Кинг Оливер
Джо «Кинг» Оливер | |
---|---|
![]() Оливер, гр. 1915. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Джозеф Натан Оливер |
Также известен как | Кинг Оливер |
Рожденный | Абен, Луизиана , США | 19 декабря 1881 г. (в других источниках указан 1884 или 1885 гг.)
Умер | 8 или 10 апреля 1938 г. Саванна, Джорджия , США |
Жанры | |
Род занятий | Руководитель оркестра |
Инструмент | Корнет |
Годы активности | 1907−1937 |
Джозеф Натан « Кинг » Оливер (19 декабря 1881 г.) [ 1 ] — 8/10 апреля 1938) — американский джазовый корнетист и руководитель оркестра. Он получил особое признание за свой стиль игры и новаторское использование сурдин в джазе. Также известный композитор, он написал множество мелодий, которые до сих пор исполняются, в том числе « Dippermouth Blues », «Sweet Like This», «Canal Street Blues» и « Doctor Jazz ». Он был наставником и учителем Луи Армстронга . Его влияние было таким, что Армстронг утверждал: «Если бы не Джо Оливер, джаз не был бы тем, чем он является сегодня». [ 2 ]

Биография
[ редактировать ]Жизнь
[ редактировать ]Джозеф Натан Оливер родился в Абене, штат Луизиана , недалеко от Дональдсонвилля в приходе Вознесения . Нэйтан Оливер и Вирджиния «Джинни» Джонс. В своей призывной регистрации в сентябре 1918 года (за два месяца до окончания Первой мировой войны) он указал 1881 год своего рождения, но этот год открыт для дискуссий, поскольку некоторые записи переписи населения и другие источники предполагают, что 1884 или 1885 год является его истинным годом. рождение. [ 3 ]
он переехал в Новый Орлеан В юности . Сначала он учился игре на тромбоне, затем перешел на корнет. С 1908 по 1917 год он играл на корнете в духовых и танцевальных оркестрах Нового Орлеана, а также в городском квартале красных фонарей, который стал известен как Сторивилл . Группа, которой он руководил вместе с тромбонистом Кидом Ори, считалась одной из лучших и самых популярных в Новом Орлеане в конце 1910-х годов. [ 4 ] Он был популярен в Новом Орлеане независимо от экономического и расового происхождения и был востребован на самых разных музыкальных должностях.
Согласно устному интервью в Тулейна Университета джазовом архиве Хогана с вдовой Оливера, Стеллой, на танцах, где играл Оливер, вспыхнула драка, и полиция арестовала его, его группу и бойцов.
Он жил в Чикаго со своей женой Эстель «Стелла» Доминик, на которой он женился в Новом Орлеане в сентябре 1911 года. Он продолжал работать в Dreamland, сформировав там в январе 1920 года группу, в которую входили Джонни Доддс, Оноре Дютри, и Лил Хардин, участник его знаменитого креольского джаз-бэнда. После закрытия Сторивилля он переехал в Чикаго в 1918 году со своей женой и падчерицей Руби Тьюсдей Оливер (род. 1905). [ 5 ]
Заметно отличались в его подходе более быстрые темпы, в отличие от медленных движений в афроамериканских танцевальных залах Нового Орлеана. [ 6 ] В Чикаго он нашел работу с коллегами из Нового Орлеана, такими как кларнетист Лоуренс Дюэ , басист Билл Джонсон , тромбонист Рой Палмер и барабанщик Пол Барбарин . [ 7 ] Он стал лидером группы Дюэ, играя в ряде клубов Чикаго. Летом 1921 года он отправился с группой на Западное побережье, где давал концерты в Сан-Франциско и Окленде, Калифорния. [ 5 ] На западном побережье Оливер и его группа придерживались традиции водевиля, выступая в костюмах плантаторов. [ 8 ]
Оливер и его группа вернулись в Чикаго в 1922 году, где они начали играть в Линкольн-Гарденс в роли короля Оливера и его креольского джаз-бэнда. Помимо Оливера на корнете, в состав персонала входили его протеже Луи Армстронг на втором корнете, Бэби Доддс на барабанах, Джонни Доддс на кларнете, Лил Хардин (впоследствии жена Армстронга) на фортепиано, Оноре Дютри на тромбоне и Билл Джонсон на контрабасе. [ 5 ] Записи, сделанные этой группой в 1923 году для компаний Gennett , Okeh , Paramount и Columbia, продемонстрировали новоорлеанский стиль коллективной импровизации, также известный как диксиленд , и принесли его более широкой аудитории. Поскольку они записывали акустически в рупор, который был напрямую подключен к игле мастера записи, Армстронгу приходилось стоять в углу комнаты, подальше от валторны, потому что его мощная игра отскакивала иглу от мастера. [ 9 ] Кроме того, белые музыканты посещали Линкольн-Гарденс, чтобы поучиться у Оливера и его группы. Поскольку Линкольн Гарденс находился в черном районе Чикаго и допускал только чернокожих, белые игроки слушали снаружи возле входной двери. [ 10 ] Перспективный тур по штатам Среднего Запада в конечном итоге распал группу в 1924 году. [ 11 ]
В середине 1920-х годов Оливер увеличил свою группу до девяти музыкантов, выступавших под именем King Oliver and his Dixie Syncopators, и начал использовать больше письменных аранжировок с джазовыми соло. Эта группа под руководством Оливера в Plantation Café составляла прямую конкуренцию группе Sunset Stompers Луи Армстронга, выступавшей в Sunset Café . [ 12 ] В 1927 году группа отправилась в Нью-Йорк, но он распустил ее, чтобы подрабатывать фрилансером. В конце 1920-х годов ему было трудно играть на трубе из-за болезни десен, поэтому он нанял других для исполнения соло, в том числе своего племянника Дэйва Нельсона, Луи Меткалфа и Реда Аллена . Он воссоединил группу в 1928 году, записавшись для Victor Talking Machine Company год спустя. Он продолжал с скромным успехом, пока спад в экономике не затруднил поиск заказов. ему Из-за пародонтита становилось все труднее играть на трубе. [ 13 ] Он бросил заниматься музыкой в 1937 году. [ 5 ]
Работа и влияние
[ редактировать ]Будучи игроком, Оливер очень интересовался изменением звука своего валторны. Он был пионером в использовании немых, в том числе резинового сантехнического вантуса, шляпы-дерби, бутылок и чашек. Его любимым немым был небольшой металлический немой, изготовленный CG Conn Instrument Company, с помощью которого он сыграл свое знаменитое соло в своей композиции «Dippermouth Blues» (раннее прозвище коллеги-корнетиста Луи Армстронга). название вау-вау Его запись "Wa Wa Wa" с группой Dixie Syncopators можно отнести к тому, что она дала таким техникам . Этот «причудливый» стиль игры на трубе также был использован в его композиции «Excentric». [ 14 ]
Оливер также был талантливым композитором и написал множество мелодий, которые до сих пор регулярно исполняются, в том числе «Dippermouth Blues», «Sweet Like This», «Canal Street Blues» и «Doctor Jazz». Например, «Dippermouth Blues» был адаптирован Доном Редманом для оркестра Флетчера Хендерсона под новым названием «Sugar Foot Stomp». [ 15 ] [ нужна ссылка ]
Оливер выступал в основном на корнете, но, как и многие корнетисты, в конце 1920-х годов перешел на трубу. Он считал пионера джаза Бадди Болдена одним из первых, оказавших влияние, и, в свою очередь, оказал большое влияние на многих молодых корнетов и трубачей в Новом Орлеане и Чикаго, в том числе на Томми Ладнье , Пола Мареса , Маггси Спэньера , Джонни Виггса , Фрэнка Гуаренте и, наиболее знаменитейший из всех, Армстронг. Один из его протеже, Луис Панико (корнетист оркестра Ишама Джонса ), написал книгу под названием «Новый корнетист» , которая иллюстрирована фотографиями, демонстрирующими некоторые немые приемы, которым он научился у Оливера. [ 16 ]
Будучи наставником Армстронга в Новом Орлеане, Оливер обучал молодого Луи и дал ему работу в группе Кида Ори, когда тот уехал в Чикаго. Несколько лет спустя Оливер вызвал его в Чикаго, чтобы сыграть со своей группой. Луи запомнил Оливера как «Папу Джо» и считал его своим кумиром и вдохновителем. В своей автобиографии «Сачмо: Моя жизнь в Новом Орлеане » Армстронг писал: «Я стремился играть так, как он. Я до сих пор думаю, что если бы не Джо Оливер, джаз не был бы тем, чем он является сегодня. творец сам по себе». [ 2 ]
Тяготы в последующие годы, упадок и смерть
[ редактировать ]Деловая хватка Оливера не могла сравниться с его музыкальными способностями. Ряд менеджеров украли у него деньги, и он пытался выторговать для своей группы больше денег, чем был готов заплатить Savoy Ballroom , – потеряв работу. Он потерял шанс на важное участие в знаменитом нью-йоркском « Коттон-клубе», когда потребовал больше денег; молодой герцог Эллингтон согласился на эту работу и впоследствии добился известности. [ 17 ]
Великая депрессия принесла Оливеру трудности. Он потерял все свои сбережения из-за обанкротившегося банка в Чикаго и изо всех сил пытался сохранить свою группу, проходя серию скудных концертов, пока группа не распалась.
У Оливера также были проблемы со здоровьем, такие как гноетечение , заболевание десен, которое отчасти было вызвано его любовью к сэндвичам с сахаром, и из-за этого ему было очень трудно играть. [ 18 ] и вскоре он начал делегировать соло более молодым музыкантам, но к 1935 году он вообще больше не умел играть на трубе. [ 19 ] Оливер застрял в Саванне, штат Джорджия , где он заложил свою трубу и лучшие костюмы и некоторое время управлял фруктовым ларьком, затем работал уборщиком в зале отдыха Уимберли (526–528 West Broad Street). [ 19 ]
Оливер умер в бедности «от атеросклероза , будучи слишком бедным, чтобы позволить себе лечение». [ 20 ] в ночлежке в Саванне 8 или 10 апреля 1938 года. [ 21 ] Его сестра потратила деньги на аренду, чтобы перевезти его тело в Нью-Йорк, где он был похоронен на кладбище Вудлон в Бронксе . На мероприятии присутствовали Армстронг и другие верные друзья-музыканты. [ 22 ]
Почести и награды
[ редактировать ]Оливер был введен в должность члена-учредителя Аллеи Gennett Records славы в Ричмонде, штат Индиана, в 2007 году.
Избранная дискография сборника
[ редактировать ]- Папа Джо: Король Оливер и его синкопаторы Дикси 1926–1928 ( Декка , 1969)
- Луи Армстронг и Кинг Оливер ( Milestone , 1974)
- Нью-йоркские сессии ( Bluebird , 1989)
- Sugar Foot Stomp Оригинальные записи Decca ( GRP , 1992)
- Диппермут Блюз ( ASV Living Era , 1996)
- Великие оригинальные выступления 1923–1930 (Louisiana Red Hot, 1998)
- Sugar Foot Stomp Vocalion и Brunswick Recordings Vol. 1 ( «Лягушка» , 2000)
- Лучшее из короля Оливера (Blues Forever, 2001)
- Полный комплект: Креольский джаз-бэнд короля Оливера (возврат, 2004)
- Полное собрание записей джаз-бэнда 1923 года (не для записи, 2006)
- Король Джо Оливер Уолтера К. Аллена и Брайана А.Л. Раста, Джазовые монографии № 1, февраль 1956 г., опубликованные Уолтером К. Алленом Белевиллем, Нью-Джерси (это второе издание; Джазовые монографии № 1. Октябрь 1955 г. был первым изданием). этой биографии и дискографии.)
См. также
[ редактировать ]- « Snag it » — песня Кинга Оливера.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Некоторые другие источники ссылаются на 1884 или 1885 год.
- ^ Jump up to: а б Армстронг, Луи (2012). Сачмо: Моя жизнь в Новом Орлеане . Улан Пресс. АСИН B00AIGW6AS .
- ^ Профиль (поиск по фамилии в алфавитном порядке) , Doctorjazz.co.uk. По состоянию на 10 ноября 2022 г.
- ^ «Кид Ори, 86 лет, мертв; джазовый тромбонист» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс. 24 января 1973 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ларкин, Колин (1997). Энциклопедия популярной музыки Virgin (Краткое издание). Девственные книги . п. 919. ИСБН 1-85227-745-9 .
- ^ Братья, Томас (2014). Луи Армстронг: мастер модернизма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 31. ISBN 978-0-393-06582-4 .
- ^ Баллиетт, Уитни (1996). Американские музыканты II: Семьдесят один портрет в джазе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195095388 .
- ^ Братья (2014). Луи Армстронг . п. 30.
- ^ Братья (2014). Луи Армстронг . п. 62.
- ^ Братья (2014). Луи Армстронг . п. 33.
- ^ Братья (2014). Луи Армстронг . п. 116.
- ^ Братья (2014). Луи Армстронг . п. 256.
- ^ Братья (2014). Луи Армстронг . п. 89.
- ^ Братья (2014). Луи Армстронг . п. 83.
- ^ Братья, Томас (2014). Луи Армстронг: мастер модернизма . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 149. ИСБН 978-0-393-06582-4 .
- ^ https://qpress.ca/product/the-novelty-cornettist-louis-panico/, по состоянию на 20 апреля 2024 г.
- ^ Барнхарт, Скотти (2005). Мир джазовой трубы: всесторонняя история и практическая философия . Корпорация Хэла Леонарда . п. 21. ISBN 978-0634095276 .
- ^ Яноу, Скотт (8 апреля 1938 г.). «Кинг Оливер | Биография» . Вся музыка . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Оливер, Джозеф «Кинг» (1885–1938) | Черное прошлое: вспомнить и вернуть» . Blackpast.org. 17 июня 1922 г. Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Герлер, Питер. «Джо «Кинг» Оливер» . Энциклопедия джазовых музыкантов . джаз.com. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ↑ Существуют разногласия относительно даты смерти Оливера. На его могиле указано 8 апреля , и эта дата фигурирует в Джона Чилтона книге « Кто есть кто в джазе» , а также в его биографии на AllMusic . Однако в своей биографии Питера Хэнли « Портреты из Нового Орлеана Джелли Ролл » автор цитирует дату 10 апреля из округа Оливер Чатем, штат Джорджия, свидетельство о смерти № 8483.
- ^ Уильямс, Монтана. Кинг Оливер (Короли джаза) . Барнс; Перпетуя (1961), с. 31. ASIN: B0007ECVCE.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дискография Кинга Оливера на Discogs
- Dixie Syncopators Кинга Оливера, Архив Red Hot Jazz , syncopatedtimes.com
- Креольский джаз-бэнд Кинга Оливера @ Red Hot Jazz Archive
- Джо «Кинг» Оливер (1885–1938) , syncopatedtimes.com
- Проект регистрационной карточки и эссе короля Оливера во время Первой мировой войны , Doctorjazz.co.uk
- Джозеф Оливер , findagrave.com
- Записи Кинга Оливера в Дискографии американских исторических записей
- Афро-американские джазовые музыканты
- Афро-американские авторы песен
- Руководители американских джазовых оркестров
- Американские джазовые корнеты
- Американские джазовые авторы песен
- Американские авторы песен-мужчины
- Руководители биг-бэндов
- Джазовые музыканты диксиленда
- 1881 рождений
- 1938 смертей
- Джазовые музыканты из Нового Орлеана
- Джазовые музыканты из Чикаго
- Люди из прихода Вознесения, Луизиана
- Артисты Paramount Records
- Исполнители Gennett Records
- Артисты Okeh Records
- Исполнители Vocalion Records
- Похороны на кладбище Вудлон (Бронкс, Нью-Йорк)
- Смертность от атеросклероза
- Авторы песен из Луизианы
- Авторы песен из Иллинойса
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Участники духового оркестра «Вперед»
- Участники оркестра «Олимпия»
- Участники группы Eagle Band
- Дворники
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Американские авторы песен 20-го века