Макс Пайффер Вотенфул
Макс Пайффер Ватенфул (1896 — 13 июля 1976) — немецкий художник. Описанный как «лирический поэт живописи», он принадлежит к «традиции немецких художников, для которых итальянский пейзаж олицетворял Аркадию». Помимо средиземноморских сцен, он регулярно изображал Зальцбург и писал множество натюрмортов с цветами. Помимо картин маслом, его обширная работа включает акварель, рисунки, эмаль, текстиль, графику и фотографии.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Детство, юность и студенческие годы
[ редактировать ]Макс Пайффер Ватенфул был сыном Карла Йозефа Эмиля Пайффера, аптекаря, и его жены Анны. Его отец умер в 1903 году. Три года спустя, в 1906 году, его мать вышла замуж за доктора Генриха Ватенфула, учителя гимназии в Кведлинбурге . Его семья жила там до 1911 года, а затем переехала в Хаттинген , город на реке Рур , где отчим Макса, который также писал книги по среднелатинской поэзии, был назначен директором местной гимназии. Эту же школу сейчас посещал Макс Пайффер. Его сводная сестра Грейс родилась в 1913 году. Макс Пайффер сдал аттестат зрелости в 1914 году. По желанию родителей Макс начал изучать медицину в Бонне , но вскоре поступил на юридический факультет и изучал право в Страсбурге , Франкфурте-на-Майне и Мюнхене . Именно в Мюнхене, в книжном магазине Гольца, он впервые увидел произведения Пауля Клее ; Позже он должен был встретиться с Клее лично. Он получил докторскую степень в Вюрцбурге в 1918 году, защитив диссертацию по церковному праву, а затем сдал экзамен на звание адвоката-стажера. Затем последовали несколько месяцев военной подготовки в армейских казармах в г. Мюльхайм/Рур . В 1919 году он стал адвокатом-стажером в окружном суде Хаттингена и в том же году принял двойную фамилию Пайффер Ватенпхул. Осенью того же года он решил стать художником и отказался от юридической карьеры.
Путешествия и дружба
[ редактировать ]
Конопля (основа) и шерсть (уток), 137 х 76 см.
Архив Баухауза, Музей дизайна, Берлин
В 1919 году Макс Пайффер Ватенфул поступил студентом в Баухаус в Веймаре . Вальтер Гропиус разрешил ему присутствовать на всех занятиях семинара. Ему предоставили собственную студию, и он посетил Йоханнеса Иттена знаменитый вводный курс . Примерно в это же время он подружился с Оскаром Шлеммером , Василием Кандинским , Герхардом Марксом , Йозефом Альберсом , Паулем Клее , Куртом Швиттерсом и Эльзой Ласкер-Шюлер . Пайффер Ватенпхуль проживал в Веймаре до конца 1923 года. С 1920 года он был членом группы художников «Юнгес Рейнланд» в Дюссельдорфе , подружившись с Отто Диксом (написавшим его портрет), Вернером Жилем , Отто Панкоком и Максом Эрнстом . Арт-дилер Альфред Флехтхайм заключил контракт с Максом Пайффером Ватенфулом со своей галереей, тем самым во многом обеспечив финансовую независимость молодого художника. В 1920 году он впервые смог поехать в Зальцбург и Вену , а в 1921 году у него прошла первая выставка, организованная Эрнстом Гозебрухом, в Муниципальном художественном музее в Эссене . Его первая поездка в Италия последовала за ним в ноябре 1921 года, доставив его через Рим и Неаполь в Позитано . В 1922 году он работал в эмалированной мастерской своей бывшей сокурсницы по Баухаусу Марии Цирениус в Зальцбурге . В Эссене он познакомился с Алексеем Явленским . 1 июля 1924 года Пайффер Ватенфул отправился на грузовом корабле через Кубу в Мексику, где пробыл почти целый год. В течение 1925 года он несколько раз посещал Явленского в Висбадене , где выставлял свои работы в художественном музее. Затем последовала поездка в Рагузу , Далмацию , с Марией Цирениусом и путешествие на юг Франции, в Париж, Флоренцию и Рим. С 1927 по 1931 год он работал преподавателем «общего художественного дизайна» в школе Фолькванг в Эссене , где преподавателями также были Макс Бурхартц и Грета Виллерс, которые вместе с Пайфером Ватенфулем учились в Баухаусе в Веймаре . Затем последовало пребывание в Берлине и поездка в Париж (где он познакомился с Карли Зон-Ретель и Флоренс Анри), а также поездки на юг Франции и в Марокко вместе с коллекционером Клаусом Гебхардом. Интерес Пайффера Ватенфула к фотографии, зародившийся еще в годы его работы в Баухаусе, получил более глубокое развитие в школе Фолькванг. В 1931 году он оставил там свою преподавательскую должность и в том же году был удостоен звания Римская премия .
Италия
[ редактировать ]Макс Пайффер Ватенфул провел период с октября 1931 по июль 1932 года в Риме в Немецкой академии на вилле Массимо , где в то время там проживали и другие художники, включая Ули Нимпча, Эрнста Вильгельма Ная , Карла Рёссинга и Фрица Рейна. Он также подружился с Людвигом Курциусом , Бернхардом Дегенхартом и Эккертом Петеричем. В июле 1932 года он посетил Гаэту вместе со своей сестрой Грейс, Эрикой и Клаусом Рёссингами. В 1933 году он получил «Дополнительную премию» Института Карнеги , Питтсбург , за цветочный натюрморт. Снова отправившись в Италию в 1936 году, он посетил Рим, Латину , Сорренто , Капри , Искью и Сицилию . К 1937 году ситуация в Германии становилась все более гнетущей. Его переписка была перехвачена, а картины конфискованы из немецких музеев: Национальной галереи Берлина, Музея Фолькванга в Эссене, Städtische Kunstsammlung Kassel, Städtische Kunsthalle Mannheim. Цветочный натюрморт, принесший ему премию Карнеги и тем временем висевший в Национальной галерее Берлина, был показан в нацистская Пресловутая выставка « Дегенеративное искусство » в Мюнхене в 1937 году. Осенью того же года Макс Пайффер Ватенфул наконец решил навсегда переехать в Италию , в чем ему очень помогла его сводная сестра Грейс, которая была замужем. римскому архитектору Энрико Паскуалуччи. В том же году родители художника переехали в Эссен , его отчим был досрочно уволен с поста директора по политическим причинам. В декабре 1937 года Макс Пайффер Ватенфул отправился на остров Искья , где познакомился с несколькими немецкими художниками и интеллектуалами, в том числе Вернером Жилем , Рудольфом Леви , Эдуардом Баргером и композитором Готфридом фон Эйнемом . Генрих Ватенфул, отчим Макса, умер в 1940 году. К 1941 году Макс оказался в таком затруднительном финансовом положении, что был вынужден вернуться в Германию и занять преподавательскую должность, полученную для него Георгом Мухе , в Крефельдской школе текстильного дизайна в качестве преемник Йоханнеса Иттена . Он взял на себя класс рисования и живописи. Были частые визиты к Оскар Шлеммер в Вуппертале . В 1943 году студия Пайффера Ватенфула была разрушена в результате воздушного налета. Лето того же года было проведено в Вене , после чего он преподавал в Школе искусств и ремесел в Зальцбурге до зимы 1946 года. Макс Пайффер Ватенфул оказал огромное влияние на молодых художников Зальцбурга . Пайфферу Ватенфулу, гражданину Германии, было отказано в разрешении на проживание в Австрии после 1946 года, и поэтому он бежал через Южный Тироль к своей сводной сестре в Венецию , где он затем прожил следующие двенадцать лет. Он подружился с художниками Филиппо Де Пизисом и Феличе Карена, а также с коллекционером Пегги Гуггенхайм . Его первая персональная выставка после окончания войны состоялась в Венеции в 1948 году. Его первые послевоенные путешествия на юг Италии – в Рим, Неаполь, Казерту , Позитано и Капри – были совершены в 1949 году. Именно в Позитано состоялась его первая персональная выставка после окончания войны. он снова встретился с Карли Зон-Ретель и Стефаном Андресом .
Признание восстановлено
[ редактировать ]Макс Пайффер Ватенфул провел весь апрель 1950 года во Флоренции . В том же году Эберхард Ханфштенгль получил для себя выставочный зал на Биеннале, где были показаны его картины в Венеции. Осенью 1951 года Пайффер Ватенфул получил паспорт, позволяющий ему поехать в Зальцбург. Город Зальцбург предоставил в его распоряжение студию в Зальцбургском Кюнстлерхаусе, которую он держал до 1971 года. Он снова встретился с Максом Эрнстом и Жаном Арпом в Венеции. Среди его многочисленных друзей были Эмилио Ведова , Джузеппе Сантомазо, Карло Кардаццо и критик Бруно Альфьери. Жан Кокто написал предисловие к своим выставкам. Лишь в январе 1952 года Пайффер Ватенфул совершил свой первый визит в Германию после окончания войны: Эссен , Дортмунд , Вупперталь , Брауншвейг , Мюнхен были городами в его маршруте перед поездкой в Цюрих . С 1952 года он регулярно принимал участие в Больших художественных выставках в Доме искусства в Мюнхене и долгое время был членом Мюнхенского сецессиона. . Вдохновленный цюрихским галеристом Чичио Халлер (урожденная Трилхаасе), он выпустил свои первые цветные литографии. В 1952 году он выставлялся в Музее Фолькванг в Эссене , Музее Остваль в Дортмунде и Городском музее в Вуппертале. Во время визита в Париж весной 1953 года он смог снова увидеть многих старых друзей, в том числе Даниэля-Генри Канвейлера и Флоранс Анри. С 1954 года он проводил весенние и осенние месяцы на острове Искья и летние месяцы в Зальцбурге, где в 1956 году у него была большая и важная выставка в Зальцбургской резиденции. За этим в 1957 году последовала выставка в помещении Штутгартского художественного общества, на которой было представлено 60 картин маслом, 40 акварелей и большое количество гравюр и рисунков. Осенью 1957 года Макс Пайффер Ватенфул купил небольшую студию в Риме, недалеко от площади Испании . Со своей террасы ему открывался беспрепятственный вид на Пинчио . В 1958/59 году он принял участие в выставке во Палаццо делле Эспозициони под названием Arte tedesca dal 1905 ad oggi. . Обширная ретроспектива в Муниципальном художественном музее Леверкузена включала как его ранние работы, так и картины в Венеции.
Рим
[ редактировать ]Макс Пайффер Ватенфул поселился на постоянное место жительства в Риме в 1958 году. В 1960-е годы он неоднократно путешествовал по югу Италии. В Риме он подружился с немецкими корреспондентами Йозефом Шмитцем ван Ворстом, Густавом Рене Хокке и Эрихом Кушем. В 1960 году провел месяц в Ливане , а в 1961 году впервые посетил Грецию. Выставка, организованная в Кунстхалле в Киле в 1961 году, подчеркнула важность его картин в Венеции и Риме. Анна Пайффер, мать художника, умерла в Риме в феврале 1963 года. С 1964 года Макс Пайффер Ватенфул каждый год ездил на остров Корфу , где обычно снимал небольшую квартирку на период с апреля по июнь. В 1964 году он сменил Кокошку в Международной летней академии в Зальцбурге и преподавал там три месяца каждый год. В том же году он был награжден Почетным кольцом города Зальцбурга. В 1965 году он был назначен действительным членом Баварской академии изящных искусств в Мюнхене и в том же году выставлял свои работы с 1921 по 1964 год в галерее La Medusa в Риме. Его 70-летие в 1966 году было отмечено выставками в Галерея Отто Штангля в Мюнхене и Галерея Фридриха Вельца в Зальцбурге. В ноябре 1969 года он был награжден Большим крестом за заслуги перед Федеративной Республикой Германия. Его последняя картина была написана в 1970 году; после этого он писал только рисунки, акварели и литографии. В 1972 году в Кунстхалле в Дармштадте прошла ретроспектива с 90 картинами маслом и 60 акварелью.
Почести и отличия
[ редактировать ]- Римская премия
- «Дополнительная награда» Питтсбургского университета, 1933 г.
- Почетное кольцо города Зальцбурга, 1964 г.
- Член Баварской академии изящных искусств, Мюнхен, с 1965 г.
- Большой крест за заслуги перед Федеративной Республикой Германия , 1969 г.
Выставки (выборка) [ 1 ]
[ редактировать ]- 1921: Муниципальный художественный музей, Эссен.
- 1925: Музей Висбадена
- 1933: Питтсбург, тридцать первая ежегодная международная выставка картин, Институт Карнеги.
- 1948: Венеция, XXIV биеннале.
- 1950: Венеция, XXV биеннале.
- 1952: Эссен, Макс Пайффер Ватенпхул, Музей Фолькванг
- 1956: Зальцбургская резиденция, Зальцбург
- 1957: Штутгартское художественное общество
- 1959: Ретроспектива, Муниципальный музей, Леверкузен.
- 1961: Художественная галерея Киля
- 1965: Галерея Ла Медуза, Рим.
- 1972: Ретроспектива, Кунстхалле Дармштадт
- 1976: Баварская академия изящных искусств, Мюнхен.
- 1991: Вупперталь, Макс Пайффер Ватенфул. Картины, Музей Фон дер Хейдта
- 1995: Милан, ненадежное убежище. Немецкие художники и интеллектуалы в Италии 1933–1945, Палаццо делла Раджоне; Берлин, Академия художеств
- 1996–1997: Рим, Макс Пайффер Ватенфул, Немецкая академия Вилла Массимо; Ганновер, Музей Шпренгеля; Венеция, Немецко-итальянское культурное общество, Палаццо Альбрицци
- 1999: Берлин, Макс Пайффер Ватенфул, Художник фотографирует Италию, Архив Баухауса [2]
- 2000: Рим, Макс Пайффер Ватенфуль и Италия, Национальный музей замка Сант-Анджело [3]
- 2001: Зальцбург, Макс Пайффер Ватенфул, Натюрморты и фотографии, Рупертинум
- 2004: Зальцбург. Макс Пайффер Ватенфул, Зальцбург, Картины города, Муниципальная галерея Зальцбурга
- 2005: Эссен, Макс Пайффер Ватенфул – Промышленная картина, Музей Фолькванг
- 2007: Мюнхен, Макс Пайффер Ватенфул - Рисунки, Пинакотека современности, Государственная коллекция графики
Библиография
[ редактировать ]- Николаус Шаффер/Антон Гугг: Макс Пайффер Ватенфул – Зальцбург, фотографии города. Из личных воспоминаний Алессандры Паскуалуччи. Издано Verlag Galerie Welz, Зальцбург, 2004 г.
- Грейс Уотенпхул Паскуалуччи/Алессандра Паскуалуччи: Макс Пайффер Уотенпхул – резонне каталога. Том I: Картины, акварели. С предисловием Бернхарда Дегенхарта. Опубликовано DuMont Buchverlag, Кёльн, 1989 г.
- Грейс Уотенпхул Паскуалуччи/Алессандра Паскуалуччи: Макс Пайффер Уотенпхул – резонне каталога. Том II: Рисунки, эмалевые работы, текстиль, гравюры, фотографии. С предисловием Сабины Фелеманн. Издано DuMont Buchverlag, Кёльн, 1993 г.
- Берт Билцер: Пайффер Ватенфул. Геттинген в 1974 году
- Густав Рене Хокке: Макс Пайффер Ватенфул - личность, жизнь, работа, Штутгарт, 1976 г.
- Бригит Фрилингхаус: Макс Пайффер Ватенфул 1896–1976. Картины и акварели из Муниципального музея, отчеты о работе, публикации из Брауншвейгского муниципального музея. Том 63. Брауншвейг, 1993 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- peifferwatenphul.de Библиография и подборка работ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Источник: Макс Пайффер Уотенфул, «Натюрморты». Каталог выставки в Рупертинуме Зальцбурге, Музее современного искусства и Музее фон дер Хексдта, Вупперталь, 2001, стр. 101.