странах потребовало более открытой дипломатии. [ 13 ] После того, как Октябрьская революция привела к власти в России большевиков в ноябре 1917 года, Лев Троцкий опубликовал секретные договоры, заключенные царским правительством с державами Антанты, включая Лондонский договор и Константинопольское соглашение. [ 14 ] Он предложил отменить тайную дипломатию. [ 13 ] [ 15 ] [ 16 ] Этот шаг вызвал международное замешательство и «сильную, устойчивую реакцию против тайной дипломатии». [ 17 ]

Президент США Вудро Вильсон был противником тайной дипломатии и рассматривал ее как угрозу миру. Он сделал отмену тайной дипломатии первым пунктом своих «Четырнадцати пунктов» , изложенных в речи перед Конгрессом 8 января 1918 года, после того как страна вступила в войну. [ 18 ] Вильсон «отстранил Соединенные Штаты от прежних секретных обязательств союзников и стремился навсегда отменить их после победы в войне». [ 19 ] «Четырнадцать пунктов» были основаны на проекте документа, подготовленного Уолтером Липпманом и его коллегами по расследованию , Исайей Боуменом , Сидни Мезесом и Дэвидом Хантером Миллером . [ 20 ] Проект Липпмана был прямым ответом на секретные договоры, которые Липпману показал военный министр Ньютон Д. Бейкер . [ 20 ] Задача Липпмана заключалась в том, чтобы «взять секретные договоры, проанализировать те части, которые были терпимы, и отделить их от тех, которые мы считали нетерпимыми, а затем разработать позицию, которая уступала бы союзникам столько, сколько могла, но убрала бы яд. ... Все это было основано на секретных договорах. Вот что решило то, что вошло в Четырнадцать пунктов». [ 20 ]

Вильсон повторил свои «Четырнадцать пунктов» на Парижской мирной конференции , где он предложил взять на себя обязательство «открывать соглашения... открыто достигнутые» и устранить «частные международные договоренности любого рода, [чтобы] дипломатия всегда действовала откровенно и в общественное мнение». [ 19 ] Позиция Вильсона была закреплена в статье 18 Пакта Лиги Наций , которая предписывала всем государствам-членам Лиги Наций регистрировать каждый договор или международное соглашение в секретариате Лиги и что ни один договор не был обязательным, если он не был зарегистрирован таким образом. [ 19 ] [ 13 ] [ 21 ] Это привело к возникновению системы регистрации договоров, «хотя не каждый договор, подлежавший регистрации, был зарегистрирован должным образом». [ 13 ]

эпоха Лиги Наций

[ редактировать ]

В 1935 году Италия была полна решимости аннексировать Абиссинию (ныне Эфиопия), и Лига без особого успеха попыталась урегулировать отношения между двумя странами. В декабре 1935 года министр иностранных дел Великобритании Сэмюэл Хоар разработал секретный план вместе с премьер-министром Франции Пьером Лавалем за пределами Лиги Наций и заключил пакт Хора-Лаваля о передаче большей части Абиссинии Италии. Два месяца спустя просочились новости о пакте Хора-Лаваля, и Хоар ушел из кабинета министров. [ 22 ] на фоне общественного противодействия политике умиротворения . [ 23 ] Этот эпизод серьезно подорвал репутацию Лиги. [ 23 ] что показало, что оно не может служить эффективным каналом разрешения международных споров. [ 24 ]

Одним из самых печально известных секретных договоров в истории был Дополнительный секретный протокол к Пакту Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 года между Советским Союзом и нацистской Германией , переговоры по которому были заключены министром иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым и министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом . [ 25 ] Сам пакт, десятилетнее соглашение о ненападении, был обнародован, но Дополнительный секретный протокол, замененный аналогичным секретным протоколом, Германо-советским договором о границе , в следующем месяце разделил сферы влияния в Восточной Европе между нацистами и СССР . Германия и Советский Союз поместили Финляндию , Эстонию , Латвию , Бессарабию (часть Румынии ) и восточную Польшу в советскую сферу, а западную Польшу и Литву в немецкую сферу. [ 25 ] Существование секретного протокола не было подтверждено до 1989 года. Когда он стал достоянием общественности, он вызвал возмущение в странах Балтии , хотя они и подозревали о его существовании. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

Соглашение о процентах представляло собой секретный пакт между советским премьер-министром Иосифом Сталиным и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем во время Четвертой Московской конференции в октябре 1944 года о том, как разделить различные европейские страны между соответствующими сферами влияния лидеров. Соглашение было официально обнародовано Черчиллем двенадцать лет спустя в последнем томе его мемуаров о Второй мировой войне . [ 28 ]

Упадок в наше время

[ редактировать ]

После Второй мировой войны система регистрации, начавшаяся с Лиги Наций, была продолжена через Организацию Объединенных Наций . [ 13 ] Статья 102 Устава Организации Объединенных Наций , основанная на статье 18 Пакта Лиги Наций, предусматривает, что:

  1. Каждый договор и каждое международное соглашение, заключенные любым Членом Организации Объединенных Наций после вступления в силу настоящего Устава, должны быть как можно скорее зарегистрированы в Секретариате и опубликованы им.
  2. Ни одна из сторон любого такого договора или международного соглашения, которая не была зарегистрирована в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи, не может ссылаться на этот договор или соглашение в любом органе Организации Объединенных Наций. [ 13 ] [ 29 ]

Аналогичным образом, статья 80 Венской конвенции о праве международных договоров (которая вступила в силу в 1980 году) требует от участника конвенции зарегистрировать любой договор, стороной которого он является, после вступления договора в силу. [ 30 ] [ 31 ] Однако ни статья 102 Устава ООН, ни статья 80 Венской конвенции о праве международных договоров не сохранили последнюю часть статьи 18 Пакта Лиги Наций. Следовательно, отказ зарегистрировать договор «как можно скорее» является нарушением Устава и Конвенции, но не делает договор недействительным или неэффективным.

За прошедшие годы ООН разработала обширную систему регистрации договоров, подробно описанную в «Справочнике практики» и «Справочнике договоров». [ 32 ] С декабря 1946 года по июль 2013 года Секретариат Организации Объединенных Наций зарегистрировал более 200 000 договоров, опубликованных в Сборнике договоров Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава ООН. [ 33 ] Тем не менее, сегодня «значительное количество договоров не зарегистрировано, в основном по практическим причинам, таким как административный или эфемерный устав некоторых договоров». [ 34 ] Незарегистрированные договоры не обязательно являются секретными, поскольку такие договоры часто публикуются где-либо еще. [ 32 ]

Однако некоторые настоящие секретные договоры все еще существуют, в основном в контексте соглашений о создании иностранных военных баз. [ 35 ] Например, после Договора о безопасности 1960 года между США и Японией две страны заключили три соглашения, которые (по мнению экспертной группы, созванной Министерством иностранных дел Японии) можно определить как секретные договоры, по крайней мере, в широком смысле. [ 36 ] Эти соглашения предусматривали транзит и хранение ядерного оружия силами США в Японии, несмотря на официальную политику Японии в отношении неядерного оружия . [ 37 ] До их публичного обнародования в 2010 году японское правительство зашло так далеко, что осудило журналиста Нисияму Такити, который пытался разоблачить один договор, за шпионаж. [ 38 ] Операция «Кондор» представляла собой секретный договор между США и пятью южноамериканскими странами о координации борьбы с повстанцами и « грязной войне » против коммунистических повстанцев и других левых сил в Латинской Америке. [ 39 ]

Согласно комментарию Дорра и Шмаленбаха к Венской конвенции о праве международных договоров , «тот факт, что сегодня секретные договоры не играют существенной роли, является не столько результатом [статьи 102 Устава ООН], сколько общим изменением в поведении международных отношений». [ 34 ]

По словам Чарльза Липсона :

Есть веские причины, почему секретные договоры сегодня редки. Первым и наиболее фундаментальным является появление демократических государств с принципами общественной подотчетности и некоторыми полномочиями законодательного надзора. Секретные договоры трудно согласовать с этими демократическими процедурами. Вторая причина заключается в том, что с тех пор, как Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, они в принципе выступили против секретных соглашений и закрепили свою позицию в мирном урегулировании обеих мировых войн.

Упадок централизованных внешнеполитических институтов, которые тесно сотрудничали с горсткой политических лидеров, резко ограничивает использование секретных договоров. Министерства иностранных дел больше не обладают одинаковыми полномочиями заключать государства в альянсы, изменять этот альянс, делить завоеванные территории и скрывать такие важные обязательства от общественности. Дискреционные полномочия Бисмарка или Меттерниха не имеют эквивалента в современных западных государствах. [ 16 ]

Поскольку частные международные соглашения «фактически устранены» среди демократических государств, неформальные соглашения «продолжают жить как их ближайшие современные заменители». [ 19 ]

Тайна международных переговоров

[ редактировать ]

Секретные договоры (в которых само соглашение является секретным) отличаются от секретных переговоров (в которых текущие переговоры являются конфиденциальными, но окончательное соглашение является публичным). Колин Уорбрик пишет, что в Британии «прерогатива права вести переговоры и заключать договоры дает правительству сильную позицию. Ему не нужно добиваться переговорного мандата от парламента , и оно может сохранять свою позицию конфиденциальной до завершения переговоров». [ 40 ] Традиционное правило в пользу секретности переговоров противоречит ценностям прозрачности : Энн Питерс пишет, что «растущее значение многосторонних договоров как глобальных... инструментов требует корректировки относительного веса, придаваемого ценностям дискретности и конфиденциальности переговоров». переговоры по дипломатическим договорам... с одной стороны, и интересы третьих сторон и мировой общественности, с другой стороны». [ 41 ] Секретность переговоров по соглашениям о свободной торговле, таким как Транстихоокеанское партнерство и Торговое соглашение по борьбе с контрафактной продукцией, была политически спорной. [ 42 ] [ 43 ] при этом некоторые комментаторы выступают за большую прозрачность, а другие подчеркивают необходимость конфиденциальности. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Хельмут Тичи и Филип Биттнер, «Статья 80» в книге Оливье Дёрра и Кирстен Шмаленбах (ред.) Венская конвенция о праве международных договоров: комментарий (Springer, 2012)), 1339, at 1341, примечание 11.
  2. ^ Чад М. Каль, Международные отношения, международная безопасность и сравнительная политика: Путеводитель по справочным материалам и источникам информации (Greenwood, 2008), стр. 206-07.
  3. ^ Липсон, стр. 237-28.
  4. ^ Коременос, Барбара; Карлсон, Мелисса (2024), Эбботт, Кеннет В.; Бирстекер, Томас Дж. (ред.), «Почему государства сотрудничают неформально?: Сравнение секретных соглашений в Европе и на Ближнем Востоке» , Неформальное управление в мировой политике , Cambridge University Press, стр. 130–158, doi : 10.1017/9781009180528.009 , ISBN  978-1-009-18054-2
  5. ^ Элмер Белмонт Поттер, Морская мощь: военно-морская история (2-е изд., Военно-морской институт США , 1981), стр. 198.
  6. ^ Ричард Ф. Гамильтон, «Европейские войны: 1815–1914», в книге «Истоки Первой мировой войны» (ред. Ричард Ф. Гамильтон и Хольгер Х. Хервиг); Издательство Кембриджского университета, 2003), стр. 79–80.
  7. ^ Гренвилл, с. 61.
  8. ^ Jump up to: а б Гренвилл, стр. 62–63.
  9. ^ Jump up to: а б Союзный договор между Германией и Турцией от 2 августа 1914 года .
  10. ^ Гренвилл, с. 63.
  11. ^ Гренвилл, стр. 63–66.
  12. ^ Гренвилл, с. 66.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Дорр и Шмаленбах, с. 1340.
  14. ^ Э. Х. Карр , Большевистская революция, 1917–1923 , Том 3 (1953), стр. 10–14.
  15. ^ Чарльз М. Доббс и Спенсер К. Такер, «Брест-Литовский договор (3 марта 1918 г.)» в Энциклопедии Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история (под ред. Спенсера К. Такера: ABC-CLIO, 2005), с. 225.
  16. ^ Jump up to: а б Липсон, с. 328.
  17. ^ Липсон, с. 329 и примечание 82.
  18. ^ Сафайр, Уильям (2008). Политический словарь Сафира . Издательство Оксфордского университета. стр. 502–3. ISBN  978-0-19-534334-2 .
  19. ^ Jump up to: а б с д Липсон, с. 329.
  20. ^ Jump up to: а б с Годфри Ходжсон, Правая рука Вудро Вильсона: жизнь полковника Эдварда М. Хауса (издательство Йельского университета, 2006), стр. 160–163.
  21. Пакт Лиги Наций , статья 18.
  22. ^ Дэвид Маккензи, Мир за пределами границ: Введение в историю международных организаций , Том. 1 (Университет Торонто Пресс, 2010), с. 27.
  23. ^ Jump up to: а б Арнольд-Бейкер, Чарльз (2015). Спутник британской истории . Рутледж. ISBN  9781317400394 .
  24. ^ Ричард Дж. Эванс , Третий Рейх в истории и памяти (Oxford University Press, 2015).
  25. ^ Jump up to: а б с Крис Беллами, «Абсолютная война: Советская Россия во Второй мировой войне» (Vintage Books, 2007), с. 50–56.
  26. ^ Дэвид Дж. Смит и др., Балтийские государства: Эстония, Латвия и Литва (Routledge, 2002), стр. 44–45.
  27. ^ Джон Кразплика, Память и влияние политической трансформации в общественном пространстве (Duke University Press, 2004; ред. Дэниел Уолковит и Лиза Майя Кнауэр).
  28. ^ Дэвид Карлтон, Черчилль и Советский Союз (Manchester University Press, 2000), с. 114–116.
  29. ^ Устав ООН , ст. 102.
  30. ^ Энтони Ост, Современное договорное право и практика (Cambridge University Press, 2005), стр. 275.
  31. ^ Венская конвенция о праве международных договоров , ст. 80.
  32. ^ Jump up to: а б Дорр и Шмаленбах, стр. 1340–41.
  33. ^ «Обзор» , Сборник договоров Организации Объединенных Наций.
  34. ^ Jump up to: а б Дорр и Шмаленбах, с. 1341.
  35. ^ Дёрр и Шмаленбах, с. 1341, примечание 12.
  36. Джеффри Льюис, Подробнее о «секретных соглашениях» США и Японии , Arms Control Wonk (11 марта 2010 г.).
  37. ^ Томохито Шинода (2011). «Издержки и выгоды американо-японского альянса с точки зрения Японии» . В Такаши Иногути; Дж. Джон Икенберри; Ёитиро Сато (ред.). Американо-японский альянс безопасности: региональная многосторонность . Спрингер. ISBN  9780230120150 .
  38. Мартин Факлер, «Японский раскол по поводу разоблачения секретных пактов с США» , The New York Times (8 февраля 2010 г.).
  39. ^ Бассиуни, М. Шериф (2011). Преступления против человечества: историческая эволюция и современное применение . Издательство Кембриджского университета. п. 698. ИСБН  9781139498937 .
  40. ^ Дела и материалы по международному праву (ред. Мартин Диксон, Роберт МакКоркодейл и Сара Уильямс) (цитата по Уорбрику), стр. 109.
  41. ^ Энн Петерс, «Двойная демократия» в «Конституционализации международного права» (Oxford University Press, 2009: ред. Ян Клабберс, Энн Петерс, Гейр Ульфштейн), стр. 328.
  42. ^ Эрик Брэднер, Насколько секретным является Транстихоокеанское партнерство? , CNN (12 июня 2015 г.).
  43. Джоэл Роуз, Секретность вокруг торгового соглашения вызывает переполох , NPR (17 марта 2010 г.).
  44. Мэтью Рамси, Краткая история секретных торговых переговоров , Sunlight Foundation (6 ноября 2013 г.).
  45. ^ Марго Э. Камински, Не держите в секрете переговоры о Транстихоокеанском партнерстве , New York Times (14 апреля 2015 г.).
  46. К. Уильям Уотсон, Осмысление дебатов о секретности торговых переговоров , Институт Катона (16 апреля 2015 г.).
  • Гренвилл, JAS. Основные международные договоры двадцатого века: история и путеводитель по текстам , Vol. 1 (Тейлор и Фрэнсис, 2001).
  • Липсон, Чарльз. «Почему некоторые международные соглашения являются неформальными?» в области международного права и международных отношений: читатель международных организаций , ред. Бет А. Симмонс и Ричард Х. Стейнберг (издательство Кембриджского университета, 2007).
  • Рич, Норман. Дипломатия великих держав: с 1914 года (2002), стр. 12–20.
  • Венская конвенция о праве международных договоров: комментарий , ред. Оливер Дорр и Кирстен Шмаленбах (Springer, 2012).
  • Стивенсон, Дэвид. Первая мировая война и международная политика (1988)
  • Земан З.А. Дипломатическая история Первой мировой войны (1971).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b4ffdb67194d6a71eed21069aa017e4__1716465120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/e4/6b4ffdb67194d6a71eed21069aa017e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Secret treaty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)